DOI 10.25587/SVFU.2018.10.14557 УДК 398(=512.157)
О. К Павлова
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
ОБРАЗЫ ВЫСШЕГО БОЖЕСТВА АЙЫЫ В ОЛОНХО СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ТРАДИЦИИ ЯКУТОВ
Аннотация. В статье затрагивается проблема региональных и локальных традиций якутского олонхо. Северо-восточная традиция представляется как отдельная ветвь одной из трех главных эпических традиций якутского сказительства - северной. Цель данной статьи состоит в выявлении образов высшего божества айыы и его функций в олонхо северо-восточной эпической традиции.
В исследовании применены сравнительно-сопоставительный и описательный методы при выявлении сходств и отличий эпитетов и функций божеств айыы в олонхо северо-восточной традиции. При анализе эпитетов божеств Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон мы использовали лексико-семантический метод.
Проведен обзорный анализ трудов исследователей якутского фольклора, этнографии и истории. Установлено, что главное божество якутов представлен четырьмя образами: Юрюнг Аар Тойон, Юрюнг Айыы Тойон, Аар Айыы Тойон и Айыы Тангара. Рассмотрены тексты олонхо трех региональных традиций: центральная, вилюйская, северо-восточная. Образ божества Юрюнг Айыы Тойон часто упоминается в олонхо вилюйской и северо-восточной эпической традиции. В отличие от этих традиций в олонхо центральной эпической преобладают образы божества Юрюнг Аар Тойон. Подробно изучены образы божеств Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон в текстах олонхо северо-восточной традиции. Данные образы были характерны в текстах олонхо момской, абыйской, верхоянской и среднеколымской локальных традиций якутов. В результате проведенного исследования установлено, что мифологический образ высшего божества айыы в северо-восточной эпической традиции якутов представлен двумя отдельными образами, отличающимися по функциональному назначению и характеризующимися различными эпитетами. Автор приходит к предположению, что, возможно, это является отражением существования двух отдельных верховных божеств в якутской мифологии - Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон.
Ключевые слова: героический эпос олонхо, северо-восточная традиция, эпитеты имен, функции, мифологические образы, высшие божества айыы, Юрюнг Аар Тойон, Юрюнг Айыы Тойон, Аар Айыы Тойон, Айыы Тангара.
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-06-00505 а.
O. K. Pavlova
Images of the Aiyy Deities in the Olonkho of the Northeastern Yakuts
Abstract. The article considers the images of the higher deities of aiyy in texts of the olonkho of the Northeastern epic tradition of the Yakuts (Sakha). This article addresses the problem of regional and local traditions of the Yakut olonkho. The olonkho of the Northeastern tradition is studied as a separate branch of the epic tradition of the Yakut narrative. The purpose of this article is to study the epithets and functional accessories of the deities Yuryung Aar Toyon and Yuryung Aiyy Toyon in the olonkho of the studied tradition. To achieve this goal, it was necessary to consider the works of researchers of the Yakut folklore, ethnography and history. We analyze the
ПАВЛОВА Ольга Ксенофонтовна - магистр филологии, зав. сектором «Героический эпос олонхо» Научно-исследовательского института Олонхо Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия. E-mail: [email protected]
PAVLOVA Olga Ksenofontovna - Master of Philology, Head of Sector "The heroic epic olonkho", Scientific Research Institute of Olonkho, North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia. E-mail: [email protected]
epithets of the higher deities of the aiyy and revealed their functions in the texts of the olonkho of this tradition. Using the method of continuous sampling, we examined the works of researchers. Using the comparative-contrasting and descriptive methods, the epithets and functions of the deities of the aiyy were revealed in the olonkho of the Northeastern tradition. When analyzing the epithets of the deities Yuryung Aar Toyon and Yuryung Aiyy Toyon, we used the lexical-semantic method. We studied over 20 works of researchers. For the Yakut people, the master of the Upper World had four images: Yuryung Aar Toyon, Yuryung Aiyy Toyon, Aar Aiyy Toyon and Aiyy Tangara. The olonkho of three regional traditions are considered: Lena River area, Vilui River area, and Northeastern. The image of the deity Yuryung Aiyy Toyon is most often mentioned in olonkho of Vilyui (in 5 texts out of 8) and in the Northeastern epic tradition (in 6 texts out of 14). In contrast to these traditions, the Lena area olonkho is dominated by the images of the deity Yuryung Aar Toyon (in 5 texts out of 6). The images of the deities Yuryung Aar Toyon and Yuryung Aiyy Toyon in the texts of the Northeastern olonkho are studied in detail. These images were characteristic of the texts of olonkho from Moma, Abyi, Verkhoyansk and Middle Kolyma local traditions of the Yakut people. The author comes to the conclusion that in the texts of olonkho of the Northeastern tradition of the deity, Yuryung Aar Toyon and Yuryung Aiyy Toyon had different epithets and functions. It is possible to assume that they were separate mythological characters.
Keywords: heroic epic olonkho, northeastern tradition, epithets, functions, mythological images, higher deities of aiyy, Yuryung Aar Toyon, Yuryung Aiyy Toyon, Aar Aiyy Toyon, Aiyy Tangara.
Acknowledgements: The research is financially supported by the Russian Foundation for Fundamental Research, project No. 16-06-00505 а.
Введение
Актуальным направлением в якутской фольклористике в последние годы стало изучение региональных традиций олонхо. Ранее в сказительском искусстве якутов профессор В. В. Илларионов выделил три ареала эпических традиций: вилюйскую, центральную и северную [1]. Бытование, сюжетно-композиционная структура и образы олонхо вилюйской региональной традиции были изучены А. А. Кузьминой [2]. Н. А. Оросиной исследованы форма бытования, основные образы и мотивы таттинской локальной «школы» олонхо, которая входит в центральную региональную традицию [3]. В якутском сказительстве северная региональная традиция состоит из северо-восточной и северо-западной эпической традиции. Северо-восточная традиция выступает как отдельная ветвь эпической традиции якутского сказительства. В данную традицию входят момская, абыйская, верхоянская и среднеколымская локальные традиции. В отличие от центральной и вилюйской традиций, данная традиция имеет черты архаического эпоса. Также, сюжетам олонхо северо-восточной традиции характерны сказочные мотивы, в них представлены образы главных героев-охотников, удаганок, мифологических противников и тунгусского богатыря.
В данной статье на материале текстов олонхо северо-восточной эпической традиции рассматриваются образы высшего божества айыы - главного бога в иерархии якутских божеств. В якутской мифологии представляется целый пантеон верховных божеств. Слово пантеон происходит от греческого слова navBeiov, что переводится как храм всех богов. Пантеон - это группа богов, принадлежащих к одной религии или мифологии. Как утверждает А. Е. Кулаков-ский, «небо надо считать не трех, восьми и девятиярусным, а просто многоярусным» [4, с. 10]. По представлениям якутов, вселенная разделена на три части: Верхний, Срединный и Нижний миры. Верхний мир состоит из несколько ярусов, где живут божества айыы. Имя высшего божества айыы в материалах фольклорных текстов дается в нескольких вариантах, что иногда приводит к различным интерпретациям его образа. Существует даже мнение, что отдельные варианты имен ранее принадлежали различным божествам.
Образы высшего божества в трудах исследователей
Нами были рассмотрены научные труды исследователей истории, этнографии и фольклора якутов. Исследователи наиболее часто упоминают образ божества Юрюнг Айыы Тойон. Например, в трудах Н. П. Припузова, И. А. Худякова [5], В. М. Ионова [6], Н. А. Алексеева [7] и др. Э. К. Пекарский имя божества Юрюнг Айыы Тойон объяснял как «верховное существо, стоящее выше всех айыы, добрый дух, создатель мира, управляющий всею вселенной, творчески-
ниспосылающий детей и оказывающий общее влияние на плодородие земли, размножение скота и т. д.» [8, с. 48].
Образ божества Юрюнг Аар Тойон упоминается в трудах Н. Ф. Остолопова, Р. К. Маака, Э. К. Пекарского и др. Р. К. Маак писал о том, что «по понятиям якутов, верховный правитель мира и жизни на земле есть Ар тойон (Ар-айы тойон); он орошает землю и, следовательно, виновник обилия корма» [9, с. 287]. Э. К. Пекарский давал следующее толкование имени божества Юрюнг Аар Тойон «Аар Тойон ага или просто Аар Тойон (чистый господин, Высший Господь), Юрюнг Аар, Юрюнг Аар Тойон (Белый Небожитель господь), Аар Айыы тойон всевышнее божество, повелитель всех духов, тварей и верховный правитель мира, создатель жизни на земле, орошающий землю и являющийся, следовательно, виновником обилия корма; по понятиям иных якутов: творец мира, верховное божество существо, тождественное с Юрюнг Айыы» [8, ст. 126]. Значит, Э. К. Пекарский считал, что божество Юрюнг Аар Тойон по функциональной предназначенности тождественен с Юрюнг Айыы, иными словами это варианты имен одного и того же божества.
Рис. 1. Верхний мир (Художник Т. А. Степанов).
Следует отметить, что несколько исследователей упоминали образы обеих божеств. Например, Я. И. Линденау в своих историко-этнографических материалах описывает божества Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон. В материалах описывается праздник Ысыах, где шаман проводит обряд благопожелания и называет имена божеств: "Булугас харахтаах, хапта§ай тыл-лаах таба атаннах Аар Тойон" 'Лукавыми глазами недозрительной плоским языкам несказанной ревнительной всесильной владетель' (перевод Я. И. Линденау), Ус саханы увдуппут Урук Айыы Тойон 'Три человека или якутов создавший белый, удивительный Бог' (перевод Я. И. Линденау) [10, с. 37]. Необходимо отметить, что первым упоминается божество Аар Тойон, потом шаман называет имя Юрюнг Айыы Тойона и его жену Кюбэй Хотун, затем всех божеств Верхнего мира. По мнению А. Е. Кулаковского, Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон - это единый образ высшего божества. Он отмечал, что «с введением христианства понятие
о главном и добром боге Юрюнг Аар Тойон смешалось с понятием о христианском боге (Юрюнг Айыы Тойон - О. П.), у которого функции оказались тождественными с функциями первого, по крайней мере, в существенном - в отношении создании мира, доброты и справедливости» [4, с. 17]. Значит, он предполагал, что влияние христианства привело к исчезновению главного божества Юрюнг Аар Тойон, и его место занял Юрюнг Айыы Тойон. Такого же мнения придерживался этнограф А. И. Гоголев. Он утверждал о том, что образ божества солнца Юрюнг Айыы Тойон в ХХ в. сливается с функциями Аар Айыы Тойона [11, с. 15]. Л. С. Ефимова отметила, что «по поводу верховного божества айыы у якутских исследователей имеются различные мнения. Так, статус верховного божества имеют Юрюнг Аар тойон и Юрюнг Айыы тойон. Для выяснения идентичности Юрюнг Аар тойон и Юрюнг Айыы тойон были привлечены материалы нескольких жанров якутского фольклора: хороводные песни якутов, олонхо и народные песни. Из анализа мифологических образов выяснилось, что оба божества имеют одни и те же эпитеты» [12, с. 37-38]. Исследователь приходит к выводу, что Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон -это один и тот же образ. Итак, изучение текстовых материалов фольклора якутов предполагает, что божества Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон - это один единый образ.
В. Е. Васильев изучил древние истоки культа божеств айыы. Исследователь отмечает то, что «культ божеств айыы не представляет собой отдельно забытую религию, отдельную от шаманизма. Данный культ органично входил в общую систему религиозно-мифологического мировоззрения саха и являлся основным элементом якутского шаманизма» [13, с. 18]. В. Е. Васильев в автореферате диссертации выдвигал тезис о том, что культ айыы имеет исконно тюрко-мон-гольские корни.
Исследователями были упомянуты еще два образа высших божеств Верхнего мира: Аар Айыы Тойон и Айыы Тангара. Интересным представляется образ Аар Айыы Тойон 'Священный, Божественный Господин', который упоминается в трудах Р. К. Маака, Э. К. Пекарского и В. Ф. Трощанского. Возможно, что образы божеств Айыы Тойон и Аар Тойон объединились в божество Аар Айыы Тойон. В трудах В. Л. Серошевского, Л. А. Афанасьева - Тэрис и А. И. Гоголева встречается образ божества Айыы Тангара 'Небесное Божество'. Исследователи полагали, что главой Верхнего мира могло быть божество Айыы Тангара. Слово тангара в словаре Э. К. Пекарского имеет следующее обозначение: «тангара [ср. Тюрк. танры, танры, тары, танр^ тангр^ танара, бур. tegere, tegeri, teger, монг. "тэнр^ тнрГ' небо, бог; чув. тура] 1. Видимое небо (ср. халлаан); небо, как божество; 2. Общее название добрых существ, добрый дух, бог, богиня, божество языческое; главное божество, живущее на седьмом небе...» [14, ст. 2551]. В. Е. Васильев дает интересный этимологический анализ слову тангра: «Тюрколог Н. К. Антонов отмечал близость термина к огузским и булгарским танры, танри, танра и разделял на составные части: тан и эри, предлагая вариант значения как "муж зари". Более подробный анализ термина тэнри приводил Б. И. Татаринцев. Так, автор ставил в один этимологический ряд термины: танры, та§ара, тигир, тегре, тегри, тенир, деери и др. Учитывая мнения Г. Дёрфера, Б. Я. Владимирцова, В. И. Цинциус, он считал тенри тюркским словом, восходящим к общеалтайским параллелям дэги-, дэг- 'подниматься', 'летать', 'летучий', 'птица'» [15, с. 42]. Продолжая предыдущий тезис об исконно якутском генезисе творцов айыы, автор анализирует в этом ключе этимологию термина тангара и приходит к аналогичному мнению о тюрко-монгольских корнях культа неба у народа саха. Значит, в научных трудах исследователей глава Верхнего мира имел несколько образов: Юрюнг Аар Тойон, Юрюнг Айыы Тойон, Аар Айыы Тойон и Айыы Тангара.
Образы божеств в якутских олонхо
Мы изучили тексты олонхо трех региональных традиций (центральный, вилюйский и северо-восточный). Образ Юрюнг Айыы Тойон наиболее характерен в текстах олонхо вилюйской традиции якутов (в 5 текстах из 8). В отличие от вилюйской традиции в центральной эпической традиции преобладает образ божества Юрюнг Аар Тойон. Он упоминается в 5 текстах из 6 рассмотренных олонхо. В северо-восточной эпической традиции преобладает образ божества Юрюнг Айыы Тойон (в 6 текстах из 14). Этот образ характерен в текстах олонхо момской, абый-ской, верхоянской и среднеколымской локальных традиций. Образ божества Юрюнг Аар Тойон представлен в трех текстах северо-восточной традиции. Данный образ упоминается в текстах
олонхо верхоянской локальной традиции «Хаан Джаргыстай» [16], «Аалыа Бэргэн» [17] и сред-неколымской локальной традиции «Юс уоллаах Лабангхачаан огонньор» [18].
Образы божеств в олонхо северо-восточной традиции
Необходимо подробно изучить образы Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон в текстах олонхо северо-восточной эпической традиции. Для этого мы рассмотрим эпитеты и функциональную предназначенность божеств айыы.
Сначала проанализируем эпитеты божеств айыы в текстах олонхо исследуемой традиции.
Таблица 1
Эпитеты божества Юрюнг Аар Тойон Эпитеты божества Юрюнг Айыы Тойон
1 уут-таас олбохтоох букв. 'с молочно-камен-ным седалищем' уут-таас олбохтоох букв. 'с молочно-каменным седалищем'
2 урун былыт уктэллээх букв. 'с подножьем из светлого облака' ууттээх таас уктэллээх букв. 'с беломолочным каменным подножьем'
3 урун квмус уктэллээх букв. 'с серебряным подножьем'
4 килбэйэр уолуктаах букв. 'со сверкающей грудью' ус хос хоноруулаах букв. 'с тремя переносицами'
5 чэлгийэр чэчэгэйдээх букв. 'с [чэлгийэр от слова чэлгий - синеть или от слова чэлгийэн - просторное и открытое место, где гуляет ветер] букв. 'с широким виском' [10, ст. 3600, 3601] укэр куйаас тыыннаах букв. 'имеющий нежное, тихое, знойное дыхание' [10, ст. 2951]
6 чалгыйар чабыр^айдаах букв. 'с пульсирующим [чалгыйар от слова чалгый (возможно, что чал-гый вариант слова чэлгий)] виском' уут айыы тыыннаах букв. 'имеющий молочное, божественное дыхание'
7 уус тъ^а ургулдьулээх букв. 'имеющий торбаса с отделкой из лапок рыси'
8 влв быглыт моонньохтоох букв. 'с обручем подобно огромным тучам'
В данной таблице (см. табл. 1) видно, что божества Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон носят одинаковые эпитеты YYт-таас олбохтоох 'с молочно-каменным седалищем' [14, ст. 1814] (пример 1). Далее Юрюнг Айыы Тойон имеет эпитеты YYттээх таас уктэллээх 'с беломолочным каменным подножьем' и YPYн квмYс уктэллээх 'с серебряными ступенями' [14, ст. 3113] (примеры 2 и 3). В отличие от него образ божества Юрюнг Аар Тойон представлен эпитетом урун былыт уктэллээх 'с подножьем из светлого облака' [14, ст. 3113]. В остальных примерах божеств имеют разные эпитеты. Необходимо отметить, что эпитеты божества Юрюнг Айыы Тойон количественно преобладали. В результате сравнения эпитетов обеих божеств мы делаем следующий вывод: божества айыы имели различные эпитеты. Только в одном примере эпитеты божеств были одинаковыми.
Далее изучим функции божеств Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон. В текстах олонхо исследуемой традиции Юрюнг Аар Тойон наделен единственной и главной функцией - управление судьбами жителей Срединного мира. Например, в тексте олонхо среднеколымской локальной традиции Юрюнг Аар Тойон повелевает выдать девушку Харахчын Куо за богатыря Мэриэт Бэргэн. Следовательно, главной и важной функцией обладал Юрюнг Аар Тойон. В отличие от него божество Юрюнг Айыы Тойон помогал и защищал жителей Срединного мира. В текстах олонхо вилюйской региональной традиции Юрюнг Айыы Тойон управляет судьбами жителей Верхнего и Срединного миров, а также спускает богатырей айыы в Срединный мир [2]. В текстах олонхо исследуемой традиции образ Юрюнг Айыы Тойон обладает различными функциями. Одной из его функций является защита жителей Срединного мира. Например, в тексте олонхо момской локальной традиции «Кётёр Мюлгюн» Юрюнг Айыы Тойон помогает главному герою. Он отправляет в Срединный мир богатыря айыы для решения людских
проблем: Квсусталаах, кунщк туоралаах, YYm кэрэ аттаах, тостор YPW такастаах Айыы бухатыырын, HepYeHmsx квхсYгэр диэри, вквйвн турбут букв. 'богатырь айыы с молочным конем выглядывает' [19, с. 39]. В олонхо среднеколымской локальной традиции «Эрбэхчин Бэргэн» Юрюнг Айыы Тойон посылает в Срединный мир богатырского коня для главного героя: Орто борок дайдыга олорор - Эрбэхчин Мэргэн холлоох буутун CYгэ сылдьар, yc cyyc сыл Yйэлээх, аналлаах-мэкэлээх ата буолаар диэбиттэрэ букв. 'дали указ стать богатырским конем Эрбэхчин Мэргэна, живущего в Срединном мире' [18, с. 74]. Юрюнг Айыы Тойон дарует богатство жителям Срединного мира. Например, в тексте олонхо абыйской локальной традиции «Эр Соготох» сказителя Г. Ф. Никулина божество Юрюнг Айыы Тойон посылает главному герою коров и кобыл для разведения хозяйства. Значит, главной и важной функцией обладал божество Юрюнг Аар Тойон. Божество Юрюнг Айыы Тойон оберегал жителей Срединного мира.
Заключение
Таким образом, в трудах исследователей фольклора, этнографии и истории упоминаются четыре образа божеств: Юрюнг Аар Тойон, Юрюнг Айыы Тойон, Аар Айыы Тойон и Айыы Тангара. В текстах олонхо трех региональных традиций (центральной, вилюйской и северо-восточной) были характерны только два образа божеств - Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон. Божество Юрюнг Айыы Тойон наиболее часто упоминается в олонхо вилюйской (в 5 текстах из 8) и северо-восточной эпических традиций (в 6 текстах из 14). В отличие от других традиций в олонхо центральной эпической традиции преобладают образы божеств Юрюнг Аар Тойон (в 5 текстах из 6). Подробно рассмотрены образы божеств Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон в текстах олонхо северо-восточной традиции. Для изучения данных образов были проанализированы эпитеты и функциональная предназначенность высших божеств. Их описывали различными эпитетами. Только в одном примере божества Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон носили одинаковые эпитеты. Высшие божества айыы имели разные функции. Юрюнг Аар Тойон обладал главной и важной функцией - управлял судьбами жителей Срединного мира. В отличие от него божество Юрюнг Айыы Тойон только защищал жителей Срединного мира и помогал. В результате исследования мы приходим к выводу, что мифологический образ высшего божества айыы в северо-восточной эпической традиции якутов представлен двумя отдельными образами - Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон, отличающимися по функциональному назначению и характеризующимися различными эпитетами.
Литература
1. Илларионов В. В. Искусство якутских олонхосутов. - Якутск: Бичик, 1982. - 127 с.
2. Кузьмина А. А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы. - Новосибирск: Наука, 2014. - 160 с.
3. Оросина Н. А. Таттинская локальная традиция якутского эпоса олонхо: формы бытования, основные образы и мотивы: автореф. дисс. ... к. филол. н. - Якутск, 2015. - 25 с.
4. Кулаковский А. Е. Научные труды. - Якутск: Кн. изд-во, 1979. - 484 с.
5. Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа. - Л.: Наука, 1969. - 440 с.
6. Ионов В. М. Дух-хозяин леса у якутов. - Петроград: Типография императорской академии наук, 1916. - 45 с.
7. Алексеев Н. А. Этнография и фольклор народов Сибири. - Новосибирск: Наука, 2008. - 494 с.
8. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. - М.: АН СССР, 1958-1959. Т. 1. - 3858 стб.
9. Маак Р. К. Вилюйский округ. 2-е изд. - М.: Яна, 1994. - 592 с.
10. Линденау Я. И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): Историко-этногр. материалы о народах Сибири и Северо-Востока. - Магадан: Кн. изд-во, 1983. - 176 с.
11. Гоголев А. И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. - Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2002. - 104 с.
12. Ефимова Л. С. Алгыс саха (якутов) в свете фольклорных традиций тюрко-монгольских народов Сибири: классификация, общая характеристика. - Новосибирск: Наука, 2013. - 178 с.
13. Васильев В. Е. Древние истоки культа божеств айыы (по фольклорно-этнографическим материалам саха): автореф. дисс. ... к. и. н. - Улан-Удэ, 2000. - 20 с.
14. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. - М.: АН СССР, 1958-1959. Т. 3. - 3858 стб.
15. Васильев В. Е. Истоки тенгрианства: от культа гор до культа Неба // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - № 2, 2017. - С. 40-48
16. Хаан Дьаргыстай: олонхо. - Дьокуускай: Алаас, 2016. - 232 с. (на якутском яз.)
17. Аммосов К. Х. Аалыа-Бэргэн бухатыыр: олонхо. - Дьокуускай: Бичик, 2008. - 100 с. (на якутском яз.)
18. Орто Халыма олонхолоро: олонхо. - Дьокуускай: Бичик, 2016. - 280 с. - (Саха боотурдара: 21 т.; Т. 18). (на якутском яз.)
19. Муома олонхолоро. - Дьокуускай: Бичик, 2004. - 240 с. - (Саха боотурдара: 21 т.; Т. 4). (на якутском яз.)
References
1. Illarionov V. V. Iskusstvo yakutskih olonhosutov [The art of the Yakut olonkhosuts]. Yakutsk, Bichik, 1982, 127 p.
2. Kuz'mina A. A. Olonho Vilyujskogo regiona: bytovanie, syuzhetno-kompozicionnaya struktura, obrazy [Olonkho of Vilyui region: existence, plot-composition structure, images]. Novosibirsk, Nauka, 2014, 160 p.
3. Orosina N. A. Tattinskaya lokal'naya tradiciya yakutskogo eposa olonho: formy bytovaniya, osnovnye obrazy i motivy [Tattinsky local tradition of the Yakut epic olonkho: forms of existence, the main images and motives]: avtoref. diss. ... k. filol. n. Yakutsk, 2015, 25 p.
4. Kulakovskij A. E. Nauchnye trudy [Academic Works]. Yakutsk, Kn. izd-vo, 1979, 484 p.
5. Hudyakov I. A. Kratkoe opisanie Verhoyanskogo okruga [Brief description of the Verkhoyansk district]. Leningrad, Nauka, 1969, 440 p.
6. Ionov V. M. Duh-hozyain lesa uyakutov [Spirit-master of the forest of the Yakuts]. Petrograd, Tipografiya imperatorskoj akademii nauk, 1916, 45 p.
7. Alekseev N. A. Etnografiya ifol'klor narodov Sibiri [Ethnography and folklore of the peoples of Siberia]. Novosibirsk, Nauka, 2008, 494 p.
8. Pekarskij E. K. Slovar'yakutskogo yazyka [Yakut language dictionary]. Moscow, AN SSSR, 1958-1959. Vol. 1, 3858 stb.
9. Maak R. K. Vilyujskijokrug [Viluy district]. 2-e izd. Moscow, Yana, 1994, 592 p.
10. Lindenau Ya. I. Opisanie narodov Sibiri (pervaja polovina XVIII veka): Istoriko-etnogr. materialy o narodah Sibiri i Severo-Vostoka [Description of the peoples of Siberia (the first half of the XVIII century): Historical-ethnographic materials about the peoples of Siberia and the Northeast]. Magadan, Kn. izd-vo, 1983, 176 p.
11. Gogolev A. I. Istoki mifologii i tradicionnyj kalendar' yakutov [The origins of mythology and the traditional calendar of the Yakuts]. Yakutsk, Izd-vo Yakutskogo un-ta, 2002, 104 p.
12. Efimova L. S. Algys saha (Yakutov) v svete fol'klornyh tradicij tyurko-mongol'skih narodov Sibiri: klassifikaciya, obshaya harakteristika [Algys of Sakha (Yakuts) in the light of the folklore traditions of the Turkic-Mongolian peoples of Siberia: classification, general characteristics]. Novosibirsk, Nauka, 2013, 178 p.
13. Vasil'ev V. E. Drevnie istoki kul'ta bozhestv ajyy (po fol'klorno-ehtnograficheskim materialam saha) [Ancient origins of the cult of the deities of the aiyy (according to the folklore and ethnographic materials of the Sakha)]: avtoref. diss. . k. i. n. Ulan-Ude, 2000, 20 p.
14. Pekarskij E. K. Slovar'yakutskogoyazyka [Yakut language dictionary]. Moscow, AN SSSR, 1958-1959. Vol. 3, 3858 stb.
15. Vasilyev V. E. Istoki tengrianstva: ot kul 'ta gor do kul 'ta Neba ^he origins of тengrianism: from the cult of mountains to the cult of Heaven]. In: Severo-Vostochniy gumanitarniy vestnik [The North-Eastern Humanitarian Bulletin]. No. 2, 2017, pp. 40-48.
16. HaanD'argystaj: olongho [Haan Djargistai: olonkho]. Yakutsk, Alaas, 2016, 232 p. (In Yakut lang.)
17. Ammosov K. H. Aalya-Bergen buhatyyr: olongho [Aaliya-Bergen Bukhatyr: olonkho]. Yakutsk, Bichik, 2008, 100 p. (In Yakut lang.)
18. OrtoHalyma olongholoro: olongho [Olonkhos of Srednekolymsk: olonkho]. Yakutsk, Bichik, 2016, 280 p. (Saha booturdara: 211.; T. 18 [Sakha booturs: 21 vol. Vol. 18]) (In Yakut lang.)
19. Muoma olongholoro [Muoma olonkhos]. Yakutsk, Bichik, 2004, 240 p. (Saha booturdara: 21 t.; T. 4 [Sakha booturs: 21 vol. Vol. 4]) (In Yakut lang.)