О.Э. НИКИТИНА г. Тверь
ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В РОК-ПОЭЗИИ Б.ГРЕБЕНЩИКОВА
КОММЕНТИРОВАННЫЙ УКАЗАТЕЛЬ1
Типология образов животных в рок-поэзии Б.Гребенщикова, как и в мифологических традициях разных народов, представлена и реально существующими видами животных (волк, змея, лев, конь, олень, пес), и фантастическими животными (дракон, единорог, змей). Чаще всего в образах животных актуализированы значения, восходящие к славянской мифологии и фольклору, а также к индоевропейской мифологии. Вторыми по частотности являются те значения, которые восходят к мифологическим традициям народов Северной Америки, средневековой Западной Европы, а также к скандинавской и китайской мифологическим традициям. В большинстве случаев значение переосмыслено, и его авторская интерпретация играет важную роль в понимании образа того или иного животного. В ряде случаев значение заимствовано непосредственно из мифологии без существенных изменений. Встречаются также значения, которые восходят к мифологическим традициям опосредованно через литературные источники.
В настоящем исследовании представлены наиболее часто встречающиеся в рок-поэзии Б. Гребенщикова образы животных в соотнесении с их архетипиче-ским значением.
ВОЛК. В рок-поэзии Б.Г. в образе волка актуализированы следующие архетипические значения:
1) белый волк - над всеми волками князь; лесной царь принимает вид белого волка (восточнославянская мифология);
2) оборотень; человек, превратившийся в волка, выполняет одновременно роль убийцы, хищника, преследователя и жертвы, преступника-изгоя, преследуемого (мифология народов Северной Америки и Северной Азии, греческая, славянская, германская, хеттская, иранская мифология);
3) мифологический код волк - ворон (славянская и скандинавская мифологии, мифология народов Северной Америки);
4) волчья звезда - планета Венера или Вечерница, т.е. вечерняя заря (славянская мифология);
5) представитель нижнего мира, царства мертвых (мифология североамериканских индейцев алгонкинов);
6) прожорливое и кровожадное животное (русский фольклор);
7) волк - животное, которому покровительствует святой Георгий (славянская мифология).
1 Данная работа является продолжением исследования: Архетипические образы птиц в рок-поэзии Б.Гребенщикова. Комментированный указатель. // Русская рок-поэзия. Текст и контекст. Тверь, 1998. Исследование проводилось на материале книги: Б.Г. Песни. Тверь, 1996 (далее ссылки на это издание даны в тексте с указанием страницы, курсив в цитатах везде наш).
Первое значение (белый - над всеми волками князь) актуализировано в песне «Десять стрел» (С.159):
Белый волк ведет его сквозь лес,
Белый гриф следит за ним с небес.
Возможно, что здесь белый волк выполняет также функцию спутника и спасителя героя, так называемого мудрого волка, чей образ характерен для русской волшебной сказки2.
Второе значение (оборотень) актуализировано в песне «Бабушки»
(С.359):
Я шел в красной шапке,
Я шел петь песни.
Шел петь песни,
И что-то делать после.
Я подходил к дому,
Увидев волчий след,
И я решил, что, наверное, у нас гости.
Много бабушек, и на каждой галстук.
Ах, бабушки, зачем вам такие уши?
Ах, бабушки, зачем вам такие зубы?
Спасибо, бабушки, за то, что вы пришли слушать. и в песне «Кусок жизни» (С.77):
Десять степных волков -И каждый пьян, как свинья.
Я был бы одним из них,
Но у меня семья.
И каждый глядит за дверь,
И каждый лелеет стон;
Дайте мне мой кусок жизни,
Пока я не вышел вон.
В этих двух песнях архетипическое значение оборотня восходит к разным литературным источникам. В «Бабушках» образ волка принимает значение волка-оборотня, хищника и убийцы, соотносимое с образом волка из «Красной шапочки» Шарля Перро. В песне «Кусок жизни» образ волка соотносится с образом этого животного из романа Германа Гессе «Степной волк». Образ степного волка характерен и для мифологии народов Северной Америки, где волк является оборотнем-отшельником.
Третье значение (мифологический код волк - ворон) актуализировано в песне «Волки и вороны» (С.211-212):
А кругом лежат снега на все четыре стороны;
Легко по снегу босиком, если души чисты.
А мы пропали бы совсем, когда б не волки да вороны;
Возможно, что здесь образ белого волка восходит к циклу «Сага об Эльрике Мельне-бонийском» Майкла Муркока. Альбинос Эльрик имел прозвище белый волк. В песне Г ребенщикова также присутствует упоминание о «мече дождя», которое встречается и в произведениях Муркока.
Они спросили: «Вы куда? Небось до теплой звезды?»
<...>
Только пусть они идут - я и сам птица черная,
Смотри, мне некуда бежать; еще метр - и льды;
Так я прикрою вас, а вы меня, волки да вороны,
Чтобы кто-нибудь дошел до этой чистой звезды...
<...>
Может правда, что нет путей, кроме торного,
И нет рук для чудес, кроме тех, что чисты,
А все равно нас грели только волки и вороны,
И благословили нас до чистой звезды.
Образ волка восходит здесь к славянской мифопоэтической традиции, где мудрые животные волк и ворон часто выполняют функцию спутника и спасителя героя.
Четвертое значение (вечерняя заря) актуализировано в песне «День Радости» (С.237):
И теперь, когда нечего ждать,
Кроме волчьей зари;
Стеклянная стена,
И пламя бесконечной зимы -Это ж, Г осподи, зрячему видно,
А для нас повтори:
Бог есть Свет, и в нем нет никакой тьмы.
Пятое значение (нижний мир, царство мертвых), возможно, актуализировано в песне «Сергей Ильич» (С.38):
Сергей Ильич - работник сна,
Одетый в шелк шелестящий волк.
Такое предположение можно сделать, если учитывать, что для мифологии характерно близость понятий «сон» и «смерть».
Шестое значение (прожорливость и кровожадность) актуализировано в песне «Поколение дворников» (С.174):
И наши отцы никогда не солгут нам -Они не умеют лгать,
Как волк не умеет есть мясо,
Как птицы не умеют летать;
Седьмое значение (животное, которому покровительствует святой Георгий) актуализировано в песне «Юрьев день» (С.263):
От угнанных в рабство я узнал про твой свет.
От синеглазых волков про все твои чудеса.
Святой Георгий (Юрий, Егорий) в славянском фольклоре умеет говорить с животными человеческим языком3. У Б.Г. синеглазый волк также наделен способностью говорить. Эпитет «синеглазый», не типичный для образа волка, также связан с мифологией славян. «Синеглазый» - это традиционная портретная ха-
Энциклопедия суеверий. М., 1998. С.128.
рактеристика славян. Святой Георгий является покровителем княжеской дружины, а в русских легендах князья обладают способностью превращаться в волков (также как и Георгий)4.
•ДРУГИЕ СЛУЧАИ АКТУАЛИЗАЦИИ:
1) Особое место занимают контексты, где образ волка входит в структуру фразеологизма. К фразеологизму «волком выть» (т.е. «горько жаловаться, сетовать и т.п. на что-либо, страдая от чего-либо»5) прямо восходит образ воющего волка в песне «Блюз простого человека» (С.442):
Ты воешь, словно волк;
Ты стонешь, как сова;
и в песне «Мается» (С.291):
Ежели не выпьешь, то не получается,
А выпьешь - воешь волком, ни за что, ни про что.
2) В песне «Голубой огонек» (С.287) также актуализировано фразеологическое значение, а именно, взгляд волка выражает здесь враждебное отношение:
Незнакомые смотрят волками,
И один из них, может быть, я.
3) В песне «Бурлак» (С.219) образ тамбовской волчицы представляет трансформацию фразеологизма «тамбовский волк»:
А вороны молчат, а барышни кричат,
Тамбовской волчицей или светлой сестрой.
Тамбовская волчица, как существо чужое, враждебное по отношению к лирическому герою, противопоставлена здесь светлой сестре, существу близкому, родному.
ДРАКОН. В рок-поэзии Б.Г. образ дракона имеет значения, в основном восходящие к китайской мифологии; средневековая западноевропейская традиция не получила столь широкой актуализации:
1) голубой дракон - представитель всех животных, покрытых чешуей; воплощение принципа добра (китайская мифология);
2) золотой дракон - символ императорской власти (китайская мифология);
3) белый дракон - лунный (китайская мифология);
4) символ глубины подсознательного и неожиданных глубинных энергий, внезапно возникающих на поверхности (средневековая западноевропейская традиция).
Первое значение (представитель всех животных, покрытых чешуей; воплощение принципа добра) актуализировано в песне «Иван Бодхидхарма» (С.124):
И белый тигр молчит,
И синий дракон поет6;
4 Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. Ростов н/Д, 1996. С.262.
5 Фразеологический словарь русского языка. М., 1986. С.98.
6 В этом тексте представлен мифологический код тигр - дракон. Тигр в китайской мифологии является представителем всех четвероногих. Противопоставление «белый тигр
Второе значение (символ императорской власти) актуализировано в песне «Пески Петербурга» (С.444):
Ты - животное лучше любых других,
Я лишь дождь на твоем пути,
Золотые драконы в лесах твоих,
От которых мне не уйти.
Третье значение (лунный дракон) актуализировано в песне «Блюз НТР»
(С.426):
Но белый дракон сказал мне,
В дверь подсознанья войдя,
Что граф Диффузор забил в стену гвоздь,
А я - лишь отзвук гвоздя...
Здесь белый (лунный) дракон, возможно, связан с фантазиями и воображением, которые соответствуют образу Луны. Так же возможно, что здесь актуализировано четвертое из перечисленных выше значений.
Четвертое значение (символ глубины подсознательного и неожиданных глубинных энергий, внезапно возникающих на поверхности) актуализировано и в песне «Дело мастера Бо» (С.125):
Дракон приземлился на поле -Поздно считать, что ты спишь,
Хотя сон был свойственным этому веку.
Вместе с тем, в этом фрагменте содержится прямая цитата из гексаграммы № 1 Цянь системы «И цзин»: «Появившийся Дракон находится в поле». Этому символу соответствует поведенческий аналог Человека: «Благоприятно свидание с Великим Человеком» . И этот смысл, разумеется, является основным в песне «Дело мастера Бо».
ЕДИНОРОГ. В рок-поэзии Б.Г. образ единорога восходит к средневековым западноевропейским легендам и русскому фольклору и имеет следующие архетипические значения:
1) чудесное животное; страшное и непобедимое, которое может поймать только целомудренная дева (средневековые западноевропейские легенды);
2) владыка всех животных (русский фольклор).
Оба эти значения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в песне «Охота на единорогов» (С.182):
Выстрел. Я проснулся в начале шестого;
Я наблюдал охоту на единорогов.
Но я оставался при этом спокойным,
Я много читал о повадках этих животных.
Никто не сможет поставить их в упряжь,
молчит» - «синий дракон поет» объясняется тем, что тигр и дракон являются противниками. Кроме того, тигр, в противоположность дракону - принципу добра, является принципом зла. Таким образом, указанное выше противопоставление заключает в себе торжество добра над злом.
7 См.: Лукьянов А.Е. Дао «Книги Перемен». М., 1993. С.180.
Никто не сможет смирить их пулей,
Их копыта не оставляют следа,
Они глядят вслед движущейся звезде. и в песне «Десять стрел» (С.159):
С ним придет единорог,
Он чудесней всех чудес.
•ДРУГИЕ СЛУЧАИ АКТУАЛИЗАЦИИ:
1) Образ единорога встречается также в песне «Блюз диких людей»
(С.320):
Ты в игры странные играл С единорогом и слепым И на челе твоем писал Иероглиф свой порочный дым.
Возможно, что здесь значение образа единорога связано с мифологическим мотивом слепоты. Кроме того, не стоит забывать, что единорог встречается и в восточных мифологических традициях (китайской и мусульманской), где этот образ связан с интуитивным познанием действительности.
2) Возможно, что близок единорогу, которого может усмирить только целомудренная дева, белый конь8 в песне «День радости» (С.236):
Когда белый конь Встретит своих подруг,
Это день радости.
и конь в песне «Елизавета» (С.217):
У Елизаветы два друга:
Конь, и тот, кто во сне;
ЗМЕЙ / ЗМЕЯ9. В рок-поэзии Б.Г. в образе змея актуализированы следующие архетипические значения:
1) женское производящее начало и домашний очаг (индоевропейская мифология);
2) мужское оплодотворяющее начало (индоевропейская мифология);
3) животное нижнего мира (индоевропейская мифология);
8 Белый конь в христианской традиции является основным элементом, составляющим образ единорога. Наиболее ранние упоминания о единороге, которые принадлежат греческим и римским историкам, также представляют его как лошадь или осла с белой шерстью (см.: Борхес Х.Л. Книга вымышленных существ, СПб., 1999. С.53-55). По мнению Борхеса наиболее традиционным является следующее изображение единорога: «Белая лошадка с передними ногами антилопы, козлиной бородой и длинным, торчащим на лбу винтообразным рогом...» (там же). Возможно, что у Б.Г. образ единорога упрощен до образа белого коня.
9 При составлении мифологических словарей и словарей символов змей и змея чаще всего объединены в одну статью. Это объясняется тем, что архетипические значения этих образов во многом совпадают. Следует отметить, что змей - это существо всегда вымышленное (Кецалькоатль, Змей Горыныч и т.д.), а змея может быть как вымышленным существом (Уроборос, Урей и т.д.), так и реальным.
4) морской змей - хтоническое чудовище, живущее в мировом океане и окружающее или держащее на себе землю (индийская, скандинавская и египетская мифологии);
5) пернатый змей (Кецалькоатль) - бог-творец мира, человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды (мифологии индейцев Центральной Америки);
6) чудовищный змей с огненным дыханьем (восточнославянская мифология, средневековые западноевропейские легенды);
7) змеям посвящен праздник «Сдвиженья»10, когда они сползаются под землю в одно место, где проводят зиму (русская народная традиция).
Первое значение (женское производящее начало и домашний очаг) актуализировано в песне «Змея» (С.90):
У каждой женщины должна быть змея;
Это больше чем ты, это больше чем я -У каждой женщины должна быть змея...
Второе значение (мужское оплодотворяющее начало) актуализировано в песне «Я - змея» (С.146):
Я змея,
Я сохраняю покой.
Сядь ко мне ближе, ты Узнаешь, кто я такой.
Здесь же актуализировано третье значение (животное нижнего мира):
Я знаю тепло камня,
Я знаю запах и цвет.
Но когда поднимаются птицы,
Я подолгу гляжу им вслед,
Я змея;
Здесь очевидна оппозиция «верх / низ», т.к. птицы, в противоположность змее, традиционно являются животными верхнего мира.
Третье значение (животное нижнего мира) и пятое значение (пернатый змей - бог-творец мира) актуализированы в песне «Сувлехим Такац» (С.274):
Его звали Сувлехим Такац,
И он служил постовой змеей.
Женщины несли свои тела как ножи,
Когда он шел со службы домой.
Противопоставление змеи и птицы как животных нижнего и верхнего миров сменяется в более поздних мифологических традициях образом крылатого, пернатого змея. Крылатый змей соединяет в себе черты змеи и птицы, т.е. нижнего и верхнего миров. Образ почтового голубя трансформируется у Б.Г. в образ почтовой змеи, т.е. крылатого змея. В мифологиях индейцев Центральной Америки пернатый змей является создателем земли и неба. Змей также осу-
10 Праздник «Сдвиженья» - это переосмысленный русской народной культурой «христианский праздник Воздвиженья честного и животворящего креста Господня», который отмечается православной церковью 27 сентября (Энциклопедия суеверий. М.,
1998, С.156).
ществляет разъединение и соединение неба и земли11. Поэтому и у Б.Г. Сувлехим Такац, скорее всего, выступает как гарант существующего миропорядка и как творческое созидающее начало:
И как-то ночью он устал глядеть вниз,
И поднял глаза в небосвод;
И он сказал: «Я не знаю, что такое грехи,
Но мне душно здесь - пора вводить парусный флот!
Четвертое значение (хтоническое чудовище, живущее в мировом океане и окружающее или держащее на себе землю) актуализировано в песне «Из сияющей пустоты» (С.269):
По морю плывет пароход, из трубы березовый дым;
На мостике сам капитан, весь в белом с медной трубой.
А снизу плывет морской змей и тащит его за собой;
Но, если про это не знать, можно долго быть молодым. и в песне «Не стой на пути у высоких чувств» (С.185), где шекспировские герои как бы обретают другие ипостаси, являются обитателями другого мира: Джульетта оказалась пиратом,
Ромео был морской змеей.
Пятое значение (бог-творец мира, человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды) актуализировано в песне «Царь сна» (С.245):
Пернатый змей - тень в небе со своим ключом12.
Шестое значение (чудовищный змей с огненным дыханием, который носит черты дракона) актуализировано в песне «Дядюшка Томпсон» (С.261):
В руках у него огнедышащий змей,
А рядом пасутся коровы.
Здесь содержится мотив победы героя над чудовищем (огнедышащим змеем). Для этого мотива характерным является изображение крылатого героя. Крылья имеет и герой Б.Г.: «У Дядюшки Томпсона два крыла, Но Дядюшка Томпсон не птица». В русской традиции мотив змееборчества связан с именем святого Георгия (Юрия, Егория). В то же время святой Георгий является покровителем скота (У Б.Г.: «А рядом пасутся коровы»).
Седьмое значение (змеям посвящен праздник «Сдвиженья», когда они сползаются под землю в одно место, где проводят зиму) актуализировано в песне «Сергей Ильич» (С.38):
Еще один сентябрь - сезон для змей;
ЛЕВ. В рок-поэзии Б.Г. в образе льва актуализированы следующие архе-типические значения:
1) высшая божественная сила, власть и величие, солнце и огонь, триумф, надменность и т.д. (мифологии народов Африки, Западной, Южной и Восточной Азии);
11 Мифы народов мира. М., 1997. Т.1. С.469.
12
Ключ представляет собой астрологический символ планеты Венера (утренней звезды).
2) одно из четырех животных (наряду с ангелом, орлом и тельцом), в облике которого Иезекилю явился Бог (Библия. Книга пророка Иезекиля).
Первое значение (высшая божественная сила, власть и величие, солнце и огонь, триумф, надменность и т.д.) актуализировано в песне «Молодые львы» (С.392):
Когда в городе станет темно,
Когда ветер дует с Невы,
Екатерина смотрит в окно За окном идут молодые львы.
Они не знают, что значит «зима»,
Они танцуют, они свободны от наших потерь!
И им нечего делать с собой сейчас,
Они войдут, когда Екатерина откроет им дверь!
А что нужно молодым львам?
Что нужно молодым львам?
Когда весь мир готовится лечь к их ногам,
И им нечего делать сейчас!
Второе значение (одно из четырех животных, в облике которого Иезекилю явился бог) актуализировано в песне «Орел, телец и лев» (С.371):
Стук в дверь мою. «Кто?» - спрашиваю. «Тени», -Они ответствуют. - «Орел, телец и лев».
Реминисценция из видения Иезекиля здесь очевидна, т.к. присутствуют образы еще двух животных - орла и тельца.
•ДРУГИЕ СЛУЧАИ АКТУАЛИЗАЦИИ:
1) В песне «Центр циклона» (С.296) образ снежного льва возможно восходит к тибетской мифологии:
И здесь у нас, в центре циклона Снежные львы и полный штиль.
Возможно, что здесь.
КОНЬ (ЛОШАДЬ). В рок-поэзии Б.Г. в образе коня актуализированы следующие архетипические значения:
1) боги и герои передвигаются на конях по небу, а также из одной стихии в другую (индоевропейская мифология);
2) порождение ночи, но также может олицетворять и день (индоевропейская мифология);
3) соотносится с огнем и водой (индоевропейская мифология);
4) соотносится с женским божеством - хозяйкой, богиней лошадей (индоевропейская мифология);
5) золотой конь - поэтический образ солнца или блистающей молниями тучи (славянская мифология);
6) белый конь соотносится с рассветом, днем (славянская и скандинавская мифологии);
Первое значение (боги и герои передвигаются на конях по небу, а также из одной стихии в другую) актуализировано в песне «Трачу свое время» (С.258):
Твой ангел седлает слепых коней У твоего крыльца, и в песне «Кони беспредела» (С.215):
Запрягай мне, Господи, коней беспредела;
Я хотел пешком, да видно, мне не успеть...
А чем мне их кормить, если кони не сыты?
Как их напоить? - они не пьют воды.
Шелковые гривы надушены, завиты;
Острые копыта, алые следы.
В песне «Кони беспредела» эти божественные животные не пьют простую воду, что может объясняться влиянием традиций русской волшебной сказки, согласно которым небесные кони пьют утреннюю росу13.
Первое (боги и герои передвигаются на конях по небу, а также из одной стихии в другую), второе (порождение ночи, но также может олицетворять и день) и третье (конь соотносится с огнем, светом и водой) актуализированы в песне «Никон» (376):
Никон поджигает ночь,
Ночь поджигает коня;
Кони бегут по земле,
Кони говорят человечьим огнем;
<...>
А кони поднимают глаза -И ангелы спустились с небес.
Здесь, возможно, нашла свое выражение греко-римская мифопоэтическая традиция, согласно которой на лошадях солнца «надо ездить умеючи - не слишком высоко, чтобы не поджечь неба, и не слишком низко, чтобы не загорелись леса и земля»14.
Первые три значения актуализированы так же в песне «Пески Петербурга» (С.445):
И когда был разорван занавес дня,
Наши кони пустились в пляс,
На земле, на воде и среди огня Окончательно бросив нас.
Третье значение (соотношение коня с огнем, светом и водой) актуализировано в песне «Не пей вина Гертруда» (С.275):
В Ипатьевской слободе по улицам водят коня.
На улицах пьяный бардак,
На улицах полный привет.
А на нем узда изо льда;
На нем - венец из огня;
Он мог бы спалить этот город -Но города, в сущности, нет.
13
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994. Т.1. С.604.
14 Там же. С.595.
А когда-то он был другим;
Он был женщиной с узким лицом.
Здесь также возможна актуализация четвертого значения (конь соотносится с женским божеством). Вероятно, в этой песне отразились черты древнегерманского (или древнеславянского) новогоднего обряда, когда по дворам водят коня. Этот обряд символизирует начало нового годового цикла. «Пьяный бардак» и «полный привет» могут являться традиционными для поэзии Гребенщикова характеристиками праздничного веселья15.
Четвертое значение (конь соотносится с женским божеством) актуализировано в «Заповедной песне» (С.213):
Я поставлю в деревне большую кровать,
Приглашу в нее всех лошадей;
И седой с бородой стану бегать с дудой И никто мне не скажет, что я лицедей...
Пятое значение (золотой конь - поэтический образ солнца или блистающей молниями тучи) актуализировано в песне «Золотые лошади» (С.48): Хорошо бы золотых лошадей за копыта цапать.
Возможно, что здесь образ золотых лошадей восходит к славянскому фольклору, где лошади рассыпаются в серебро, золото или выбивают копытом деньги.
Шестое значение (белый конь - рассвет, день) актуализировано в песне «День радости» (С.236):
Когда белый конь Встретит своих подруг,
Это день радости.
«Подруги» белого коня, чей образ восходит к славянской традиции, могут быть божественными девами - Утренней Зарей и Вечерней Зарей. Белый конь в данном случае может быть также соотнесен с образом единорога16.
•ДРУГИЕ СЛУЧАИ АКТУАЛИЗАЦИИ:
1) Конь в песне «Елизавета» (С.217), возможно соотносится с единорогом:
У Елизаветы два друга:
Конь, и тот, кто во сне17;
2) Образ коня в песне «Царь Сна» (С.245):
Царь Сна крестным ходом на стального коня.
Восходит к литературному источнику. В романе Р.Желязны «Создания
18
света - создания тьмы» одним из ключевых образов является образ стального генерала на стальном коне. Мотив сна встречается в этом романе в двух вариантах:
- стальной генерал сравнивается с Орфеем (в греческой мифологии звуками своей музыки Орфей усыпил Цербера);
15 См. песню «Ангел всенародного похмелья» (С.195).
16 См. статью «Единорог» в настоящем словаре.
17 См. там же.
18
Желязны Р. Т.1. Создания света - создания тьмы. М., 1993. С.49-50.
- образ спящей колдуньи восходит к образу египетской богини Исиды.
Возможны следующие ассоциации:
- стальной генерал (Желязны) = Царь Сна (Б.Г.);
- спящая колдунья (Желязны) = спящая госпожа (Б.Г.: «Хотел уйти, но в доме спит моя госпожа») = Исида (египетская мифология).
Сложно сказать, действительно ли существует связь между романом Желязны и песней Гребенщикова. Предположение об этом опирается на сведения об увлечении Гребенщикова зарубежной фантастикой.
ОЛЕНЬ. В рок-поэзии Б.Г. в образе оленя актуализированы следующие значения:
1) олень заманивает охотника в чащу леса и исчезает (восточнославянский сказочный фольклор);
2) белый олень как воплощение отшельничества, благочестия, чистоты (средневековая христианская традиция).
Первое значение (олень заманивает охотника в чащу леса и исчезает) актуализировано в песне «Кад Годдо» (С.141):
Я был сияющим ветром, я был полетом стрелы,
Я шел по следу оленя среди высоких деревьев.
Возможно, что здесь образ оленя восходит к образу одного из персонажей произведения валийского фольклора «Cad Goddeu» по имени Белая Косу-
19
ля .
Второе значение (белый олень как воплощение отшельничества, благочестия, чистоты) актуализировано в песне «Партизаны полной луны» (С.168):
У них есть знания на том берегу,
Белые олени на черном снегу.
•ДРУГИЕ СЛУЧАИ АКТУАЛИЗАЦИИ:
1) Традиционное поэтическое воплощение грациозности в образе оленя встречается у Б.Г. в песне «Я не хотел бы быть тобой в тот день» (С.250):
Ты утонченна, словно Пруст, и грациозна, как олень;
ПЕС (СОБАКА). В рок-поэзии Б.Г. в образе пса (собаки) актуализированы следующие архетипические значения:
1) храбрость (индоевропейская мифология);
2) преданность (индоевропейская мифология);
3) смерть; животное хтонических и лунных божеств (индоевропейская мифология);
4) гончие псы, сопровождающие Одина и его свиту; призраки и злые духи (скандинавская мифология);
5) выполняет охотничьи функции (египетское изобразительное искусство).
19 Грейвс Р. Битва деревьев // Грейвс Р. Белая богиня. М., 1999. Ключ представляет собой астрологический символ планеты Венера (утренней звезды).
Первое значение (храбрость) актуализировано в песне «Миша из города скрипящих статуй» (С.34):
Кто откроет дверь, бесстрашный как пес?
Второе значение (преданность) актуализировано в песне «Диплом»
(С.177):
Но она возьмет тебя на поводок,
Она возьмет тебя на поводок,
И ты пойдешь за нею, как пес. и в песне «Не надо мне мешать» (С.340):
Ты хочешь сделать меня Послушным, как пес;
Но я послушен, как пес.
Скажи мне мое настоящее имя,
И я пойду за тобой, не тратя слез.
В этой песне преданность пса вызвана словом. Во многих мифологических традициях имя считается отражением души или частью личности человека. Знание настоящего имени («Скажи мне мое настоящее имя, И я пойду за тобой, не тратя слез») дает власть над его обладателем.
Третье значение (смерть; животное хтонических и лунных божеств) актуализировано в песне «Выстрелы с той стороны» (С.133):
Он ходячая битва, он каждый день выжжен дотла.
Вороны вьют венки, псы лают из-за угла.
В Ирландии существует примета: встретить рано утром лающую собаку -к несчастью. Повсеместно вой и лай собаки считается недобрым знаком, а иногда верной приметой смерти.
Четвертое значение (гончие псы, сопровождающие Одина и его свиту; призраки и злые духи;) актуализировано в песне «Юрьев день» (С.263):
Но когда семь звезд над твоей головой Станут багряным серпом,
И пьяный охотник выпустит псов На просторы твоей пустоты,
Я вспомню всех, кто красивей тебя;
Умнее тебя, лучше тебя;
Но кто из них шел по битым стеклам Так же грациозно, как ты?
Пятое значение (выполняет охотничьи функции) актуализировано в песне «Второе стеклянное чудо» (С.46):
Когда ты был мал, ты знал все, что знал,
И собаки не брали твой след.
•ДРУГИЕ СЛУЧАИ АКТУАЛИЗАЦИИ:
1) В песне «Не стой на пути у высоких чувств» (С.185) образ собаки прямо восходит к фразеологизму «каждая (любая) собака знает», который обозначает то, что известно каждому:
Не стой на пути у высоких чувств,
А если ты встал - отойди,
Это сказано в классике,
Это сказано в календарях.
Об этом знает любая собака:
Не плюй против ветра, не стой на пути.
2) В песне «Мальчик Евграф» (С.97) образ бездомной собаки помогает раскрыть одно из проявлений причудливого поведения аристократа:
Он носил фрак,
Поил шампанским всех бездомных собак;
3) В песне «Электрический пес» (С.11-13):
И стареющий юноша в поисках кайфа Лелеет в зрачках свой вечный вопрос,
И поливает вином, и откуда-то сбоку С прицельным вниманьем глядит электрический пес.
<... >
А этот пес вгрызается в стены В вечном поиске новых и ласковых рук.
<...>
Но этот пес не чужд парадоксов:
Он влюблен в этих женщин,
И с его точки зренья он прав.
<...>
А этот пес смеется над нами:
Он не занят вопросом, каким и зачем ему быть.
<...>
И, логически мысля, сей пес невозможен -Но он жив, как не снилось и нам, мудрецам.
Электричество, представляя собой искусственный свет и огонь, характеризует пса как животное, несущее смерть и разрушение. Так же возможно, что электрический пес является создателем и хранителем этого мира. Надо отметить двусмысленность эпитета «электрический». С одной стороны, электрический -это искусственный, не живой, вырабатывающий или создающий электричество.
/"Ч и и
С другой стороны, эпитет «электрический» может характеризовать живое, реальное существо (например, электрический скат).