ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ И СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Овезов Г.Т.
Овезов Гелдимурат Тойлиевич - бакалавр, юридический факультет, Астраханский государственный технический факультет, г. Астрахань
Аннотация: в статье анализируются способы и формы защиты прав потребителя. Ключевые слова: потребитель, права, закон, моральный вред, самозащита.
Долгие годы потребитель фактически был лишен возможности защитить свои права. Принятие Закона выдвинуло на первый план необходимость совершенствования гражданско-правового механизма защиты прав потребителей.
Способы защиты представляют собой комплекс мер, применяемых в целях обеспечения свободной реализации субъективных прав.
ФЗ «О введении в действие части второй ГК РФ» в ст. 9 предусматривает: «Если одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий или имеющий намерение приобрести товары (либо воспользоваться работами, услугами), он пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ и ФЗ «О защите прав потребителей»». Таким образом, покупатель-гражданин, приобретая товары по договору розничной купли-продажи, имеет дополнительные (по сравнению с покупателем-организацией) возможности обеспечения и защиты своих прав и законных интересов, предоставляемые ему законодательством о защите прав потребителей.
В настоящее время для защиты прав потребителей в законодательстве используются пять основных гражданско-правовых способов защиты:
- самозащита права,
- изменение или прекращение правоотношения,
- возмещение убытков,
- взыскание неустойки,
- возмещение морального вреда [1].
Каждый из этих способов успешно применяется при осуществлении защиты прав потребителей, что подтверждается судебной практикой и практикой деятельности общественных организаций и ОМС (далее - ОМС).
Особенность способов защиты прав потребителей заключается в том, что в каждой конкретной ситуации они могут применяться по отдельности или все в совокупности.
Например, при расторжении договора розничной купли-продажи в судебном порядке потребитель, как правило, в исковом заявлении требует не только прекращения правоотношения, но и взыскания убытков, неустойки и возмещения морального вреда [2].
Мы остановимся на рассмотрении такого гражданско-правового способа, как самозащита. Под самозащитой гражданских прав понимается совершение управомоченным лицом не запрещенных законом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных или имущественных прав и интересов.
Самозащита права логически вытекает из принципа диспозитивности, провозглашенного в ст. 9 ГК РФ, в п.1 которой сказано: «Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права».
Законодатель определяет право на самозащиту в общих чертах, не пытаясь его детализировать. «Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения» (ст.14 ГК РФ).
Тем самым, самозащита гражданских прав может осуществляться разными путями, начиная с простого Удержания вещи и кончая активными действиями вплоть до применения насилия.
С момента нарушения продавцом (исполнителем) прав конкретного потребителя, перед последними встает вопрос выбора формы защиты.
Форма защиты права - это регламентированный правом комплекс особых процедур, осуществляемых правоприменительными органами и самим управомоченным лицом в рамках правозащитного процесса и направленных на восстановление (подтверждение) нарушенного (оспоренного) права.
Граждане имеют реальную возможность отстоять свои права, как в судебном, так и во внесудебном порядке.
Право на судебную защиту подкрепляется ст. 17 Закона «О защите прав покупателей», которая гласит, что в случае возникновения разногласий с продавцом или получения плохого товара, потребитель имеет право подать соответствующее заявление в суд.
В зависимости от того, какой характер носит нарушение, защита может происходить в порядке административного, уголовного, конституционного и гражданского судебного разбирательства [3].
Потребителю предоставлено право самостоятельно выбирать форму и конкретный способ защиты, основываясь только на своем внутреннем убеждении эффективности и правильности выбора [4].
Список литературы
1. Чукреев А.А. Доктрина невозможности исполнения обязательств и совершенствование гражданского законодательства России // Lex russica, 2016. № 10. С. 175.
2. Ратушный С.А. Взыскание неустойки в договорных обязательствах // Нотариус, 2013. № 5. С. 34.
3. Основные права потребителей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://z-p-p.com/zakonodatelstvo/zakony/osnovnye-prava-potrebiteley/ (дата обращения: 03.05.2017).
4. Димитриев М.А. К вопросу о способах защиты прав покупателя по договору розничной купли-продажи // Юрист, 2013. № 9. С. 19.
НЕГАТОРНЫЙ ИСК КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ НАРУШЕННЫХ
ПРАВ СОБСТВЕННИКА Керимов Т.Д.
Керимов Тахыр Давлатович - бакалавр, юридический факультет, Астраханский государственный технический факультет, г. Астрахань
Аннотация: в статье анализируется негаторный иск, т.е. нарушение прав собственника, не связанных I с лишением владения, а лишь I нарушений права пользования и права распоряжения.
Ключевые слова: право собственности, негаторный иск, исковая давность.