Научная статья на тему 'Образы животных в рок-поэзии Б. Гребенщикова. Комментированный указатель'

Образы животных в рок-поэзии Б. Гребенщикова. Комментированный указатель Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
820
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образы животных в рок-поэзии Б. Гребенщикова. Комментированный указатель»

О.Э. НИКИТИНА г. Тверь

ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В РОК-ПОЭЗИИ Б.ГРЕБЕНЩИКОВА

КОММЕНТИРОВАННЫЙ УКАЗАТЕЛЬ1

Типология образов животных в рок-поэзии Б.Гребенщикова, как и в мифологических традициях разных народов, представлена и реально существующими видами животных (волк, змея, лев, конь, олень, пес), и фантастическими животными (дракон, единорог, змей). Чаще всего в образах животных актуализированы значения, восходящие к славянской мифологии и фольклору, а также к индоевропейской мифологии. Вторыми по частотности являются те значения, которые восходят к мифологическим традициям народов Северной Америки, средневековой Западной Европы, а также к скандинавской и китайской мифологическим традициям. В большинстве случаев значение переосмыслено, и его авторская интерпретация играет важную роль в понимании образа того или иного животного. В ряде случаев значение заимствовано непосредственно из мифологии без существенных изменений. Встречаются также значения, которые восходят к мифологическим традициям опосредованно через литературные источники.

В настоящем исследовании представлены наиболее часто встречающиеся в рок-поэзии Б. Гребенщикова образы животных в соотнесении с их архетипиче-ским значением.

ВОЛК. В рок-поэзии Б.Г. в образе волка актуализированы следующие архетипические значения:

1) белый волк - над всеми волками князь; лесной царь принимает вид белого волка (восточнославянская мифология);

2) оборотень; человек, превратившийся в волка, выполняет одновременно роль убийцы, хищника, преследователя и жертвы, преступника-изгоя, преследуемого (мифология народов Северной Америки и Северной Азии, греческая, славянская, германская, хеттская, иранская мифология);

3) мифологический код волк - ворон (славянская и скандинавская мифологии, мифология народов Северной Америки);

4) волчья звезда - планета Венера или Вечерница, т.е. вечерняя заря (славянская мифология);

5) представитель нижнего мира, царства мертвых (мифология североамериканских индейцев алгонкинов);

6) прожорливое и кровожадное животное (русский фольклор);

7) волк - животное, которому покровительствует святой Георгий (славянская мифология).

1 Данная работа является продолжением исследования: Архетипические образы птиц в рок-поэзии Б.Гребенщикова. Комментированный указатель. // Русская рок-поэзия. Текст и контекст. Тверь, 1998. Исследование проводилось на материале книги: Б.Г. Песни. Тверь, 1996 (далее ссылки на это издание даны в тексте с указанием страницы, курсив в цитатах везде наш).

Первое значение (белый - над всеми волками князь) актуализировано в песне «Десять стрел» (С.159):

Белый волк ведет его сквозь лес,

Белый гриф следит за ним с небес.

Возможно, что здесь белый волк выполняет также функцию спутника и спасителя героя, так называемого мудрого волка, чей образ характерен для русской волшебной сказки2.

Второе значение (оборотень) актуализировано в песне «Бабушки»

(С.359):

Я шел в красной шапке,

Я шел петь песни.

Шел петь песни,

И что-то делать после.

Я подходил к дому,

Увидев волчий след,

И я решил, что, наверное, у нас гости.

Много бабушек, и на каждой галстук.

Ах, бабушки, зачем вам такие уши?

Ах, бабушки, зачем вам такие зубы?

Спасибо, бабушки, за то, что вы пришли слушать. и в песне «Кусок жизни» (С.77):

Десять степных волков -И каждый пьян, как свинья.

Я был бы одним из них,

Но у меня семья.

И каждый глядит за дверь,

И каждый лелеет стон;

Дайте мне мой кусок жизни,

Пока я не вышел вон.

В этих двух песнях архетипическое значение оборотня восходит к разным литературным источникам. В «Бабушках» образ волка принимает значение волка-оборотня, хищника и убийцы, соотносимое с образом волка из «Красной шапочки» Шарля Перро. В песне «Кусок жизни» образ волка соотносится с образом этого животного из романа Германа Гессе «Степной волк». Образ степного волка характерен и для мифологии народов Северной Америки, где волк является оборотнем-отшельником.

Третье значение (мифологический код волк - ворон) актуализировано в песне «Волки и вороны» (С.211-212):

А кругом лежат снега на все четыре стороны;

Легко по снегу босиком, если души чисты.

А мы пропали бы совсем, когда б не волки да вороны;

Возможно, что здесь образ белого волка восходит к циклу «Сага об Эльрике Мельне-бонийском» Майкла Муркока. Альбинос Эльрик имел прозвище белый волк. В песне Г ребенщикова также присутствует упоминание о «мече дождя», которое встречается и в произведениях Муркока.

Они спросили: «Вы куда? Небось до теплой звезды?»

<...>

Только пусть они идут - я и сам птица черная,

Смотри, мне некуда бежать; еще метр - и льды;

Так я прикрою вас, а вы меня, волки да вороны,

Чтобы кто-нибудь дошел до этой чистой звезды...

<...>

Может правда, что нет путей, кроме торного,

И нет рук для чудес, кроме тех, что чисты,

А все равно нас грели только волки и вороны,

И благословили нас до чистой звезды.

Образ волка восходит здесь к славянской мифопоэтической традиции, где мудрые животные волк и ворон часто выполняют функцию спутника и спасителя героя.

Четвертое значение (вечерняя заря) актуализировано в песне «День Радости» (С.237):

И теперь, когда нечего ждать,

Кроме волчьей зари;

Стеклянная стена,

И пламя бесконечной зимы -Это ж, Г осподи, зрячему видно,

А для нас повтори:

Бог есть Свет, и в нем нет никакой тьмы.

Пятое значение (нижний мир, царство мертвых), возможно, актуализировано в песне «Сергей Ильич» (С.38):

Сергей Ильич - работник сна,

Одетый в шелк шелестящий волк.

Такое предположение можно сделать, если учитывать, что для мифологии характерно близость понятий «сон» и «смерть».

Шестое значение (прожорливость и кровожадность) актуализировано в песне «Поколение дворников» (С.174):

И наши отцы никогда не солгут нам -Они не умеют лгать,

Как волк не умеет есть мясо,

Как птицы не умеют летать;

Седьмое значение (животное, которому покровительствует святой Георгий) актуализировано в песне «Юрьев день» (С.263):

От угнанных в рабство я узнал про твой свет.

От синеглазых волков про все твои чудеса.

Святой Георгий (Юрий, Егорий) в славянском фольклоре умеет говорить с животными человеческим языком3. У Б.Г. синеглазый волк также наделен способностью говорить. Эпитет «синеглазый», не типичный для образа волка, также связан с мифологией славян. «Синеглазый» - это традиционная портретная ха-

Энциклопедия суеверий. М., 1998. С.128.

рактеристика славян. Святой Георгий является покровителем княжеской дружины, а в русских легендах князья обладают способностью превращаться в волков (также как и Георгий)4.

•ДРУГИЕ СЛУЧАИ АКТУАЛИЗАЦИИ:

1) Особое место занимают контексты, где образ волка входит в структуру фразеологизма. К фразеологизму «волком выть» (т.е. «горько жаловаться, сетовать и т.п. на что-либо, страдая от чего-либо»5) прямо восходит образ воющего волка в песне «Блюз простого человека» (С.442):

Ты воешь, словно волк;

Ты стонешь, как сова;

и в песне «Мается» (С.291):

Ежели не выпьешь, то не получается,

А выпьешь - воешь волком, ни за что, ни про что.

2) В песне «Голубой огонек» (С.287) также актуализировано фразеологическое значение, а именно, взгляд волка выражает здесь враждебное отношение:

Незнакомые смотрят волками,

И один из них, может быть, я.

3) В песне «Бурлак» (С.219) образ тамбовской волчицы представляет трансформацию фразеологизма «тамбовский волк»:

А вороны молчат, а барышни кричат,

Тамбовской волчицей или светлой сестрой.

Тамбовская волчица, как существо чужое, враждебное по отношению к лирическому герою, противопоставлена здесь светлой сестре, существу близкому, родному.

ДРАКОН. В рок-поэзии Б.Г. образ дракона имеет значения, в основном восходящие к китайской мифологии; средневековая западноевропейская традиция не получила столь широкой актуализации:

1) голубой дракон - представитель всех животных, покрытых чешуей; воплощение принципа добра (китайская мифология);

2) золотой дракон - символ императорской власти (китайская мифология);

3) белый дракон - лунный (китайская мифология);

4) символ глубины подсознательного и неожиданных глубинных энергий, внезапно возникающих на поверхности (средневековая западноевропейская традиция).

Первое значение (представитель всех животных, покрытых чешуей; воплощение принципа добра) актуализировано в песне «Иван Бодхидхарма» (С.124):

И белый тигр молчит,

И синий дракон поет6;

4 Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. Ростов н/Д, 1996. С.262.

5 Фразеологический словарь русского языка. М., 1986. С.98.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 В этом тексте представлен мифологический код тигр - дракон. Тигр в китайской мифологии является представителем всех четвероногих. Противопоставление «белый тигр

Второе значение (символ императорской власти) актуализировано в песне «Пески Петербурга» (С.444):

Ты - животное лучше любых других,

Я лишь дождь на твоем пути,

Золотые драконы в лесах твоих,

От которых мне не уйти.

Третье значение (лунный дракон) актуализировано в песне «Блюз НТР»

(С.426):

Но белый дракон сказал мне,

В дверь подсознанья войдя,

Что граф Диффузор забил в стену гвоздь,

А я - лишь отзвук гвоздя...

Здесь белый (лунный) дракон, возможно, связан с фантазиями и воображением, которые соответствуют образу Луны. Так же возможно, что здесь актуализировано четвертое из перечисленных выше значений.

Четвертое значение (символ глубины подсознательного и неожиданных глубинных энергий, внезапно возникающих на поверхности) актуализировано и в песне «Дело мастера Бо» (С.125):

Дракон приземлился на поле -Поздно считать, что ты спишь,

Хотя сон был свойственным этому веку.

Вместе с тем, в этом фрагменте содержится прямая цитата из гексаграммы № 1 Цянь системы «И цзин»: «Появившийся Дракон находится в поле». Этому символу соответствует поведенческий аналог Человека: «Благоприятно свидание с Великим Человеком» . И этот смысл, разумеется, является основным в песне «Дело мастера Бо».

ЕДИНОРОГ. В рок-поэзии Б.Г. образ единорога восходит к средневековым западноевропейским легендам и русскому фольклору и имеет следующие архетипические значения:

1) чудесное животное; страшное и непобедимое, которое может поймать только целомудренная дева (средневековые западноевропейские легенды);

2) владыка всех животных (русский фольклор).

Оба эти значения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в песне «Охота на единорогов» (С.182):

Выстрел. Я проснулся в начале шестого;

Я наблюдал охоту на единорогов.

Но я оставался при этом спокойным,

Я много читал о повадках этих животных.

Никто не сможет поставить их в упряжь,

молчит» - «синий дракон поет» объясняется тем, что тигр и дракон являются противниками. Кроме того, тигр, в противоположность дракону - принципу добра, является принципом зла. Таким образом, указанное выше противопоставление заключает в себе торжество добра над злом.

7 См.: Лукьянов А.Е. Дао «Книги Перемен». М., 1993. С.180.

Никто не сможет смирить их пулей,

Их копыта не оставляют следа,

Они глядят вслед движущейся звезде. и в песне «Десять стрел» (С.159):

С ним придет единорог,

Он чудесней всех чудес.

•ДРУГИЕ СЛУЧАИ АКТУАЛИЗАЦИИ:

1) Образ единорога встречается также в песне «Блюз диких людей»

(С.320):

Ты в игры странные играл С единорогом и слепым И на челе твоем писал Иероглиф свой порочный дым.

Возможно, что здесь значение образа единорога связано с мифологическим мотивом слепоты. Кроме того, не стоит забывать, что единорог встречается и в восточных мифологических традициях (китайской и мусульманской), где этот образ связан с интуитивным познанием действительности.

2) Возможно, что близок единорогу, которого может усмирить только целомудренная дева, белый конь8 в песне «День радости» (С.236):

Когда белый конь Встретит своих подруг,

Это день радости.

и конь в песне «Елизавета» (С.217):

У Елизаветы два друга:

Конь, и тот, кто во сне;

ЗМЕЙ / ЗМЕЯ9. В рок-поэзии Б.Г. в образе змея актуализированы следующие архетипические значения:

1) женское производящее начало и домашний очаг (индоевропейская мифология);

2) мужское оплодотворяющее начало (индоевропейская мифология);

3) животное нижнего мира (индоевропейская мифология);

8 Белый конь в христианской традиции является основным элементом, составляющим образ единорога. Наиболее ранние упоминания о единороге, которые принадлежат греческим и римским историкам, также представляют его как лошадь или осла с белой шерстью (см.: Борхес Х.Л. Книга вымышленных существ, СПб., 1999. С.53-55). По мнению Борхеса наиболее традиционным является следующее изображение единорога: «Белая лошадка с передними ногами антилопы, козлиной бородой и длинным, торчащим на лбу винтообразным рогом...» (там же). Возможно, что у Б.Г. образ единорога упрощен до образа белого коня.

9 При составлении мифологических словарей и словарей символов змей и змея чаще всего объединены в одну статью. Это объясняется тем, что архетипические значения этих образов во многом совпадают. Следует отметить, что змей - это существо всегда вымышленное (Кецалькоатль, Змей Горыныч и т.д.), а змея может быть как вымышленным существом (Уроборос, Урей и т.д.), так и реальным.

4) морской змей - хтоническое чудовище, живущее в мировом океане и окружающее или держащее на себе землю (индийская, скандинавская и египетская мифологии);

5) пернатый змей (Кецалькоатль) - бог-творец мира, человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды (мифологии индейцев Центральной Америки);

6) чудовищный змей с огненным дыханьем (восточнославянская мифология, средневековые западноевропейские легенды);

7) змеям посвящен праздник «Сдвиженья»10, когда они сползаются под землю в одно место, где проводят зиму (русская народная традиция).

Первое значение (женское производящее начало и домашний очаг) актуализировано в песне «Змея» (С.90):

У каждой женщины должна быть змея;

Это больше чем ты, это больше чем я -У каждой женщины должна быть змея...

Второе значение (мужское оплодотворяющее начало) актуализировано в песне «Я - змея» (С.146):

Я змея,

Я сохраняю покой.

Сядь ко мне ближе, ты Узнаешь, кто я такой.

Здесь же актуализировано третье значение (животное нижнего мира):

Я знаю тепло камня,

Я знаю запах и цвет.

Но когда поднимаются птицы,

Я подолгу гляжу им вслед,

Я змея;

Здесь очевидна оппозиция «верх / низ», т.к. птицы, в противоположность змее, традиционно являются животными верхнего мира.

Третье значение (животное нижнего мира) и пятое значение (пернатый змей - бог-творец мира) актуализированы в песне «Сувлехим Такац» (С.274):

Его звали Сувлехим Такац,

И он служил постовой змеей.

Женщины несли свои тела как ножи,

Когда он шел со службы домой.

Противопоставление змеи и птицы как животных нижнего и верхнего миров сменяется в более поздних мифологических традициях образом крылатого, пернатого змея. Крылатый змей соединяет в себе черты змеи и птицы, т.е. нижнего и верхнего миров. Образ почтового голубя трансформируется у Б.Г. в образ почтовой змеи, т.е. крылатого змея. В мифологиях индейцев Центральной Америки пернатый змей является создателем земли и неба. Змей также осу-

10 Праздник «Сдвиженья» - это переосмысленный русской народной культурой «христианский праздник Воздвиженья честного и животворящего креста Господня», который отмечается православной церковью 27 сентября (Энциклопедия суеверий. М.,

1998, С.156).

ществляет разъединение и соединение неба и земли11. Поэтому и у Б.Г. Сувлехим Такац, скорее всего, выступает как гарант существующего миропорядка и как творческое созидающее начало:

И как-то ночью он устал глядеть вниз,

И поднял глаза в небосвод;

И он сказал: «Я не знаю, что такое грехи,

Но мне душно здесь - пора вводить парусный флот!

Четвертое значение (хтоническое чудовище, живущее в мировом океане и окружающее или держащее на себе землю) актуализировано в песне «Из сияющей пустоты» (С.269):

По морю плывет пароход, из трубы березовый дым;

На мостике сам капитан, весь в белом с медной трубой.

А снизу плывет морской змей и тащит его за собой;

Но, если про это не знать, можно долго быть молодым. и в песне «Не стой на пути у высоких чувств» (С.185), где шекспировские герои как бы обретают другие ипостаси, являются обитателями другого мира: Джульетта оказалась пиратом,

Ромео был морской змеей.

Пятое значение (бог-творец мира, человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды) актуализировано в песне «Царь сна» (С.245):

Пернатый змей - тень в небе со своим ключом12.

Шестое значение (чудовищный змей с огненным дыханием, который носит черты дракона) актуализировано в песне «Дядюшка Томпсон» (С.261):

В руках у него огнедышащий змей,

А рядом пасутся коровы.

Здесь содержится мотив победы героя над чудовищем (огнедышащим змеем). Для этого мотива характерным является изображение крылатого героя. Крылья имеет и герой Б.Г.: «У Дядюшки Томпсона два крыла, Но Дядюшка Томпсон не птица». В русской традиции мотив змееборчества связан с именем святого Георгия (Юрия, Егория). В то же время святой Георгий является покровителем скота (У Б.Г.: «А рядом пасутся коровы»).

Седьмое значение (змеям посвящен праздник «Сдвиженья», когда они сползаются под землю в одно место, где проводят зиму) актуализировано в песне «Сергей Ильич» (С.38):

Еще один сентябрь - сезон для змей;

ЛЕВ. В рок-поэзии Б.Г. в образе льва актуализированы следующие архе-типические значения:

1) высшая божественная сила, власть и величие, солнце и огонь, триумф, надменность и т.д. (мифологии народов Африки, Западной, Южной и Восточной Азии);

11 Мифы народов мира. М., 1997. Т.1. С.469.

12

Ключ представляет собой астрологический символ планеты Венера (утренней звезды).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) одно из четырех животных (наряду с ангелом, орлом и тельцом), в облике которого Иезекилю явился Бог (Библия. Книга пророка Иезекиля).

Первое значение (высшая божественная сила, власть и величие, солнце и огонь, триумф, надменность и т.д.) актуализировано в песне «Молодые львы» (С.392):

Когда в городе станет темно,

Когда ветер дует с Невы,

Екатерина смотрит в окно За окном идут молодые львы.

Они не знают, что значит «зима»,

Они танцуют, они свободны от наших потерь!

И им нечего делать с собой сейчас,

Они войдут, когда Екатерина откроет им дверь!

А что нужно молодым львам?

Что нужно молодым львам?

Когда весь мир готовится лечь к их ногам,

И им нечего делать сейчас!

Второе значение (одно из четырех животных, в облике которого Иезекилю явился бог) актуализировано в песне «Орел, телец и лев» (С.371):

Стук в дверь мою. «Кто?» - спрашиваю. «Тени», -Они ответствуют. - «Орел, телец и лев».

Реминисценция из видения Иезекиля здесь очевидна, т.к. присутствуют образы еще двух животных - орла и тельца.

•ДРУГИЕ СЛУЧАИ АКТУАЛИЗАЦИИ:

1) В песне «Центр циклона» (С.296) образ снежного льва возможно восходит к тибетской мифологии:

И здесь у нас, в центре циклона Снежные львы и полный штиль.

Возможно, что здесь.

КОНЬ (ЛОШАДЬ). В рок-поэзии Б.Г. в образе коня актуализированы следующие архетипические значения:

1) боги и герои передвигаются на конях по небу, а также из одной стихии в другую (индоевропейская мифология);

2) порождение ночи, но также может олицетворять и день (индоевропейская мифология);

3) соотносится с огнем и водой (индоевропейская мифология);

4) соотносится с женским божеством - хозяйкой, богиней лошадей (индоевропейская мифология);

5) золотой конь - поэтический образ солнца или блистающей молниями тучи (славянская мифология);

6) белый конь соотносится с рассветом, днем (славянская и скандинавская мифологии);

Первое значение (боги и герои передвигаются на конях по небу, а также из одной стихии в другую) актуализировано в песне «Трачу свое время» (С.258):

Твой ангел седлает слепых коней У твоего крыльца, и в песне «Кони беспредела» (С.215):

Запрягай мне, Господи, коней беспредела;

Я хотел пешком, да видно, мне не успеть...

А чем мне их кормить, если кони не сыты?

Как их напоить? - они не пьют воды.

Шелковые гривы надушены, завиты;

Острые копыта, алые следы.

В песне «Кони беспредела» эти божественные животные не пьют простую воду, что может объясняться влиянием традиций русской волшебной сказки, согласно которым небесные кони пьют утреннюю росу13.

Первое (боги и герои передвигаются на конях по небу, а также из одной стихии в другую), второе (порождение ночи, но также может олицетворять и день) и третье (конь соотносится с огнем, светом и водой) актуализированы в песне «Никон» (376):

Никон поджигает ночь,

Ночь поджигает коня;

Кони бегут по земле,

Кони говорят человечьим огнем;

<...>

А кони поднимают глаза -И ангелы спустились с небес.

Здесь, возможно, нашла свое выражение греко-римская мифопоэтическая традиция, согласно которой на лошадях солнца «надо ездить умеючи - не слишком высоко, чтобы не поджечь неба, и не слишком низко, чтобы не загорелись леса и земля»14.

Первые три значения актуализированы так же в песне «Пески Петербурга» (С.445):

И когда был разорван занавес дня,

Наши кони пустились в пляс,

На земле, на воде и среди огня Окончательно бросив нас.

Третье значение (соотношение коня с огнем, светом и водой) актуализировано в песне «Не пей вина Гертруда» (С.275):

В Ипатьевской слободе по улицам водят коня.

На улицах пьяный бардак,

На улицах полный привет.

А на нем узда изо льда;

На нем - венец из огня;

Он мог бы спалить этот город -Но города, в сущности, нет.

13

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994. Т.1. С.604.

14 Там же. С.595.

А когда-то он был другим;

Он был женщиной с узким лицом.

Здесь также возможна актуализация четвертого значения (конь соотносится с женским божеством). Вероятно, в этой песне отразились черты древнегерманского (или древнеславянского) новогоднего обряда, когда по дворам водят коня. Этот обряд символизирует начало нового годового цикла. «Пьяный бардак» и «полный привет» могут являться традиционными для поэзии Гребенщикова характеристиками праздничного веселья15.

Четвертое значение (конь соотносится с женским божеством) актуализировано в «Заповедной песне» (С.213):

Я поставлю в деревне большую кровать,

Приглашу в нее всех лошадей;

И седой с бородой стану бегать с дудой И никто мне не скажет, что я лицедей...

Пятое значение (золотой конь - поэтический образ солнца или блистающей молниями тучи) актуализировано в песне «Золотые лошади» (С.48): Хорошо бы золотых лошадей за копыта цапать.

Возможно, что здесь образ золотых лошадей восходит к славянскому фольклору, где лошади рассыпаются в серебро, золото или выбивают копытом деньги.

Шестое значение (белый конь - рассвет, день) актуализировано в песне «День радости» (С.236):

Когда белый конь Встретит своих подруг,

Это день радости.

«Подруги» белого коня, чей образ восходит к славянской традиции, могут быть божественными девами - Утренней Зарей и Вечерней Зарей. Белый конь в данном случае может быть также соотнесен с образом единорога16.

•ДРУГИЕ СЛУЧАИ АКТУАЛИЗАЦИИ:

1) Конь в песне «Елизавета» (С.217), возможно соотносится с единорогом:

У Елизаветы два друга:

Конь, и тот, кто во сне17;

2) Образ коня в песне «Царь Сна» (С.245):

Царь Сна крестным ходом на стального коня.

Восходит к литературному источнику. В романе Р.Желязны «Создания

18

света - создания тьмы» одним из ключевых образов является образ стального генерала на стальном коне. Мотив сна встречается в этом романе в двух вариантах:

- стальной генерал сравнивается с Орфеем (в греческой мифологии звуками своей музыки Орфей усыпил Цербера);

15 См. песню «Ангел всенародного похмелья» (С.195).

16 См. статью «Единорог» в настоящем словаре.

17 См. там же.

18

Желязны Р. Т.1. Создания света - создания тьмы. М., 1993. С.49-50.

- образ спящей колдуньи восходит к образу египетской богини Исиды.

Возможны следующие ассоциации:

- стальной генерал (Желязны) = Царь Сна (Б.Г.);

- спящая колдунья (Желязны) = спящая госпожа (Б.Г.: «Хотел уйти, но в доме спит моя госпожа») = Исида (египетская мифология).

Сложно сказать, действительно ли существует связь между романом Желязны и песней Гребенщикова. Предположение об этом опирается на сведения об увлечении Гребенщикова зарубежной фантастикой.

ОЛЕНЬ. В рок-поэзии Б.Г. в образе оленя актуализированы следующие значения:

1) олень заманивает охотника в чащу леса и исчезает (восточнославянский сказочный фольклор);

2) белый олень как воплощение отшельничества, благочестия, чистоты (средневековая христианская традиция).

Первое значение (олень заманивает охотника в чащу леса и исчезает) актуализировано в песне «Кад Годдо» (С.141):

Я был сияющим ветром, я был полетом стрелы,

Я шел по следу оленя среди высоких деревьев.

Возможно, что здесь образ оленя восходит к образу одного из персонажей произведения валийского фольклора «Cad Goddeu» по имени Белая Косу-

19

ля .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второе значение (белый олень как воплощение отшельничества, благочестия, чистоты) актуализировано в песне «Партизаны полной луны» (С.168):

У них есть знания на том берегу,

Белые олени на черном снегу.

•ДРУГИЕ СЛУЧАИ АКТУАЛИЗАЦИИ:

1) Традиционное поэтическое воплощение грациозности в образе оленя встречается у Б.Г. в песне «Я не хотел бы быть тобой в тот день» (С.250):

Ты утонченна, словно Пруст, и грациозна, как олень;

ПЕС (СОБАКА). В рок-поэзии Б.Г. в образе пса (собаки) актуализированы следующие архетипические значения:

1) храбрость (индоевропейская мифология);

2) преданность (индоевропейская мифология);

3) смерть; животное хтонических и лунных божеств (индоевропейская мифология);

4) гончие псы, сопровождающие Одина и его свиту; призраки и злые духи (скандинавская мифология);

5) выполняет охотничьи функции (египетское изобразительное искусство).

19 Грейвс Р. Битва деревьев // Грейвс Р. Белая богиня. М., 1999. Ключ представляет собой астрологический символ планеты Венера (утренней звезды).

Первое значение (храбрость) актуализировано в песне «Миша из города скрипящих статуй» (С.34):

Кто откроет дверь, бесстрашный как пес?

Второе значение (преданность) актуализировано в песне «Диплом»

(С.177):

Но она возьмет тебя на поводок,

Она возьмет тебя на поводок,

И ты пойдешь за нею, как пес. и в песне «Не надо мне мешать» (С.340):

Ты хочешь сделать меня Послушным, как пес;

Но я послушен, как пес.

Скажи мне мое настоящее имя,

И я пойду за тобой, не тратя слез.

В этой песне преданность пса вызвана словом. Во многих мифологических традициях имя считается отражением души или частью личности человека. Знание настоящего имени («Скажи мне мое настоящее имя, И я пойду за тобой, не тратя слез») дает власть над его обладателем.

Третье значение (смерть; животное хтонических и лунных божеств) актуализировано в песне «Выстрелы с той стороны» (С.133):

Он ходячая битва, он каждый день выжжен дотла.

Вороны вьют венки, псы лают из-за угла.

В Ирландии существует примета: встретить рано утром лающую собаку -к несчастью. Повсеместно вой и лай собаки считается недобрым знаком, а иногда верной приметой смерти.

Четвертое значение (гончие псы, сопровождающие Одина и его свиту; призраки и злые духи;) актуализировано в песне «Юрьев день» (С.263):

Но когда семь звезд над твоей головой Станут багряным серпом,

И пьяный охотник выпустит псов На просторы твоей пустоты,

Я вспомню всех, кто красивей тебя;

Умнее тебя, лучше тебя;

Но кто из них шел по битым стеклам Так же грациозно, как ты?

Пятое значение (выполняет охотничьи функции) актуализировано в песне «Второе стеклянное чудо» (С.46):

Когда ты был мал, ты знал все, что знал,

И собаки не брали твой след.

•ДРУГИЕ СЛУЧАИ АКТУАЛИЗАЦИИ:

1) В песне «Не стой на пути у высоких чувств» (С.185) образ собаки прямо восходит к фразеологизму «каждая (любая) собака знает», который обозначает то, что известно каждому:

Не стой на пути у высоких чувств,

А если ты встал - отойди,

Это сказано в классике,

Это сказано в календарях.

Об этом знает любая собака:

Не плюй против ветра, не стой на пути.

2) В песне «Мальчик Евграф» (С.97) образ бездомной собаки помогает раскрыть одно из проявлений причудливого поведения аристократа:

Он носил фрак,

Поил шампанским всех бездомных собак;

3) В песне «Электрический пес» (С.11-13):

И стареющий юноша в поисках кайфа Лелеет в зрачках свой вечный вопрос,

И поливает вином, и откуда-то сбоку С прицельным вниманьем глядит электрический пес.

<... >

А этот пес вгрызается в стены В вечном поиске новых и ласковых рук.

<...>

Но этот пес не чужд парадоксов:

Он влюблен в этих женщин,

И с его точки зренья он прав.

<...>

А этот пес смеется над нами:

Он не занят вопросом, каким и зачем ему быть.

<...>

И, логически мысля, сей пес невозможен -Но он жив, как не снилось и нам, мудрецам.

Электричество, представляя собой искусственный свет и огонь, характеризует пса как животное, несущее смерть и разрушение. Так же возможно, что электрический пес является создателем и хранителем этого мира. Надо отметить двусмысленность эпитета «электрический». С одной стороны, электрический -это искусственный, не живой, вырабатывающий или создающий электричество.

/"Ч и и

С другой стороны, эпитет «электрический» может характеризовать живое, реальное существо (например, электрический скат).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.