ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Pedagogics
УДК 008
ОБРЯДЫ ПОСВЯЩЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ
1 12 2 Т. Л. Белова , Т. А. Золотова , А. В. Логинова , И. Б. Сергеева
1Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола 2Гуманитарная гимназия «Синяя птица» им. Т. В. Иштриковой, г. Йошкар-Ола
В традиционной (фольклорной) культуры важное место занимают так называемые обряды перехода, они регулируют жизнь природы и человека, обеспечивают их корректный переход из одного состояния в другое. Среди славянских обрядов особое место занимают обряды перехода из детства в юность и далее - во взрослую жизнь. Они сопряжены с рядом акций: изменением внешнего облика посвящаемого, его одежды, поведения, сопровождаются также серией испытаний. По мнению авторов статьи, некоторые из них могут быть с успехом использованы в социокультурных практиках современных образовательных учреждений. В настоящей статье продемонстрированы возможности использования основных составляющих традиционных (фольклорных) обрядов перехода в молодежной культуре. Авторы анализируют опыт работы в этом направлении коллектива ГБОУ Республики Марий Эл «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» им. Иштриковой Т. В.» и приходят к выводу о том, что в осуществлении ряда мероприятий, связанных с переходом обучающихся из одной возрастной группы в другую, педагоги используют и некоторые традиционные формы, серьезно изучая и обогащая их достижениями современной науки. В контексте традиционных обрядов посвящения представлены посвящение в «синептичники»; выбор Синей птички и Рыцаря Синей птички; праздник последнего звонка; выпускной вечер в 4, 9, 11 классах; проверка умений и навыков обучающихся в ходе проведения мероприятий, посвященных празднованию 23 февраля и 8 марта; конкурсные программы «Мистер гимназист», «Мисс гимназия», «Таланты гимназии», а также дискотеки и недели самоуправления.
Ключевые слова: обряды посвящения, традиционная культура, молодежная культура, традиции, новации.
Благодарности: Исследование подготовлено в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации (проект № 34.7602.2017).
INITIATION RITES AMONG YOUTH: TRADITIONS AND INNOVATIONS
11 2 2 T. L. Belova', T. A. Zolotova', A. V. Loginova2,I. B. Sergeeva2
1Mari State University, Yoshkar-Ola 2Humanitarian Gymnasium the Blue Bird after Ishtrikova T. V., Yoshkar-Ola
In the traditional (folklore) culture so-called initiation rites play an important role. They regulate the life of people and nature, ensure their correct transition from one state to another. The initiation rites from childhood to adolescence and further to adulthood occupy a special place among the Slavic rites. They are connected with a number of actions: a change in the initiate's appearance, clothes, behavior, which are also accompanied by a series of tests. According to the authors of the article, some of them can be successfully used in the sociocultural practice of modern educational institutions. The article focuses on possible usage of basics of traditional (folklore) initiation rites in youth culture. The authors analyze the experience of one of the outstanding schools in the Republic of Mari El -Humanitarian Gymnasium "Blue Bird" named after T. Ishtrikova - and come to the conclusion that while conducting
© Белова Т. Л., Золотова Т. А., Логинова А. В., Сергеева И. Б., 2017
extracurricular activities connected with students' transition to the next age group and educational level, educators of the gymnasium use some traditional forms. The latter is possible due to serious research and application of high achievements of modern science. The following school events are represented in the context of the traditional initiation rites: the initiation to the students of "Blue Bird" Gymnasium; the Blue Bird and the Knight of the Blue Bird choice; the last bell; school proms in the 4th, 9th, 11th grades; check of students' skills and abilities during the events dedicated to the celebration of February 23rd and March 8th; competitions "Mr. Gymnasium", "Miss Gymnasium", "Talents of the Gymnasium", as well as discos and weeks of self-government.
Keywords: initiation rites, traditional culture, youth culture, traditions, innovations.
Acknowledgments: the study was made within the framework of the state task of the Ministry of education and science of the Russian Federation (project No. 34.7602.2017).
Жизнь природы и жизнь человека имеют сходные фазы развития - от рождения к расцвету и зрелости, затем к увяданию и снова к возрождению. В каждом жизненном цикле можно усмотреть определенные этапы, которые позволяют перейти с низшего уровня на более высокий, обрести новое состояние или новую форму бытия. Переход природы от одного цикла к другому и переход человека от одного возраста к другому - это универсальные феномены жизни природы и общества. В жизни человеческого социума они обставлялись специальными обрядами. Одним из первых к их изучению обратился французский этнограф Арнольд ван Геннеп. Ученый выделил три категории подобного рода обрядов (прелиминарные - обряды отделения из начального сообщества, лиминарные - промежуточные обряды, постлиминарные - обряды включения в новое сообщество) и, что чрезвычайно важно, обозначил сходство в действиях участников обрядов (изменение прически, переодевание одежды, преодоление испытаний и другие) [2]. Применительно к славянскому (русскому) материалу эта методология была применена таким учеными, как А. К. Байбу-рин, Н. И. и С. М. Толстые, В. И. Еремина, А. Л. Топорков, Т. А. Агапкина, А. В. Гура и другими.
В настоящей статье показаны возможности использования отдельных составляющих обрядов перехода (посвящения) в практике воспитательной работы ГБОУ Республики Марий Эл «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» им. Иштриковой Т. В.». В частности, выявлен и структурирован по образцу обрядов перехода (посвящения) ряд мероприятий гимназии, связанных с оценкой степени зрелости, бытовых умений и навыков обучающихся в процессе перехода от детства к отрочеству.
В исследовании применен комплексный подход, который включает в себя сравнительно-исторический, типологический методы, из частных методик - включенное наблюдение и анкетирование.
В наиболее полном виде обряды посвящения включали в себя: 1) демонстрацию неофитами навыков, касающихся их будущих социальных ролей в профессиональной деятельности; 2) участие посвящаемых в некоем публичном обряде или празднике; 3) испытания физической ловкости и умений (например, танцевать), проводимые в форме состязаний (залезание на столб, бег наперегонки), часто во время тех же публичных обрядов; 4) угощение, организуемое неофитами для всей группы, в которую они вступают; 5) доведение до сведения всего сообщества свершившегося перехода неофита в старшую группу; его чествование и некоторые другие [7]. Зачастую обряды перехода сопровождаются определенными жанрами фольклора.
Наибольшее развитие у славян получили посвятительные обряды молодежи. В этом смысле особенно интересен русский свадебный обряд. Для успешного перехода из группы девушек в группу замужних женщин невеста должна пройти три вида обрядов. Сначала ее исключали из первого сообщества, затем в промежуточном состоянии проводили серию обрядов и для вхождения в группу женщин готовили с помощью обрядов включения. В процессе перехода из одного состояния в другое невеста символически «умирала» как девушка. Во время предсвадебного цикла ее «завешивали», ограничивали возможности передвижения - «вели под руки», при этом обряд сопровождался драматическими причетами. Путь превращения девушки в женщину и жену завершался после целого ряда испытаний, успешное преодоление которых позволяло ей перейти в категорию социально зрелых женщин и полноправных хозяек.
Любопытно, что посвятительные обряды имеют место и в современных молодежных сообществах и субкультурах. Их детальное описание предложено известным социологом Т. Б. Щепанской. Исследовательница описала обряды отделения (маркирование границ «антинормы», поиск своих
каналов связи), промежуточные обряды (наречение имени, освоение сленга, прохождение различных испытаний) и обряды включения (освоение символов и ценностей нового сообщества, а также приобретение индивидуальных символов) на примере субкультурных (закрытых) сообществ [10]. Выражение ценностей таких новых сообществ/субкультур можно найти в фольклоре их участников (например, телеги у хиппи; байки -у ролевиков; мемы, демотиваторы, «гифки» -в среде представителей сетевых субкультур) [1].
Однако посвятительные обряды также встречаются и в открытых молодежных сообществах, в частности, в студенческом сообществе. В данном случае они связаны с процессами социализации молодых людей, включением их в социокультурные, в том числе и профессиональные структуры, приобретение необходимого статуса. Среди наиболее ярких обрядов посвящения можно выделить общие для всей студенческой молодежи посвящение в студенты, «экватор» - середина обучения, выпускные балы - завершения обучения и специальные профессиональные обряды (например, у студентов медицинского, исторического и других факультетов образовательных учреждений поволжского региона) [см. об этом подробно: 8].
Обряды посвящения осуществлюется и в школьной, по преимуществу лицейской и гимназической среде. В этом плане особенно интересен опыт ГБОУ Республики Марий Эл «Синяя птица» им. Иштриковой Т. В.». В осуществлении обрядов посвящения коллектив гимназии использует и некоторые традиционные формы, серьезно изучая и обогащая их достижениями современной педагогики. В течение уже пяти лет данное образовательное учреждение входит в состав участников сетевой экспериментальной площадки ФИРО (Москва), разрабатывающего совместно с учеными МарГУ актуальную тему формирования гражданско-па-триотических ценностей на материале традиционной (фольклорной) культуры народов РМЭ [5].
Время перехода детей в подростковую группу в традиционной культуре маркируется границами - 9-10, 12-13, 15-17 лет. Эти периоды характеризуются физиологическими, психологическими изменениями, иным ощущением себя в социуме, формированием возрастных групп, новыми прозвищами и участием в обрядах инициации. Наступление регул, половая зрелость, первое бритье толкуется в крестьянской культуре как вступление в совершеннолетие.
Данный период ознаменован разделением полов и даже их взаимным избеганием. Застигнутым
в обществе девочек мальчикам-подросткам даются презрительные прозвища [6, с. 141]. Подростки в новой возрастной категории назывались: мальчик - «малец», «паренек», «парнишок», «па-холок», «бороноволок»; девочка - «ярица», «сере-дена», «подевье», «пестунья». Для обозначения подросших детей, приблизившихся к молодежному возрасту, использовалось, вне зависимости от пола, и слово «подлеток» [9, с. 55]. В традиционной культуре известен и обряд пострига, сопровождаемый посадкой мальчика на коня и общим праздником. Русские летописи говорят только о постригах князей, но обычай этот соблюдался, бесспорно, во всех сословиях. Так, например, у жителей ряда областей центральной России так называемые «застрижки» совершаются через год после рождения мальчика: «При собрании родных, знакомых младенца сажают на стол на подушку; по правую сторону кладут ножницы. Крестные отец и мать выстригают у младенца крестообразно волосы, а на тарелку ему кладут деньги...». К этому дню крестная мать должна приготовить младенцу рубашку или же платьице [4, с. 180-182].
Что касается прически подростков, то она более напоминала прическу парней и девушек: мальчику стригли волосы «под горшок», девочке плели косу [9, с. 53].
Переход в новую возрастную категорию маркировался и сменой одежды. Одежда начинала повторять костюм молодежи, отличаясь только простотой покроя, отсутствием декоративных деталей, шилась из старой одежды родителей. Мальчики носили рубахи-косоворотки, штаны, пояс. Девочки - сарафан или юбку, рубаху, платок или ленточку на голове. Кроме того, девочкам с 10 лет позволялось носить серьги, колечки, бусы, ожерелья, самодельные или купленные.
Необходимо отметить, что в русской традиционной культуре необходимость благополучно перейти в группу взрослых тяготеет над девушкой в большей степени. Д. К. Зеленин описал уникальный обряд облачения девушки в новую одежду, а именно в поневу, как об одном из видов переходных обрядов девочек-подростков: «Был в прежнее время еще и следующий обычай. Когда, бывало, сваха придет сватать невесту, то последняя влезет на лавку, и отец ее подходит к ней и говорит: «Скокни, доченька!» На что она отвечает: «Хочу - скочу, хочу - нет» [4, с. 187]. Подобное обрядовое действие описано Г. Кабаковой: девушка, пока ее не просватают, ходила в рубахе. После сватовства мать приносила юбку и призывала дочь, которая стояла на лавке, прыгнуть
в юбку со словами: «Стегни, стегни, дитятко, у вечный хомут» [6, с. 138-144]. Понева представляла собой одну из отличительных черт костюма замужних женщин, девушки носили ее очень редко. В других случаях поневу заменял пояс.
Данные посвятительные обряды зачастую входили в состав календарных праздников, имевших публичный и массовый характер и предполагавших собрание практически всех жителей населенного пункта; были представлены в традиционных формах досуга и в играх (кулачные бои, осенне-зимние вечерки и посиделки, колядование, троицкие обряды и др.) [7, с. 189].
Завершался переход разрешением посещать хороводы. Девочки начинали ходить в хоровод с 12-13 лет, мальчики, как правило, на два года позднее. Однако полноправными участниками хороводов молодые люди становились в возрасте 16-18 лет [3].
Элементы инициационных обрядов присутствовали и в трудовых обрядах посвящения в ремесло. Процесс трудовой подготовки ребенка осуществлялся обычно поэтапно. При этом учитывались физические и психические особенности детей в разные периоды их отрочества. В русской деревне работа распределялась также в зависимости от пола ребенка. Девочкам поручалась работа, которая готовила бы ее к жизни женщины, мальчикам давались знания и умения, необходимые мужчине [9, с. 54]. Уже в 5-6 лет девочка помогала мотать клубки, мыла посуду, мела пол, присматривала за братьями и сестрами, с 7-ми она овладевала прялкой и веретеном и скоро уже умела прясть, чесать шерсть, нянчила братьев и сестер, пасла скот. В 10-11 лет девочка помогала матери жать, начинала участвовать в полевых работах, в 12-13 - копала картошку наравне со взрослыми и начинала ткать, разгребала сено, в отсутствие родителей полностью вела хозяйство: носила воду, стирала, кормила домашних животных, доила, вязала, стряпала, присматривала за младшими детьми, в 14-15 - работала наравне со взрослыми в доме и в поле, она способна была ткать полотно и начинала готовить себе приданое [6, с. 140-151]. В 15 лет девушка входила во все хозяйство и домашнюю работу. Она уже умела плавать на лодке, жать, подоить коров, прясть, сшить рубашку. Выучивалась разными травами красить белую пряденую шерсть, а иногда соткать из пряжи себе юбку [9, с. 55].
Что касается мальчиков, то в 9-10 лет они хорошо управляли лошадью, помогали в полевых работах, погоняли волов, рубили дрова, щепили
лучину, ходили за скотиной, вывозили навоз, участвовали в молотьбе. В 13 лет приучались к пахоте. 16-17-летний подросток приобретал навыки почти всех мужских крестьянских работ, за исключением сева [6, с. 140]. Посвятительный характер носило участие мальчиков-подростков в ночном [9, с. 191].
Таким образом, в традиционной культуре русского населения России представлены обряды, позволяющие говорить об особом статусе детей и подростков. Среди примеров их осуществления: первые постриги, первое облачение в женское/мужское платье, первые украшения, приобщение к мужской/женской работе и другое.
В ГБОУ Республики Марий Эл «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» им. Иштриковой Т. В.» осуществляется целый ряд мероприятий, имеющих определенное сходство с посвятительными обрядами в традиционной культуре. Такие мероприятия связаны с оценкой степени зрелости, бытовых умений и навыков обучающихся в процессе перехода от детства к отрочеству. К ним отнесены:
• посвящение в синептичники,
• выбор Синей птички и Рыцаря Синей птички,
• праздник последнего звонка,
• выпускной вечер в 4, 9, 11 классах,
• проверка умений и навыков в ходе проведения мероприятий, посвященных празднованию 23 Февраля и 8 Марта, конкурсных программ «Мистер гимназист», «Мисс гимназия», «Таланты гимназии»,
• дискотеки,
• недели самоуправления.
Так, традиционным в гимназии стало празднование дня рождения гимназии. Одним из важнейших ритуалов этого праздника является обряд посвящения в синептичники первоклассников, а также поступивших в текущем учебном году новых обучающихся и принятых на работу взрослых. Гимназия - это не просто школа, это дом, в котором учатся. Учатся не только считать, писать, но и жить. Гимназия становится вторым домом, где каждый чувствует себя частью большой семьи. Название гимназии связано со сказкой бельгийского писателя М. Метерлинка «Синяя птица», повествующей об удивительном путешествии двух детей за своей мечтой.
Посвящение в синептичную семью осуществляется легендарным героем Синюхом, хранителем гимназии, который появляется лишь в юбилейные годы, и одиннадцатиклассниками или только одиннадцатиклассниками, облаченными в синие мантии и кафедралки, - атрибуты выпускного класса. Посвящение в синептичники приобщает «новеньких» к гимназическому сообществу.
Акциональный код посвящения представлен следующими действиями:
• прыгание со скамейки, имитирующее полет птицы (другие варианты: прохождение посвящаемых через символическое гнездо значительных размеров, «вылупление» из яйца значительных размеров и т. п.);
• рисование синим карандашом на щеке посвящаемого символа - «лапки синей птицы» (у);
• вручение символических подарков учениками 11 класса.
На предметно-атрибутивном уровне можно говорить о ряде символических предметов, связанных с персонажем, выбранным в качестве названия ОУ, - с синей птицей:
• гнездо птицы как символ дома,
• яйцо как символ жизни,
• синие мантии и кафедралки одиннадцатиклассников как атрибуты выпускного класса.
Важнейшим компонентом посвящения является произнесение клятвы (вербальный уровень посвятительного обряда): «Я салага, синий гусь, я торжественно клянусь: лебедем прекрасным стать, заковыристо летать».
Структура обряда посвящения в синептични-ки соотносится с трехчастной структурой подобных обрядов в традиционной культуре:
• прелиминарные - обряды отделения: выход посвящаемых из зала на сцену, построение особым образом, прохождение через «яйцо» или «гнездо», маркирование, т. е. нанесение на щеку посвящаемого значка - «лапки синей птицы»;
• лиминарные - промежуточные обряды: произнесение клятвы;
• постлиминарные - обряды включения: вручение символических подарков.
В рамках празднования дня рождения гимназии происходит выбор Синей птички и ее Рыцаря среди первоклассников. В роли этих символических персонажей гимназисты в течение следующего учебного года принимают участие в общегимназических мероприятиях. Для того чтобы стать Синей птичкой, следует пройти через определенные «испытания» - конкурсы, в ходе которых проверяются интеллектуальные, творческие способности гимназисток 1 класса. После того как определяется победительница конкурсов, на избранную первоклассницу действующая Синяя птичка надевает синий берет и синюю накидку - символы персонажа, посвящая тем самым в Синюю птичку и передавая свои полномочия. После совершенных действий новая Синяя птичка случайным образом, вытягивая записку с именем
своего одноклассника и т. п., выбирает Рыцаря, который также проходит обряд посвящения, производимый действующим Рыцарем. Заключался обряд в торжественном вручении шпаги коленопреклоненному первокласснику после церемониальных прикосновений к плечам будущего Рыцаря и произнесения клятвы.
Акциональный код посвящения в Синюю птичку и ее Рыцаря представлен следующими действиями:
• участие в конкурсных испытаниях,
• облачение в символическую одежду,
• выбор Рыцаря,
• коленопреклонение,
• прикосновение шпагой к плечам,
• передача шпаги,
• произнесение клятвы.
На предметно-атрибутивном уровне можно говорить о ряде символических предметов:
• синий берет,
• синяя накидка,
• шпага.
Кульминацией обрядового действия является произнесение клятвы (вербальный уровень посвятительного обряда): «Храня в своем сердце доблесть и честь, ты Синюю птицу должен беречь».
Структура обряда посвящения в Синюю птичку и ее Рыцаря также соотносится с трехчастной структурой подобных обрядов в традиционной культуре:
• прелиминарные - обряды отделения: выход посвящаемых из зала на сцену, построение особым образом, прохождение через конкурсные испытания;
• лиминарные - промежуточные обряды: посвящение, произнесение клятвы;
• постлиминарные - обряды включения: надевание символической одежды, вручение шпаги.
Черты посвятительных обрядов можно найти и в празднике последнего звонка для одиннадцатиклассников - символическом завершении обучения в гимназии, переход в статус выпускника.
Акциональный код представлен следующими действиями:
• произнесение выпускниками речи,
• вручение лент, колокольчиков, сувенира «синяя птичка»,
• подача последнего звонка одиннадцатиклассником и первоклассницей,
• вручение одиннадцатиклассниками подарков продолжающим обучение гимназистам,
• запускание шаров - символическое прощание с детством,
• посадка елочки около гимназии с целью сохранить память о себе.
На предметно-атрибутивном уровне можно говорить о ряде символических предметов:
• лента выпускника,
• колокольчик,
• шары,
• елочка,
• сувенир «синяя птичка».
Кульминацией действия является произнесение слов благодарностей в адрес администрации, педагогического коллектива (вербальный уровень посвятительного обряда).
Структура мероприятия соотносится с трех-частной структурой подобных обрядов в традиционной культуре:
• прелиминарные - обряды отделения: выход одиннадцатиклассников из зала на сцену, построение особым образом;
• лиминарные - промежуточные обряды: произнесение речей;
• постлиминарные - обряды включения: вручение знаков отличия - ленты и колокольчика, подача последнего звонка одиннадцатиклассником и первоклассницей, вручение подарков, запускание шаров, посадка елки около гимназии.
Современным переходным обрядом можно по праву назвать и выпускные вечера, завершающие обучение на определенном этапе (начальная школа, среднее звено, старшая школа), означающие переход на новый уровень (среднее звено, старшая школа, вуз).
Акциональный код выбора представлен следующими действиями:
• вручение аттестатов, похвальных листов, грамот, медалей,
• вручение лент выпускника,
• произнесение выпускниками речи,
• подготовка наряда для выпускного вечера,
• изменение обычной прически на праздничную, вечернюю,
• использование девочками косметики,
• проведение праздничного ужина.
На предметно-атрибутивном уровне можно говорить о ряде символических предметов:
• праздничная одежда выпускника,
• украшения,
• лента выпускника.
Кульминацией действия является произнесение слов благодарностей в адрес администрации, педагогического коллектива (вербальный уровень посвятительного обряда).
Структура мероприятия соотносится с трех-частной структурой подобных обрядов в традиционной культуре:
• прелиминарные - обряды отделения: выход выпускников из зала на сцену, построение особым образом;
• лиминарные - промежуточные обряды: произнесение речей;
• постлиминарные - обряды включения: вручение знаков отличия - ленты, вручение аттестатов, похвальных листов, грамот, медалей.
Если говорить о мероприятиях, посвященных празднованию 23 Февраля и 8 Марта, о конкурсных программах «Мистер гимназист», «Мисс гимназия», «Таланты гимназии», то следует заметить, что в их ходе, как и в традиционных обрядах, происходит проверка определенных умений и навыков, которыми в той или иной мере наделены участники конкурсных программ. Среди них: интеллектуальные и творческие способности, традиционные бытовые умения и навыки, свойственные мальчикам/девочкам, физические данные.
Особым событием в жизни современных подростков можно считать дискотеки, которые подростки начинают посещать со школьного возраста. Это можно рассматривать как показатель взросления. Во время дискотеки проводятся танцевальные батлы - соревнования, в ходе которых выбирается лучшая танцовщица или танцор, выбираются пары.
Ежегодно, начиная с 1997 года, в гимназии проводятся Недели самоуправления, которые с 2000 года приобрели статус «Деловой игры-конкурса». Участниками становятся только обучающиеся 9-10 классов, достигнув определенной степени «взрослости». В дни самоуправления каждая команда определяет тему своей недели, гимназисты выбирают себе должности и представляют как личные планы работы, так и циклограмму деятельности всей команды на педагогическом совете. Участники Недель самоуправления проводят много интересных мероприятий. Цель этого конкурса: сплотить классные коллективы, сформировать умение работать в команде, проявить свои таланты и способности. Среди навыков, которые приобретают обучающиеся, участвуя в «управлении» гимназией, навыки управленческой, творческой деятельности, самоорганизации. Участие в подобном мероприятии можно рассматривать как этап взросления, сравнить с обрядами посвящения в ремесло в традиционной культуре.
Таким образом, проанализировав ряд мероприятий, проводимых в ГБОУ Республики Марий Эл «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» им. Иштриковой Т. В.», можно сделать вывод, что в них находят отражение черты посвятительных
обрядов, представленных в традиционной культуре. Как показывает опыт работы, в современных посвятительных обрядах могут быть использованы и элементы собственно фольклорного плана.
Для оценки представлений гимназистов в данном направлении была разработана специальная анкета. Предложенные в ней вопросы позволили обучающимся оценить как степень собственной зрелости, так и уровень владения необходимыми бытовыми умениями и навыками к моменту перехода от детства к отрочеству. Важными представляются и заключительные вопросы анкеты, которые предполагают развернутые ответы относительно необходимости такого рода мероприятий, их структуры и особенностей осуществления.
Приложение
Результаты анкетирования обучающихся ГБОУ Республики Марий Эл «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» им. Иштриковой Т. В.»
С целью оценки представлений современных подростков о переходных обрядах, степени зрелости, бытовых умений и навыков обучающихся гимназии в процессе перехода от детства к отрочеству были проведено анкетирование обучающихся ГБОУ Республики Марий Эл «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» им. Иштриковой Т. В.» (были опрошены 67 человек).
Представления о времени перехода из группы детей в группу подростков у современных подростков и в традиционной культуре совпадают -12 лет (45 % опрошенных).
Рис. 1. Ответы на вопрос: «В каком возрасте осуществляется переход из группы детей в группу подростков?» (кол-во человек, %)
Среди внутренних ощущений современных подростков, свидетельствующих об изменении статуса, по результатам опроса, следует отметить следующие: желание выражать и отстаивать собственное мнения (18 % опрошенных), отдаление от родителей (13 % опрошенных), быстрая смена
интересов (5 % опрошенных), чувство ответственности (5 % опрошенных). Как и в традиционной культуре (получение относительной свободы, ответственность за порученную работу, распоряжение полученными деньгами и т. п.), в этом видится проявление самостоятельности.
Рис. 2. Ответы на вопрос: «Внутренние ощущения детей при переходе в группу подростков» (кол-во человек, %)
_
1(2%)
■ 13(24%)
4(7%)
■ 18(33%)
4(7%)
Рис. 3. Внешние признаки перехода детей в группу подростков (кол-во человек, %)
Таблица 1
Результаты ответа на вопрос: «Какие из видов одежды более соответствуют мальчикам и девочкам в группе детей, а какие в группе подростков?»
Мальчики Девочки
дети подростки дети подростки
Футболка, Рубашка, Выбранные Выбранные
шорты, брюки, мамой, самой девушкой,
комбинезон, свитер, платье, юбка, джинсы,
сандалии, спортивная манишка, шорты,
одежда одежда, вещи майка,
с героями кожаные с бантиками, блузки,
мульт- куртки комбинезон, балетки,
фильмов, футболка, туфли
все, что сарафан, на каблуках,
нравится сандалии, туфли
родителям слитные на платформе,
купальники, раздельные
боди, купальники,
цветные кеды
колготки
Относительно внешних изменений в облике современных подростков гимназисты отметили смену видов одежды, перемену прически, появление украшений, пользование косметикой (у современных подростков - декоративная косметика, раньше -натуральные средства). Подобные проявления внешней зрелости отмечены и в традиционной культуре. Разница - во времени, когда начинают происходить изменения в облике, и, естественно, в видах одежды.
По традиционным представлениям до наступления изучаемого этапа дети были одинаково одеты в подпоясанную рубашку, а с момента перехода они не могли надевать одежду, характерную для другого пола. Смена начиналась в возрасте 6-8 лет: мальчики, девочки начинали одеваться соответственно полу (брюки/юбку). Одежда повторяла костюм молодежи: у мальчиков - рубахи-косоворотки, штаны, пояс, у девочек - сарафан или юбка, рубаха, платок или ленточка на голове.
В настоящее время дети также до определенного возраста могут носить одинаковый вид одежды: комбинезоны, сандалии, футболки. Но наряду с этим есть одежда, характерная для определенного пола, одежда, которая подобрана родителями. В представлениях современных мальчиков-подростков есть сходство с традиционными: одежда напоминает взрослую, мальчики не носят одежду, характерную для девочек. В одежде девочек-подростков не всегда проявляется такая жесткая регламентация: они, кроме платьев, юбок, с удовольствием носят брюки, джинсы, шорты, т. е. то, что характерно для мальчиков. В традиционной культуре это недопустимо.
Одним из внешних проявлений зрелости можно считать появление у девочек украшений. По традиционным представлениям сережки девочки могли начать носить в 10 лет, в настоящее время можно встретить девочек-младенцев двух лет с проколотыми ушами (отмечено в 2 анкетах). Большинство анкетируемых отметили возраст 6 лет (12 человек), что связано, очевидно, с будущей переменой статуса - в 7 лет они становятся школьницами. Интересными показались ответы, касающиеся того, когда девочки начинают носить украшения (не только серьги): с 3-4 лет (14 опрошенных). Подобные факты в этнографической литературе не отмечены.
В современной молодежной культуре девочки начинают пользоваться декоративной косметикой уже в детстве: 7 человек из числа анкетируемых назвали возраст 6-7 лет, шесть человек - 13 лет. Регулярное применение косметики начинается в возрасте 14-15 лет. Интересен и тот факт, что среди анкетируемых (12 человек) есть и такие, кто
не нуждается в косметике вообще. В традиционной культуре пользование косметикой не приветствовалось. Румянить щеки и сурьмить брови было нельзя: «девушка тем самым отдавала себя во власть нечистого».
Рис. 4. Ответы на вопрос: «Возраст, когда ты/твоя сестра надела первое украшение?» (кол-во человек)
Рис. 5. Ответы на вопрос: «Возраст, когда ты/твоя сестра надела серьги?» (кол-во человек)
Рис. 6. Ответы на вопрос: «Возраст, когда ты/твоя сестра впервые начала использовать косметику?» (кол-во человек)
Рис. 7. Ответы на вопрос: «Возраст, когда ты/твоя сестра стала регулярно использовать косметику?» (кол-во человек)
Таблица 2
Какие прически предпочтительно должны носить мальчики и девочки в группе детей, а какие в группе подростков?
Мальчики Девочки
дети подростки дети подростки
как мама захочет, просто короткие, не следуя моде зачес назад, модная стрижка, полубокс косички, хвостики, с использованием цветных заколок, цветочков култышки, кудри, распущенные волосы, цветные пряди, удлиненные стрижки
Прическа также может говорить о принадлежности к определенной возрастной группе. В традиционной культуре и в современной молодежной культуре прически в группе подростков напоми-
Одним из показателей зрелости можно считать помощь детей и подростков в ведении домашнего хозяйства, выполнение определенной работы по дому. Как и в традиционной культуре, в современной молодежной культуре процесс трудовой подготовки ребенка проходит поэтапно. При этом учитываются физические и психические особенности детей в разные периоды отрочества. Работа распределяется также в зависимости от пола ребенка. Девочкам поручается работа, которая готовит ее к жизни женщины, мальчикам передаются знания и умения, необходимые мужчине. Общим оказался и возраст, в котором появляются определенные обязанности по дому
нают прически парней и девушек.
и по хозяйству.
Рис. 8. Ответы на вопрос: «Перечисли виды работы, которые ты считаешь обязательными для мальчиков» (кол-во упоминаний в анкетах данных видов работ)
Рис. 9. Ответы на вопрос: «Перечисли виды работы, которые ты считаешь обязательными для девочек» (кол-во упоминаний в анкетах данных видов работ)
Рис. 10. Ответы на вопрос: «Перечисли виды работы по дому, которые ты выполняешь» (кол-во упоминаний в анкетах данных видов работ)
Совершенно очевидно, что виды работы, поручаемой детям и подросткам, в прошлом и настоящем абсолютно разные.
Современные дети начинают помогать по дому с 4-5 лет. Среди их обязанностей: убирать игрушки, протирать пыль, мыть посуду, помогать маме/папе, подметать/мыть пол, выносить мусор. В 6-7 лет к перечисленным видам работы прибавляются: убирать свою комнату, пылесосить, в 12-13 - готовить, в 14-15 - гладить. Среди ответов мальчиков были и такие: «ничего не делаю, еще рано» (ответ касался возрастного периода 4-9 лет).
На вопрос «Помогаете ли Вы родителям заботиться о младших сестрах/братьях?» 98 % опрошенных ответили утвердительно. Есть такие, кто делал это с 4 лет (9 % опрошенных), но большинство назвали возраст 6-7 лет (53 % опрошенных). В этнографических источниках указывается возраст 5-6 лет.
Последние вопросы анкеты предполагали развернутые ответы относительно оценки мероприятий, проводимых в гимназии, которые посвящены переходу из одной возрастной группы в другую. Среди мероприятий были названы выпускной вечер (30 % опрошенных), посвящение в синептичники (23 %), Выбор Синей птички и ее Рыцаря (14 %).
Рис. 12. Ответы на вопрос: «Со скольки лет вы помогаете родителям заботиться о младших братьях и сестрах?» (%)
Рис. 13. Ответы на вопрос: «Перечислите мероприятия гимназии, которые, по вашему мнению, посвящены переходу ребят из одной возрастной группы в другую?» (%)
Рис. 11. Ответы на вопрос: «Помогаете ли вы родителям заботиться о младших братьях и сестрах?» (%)
Литература
1. Вербальная культура современной молодежи: коллективная монография / под общ. ред. Т. А. Золотовой. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2016. 170 с.
2. Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М.: Восточная литература, 1999. 198 с.
3. Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.: Наука, 1986. 276 с.
4. Зеленин Д. К. Обрядовое празднество совершеннолетия девицы у русских // Д. К. Зеленин. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901-1913. М.: Индрик, 1994. 400 с.
5. Золотова Т. А., Новицкая М. Ю. Марийская образовательная инициатива // Традиционная (фольклорная) культура и проблемы образования в регионах России: методические материалы / сост.: Т. А. Золотова, М. Ю. Новицкая и др.; под ред. Л. В. Фарисенковой. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2016. С. 4-9.
6. Кабакова Г. И. Антропология женского тела в славянской традиции. М.: Ладомир, 2001. 334 с.
7. Посвятительные обряды // Славянские древности. Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Международные отношения, 1995. Т. 3: П (Переправа через воду) - С (Сито). С. 189-195.
8. Ситнова А. А. Современное студенчество. Тексты и традиции сообщества: монография. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2010. 148 с.
9. Шангина И. И. Русские дети и их игры. СПб.: Искусство, 2000. 296 с.
10. Щепанская Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М.: ОГИ, 2004. 286 с.
References
1. Zolotovoj T. A. Verbal'naja kul'tura sovremennoj molodezhi [Verbal culture of modern youth]: kollektivnaja monografía. Joshkar-Ola, Mar. gos. un-t, 2016, 170 p.
2. Gennep A. Obrjady perehoda. Sistematicheskoe izuchenie obrjadov [Rites of passage. Systematic study of rites]. Moskow: Vostochnaja literatura, 1999, 198 p.
3. Gromyko M. M. Tradicionnye normy povedenija i formy obshhenija russkih krest'jan XIX v. [Traditional norms of behavior and forms of communication of Russian peasants of the XIXth century]. Moskow, Nauka, 1986, 276 p.
4. Zelenin D. K. Obrjadovoe prazdnestvo sovershennoletija devicy u russkih [Rite celebration of adulthood in the Russian]. D. K. Zelenin. Izbrannye trudy. Stat'i po duhovnoj kul'ture. 1901-1913 = D. K. Zelenin. Selected works. Articles on spiritual culture. 1901-1913, Moskow, Indrik, 1994, 400 p.
5. Zolotova T. A., Novickaja M. Ju. Marijskaja obrazovatel'naja iniciativa [Mari educational initiative]. Tradicionnaja (fol'klornaja) kul'tura i problemy obrazovanija v regionah Rossii: metodicheskie materialy = Traditional (folklore) culture and problems of education in the regions of Russia, Joshkar-Ola, Mar. gos. un-t, 2016, pp. 4-9.
6. Kabakova G. I. Antropologija zhenskogo tela v slavjanskoj tradicii [Anthropology of the female body in the Slavic tradition]. Moskow, Ladomir, 2001, 334 p.
7. Agapkina T. A. Posvjatitel'nye obrjady [Devotional ceremonies]. Slavjanskie drevnosti. Jetnolingvisticheskij slovar': v 5 t. = Slavic antiquities. Ethno-linguistic dictionary, pod obshh. red. N. I. Tolstogo, Moskow: Mezhdunarodnye otnoshenija, 1995, vol. 3: P (Pereprava cherez vodu) - S (Sito), pp. 189-195.
8. Sitnova A. A. Sovremennoe studenchestvo. Teksty i tradicii soobshhestva [Contemporary students. Texts and traditions of the society]: monografija. Joshkar-Ola, Mar. gos. un-t, 2010, 148 p.
9. Shangina I. I. Russkie deti i ih igry [Russian children and their games]. SPb.: Iskusstvo, 2000, 296 p.
10. Shhepanskaja T. B. Sistema: teksty i tradicii subkul'tury [System: texts and traditions of subculture]. Moskow: OGI, 2004, 286 p.
Статья поступила в редакцию 17.10.2016 г.
Submitted 17.10.2016.
Для цитирования: Белова Т. Л., Золотова Т. А., Логинова А. В., Сергеева И. Б. Обряды посвящения в молодежной среде: традиции и новации // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 2 (26). С. 7-17.
Citation for an article: Belova T. L., Zolotova T. A., Loginova A. V., Sergeeva I. B. Initiation rites among youth: traditions and innovations. Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 2 (26), pp. 7-17.
Белова Татьяна Леонидовна, магистрант, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Золотова Татьяна Аркадьевна, доктор филологических наук, профессор, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
Логинова Анастасия Викторовна, заместитель директора по учебной работе, гуманитарная гимназия «Синяя птица» им. Иштриковой Т. В., г. Йошкар-Ола
Сергеева Ирина Борисовна, заместитель директора по научной работе, гуманитарная гимназия «Синяя птица» им. Иштриковой Т. В., г. Йошкар-Ола
Tatiana L. Belova, graduate student, Mari State University, Yoshkar-Ola
Tatiana A. Zolotova, Dr. Sci. (Philology), full professor, Mari State University, Yosh-kar-Ola, zolotova_tatiana@mail. ru
Anastasia V. Loginova, deputy head teacher for teaching and learning, Humanitarian Gymnasium the Blue Bird after Ishtrikova T. V., Yoshkar-Ola
Irina B. Sergeeva, deputy head teacher for research and science, Humanitarian Gymnasium the Blue Bird after Ishtrikova T. V., Yoshkar-Ola