Научная статья на тему 'Образы науки и ученого в общественном сознании'

Образы науки и ученого в общественном сознании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
188
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Epistemology & Philosophy of Science
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образы науки и ученого в общественном сознании»

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ & ФИЛОСОФИЯ НАУКИ, Т. XIII, № 3

к

i

1РАЗЫ НА УКИ И УЧЕНОГО В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ

М. К. ПЕТРОВ

i

я

II

X к

а

<3

Наука - глобальный феномен, общечеловеческое когнитивно-со-циальное предприятие и достояние, высшее достижение человеческого духа на том этапе человеческой истории, который справедливо назван научно-технической революцией. Если в физическом плане проблемы текущего момента человеческой истории, выживания человека как вида среди биологических видов, а равно как и существа естественного, социального и разумного, концентрируются сегодня на исключении войны из арсенала средств демонстрации неоспоримого права национальных стран на активное участие в творении наднациональной общечеловеческой истории, и в этом смысле борьба за мир, за предотвращение термоядерной катастрофы справедливо рассматривается как необходимое, хотя и негативное, условие осуществимости человеческой истории, будущего человеческого рода, то в ментальном плане развития человека как существа мыслящего на роль равносильного и позитивного необходимого условия осуществимости человеческой истории и человеческого будущего выступает сегодня единственным претен-

дентом сохранение и развитие глобального феномена науки как гаранта принципиальной возможности добиться в будущем ментального единства человеческого рода, всеобщего взаимопонимания обитателей планеты Земля без физического, ментального и ценностного геноцида бытующего на земле многообразия исторически сложившихся и складывающихся культурных традиций<.. >

Глобальный феномен

науки

Все триста с лишним лет своего официального существования наука была и остается уникальной, целостной и глобальной, но эти атрибуты науки воспринимались и во многом воспринимаются как исследователями науки, так и самими учеными в составе комплексной и нерасчлененной данности, которая «само собой разумеется» и из которой ничего особенно впечатляющего не вытекает. Никого не удивляет, например, что созданный по универсальным для науки правилам наблюдения и планируемого эксперимента продукт науки - эле-

мент научного знания, зафиксированный исследователем в рукописи и опубликованный в научном журнале на любом языке, - сразу после публикации обретает равную силу для всех точек земного шара, для всех моментов в календарном времени и для всех людей, использующих этот элемент научного знания в собственных целях и интересах. Равным образом никого не удивляет и то, что в эпо-нимике науки, в наборе имен авторов статей, публикуемых в научных журналах, присутствуют представители многих национальностей и всех рас. Всеобще-гло-бальная значимость продукта науки - элемента научного знания, который единожды доказав свою причастность к репродуктивной характеристике человеческого окружения, способность к неограниченному тиражированию-повтору, может бесконечно демонстрировать эту свою способность в самых различных обстоятельствах - перед школьниками, например, или в тех или иных комбинациях с себе подобными - в технологии, например, - соотнесена опять-таки с всеобще-глобальным безразличием деятельности по универсальным правилам науки к национальности и расе творца продукта науки - элемента научного знания, с безразличием к личности ученого-исследователя.

Если замкнуть обе эти линии выявления глобального атрибута науки как вида деятельности на человеческий биокод, а право на такое замыкание дает тот факт, что наука как вид деятельности -самоочевидная монополия человеческого рода как вида среди видов животного царства земли,

то у нас появится возможность более основательно копнуть и даже опредметить для исследования эту «само собой разумеющуюся» данность, под формой которой воспринимается сегодня глобальный феномен науки. В рамках нашей основной задачи - дать научный и вместе с тем критический анализ сложившихся и складывающихся образов науки и ученых в общественном сознании граждан США - наиболее перспективным путем входа в опредмечивание глобального феномена науки, а попутно и постановки нашей задачи является как раз замыкание атрибутов глобальности на человеческий биокод, поскольку такое замыкание дает не точку, а линию с четко обозначенной протяженностью во времени от даты рождения индивида, представленного в эпонимике науки, до даты его смерти. Следуя по этой линии вместе с естественно взрослеющими младенцами по лучу календарного времени, мы можем обнаружить и связать в целое массу событий, имеющих прямое отношение к науке и ее восприятию, к общественному сознанию и к стратификации форм общественного сознания.

В США, как и в других развитых странах мира, в научной и прикладной деятельности заняты взрослые люди, а появляются эти люди на свет обычным для любой точки земного шара способом, оповещая окружающих о своем появлении первым криком младенца, который маркирует и дату рождения, и начало естественного взросления младенца. Между этим криком-оповещением и временем вхождения в один из многих тер-

11

ЙЙ 11 В 1й ц:

И

11

н

И

ш

5

а

м| щщ

i

ш

8

X

X

а

<3

миналов взрослой деятельности, вовсе не обязательно научной или приложенческой, располагается и в США, и в других развитых странах мира достаточно длительный период календарного времени, где на естественное взросление младенца в календарном времени общество накладывает социальные по природе воспитательно-образовательные структуры, с помощью которых взрослеющие младенцы разводятся в наличную номенклатуру терминалов взрослой деятельности, в частности и в терминалы научной и прикладной деятельности.

Хотя управление просвещением и образованием в США децентрализовано и в каждом штате, как и в федеральном округе Колумбия, имеются свои автономные инстанции «академической», как принято говорить в большинстве развитых стран, политики, в стране в целом довольно строго соблюдаются и выполняются законы о всеобщем и обязательном образовании и действуют в общем-то унифицированные стандарты движения взрослеющих младенцев через формальные воспитательно-образовательные структуры в терминалы взрослой деятельности, что позволяет говорить о целостной системе образования в США в том же смысле, в каком мы говорим о системе образования в других развитых странах, где просвещение и образование централизованы. В основе системы образования США лежит общеобразовательная школа с 12-летним сроком обучения от 1 класса, в который входят в возрасте 6 лет, до 12 класса. Школа, как правило, разбита на три ступени: элемен-

тарная школа (1-6 классы) - elementary School; младшая средняя школа (7-9 классы) - Junior high School; старшая средняя школа (10-12 классы) - Senior high School, причем общеобязательными являются только две первые ступени, а третья, дающая право поступления в университеты, обязательна только для тех, кто движется в терминалы науки по сту-денческо-аспирантским семилетним переходам (4 года студенческий переход и 3 года аспирантский переход). Дата входа в исследовательский терминал науки и в научно-академическое сообщество маркируется датой защиты аспирантом-соискателем единой для США ученой степени «доктора философии» по той или иной научной дисциплине, а все другие почетные и почитаемые титулы -профессор, академик - ничего к самой научной степени «доктор философии» не добавляют, рассматриваются как «звания» в университетской и национальной иерархии должностей.

Хотя связь естественного взросления и академического движения на школьном и постшкольных переходах системы образования бесспорна и очевидна, академическое движение и в США, и в других развитых странах совершается не в календарном, а в чистом академическом времени в том же примерно смысле, в каком понятие «чистого» времени используется в хоккее и баскетболе. Поэтому реальные затраты времени на прохождение взрослеющими младенцами через систему образования в терминалы взрослой деятельности могут серьезно отличаться от предписанных ин-

станциями академической политики. К примеру, шестилетний американец, войдя 1 сентября текущего календарного года в ежегодной волне сверстников-перво-клашек в систему образования, должен был бы через 19 лет (12 лет в школе и 7 в университете) появиться в возрасте 25 лет в исследовательском терминале науки и в научно-академическом сообществе США свежеиспеченным обладателем ученой степени доктора философии. Некоторым это действительно удается, но общая среднестатистическая картина выглядит, по описанию Л. Уилсо-на, старейшего в США исследователя американской аспирантуры, несколько иначе: «По выборке 1944 г., включающей 500 докторов философии, средний возраст получающих докторские степени 32,7 года... В 1973-1974 учебном году было присвоено около 33000 докторских степеней; средний возраст этой группы -32,1 года. Большинство аспирантов не укладывается в сроки подготовки. После получения диплома бакалавра (диплом об окончании студенческого четырехлетнего курса) минимальный срок получения степени доктора философии - 3 года. Общее действительное время около 4 лет, но в 10 основных дисциплинах на периоде 1957-1964 гг. среднее потерянное время колебалось от минимума 5,7 лет в химии до максимума 12,7 лет в педагогике» (1,с. 46).

Это различие между естественным взрослением, которое протекает в календарном времени, и академическим движением, которое совершается в чистом ака-

демическом времени, в контексте нашей основной задачи несет важное эвристическое значение, позволяя более четко выявить когнитивно-социальную природу и глобального феномена науки, и национальных систем образования, поскольку свойства чистого академического времени явно производны от правил теза-урусной динамики, которые без труда обнаруживаются в любом естественном языке, цементирующем через общение социальность любого типа от перво-бытно-общинной до развитой в современном понимании развитости.

В детали тезаурусной динамики нам входить не обязательно <...> но выделить на предмет активного использования отдельные ее положения нам все же необходимо.

1. Каждый нормальный индивид - взрослеющий младенец рода человеческого в его ипостасях существа естественного, социального и разумного имеет свой личный мир знака, который он самостоятельно, с опорой на унаследованный от родителей биокод, сотворил на этапе взросления «от 2 до 5» по образу и подобию личных знаковых миров окружающих его старших в речевых контактах с этими старшими. Творение личного знакового мира и преемственное его расширение на этапе «от 2 до 5» и позже нерасторжимо связано с окружающей стихией речевой деятельности, с освоением естественного языка, его грамматики и словаря (тезауруса), и через этот язык с окружающей индивида - взрослеющего младенца социальной данностью с ее

X к

а

<3

15 Зак. 1960

225

й

11 11

X

и а

<3

ценностями, установками, нормами поведения.

2. По мере становления личного мира знака индивид - взрослеющий младенец - на всю жизнь обретает способность к ментальному движению-мышлению и во внутреннем неформальном и формальном плане - рефлексия, понимание, размышление, самоконтроль, самовыражение - и во внешнем неформальном и формальном плане пассивного и активного использования естественного языка в качестве орудия, достигающего взаимопонимания общения с другими индивидами, имеющими схожие по генезису и строению их собственные личные знаковые миры. Ментальное движение во всех его разновидностях совершается в пределах личного мира знака и переходит в коллективные социальные связи и отношения только через общение индивидов, через взаимодействие-общение близких по генезису и строению знаковых миров, принадлежащих разным индивидам.

3. Неустранимой основой ментального движения и исходным элементом любых форм человеческих социальных связей и отношений является в силу указанных в пункте 2 причин акт речи между индивидами или группами индивидов на общем для участников акта речи естественном языке. В статическом варианте акт речи детально описан Ф. де Соссюром (2, с. 49-53 и далее). Акт речи представлен Соссюром как имеющий начало и конец процесс взаимодействия между беседующими индивидами А и В, который начинается в мозгу А и завершается в мозгу В или, напротив, начинается

в мозгу В и завершается в мозгу А при условии, что собеседники А и В говорят на одном и том же естественном языке и обладают к началу и завершению акта речи тождеством тезаурусных значений, т.е. в мозгу А содержится ровно столько и тех же знаменательных слов-понятий, сколько их содержится в мозгу В. Динамическая, включающая ментальное движение интерпретация той же по сути дела картины общения -взаимодействия на уровне голов А и В - предполагает, и в этом состоит существенное различие между тезаурусной динамикой и тезаурусной статикой, четкое различение между начальными и конечными условиями осуществимости акта речи между А и В. Если, как это сегодня принято большинством лингвистов, под А понимать активную сторону общения (говорящий, автор, докладчик, учитель, преподаватель, лектор), а под В - пассивную сторону общения (слушающий, читатель, класс, группа, аудитория), то в картине Соссюра изменится понимание тождества значений тезаурусов А и В в начале и в конце акта речи. В динамической интерпретации акт речи - предложение В со стороны А совершить под руководством А совместное ментальное движение в схожих по генезису и структуре, но не тождественных личных знаковых мирах А и В. Чтобы совершить такое ментальное путешествие, А, действуя по правилам тезаурусной динамики, обязан к моменту начала акта речи в собственном мире знака выделить то тезаурусное значение, которое, по его мнению, должно содержаться в уме В, и,

приняв это исходное тождество тезаурусных значений Т0 за отправной пункт ментального движения, подготовить перевод языковыми средствами Т0 в Т[ - в новое значение тождества тезаурусных значений А и В, которое до акта речи было известно только

A, а в конце акта речи станет известным и А и В.

4. Разность Т1-Т0 можно производив от контекста рассматривать и как путь, пройденный В в ментальном движении от Т0 к Ть и как некую длительность в календарном времени, затраченную А на ментальное перемещение В от Т0 к Ть и как содержание акта речи между А и В, выраженное в тексте конечной длины с начальным значением Т0 и конечным значением Т, как содержание того, что А «имел сказать и сказал»

B. То или иное значение разности Т,-Т0 устанавливается в зависимости от условий и целей использования динамического концепта акта речи для опредмечивания того или иного фрагмента социальной данности, хотя в любом контексте социальной данности разность Т]-Т0, если акт речи между А и В предполагает некое ментальное движение в голове или головах В, инициированное и направляемое усилиями А, должна заведомо быть отличной от нуля, положительной, содержательно значимой и требовать от А и В некоторого времени на свое движение, на перевод тезаурусного значения Т0 в значение Т,.

Эти четыре общих положения тезаурусно-динамического понимания ментального движения и акта речи между А и В, с помощью которого совершается мен-

тальное движение, вполне достаточны для опредмечивания и критического анализа американского образования и науки в их отношении к глобальному феномену науки, поскольку и академическое движение взрослеющих младенцев через систему образования в терминалы взрослой деятельности, и процесс научного познания человеческого окружения суть разновидности тем или иным способом упорядоченного ментального движения индивидов в их личных мирах знака. При этом на первых шагах опредмечивания нашей основной задачи особое значение обретают, так сказать, топографо-временные истолкования разности Т1~Т0 акта речи между А и В как некоего пути ментального движения индивидов, проходимого на некоей предустановленной длительности.

Дело в том, что акты речи между А и В с их отличной от нуля разностью Т1-Т0 обнаруживаются в структурах социальной данности и в диссоциированном и в ассоциированном состоянии, причем и для системы образования, и для науки наиболее характерна ассоциация - выстраивание актов речи между А и В в строго упорядоченные последовательности по тезаурусно-динамическому правилу: Т, предыдущего акта речи становится Т0 последующего акта речи, при этом общая разность таких последовательностей Т,-Т0 может достигать величин, заведомо не проходимых на мыслимых длительностях непосредственного речевого контакта между А и В. К примеру, ментально-академическое движение американца от первого класса элементарной школы

Й:

1

я:

1

X

х

&

<51

X X

а

<3

до входа в исследовательский терминал науки и в американское научно-академическое сообщества совершается за 19 лет чистого академического времени, и если учесть, что этот ментальный путь состоит из 19 учебных годов по 1,5 тыс. академических часов в каждом, то в ассоциированной последовательности актов речи между учителем А и учеником В окажется около 30 тыс. актов речи длительностью по 45 минут каждый, упорядоченных по правилу: Т| предыдущего акта речи становится Т0 последующего.

Подобную же процедуру в обращенном, понятно, варианте, восстанавливая из всех наличных терминалов взрослой деятельности пути академического движения взрослеющих младенцев через национальную систему образования, можно использовать для картографирования того, что мы ниже будем называть национальным Т-континуумом США. В концепт национального Т-континуума мы будем вкладывать тот смысл, что в любой стране, где действуют и исполняются законы о всеобщем и обязательном образовании, все нормальные младенцы, которые рождаются в этой стране, где-то сразу после возрастного этапа «от 2 до 5» начинают формировать ежегодную волну В-групп сверстников, которая проходит через систему образования как целостная когорта взрослеющих индивидов и придает сообща с предшествующими и последующими ежегодными волнами В-групп сверстников национальной системе образования черты вневременной и преемственно обновляющейся целостности, поскольку ежегодно

в большинстве стран 1 сентября каждого календарного года система образования сдвигается на один год назад, чтобы принять в первый класс общеобразовательной школы очередную волну В групп сверстников и вывести из системы образования в терминалы взрослой деятельности волну свежеиспеченных новобранцев. Вневременное «зависание» национальных систем образования в результате ежегодных скачкообразных сдвигов на год назад образует устойчивый очаг уникально-репродуктивной тезаурусной определенности, в которой ученики, студенты, аспиранты в составе своей ежегодной волны В групп сверстников идут по ассоциированной последовательности актов речи в терминал, где каждый проходимый В группой акт речи нов, уникален и неповторим для членов В группы (учеников, студентов, аспирантов), а все А системы образования (учителя, преподаватели) работают в репродуктивном режиме ежегодного повтора предельно схожих актов речи (уроков, занятий, лекций, семинаров), т.е. делают в любой заданный момент календарного времени практически то же самое перед новой для них аудиторией В (класс, группа студентов, группа аспирантов), что они делали в предыдущие годы на ту же дату и будут делать в будущие годы на ту же дату календаря. Этот очаг тезаурусной определенности может быть, по нашему мнению, истолкован как часть общенационального мира знака, сопредельная границам употребления официального для страны естественного языка, причем как часть относительно

Ф

инертная, воспроизводящая в ежегодном ритме все социально необходимые тезаурусные значения, как некий устойчивый континуум тезаурусных значений, открытый для ментального движения индивидов и имеющий достаточно жесткую геометрию в единицах чистого академического времени. Этот смысл мы и вкладываем в концепт национального Т-кон-тинуума.

Национальный Т-континуум США почти не отличается по гео-метрии-конфигурации от национальных Т-континуумов других развитых стран: на любую плоскость, содержащую луч времени, он будет проектироваться как нечто похожее на гриб или на зонтичное растение, где массивная ножка или ствол обозначат всеобщий школьный унифицирующий переход взрослеющих младенцев д лительностью в 10-12 учебных годов, а шляпка или зонтик обозначат место множества точек, где располагаются терминалы взрослой специализированной деятельности, каждый из которых соединен с вершиной ножки или ствола радиальным и не пересекающимся с другими специализирующим постшкольным переходом. Если вход в систему образования и в национальный Т-континуум обозначить через Тп - тезаурус первоклассника, идущего «первый раз в первый класс», тезаурус выпускника общеобразовательной школы через Ту, а тезаурус входящего в терминал взрослой деятельности новобранца через Тт, то национальный Т-континуум развитой страны действительно предстанет грибовидным телом вращения или зонтич-

ным сплотником в чистом академическом времени одного школьного унифицирующего всеобщего перехода Т„-Ту и конечного, но достаточно большого множества радиальных специализирующих постшкольных переходов в терминалы взрослой деятельности Ту-Тт.

Среди конечного множества постшкольных специализирующих переходов Ту-Тт выделяются двусоставностью, длительностью и важностью для понимания событий в национальных Т-конти-нуумах семилетние студенческо-аспирантские переходы Ту-Тд-Тг в терминалы науки и в национальные научно-академические сообщества, где индекс Тд обозначает текущий тезаурус научной дисциплины, а Тг - текущий тезаурус исследовательской группы. В общем числе постшкольных специализирующих переходов Ту-Тт семилетние студенческо-аспирант-ские переходы Ту-Тд-Тг составляют лишь незначительную долю как с точки зрения общего представительства локализованных в университетах студенческо-аспи-рантских постшкольных путей развода взрослеющих младенцев в терминалы взрослой деятельности среди минующих университет путей движения взрослеющих младенцев в терминалы, так и с точки зрения доли числа новобранцев науки в общей численности ежегодной волны сверстников, совершающей постшкольное специализирующее движение в терминалы взрослой деятельности.

Но, во-первых, эта незначительная доля не так уж мала по количеству представленных на постшкольной части системы об-

X X

а

<3

разования студенческо-аспирант-ских переходов Ту-Тд-Тг. Н. Сто-рер, к примеру, пишет: «В Национальном регистре научных и технических кадров Национального научного фонда в настоящее время значится 12 основных категорий ученых, исключая "инженерное дело" и "прочие специальности". Это категории: антропология; астрономия; науки об атмосфере, литосфере и гидросфере (которые включают метеорологию, геологию и океанографию); биология; химия; экономика; междисциплинарные специальности (которые включают биохимию, биофизику, электронику, физическую химию, психометрию и статистику); лингвистические специальности; математика; физика; психология; социология... В пределах этих основных категорий числятся 100 главных специальностей, а внутри них - почти 1000 узких специальностей» (3, с. 71). Близкие по смыслу данные приводит и упоминавшийся уже Л. Уил-сон (см. табл. 1). А во-вторых, в общем-то незначительная в ежегодных волнах сверстников прослойка новобранцев науки, достигая исследовательских терминалов (Т,) и входя в научно-академическое сообщество, начинает играть ключевую роль в когнитивно-социальной жизни национального Т-континуума и вписанной в него национальной системе образования. Де-юре ответственность за сохранение геометрии, общей конфигурации и содержания национального Т-континуума лежит . » во всех развитых странах на офи-X циальных инстанциях научной и академической политики: они <-<'( принимают решения о сроках

школьного и постшкольных переходов системы образования, о включении в постшкольную часть системы образования новых специализирующих переходов Ту-Тт, Ту-Тд, Ту-Тд-Тг, они же на договорных началах заключают контракты на подготовку новых учебников и учебных пособий, на переиздание «с купюрами и дополнениями» действующих учебников и учебных пособий, но де-факто монополия на подготовку всех без исключения учебников и учебных пособий, действующих в системе образования, переизданий, учебных планов, а также и на подготовку кадров учителей и преподавателей (всех А национальной системы образования) принадлежит в развитых странах членам национального научно-академического сообщества. Поскольку ученые-исследователи в любом из 1000 терминалов науки (Тг) предельно и, как мы увидим позже, не без оснований чувствительны к признанию, к причастности к складывающейся эпонимике в науке, а упоминание имени и работ любого исследователя в действующем учебнике системы образования, особенно в школьном учебнике, считается высшей степенью оценки личного вклада в науку и культуру (1, с. 121), претендентов на подготовку новых и переиздание «с купюрами и дополнениями» действующих учебников среди членов национальных научно-академических сообществ всегда обнаруживается вполне достаточное количество; к тому же и гонорары за учебники, пользующиеся постоянным спросом у участников академического движения и в роли А (учителя в пре-

подаватели), и в роли В (ученики, студенты, аспиранты), достаточно велики. Л. Уилсон по этому поводу пишет: «Хотя большинство членов академического сообщества из числа ведущих исследования в гуманитарной и научной областях получают незначительный доход или вообще его не получают от публикации, авторы учебни-

ков зарабатывают иногда значительные суммы. По разным оценкам в 1975 г. насчитывалось по крайней мере 50 профессоров, получивших за учебники гонорары по 150 тыс. долл. и выше, и они должны были получать еще два следующие года авторские от 15 до 25 тыс. долл. в год» (1,с.184).

Таблица 1

Ранговый порядок 20 ведущих дисциплин по числу присваиваемых ученых степеней доктора философии

1940 г. 1969 г.

1. Химия

2. Педагогика

3. Английский язык

4. Физика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. История

6. Экономика

7. Биохимия

8. Психология

9. Ботаника

10. Математика

11. Политическая наука

12. Технические науки

13. Романская литература

14. Физиология

15. Социология

16. Философия

17. Бактериология

18. Агрономия

19. Геология

20. Богословие

1. Педагогика

2. Технические науки

3. Химия

4. Психология

5. Физика

6. Англ. язык и журналистика

7. Биологические науки

8. Математика

9. История

10. Изящное и прикладное искусство

11. Экономика

12. Агрономия

13. Бизнес и коммерция

14. Биохимия

15. Политическая наука

16. Социальные науки

17. Социология

18. Биология

19. Богословие

20. Бактериология

Р.К. Мертон, описывая виды деятельности ученого - члена научно-академического сообщества выделяет в этой деятельности четыре роли: «Подобно другим статусам, статус ученого не ограничен одной единственной ролью, но в той или иной степени включает ряд дополнительных ролей. Это роли четырех основных типов: исследователь, пре-

подаватель, администратор и привратник... Роль исследователя, ответственная за рост научного знания, является центральной, а остальные функционально подчинены ей просто потому, что если бы не велись научные исследования, то не было бы ни нового знания для передачи через роль преподавателя, ни необходимости распределять ресурсы

X х

а

<<

для исследовании, ни исследовательских организаций, требующих управления, ни потока нового знания, который могли бы регулировать привратники. Возможно, именно из-за центрального функционального положения этой роли ученые придают очевидно большее значение исследованию, чем другим ролям. Как это и бывает при исполнении комплекса взаимно дополняющих ролей, идеология далеко не полностью отражает дифференцированную оценку ролей набора: ученые часто настаивают на «неразделимости» и соответственно на равной важности обеспечивающих ролей. И все же в самой модели очевидных предпочтений механизм системы вознаграждений в науке подтверждает, что наиболее высоко ценится именно роль исследователя. Героями науки становятся по способности быть исследователем; много реже по способности быть преподавателем, администратором, референтом или редактором» (4, с. 520).

Члены национальных научно-академических сообществ распределены по университетам, а точнее - по университетским кафедрам, где как раз и реализуются те виды деятельности, которые входят в четырехсоставной набор ролей: исследователь, преподаватель, администратор и привратник.

Приписанный к кафедре того или иного университета как к месту-терминалу своей постоянной деятельности, член национального научно-академического сообщества США по роли исследователя почти автоматически

входит в число членов соответствующего профилю кафедры национального дисциплинарного общества, участвует в годичных, обычно, собраниях этого общества, может занимать в нем все выборные должности вплоть до президента, принимать активное участие в ведении журналов общества (уже в роли привратника -редактора или референта, рецензента), производно от исследовательской деятельности по умножению научного знания и оценке коллегами его личного вклада в умножение научного знания избираться на пожизненный срок в Национальную Американскую Академию Наук, в которой опять-таки есть своя организационная структура и свой набор должностей.

По роли преподавателя, суть которой - распространение научного знания, член американского научно-академического сообщества прежде всего движется в кафедральной иерархии академических званий. Уилсон так описывает состав этой иерархии: «В типичном случае должностная иерархия состоит из четырех рангов: инструктор, профессор-ассистент, профессор-ассоциат и полный профессор. В среднем университете 1940 г. около 31% находилось на первом уровне, 23% - на втором, 14% - на третьем и 32% - на четвертом. По данным отчета Американской ассоциации университетских профессоров за 1974-1975 гг. общее для мужчин и женщин распределение членов академического сообщества по рангам в университетах, ведущих аспирантскую подготовку, выглядело так: инструкторы -

7,6%; профессора-ассистенты -29,7%; профессора-ассоциаты -27,3%; полные профессора -33,9%. В тех же университетах распределение женщин значительно отходило от нормы: инструкторы - 21,1%; профессора-ассистенты - 42,3%; профессора-ассоциаты - 20,8%; полные профессора - 12,4%... Изменения в общем распределении связаны с ростом численности профессорско-преподавательского состава в годы бума и с практикой исполнения инструкторских обязанностей аспирантами на почасовой оплате» (1, с. 66). В роли преподавателя член американского научно-академического сообщества в рамках кафедры задействован в подготовку и ведение студенческих и аспирантских курсов и, что следует отметить особо, в процесс периодических переизданий дисциплинарных учебников и учебных пособий для студентов университетского четырехлетнего перехода Ту-Тя, поскольку именно эти дисциплинарные учебники для студентов университета становятся и в США, и в других развитых странах исходным источником и материалом для «онаучивания» всего взрослого населения страны в рамках монополии научно-академического сообщества на подготовку и переиздание-обновление всех действующих в системе образования учебников и учебных пособий.

В роли администратора член американского научно-академического сообщества может выступать в иерархии выборных и назначаемых должностей от заведующего кафедры, декана, рек-

тора, президента университета до директора состоящих на федеральном финансировании служб и агентств типа Геологической службы или Национального научного фонда или даже до законсервированной при Никсоне и пребывающей в вакантном состоянии должности помощника президента по науке и технологии.

В роли привратника член американского научно-академического сообщества на разных научных и социальных уровнях демонстрирует свою способность давать от имени науки авторитетные оценки научному и при-ложенческому продукту, а равно и творцам этого продукта, выступая в многоразличных ролях хранителя чистоты научной и прикладной деятельности от посягательств отдельных лиц и групп, отклоняющихся от принятых научных стандартов и критериев, в чем бы они ни состояли. И в самой науке, и за ее пределами в роль привратника входит совокупность факультативных деятельностей и должностей типа член ученого совета, член экспертной группы, редактор, рецензент, референт, для которых характерна не поддавшаяся теоретическому обоснованию работа в режиме «комплекса Архимеда» - «Дайте мне точку опоры, и я...», где в качестве «точки опоры» всегда неявно присутствует божественный атрибут всеведения, которым ни человечество в целом, ни члены национальных научно-академических сообществ определенно не обладают. В общенаучной и социальной проекции роли привратника неявная

Ш!

X X

а

<3

i

опора на атрибут всеведения распространена повсеместно. На заседаниях ученого совета (в США правом присвоения ученой степени доктора философии пользуется большинство кафедр университета и функционирующие при многих университетах «аспирантские школы» с трехлетним сроком обучения закончивших четырехлетний студенческий курс аспирантов) члены научно-академического сообщества принимают тайным голосованием решение не только о том, соответствует ли представленная на защиту аспирантом-соискателем работа принятым критериям научности, но и о личной судьбе соискателя: быть ему или не быть исследователем в терминале науки (Тг) и полноправным членом национального научно-академического сообщества, внесет он или не внесет ощутимый вклад

в умножение научного знания, что будет в общем-то более или менее ясно лет через 15-20 после удачного для соискателя акта защиты диссертации, т.е. члены ученого совета действуют в своих решениях так, как если бы им было заведомо известно, что может, а что не может произойти в достаточно отдаленном будущем, как если бы они и в самом деле обладали атрибутом всеведения. И точно так же обстоит дело в редакционно-издательской практике. Эта опирающаяся на отсутствующий атрибут всеведения рутинная деятельность членов национальных научно-академиче-ских сообществ в роли привратников дает ощутимые, но необъяснимые результаты (см. табл. 2), особенно если учесть, что любая претендующая на публикацию рукопись исследователя содержит элемент научного знания,

Таблица 2(4, с. 471)

Доля рукописей, отклоненных редакциями 83 журналов США в 1967 г., %

X x

а

Дисциплина Доля Число

журн.

История 90 3

Язык и литература 86 5

Философия 85 5

Политические науки 84 2

Социология 78 14

Психология 70 7

Политэкономия 69 4

Экспериментальная

психология 51 2

Математика и

статистика 50 5

Антропология 48 2

Химия 31 5

География 30 2

Биология 29 12

Физика 24 12

Геология 22 2

Лингвистика 20 1

обладающий свойством бесконечного повтора и соответственно приложенческим потенциалом. Деятельность членов американского научно-академического сообщества в роли привратников носит актовый характер - оценка на научную состоятельность, тайное голосование истины, участие в планировании, подготовке и, реже, в принятии решений, - она пронизывает всю социальную структуру США, как и большинства развитых стран. К примеру, на годичном собрании Национальной Академии Наук США в 1972 г. ее президент Ф. Хэндлер огласил данные, по которым в Национальный Исследовательский Совет Академии входило около 500 специализированных комиссий, в которых участвовало на правах членов до 75000 ученых-экспертов. Будучи рабочим органом Национальной Академии Наук США, Национальный Совет по исследованиям строился в то время по дисциплинарному принципу и ведал внешними контактами Академии с федеральными агентствами и службами США, использовался правительством и федеральными ведомствами США в основном на правах экспертной группы, отстраненной от непосредственного участия в определении целей научной политики и соответствующих этим целям исследовательских программ (4, с. 499). Наша основная задача - анализ образов науки и ученого в общественном сознании США - тяготеет не столько к умножению научного знания (роль исследователя), сколько к распространению наличного научного знания (роль преподава-

теля), поэтому в мертоновском наборе ролей члена национального научно-академического сообщества (исследователь, преподаватель, администратор, привратник (4, с. 520)) нас больше других ролей должна интересовать роль преподавателя и ее социальные проекции. В этом опредмечивающем направлении мы достигли пока того, что выдвинули достаточно достоверное и легко верифицируемое предположение насчет того, что иметь о науке какие-то представления, образы, стереотипы восприятия взрослый в США, как и в любой другой развитой стране, может только производно от того ментального багажа, который он обретает по ходу академического движения через систему образования в терминалы взрослой деятельности. И коль скоро монополия национальных научно-академических сообществ на подготовку и переиздание всех учебников и учебных пособий для национальных систем образования не досужая выдумка, а реальный и без особого труда верифицируемый факт, то основная часть нашего внимания должна бы фокусироваться на путях распространения научного знания из дисциплинарных учебников для студентов университета, из этого совокупного контейнера элементов научного знания, которым пользуются и пользовались все авторы всех учебников в порядке практической реализации де-факто монополии национального научно-академического сообщества на введение всех учебников системы образования. В принципе это справедливо, если отвлечься от

¡г-и

i ¡i

х

а

<3

X X

о.

<3

того «само собой разумеющегося» факта, что прежде чем попасть в дисциплинарный учебник для студентов университета, элементы научного знания должны быть сначала сотворены по правилам наблюдения, опредмечивания и планируемого эксперимента исследователями на «переднем крае» науки по универсальным правилам деятельности в едином для глобальной науки мире открытий, описаны исследователем в рукописи, опубликованы в научном журнале дисциплины, оценены исследователями-коллегами на меру участия в творении новых элементов научного знания, а затем уже в составе наиболее ценных элементов научного знания войти в дисциплинарный учебник для студентов университета.

Вся эта предыстория появления элементов научного знания в дисциплинарных учебниках для студентов университета может и не оказывать непосредственного влияния на складывание и воспроизведение образов науки и ученых в головах тех, кто не прошел по семилетнему студен-ческо-аспирантскому переходу в терминал науки, а таких в любом развитом обществе подавляющее большинство: в США, например, в сфере научной деятельности по разным подсчетам, которые то учитывают, то не учитывают административный и вспомогательный персонал типа секретарей, машинисток, лаборантов, занято примерно столько же, сколько и в сельском хозяйстве, т.е. где-то около 4% взрослого самодеятельного населения страны. Для остальных 96%, распределенных

системой образования совсем по другим терминалам, «парад науки», выстроенный дисциплинарными учебниками для студентов университета на линии Ту, отделяющей школьную часть системы образования от постшкольной в национальном Т-континууме США, являет собою неодолимую для ментального движения преграду, коль скоро между ученым-исследователем, в ментальном багаже которого 19-летний переход Тп-Ту-Тд-Тг, и любым представителем «публики», имеющим в своем ментальном багаже лишь общий с ученым курс общеобразовательной школы Т„—'Ту, в любой попытке достигающим взаимопонимания общения, всякий раз будет обнаруживаться запрещающая общение разность Тг-Ту, на преодоление которой требуется ассоциированная в последовательность актов речи длительностью в 7 учебных годов или, что то же самое, в 10,5 тыс. актов речи по 45 минут каждый.

Вместе с тем, если мы остановимся перед шеренгой из ста с лишним дисциплинарных учебников для студентов университета, каждый из которых обозначает одновременно и контейнер элементов научного знания, доступных для использования в других учебниках системы образования, и один из специализирующих входов в мир науки, за спиной которого скрывается с десяток аспирантских переходов Тд-Тг в исследовательские группы на переднем крае науки (2, с. 717), то мы рискуем в каждом конкретном случае явления в общественном сознании образа, штампа, стереотипа науки и уче-

ного совершенно неверно истолковать природу и смысл этого образа, штампа, стереотипа восприятия, который может оказаться генетически связанным с тем, что происходит за этой шеренгой-парадом науки из ста с лишним дисциплинарных учебников, представляющих науку «публике», а заодно и прикрывающих от взгляда публики «тылы» науки, ее «кухню», «интим». Поэтому мы предлагаем читателю в общем-то принятый в подобных ситуациях у социологов науки тактический маневр «а case study» - специальное конкретное исследование

частного случая на подходе к генерализации, случая из области представительства науки в общественном сознании США, а именно случая в штате Калифорния, где биологи-дарвинисты много лет сражались с креационистами и с помощью президента США Рейгана потерпели в 1980 г. поражение. Результаты этого конкретного исследования, как и положено любому «case study», дадут нам исходный материал для анализа «тылов» науки и выявления структуры глобального феномена науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Wilson L. American academies: Then and now. N. Y., 1979.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977.

3. Сторер Н. Отношения между научными дисциплинами // Научная деятельность: структура и институты. М., 1980.

4. Merton R.K. Sociology of science. Chicago, 1973.

X X

CL

<3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.