ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА В ТРАКТОВКЕ АРНОЛЬДА ВАН ГЕННЕПА
Махмадали ТУРАЕВ
аспирант кафедры теории, истории культуры, этики и эстетики социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры, г. Москва, Россия
e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются переходные обряды, сопровождающие ключевые моменты жизни человека, отмечающие его переход в другое социальное состояние. Углубленное исследование обрядов перехода было проведено Арнольдом ван Геннепом. В дальнейшем его идеи развил В. Тернер в своих работах по изучению лиминальных периодов. Ван Геннеп выделил в обрядах перехода три обязательные стадии: прелиминарную (отделение), лиминарную (промежуточную) и постлиминарную (включение), отметив, что все три стадии обряда перехода входят в каждый ритуальный цикл, но наиболее выраженными являются определённые аспекты, зависящие от сути ритуала и традиции. Исследования А. ван Геннепа представляются особо актуальными в контексте изучения современной культурной обрядовости различных этнических сообществ.
Ключевые слова: обряд перехода, ритуал, профанное, сакральное, лиминар-ный.
TRANSITION RITUALS IN THE INTERPRETATION OF ARNOLD VAN GENNEP
Makhmadali Turaev, doctoral student of Department of Theory, History of Culture, Ethics and Aesthetics, Faculty of Social Sciences and Humanities, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia
e-mail: [email protected]
The article discusses transitional rituals accompanying the key moments of human life, marking his transition to another social status. An in-depth study of the rites of passage was held Arnold van Gennep. Later his ideas were developed by V. Turner in his works on the study of liminal periods. Van Gennep singled out rites of passage three mandatory stages: preliminary (division), liminary (intermediate) and postliminary (inclusion), noting that all three stages of the rite of passage are included in every ritual cycle, but the most pronounced are certain aspects that depend on the essence of ritual and tradition. The research of A. van Gennep seem to be particularly relevant in the context of studying modern cultural rites of different ethnic communities.
Key words: a rite of passage, transition rituals, profane, sacred, liminary.
Определённые этапы жизни человека во всех культурах сопровождаются конкретными церемониями и ритуалами, и сегодня это не утратило своего значения. И сейчас ключевые моменты жизни человека, отмечающие его переход в другое социальное состояние (статус), также сопро-
вождаются определёнными обрядами перехода (отделение, промежуток, включение).
На первый взгляд, понятия «обычай», «обряд», «ритуал» могут показаться синонимичными, и их часто используют как синонимы, например -в художественной литературе, где их точные значения и специфические различия не столь важны для описания и понимания происходящего в тексте. Но там, где дело касается специализированной научной литературы, нюансы в определениях зачастую играют огромную роль.
Для анализа концепции обрядов перехода с точки зрения культурологического исследования в первую очередь необходимо дать определения понятиям «обычай», «обряд», «ритуал», «обряд перехода», выявить различия между ними.
Обычай - «исходный, наиболее простой тип культурной регуляции на основе целостных, привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определённое время и в определённом месте. Обычаи ... имеют социальную природу ... Концепт обычая подразумевает не только статистические показатели существования того или иного поведения, но и прескриптивный компонент: такого поведения придерживаются все члены общества при любых обстоятельствах, и нарушение обычая может повлечь за собой санкции, начиная с общественного неодобрения до остракизма или иных форм наказания ... Хотя в качестве основного регулятора поведения обычай выступает лишь в примитивных этнографических обществах, в устойчивой бытовой среде, инертных социальных группах, он присутствует и на всех более продвинутых ступенях общественного развития. Социально признанные образцы складываются в обычаи, через которые накопленный опыт передаётся из поколения в поколение ... Обычаи общепризнаны и утверждены властью массовой привычки. Они большей частью не получают объяснения и могут не осознаваться самими членами коллектива. [3, с. 105-106]».
Под ритуалом обычно понимают исторически сложившуюся форму неинстинктивного, предсказуемого, социально санкционированного, упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей.
Одной из важнейших проблем исследования ритуала всегда была проблема его определения. Большинство исследователей рассматривало ритуал как категорию поведения, религиозного по характеру и преследующего религиозные цели.
С ритуалом тесно связано понятие обряда. Обряд - это «совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции [4, с. 437]». Формализованные обычаи, совершаемые в определённом месте
и в положенное время по специальным поводам, называют обрядами. В выборе обряда человек ещё менее свободен, чем в простом обычае, так как он связан с выполнением публичных действий, имеющих высокий знаковый статус в данном обществе. В каждом обществе существуют обряды посвящения индивида в данное общество или в возрастную группу (наречение имени, крещение, запись имени, инициации, выдача паспорта и т.д.), дни рождения и юбилеи, свадьбы и похороны, и т.д. Коллективные, общественные и государственные обряды напоминают о целостности общества, зафиксированной в памятных датах.
В нашем случае объектом внимания является обряд перехода - ритуальная церемония, обозначающая переход индивида или группы людей в новую социальную категорию. Эта ритуальная церемония также формально закрепляла переход и ещё фиксировала приобретение участниками нового социального статуса [1, с. 43-70]. Арнольд ван Геннеп (1908) исследовал и описал церемонии, связанные с кризисами индивидуального жизненного цикла (рождение, половое созревание, заключение брака, смерть и т.д.) и событиями календарного цикла, объединив их в категорию «обрядов перехода». Он обнаружил, что обряды перехода подчиняются той же модели, что и обряды инициации, и «служат перемещению индивида из одного статуса в другой, которое происходит в три этапа: отделение индивида от группы, переход и воссоединение с группой [3, с. 171]».
Большинство культур маркирует обрядами перехода всю человеческую жизнь, отмечая значимые этапы от рождения и до смерти включительно. Эти этапы совпадают практически у всех культур: рождение, приобщение к религии, достижение социальной зрелости, брак, отцовство / материнство, повышение общественного положения, профессиональная специализация, смерть. Все эти этапы сопровождаются определёнными ритуалами - обрядами перехода, призванными помочь, то есть обеспечить переход человеку из одного конкретного состояние в другое.
Труды А. ван Геннепа [1], основателя концепции обрядов перехода, стали одними из самых значительных исследований обрядов в традиционных культурах. Именно он впервые выделил обряды перехода из системы обрядов в целом, дал определение и классифицировал не только сами переходные обряды, но и ритуалы, входящие в каждый из них. Исследования А. ван Геннепа дополняют труды В. Тернера [5; 6] в области лиминаль-ных (пороговых, крайних, пограничных) периодов сообществ и состояний коллектива.
Обрядами перехода А. ван Геннеп обозначает любые церемонии, сопровождающие переход из одного состояния в другое, из одного мира «сакрального» или «профанного» (космического или человеческого) - в другой. Каждый обряд перехода включает три обязательные стадии: отде-
ление, промежуток, включение. Обряды отделения являются прелиминарными, то есть предварительными, вводными. Обряды промежуточные - лиминарные, то есть пороговые, переходящие. Обряды включения -постлиминарные, то есть состоявшиеся, материализованные.
Все три стадии обряда перехода входят в каждый ритуальный цикл, но наиболее выраженными могут быть определённые аспекты, зависящие от сути ритуала и традиции, определённой картины мира [2, с. 37]. Например, для ритуального цикла свадебного обряда характерны в большей степени постлиминарные обряды (обряды включения), погребальная церемония сопровождается в основном прелиминарными обрядами (обряды отделения), а лиминарные обряды (промежуточные) более характерны для различных церемоний при беременности, инициации и т.п.
Но надо учитывать, как отмечает А. ван Геннеп, что практически в различных культурах по-разному сбалансированы и этапы человеческой жизни, и их значения для конкретной культуры, и необходимо разное количественное соотношение трёх видов обряда перехода в каждой из конкретных церемоний.
В своём исследовании А. ван Геннеп не только классифицирует сами обряды, но и выделяет культурные оппозиции: мир «профанный» - мир «сакральный», обряды позитивные (разрешающие) - обряды негативные (запрещающие), действия прямые - действия косвенные и т.д. В зависимости от полярности рассматриваются и различные приёмы магии. Понятие «вращение» (круг, полный оборот) вводится Геннепом для анализа изменений «сакрального» на «профанное» или наоборот - в зависимости от цели проведения обряда. Это вращение он также определяет как отдельный обряд перехода, так как каждый индивид (личность) в течение своей жизни оказывается то на «сакральной» стороне бытия, то на «профанной».
До А. ван Геннепа исследователи не придавали особого значения чередованию и прохождению ритуалов, не подвергали их сравнительному анализу и не вписывали их в общую схему бытования типичных для всех народов обрядов. А. ван Геннеп отмечал, что формальному анализу не поддаются культурные системы только в целом, но элементы могут быть вполне сопоставимы и классифицированы. Опираясь на этнографические теоретические исследования, «полевые» (практические) изыскания других учёных, Геннеп, не отвергая их значимости, в своей монографии оспаривал некоторые теории. Среди исследователей, чьи труды были рассмотрены А. ван Геннепом, - Дж. Фрэзер, Э. Тайлор, Э. Хартланд и другие. Например, Фрэзер, один из главных теоретиков сравнительного метода английской антропологической школы, был близок в своих взглядах Ген-непу, что не мешало последнему его критиковать.
Используя описания и интерпретации других специалистов, А. ван Ген-неп практически сформулировал свою систему, определяющую внутрен-
нюю связь между переходными обрядами. Любой обряд, как указывал Геннеп, всегда состоит из определённых, последовательных действий, исполняемых в конкретное время, в установленном порядке. Обряд является полностью оформленным и завершенным (совершенным), только если все эти условия соблюдены. Кроме того, как между обрядами в целом, так и внутри каждого обряда происходят чередования «включения» и «отлучения», которые вытесняют человека из одного состояния и погружают в другое, иногда оставляя в состоянии промежуточном. Например, исторгают его из мира «профанного» в мир «сакральный» или наоборот, то есть придают ему новое состояние. Таким образом, внутри одного переходного обряда, разнесённого во времени, и среди всех переходных обрядов любой культуры существует агрегация.
А ван Геннеп выдвигает и другие важные теоретические положения. Подчёркивая, что обряды перехода - это именно «последовательные церемонии», Геннеп обращает внимание на важность «растянутости» обрядов, имея в виду тесную взаимосвязь разделённых во времени ритуалов.
Сумев организовать и классифицировать огромный массив сведений из жизни различных народов, Геннеп сделал вывод, что обряд или ритуал не имеет одного единственного, однажды заданного и неизменного смысла: смысл трансформируется в зависимости от совершаемых действий перед обрядом, и действий, следующих за ним. Соответственно, можно сделать вывод: для того чтобы проанализировать обряд, его нельзя произвольно вырывать из ритуальной, церемониальной целостности. Каждый элемент обрядовой совокупности следует рассматривать в его связях с другими элементами, участвующими в действии. Геннеп обосновывал каждое действие, находя его логическое место в системе прохождения обряда.
Любой индивид последовательно и постепенно переходит из одного возраста в другой, двигается от одного важного этапа к другому, и это движение приносит изменения в его личной жизни, семье, среде сверстников, социальной группе, общественном статусе и т.д. Геннеп обнаружил, что в большинстве культур главные этапы (изменения) в человеческой жизни сопровождаются совокупностью обрядов, утверждающих переходы индивида на другой уровень (этап). Эта совокупность обрядов, по мнению Геннепа, входит в сложную систему, которую и необходимо изучать, так как обряды перехода у большинства культур имеют соприкосновения.
А. ван Геннеп в своём исследовании обрядов перехода рассматривает отдельно обручение и свадьбу. В своём анализе он опирается на описание многочисленных сюжетов свадебных и околосвадебных обрядов в культурах разных народов. В этих сюжетах он выявляет закономерности и последовательности, что даёт А. ван Геннепу возможность провести анализ и классификацию обрядов перехода внутри обрядов свадебного цикла. До него исследователи рассматривали обряды, входящие в свадебный цикл,
изолировано, и от этого страдала интерпретация, как правило фиксирующая частности, а не целую картину.
Некоторые идеи А. ван Геннепа были развиты, как уже упоминалось, В. Тернером в трудах по промежуточным (лиминарным) обрядам перехода.
Требование находить каждому действию или верованию логическое место в обрядовой совокупности стало для А. ван Геннепа главным в его дальнейшей исследовательской деятельности. Любой человек последовательно переходит из одного возраста в другой, и в результате этого происходят изменения в его личной жизни, семье, среде сверстников, социальной группе, общественном статусе и прочем. В культуре многих народов Геннеп обнаружил систему обрядов, утверждающих эти переходы. Идеи Арнольда ван Геннепа о стадиях ритуалов перехода в дальнейшем были развиты Виктором Тернером.
Литература
1. Аронов А. А. К вопросу о ментальности отечественной культуры: развитие рывками // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 1 (63). - С. 38-45.
2. Аронов А. А. Культурный ренессанс в России на рубеже Х1Х-ХХ веков: что возрождалось // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 6 (74). - С. 10-15.
3. Геннеп А. ван Обряды перехода : Систематическое изучение обрядов.
- Москва : Восточная литература РАН, 1999. - 198 с.
4. Гриненко Г. В. Семиосфера и семиотика культуры // Культура и образование.
- 2013. - № 1. - С. 32-39.
5. Культурология. XX век. Энциклопедия : в 2 томах / под. ред. С. Я. Левит.
- Москва : РОССПЭН, 2007. - Том 2.
6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - Москва : А ТЕМП, 2006.
7. Тернер В. У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах на материале ритуала ндембу // Семиотика и искусствометрия : сборник переводов / сост. и ред. д-ра филол. наук Ю. М. Лотмана и канд. физ.-мат. наук В. М. Петрова. - Москва : Мир, 1972.
8. Тэрнер В. Символ и ритуал : [пер. с англ.] / [вступ. ст. В. А. Бейлиса, с. 7-31].
- Москва : Наука, 1983. - 277 с.