Научная статья на тему 'Образы сада в графике пьетро Гонзага из собрания Фонда Чини (Венеция)'

Образы сада в графике пьетро Гонзага из собрания Фонда Чини (Венеция) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
103
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИКА ПЬЕТРО ГОНЗАГА / НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ ТЕАТР / МЕЛОДРАМА / ИТАЛЬЯНСКАЯ СЦЕНОГРАФИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СВЯЗИ РОССИИ И ИТАЛИИ / ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА / ОБРАЗ САДА / ПРИРОДА В ИСКУССТВЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чамина Н.Ю.

В статье рассматривается группа редких рисунков из итальянского собрания (Фонд Чини) на темы сада, анализируется семантика образа сада в театре XVIII века и подчеркивается важность обращения театрального художника Пьетро Гонзага к природной тематике в своем творчестве. Затрагиваются теоретические и эстетические аспекты образа сада в театральном пространстве XVIII начала XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образы сада в графике пьетро Гонзага из собрания Фонда Чини (Венеция)»

Искусствоведение

23

ОБРАЗЫ САДА В ГРАФИКЕ ПЬЕТРО ГОНЗАГА ИЗ СОБРАНИЯ ФОНДА ЧИНИ (ВЕНЕЦИЯ)

© Чамина Н.Ю.*

Московский педагогический государственный университет, г. Москва

В статье рассматривается группа редких рисунков из итальянского собрания (Фонд Чини) на темы сада, анализируется семантика образа сада в театре XVIII века и подчеркивается важность обращения театрального художника Пьетро Гонзага к природной тематике в своем творчестве. Затрагиваются теоретические и эстетические аспекты образа сада в театральном пространстве XVIII - начала XIX века.

Ключевые слова графика Пьетро Гонзага, неоклассический театр, мелодрама, итальянская сценография, художественные связи России и Италии, театрально-декорационное искусство XVIII века, образ сада, природа в искусстве.

Венецианский фонд Чини хранит примерно треть обширного графического наследия театрального декоратора Пьетро Гонзага (1751-1831). Речь идет о группе из 60 листов, ранее принадлежавших братьям Джованни Баттиста и Феличе Донги (художникам, литераторам и театралам, собиравшим театральные эскизы во время пребывания в Милане в 1850-60-е гг.). Феличе оставил листы сыну Даниэле в папке с надписью «GONZAGA», в таком виде они перешли к профессору Джузеппе Фьокко (Падуя) и затем в Фонд Чини (1951) в Венеции. (помимо петербургских собраний) находится в венецианском Фонде Чини [1]. Среди них - масса беглых эскизов, набросков и тщательно проработанных сцен для будущих декораций итальянских театров и не только. В данном случае нас заинтересовали листы с природными мотивами и садово-парковой тематикой, дающие представление о методе и стилистике итальянского периода творчества мастера и о его отношении к миру природы, воплощенному на сцене и в декорациях дворцов. Впоследствии эти образы с различными вариациями будут развиты в Гонзага в России (1792-1831).

В либретто итальянских театров Петр Федорович Гонзага (именно под таким именем он станет известен русским заказчикам) зачастую фигурирует как Пьетро Гонзага-венецианец (venexiano) (илл. 1).

* Доцент кафедры Истории художественной культуры Художественно-графического факультета, кандидат искусствоведения, PHD (Болонский Университет).

24

КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

Inventore, е Pittore ddte Scene .

‘Sig. Pietro Gonzaga Vcncziano* f

H.i.i. 1.

Уже в этом эпитете подчеркивается склонность мастера к методу венецианской пейзажной школы и выбор графической техники с резкой светотеневой игрой для создания эффекта особой воздушной вибрации и глубины пространства. В Венеции Пьетро Гонзага посещал Академию художеств, занимаясь у мастеров перспективной живописи Антонио Визентини и Джузеппе Моретти с 1769 по 1772 гг. Там же он проникается образами ведут Каналетто и пейзажей Марко Риччи [2].

В стилистическом отношении сценография Гонзага может быть отнесена к неоклассической волне с предромантическим ощущением. Он выступает в поддержку нового типа сценической декорации, так называемой сцены-картины, отходя от иллюзорной избыточности барочных «сценических машин» семейства Бибиен. Принципы сцены-картины, с единым полотнищем свободно написанного задника, выступающего в единстве с комплектом кулис и падуг, он воспринимает у братьев Бернардино и Фабрицио Галиари в годы ученичества и работы в театрах Милана (прежде всего Ла Скала, открывшегося в 1778 г.). Гонзага с успехом декорирует спектакли в театрах Турина, Генуи и ряда городов Северной Италии вплоть до отъезда в Россию в 1792. Последним спектаклем с его декорациями становится балет Онорато Вигано «Амур и Психея» на открытие театра Ла Фениче в Венеции. Для Ла Фениче Гонзага также исполняет второй занавес, «Храм Аполлона», участвуя в оформлении зала вместе с Франческо Фонтанези, декоратором из Эмилии-Романьи. В 1808 году все оформление театра сгорело [3].

Для полной реконструкции деятельности Гонзага в театрах Италии и атрибуции понадобится еще не одно десятилетие совместного труда русских и итальянских специалистов, тем не менее можно с уверенностью утверждать, что основной репертуар сценографических образов он сформировал в Италии и затем с успехом варьировал его на русской почве. Камилло Семенцато в предисловии к каталогу выставки Гонзага отмечает: «Он был сценографом-живописцем, способным продлить (в обстоятельствах тонкого перехода театра к неоклассике и раннему романтизму) истинно венецианскую традицию, достигшую в XVIII веке апогея в работах Каналетто, Тьеполо и Гварди. Российский творческий путь Гонзага хоть и был крайне плодотворен, тем не менее, не добавил ключевых черт к этому опыту» [4].

Искусствоведение

25

Это, в частности, очевидно при изучении собрания Фонда Чини. К упомянутым «базовым» мотивам, часто встречающимся в либретто театров того периода, относятся образы сада или леса. Гонзага создавал комплекты таких «типовых сцен» с учетом контрастно повторяющихся обстоятельств либретто (в том числе: великолепный храм, парадный зал, кабинет, или комната, лес, сельский вид, вид замка, готический или экзотический интерьер, склеп, харчевня). Тем не менее, изучение эскизов итальянского периода деятельности мастера помогает в осмыслении его русских впечатлений (например, Театра в Архангельском).

В своем исследовании механизмов воздействия театральных декораций М. Виале Ферреро [5], среди прочих типов декораций музыкального театра барокко и неоклассицизма рубежа XVIII-XIX вв. упоминает вариации образа Природы, с одной стороны способной возвратить к великим корням истории, с другой - напомнить о силах судьбы, а также о естественности бытия. «При том, что античные постройки, дома и руины в большей степени связаны с областью деятельности человека, лес воплощает в себе тайные силы природы. <...> С наступлением XIX в. явственнее звучит тема сакральной природы, преображенной Божественным вихрем» [6]. В собрании Чини можно обнаружить типичные разновидности образа Природы, непосредственно связанные с репертуарной ситуацией театров Италии.

Так, во времена Гонзага в предромантических мелодрамах, легких пьесах и коротких музыкальных комедиях авторы регулярно включают в ход действий ситуацию «милого садика» или «рощицы», предназначенную для игривого общения влюбленных, либо «темного леса», призванного отразить одиночество или душевное смятение героев. Места сельских идиллий или романтических дебрей, отмечая приятные места отдыха или рефлексии для героев, предстают альтернативой классицистическим битвам, подобно паузе в высокопарных речах.

Итак, образы сада (природы облагороженной) и леса (природы дикой) обязательны для включения в набор декораций, поэтому неслучаен столь богатый набор вариаций на эту тему в коллекциях эскизов Гонзага. Поскольку в собрании Донги Фонда Чини хранятся в основном эскизы миланского периода работы Гонзага, (который довольно детально документирован [7]), мы предприняли попытку тщательной реконструкции репертуарной картины тех лет, с изучением оригиналов либретто, также доступных в венецианских собраниях, считая предыдущие классификации в этом направлении (в работах Мураро и Сыркиной) недостаточно исчерпывающими. Речь в первую очередь идет о коллекции Роланди, в которую вошли либретто разных лет, в том числе спектакли, оформленные Гонзага. Около 32 тысяч либретто (2 пол. XVI - нач. XX века) принадлежали медику и исследователю мелодрамы Ульдерико Ролланди и были приобретены Витторио Чини в 1936 году. В 1957 году материалы поступили в Фонд Чини в Венеции [8].

26

КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

Обращение к текстам либретто дает особое ощущение общения с современной Гонзага сценической действительностью конца XVIII века, с постепенным облегчением репертуара, тяготением к комедийным, развлекательным элементам действа, любовью к балетным вставкам между актами спектаклей. Случается, в воздушную балетную форму переплавляются трагедии, в том числе шекспировские («Гамлет», «Ромео и Джульетта»). Эти настроения затрагивают и декорации. Поэтому летящая и светоносная манера графики Гонзага как нельзя лучше отражает эти веяния.

В собрании Чини примерно обнаруживается равное число изображений с суровыми лесными дебрями и более спокойными садами, разной степени проработки. Их можно разделить на три группы. Одни изображают виды сельской местности с домиками и редкими деревцами, другие - суровые дебри, третьи - сады с архитектурными вкраплениями. Каждый из них можно соотнести сразу с несколькими спектаклями, поскольку, в отличие от Гал-лиари, наш мастер не оставлял отметки с названиями на листах. Но стоит оговориться, что нельзя с безусловной точностью приписывать абсолютно все листы из собрания Донги руке Гонзага, поскольку многие из них отличаются манерой исполнения, хотя развивают знакомые темы.

Так, например, в целой группе рисунков (варианты для задника 30846 r (илл. 2), 30851v, 30869 (илл. 3)) разрабатывается загородный холмистый вид c домами и башенками, с редкими деревцами на первом плане (вероятно -для подвесной арки в форме деревьев).

Беглая манера исполнения с размывкой крон и небрежными пятнами теней говорит о том, что перед нами prima idea - наброски, фиксирующие самый ранний замысел автора. Они, например, могут быть сопоставимы с атмосферой спектакля «Благородная пастушка» («Pa -storella nobile»), данном в Ла Скала осенью 1789 года. Как гласит либретто, в Первой сцене I Акта в декорациях предусматривается «Поселение с различными деревенскими домами, солидный дворец Маркиза. В глубине - приятный холм» [9]. Фантазия Гонзага превращает эти несколько строчек в чарующий вид.

Искусствоведение

27

Более контрастно, с плотными заливками коричневой тушью решены листы с видами опушек в темном лесу, с обязательным «кулисным» решением, со стволами, замыкающим сцену (№ 30858, № 30860 (илл. 4)).

Это скорее всего синтетические зарисовки целостной сцены, с несколькими слоями декораций (задником, подвесными и передвижными элементами). Не исключено, что подобные композиции использовались для романтических ночных сцен в лесу, с задействованием эффектов лунного света. В этих набросках заметно влияние пейзажных решений братьев Галлиари. В рисунке № 30858 r в центре изображения просматривается одинокая сторожка и мост, вероятно, выдвижные, в то время как кроны деревьев на заднем плане декорируют задник (илл. 5). Впечатления от этих творений явно соотносимы с предписаниями либретто.

Ряд эскизов с разной степенью тщательности (снова для распределения на заднике и подвесных арках) разрабатывает мотив скалистого обрыва с пучками деревьев (30874v и 30881). 30847 (илл. 6) и 30881 (илл. 7) - варианты с пещерой, соотносимые тематически с декорациями для волшебного грота мага Трофония, имеющего два выхода, из комедии «Грот Трофония».

В аннотациях либретто к второй сцене первого акта читаем: «Лес. В глубине его - скалистый обрыв, у подножия которого разверзается дикая пещера с двумя входами». Спектакль «La grotta di Trofonio» (G Palomba,

28

КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

GB. Vasti, G Paisiello) с декорациями Гонзага шел в Театро Дукале г. Монцы летом 1788 года [10].

Набросок № 30875С - с руинами, поросшими ветвями (илл. 8), № 30876v, а также листы 30876r, 30878r, 30887r (илл. 9) любопытны с точки зрения применения сценографических эскизов в театральном пространстве. Они показывают, как использовались бы подобные природные задники при наложении слоев декораций на сцене.

Наконец, природа прирученная предстает в собрании Чини лишь дважды - в образах великолепных дворцовых садов, написанных в лучших традициях ведут Каналетто. Это № 30868 (илл. 10), рисунок тушью с голубой тонировкой, представляющий роскошный дворец, окруженный регулярными садами, с подрезными боскетами. Подчеркивается ритмика аркад, окон и оранжерейных арок в едином триумфальном аккорде. Подобная декорация явно предназначалась для торжественного драматического спектакля.

В эскизе № 30843 r (илл. 11) преобладает готизирующая тематика, вероятно он сделан для исторической или экзотической постановки со средневековыми героями. Сзади лист содержит надпись: «Передвижная лоджия с балконом по периметру. В центре - лестница, также передвижная, чтобы подниматься и спускаться. Постройка окружена изысканными садами, вдали виднеется подиум, увенчанный пурпурным с золотом».

Искусствоведение

29

В рамках экзотизма и популярности восточных образов в комических операх о колдунах и мнимых мудрецах, также интересен лист 30884 r (илл. 12) - беглый набросок тушью с экзотическим садом с фонтаном. Он исполнен в нехарактерной для Гонзага размашистой манере и по всей видимости может быть отнесен и к опере Г.Ф. Генделя «Альчина», представляя королевство и сад Альчины. Опера «Остров Альчины» ставилась в старом герцогском театре Милана (Teatro Regio Ducale) осенью 1772 году и оформлялась Гонзага совместно с братьями Галлиари - отсюда иные черты, возможно, относящиеся к раннему периоду деятельности Гонзага. Сохранилось либретто из собрания Роланди (инв № ROL.0331.03).

И, тем не менее, погружаясь в разнообразные вариации природного мира в графике Гонзага нельзя не поспорить с приведенным ранее утверждением Семенцато о том, что русский опыт не добавляет существенных черт к достигнутому мастером в Италии. Ведь именно в России Гонзага удалось наконец опубликовать свои теоретические труды, где, в частности содержатся мысли о «физиономии» места и о «музыке для глаз», именуемой сценографией. Кроме того, именно в России, в Павловске, Гонзага удалось вступить в сотворчество с самой природой, в порождении естественных парковых декораций на землях Северной Венеции.

Список источников:

1. Le carte riscoperte. I disegni delle collezioni Donghi, Fissore, Pozzi alia Fondazione Giorgio Cini, (a cura di G. Pavanello). Venezia, Marsilio, 2008. P. 157-183.

2. Scenografie di Pietro Gonzaga (a cura di M.T. Muraro). Venezia. Neri Pozza, 1967. P.17-19, 79-81; Omaggio a Pietro Gonzaga, (a cura di Carlo Man-fio). Longarone, 1986. P. 29-37. Ф. Сыркина. Пьетро и Готтардо Гонзага. Жизнь и творчество. Москва, 1986; E. Povoledo. Pietro Gonzaga (энциклопедическая статья). In: Enciclopedia dello spettacolo, vol. V Milano, 1958. P. 1471.

30

КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

3. Подробнее о сотрудничестве Фонтанези и Гонзага см.: Scenografia e decorazione nella seconda meta del '700, (a cura di M. Pigozzi). Bologna, 1988. P. 9-46.

4. См. Omaggio a Pietro Gonzaga.. .P 8.

5. См. Mercedes Viale Ferrero. Luogo teatrale e spazio scenico. In: Storia dell’opera, (a cura di L. Bianconi e G. Pestelli), vol. V. Torino, Einaudi, 1988, P. 1-122.

6. Ibidem. P. 18.

7. См. хронологический свод либретто итальянских спектаклей под редакцией Клаудио Сартори в 7 томах: C. Sartori. I libretti italiani a stampa dalle origini al 1800. Catalogo analitico con 16 indici. Cuneo, 1990-1994.

8. Подробнее см.: La raccolta Rоlandi di libretti d’opera: catalogo e indici. Roma, Istituto della Enciclopedia italiana, 1986.

9. См. либретто из собрания Роланди к музыкальной комедии театра Ла Скала (осень, 1789) «Благородная пастушка» (Pastorella nobile, S. Zini, P.A. Guglielmi). Инв. № ROL.0950.01.

10. См. либретто из собрания Дома-музея К. Гольдони в Венеции (Casa Goldoni). Инв. № 295, раздел: «citta diverse».

Список литературы:

1. Сыркина Ф.Я. Пьетро и Готтардо Гонзага. Жизнь и творчество. - М., 1986.

2. Enciclopedia dello spettacolo, vol. V Milano, 1958.

3. La raccolta Rоlandi di libretti d’opera: catalogo e indici. Roma, Istituto della Enciclopedia italiana, 1986.

4. Le carte riscoperte. I disegni delle collezioni Donghi, Fissore, Pozzi alla Fondazione Giorgio Cini, (a cura di G. Pavanello). Venezia, Marsilio, 2008.

5. Omaggio a Pietro Gonzaga, (a cura di Carlo Manfio). Longarone, 1986.

6. Sartori C. I libretti italiani a stampa dalle origini al 1800. Catalogo analitico con 16 indici. Cuneo, 1990-1994.

7. Scenografia e decorazione nella seconda meta del '700, (a cura di M. Pigozzi). Bologna, 1988.

8. Scenografie di Pietro Gonzaga, (a cura di M.T. Muraro). Venezia. Neri Pozza, 1967.

9. Storia dell’opera (a cura di L. Bianconi e G Pestelli), vol. V Torino, Einaudi, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.