Научная статья на тему 'Общая характеристика инноваций в современных образовательных школах'

Общая характеристика инноваций в современных образовательных школах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
963
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПАРАДИГМА / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / СИСТЕМА / ВНЕДРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ветров Юрий Павлович, Дегтярева Елена Александровна, Ширина Лидия Васильевна

В статье дается общая характеристика инноваций в современных образовательных школах, на основе анализа широкого круга научных исследований. Особое место занимает анализ ориентиров в построении инновационного образовательного пространства. Дано определение понятия «инноватика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ветров Юрий Павлович, Дегтярева Елена Александровна, Ширина Лидия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика инноваций в современных образовательных школах»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК-371.08

Ветров Юрий Павлович

доктор педагогических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской и инновационной деятельности ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

Дегтярева Елена Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» (г. Тихорецк)

Ширина Лидия Васильевна

аспирант ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ Аннотация:

В статье дается общая характеристика инноваций в современных образовательных школах, на основе анализа широкого круга научных исследований. Особое место занимает анализ ориентиров в построении инновационного образовательного пространства. Дано определение понятия «инноватика».

Vetrov Yury Pavlovich

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Vice-rector for Research and Innovative Activity, Armavir State Pedagogical University (Armavir)

Degtyareva Elena Aleksandrovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Social and Humanitarian Disciplines, Kuban State University (branch in Tikhoretsk)

Shirina Lidiya Vasilyevna

post-graduate student, Armavir State Pedagogical University (Armavir)

GENERAL CHARACTERISTICS OF INNOVATIONS IN MODERN SCHOOLS

Abstract:

The article gives a general description of innovations in modern schools basing on the analysis of a wide range of scientific studies. A special place is occupied by the analysis of landmarks in the construction of an innovative educational space. The definition of the concept of "innovatics" is given.

Ключевые слова:

инновации, инновационное образовательное пространство, парадигма, функционирование, развитие, система, внедрение.

Keywords:

innovation, innovative educational space, paradigm, junctioning, development, system, implementation.

Особенностью современного этапа становления цивилизации является обострение ключевых проблем общественного развития в комплексе. Экономическая, экологическая, энергетическая составляющая кризиса дополняется нарастанием конфликтов социального и национального генеза. Техногенный тип культуры, на первых этапах своего существования способствовавший общественному прогрессу, сегодня содействует порождению средств уничтожения человеческой цивилизации.

Трансформирующиеся в связи с этим интересы человека, связанные с выживанием как биологического вида и социального субъекта, изменяют требования к уровню научной грамотности и образованности каждого. Поэтому во всем мире актуализировался поиск систем образования, характеризующихся большей демократичностью, диверсифицированностью и результативностью с позиции интересов личности и общества. Всё мировое сообщество стремится к преодолению в образовании профессиональной замкнутости и культурной ограниченности, ориентируясь на широкую и целостную личность.

На фоне таких глубоких социальных перемен российское образование находится в стадии реформирования еще с начала девяностых годов прошлого века. Необходимость данных реформ связана с тем, что школа по ряду направлений не соответствует глобальным потребностям общества. Существует разрыв между объективными запросами современности и общим недостаточным уровнем образованности участников образовательного процесса; между интенсивно изменяющейся профессиональной ориентацией молодежи и ее потребностью в удовлетворении разнообразных познавательных интересов и неготовностью системы школьного образования обеспечить соответствующую базу; между новаторскими методологическими подходами к развитым наукам и методам их трансляции обучающимся и архаическими стилями их преподавания в вузе.

Чтобы быть творцом и организатором в социальной жизни, человеку необходимо в процессе образования сформировать способности к проективному взгляду на будущее. Как отмечал президент Римского клуба А. Печчеи, только инновационное образование сможет решить такие задачи [9].

Сами понятия - «инновационное образование» и «традиционное образование», их альтернативность были сформулированы в докладе Римскому клубу в 1978 году учеными, обратившими внимание мировой научной общественности на существование принципов традиционного образования, неадекватных потребностям современного общества к человеку и к развитию его познавательных возможностей. Инновационный тип образования, по мнению авторов, ориентирован на развитие у обучающегося готовности к жизнедеятельности в условиях быстро наступающих перемен в обществе, готовности к действию в неопределенном будущем за счет развития способности к творчеству, разнообразных форм мышления, способностей к сотрудничеству и диалогу с другими людьми [6].

Сформированная на сегодняшний день новая образовательная парадигма школьного образования в качестве приоритета обозначает ориентацию на личностные интересы обучающихся, которые актуализированы современными тенденциями развития социума.

Главные гуманистические смыслы социального развития в современных условиях связаны с отношением к человеку как высшей ценности бытия, со слиянием общественных и личных интересов, с созданием условий для свободного развития каждого субъекта [15].

Интересы человека являются самоцелью развития, своеобразным критерием социального прогресса, гуманистическим идеалом происходящих в нашей стране реформ. Поступательное движение в направлении этого идеала соответствует требованиям гуманизации жизни в обществе, в центре которых находятся нужды, интересы, потребности каждого отельного человека.

Поэтому очевидно, что в основу новых функций и нового содержания школьного образования должны быть положены основные принципы инновационного образования. Новая парадигма образования делает его социально и личностно значимым фактором, обладающим огромным содержательным, познавательным, мировоззренческим и методологическим потенциалом.

Для новой парадигмы образования характерен выход на качественно иной уровень современного образования, обладающий признаками целостности. Однако принцип целостности детерминирует противоречивые тенденции во всей образовательной системе. С одной стороны, образование должно быть гибким и динамично адаптирующимся к происходящим социально-экономическим и политическим преобразованиям, с другой, образование должно быть по возможности стабильным по своим психолого-педагогическим основаниям. С одной стороны образовательная система должна опираться на обновляющиеся научные парадигмы и доктрины, циклично сменяющие друг друга, а с другой - она должна характеризоваться прогностичностью, готовностью проектировать будущее, поскольку выпускники будут жить и работать в условиях, значительно отличающихся от тех условий, в которых они обучаются.

Данные тенденции влекут за собой значительные изменения в содержании и методическом обеспечении обучающего процесса. Однако в реальности зачастую происходят стихийные внедрения образовательных инноваций, что увеличивает риск осложнить образовательный процесс, поскольку методологически и научно не обоснованный метод обучения в аспекте его применения в новых условиях непродуктивен.

Некоторые исследователи представляют инновационные процессы в образовании как систему, активно откликающуюся на «вызовы социокультурной реальности», которая, «не отвергая существующих традиций», принципиально изменяет обучение, воспитание и развитие личности. Инновационные процессы преобразуют не только саму педагогическую деятельность, свойственные ей средства и механизмы, но и существенно перестраивают систему целевых установок и ценностных ориентаций субъектов. Инновационные процессы открыты для культуры и общества, а также позволяют раскрывать своё «Я», рефлексивно осознавать собственный внутренний мир [14, 5]. С этой точки зрения обоснован тезис о том, что инновационная деятельность не только расширяет границы образовательной деятельности в плане содержания и технологического обеспечения, но и создает условия и для развития личности преподавателя, предоставляя ему возможность использовать право на индивидуальный творческий вклад, на личностную инициативу, на свободу саморазвития.

Термин «инновация» имеет в современных условиях широчайшее распространение, причем не всегда точно отражающее его специфический смысл. Инновация (латинское «innovato», английское «innovation» - 'нововведение') - явление культуры, которое не наблюдалось на предшествующих стадиях её развития, но которое родилось на этой стадии и получило в ней признание («социализировалось»); закрепившееся (зафиксированное) в знаковой форме и (или) в деятельности за счет изменения способов, механизмов, результатов, содержания самой деятельности.

В других случаях чаще используется понятие «нововведение», которое выражает его сущность в понятиях «инновационная деятельность» и «инновационный процесс» (если учитывается процесс сопряженных изменений в среде). Содержание нововведения представляется в виде комплексного процесса создания, распространения и использования нестандартного практического средства (новшества) с целью удовлетворения человеческих потребностей, изменяющихся под воздействием развивающихся социокультурных систем и объектов [10].

Требования инновационной организации деятельности (в противовес спонтанному новшеству) ставят мир в качественно новые, постиндустриальные условия развития. Инноватика - это, прежде всего, создание, освоение и распространение различного типа новшеств.

A.И. Пригожин как один из авторов синергетического обоснования развития систем говорит о том, что инновационная деятельность в различных сферах жизни имеет общие черты и закономерности [11]. Почти всегда возникают последствия - желаемые и вредные, предвиденные и неожиданные. Любое нововведение в чем-то принципиальном похоже на любое другое, где бы оно ни реализовывалось. Нововведение как организационный механизм, как особая деятельность есть во многих целеориентирован-ных изменениях.

Различается два типа изменений: изменение как функционирование и изменение как развитие.

B.И. Столяровым они разделяются по следующему основанию: «если изменение первого типа не приводит к появлению качественно нового по отношению к предмету, то в результате изменения второго типа возникает

нечто качественно новое, ранее не существовавшее по отношению к этому предмету [14].

Теория развития раскрывает функционирование в виде развития в одной плоскости (циклического воспроизведения). Такое развитие (в одной плоскости) не расширяет значительно возможности системы, но при этом имеет место некоторый их рост, повышение жизнеспособности системы. Абсолютного циклического воспроизведения системы не бывает, любое повторение происходит с изменениями, возникающими под воздействием разнообразных случайных факторов [8].

Развитие как специфический тип процесса изменения очень часто рассматривается в научной литературе. Развитие как изменение состояний, происходящее при условии сохранения их основы, т. е. какого-то исходного состояния, порождающего новые. Сохранность исходного состояния или основы делает возможным реализацию закономерностей развития [16].

Конкретная целостная система имеет одну природу, одно интегратив-ное качество, иначе она перестает быть системой. Как считает В.И. Столяров, изменение произойдет только тогда, когда наряду с исчезновением некоторых качеств предмета, появлением у него новых, этот предмет сохраняет некоторые свои стороны, т. е. в какой-то мере существует, сохраняя устойчивость [23, с. 34].

Развитию характерно, прежде всего, неотрывность от движения, изменения. Но эти изменения не разрозненны, а множественные, реализуются комплексно, через систему изменений в содержании элементов, в их структурном порядке, т. е. в рамках качества подсистем конкретной системы. В этом плане развитие можно определить как связь качественных преобразований системы [26, с. 160]. Эта связь характеризуется, прежде всего, необратимостью, понимаемой как возникновение качественно иных возможностей, не имеющих места ранее.

Таким образом, к основным признакам развития системы могут быть отнесены качественный характер изменений, их необратимость и направленность. То есть развитие - это направленное, необратимое, качественное изменение системы.

Понимание данных признаков развития необходимо для отграничения системного типа изменений от хаотического изменения, механического движения, круговорота и функционирования.

Инновационные особенности развивающейся системы заключаются в ее ориентированности на новые пути и средства решения возникающих проблем, в постоянном обновлении механизмов и приемов воздействия на окружающие системы и собственные структуры. Накопление данных изменений, рост числа и величины отклонений в структуре и поведении системы развивают степень ее неустойчивости, доводя до критического режима. Ключевой вопрос связан с тем, как перевести систему на качественно новый уровень и не допустить ее разрушения.

Анализ характеристик развивающихся систем позволяет рассмотреть развитие образовательной системы сквозь призму социокультурной динамики общества и ухода от сложившихся норм функционирования разнообразных образовательных институтов. Развитие образования на сегодняшний момент охватывает процессы адаптации инноваций, развития структуры и внутрисистемных связей, пересмотра устаревших норм и принципов, апробации новых представлений и ценностей [12].

Одним из ведущих понятий инноватики является понятие нового, новизны. Для изучения этой характеристики можно назвать абстрактную теорию свойств, рассматривающую многомерные свойства новизны с характеристиками как координатные измерения их шкал [3].

Начнем с определения инновации как педагогической категории, связанной с рядом определений социологического плана (новшество как социологическая категория).

Самым первым термином в области инноваций считается термин, предложенный Э.М. Роджерсом [18]. Исследователь определяет инновацию как идею, являющуюся новой для конкретного человека. Он не считает значимым, является ли идея объективно новой или нет.

Французским ученым Э. Брансуик выделены три вида педагогических новшеств:

- образовательная идея и действие, полностью новое и ранее неизвестное (хотя автор отмечает, что таковых идей очень мало);

- адаптированная, расширенная или переоформленная идея и действие, которое приобретает особую актуальность в конкретной среде и в определенный период времени;

- возрождение некоторых ранее существовавших идей и действий в новых условиях, гарантирующих их успех [7].

Марклунд в своих работах различает понятия новшества и изменения. По его мнению, новшество зачастую идентично понятию изменения, но не все изменения являются новшеством. В случае широкого масштаба изменений, затрагивающих всю образовательную систему, они могут считаться реформой. Новшество должно включать в себя улучшение согласно заранее сформулированным целям [7].

Здесь выделяется важнейшая характеристика инновации - целенаправленность и сознательность изменения.

Расширение международного сотрудничества ввело в отечественную науку термин «инновация», однако перевод на русский язык обнаружил немало терминологических расхождений. Так, А.С. Подымова и В.А. Сла-стенин выявили в словаре отечественной педагогики целый ряд понятий с корнем «инновация» [13].

Несмотря на очевидность связи теории с практикой, а также наличие определенных успехов в решении теоретических аспектов инновационных образовательных проблем, эффективность использования достижений педагогической науки и передовой практики работниками образования не соответствует требованиям времени. Имеющиеся недостатки обусловлены рядом причин, среди которых существенной является недооценивание личностного фактора результативности образовательного процесса.

И.В. Бестужев-Лада останавливается на слове «внедрение», подчеркивая, что в других языках оно не обладает тем же смыслом. У англичан это сугубо русское понятие переводится как «имплантация», «инкулькация», «инсталляция» (т. е. буквально как «привитие», «внушение», «вливание»), у французов - как «аппликация» (применение), у немцев - как «эйнфюрунг» (т. е. буквально как «введение», «вступление») [3].

Инновации как системный процесс создания и открытия нового (идеи, факта, концепции, теории), сравнительной оценки в соответствии

со сложившейся системой педагогических ценностей, освоения (принятие в систему ценностей или их отрицание) и использования на практике содействуют обновлению образования. Они создают качественно новый этап во взаимодействии и развитии научно-педагогического и педагогического творчества, создавая новое по инициативе самих практиков, удовлетворяя их профессионально-личностные потребности, интересы. Такое не может быть «внедрено» извне, как нечто чужеродное.

Важно понимать, что педагогические инновации - это нововведения, разрабатываемые и проводимые не органами государственной власти, а педагогическими работниками, конкретными организациями системы образования, представителями психолого-педагогической науки.

Разрабатываемые ими педагогические инновации вводят новые аспекты в цели обучения, обогащают содержание, расширяют спектр методов и форм обучения и воспитания, динамизируют педагогический процесс. Чаще всего это происходит тогда, когда в процессе накопления и осмысления фактов решается традиционная проблема нестандартным способом, порождающим новое качество, несущее новаторский смысл.

Инновационный характер педагогической деятельности позволяет развивать сознание и направленность активности педагогических кадров, создавать соответствующие группы профессионалов-новаторов.

Поэтому школа в первую очередь должна быть нацелена на создание динамического образовательного пространства, позволяющего включать педагогов в активную творческую педагогическую деятельность.

Поэтому важно, чтобы инновационная направленность образовательного пространства школы отвечала бы базовым потребностям саморазвивающейся личности педагога, способной на современном этапе к самоопределению и самореализации. Главное, суметь выявить ведущие ориентиры в построении инновационного образовательного пространства в соответствии с социальным контекстом и, как следствие, помочь преподавательскому составу в меняющихся социальных условиях преодолеть ограниченность утвердившихся принципов обучения и воспитания с учетом конкретной практики реализации в инновационном педагогическом движении.

В этом процессе личностно-профессиональное развитие педагогов считается системообразующим условием успешного функционирования школы в целом. При этом не только профессионализм, но и психоэмоциональное благополучие педагога являются фактором конструктивного решения инновационных образовательных задач.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонец, В. А. Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок : учебное пособие / В. А. Антонец ; под ред. К. А. Хомкина. - М. : Дело, 2009.

2. Бестужев-Лада, И. В. Альтернативная цивилизация / И. В. Бестужев-Лада. -М. : ВЛАДОС, 1998. - 352 с.

3. Бургин, М. С. Инновации и новизна в педагогике [Электронный ресурс] : методическое пособие / М. С. Бургин. - Новосибирск, 2009. - Режим доступа: http://geum.ru/doc/work/51892/index.html.

4. Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию / / Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. -М., 2008. - C. 421-424.

5. Ильин, Г. От педагогической парадигмы к образовательной / Г. Ильин // Высшее образование в России. - 2000. - № 1. - С. 64-69.

6. Инновационное обучение: стратегия и практика // Материалы научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования / под ред. В. Я. Ляудис. - М., 2004. - 203 с.

7. Кларин, М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта /М. В. Кларин. - М. : Наука, 2007. - 223 с.

8. Мячин, Ю. Н. Категория «развитие» / Ю. Н. Мячин. - Оренбург, 2003. - 78 с.

9. Печчеи, А. Человеческие качества : [пер. с англ.] / А. Печчеи. - М. : Прогресс, 1980. - 306 с.

10. Подосинникова, О. П. Дидактическая игра как средство подготовки студентов к инновационной педагогической деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. П. Подосинникова. - Астрахань, 1996. - 24 с.

11. Пригожин, А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики) / А. И. Пригожин. - М. : Политиздат, 1989. - 271 с.

12. Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения : материалы научно-практической конференции. - М. : Институт педагогических инноваций, 2004. - 105 с.

13. Сласгёнин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. - М. : Магистр, 1997. - 308 с.

14. Столяров, В. И. Процесс изменения и его познание (логико-методологические проблемы) / В. И. Столяров. - М. : Наука, 1996. - 140 с.

15. Фролов, И. Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет / И. Т. Фролов. -М. : Политиздат, 1999. - 559 с.

16. Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. -М. : Политиздат, 1988. - 263 с.

17. Юсуфбекова, Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании : методическое пособие / Н. Р. Юсуфбекова. - М. : ЦС ПО РСФСР, 1991. - 91 с.

18. Rogers, E. M. Diffusion of innovations (4th ed.). - New York : The Free Press,

1995.

REFERENCES

1. Antonets V.A. Innovacionnyj biznes: formirovanie modelej kommercializacii perspektivnyh razrabotok: Uchebnoe posobie [Innovative business: formation of models for the commercialization of promising developments]. Ed. by K.A. Khomkina. M.: Delo, 2009.

2. Bestuzhev-Lada I.V. Al'ternativnaya civilizaciya [Alternative civilization]. M.: VLADOS, 1998. 352 p.

3. Burgin M.S. Innovacii i novizna v pedagogike: metodicheskoe posobie [Innovations and novelty in pedagogy: a manual]. Novosibirsk, 2009. Available at: http://geum.ru/doc/work/51892/index.html. (In Russian).

4. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M. Diagnostics of the level of partial readiness for professional and pedagogical self-development. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp = Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups. M., 2008, pp. 421-424. (In Russian).

5. Ilyin G. From the pedagogical to the educational paradigm. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2000, no. 1, pp. 64-69. (In Russian).

6. Innovacionnoe obuchenie: strategiya i praktika [Innovative learning: strategy and practice]. Ed. by V.Ya. Laudis. M., 2004. 203 p.

7. Klarin M.V. Innovacii v obuchenii: metafory i modeli: Analiz zarubezhnogo opyta. Innovations in education: metaphors and models: Analysis of foreign experience. M.: Science, 2007. 223 p.

8. Myachin Yu.N. Kategoriya «razvitie». The category "development". Orenburg, 2003. 78 p.

9. Peccei A. The human quality. M.: Progress, 1980. 306 p.

10. Podosinnikova O.P. Didakticheskaya igra kak sredstvo podgotovki studentov k innovacionnoj pedagogicheskoj deyatel'nosti [A didactic game as a means of preparing students for innovative pedagogical activity]: Author's abstract. dis. Cand. ped. Sciences. Astrakhan, 1996. 24 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Prigojin A.I. Novovvedeniya: stimuly i prepyatstviya (social'nye problemy inno-vatiki) [Innovations: incentives and obstacles (social problems of innovation)]. M.: Poli-tizdat, 1989. 271 p.

12. Proektirovanie v obrazovanii: problemy, poiski, resheniya [Projects in education: problems, searches, solutions]. Materials of the scientific and practical conference. M.: the Institute of Pedagogical Innovations, 2004. 105 p.

13. Slastenin V.A. Pedagogika: innovacionnaya deyatel'nost' [Pedagogy: innovative activity]. M.: Master, 1997. 308 p.

14. Stolyarov V.I. Process izmeneniya i ego poznanie (logiko-metodologicheskie problemy) [The process of change and its cognition (logical and methodological problems)]. M.: Science, 1996. 140 p.

15. Frolov I.T. O cheloveke i gumanizme: Raboty raznyh let [About man and humanism: Works of different years]. M.: Politizdat, 1999. 559 p.

16. Yudin E.G. Sistemnyj podhod i princip deyatel'nosti [System approach and principle of activity]. M.: Politizdat, 1988. 263 p.

17. Yusufbekova, N.R. Obshchie osnovy pedagogicheskoj innovatiki: Opyt razra-botki teorii innovacionnyh processov v obrazovanii [General Principles of Pedagogical Innovation: Experience in Developing a Theory of Innovative Processes in Education]. M.: TS PO RSFSR, 1991. 91 p.

18. Rogers, E.M. Diffusion of Innovations (4th ed.). New York: The Free Press,

1995.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Ветров Ю.П. Общая характеристика инноваций в современных образовательных школах / Ю.П. Ветров, Е.А. Дегтярева, Л.В. Ширина // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2019. - № 1. -С. 5-16.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Vetrov Yu.P., Degtyareva E.A., Shirina L.V. General Characteristics of Innovations in Modern Schools // The Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2019, No. 1, pp. 5-16. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.