Научная статья на тему 'Образы мужчин и женщин в анекдоте'

Образы мужчин и женщин в анекдоте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1236
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Булычев Игорь Ильич, Кулешова Татьяна Александровна

The gender consciousness of Russian people is of a rather complicated nature. The traditional patriarchal stereotypes are combined here with the new tendencies. It finds a peculiar reflection in a joke. Computerization gives birth to the new images of men and women, breaking, and often even changing completely the old stereotypes. The men founders and pioneers of the virtual space. The image of a woman carried away by the computer is in the process of formation and experiences constant changes. Computer jokes are deprived of marked features of a social role.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The images of men and women in a genre of a joke

The gender consciousness of Russian people is of a rather complicated nature. The traditional patriarchal stereotypes are combined here with the new tendencies. It finds a peculiar reflection in a joke. Computerization gives birth to the new images of men and women, breaking, and often even changing completely the old stereotypes. The men founders and pioneers of the virtual space. The image of a woman carried away by the computer is in the process of formation and experiences constant changes. Computer jokes are deprived of marked features of a social role.

Текст научной работы на тему «Образы мужчин и женщин в анекдоте»

ОБРАЗЫ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В АНЕКДОТЕ И.И. Булычев, Т.А. Кулешова

Bulychev I.I., Kuleshova T.A. The images of men and women in a genre of a joke. The gender consciousness of Russian people is of a rather complicated nature. The traditional patriarchal stereotypes are combined here with the new tendencies. It finds a peculiar reflection in a joke. Computerization gives birth to the new images of men and women, breaking, and often even changing completely the old stereotypes. The men - founders and pioneers of the virtual space. The image of a woman carried away by the computer is in the process of formation and experiences constant changes. Computer jokes are deprived of marked features of a social role.

Современное гендерное сознание россиян носит достаточно сложный характер. В нем традиционные патриархатные стереотипы уживаются с новыми веяниями. Все это своеобразно отражается в таком социальном явлении, каким является анекдот, то есть жанр неформального короткого юмора, злободневный комический рассказ-миниатюра с неожиданной концовкой; одновременно это художественный образ в краткой афористической форме, который великолепно передает быстро улетучивающийся «аромат эпохи» [1]. Значимость анекдота определяется именно глубиной и точностью образов, характеров или ситуаций, рисующих человека, страну или эпоху. Анекдот способствует развитию чувства юмора, приобщению к культуре комического. Шутка, смех, веселье - важнейшие ценности, в которых воплощается сила человеческого духа.

Юмор - особый взгляд на мир, один из способов оценки и решения сложных проблем человеческой жизни; он помогает победить наши дурные привычки, преодолеть наши невзгоды и тем самым, в конечном счете, способствует нашему жизненному успеху. Кроме того, юмор доставляет огромное удовольствие. По свидетельству психологов, чувство юмора помогает безболезненно пережить сложные перемены, сохранить творческий настрой в стрессовой ситуации, эффективнее работать и полноценнее отдыхать, быть здоровым и счастливым. Юмор - незаменимый помощник на пути к душевному здоровью. Смех лечит, успокаивает боль и помогает взглянуть на себя объективней. Он сушит слезы и дает нам понять, что мы не одиноки в своих мытарствах [2].

В анекдоте высмеиваемый объект упрощается и становится более объяснимым, по-

нятным и доступным, что, с одной стороны, снимает напряжение в отношении объекта, а с другой - безусловно, закрепляет гендерный стереотип [3]. Анекдот высмеивает определенные качества личности или социальные пороки, в чем проявляется попытка устыдить и заставить исправить существующие недостатки. Это своеобразный способ решения бытовых и других проблем не скандалами, а миром с помощью юморотерапии. Ибо юмор обладает сильным психотерапевтическим эффектом. Смех это прежде всего - исправление. Способный унижать, он должен всегда производить на того, кто является его предметом, необходимое впечатление. Общество как бы мстит посредством смеха за те вольности, которые позволяют себе по отношению к нему. Вместе с тем, смех не достигал бы цели, если бы носил на себе печать симпатии или доброжелательства [2, с. 3, 27].

Гендерная картина мира различна у разных народов, рас или этнических групп; и эту истину хорошо иллюстрируют анекдоты соответствующей направленности, которые отличительные черты национальностей нередко дают в сопоставлении.

На необитаемый остров попали двое мужчин и женщина. Через год их нашли.

Если это были французы: Мадлен вышла замуж за Пьера, Мишель стал ее любовником - все трое счастливы.

Русские: Мария вышла замуж за Петра, а любит Михаила - все трое несчастны.

Англичане между собой не разговаривают -их некому было представить друг другу.

Усиливающаяся динамика общественной жизни и происходящие (нередко весьма радикальные) перемены не могут не находить свою репрезентацию в анекдотах, фиксирующих смену (порой достаточно глубокую) прежних гендерных стереотипов поведения.

Война в Афганистане. По дороге идет женщина, а в 50 метрах сзади ее муж, нагруженный вещами. Аксакал, сидящий у дороги, кричит ему:

- Ты Коран не знаешь? Женщина с вещами должна идти сзади, за своим господином.

- Эх! Когда Коран писали, дороги не были минированы.

Чем масштабнее количество анекдотов, тем весомее их патриархатная направленность. Сказанное имеет непосредственное отношение не только к нашим отечественным анекдотам, но и к анекдотам многих других стран.

ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ

В анекдотических произведениях женщина и мужчина (чаще, разумеется, первая) выступают в роли сексуального объекта, весьма велик здесь объем сниженной лексики. К тому же женщина - явление во многом загадочное и сравнительно мало изученное.

На великосветской вечеринке один собеседник спросил другого, указывая на привлекательную даму: «Вы ее знаете?», на что тот ответил: «Весьма поверхностно. В течение 15 лет я был ее мужем».

И с этим «НЛО в юбке» (по терминологии С. Михайлова) мужчинам приходится не только общаться, но и строить отношения [4]. Никто не знает, что творится в их хорошенькой головке, порой она сама не может знать, каким будет ее следующий шаг. Все это объясняется пресловутой женской логикой. Любой мужчина знает, что женщина дура не потому, что дура, а потому, что женщина. Высшая математика доступна только для единичных представителей женского пола, да и те не могут превзойти мужчину. И уж, конечно, техника не создана для слабого женского ума. Если она приблизится к ней, обязательно произойдет поломка. Женщина за рулем - настоящая катастрофа! Как только она садится за руль, автомашины, деревья и столбы начинают двигаться, пешеходы сходят с ума и бросаются под колеса.

Правила созданы для того, чтобы их нарушать. Но для оправдания надо придумать причину, и у женщин она весьма серьезна.

Сотрудник ГИБДД останавливает машину, которая проехала на красный свет светофора. За рулем, как и следовало ожидать, - женщина.

- Вы нарушили правила дорожного движения, поскольку на светофоре горел красный свет.

- Но вы посмотрите на меня! Видите у меня красная помада, красная сумочка, красное платье, красные туфельки и красная машина. Ну, как во всем этом я могу ехать на зеленый?!

К заправочной станции подлетает учебная машина. За рулем женщина:

- Полный бак и поскорей!

- Одну минутку. Вы только выключите мотор.

- Да я его уже выключила. Это инструктор трясется.

Муж:

- Новая бритва, а не бреет!

Жена:

- Странно, она так хорошо резала линолеум!

Женщина всегда следит за своей внешностью. Если это не так, то, скорее всего, она в этот момент уже отправляется в свой последний путь. Вся ее жизнь - это непримиримая борьба с морщинами, лишним весом, целлюлитом. Одной из составляющих внешнего вида служит одежда и различные аксессуары. На их поиски тратится все свободное время и деньги. Тратить деньги женщина не устает никогда! Одно из ее излюбленных занятий - шопинг, во время которого покупается все: блузочки, туфельки, кастрюльки, зажимы для бумаг и галстуки для мужа. Необходимость предмета в обиходе не имеет значения. Главное, чтобы товар радовал глаз и стоил недорого или имел скидку, пусть даже в один процент.

- Начался дождь, а моя жена пошла гулять без зонта!

- Не беспокойтесь, она наверняка укроется в каком-то из магазинов.

- За это я и беспокоюсь...

- Вы уж извините, что деньги так намокли,

- говорит покупательница в магазине мехов. -Уж очень муж плакал, когда мне их давал.

Новый русский своей обольстительной жене:

- Дорогая, я, конечно, не имею ничего против, но, ради Бога, объясни мне, зачем ты сегодня купила новый «Мерседес», точно такой же, как и вчера?

- Понимаешь, милый, я опаздывала к Славе Зайцеву на примерку, мне надо было срочно позвонить, а ближайший телефон был в салоне формы «Мерседес», я позвонила, а потом, посуди сам, не могла же я уйти оттуда с пустыми руками!

Как показывает практика, женщина говорит быстрее, чем мужчина успевает ее

слушать. Язык без костей - явная физиологическая особенность женщин. Это они занимают телефоны, это они пересказывают по десять раз очередную сплетню. Женщины говорят днем и ночью, когда чистят зубы и занимаются сексом, причем в качестве их собеседников выступают не только окружающие люди, но и кактусы, пылесосы, стены.

- Я с самой свадьбы не разговаривал с женой.

- Поссорились?

- Нет, просто не хочу ее перебивать.

Женщина говорит мужу:

- Дорогой, я пойду на минуточку к соседке, а ты помешивай в кастрюле каждые полчаса.

Деньги играют важную роль в жизни женщины. Мужа она ищет обеспеченного. По словам мужчин, «любовь женщины как выпивка - кончается при отсутствии денег». Подчеркивается продажность женщин, которая, используя постель, получает желаемое, будь то престижная работа или норковая шуба. Неважна внешность и душевные качества избранника, если имеется толстый кошелек, хорошая квартира, машина или вилла за рубежом.

- Ты выходишь замуж по любви?

- Да, конечно. Я даже не знаю, сколько у него миллионов!

Мужчины ходят «налево», женщины ничем не хуже, тоже могут с легкостью найти это загадочное направление. Существуют целые сериалы анекдотов, когда муж или жена возвращаются из командировки.

Муж возвращается раньше обычного домой. У жены - любовник. Она выбегает навстречу мужу с мусорным ведром:

- Дорогой, пока не разделся, вынеси, пожалуйста, мусор.

Пока муж выносит мусор, любовник выбегает по лестнице на верхний этаж и благополучно уходит незамеченным. Идет и думает: «Надо же какая умница!».

Приходит к себе домой. Жена встречает его с мусорным ведром.

- Дорогой, пока не разделся, вынеси, пожалуйста, мусор.

Выносит мусор и думает: «Ну что за дура, -целый день дома, а мусор вынести не может».

Почему невеста в белом?

Стандартный цвет бытовой техники!

Этот анекдот раскрывает реальное положение многих женщин. Ведь если ты не жена богатого бизнесмена или успешного политика, то тебе приходится выполнять всю

работу по дому или, другими словами, быть домработницей. Возможно, кто-то назовет эту должность домохозяйкой, но суть от этого не изменится. Конечно, порой мужчина помогает помыть посуду, вынести мусор, но в большинстве случаев их помощь ограничивается поднятием ног во время использования женой пылесоса. Однако, прежде чем сформируется подобный распорядок дня, надо создать семью. Выйти замуж - мечта любой нормальной девушки.

- Когда твоя сестра хочет выйти замуж?

- Всегда!

Раз ставится такая задача, то все время тратится на поиск своего единственного и неповторимого, при этом нередко выдвигаются весьма жесткие требования.

За чашечкой кофе молодая дама излагает подругам свое мнение об идеальном супруге:

- Мужчина, за которого я выйду замуж, должен быть блистательным светилом в любой компании. Он должен быть музыкальным, рассказывать анекдоты, петь и по ночам оставаться дома!

Кто-то из мужчин за соседним столиком, услышав разговор, заметил:

- Девушка, то, что вам на самом деле нужно - это телевизор!

Идеальных людей не бывает, а мужей тем более! Но так хочется покрасоваться в свадебном платье, что требования к будущему супругу начинают снижаться. Ведь остается надежда перевоспитать своего избранника, «слепив» его из того, что есть под руками. При этом используются весьма оригинальные методы.

- Как ты приучила своего мужа раньше возвращаться домой?

- Очень просто. Приходит он в очередной раз за полночь. Я окликаю его из комнаты: «Вася, это ты?»

- А он?

- А он Коля!

В анекдотах женщина выступает как потребитель или пользователь. Она не создает ничего принципиально нового, а с успехом использует изобретения мужчин. Примечательно, что почти нет анекдотов о женских увлечениях. Мы не видим образа женщины в спорте или занимающейся чтением книги, вышивающей или вяжущей что-либо. Она занимается хозяйством, ходит по магазинам, общается с подругами и смотрит телесериалы. Однако все эти увлечения опять же связаны с домом: ходит по магазинам, чтобы

быть красивой и нравиться мужу; общается с подругами на тему воспитания детей и новых кулинарных рецептов.

Может ли женщина сделать мужчину миллионером?

- Может, если он миллиардер.

Чем заняты девушки в больших городах?

Решают, как надеть «мини»-юбку на «мак-си»-попу и натянуть высокие сапоги на кривые ноги.

Ситуация в семье осложняется наличием родственников жены и особенно, конечно же, тещи!

Теща:

- Я дала вам согласие на брак с моей дочерью при условии, что вы бросите пить, курить, ходить с дружками на футбольные матчи и будете дома помогать жене стирать, а также мыть посуду...

- Неужели вы хотите, чтобы ваша дочь вышла замуж за круглого идиота?

Если тесть с зятем могут найти общий язык и проявить мужскую солидарность, то с тещей дело обстоит много сложнее. Каждый сон считается кошмаром, если там фигурирует она. Этот зверь в человеческом облике только и ждет, как бы высказать зятю, кто же он есть на самом деле. Этот монстр повсюду сует свой любопытный нос, а в доме все старается построить по-своему. Это чудовище готово до бесконечности занудствовать и обсуждать мужские недостатки, причем, зачастую, со своими приятельницами, тоже входящими в закрытый для всех прочих людей «клуб тещ». Монстр, который непонятно как произвел на свет миловидное создание, ставшее заботливой женой, постоянно настраивает дочь против зятя [4, с. 244].

Почему петух поет всю жизнь? Потому что у него много жен и ни одной тещи.

Один человек приходит к прокурору и спрашивает:

- Какой срок вы мне дадите, если я убью свою тещу?

- Восемь лет. А если еще и мою, то три.

Итак, достаточно непростые и неоднозначные отношения, складывающиеся между новыми родственниками (чаще всего между зятем и тещей), занимают объемное место в анекдотическом творчестве. Здесь также чувствуется влияние патриархатных традиций.

ОБРАЗ МУЖЧИНЫ

Как известно, по одежке встречают, поэтому целесообразно начать именно с внешнего вида. Мало когда в анекдотах ему уделяется большое внимание. Считается, что для мужчины красота не столь уж и важна. Упоминание одежды, как правило, используется для того, чтобы подчеркнуть принадлежность к определенной национальной или социальной группе (узбек в тюбетейке, новый русский в малиновом пиджаке). Редко уточняется прическа, цвет волос, рост, обувь... Читателю самому предоставляется возможность создать образ героя. Кто-то при чтении анекдота может вспомнить своего соседа, друга или супруга, а кто-то представит некий собирательный образ. Это зависит от воображения конкретного читателя или слушателя.

Если рассматривать увлечения, то для неженатых главные из них можно определить тремя словами: выпивка, девушки, автомашины. Вся прелесть нашего времени заключается в свободе. Ты можешь делать все, что угодно: приходить домой под утро, нет ограничений на выпитые литры... но постепенно это утомляет, хочется домашнего тепла и уюта. После появления штампа в паспорте многим кажется, что они могут расслабиться и заводят себе четвероногого друга под названием диван. Вдвоем, однако, отдыхать не больно весело - нужен третий, появляется телевизор, который настроен на прием передач о машинах или спорте. Самой умной и захватывающей игрой считается футбол. Самый уместный в этот момент напиток - пиво. Если в молодости хочется самому погонять мяч, то позднее приятнее понаблюдать за спортивными победами других. Согласно статистике, большую часть любителей спорта составляют именно футбольные болельщики [4, с. 34].

Встречаются две подруги. Одна другой жалуется:

- У моего мужа от этого футбола совсем крыша поехала. Представляешь, когда он смотрит по телевизору футбольный матч с участием своего любимого «Спартака», то дает советы игрокам прямо из нашей гостиной. Когда же у команды возникают серьезные проблемы, то он умоляет меня не занимать телефон - вдруг ему позвонят для консультации.

Просмотр часто сопровождается гневными восклицаниями, размахиванием руками, а порой и ногами, периодически прерывается криками: «Ура! Го-о-о-л!!!» И все было бы хорошо, если бы жена иногда не напоминала о себе и не мешала мужу оттягиваться. Систематическое женское «пиление» и промывание мозгов навевает грусть и тоску. Возникает непреодолимая потребность куда-нибудь сходить и развеяться. При этом часть мужчин отправляется «налево». Некоторые (их с каждым годом становится все меньше) выруливают «направо», то есть занимаются повышением духовного уровня (ходят в театр или библиотеку) [4, с. 12-13].

Одной из основных форм отдыха является мальчишник. Он может быть как запланированный (перед армией, при вступлении в новую должность), так и спонтанный (неожиданная встреча старых друзей). Именно на таком мероприятии можно излить душу и поговорить о жизни и любимых увлечениях.

Мужчина - изначально охотник и хозяин. Его социальная роль подразумевает постоянную борьбу за лидерство. Вот почему так много баек и рассказов об охотниках и рыболовах.

- Что с тобой случилось, дорогой? Почему у тебя плечо в гипсе, - спрашивает жена мужа, возвратившегося с рыбалки.

- Я поймал огромную щуку!

- И вывихнул плечо, когда ее вытаскивал?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Нет, когда показывал ее размеры.

Встретились два приятеля. Один говорит другому:

- Представляешь, прошлой зимой был на охоте, гляжу, два зайца бегут, да так близко друг от друга, что боками толкаются. Я заряжаю двустволку, прицеливаюсь и жму сразу на два курка. Оба - наповал.

Второй с невозмутимым видом рассказывает:

- Это еще что! Вот я рыбачил. Час сижу, два - ничего. И вдруг клюет. Я подсекаю, выуживаю добычу, а на крючке. канделябр бронзовый с тремя горящими свечками.

Сказал и смотрит на реакцию друга. Тот намек понял и, смеясь, говорит:

- Слушай, а если я по одному зайцу промахнусь, ты свечи затушишь?

Так уж повелось, что техника - это тоже мужской интерес. Они любят разбирать на детали старые примусы и утюги, чинить радиоприемники. Женщины мечтают о новой

шубе, а мужчины о машине. Кто бы мог подумать, что изобретение колеса произведет фурор не только в мире науки и техники, но и совершит революцию в мужском сознании. Автомашина - это еще одно средство для самоутверждения, она позволяет почувствовать себя господином времени и расстояния. Вот почему она так любима и обожаема. Применительно к ней используются только ласкательные термины типа «куколка», «прелесть» или «ласточка».

В последние десятилетия становится все больше анекдотов, объект насмешки которых -традиционная патриархатная психология.

Выходит казак из дому, смотрит - сосед на крыльце сидит, саблю разглядывает, трубку покуривает да по сторонам смотрит. Жена у соседа детей собрала-накормила, лошадь запрягла, огород пропахала, за скотиной сходила, в доме убралась.

На следующий день выходит казак из дому, смотрит - сосед опять на крыльце сидит, саблю разглядывает, трубку покуривает да по сторонам смотрит. Жена у соседа огород засеяла, детей накормила, лошадь запрягла, огород пропахала, за скотиной сходила.

На третий день выходит казак из дому, смотрит - сосед опять на крыльце сидит, саблю разглядывает, трубку покуривает да по сторонам смотрит, а жена у соседа вовсю хлопочет, домашние дела делает.

Спрашивает казак у соседа:

- Как так, сосед? Ты чего на крыльце сидишь и отдыхаешь, а жена твоя изработалась вся?

А сосед отвечает:

- Дак вдруг завтра война, а я уставший?

Муж, увидев, что жена вернулась с большой наполненной сумкой, говорит:

- Пора кончать с этим, дорогая. Женщина в твоем возрасте не должна носить такие тяжести.

- А что ты посоветуешь?

- Лучше сходить дважды.

- Милый! Ты думаешь, нам удастся поселиться в этой гостинице так, чтобы никто не заподозрил, что мы не супруги?

- Запросто, дорогая! Ты иди вслед за мной и неси оба чемодана.

Муж, пребывая в романтическом настроении, обращается к жене:

- Ах, дорогая, как бы мне хотелось очутиться в таком месте, где я никогда не был! А

еще хорошо бы заняться чем-то новым, чего я никогда не делал!..

Жена:

- Дорогой, кажется, я могу тебе помочь: отправляйся на кухню и помой посуду!

Итак, гендерный анализ современных анекдотов наглядно свидетельствует о сохранении, а порой и своеобразном ренессансе патриархатных настроений (стереотипов). Вместе с тем нельзя не заметить усиление антипатриархатной и феминистской направленности анекдотов нового поколения.

«КИБЕРАНЕКДОТЫ» И ИХ ГЕРОИ

Компьютеризация всех сфер общественной деятельности и повседневной жизни человека - весьма впечатляющий феномен последних десятилетий. Специалисты различных областей знания все пристальней изучают процессы, происходящие в компьютерной среде и, в частности, виртуализацию нашего общества. Ныне есть все основания говорить о специфической культуре (субкультуре) компьютерщиков и интернетчиков. Виртуальный мир, в котором пребывают человеческие особи, увлеченные компьютерами, часто называют киберпространством, а их культуру - киберкультурой. Все большей популярностью пользуется Интернет, количество пользователей которого постоянно увеличивается. Интернет постепенно перестает быть прерогативой профессионалов, компьютерщиков и программистов, равно как и лиц лишь мужского пола.

Не мог анекдот обойти стороной и эту сферу. Наряду с бытовыми или политическими, все более заметным явлением становятся компьютерные анекдоты, которые отличаются по своим параметрам от предшественников. У них своя специфика, свои идеалы, своя точка зрения на человека, свои, не имеющие аналогичных предшественников, герои. Назовем жанр короткого юмора в этой сфере «киберанекдотами», ведь люди, увлеченные пребыванием в виртуальном мире, созданном на основе последних технологий, отличаются от своих сородичей ценностями, традициями, образом жизни и даже внешним видом. Для киберанекдотов характерно применение своеобразного жаргона, активное использование которого в сочетании с ненормативной лексикой - их примечательная

черта на фоне общего высокого образовательного уровня компьютерщиков.

Как известно, язык - универсальное средство идентификации своих и чужих и к тому же не зависим от пола. Однако чем выше мы поднимаемся по шкале уровня специализации, тем меньше женщин остается наверху иерархической лестницы. Самые продвинутые - это, конечно же, профи или хакеры (именно они разбираются во всех составных частях компьютера и знают все тонкости виртуального мира), а самые непосвященные, не продвинутые и незаинтересованные - это «чайники». К данной категории принадлежат, в частности, люди, только начинающие работать с компьютерами; они совершенно ничего не понимают в их устройстве, нажимая на хорошо знакомые клавиши. При появлении же чего-то нового, неожиданного и непонятного на экране испытывают дикий ужас. В качестве примера приводятся два реальных случая (они вывешены на одном из сайтов в качестве анекдотов).

В отдел технического обслуживания позвонила женщина, которая сказала, что не может запустить свой компьютер. «Я все нажимаю на ножную педаль, а ничего не выходит».

- На ножную педаль?

- Да, - ответила она, - такая маленькая белая ножная педаль.

Этой педалью оказалась мышка.

Звонок.

- Можно ли сдать обратно ваш товар, если он нам не подходит?

- А в чем проблема?

- Мы тут у вас монитор приобрели, а он ничего не печатает!

Итак, с одной стороны, мы видим, что не столько важен пол, сколько профессионализм пользователя. В Интернете человек выступает в качестве так называемой «виртуальной личности», которая наделяется именем - псевдонимом. Главное в текстовой коммуникации - возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. В виртуальной среде вы можете быть, кем хотите, и выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, словом, у вас нет ограничений, характерных для привычного мира, в котором мы живем. Но, с другой стороны, преобладание терминов мужского рода (юзер, хакер, ламер) указывает на доминирующее положение мужчин в виртуальном мире.

В компьютерной среде высмеивание физических недостатков, глупости и невежественности заменилось осуждением некомпетентности в данной области. Также высмеивается чрезмерная увлеченность компьютерами. Из анекдотов можно выявить образ компьютерщика. Здесь внешний вид из не столь важной черты в обычных анекдотах превратился в отличительную черту компьютерщика. Всех интересует вопрос, откуда программисты берут время для того, чтобы проводить его за компьютером. Очевидно, оно берется за счет того времени, в течение которого они должны: мыться, стричься, спать, кушать, разможаться. Именно поэтому большинство программистов, если верить киберанекдотам, - вонючие, лохматые, заспанные и голодные девственники.

В зоопарке ребенок, возбужденно тыча пальцем в клетку с приматами (обезьянами), кричит:

- Мама! Мама! Смотри - программисты!

- Почему ты так решил?

- Они как папа! - не мытые, лохматые и мозоль на попе!!

Дочка спрашивает у мамы:

- Мам, а кто этот волосатый дядя с красными глазками?

- Это твой папа, доченька.

- А он что, заболел?

- Да нет, он к Интернету подключился.

Бодрствует компьютерщик, как правило,

по ночам, когда скорость соединения в Интернете становится выше. Компьютерщики, зачастую, не знают пол своего друга или собеседника, ибо у них нейтральные ники, а задать вопрос на эту тему многим не приходит в голову, да и времени нет на знакомства. Если все же удается это сделать, то помехой может стать своеобразное мышление компьютерщика.

Познакомился компьютерщик с девушкой, которая оставила свой номер телефона и уехала. Он внимательно рассматривает надпись:

- Вроде не номер аськи, на эмеил тоже не похоже ... Так и закончилась любовь программиста.

Поэтому всю инициативу приходится брать в свои руки женщинам: вывешивать объявления на сайтах знакомств в Интернете, общаться в чатах, ходить по компьютерным магазинам и клубам.

Образ женщин-пользователей достаточно расплывчат, что во многом объясняется их сравнительной малочисленностью. Одна-

ко постепенно положение меняется. Разрушается убеждение в том, что женщина далека от техники и компьютера. Многие из представительниц прекрасного пола становятся активными разработчиками сетевых ресурсов, они все чаще посещают сайты программного обеспечения, порталы, посвященные спорту или машинам.

Примечательно, что проведенные учеными исследования гендерных стереотипов в ресурсах сети Интернет (на базе рекламы) также выявили противоречивые образы, которые в ней функционируют. Так, с одной стороны, результаты исследовательской работы позволили сделать вывод о патриархат-ной концепции уклада жизни общества как основной, на которую опираются в сети российские рекламные информационные ресурсы, четко закрепляя за женщиной приватную, за мужчиной - публичную сферы. Ими воспроизводятся стереотипы маскулинности и феминности, наделяющие мужчин качествами суверенной, а женщин - зависимой личности. С другой стороны, выявлена новая тенденция в отечественных рекламных ресурсах сети Интернет, отражающая эгалитарные взгляды на роль женщины в обществе. Согласно данным социологических исследований, 12 процентов рекламных сайтов используют образ деловой, независимой от мнения окружающих «современной женщины», живущей в ногу с эпохой прогресса и достижений, выступающей такой же независимой, активной, как и мужчина [5].

Черты мужчин и женщин-пользователей имеют некоторое сходство (владение компьютерным жаргоном, алгоритмизация всех жизненных процессов).

Программист ставит себе на тумбочку перед сном два стакана.

Один с водой - на случай, если захочет ночью пить.

А второй пустой - на случай, если не захочет.

Есть и отличия. Считается, что женский уровень пользования компьютером не столь высок. Мужчины относятся к пользователям женского пола снисходительно или с покровительственной улыбкой.

Как определить, что женщина работала за компьютером? По внешнему виду: нигде нет ни одной пылинки, в дисковод запихана монетка, перед мышкой лежит кусок сыра, на джостик надет презерватив.

Видя, что порой увлечение компьютерами более похоже на болезнь, чем на безобидное хобби, анекдот пытается высмеять и это обстоятельство.

- Скажите, нет ли у вас случайно духов с запахом компьютера?

- ?!

- Хочу, знаете ли, хоть как-то привлечь внимание мужа...

Итак, компьютеризация порождает новые образы мужчин и женщин, оттесняя, а то и заменяя прежние стереотипы. Мужчины -основатели и пионеры виртуального пространства. Образ женщины, увлеченной компьютером, находится в процессе становления и претерпевает постоянные изменения. Для многих выход в Сеть - уход от реальности в виртуальный мир. В него перенесены многие черты обыденной реальности, в частности взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Некоторые ищут в чатах друзей, другие свою любовь, партнеров по виртуальному сексу и тому подобное. Интернет сглаживает гендерные различия. В традиционных анекдотах присутствует разделение функций

гендерного плана. Женщина занимается домашним хозяйством, мужчина - добытчик и защитник. В компьютерных анекдотах ярко выраженные признаки социальной роли отсутствуют. Человек выступает как личность со своими взглядами и интересами, а не носителем типичных черт маскулинности или феминности. Здесь явно присутствует тенденция к андрогинии.

1. Барский Л.А. // Это просто смешно или Зеркало кривого королевства. Анекдоты. М., 1994. С. 6-11.

2. Потемкина О.Ф. Юморотерапия. М., 2002. С. 4, 6, 26.

3. Кустова О. Л. // Практикум по гендерной психологии. СПб., 2003. С. 435.

4. Михайлов С. Приколы и анекдоты для нетрезвой компании. М., 2002. С. 204.

5. Шилова Т.А. // Женщина в российском обществе. 2004. № 1-2. С. 39.

Поступила в редакцию 2Q.12.2QQ5 г.

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ ОТСТАВНЫХ И ОТПУСКНЫХ СОЛДАТ РУССКОЙ АРМИИ В ХУ111-Х1Х вв.1

Ю.В. Щербинина

Tshcherbinina Y.V. The family life of the retired soldiers and soldiers on leave of the Russian Army at the XVIII-XIX centuries. The article is dedicated to the investigation of the family life of the retired soldiers and soldiers on leave of the Russian Emperor Army at the XVIII-XIX centuries. The author used the documents of the central and regional archives, law acts, memories, publications of the Russian and foreign historians. Special attention is paid to the status of the military estate and the marital behaviour of its representatives. The author revealed the tendencies of the social adaptation of the retired soldiers and soldiers on leave, and also the prospects for the investigation of this scientific problem.

Изучение повседневной жизни различных социальных слоев и групп населения Российской империи представляет сегодня актуальную научную проблему. Исследование повседневно-бытовой культуры российского социума невозможно без проведения реконструкции образа жизни, ментального склада и социально-демографического поведения россиян и россиянок в конкретно-

1 Стать подготовлена при финансовой поддержке фонда Gerda-Henkel-Stiftung.

исторических условиях сквозь призму истории частной жизни и истории семьи. Данный подход позволяет выявить особенности и традиции развития российской государственности, национальной идентичности, опыт прошлых поколений, в том числе и этническую самореализацию российского общества.

Заметим, что если социальная история российского крестьянства, мещанства, купечества и духовенства охотно изучается российскими и зарубежными историками, то

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.