Научная статья на тему 'Общая характеристика феномена активности в отечественной психологии'

Общая характеристика феномена активности в отечественной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2126
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТ / АКТИВНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE PERSON / THE SUBJECT / ACTIVITY / PRACTICAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белан Е. А.

В статье представлена систематизация основных подходов к исследованию активности личности в отечественной психологии. Показано, что категория активности в сочетании с категорией целенаправленной деятельности выступает как базовая родовая характеристика личности как субъекта жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General characteristic of the phenomenon of activity in domestic psychology

In article ordering of the basic approaches to research of activity of the person in domestic psychology is presented. It is shown, that the category of activity in a combination to a category of purposeful practical activity acts as the base patrimonial characteristic of the person as subject of ability to live.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика феномена активности в отечественной психологии»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

удк 159.923

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕНОМЕНА АКТИВНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

© Е. А. БЕлАн кубанский государственный университет, кафедра педагогики и психологии e-mail: propedevtika00@yandex.ru

Белан Е. А. - Общая характеристика феномена активности в отечественной психологии // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1148-1151. - В статье представлена систематизация основных подходов к исследованию активности личности в отечественной психологии. Показано, что категория активности в сочетании с категорией целенаправленной деятельности выступает как базовая родовая характеристика личности как субъекта жизнедеятельности.

ключевые слова: личность, субъект, активность, деятельность.

Belan E. A. - General characteristic of the phenomenon of activity in domestic psychology // Izv. Penz. gos. peda-gog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1148-1151. - In article ordering of the basic approaches to research of activity of the person in domestic psychology is presented. It is shown, that the category of activity in a combination to a category of purposeful practical activity acts as the base patrimonial characteristic of the person as subject of ability to live. Keywords: the person, the subject, activity, practical activities.

Современные психологические исследования постулируют значимость личностной организации жизнедеятельности и особую роль качественных параметров этой организации в условиях постоянно изменяющихся условий окружающего мира. Проблемы полноценного функционирования и развития личности в современных условиях концентрируются в проблемное поле, которое можно обозначить как психология активности личности в целостном понимании её в качестве субъекта жизнедеятельности.

В истории развития знания о проявлениях человеческой активности выделяется философская концепция активизма, согласно которой активность человека (в частности духовная активность) есть сущность реальности. данная концепция основывается на представлении о том, что сущность человека заключается не в созерцании, а в деятельном преобразовании внешнего мира [21].

а. и. крупнов считает, что «активность человека можно определить как особое состояние, предрасположенное к тому или иному взаимодействию, или относительно устойчивое свойство, проявляющееся в уровне интенсивности реализации поведения, деятельности и их результате, устойчивости и объеме взаимодействия, исходящего из внутренней его инициативы» [14, с. 26].

Понимание активности как деятельного состояния живых существ обосновывает активность в каче-

стве главного условия их существования в мире, обеспечивающее функционирование и развитие живых существ, представляющих собой деятельные системы. Активное существо содержит в себе источник движения [17], следовательно, выступает причиной самого себя и своего воспроизводства в мире. Активность, будучи важнейшим качеством личности, позволяет человеку осуществлять способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами. В таком ракурсе понимание активности совпадает с кантовской формулировкой активности как «причинности причины».

именно внутренняя локализация источника движения обусловливает понимание активности как причинности. Причиной движения и активности как его модификации, служит некоторая неоднородность материи [13]. Отсутствие полной качественной тождественности даже самых элементарных частей материи порождает многообразие в организации активности, множественность путей развития систем. являясь нелинейными, активные живые системы обладают большим разнообразием в поведении. как указывает Р. Р. Мухин, для них характерны наличие обратных связей, пороговость, режимы насыщения. кроме того, данные системы обладают двумя или более качественно различающимися решениями [15].

Такой аспект понимания активности находится в соответствии с концепцией «свободной причинно-

сти» Г. Ф. Гегеля. Активность, философски понимаемая как всеобщее свойство и атрибут материи, выражается в способности системы изменять другие объекты, развивать определённые внутренние состояния, актуализирующие природу объекта под влиянием внешних воздействий, в способности к самодвижению [13].

С. д. Смирнов отмечает, что сложились две традиции использования термина «активность»: 1) данный термин обозначает составляющую любого процесса взаимодействия или действия, детерминируемую внутренней природой объекта; 2) процесс, характер которого определяется прежде всего внутренней детерминацией объекта, его самообусловленностью. к общим параметрам активности учёный относит: инициирование действия субъектом; направленность на изменение внешней действительности; отставлен-ность во времени и пространстве акта деятельности от окончательного результата, с одной стороны, и от инициировавших его событий - с другой, а также наличие между ними многих опосредствующих действий [20].

В психологической литературе неоднократно ставится вопрос о соотношении понятий «активность» и «деятельность». Так, В. И. Слободчиков указывает, что «до сих пор недостаточно определен понятийный статус целого ряда терминов, близких к понятию «деятельность», - например, «жизнедеятельность», «поведение», «работа», «труд», «занятие», «практика», «дело» и др. Все эти слова широко используются при характеристике человеческой реальности, но само слово «деятельность» фактически оказывается лишь общим именем разнородных форм человеческой активности» [19, с. 42]. Сам автор полагает категорию деятельности, наряду с категориями общности и сознания, предельной, не выводимой из других категорий, «всеобщим способом бытия человека, способом его жизнедеятельности, задающим и весь универсум собственно человеческих характеристик этого бытия (в том числе - и его собственно психологических характеристик) [19, с. 45].

A. А. Волочков проводит детальный анализ соотношения указанных понятий. им выделено две основные линии - А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна. Леонтьевская традиция рассматривает активность как внутреннюю предпосылку самодвижения деятельности, рубинштейновская - как характеристику взаимодействия систем или явлений, раскрывающую их способность к саморазвитию [10, с. 31]. А. А. Волочков отмечает, что большинство исследователей рассматривает данные категории как взаимосвязанные, в то же время наблюдается и стремление к дифференциации [10, с. 31].

B. А. Петровский приводит три варианта соотношения понятий активности и деятельности:

1. Активность - динамическая образующая деятельности, делающая возможным изменения, вносимые субъектом в систему его отношений с миром; представленная в движении возможность деятельности.

2. Активность - динамическая сторона деятельности. При этом завершение процесса становления деятельности не означает эмансипации от активности.

3. Активность - расширенное воспроизводство деятельности, процесс обогащения мотивов, целей и средств исходной деятельности, обеспечивающий внутреннюю динамику деятельности [18, с. 45-47].

Согласно Л. я. дорфману, активность есть основной способ взаимодействия интегральной индивидуальности с миром и во всех своих проявлениях -жизнедеятельность [12]. При этом в действительности «человеку присущи формы активности, обусловленные и внешними, и внутренними источниками одновременно» [12, с. 328].

А. А. Волочков рассматривает активность «как всеобщий способ, форму и меру взаимодействия, обеспечивающая единство, развитие и взаимопереходы материального и идеального» [10, с. 25]. Активность человека, по мнению автора, «представляет единый поток взаимодействий, обеспечивающий целостность и постоянное развитие его как субъекта бытия» [10, с. 6]. Полагая категорию активности в качестве обозначения универсальности взаимодействия на всех уровнях развития, А. А. Волочков определяет активность в психологическом контексте как «универсальный способ, форму и меру природно-социальных взаимодействий, в ходе которой человек развивается и проявляется преимущественно как их субъект (прежде всего в плане преобладания внутренней детерминации над внешней)» [10, с. 25].

Л. Ф. Алексеева определяет личность как «основное свойство и в то же время постоянное состояние живого организма, в том числе и человека, обеспечивающее жизнедеятельность организма, психики и сознания путем непрерывного изменения внутренних и внешних функций индивида в соответствии с ситуативной и личностной диспозициями» [1].

А. Г. Асмолов выделяет три подхода, основывающихся на принципе активности. Первый изучает зависимость познания мира человеком от различного рода ценностей, целей, установок, потребностей, эмоций и прошлого опыта, которые определяют избирательность и направленность деятельности субъекта. Второй подход выражается в понимании психических процессов как продуктивных, порождающих психический образ. В третьем подходе на первый план выносится самодвижение деятельности, базирующегося на принципе неадаптивной природы человеческой деятельности [5, с. 131-134].

А. Г. Асмолов обосновывает неодеятельностный подход, для которого категория целенаправленной деятельности должна пониматься «как универсальная форма существования жизни, порождающая в биогенезе образ мира как пространство биологических смыслов; в социогенезе - образ мира как пространство значений (интерсубъективное измерение реальности); в персоногенезе человека - образ мира как пространство личностных смыслов (интра-субъективное измерение реальности)». необходимо также выделение коммуникативного дискурса категории деятельности, «интерпретируемой как основа существования биологических, социологических и психологических систем, а тем самым стимулирование диалога с науч-

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.

ными школами в других науках, рассматривающими категорию целенаправленной деятельности как объяснительный принцип анализа различных реальностей - природы, общества, культуры, истории, экономики и т. д.» [3, с. 4].

В этом ракурсе, отмечает А. Г. Асмолов, категория деятельности выполняет две функции:

1) опосредствующего звена, порождающего разные системы и определяющего их развитие;

2) коммуникации с другими науками о развитии природы, общества и человека, использующими категорию «деятельность» как объяснительный принцип анализа разных реальностей [3, с. 4].

А. и. крупнов полагает, что сущность активности личности объясняется «внутренним ее движением и самоопределением, исходя из внешних обстоятельств и внутренних возможностей, которыми она обладает» [14 с. 27]. Он называет следующие основные положения психологической проблематики изучения активности:

1. «Конкретные проявления активности человека имеют свои качественные и количественные признаки, неразрывно выступающие в актах поведения и деятельности.

2. Выявление закономерностей и индивидуальных особенностей в проявлениях активности человека с необходимостью предполагает познание совокупности количественно определенных элементов и способов их организации в конкретных актах поведения и деятельности.

3. конкретные проявления активности человека имеют свои основания. Выявление этих оснований дает возможность объяснить, почему именно так, а не иначе осуществляется реализация поведения и деятельности человека, мера его устойчивости, интенсивности, объема и инициативности.

4. движущими силами активности человека являются не сами по себе внутренние или внешние факторы, а те противоречия, которые возникают в процессе взаимодействия внутренних и внешних факторов, в ходе реализации той или иной деятельности.

5. исследования активности человека предполагают учет комплекса конкретных проявлений, поскольку непроявление активности в одном отношении не исключает возможности проявления активности в других отношениях. кроме того, непроявление активности в одном случае может свидетельствовать об активности более высокого уровня в этом же отношении» [14, с. 27].

А. В. Брушлинский, анализируя категорию деятельности, приводит особенности деятельности, выделенные С. Л. Рубинштейном:

1) это всегда деятельность субъекта (т. е. человека, а не животного и не машины), точнее, субъектов, осуществляющих совместную деятельность; не может быть бессубъектной деятельности (однако до сих пор некоторые варианты теории деятельности не учитывают роль субъекта; поэтому разработанную Рубинштейном и его учениками концепцию прихо-

дится называть субъектно-деятельностной, а не просто деятельностной);

2) деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т. е. она необходимо является предметной, содержательной;

3) она всегда - творческая;

4) самостоятельная [7, с. 75].

Таким образом, адекватное исследование деятельности, подводит итог А. В. Брушлинский, должна обязательно включать изучение субъекта и взаимодействие субъекта с объектом [7, с. 155].

А. А. Волочков перечисляет ряд существенных признаков активности.

1. Активность имеет универсальный характер, обеспечивая единство мира через взаимодействие, в том числе взаимодействие материального и идеального, неживого и живого.

2. Активность выступает как всеобщий способ, форма и мера взаимодействия.

3. Активность на всех уровнях подразумевает хотя бы относительный акцент на источнике взаимодействия, а вместе с этим диалектическое напряжение и единство противоположностей: активность - реактивность, субъект - объект и т. д.

4. Активность всегда имеет направленность, она связана с направленным энергетическим воздействием.

5. Активность как мера взаимодействия подразумевает соотнесение с противоположным полюсом этой меры - пассивностью.

6. Активность как способ взаимодействия акцентирует движение, динамику, процессуальность бытия, а потому наиболее адекватным для ее постижения является диалектический подход с его акцентами на единстве противоположностей как источнике самодвижения, саморазвития.

7. Вместе с тем активность всегда оставляет результаты, следы, имеет определенную статику, что позволяет наблюдать и диагностировать некоторые ее проявления по этим следам [10, с. 71-72].

А. В. и В. А. Петровские определяют деятельность как целокупное самоценное действие. При этом, «источником деятельности являются мотивы субъекта, ее целью - образ возможного (в качестве прообраза того, что свершится), ее средствами - отдельные действия в направлении промежуточных целей и, наконец, ее результатом - переживание отношений, складывающихся у субъекта с миром» [16, с. 6].

Разрабатывая категориальную схему психологии, А. В. Петровский и В. А. Петровский формируют кластер активности, которая определяется по кантов-ски - как причинность причины. данный кластер объединяет категории метаболизма, рефлекса, действия, деятельности и свободы [16, с. 10]. На уровне деятельности «обеспечивается само существование деятельной способности субъекта, что и составляет конечный ориентир активности - ее целевую причинность» [16, с. 11]. На высшем уровне активности все четыре причины (по Аристотелю) выступают согласованно и системно, что, по мнению авторов, означает свободу реализации активности [16, с. 12].

Рассмотрение категории активности невозможно вне диалектического метода, что справедливо замечает и Ю. Р. Вагин [8]. В качестве диалектической противоположности активности он указывает диаметрально противоположную «новую активность», которая «не есть деятельность и не есть пассивность». В этой «новой активности» - «контрактивности» проявляются в измененном виде все характеристики изначальной активности, поэтому, по мнению Ю. Р. Вагина, игнорируя «диалектическую тенденцию любой активности переходить в свою противоположность» и «искусственно развивая и стимулируя какой-либо вид активности, мы рискуем в соответствии с диалектическими законами получить активность прямо противоположную той, развивать и стимулировать которую мы решили» [8].

Более традиционной противоположностью активности выступает пассивность. Б. А. Вяткин понимает активность как меру взаимодействия субъекта с окружающей средой, показатель практического самоосуществления личности в реальной жизни. Он считает, что «...активность не является абсолютной и исходной характеристикой психического, а приобретает свой реальный смысл лишь в сопоставлении со своей противоположностью - пассивностью» [11].

Однако это качество не является полным отсутствием активности. С. А. Васюра считает, что системный анализ активности должен включать в себя и рассмотрение ее противоположности - пассивности. При этом пассивность есть не отсутствие, а очень низкий уровень активности [9]. Автор предлагает определять границу между активностью и пассивностью на основании учета внешне наблюдаемой активности [9].

А. и. крупнов характеризует пассивность как «слабую интенсивность в проявлении того или иного свойства или протекания любого взаимодействия», «навязанное поведение или состояние, вызванное извне другими объектами», когда инициатива взаимодействия исходит извне [14, с. 11].

диалектику развертывания активности личности можно понимать и как диалектику саморазвития. По мнению ряда авторов, именно в способности к саморазвитию проявляется активность человека как личности, включая диалектику саморазвития, диалектику порождения противоречия, его разрешение через порождение нового противоречия, но на более высоком уровне; творческие моменты в жизнедеятельности [2; 4; 6].

Таким образом, в отечественной психологии категория активности в сочетании с категорией целенаправленной деятельности выступает как базовая родовая характеристика личности как субъекта жизнедеятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева Л. Ф. Проблема активности личности в психологии. Автореф. Дис. ... д-ра психол. наук Новосибирск: Новосибирск гос. пед. ун-т., 1997. 42 с.

2. Анциферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 3-18.

3. Асмолов А. Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 3-11.

4. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. 104 с.

5. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с.

6. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.

7. Брушлинский А. В. Психология субъекта / Отв. ред. проф. В. В. Знаков. М.: Институт психологии РАН; СПб.: «Алетейя», 2003. 272 с.

8. Вагин Ю. Р. Диалектика активности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tiphoanaliz.narod.ru.

9. Васюра С. А. Активность-пассивность в коммуникативном поведении человека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusnauka.com.

10. Волочков А. А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход: монография. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2007. 376 с.

11. Вяткин Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2000. 177 с.

12. Дорфман Л. Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993. 456 с.

13. Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. Питер, 2006. 316 с.

14. Крупнов А. И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 25-33.

15. Мухин Р. Р. Методологические аспекты динамического хаоса // Вопросы философии. 2006. № 11. С. 85-93.

16. Петровский А. В. Категориальная система психологии // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 3-17.

17. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология. М.: Издат. центр «Академия», 2003. 496 с.

18. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО «Горбунок», 1992. 224 с.

19. Слободчиков В. И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 42-52.

20. Смирнов С. Д. Активность, деятельность, личность // Мир психологии. 2006. № 3. С. 11-23.

21. Философия: энциклопедический словарь / Под ред.: А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2006. 1072 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.