Научная статья на тему 'ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БОТСВАНА'

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БОТСВАНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
право / коррупция / антикоррупционное законодательство / государство / зарубежный опыт / Республика Ботсвана / law / corruption / anti-corruption legislation / state / foreign experience / Republic of Botswana

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Б Бонно, С Ю. Чимаров

В статье представлен анализ нормативных установлений отдельных положений антикоррупционного законодательства Республики Ботсвана. Выявляя наиболее значимые аспекты направлений борьбы с коррупцией, автор особое внимание уделяет понятиям «государственный служащий», «конфликт интересов», «коррупционные правонарушения», а также делает акцент на функциях Управления по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Б Бонно, С Ю. Чимаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CHARACTERISTICS OF ANTI-CORRUPTION LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF BOTSWANA

The article presents an analysis of the regulatory provisions of individual provisions of the anti-corruption legislation of the Republic of Botswana. Identifying the most significant aspects of the areas of combating corruption, the author pays special attention to the concepts of «civil servant», «conflict of interest», «corruption offenses», and also emphasizes the functions of the Department for Combating Corruption and Economic Crimes.

Текст научной работы на тему «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БОТСВАНА»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БОТСВАНА

Б. Бонно, слушатель факультета подготовки иностранных специалистов, Республика Ботсвана

Научный руководитель: С.Ю. Чимаров, д-р ист. наук, профессор Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-7-1-102-104

Аннотация. В статье представлен анализ нормативных установлений отдельных положений антикоррупционного законодательства Республики Ботсвана. Выявляя наиболее значимые аспекты направлений борьбы с коррупцией, автор особое внимание уделяет понятиям «государственный служащий», «конфликт интересов», «коррупционные правонарушения», а также делает акцент на функциях Управления по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями.

Ключевые слова: право, коррупция, антикоррупционное законодательство, государство, зарубежный опыт, Республика Ботсвана.

В номинации введенного в середине 1990-х гг. «Индекса восприятия коррупции» (англ. «Corruption Perception Index, CPI»), Республика Ботсвана (далее - Ботсвана) по уровню коррупции входит в разряд наименее коррумпированных стран Африки. По мнению отдельных исследователей данного феномена, причина подобного положения дел объясняется сводом различных факторов, в их числе: во-первых, приверженность идеалам «развитого государства»; во-вторых, децентрализованный режим государственного управления; в-третьих, учреждение большого числа центров по проведению мероприятий антикоррупционной направленности; в-четвертых, поддержка подобного рода мер национальным руководством «Управления по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями» (англ. «the Directorate on Corruption and Economic Crime, DCEC»); в-пятых, нацеленность управленческого государственного механизма и функционала многочисленных правовых инструментов на борьбу с коррупцией [1,

p. 17].

Для области борьбы с коррупцией в Ботсване основным правовым актом является принятый 25 июля 1994 года «Закон о борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями» (англ. «the Corruption and Economic Crime Act, CECA» (далее -

«Закон о борьбе с коррупцией», полное наименование которого имеет следующий вид: «Закон, предусматривающий создание Управления по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями; принятие всеобъемлющих мер по предупреждению коррупции; и наделяющий Управление полномочиями по расследованию предполагаемых случаев коррупции и экономических преступлений и связанных с ними вопросов» [2].

Поводом для учреждения на основании части II «Закона о борьбе с коррупцией» указанного Управления «DCEC» явился ряд коррупционных скандалов, связанных с высокопоставленными чиновниками правящей Демократической партии Ботсваны (англ. «the Botswana Democratic Party, BDP»). Следует заметить, что к компетенции «DCEC» отнесено проведение расследования дел, связанных с коррупцией со стороны государственного служащего: получение взяток; конфликт интересов; мошенничество с государственными доходами; предложение взятки. При этом необходимо обратить внимание на то, что согласно статье 1 «Закона о борьбе с коррупцией» под государственным служащим понимается любое лицо, занимающее должность путем избрания или назначения в соответствии с любым законодательным актом или полномочиями, предоставлен-

ными любым законодательным актом, или в компании, в которой 51% или более акций принадлежат правительству Ботсваны.

Характеризуя общее содержание «Закона о борьбе с коррупцией», представляется необходимым указать на то, что 47 статей указанного правового документа распределены по VII частям: I. «Предварительная»; II. «Создание Управления»; III. «Функции Управления»; IV. «Правонарушения»; V. «Судебное преследование за правонарушения»; VI. «Доказательства»; VII. «Разное». Апеллируя к функционалу Управления «DCEC», следует согласиться с выводом, к которому приходят зарубежные ученые М. Мбао и Г.Г. Комбони. Согласно их мнению, данный антикоррупционный орган предназначен для решения трех задач: 1) расследование коррупции;

2) предотвращение коррупции;

3) просвещение общественности об опасностях коррупции [3, р. 64-66].

По нашему мнению, особого внимания заслуживают нормативные установления части IV. «Правонарушения», объединяющей статьи 23-38. Так, в соответствии со статьей 23 «Определение ценного вознаграждения», под указанным вознаграждением понимается: а) любой подарок, льгота, заем, вознаграждение или поручение, состоящее из денег или любого ценного обеспечения, или другого имущества, или интереса к имуществу любого рода; Ь) любой офис, место работы или контракт; ^ любая выплата, освобождение от обязательств или аннулирование любого займа, обязательства или иной материальной ответственности, полностью или частично; d) любые другие услуги или привилегии, включая защиту от любого наказания или потери трудоспособности, понесенных или задержанных, или от любых действий или разбирательств дисциплинарного, гражданского или уголовного характера, независимо от того, были ли они уже возбуждены или нет;

e) осуществление или воздержание от осуществления какого-либо права, любой власти или обязанности; £) любое предложение, обязательство или обещание, будь то на условиях или без условий, любого ценного вознаграждения по смыслу поло-

жений любого из пунктов указанной процедуры.

Небезынтересным является представленное в статье 31 «Закона о борьбе с коррупцией» понятие конфликта интересов:

1) сотрудник государственного органа виновен в коррупции, если он или его близкий родственник имеет прямой или косвенный интерес в любой компании или предприятии, с которым такой орган предполагает иметь дело, или у него есть личный интерес в любом решении, которое такой орган должен принять, и он сознательно не раскрывает характер такого интереса, или голосует, или участвует в разбирательствах такого органа, касающихся таких отношений или решения.

2) Защита от обвинения соответствует конфликту интересов, если лицо, имеющее интерес, сначала предоставило государственному органу в письменной форме максимально полное раскрытие точного характера своего интереса и впоследствии получило разрешение принять участие в разбирательствах, касающихся таких отношений или решения.

3) Для сокрытия конфликта интересов «семья» включает в ее состав любовника (англ. «includes a paramour»).

Акцентируя внимание на положениях части V. «Судебное преследование за правонарушения» (статья 39), необходимо указать на то, что если в ходе проведенного в соответствии с «Законом о борьбе с коррупцией» расследования установлен факт совершения конкретным лицом правонарушения, то вопрос должен быть передан Генеральному прокурору для принятия решения. При этом, никакое преследование за правонарушение, предусмотренное частью IV «Закона о борьбе с коррупцией», не может быть возбуждено без письменного согласия Генерального прокурора.

Подводя итог отмеченному, следует отметить следующее: во-первых, действующая модель антикоррупционной борьбы в Республике Ботсвана основывается на эффективно проявляющих себя нормативных положениях «Закона о борьбе с коррупцией»; во-вторых, ботсванский опыт борьбы с коррупцией заслуживает положительной

оценки и может быть, в части касающейся, ного применения в других государствах рекомендован для его изучения и возмож- африканского континента.

Библиографический список

1. Cape K. Botswana. Chapter 2 / Edited by R. Koranteng // Taskling Corruption in Commonwealth Africa: Case Studies of Botswana, Lesotho, Mauritius, Rwanda and Seychelles. -London: Commonwealth Secretariat, 2018. - Pp. 17-40.

2. Corruption and Economic Crime Act. Republic Botswana. Passed by the National Assembly this 25th day of July, 1994. - URL: https://faolex.fao.org/docs/pdf/bot202812_1994.pdf (дата обращения: 07.06. 2024).

3. Mbao M., Komboni G.G. Promotion of good governance and combating corruption and maladministration: the case of Botswana // Law Democracy & Development. - 2010. - Volume 12 (1). - Pp. 49-71.

GENERAL CHARACTERISTICS OF ANTI-CORRUPTION LEGISLATION OF THE

REPUBLIC OF BOTSWANA

B. Bonnot, Student at the Faculty of Training of Foreign Specialists, the Republic of Botswana Supervisor: S.Y. Chimarov, Doctor of Historical Sciences, Professor St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article presents an analysis of the regulatory provisions of individual provisions of the anti-corruption legislation of the Republic of Botswana. Identifying the most significant aspects of the areas of combating corruption, the author pays special attention to the concepts of «civil servant», «conflict of interest», «corruption offenses», and also emphasizes the functions of the Department for Combating Corruption and Economic Crimes.

Keywords: law, corruption, anti-corruption legislation, state, foreign experience, Republic of Botswana.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.