Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022.
№ 67. С. 190-201.
Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2022. 67. pp. 190-201.
Научная статья УДК 32.019.5
doi: 10.17223/1998863Х/67/17
ОБРАЗЫ МОЛОДЕЖНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ В СОЗНАНИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Антонина Владимировна Селезнева1, Арина Леонидовна Божедомова2, Екатерина Валерьевна Луканина3
1 2' 3 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,
Москва, Россия,
Аннотация. Представлены результаты политико-психологического исследования восприятия российской молодежью шести молодежных политических лидеров - выходцев из сферы молодежной политики: А.П. Метелева, О.Н. Занко (Амельченковой), М.В. Воропаевой, Ю.В. Оглоблиной, В.М. Власова, Д.А. Давыдова. Подчеркивается, что образы этих политических деятелей слабо сформированы и неконгруэнтны. Молодежь мало знает о них и не считает их представителями своих интересов. Ключевые слова: политическое лидерство, молодежный политический лидер, образ политика, политическое восприятие, молодежь, молодежная политика
Для цитирования: Селезнева А.В., Божедомова А.Л., Луканина Е.В. Образы молодежных политических лидеров в сознании российской молодежи // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 67. С. 190-201. doi: 10.17223/1998863Х/67/17
Original article
IMAGES OF YOUTH POLITICAL LEADERS IN THE CONSCIOUSNESS OF RUSSIAN YOUTH
Antonina V. Selezneva1, Arina L. Bozhedomova2, Ekaterina V. Lukanina3
12 3Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation
Abstract. In the article we present the analysis of the perception of six youth political leaders: A.P. Metelev, O.N. Zanko (Amelchenkova), M.V. Voropaeva, Yu.V. Ogloblina, V.M. Vlasov, D.A. Davydov, who come from youth politics and who continue their careers in public administration and public policy, through the methods of political psychology. The objectives of the study are to identify the personal and professional potential of contemporary young politicians, the general mood of young people towards this cohort, and to provide a comprehensive study of the youth political leadership phenomenon in the contemporary Russian context. The conceptual research model is based on the understanding of the image of a politician as a complex mental construct, reflecting the real characteristics
© А.В. Селезнева, А.Л. Божедомова, Е.В. Луканина, 2022
of politicians and expectations towards them. Due to the unexplored nature of the phenomenon, the study presents an analysis of a set of parameters: leaders' origin, the potential electorate's attitude to them, and their professional path. The empirical research basis is represented by focused interviews with young people aged 18 to 35 (n = 356) with projective techniques. Based on the empirical data analysis, we revealed some peculiarities of the perception of youth political leaders: the parameters of attractiveness, strength and activity at the rational and unconscious levels of perception are expressed heterogeneously and often do not correlate with each other. The motivational profiles of the politicians are dominated by such motives as "power for ambition" and "power for action", which seems quite justified for professional politicians. Images of the politicians are characterized by ambivalence or uncertainty, even though the study was conducted during the peak of image activity - on the eve of the election to the State Duma and after it. The absence of a direct positive correlation between the respondents' young age and their perception of youth leaders deserves particular attention as well. This is indicated by the respondents' ignorance about their activities and views on the rational level, and by their perception that young politicians are "immature for adult politics" on the unconscious level. Nevertheless, some leaders have indicators of attractiveness, strength and activity, which are favorable for a politician image at the unconscious level of perception. The results of the study suggest that youth leaders have potential in the form of electoral attractiveness. At the same time, perception incongruence on different levels gives reason to speak about the need to work on the formation of youth political leaders' images and their positioning in the public policy space.
Keywords: political leadership; youth political leader; image of politician; political perception; youth; youth politics
For citation: Selezneva, A.V., Bozhedomova, A.L. & Lukanina, E.V. (2022) Images of youth political leaders in the consciousness of russian youth. Vestnik Tomskogo gosudar-stvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 67. pp. 190-201. (In Russian). doi: 10.17223/1998863Х/67/17
Актуальность исследования особенностей восприятия молодежных политических лидеров российской молодежью обусловлена необходимостью изучения и научного осмысления современных тенденций развития сферы молодежной политики в нашей стране. Одной из них, в частности, является превращение ее институциональной структуры и проектных ресурсов в каналы рекрутирования молодых людей в сферу «взрослой» публичной политики и государственного управления. Ярким примером тому является целый пул молодых депутатов Государственной Думы последнего созыва, которые имеют опыт многолетней работы в «молодежке» и прошли через лидерские конкурсы президентской платформы «Россия - страна возможностей».
Кроме того, исследователи отмечают в качестве проблемной зоны современной молодежной политики ее обезличенный и бессубъектный характер [1], поэтому появление новых молодых лиц, представляющих эту сферу, может отчасти способствовать решению данной проблемы. Все это делает актуальной задачу изучения восприятия молодежью тех или иных своих представителей как политических лидеров, за которыми она готова идти и которых готова поддерживать (в том числе и в рамках избирательных кампаний).
Теоретико-методологические основания и характеристика исследования
Изучение образов молодежных политических лидеров в сознании российской молодежи опирается, прежде всего, на положения теории политического восприятия и исследования российских политических психологов [2-4]. Это,
во-первых, понимание образа политика как его отражения в сознании людей в совокупности его реальных характеристик и существующих в его отношении ожиданий, обозначение его сложной внутренней структуры, обусловленной двухуровневым характером процесса политического восприятия [5]. Во-вторых, это использование специального инструментария - фокусированного интервью с применением проективных техник (ассоциации с животными, цветами и запахами) [6]. Поэтому наша исследовательская стратегия предполагает анализ основных компонентов образа политика (узнаваемость, одобрение политических взглядов и поддержка деятельности, политическая мотивация), а также параметров его восприятия (привлекательность, сила, активность) на рациональном и неосознаваемом уровнях.
Объектом восприятия в нашем исследовании являются молодежные политические лидеры, поэтому второй пласт теоретических оснований составляют разработки в данной области, которых, надо признать, крайне мало. Само понятие «молодежный политический лидер» является относительно новым для политической науки, поэтому результаты его концептуального осмысления и эмпирического изучения представлены в очень ограниченном круге научных работ [7-11]. Рассматривая молодежных политических лидеров как новый, только формирующийся тип политических лидеров, мы акцентируем внимание на таких параметрах их категоризации, как происхождение («выходцы» из сферы молодежной политики), восприятие (отношение молодежи к ним как к своим представителям) и продвижение (построение политической карьеры в сфере публичной политики или системе государственного управления). Такой подход позволяет комплексно рассматривать данный феномен с учетом сложно очерчиваемых границ сферы молодежной политики и быстро меняющихся тенденций политического развития.
Выбранный нами подход позволил определить конкретные персоны для изучения их образов в сознании молодежи, адаптировать имеющийся в арсенале политических психологов инструментарий для решения поставленных задач и провести эмпирическое исследование. В качестве объекта изучения были выбраны шесть молодых людей, которых по определенным параметрам можно назвать молодежными политическими лидерами: Ю.В. Оглоблина, А.П. Метелев, О.Н. Амельченкова (Занко), В.М. Власов, М.В. Воропаева, Д.А. Давыдов. Все они прошли большой путь социализации в сфере молодежной политики, а в 2021 г. участвовали в выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (ФС РФ), причем первые четверо стали депутатами. Эмпирическую базу исследования составили фокусированные интервью, проведенные с молодыми респондентами в возрасте от 18 до 35 лет в период с августа по ноябрь 2021 г. Всего было собрано 356 интервью (по каждому политику - не менее 55 интервью). Респонденты представляли регионы из всех федеральные округов РФ, выборка была сбалансирована по полу и возрасту.
Результаты исследования и интерпретация
Артем Метелев
Артем Павлович Метелев с юности активно был вовлечен в деятельность молодежных организаций, в том числе «Молодой Гвардии Единой России». Работал в ФГБУ «Роспатриотцентр», был членом Общественной палаты РФ.
В данный момент является Председателем комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ по молодежной политике, а также занимает пост Председателя Совета Ассоциации волонтерских центров. Является членом партии «Единая Россия».
Узнаваемость молодого политика (даже в период избирательной кампании) невелика - всего 14% респондентов точно определили его по фотографии. У этой категории молодых людей его деятельность вызывает одобрение, в особенности его активность в сфере волонтерства.
Параметр «привлекательность» в образе А. Метелева выражен наиболее явно. Респонденты особенно отмечают привлекательность его телесных характеристик. Большинству респондентов нравится его молодость. Они воспринимают его как открытого и позитивного человека, чаще всего отмечая улыбку и «свежий взгляд». Положительно оцениваются также его психологические качества. Молодые люди видят его целеустремленным и серьезным человеком, которому можно доверять.
На рациональном уровне А. Метелева воспринимают как сильного и активного молодого политика. Так, 40% опрошенных отмечают, что А. Метелев представляет интересы молодежи и сам является выходцем из молодежной политики. Респонденты считают, что он будет развивать молодежную сферу и расширять ее в разных направлениях. При этом лишь 14% молодых людей в момент опроса были готовы отдать свой голос за него на выборах в Государственную Думу.
В мотивационном профиле образа А. Метелева просматриваются две доминанты. С одной стороны, превалирующим является мотив «власть для реализации собственной цели» в двойственной трактовке. Прежде всего, данный мотив понимается как реализация личных амбиций А. Метелева: ««Не знаю... Возможно, ему в детстве не давали проявлять себя. И он нашел инструмент для реализации себя как личности». С другой стороны, часть респондентов, обозначая данный мотив, подразумевает, что А. Метелев имеет особую миссию для решения социально-политических проблем: «Может быть, ему нужна не власть, а он хочет мир лучше сделать»; «По нему не видно, что он стремится к власти, а скорее он как раз-таки хочет что-то делать, быть полезным».
Во-вторых, в мотивационном профиле просматривается мотив «власть для построения карьеры»: «Проявить как-то себя, построить карьеру»; «Просто чтобы построить карьеру - стать одним из лучших». В контексте деятельности А. Метелева данный мотив оценивается положительно, что отражает ценностные установки молодого поколения в целом на достижение успеха и продвижение по карьерной лестнице.
На неосознаваемом уровне восприятия А. Метелев ассоциируется с привлекательными, но средними по масштабу, слабыми и неагрессивными животными. В палитре ассоциируемых животных преобладают метафорические роли «слуги» (25,5%) с акцентом на несамостоятельность и зависимость от «хозяина» и «хранителя норы» (21,8%) с приписанными ему респондентами эгоистическими и корыстными мотивами. Молодой политик ассоциируется с приятными и нейтральными запахами, преимущественно деревенскими («древесный», «запах лаванды», «утренняя свежесть», «с ароматом елки»). Противоречивый характер образа политика подчеркивает также его ассоциа-
ции с цветом - одновременно ярким и тусклым с преобладанием холодных оттенков цветовой палитры (52,7%).
Таким образом, можно отметить расхождения в восприятии А. Метелева на рациональном и неосознаваемом уровнях. Единственные два параметра, которые определенно присутствуют в его образе и характеризуют его привлекательность как политика, это «молодой возраст» и «приятная внешность». Параметры «сила» и «активность» в образе выражены слабо, что свидетельствует о низком потенциале его политического лидерства.
Ольга Занко
Ольга Николаевна Занко (Амельченкова) начала свою деятельность в сфере молодежной политики с 2012 г. Сейчас она является депутатом Государственной Думы VIII созыва, исполнительным директором и председателем центрального штаба Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы».
Она - самый узнаваемый молодежный лидер из всех изученных нами (хотя и ее показатель узнаваемости в целом крайне низкий - всего 16,7%). Она воспринимается как привлекательный политик. Респонденты чаще всего обращали внимание на ее взгляд: «Властный взгляд. Она знает, что должна делать. Она не боится внешних угроз»; «Серьезный взгляд, целеустремленный»; «Какой целеустремленный взгляд». Молодым людям импонируют ее профессиональные качества: она представляется им хорошим работником, который точно доводит все дела до конца. На рациональном уровне О. Занко воспринимается как активный политик.
В мотивационном профиле образа О. Занко ярко выражен мотив «власть ради дела» (21,7%). На втором месте - мотив «власть ради амбиций» (18,3%). Интересно отметить, что ей молодые люди меньше, чем другим, приписывают мотив «власть ради денег». На рациональном уровне восприятия она кажется людям бескорыстным и честным политиком, обладает и высокой электоральной привлекательностью среди респондентов. Пятая часть опрошенных готовы были отдать за нее свой голос на выборах, отмечая, что О. Занко представляет интересы молодежи (но не самих молодых респондентов - 26,7%).
На неосознаваемом уровне восприятия О. Занко ассоциируется у молодых людей со светлыми цветами неопределенной интенсивности (разница в показателях яркости и тусклости цвета, степени их теплоты и холодности невелика). В ассоциациях с запахами преобладают приятные и феминные ароматы, что указывает на мягкость и привлекательность образа политика. Она ассоциируется с привлекательными животными среднего размера, но слабыми и неагрессивными. Таким образом, прослеживается расхождение между восприятием О. Занко на рациональном уровне как сильного и уверенного политика и низкими параметрами силы и активности в ассоциациях на неосознаваемом уровне.
Мария Воропаева
Мария Александровна Воропаева начала свою деятельность в молодежной политике с избрания ее председателем Общественной молодежной палаты при Законодательном Собрании Еврейской автономной области в 2012 г.
Затем она возглавила Молодежный парламент при Государственной Думе. В 2020 г. стала победителем конкурса «Лидеры России. Политика». Участвовала в выборах в Государственную Думу ФС РФ в 2021 г., но мандата не получила.
В сознании молодежи уровень визуальной узнаваемости М. Воропаевой по фотографии низкий - всего 10,2%. Показатели одобрения ее политических взглядов и деятельности также низкие, поскольку молодые люди попросту ничего не знают о ней.
По параметру привлекательности на рациональном уровне М. Воропаева имеет самую высокую оценку физических характеристик и внешности среди всех рассматриваемых нами политиков (59,3%): «По фото - привлекательная и опрятная девушка, официально и опрятно одета»; «Умный взгляд, приятная улыбка»; «Опрятный внешний вид, улыбка на лице». Параметры силы и активности также ярко выражены.
Непривлекательными молодым людям видятся ее психологические характеристики. Она кажется им замкнутой, сдержанной, но в то же время резкой: «... не нравится манера ее общения с окружающими - иногда слишком резко»; «Она как-то замкнута в себе... Это скованность как неуверенность».
27,1% респондентов считают, что М. Воропаева представляет интересы молодежи, но не ассоциируется как представитель их - респондентов - интересов. Она кажется им чужой. И большинство из них не готовы были отдать за нее свой голос на выборах.
В мотивационном профиле у Воропаевой четко прослеживаются мотивы «власть ради амбиций» (15,3%) и «власть ради дела» (10,2%): «Для реализации в жизнь своих личных амбиций через полезную и необходимую общественную деятельность»; «Думаю здоровые амбиции и стремление к самореализации»; «Реализация личных политических амбиций».
На неосознаваемом уровне М. Воропаева чаще всего ассоциируется с агрессивными животными среднего размера, играющими роль «охотника» (32,3%). Ее образ раскрашен тусклыми (59,3%) и темными (42,4%) цветами с преобладанием холодных оттенков. Также она ассоциируется с естественными (52,5%) и деревенскими (49,2%) запахами. Это является свидетельством выраженности параметров силы и активности в ее образе при низком уровне привлекательности.
Таким образом, можно заключить, что М. Воропаева воспринимается, прежде всего, как сильный и активный молодой политик с высоким лидерским потенциалом.
Юлия Оглоблина
Юлия Васильевна Оглоблина активно занимается молодежной политикой. Известна как член центрального штаба Общероссийского Народного Фронта и исполнительный директор Российского союза сельской молодежи. В 2020 г. стала победителем конкурса «Лидеры России. Политика». Она вошла в рабочую группу по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации, где выдвинула предложение по закреплению молодежной политики как предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которое было поддержано Президентом.
В 2021 г. была избрана депутатом Государственной Думы по 23-му избирательному округу Республики Мордовия от партии «Единая Россия».
В период предвыборной кампании Ю. Оглоблину узнали по фотографии 11% респондентов, причем половина из них не были уверены в правильности своих предположений (ответы преимущественно носили характер «что-то слышал»). Деятельность политика вызывает одобрение у узнавших ее, что связано с симпатиями респондентов к проектам, фокусирующимся на развитии села, которыми занимается Ю. Оглоблина. Образ кандидата привлекателен за счет телесных характеристик. Особенно респонденты отмечают приятное лицо. Противоречивы психологические характеристики: 20% респондентов воспринимают улыбку как фальшивую, а на 21% сторонников она производит позитивное впечатление сдержанного и серьезного человека. Отметили, что она видится им профессионалом, 10% молодых людей.
Ю. Оглоблину воспринимают как сильного и активного человека, которому можно доверить решение проблем. Пятая часть респондентов не готовы были голосовать за нее, сославшись на то, что они не знакомы с ее программой, столько же затруднились ответить. Это указывает на слабую предвыборную агитацию. В то же время политик обладает электоральной привлекательностью: 19% отметило, что проголосовали бы за нее, при том, что из них 8% ничего не знали о ней и ее деятельности. Респонденты приписывают кандидату такие мотивы участия в политической деятельности, как «власть ради дела» (25%) и «власть ради амбиций» (15%).
Ассоциации с животными, определяющие неосознаваемый уровень восприятия, показывают, что она производит впечатление человека смелого, имеющего интенцию к борьбе за власть и свои идеи (мифологический образ охотника - 28,3%), и одновременно несамостоятельного, исполняющего приказы свыше (мифологическая роль слуги - 21,7%). Преобладание темных (41,7%) и тусклых (56,7%) цветов показывает, что на неосознаваемом уровне респонденты воспринимают кандидата как потенциально влиятельного. В ассоциациях с запахом преобладают нежные (43%%) и естественные (68%) ароматы, что указывает на мягкость образа. А социальные запахи, коих хотя и немного (14%), но они ассоциируются с чем-то близким к «премиальному», снова указывают на потенциал силы и влияния, что благоприятно для политика. Анализ данных неосознаваемого уровня восприятия показывает, что большинству респондентов Ю. Оглоблина приятна (70% в ассоциациях с животным и 68% - с запахом).
Подытоживая исследование образа Ю.В. Оглоблиной, стоит отметить два главных плюса - целостность образа и внешнюю (телесную) «нейтральную» привлекательность, что хорошо для женщины-политика. Кроме того, она имеет потенциал к лидерству и власти: на рациональном уровне она воспринимается как политик, двигающийся в одном направлении (политика в поддержку сельской местности и молодежная политика), а на неосознаваемом уровне выражена склонность к лидерству и влиянию.
Василий Власов
Василий Максимович Власов - представитель партии ЛДПР, первый заместитель Руководителя фракции ЛДПР в нижней палате парламента. В 2016 г. получил место в Государственной Думе VII созыва, став самым молодым де-
путатом. Уже с первых лет на посту активно выдвигал законодательные инициативы с целью наделить молодых людей новыми правами в политическом поле (снижение возраста избирателя до 16 лет, разрешение на вступление в политические партии с 16 лет и т.д.).
В. Власов из всех объектов исследования имеет один из самых высоких показателей по параметру «узнаваемость» - 15,6%. Во многом это обусловлено его личными связями и выдвижением законопроектов в поддержку бло-геров, которые придали его персоне популярности в медиапространстве. В то же время среди всех исследуемых лидеров В.М. Власов получил наименьший процент одобрения своей деятельности. Это связано с тем, что респонденты, не одобряя деятельность привлекаемых им медиаперсон, судили лидера именно по их деятельности, поскольку непосредственно с инициативами и работой В. Власова ознакомлены не были.
На рациональном уровне восприятия В. Власов больше остальных политиков непривлекателен для респондентов по физическим характеристикам («потерянный взгляд», «слишком формальный вид», «галстук несовременный»), в то же время привлекательными считаются его психологические качества (25%) - «такой костюм говорит о целеустремленности», «уверенная поза, но спокойный характер». Так, 15,6% респондентов отмечают, что В. Власов выглядит как политический деятель, и приписывают ему соответствующие профессионально-деловые качества: умение держаться на публике, нацеленность на результат, умение решать проблемы.
Молодому политику приписывают алчные мотивы - «власть ради денег» (23,4%). Немалая часть респондентов - 17,2% - считают, что лидеру власть нужна ради дела, а именно помогать людям и представлять интересы различных групп. Так, В. Власов видится респондентам человеком, в первую очередь, представляющим интересы политической партии (25%), причем многие из опрошенных, которые не знали депутата, высказали верное предположение о том, что он является членом партии ЛДПР. Также 17,2% респондентов отметили, что он создает впечатление человека, которой бы мог представлять интересы предпринимателей, поскольку сам похож на молодого бизнесмена.
На неосознаваемом уровне В. Власов воспринимается респондентами преимущественно как «чужак» (26,6%), а также человек с корыстными мотивами (21,9%), что соотносится с представлениями о нем на рациональном уровне восприятия. Молодой депутат ассоциируется преимущественно с неагрессивными, слабыми, средними по размеру, но привлекательными животными, что указывает на то, что респонденты не воспринимают В. Власова как крупную политическую фигуру. Согласно ассоциациям с запахом, он воспринимается респондентами преимущественно сильным, но несколько отстраненным от народа политиком, но что указывает преобладание техногенных (50%) и городских (35,9%) запахов. Положительным для политика является его ассоциация с основными (53,1%) и холодными (60,9%) оттенками цветового спектра, что придает молодому лидеру некой солидности и электоральной привлекательности.
Таким образом, можно сказать, что привлечение медийных личностей в пространство профессиональной деятельности политика положительно сказалось на его узнаваемости, но придало негативных оттенков качественному восприятию депутата молодым электоратом. Образ В. Власова нечеткий и не
очень привлекательный, на рациональном и неосознаваемом уровнях он воспринимается как отдаленный от народа политик.
Денис Давыдов
Давыдов Денис Александрович долгое время был председателем Координационного совета «Молодая Гвардия Единой России». В 2021 г. принимал участие в избирательной кампании в Государственную Думу в Ставропольском крае, но не прошел. В настоящее время является заместителем председателя Правительства Ставропольского по вопросам молодежной политики. Член Президиума Генерального совета Партии «Единая Россия».
Узнаваемость Д. Давыдова среди молодежи очень невысока - 12,1%. Вместе с тем его образ можно назвать, наверное, самым цельным среди всех исследуемых нами молодых политиков.
На рациональном уровне восприятия Д. Давыдов кажется респондентам привлекательным в основном за счет психологических характеристик (31%): «видно, что человек заслуживает доверия»; «энергетика хорошая»; «на вид человек мягкий добрый с положительными намерениями». Отмечались и физические характеристики (27,6%), в особенности привлекательная внешность и молодость. Образ этого молодежного лидера отличается таким высоким интегральным показателем, как «все нравится» (36,2%). Политическая мотивация слабо выражена: ему приписывают либо альтруистические («он хочет, чтобы всем людям было хорошо»; «он хочет, чтобы страна шла по направлению развития»), либо эгоистические с положительной коннотацией («хочет чего-то достичь»; «хочет самореализации»; «хочет построить карьеру») мотивы.
Несмотря на то, что превалирующим ответом на вопрос «отдали бы Вы свой голос за него?» был ответ «нет» (37,2%) с пометкой «потому что я его не знаю», 17,2% опрошенных (при узнаваемости в 12,1%) отдали бы свой голос за Д. Давыдова. Это свидетельствует о том, что он производит нужное впечатление на потенциальный электорат (молодежь). Четверть респондентов (25,9%) считают, что он представляет интересы молодежи, и в том числе интересы самих респондентов: «представляет интересы молодежи, вероятнее, хотя я думаю, в будущем это будет не только молодежь, но и люди старшего поколения; мои, получается, представляет тоже».
На неосознаваемом уровне среди всех исследуемых нами молодых лидеров Д. Давыдов имеет самый конкретный и, на наш взгляд, благоприятный для политика образ. Так, в ассоциациях с цветом превалируют основные (70,7%), темные (44,8%) и теплые (51,7%) оттенки. Это свидетельствует о том, что молодежь видит в нем идейного политического лидера, вызывающего эмоциональный отклик. В ассоциациях с запахом преобладают приятные (44,8%), естественные (50%), деревенские (48,3%) ароматы. Это свидетельствует о том, что респонденты видят в нем «своего», понятного, не чуждого. Подтверждают это и результаты в ассоциациях с животными: как правило, Д. Давыдову приписывается роль «хозяина» (24,1%), в основном медведя, что соответствует национальным архетипам. Размеры ассоциируемого животного преимущественно средние (41,4%), но большая доля приходится на крупных животных (37,9%), что является самым большим показателем среди наших объектов исследования.
Таким образом, Д. Давыдов, как на рациональном, так и на неосознаваемом уровнях, воспринимается как наиболее понятный и близкий молодежи политик.
Заключение
Подводя итоги проведенного исследования, необходимо сделать некоторые выводы.
Во-первых, образы всех изученных нами молодых политических лидеров слабо сформированы. Это можно объяснить, с одной стороны, тем, что они только начинают свою профессиональную политическую карьеру и имеют малый опыт позиционирования в публичном пространстве. С другой стороны, такая ситуация является следствием наблюдаемой в последние электоральные циклы тенденции превалирования административно-технологических подходов к проведению избирательных кампаний в ущерб их образно-символическим составляющим. Исследование проводилось до и после выборов в Государственную Думу, т.е. в период, когда все рассматриваемые нами молодые политики как кандидаты в депутаты должны были активно работать над собственным имиджем, повышать узнаваемость среди молодежи для получения ее электоральной поддержки.
Во-вторых, образы изученных нами молодых политиков в большинстве своем неконгруэнтны: параметры привлекательности, силы и активности на рациональном и неосознаваемом уровнях восприятия выражены неоднородно и часто не соотносятся между собой. Это касается, в первую очередь, параметров силы и активности, которые у некоторых рассматриваемых нами политиков (например, А. Метелева, О. Амельченковой и В. Власова) слабо выражены на неосознаваемом уровне, что для молодежных политических лидеров недопустимо.
В-третьих, в мотивационных профилях рассматриваемых нами молодежных политических лидеров преобладают мотивы «власть ради амбиций» и «власть ради дела». Такое сочетание мотивов для профессиональных политиков представляется вполне оправданным. Политическая мотивация не выражена только у Д. Давыдова, а В. Власову респонденты приписывают меркантильные мотивы материальной выгоды. При этом существующие на неосознаваемом уровне мифологические образы ассоциируемых животных обозначают проблемные моменты восприятия, например, О. Амельченковой и А. Метелева как корыстных и эгоистичных политиков.
В-четвертых, рассматриваемые нами политики в большинстве своем не воспринимаются молодежью как «свои» политические лидеры. Молодежь не знает их в лицо, не осведомлена об их политических взглядах и деятельности. Они не воспринимаются как представители интересов ни обобщенной молодежи (самые высокие показатели у А. Метелева - 40%, М. Воропаевой -27,1% и Д. Давыдова - 25,9%), ни конкретных молодых людей - участников нашего опроса (самый высокий показатель у Ю. Оглоблиной - 16,7%). Совершенно «чужим» представляется В. Власов, который на неосознаваемом уровне ассоциируется с животным «не из нашего леса».
В-пятых, результаты исследования показывают наличие потенциала для формирования и во многом корректирования образов молодежных политических лидеров. И двойственность их восприятия на неосознаваемом уровне, и
высокие показатели нейтральных позиций в ассоциативных рядах определяют пространство возможностей для работы над их образами и позиционированием в публичном пространстве. Основная линия развития здесь - будучи уже «лидерами из молодежи» стать «лидерами для молодежи», известными, открытыми, понятными, привлекательными, сильными и активными настолько, чтобы молодые люди хотели сейчас и в будущем за ними идти.
Список источников
1. Селезнева А.В., Зиненко В.Е. Молодежная политика как фактор формирования гражданского самосознания российской молодежи: политико-психологический анализ // Государственное управление. Электронный вестник (Электронный журнал). 2021. № 87. С. 96-104.
2. New Trends in Russian Political Mentality: Putin 3.0 / ed. by E.B. Shestopal. Lanham, Maryland : Lexington Books. 2016. 414 p.
3. Психология политического восприятия в современной России / под ред. Е.Б. Шестопал. М. : РОССПЭН, 2012. 423 с.
4. Власть и лидеры в восприятии российских граждан. Четверть века наблюдений (19932018) / отв. ред. Е.Б. Шестопал. М. : Весь Мир, 2019. 656 с.
5. Зверев А.Л., Палитай И.С., Смулькина Н.В., Рогозарь А.И. Особенности политического восприятия в современных российских условиях // Полис. Политические исследования. 2016. № 3. С. 40-54.
6. Шестопал Е.Б. Особенности использования психологических методов для изучения политического восприятия // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 81-90.
7. MacNeil C. Bridging generations: Applying "Adult" Leadership Theories to Youth Leadership Development // New Directions for Youth Development. 2006. Vol. 2006, № 109. P. 27-43.
8. Redmond S., Dolan P. Towards a Conceptual Model of Youth Leadership Development // Child & Family Social Work. 2014. Vol. 21, № 3. P. 1-11.
9. Попова О.В. Политический потенциал молодежного лидерства в российских условиях: результаты межрегионального исследования // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2018. Т. 14, № 4. С. 492-511.
10. Асеева Т.А., Шашкова Я.Ю. Особенности реализации молодежного политического лидерства в регионах РФ (на примере Алтайского края) // История и современное мировоззрение. 2021. Т. 3, № 1. С. 94-99.
11. Молодежное политическое лидерство в российских регионах / под ред. О.В. Поповой, Я.Ю. Шашковой. СПб. : ООО «Скифия-принт», 2020. 216 с.
References
1. Selezneva, A.V. & Zinenko, V.E. (2021) Youth Policy as a Factor of Forming Russian Youth Civic Self-Consciousness: Political and Psychological Analysis. Gosudarstvennoe upravlenie - Public Administration. 87. рр. 96-104. (In Russian). DOI: 10.24412/2070-1381-2021-87-96-104
2. Shestopal, E.B. (ed.) (2016) New Trends in Russian Political Mentality: Putin 3.0. Lanham, Maryland: Lexington Books.
3. Shestopal, E.B. (ed.) (2012) Psikhologiya politicheskogo vospriyatiya v sovremennoy Rossii [Psychology of Political Perception in Modern Russia]. Moscow: ROSSPEN.
4. Shestopal, E.B. (ed.) (2019) Vlast' i lidery v vospriyatii rossiyskikh grazhdan. Chetvert' veka nablyudeniy (1993-2018) [Power and Leaders in the Perception of Russian Citizens. A Quarter of a Century of Observations (1993-2018)]. Moscow: Ves' Mir.
5. Zverev, A.L., Palitay, I.S., Smulkina, N.V. & Rogozar, A.I. (2016) Specifics of political perception in contemporary russia. Polis. Politicheskie issledovaniya - Polis. Political Studies. 3. pp. 40-54. (In Russian). DOI: 10.17976/jpps/2016.03.05
6. Shestopal, E.B. (2018) Psychological methods in political perception studies. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo - Social Psychology and Society. 9(3). pp. 81-90. (In Russian). DOI: 10.17759/sps.2018090309
7. MacNeil, C. (2006) Bridging generations: Applying "Adult" Leadership Theories to Youth Leadership Development. New Directions for Youth Development. 2006(109). pp. 27-43. DOI: 10.1002/yd.153
8. Redmond, S. & Dolan, P. (2014) Towards a Conceptual Model of Youth Leadership Development. Child & Family Social Work. 21(3). pp. 1-11. DOI: 10.1111/cfs.12146
9. Popova, O.V. (2018) The political potential of youth leadership in the Russian context: the results of interregional research. Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS - Political Expertise: POLITEKS. 14(4). pp. 492-511. (In Russian). DOI: 10.21638/spbu23.2018.403
10. Aseeva, T.A. & Shashkova, Ya.Yu. (2021) Features of the Implementation of Youth Political Leadership in the Regions of the Russian Federation (the Case of the Altai Krai). Istoriya i sovremen-noe mirovozzrenie - History and Modern Perspectives. 3(1). pp. 94-99. (In Russian). DOI: 10.33693/2658-4654-2021-3-1-100-113
11. Popova, O.V. & Shashkova, Ya.Yu. (eds) (2020) Molodezhnoe politicheskoe liderstvo v rossiyskikh regionakh [Youth Political Leadership in Russian Regions]. St. Petersburg: Skifiya-print.
Сведения об авторах:
Селезнева А.В. - доктор политических наук, доцент кафедры социологии и психологии политики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия). E-mail: [email protected]
Божедомова А.Л. - магистрант кафедры социологии и психологии политики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия). E-mail: [email protected]
Луканина Е.В. - магистрант кафедры социологии и психологии политики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия). E-mail: [email protected]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:
Selezneva A.V. - Dr. Sci. (Political Science), associate professor of the Department of Sociology and Psychology of Politics, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Bozhedomova A.L. - master's student of the Department of Sociology and Psychology of Politics, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Lukanina E.V. - master's student of the Department of Sociology and Psychology of Politics, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 27.05.2022; одобрена после рецензирования 29.05.2022; принята к публикации
The article was submitted 27.05.2022; approved after reviewing 29.05.2022; accepted for publication