Научная статья на тему 'Образы коней-змееборцев из Елунино 1, Усть-Муты и нижней красавки-ii'

Образы коней-змееборцев из Елунино 1, Усть-Муты и нижней красавки-ii Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
252
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИЖНЯЯ КРАСАВКА-II / КОНЬ-ЗМЕЕБОРЕЦ / ТРИТА / ТРАЙТАОНА / NIZHNYAYA KRASAVKA II / HORSE-SNAKEFIGHTER / TRITA / TRAETAONA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ковтун Игорь Вячеславович

Исследуются изобразительные воплощения основного индоевропейского мифа, представленные образами коней-змееборцев елунинской и покровской культур. На основании сопоставления с содержанием ведийских, авестийских, а также нартских текстов реконструируется мифологический «прототекст», стоящий за елунинским, усть-мутинским и нижнекрасавкинским конноголовыми персонажами. Ключевой символизацией всех трёх композиций представляется образ божественного героя-змееборца, олицетворяемый его конём. Змеевидная форма или серпентоморфная орнаментация, сопутствующие предполагаемому (табуированному) змееборцу, в свою очередь, символизируют змееподобного противника солнечного героя или божества, побеждающего Мирового Змея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Themes of horses snake fighters from Elunino 1, Ust-Muta and Nizhnyaya Krasavka II

The article deals with some visual interpretations of the main Indo-European myth: horses-snakefighters of Elunino and Pokrovka cultures. The comparison of Vedic, Avestan and Nart texts allowed to recreate the mythological "prototext" of Elunino, Ust-Meuta and Niznnyaya Krasavka representations of horse headed characters. The key symbol of all three compositions seems to be the divine hero snake-fighter embodied in his horse. Snakelike form or serpentomorphic ornamentation associated with non representable (taboo) snakefighter, symbolise the snakelike enemy of the solar hero or the god defeating the World Snake. The representation of the defeated snakelike enemy are similar to "semi-wheel" form on the Elunino I and Ust-Muta knives. The snakelike figure of the solar hero or god's defeated enemy is embodied in the radial form of Elunino horse covered the "broken wheel". The semantic meaning of snakelike three headed horse's neck-heads in form of radial triquetra on Pokrovka psalium dated XVII XVI centuries BC, from the settlement Nizhyaya Krasavka II, reminds about Avestan three headed "Fire Snake" Dahhak. Three headed Snake faces three headed horse-snakefighter, whose snakelike configurations symbolise the defeated enemy. The same idea is found in Avesta: the name of the three headed Snake defeater is ©raetaona which means "third". His prototype, Vedic Trita, with Indra's help also kills three headed Visvarupa, the prototype of the three headed Snake. The names of Trita and ©raetaona are associated with the third kingdom underworld where they go to fight with the monster and overcome death connected with this fight. It explains the visual assimilation of Nizhnyaya Krasavka horse-snakefighter with the form of his defeated enemy from the underworld three headed Snake. It is also proved by Nizhnyaya Krasavka triquetra orientation: three heads of snake-horses are left oriented representing the circle movement counterclockwise or against the sun. The movement against the sun of Nizhnyaya Krasavka "troika" is associated with the third Lower World, World of the Dead, where the Vedic and Avestan heroes with "triadic" names go to fight with three headed monster that lives there.

Текст научной работы на тему «Образы коней-змееборцев из Елунино 1, Усть-Муты и нижней красавки-ii»

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №3 (23)

УДК 902(4/9)

И.В. Ковтун

ОБРАЗЫ КОНЕЙ-ЗМЕЕБОРЦЕВ ИЗ ЕЛУНИНО 1, УСТЬ-МУТЫ И НИЖНЕЙ КРАСАВКИ-11

Исследуются изобразительные воплощения основного индоевропейского мифа, представленные образами коней-змееборцев елунинской и покровской культур. На основании сопоставления с содержанием ведийских, авестийских, а также нартских текстов реконструируется мифологический «прототекст», стоящий за елунинским, усть-мутинским и нижнекрасавкинским конноголовыми персонажами. Ключевой символизацией всех трёх композиций представляется образ божественного героя-змееборца, олицетворяемый его конём. Змеевидная форма или серпентоморфная орнаментация, сопутствующие предполагаемому (табуированному) змееборцу, в свою очередь, символизируют змееподобного противника солнечного героя или божества, побеждающего Мирового Змея.

Ключевые слова: Нижняя Красавка-11, конь-змееборец, Трита, Трайтаона.

Семантика поэтического образа колёс, разбитых Вишну, держащего свой боевой диск - солнце, реконструирована В.В. Ивановым. В данной интерпретации строка «Дхваньялоки»: «Склонитесь перед тем, кто колёса разбил и диск держит», представляется поздним (IX в.) отзвуком архаических образов. Этот текст находит параллели и в символике нартского мифа о колесе и в ведийском мифе о колесе Сурьи. Смысловое значение действия сводится к констатации, что «разбитые колёса - символ тех, кто побеждён владельцем боевого диска, т.е. солнечного колеса» [1. С. 377-378]. Скульптурное воплощение подобного представления напоминает образ елунинского «полуколеса», символизирующего персонажей мифа, побеждённых владельцем солнечного диска. Поэтому изображение такого змееподобного поверженного противника уподобляется форме «полуколеса» на ножах из Елунино I и Усть-Муты (Табл. 1, 1, 2). Радиальной формой елунинского коня, накрывшего «разбитое колесо», олицетворяется змеевидная фигура побеждённого противника солнечного героя или божества. Так, увенчанное влекущим солнечную колесницу Сурьи конём Эташей «полуко-лесо», которым Индра убил демона, символизирует и колесо солнца, и врагов, побеждённых Инд-рой - временным обладателем солнечного диска.

В нартском эпосе сохранился более поздний, содержательно трансформированный инвариантный остаток подобной сюжетной коллизии. Фигура солнечного божества замещена солнечным героем, но неизменны функция коня-помощника -коня-змееборца и мотив победы верховного бога или солнечного героя над своим противником в соответствии с закономерностями основного мифа.

В абхазо-адыгской версии нартского эпоса примечательно описание коня нарта Бадыноко:

сиво-вороной, с шеей, как у змеи, сухоголовый, поджарый: «С шеей змеиной - конь сухопарый» [2. С. 131]. В.Г. Ардзинба полагал, что сравнение шеи коня со змеиной воспроизводит образ змееподобного противника главного героя эпоса Со-сруко / Сасрыквы [3. С. 144, 147, 164]. Но в другом нартском сюжете Сасрыква связывает ногу и руку уснувшего врага-великана получеловека-полузмеи подпругой своего коня. Привязав их к коню Бзоу, Сасрыква и его конь резко натягивают подпругу, переламывая кости противника [3. С. 146]. Мотив «привязывания» великана-змея к лошади героя, приводящего к гибели противника Сасрыквы, объясняет и змеиную шею коня Бадыноко, и ещё одно смысловое значение «змеиной» формы елунинской лошадки.

Изображение елунинского коня в форме «по-луколеса» украшено зигзагообразной символикой такого «змееподобного демона» (табл. 1, 1), подобного привязанному к коню солнечного героя Сасрыквы и побеждённого им.

Приведённые содержательные соответствия раскрывают смысловое значение округлых змеевидных шее-голов трёхглавого коня, изображённого в виде радиального трикветра на покровском псалии ХУ11-ХУ1 вв. до н.э., с поселения Нижняя Красавка-11, в Саратовской области (табл. 2, 1). Небезынтересно отмеченное автором находки синташтинско-петровское влияние на типологические признаки изделия [4. С. 138-141, 156, рис. 9, 13]. Ираноязычность покровского населения допускает соответствие нартской сюжетной линии персонажу, изображённому на псалии. Его образ напоминает об авестийском трёхглавом «змее Огненном» - Ажи Дахаке [5. Младшая Ясна, 9. Хом-яшт, 8; Яшт, 5. Ардвисур- или Абан-яшт, 29, 34; 14. Варахран- или Бахрам-яшт, 40; 17. Ард-яшт, 34; 19. Замийад-яшт, 37, 46-50]. Думается, трёх-

главому Змею противостоит трёхглавый конь-змееборец, змеевидные конфигурации которого олицетворяют поверженного противника. Подтверждением такой версии представляется образ авестийского Трайтаоны - победителя трёхглавого Змея, имя которого, означает «третий». Его прообраз, упоминавшийся ведийский Трита, считается вытесненным Индрой героем-змееборцем, расчленяющим Вритру, получающим сому, запрягающим коня-солнце, поражающим вепря и т. д. При содействии Индры Трита тоже убивает трёхглавого Вишварупу, - прообраз авестийского трёхглавого Змея [6. Р. 68-69; 7. С. 72; 8. С. 495; 9. С. 481-484, 491-492], который сравнивается с побеждённым дасью:

Мы хотим получать выгоду, побеждая с твоей помощью

Вместе с арием всех врагов-дасью!

Это для нас тогда ты отдал во власть Вишварупу,

Сына Тваштара, во власть Триты из круга (наших) друзей.

[10. II, 11, 19]

Здесь Трита представляется персонажем основного мифа: он выпускает коров и, следовательно, он змееборец, а трёхглавый Вишварупа -его змееподобный антипод:

Зная оружие, идущее от предков, этот Аптья, посланный Индрой, победил в борьбе.

Убив трёхглавого, о семи лучах,

Трита выпустил коров даже у сына Тваштара.

[11. X. 8. 8]

Имена Триты и Трайтаоны указывают на третье царство - преисподнюю, куда они спускались для поединка с хтоническим чудовищем и где преодолели связанную с этим смерть [8. С. 495; 9. С. 481-484, 491-492; 12. С. 169-171]. Отсюда и изобразительное уподобление нижне-красавкинского коня-змееборца внешней форме своего побеждённого противника из преисподней - трёхглавого Змея (табл. 2, 1).

Данная интерпретация удостоверяется и ориентацией нижнекрасавкинского трикветра: три головы змее-коней обращены влево [4. С. 156. Рис. 9, 13] (табл. 2/1), изображая круговое движение против часовой стрелки или противосолонь, то есть против дневного движения Солнца по небосклону. В ведийской и постведийской традиции такое ритуальное левостороннее круговое движение - апасавья, противоположно движению «по солнцу» - прадакшине. Апасавья практиковалась при отправлении погребальных, поминальных и заупокойных обрядов и имеет аналогии у многих индоевропейских народов. Апасавья, совершаемая вокруг живого человека, воспринималась как вредоносная магия [13. С. 294; 18. С. 333]. Следовательно, обратное дневному ходу Солнца движение нижнекрасавкинской «тройки» сопричастно

Таблица 1. Елунинские ножи с конноголовым навершием. 1 - Елунино I, рисунок и фото; 2 - Усть-Мута

третьему - Нижнему миру, являющемуся миром мёртвых, куда и спускаются ведийский и авестийский герои с «троичными» именами для борьбы с обитающим здесь трёхглавым чудовищем. Симптоматично, что «обратная» Солнцу направленность побеждённого Тритой / Трайтаоной трёхглавого Змея Вишварупы / Ажи Дахаки, символизируемого трёхглавостью коня-змееборца на ниж-некрасавкинском псалии, соответствует именно

И.В. Ковтун

древнеиранскому результату деяния драконобор-ца. В ведийском варианте победа над Змеем стала прелюдией нового, лучшего космопорядка. Но по древнеиранской версии, наоборот, данное событие знаменовало триумф и реставрацию старого уклада [15. С. 174].

Мировоззренческие истоки подобного смыслового ряда сводятся к сюжетно разнообразному противостоянию верховного божества и его змееподобного противника, к ключевому лейтмотиву реконструированного В.В. Ивановым и В.Н. Топоровым основного мифа. Сам образ героя или божества не передаётся, и его участие в эпизоде олицетворяется сочетанием черт конского и змееподобного персонажей. Это могло быть обусловлено его табуированностью, что и подтверждается примером Варуны [16. С. 194; 17. С. 465]. Но изобразительной символизацией ключевой функции героя или божества-змееборца представляется его конь, также наделённый змееборческими способностями. Упоминания такого коня хорошо известны в Ригведе и Атхарваведе [10. I. 118. 9; 18. X. 4. 5, 6; 19. С. 136-138; 8. С. 494]. Его эпитет «змее-убийца» [20. С. 40] или «драконоубийца» [21.

С. 61]. Поскольку в елунинском, усть-мутинском и новокрасавкинском случаях фигурирует не конь, а лишь его голова, она также представляется самодостаточным участником мизансцены. Головой такого коня-змееборца, вероятно, олицетворялось ещё и главное оружие божества, употребляемое им против Змея, - ваджра, сделанная из конской головы Дадхьянча [22. С. 405-406; 23. С. 101-103].

Повествования о борьбе со Змеем широко распространены у индоевропейских и других народов, составляя ведущий мотив большинства эпо-сов мировой литературы [24. С. 527-529; 25. С. 223-229 и др.]. Кульминацией подобных сюжетов является поединок бога-громовержца или героя со Змеем и его победа над чудовищем. Время генерации индоевропейской формы мифа о борьбе бога-громовержца со Змеем датируется по характерным атрибутам главного героя. Это конь, колесница и оружие из бронзы, а также определённый уровень развития металлургии. Археологические данные позволяют приурочить начало бытования змееборческих представлений у индоевропейских народов к концу III-II тыс. до н.э. «в областях, примыкавших к древним очагам распространения колёсных повозок и ранним центрам металлургии бронзы...» [26. С. 158, 163]. Следовательно, возникновение индоевропейского змее-борческого мифа хронологически и территориально совпадает с появлением елунинских и потаповских конноголовых змееборческих персонажей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванов Вяч. Вс. Эстетическое наследие древней и средневековой Индии // Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 3: Сравнительное литературоведение. Всемирная литература. Стиховедение. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 352-378.

2. Ковалевская В.Б. Конь и всадник: история одомашнивания лошадей в евразийских степях, на Кавказе и Ближнем Востоке. 2-е изд., испр. и доп. М.: КомКнига, 2010. 160 с.

3. Ардзинба В.Г. Нартский сюжет о рождении героя из камня // Древняя Анатолия. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1985. С. 128-168.

4. Лопатин В.А. Покровский культурный комплекс поселения Нижняя Красавка-II (по материалам исследований 2007-2009 годов) // Археология Восточно-Европейской степи. Саратов: ИЦ «Наука», 2010. Вып. 8. С. 126-156.

5. Авеста в русских переводах (1861-1996) / Сост., общ. ред., примеч., справ. разд. И.В. Рака. Изд. 2-е, испр. СПб.: «Журнал "Нева"», «Летний Сад», 1998. 480 с.

6. Macdonell A.A. Vedic mythology. Strassburg: Verlag von Karl J. Trubner, 1897. 189 p.

7. Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1980. 231 с.

8. Елизаренкова Т.Я. «Ригведа» - великое начало индийской литературы и культуры // Ригведа. Мандалы. I-IV. Приложения. М.: Наука, 1989. С. 426-543.

9. Топоров В.Н. Авест. 0rita, 0raetaona, др.-инд. Trita и др. и их индоевропейские истоки // Топоров В.Н. Исследова-

ния по этимологии и семантике. М.: Языки славянских культур, 2006. Т. 2: Индоевропейские языки и индоевропеистика. Кн. 2. С. 479-504.

10. Ригведа. Мандалы І-ІУ. М.: Наука, 1989. 767 с.

11. Ригведа. Мандалы ІХ-Х. М.: Наука, 1999. 559 с.

12. Елизаренкова Т.Я., Топоров В.Н. Трита в колодце: ведийский вариант архаичной схемы // Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике. М.: Языки славянских культур, 2010. Т. 3: Индийские и иранские языки. Кн. 2. С. 168171.

4. Лопатин В.А. Покровский культурный комплекс поселения Нижняя Красавка-ІІ (по материалам исследований 2007-2009 годов) // Археология Восточно-Европейской степи. Саратов: ИЦ «Наука», 2010. Вып. 8. С. 126-156.

13. Махабхарата. Книга восьмая. О Карне (Карнапарва). М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. 326 с.

14. Васильков Я.В. Прадакшина // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. М.: Республика, 1996. С. 333.

15. Лелеков Л.А. Проблемы индоиранистики на современном этапе // НАА. 1988. № 6. С. 168-184.

16. Лелеков Л.А. Современное состояние и тенденции зарубежной авестологии // НАА. 1978. № 2. С. 189-207.

17. Елизаренкова Т.Я. Мир идей ариев Ригведы // Ригведа. Мандалы У-УІІІ. Изд-е втор., испр. Приложения. М.: Наука, 1999. С. 452-486.

18. Атхарваведа (Шаунака): в 3 т. / Пер. с вед., вступ. ст., коммент. и прил. Т.Я. Елизаренковой; Ин-т востоковедения. М.: Вост. лит., 2007. Т. 2, кн. УІІІ-ХІІ. 293 с.

19. Миллер Всев. Очерки арийской мифологии в связи с древнейшей культурой. М.: Типография Ф.Б. Миллера, Покровка, Машков пер., соб. дом, 1876. Т. I. Асвины-Диоскуры. 356 с.

20. Кузьмина Е.Е. Распространение коневодства и культа коня у ираноязычных племен Средней Азии и других народов Старого Света // Средняя Азия в древности и средневековье (история и культура). М.: Наука, 1977. С. 28-52.

21. Кузьмина Е.Е. Конь в религии и искусстве саков и скифов // Кузьмина Е.Е. Мифология и искусство скифов и бактрийцев: (Культурологические очерки). М.: Рос. ин-т культурологии, 2002. С. 47-73.

22. Ковтун И.В. Каменные жезлы с фигурным зооморфным навершием эпохи бронзы Северо-Западной и Центральной Азии // Homo Eurasicus у врат искусства. СПб.: Астерион, 2009. С. 401-412.

23. Ковтун И.В. Конь и лыжник. Труды Музея археологии и этнографии Сибири ТГУ. Томск: ТГУ, 2012. Т. IV. 128 с.

24. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. Тбилиси: Изд-во Тбил. гос. ун-та, 1984. 1328 с.

25. Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1974. 419 с.

26. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М.: Наука, 1974. 342 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.