УДК 342.4+338.2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕНТАЛИТЕТА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Юрчук Василий Степанович,
канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права,
e-mail: [email protected],
Московский университет им. С.Ю. Витте, г. Москва
В статье дается характеристика правового менталитета, который является важнейшей частью правосознания, оказывает влияние на формирование российского права, на его реализацию в государстве. Отмечено, что понимание специфики правового менталитета позволяет успешно развивать правотворчество, формировать высокое правосознание. Знание российского правового менталитета позволяет законодателю учитывать это явление при принятии нормативно-правовых актов, при их реализации. Игнорирование этого явления, как правило, приводит к правовому нигилизму, который не дает возможности государству достичь своей цели. Духовная сфера является той сферой, где формируется правовой менталитет. В статье показаны основные аспекты российского общества, заложенные в национальной культуре, нравственности, праве. Среди этих аспектов автор выделяет моральный, культурологический, философский, психологический, этнический, социологический, религиозный. В статье рассматриваются основные категории, присущие российскому правовому менталитету, которые отражают внутреннюю природу правосознания, являются важными в области правоотношений, имеют аксиологическое значение в правовой реальности Российского государства.
Ключевые слова: российский менталитет, ментальность, культура, соборность, православие, этнический фактор менталитета, мессианство, национальное сознание, нигилизм, идеализация менталитета, правовой аспект менталитета
GENERAL CHARACTERISTICS OF THE MENTALITY OF RUSSIAN SOCIETY
Yurchuk V.S.,
candidate of legal sciences, associate professor of department of theory and history of the state and right,
e-mail: [email protected],
Moscow Witte University, Moscow
An important part of the Russian legal consciousness is the domestic legal mentality, which has a considerable influence on the nature of domestic law, especially its implementation. The ability to understand the specifics of the legal mentality of Russia to a large extent laid the foundations ofsuccessful lawmaking, effective activity of the subject of law. Understanding its meaning makes the work of the person who adopts legal norms more purposeful, aware ofwhat goal he should strive for, and what is necessary for this. Ignoring the legal mentality will not allow to properly Express the aspirations of society in the legal law. But here there is aproblem-what are these aspirations. It is important that they Express spiritual principles. The legal mentality, as a rule, is in the sphere of spiritual reality, derived from it. For the theory of law, a new type of mentality is important - spiritual and cultural, which expresses, as far as possible, the principles of spirituality in law, develops on the basis of universal and national culture, synthesizes moral-metaphysical and formal-legal principles, etc. Its main aspects: 1) ethical; 2) cultural; 3) philosophical; 4) psychological; 5) religious; 6) sociological; 7) ethnic. Legal mentality is characterized not only by the relevant principles, but also by axioms, which are its mental-psychological, intellectual attributes, without which it can not be spiritually and culturologically developed. They reflect the inner qualities (nature) of justice in its true meaning, are values that largely determine the spiritual state and development of justice.
Keywords: Russian mentality, mentality, culture, conciliarity, orthodoxy, ethnic factor of mentality, messianism, national consciousness, nihilism, idealization of mentality, legal aspect of mentality
DOI 10.21777/2587-9472-2019-2-31-35
Что же такое российский менталитет (ментальность)? Российский менталитет - это сложное образование, которому присущи определенные признаки, такие как: различные стереотипы мышления, культурно-исторические традиции, психологические образы, психологические реакции на различные правовые ситуации, реагирование на непривычные, нестандартные явления, процессы, действия. В литературе, в том числе и юридической, отмечено, что российский менталитет имеет давнюю историческую историю, выражает уровни, подструктуры отечественного сознания.
Несомненно, стоит обратить внимание на понятие «ментальность». Ментальность - это некий национальный характер народа, образ его жизни, его культура, быт общества. Ментальность обладает своими признаками, среди которых устойчивость, постоянство, духовность. Самый важный признак, который выражается в ментальности, - это умственно-интеллектуальный, культурный аспект развития российского общества. Благодаря ему существует возможность сохранить генотип российского этноса, а в некоторых случаях даже приумножить.
Из вышесказанного важно отметить, что ментальность отечественного социума - это «накопитель» инвариантных общественно-духовных, этнокультурных величин, иными словами, различных смыслов, убеждений, традиций, ритуалов и т.д.
Наряду с сознанием, психикой, культурой и другими явлениями российский менталитет является реальностью, характеристику которого мы находим в культурологической сфере. В структуре общественного сознания он занимает важное место, в отличие от ментальности, которая связана с менталитетом, но не детерминируется им. Говоря о ментальности, мы можем утверждать, что ментальность -это не гипотеза, а реально существующее явление. Часть ученых считает, что ментальность - это одна из гипотез, которая еще недостаточно изучена, хотя реальность, в том числе правовая, подтверждает факт ее существования [5]. Ментальность, ее сущность, ее бытие подтверждаются всей человеческой историей, а также спецификой общественно-исторического развития мировых цивилизаций.
Ментальность - это то понятие, которое нельзя подменить другим понятием. В учении о правовом сознании, правовой культуре не создана теоретическая база, которая позволила бы трансформировать в ментальную плоскость образы, привычки, установки, эмоционально-волевые реакции, формирующие ментальность российского общества.
Российскому менталитету присущи свои особенности, особенно правовому менталитету. Сравнивая правовую ментальность и правовую культуру российского общества с другими социумами, можно обнаружить существенные различия, которые присущи только нашему обществу, его духовным и культурным традициям. Это проявляется как в мышлении, так и в характере поведения нашего соотечественника. Говоря о поведении россиянина, мы можем увидеть его склонность к традиционализму [1].
Традиции, которые складываются в российском обществе на протяжении тысячелетий, не всегда соответствуют сложившейся реальности социальной жизни. Традиционализм является понятием, которое отражает социальную жизнь общества в ее исторической перспективе, и не всегда он может быть положительным. В российском обществе традиции (например, жизнь общиной), как правило, сковывали творческую, жизненную энергию личности, что негативно сказывалось на осуществлении индивидуальной свободы [4].
Община, коллектив довлели над личностью, лишали ее возможности проявить свою индивидуальность и способности.
Общинное начало, присущее России, является особенностью национального менталитета, - это ментальная установка российского сознания. Здесь важно не просто совместное проживание людей в общине, а именно коллективистский, общинный характер и способ существования российского общества, российской ментальности, который был присущ прошлым временам.
Коллективизм, общинность, альтруизм, присущие российскому обществу в прошлом, уходят - сегодня на первые позиции выходит эгоизм, индивидуализм. Эти явления разрушают российскую ментальность, меняют кардинально ценности, присущие российскому обществу. Общинные традиции уходят, меняется менталитет, и на освободившемся месте появляется новая ментальность, которая формируется на новой базе, зачастую отрицающей коллективистское начало. Безусловно, общинное нельзя полностью и однозначно отрицать. Это бы не соответствовало природе российского национального менталитета. Но подавление индивидуальных, свободолюбивых начал общиной, коллективом предполагает, что
личность, ее права, отходят на второй план, приоритет отдается коллективу, корпоративным интересам. Личность подгоняется под некий общий стандарт, а это не способствует развитию у человека чувства свободы, независимости, самостоятельности. В этих условиях антииндивидуализм вполне реален [2].
Из вышеизложенного становится понятным особый интерес в России к идее соборности. Это одна из важных идей российского сознания. В соборности коллективное начало играет важную роль, оно способствует консолидации общества для достижения определенных целей. И здесь соборность базируется не только на коллективистских началах, но и на ценностных аспектах личности, таких, как свобода, равенство, справедливость. Нельзя идти к соборности, не учитывая эти ценностные характеристики личности. Опасно, когда коллективизм поглощает индивидуальность.
С идеей соборности тесно связано православие как один из важнейших составляющих компонентов российской ментальности. Точнее сказать, речь в данном случае необходимо вести о религиозном аспекте отечественного менталитета, где вместе с православием сосуществуют другие религиозные верования. Подобное разнообразие конфессий придает менталитету российского социума неповторимую самобытность. Хотя, бесспорно, российская ментальность складывалась в основном на основе православного христианства [6].
Необходимо отметить, что в начальный период православие на Руси столкнулось с противодействием языческих верований народных масс. В итоге православие не вытеснило полностью язычество. Впрочем, проявления язычества характерны и для остальных стран, где утвердилось христианство.
Сегодня религиозные конфессии укрепляют свои позиции в обществе, особенно это касается православной церкви. Однако, на наш взгляд, на самом деле не стоит преувеличивать религиозность современного общественного сознания российского социума. Усиление религиозного «брожения» в умах и душах россиян следует только приветствовать. Но этого недостаточно. Важно, чтобы народ повернулся в сторону веры, стал бы на путь жизненного воплощения сакральных заповедей.
В данном процессе должно участвовать и государство, несмотря на то, что оно является светским. Государственная власть обязана помогать подлинному, настоящему (богоугодному) религиозному движению, являющемуся антиподом фарисейской, мнимой «религиозности».
Очевидно, что российское общество не может строить свою жизнь, опираясь лишь на какую-либо одну религиозную традицию. Его многоконфессиональный, полиэтнический характер предполагает выражение отечественным менталитетом более широкого религиозного спектра, где мирное религиозное сотрудничество и сосуществование должно быть нравственным императивом. Это только еще сильнее будет подчеркивать религиозную толерантность и щедрость российской ментальности. Религиозная составляющая крайне важна в целом для всего национального сознания России, а не только в отношении какой-либо его отдельной части. Это напрямую связано и с многонациональной сущностью российского менталитета.
Этнический (национальный) фактор в образовании российского социума сыграл колоссальную роль. В равной мере это относится и к ментальности россиян. Российская культура находится в многополюсном этнонациональном измерении. Здесь присутствуют ментальные установки самых разных наций, народностей, населяющих территорию России.
В силу этого российский менталитет не есть однородное по своей природе явление. Богатство его внутреннего содержания не может не удивлять. Действительно, одно дело менталитет, например, жителей Крайнего Севера, а другое - многочисленных народностей Северного Кавказа. Безусловно, между ними имеются принципиальные различия. Это касается и жителей Центральной России, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока.
Отечественный менталитет не случайно является таким сложным, непростым образованием. Исторически сложилось так, что в его формировании принимали участие различные этнические элементы. Историки, этнографы относят к ним славян, финно-угорские, балтийские, тюркские и иные этносы. В нынешнем виде российский этнос (народ) есть не что иное, как ассимиляция самых различных этнических элементов в единый социум. Таких примеров в истории России великое множество. Помимо ассимиляции других народов, российский этнос привнес на Русь черты, характер, стиль управления других народов. Так, например, характер и стиль организации государственной власти Московской Руси, ее деспотизм в значительной мере были определены влиянием монголо-татар.
Конечно, любая этническая ментальность специфична. Но особенностью российской является воздействие на нее как западной, так и восточной культуры. Этнонациональное многообразие (духовное и культурное богатство России) усиливает данное обоюдное влияние разных культур.
Одной из особенностей российского менталитета является мессианство. Мессианизм - это религиозное учение, в котором говорится о том, что бог послал своего человека (посланца - мессию), который должен сотворить мир, справедливость и покой на земле.
В российском менталитете мессианство - это образ восприятия действительности. Через призму мессианства формировалась русская культура, политико-правовая мысль, правовое сознание человека. Мессианский характер российской ментальности проявлялся на бытовом и теоретическом уровнях. Самобытность русской культуры, ее оригинальность, где доминировали идеи свободы, справедливости, правды, неразрывно связано с православием, и это является существенным отличием русского общества от западного.
Российскому обществу больше присущи эмоции, которые он выражает, а на Западе большое значение имеет такое понятие, как «размышлять». Из-за эмоций россиянину сложно рационально объяснить его бытие.
Национальное сознание России направлено больше на правду, чем на решение ситуаций. Говоря о российском менталитете, необходимо подчеркнуть следующее: личность пытается «побороть» общество, но общество угнетает личность. Общество пытается «побороть» государство, но государство угнетает общество. Государство постоянно использует меры принуждения над обществом, поэтому в России вера в государство (государя) - как высшего арбитра, была отличительной чертой русского менталитета.
Но, несмотря на все это, в российской ментальности явно присутствует стремление к добру. Оно тесным образом связано с религиозными началами отечественного сознания. Естественно, будут проявляться и жестокость, и ненависть, и злость, но в полной мере отнести данный аспект к существенным признакам российской ментальности не следует.
Если стремление к добру следует только поощрять, то неправильное религиозное истолкование греха и наказания за него лишь только ослабляет российскую ментальность, даже направляет ее на ложный путь. Как нам представляется, нельзя жить постоянно с чувством некой неопределенной вины. Бесспорно, что без этого чувства нет человека в подлинном смысле этого слова.
Еще одной чертой российской ментальности является нигилизм. Нигилизм - это полное отрицание каких бы то ни было явлений, особенно ярко он проявляется в праве. Данная философия ставит под сомнение многие общепринятые ценности, идеалы, культуру, нормы нравственности, нормы права. Нигилизм проявляется не сразу. Особенно это заметно в отношении к праву. Неприятие неправды ведет к отрицанию права, властей, которые это право создают. Сам нигилизм ведет к социальным потрясениям, которые разрушают государство.
Существенной чертой русского менталитета является идеализация обычаев, традиций, сложившихся в государстве. Разочарование в этих явлениях ведет к изменению менталитета. Переход от одной крайней позиции к другой [3] требует немалых затрат социокультурной и духовной энергии, душевно «выматывает» россиянина, значительно удлиняет время, которое предназначено для общественного развития.
Российскому обществу присуща пассивность. Пассивность - это явление, которое также влияет на менталитет общества, личности. Она не позволяет индивиду достичь цели, осуществить задуманное, но в экстремальных условиях россиянин проявляет себя с наилучшей стороны, а именно во время бедствий и трудностей, когда жизнь требует от него максимум терпения, стойкости, огромного напряжения духовных сил, концентрации волевой энергии. В таких тяжелых условиях российский народ может проявить удивительное жизнелюбие, в нем во всей полноте раскрываются такие качества, которые в спокойное, мирное время не могли бы быть реализованы.
Следующая черта, присущая нашему человеку, - это щедрость российской души, ее способность сопереживать чужому горю, оказывать бескорыстную помощь.
Российская ментальность - это феномен, который нельзя рассматривать лишь в черных или белых «тонах». Она противоречива и несет в себе разные начала. Все это находит свое выражение в правовом менталитете российского общества.
Список литературы
1. Герасимов И. Российская ментальность и модернизация // Общественные науки и современность. -1994. - № 4. - С. 66.
2. Герасимов И. Российская ментальность и модернизация // Общественные науки и современность. -2015. - № 4. - С. 68.
3. Малахов В.П. Философия права. - М., 2002. - С. 413.
4. Российская ментальность: материалы «круглого стола» // Вопросы философии. - 2015. - № 1. - С. 37.
5. Российская ментальность: материалы «круглого стола» // Вопросы философии. - 1994. - № 1. - С. 54.
6. Шестопал Е. Психологический профиль российской политики 1990-х. - М., 2000. - С. 248.
References
1. Gerasimov I. Rossijskaya mental'nost' i modemizaciya // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. -1994. - № 4. - S. 66.
2. Gerasimov I. Rossijskaya mental'nost' i modernizaciya // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. -2015. - № 4. - S. 68.
3. Malahov V.P. Filosofiya prava. - M., 2002. - S. 413.
4. Rossijskaya mental'nost': materialy "kruglogo stola" // Voprosy filosofii. - 2015. - № 1. - S. 37.
5. Rossijskaya mental'nost': materialy "kruglogo stola" // Voprosy filosofii. - 1994. - № 1. - S. 54.
6. Shestopal E. Psihologicheskij profil' rossijskoj politiki 1990-h. - M., 2000. - S. 248.