Научная статья на тему 'Образы империи на гравюрах Поля Ривира (1760 – 1770-е гг.)'

Образы империи на гравюрах Поля Ривира (1760 – 1770-е гг.) Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Американская революция / Поль Ривир / история пропаганды / карикатуристика / имагология / American Revolution / Paul Revere / history of propaganda / cartooning / imagology

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Филимонова Мария Александровна

Крупнейшим политическим карикатуристом Американской революции был Поль Ривир, пропагандист, серебряных дел мастер, дантист и гравер. Он наиболее известен своей полуночной скачкой, когда он предупредил ополченцев о приближении британских войск перед сражениями при Лексингтоне и Конкорде. Его гравюры – один из лучших образцов американской пропаганды XVIII в., раскрывающий идеологию антианглийского движения, разрушение наивного монархизма и переход от имперской идентичности к национальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Images of Empire on Engravings by Paul Revere (1760s – 1770s)

Paul Revere, propagandist, silversmith, dentist and engraver was the greatest political cartoonist of the American Revolution. He is best known for his midnight ride, when he warned the militia of the approach of British troops before the battles of Lexington and Concord. His engravings are one of the best examples of eighteenth-century American propaganda, revealing the ideology of the anti-British movement, the decay of naive monarchism and the transition from imperial identity to nation.

Текст научной работы на тему «Образы империи на гравюрах Поля Ривира (1760 – 1770-е гг.)»

М.А. ФИЛИМОНОВА

ОБРАЗЫ ИМПЕРИИ НА ГРАВЮРАХ ПОЛЯ РИВИРА

(1760-1770-е гг.)

M.A. Filimonova

IMAGES OF EMPIRE ON ENGRAVINGS BY PAUL REVERE

(1760-1770s)

Крупнейшим политическим карикатуристом Американской революции был Поль Ри-вир, пропагандист, серебряных дел мастер, дантист и гравер. Он наиболее известен своей полуночной скачкой, когда он предупредил ополченцев о приближении британских войск перед сражениями при Лексингтоне и Конкорде. Его гравюры - один из лучших образцов американской пропаганды XVIII в., раскрывающий идеологию антианглийского движения, разрушение наивного монархизма и переход от имперской идентичности к национальной.

Ключевые слова: Американская революция, Поль Ривир, история пропаганды, кари-катуристика, имагология.

Paul Revere, propagandist, silversmith, dentist and engraver was the greatest political cartoonist of the American Revolution. He is best known for his midnight ride, when he warned the militia of the approach of British troops before the battles of Lexington and Concord. His engravings are one of the best examples of eighteenth-century American propaganda, revealing the ideology of the anti-British movement, the decay of naive monarchism and the transition from imperial identity to nation.

Keywords: American Revolution, Paul Revere, history of propaganda, cartooning, imagology.

Баллада Генри Лонгфелло и памятник в Бостоне запечатлели для потомков один из наиболее выразительных образов Американской революции - полуночную скачку Поля Ривира в ночь на 19 апреля 1775 г., когда ему удалось вовремя предупредить патриотов о приближении английских войск. Впрочем, современникам он был хорошо известен и до той исторической ночи.

Поль Ривир родился в Бостоне 21 декабря 1734 г. (1 января 1735 г. по новому стилю). По отцовской линии он был американцем во втором поколении. Его отец, Аполло Ривуар, был гугенотом с Юга Франции. Он родился в деревне Рьоко, на территории современного департамента Жиронда. В тех краях его семейство считалось старинным и уважаемым. До наших дней сохранился массивный каменный дом, принадлежавший Ривуарам. Однако официальные вла-

сти Франции подвергали гугенотов постоянным репрессиям, так что мальчик еще в 13-летнем возрасте предпочел покинуть родную землю. Он отправился для начала к своему дяде Симону, жившему на Гернси. Но дядя решил, что судьба племянника лучше устроится в Новом Свете. Мальчик был отправлен в Бостон обучаться ремеслу ювелира.

Там подростка ждала нелегкая жизнь ученика ремесленника и одновременно законтрактованного слуги. Этот статус отличался от положения раба только тем, что не был пожизненным. Но молодой гугенот выдержал всё. К 1722 г. он смог скопить 40 фунтов и выкупить свою свободу, занялся изготовлением золотых и серебряных изделий и, видимо, вполне вписался в новое окружение. Даже свое имя он изменил: француз Аполло Ривуар превратился в американца Поля Ривира. В 1729 г. он женился на Деборе Хитчборн - коренной бостонке, чья семья уже столетие жила в Северном конце города. В браке родилось 12 детей, третьего из которых назвали в честь отца: Поль Ривир.

Северный конец располагался на небольшом полуостровке, вдававшемся в Бостонскую гавань. От остальной части города он был отделен Мельничным ручьем. Это один из старейших бостонских районов: он заселялся европейцами начиная с 1630-х гг. Поселенцев привлекала добрая слава этой местности: здешних жителей «не тревожили три великие беды: волки, гремучие змеи и москиты»1. К середине XVIII в. Северный конец стал самым густонаселенным из всех районов Бостона. Здесь жили богатые торговцы, трудолюбивые ремесленники, моряки и рабочие с верфей, складов и причалов, которые выстроились вдоль набережной. Многочисленные церковные шпили возвышались над крутыми скатами черепичных крыш, а улицы были наполнены колоритными сценами и звуками оживленного торгового города.

Вся пестрая масса обитателей Северного конца представляла собой замкнутое сообщество, сплоченное и при этом недоверчивое к чужакам. Каждый год 5 ноября обитатели Северного и Южного концов города встречались на

1 Young A. Chronicles of the First Planters of the Colony of Massachusetts Bay, 1623-1636. Boston, 1846. P. 398.

границе своих районов для впечатляющих боев «стенка на стенку». Космополитичный, процветающий Бостон предлагал и более изысканные развлечения. Пуританизм предыдущего столетия ушел в прошлое. Доктор Александр Гамильтон, посетивший город в 1744 г., был поражен его яркой и веселой жизнью. Он писал: «Здесь к незнакомцам проявляют больше гостеприимства и откровенности, чем в [Нью]-Йорке или Филадельфии, и в этом месте в изобилии встречаются люди образованные и состоятельные, так что человек не испытывает недостатка ни в приятной беседе, ни в любой компании, которая ему нравится. Здесь часто проводятся собрания более веселого толка, джентльмены и леди встречаются почти каждую неделю на музыкальных концертах и балах»2.

О детстве Поля Ривира-младшего нам известно мало. Вероятно, оно не отличалось от детства мальчиков его времени и его круга. Скорее всего, Поль обучался в т.наз. «дамской школе». В Новой Англии начальное образование было обязательным. Одной из обычных дамских профессий была профессия учительницы в такой школе. Ученики и ученицы могли усвоить начатки чтения и письма, а также основные молитвы за пенни в неделю. Прилежных вознаграждали традиционными кексами с тмином, нерадивых ждала розга. После этого мальчик был отправлен в «школу чтения», где мог усовершенствовать свои знания в правописании и арифметике. Большего ему не требовалось: отец предназначал Поля не для Гарварда, а для карьеры ремесленника3.

С 13 лет Поль обучался в мастерской своего отца. В результате он стал одаренным и разносторонним мастером. Основной доход ему давала работа с серебром. Поль Ривир делал чашки, пивные кружки, ложечки, кувшины и другую серебряную посуду в таком количестве, что еще в конце XIX столетия его изделия можно было найти в обиходе старых новоанглийских семей4. Но он охотно брался и за другие занятия. Например, он пробовал себя в стоматологи-

2 Hamilton A. Hamilton's Itinerarium; being a narrative of a journey from Annapolis, Maryland, through Delaware, Pennsylvania, New York, New Jersey, Connecticut, Rhode Island. Saint Louis, Mo., 1907. P. 178.

3 Forbes E. Paul Revere and the World He Lived in. Boston, 1999. P. 27-28.

4 Goss E.H. The Life of Colonel Paul Revere: 2 vols. Vol. 1. Boston, 1891. P. 16-17.

ческом протезировании. В своей рекламе он предлагал всем, кто потерял передние зубы в результате какого-нибудь инцидента, вставить протезы, «которые выглядят не хуже натуральных», и хвалился, что за два года вставил несколько сотен искусственных зубов5.

Ремесло давало ему не только хлеб насущный, но и положение в бостонском обществе. В метрополии Поль Ривир считался бы простым ремесленником, но в относительно демократическом обществе Новой Англии к нему обращались как к джентльмену. Точно так же в регулярных британских войсках он не мог бы получить офицерский чин. Но в Новой Англии обращали меньше внимания на сословную принадлежность, так что во время Семилетней войны Поль Ривир был младшим лейтенантом в колониальной артиллерии6. Он участвовал в английской экспедиции против французского форта Сен-Фредерик (англ. название - Краун-Пойнт) на озере Шамплейн.

Вернувшись из армии, он открыл собственную мастерскую и, видимо, тогда же вступил в масонскую ложу. Кроме того, он обзавелся семьей. Его избранница, Сара Орн, происходила из семьи первых поселенцев Сэйлема. Она родила мужу восьмерых детей. В семье царил достаток. В 1770 г. Поль Ривир купил дом на Норт-сквер, в одном из лучших районов Бостона, где располагались элегантные особняки . Сейчас это старейшее из сохранившихся городских зданий: оно построено в 1680 г. Это двухэтажный дом, причем второй этаж на средневековый манер нависает над первым. С 1908 г. в здании располагается музей Поля Ривира .

В мае 1773 г. семейное благополучие Поля Ривира было разрушено смертью жены. Саре было только 37 лет, когда ее настиг сердечный приступ. Поль остался вдовцом с детьми на руках. Младшей дочери едва исполнилось пять

5 Boston Gazette. Aug. 29, 1768; Aug. 13, 1770.

6 Goss E.H. The Life of Colonel Paul Revere. Vol. 1. P. 19-21.

7 Ibid. P. 26.

8 О доме Поля Ривира: Алентьева Т.В., Колупаева В.В. Сохранение памяти о Войне за независимость в национальных исторических парках США // Американистика. Вып. 5 / под ред. Т В. Алентьевой, М.А. Филимоновой. Курск, 2013. С. 294-295.

месяцев (к сожалению, девочка умерла, не дожив и до года). Учитывая все обстоятельства, трудно было ожидать, что он будет долго вдоветь.

Летним вечером 1773 г., возвращаясь домой из мастерской, Поль встретил 28-летнюю Рейчел Уокер. В октябре того же года они поженились. Счастливый жених собственноручно сделал для любимой кольцо с надписью-пожеланием: «Живи в довольстве»9. Их брак продлился 40 лет и увенчался рождением восьмерых детей. Рейчел ждали хлопоты, неотделимые от жизни большой семьи, утраты (из шестнадцати детей Поля Ривира пятеро умерли в раннем детстве) и перемены, связанные с большой политикой.

С 1765 г. политика властно ворвалась в жизнь американцев. Кризис, связанный с введением Гербового сбора, сменялся все новыми налоговыми инициативами британского Парламента и ответными протестами колонистов, пока наконец между Великобританией и ее колониями не разразилась война.

Северный конец Бостона кипел. Именно в этом районе располагался особняк лейтенант-губернатора Томаса Хатчинсона, который в августе 1765 г. разграбила разъяренная толпа. «Таких руин никогда еще не видели в Америке», - сетовал Хатчинсон. Толпа растащила или уничтожила мебель, гардероб и библиотеку лейтенант-губернатора и даже срубила деревья в его саду10.

В том же Северном конце располагалась таверна «Зеленый дракон», где любили собираться бостонские «Сыны Свободы», в том числе лидеры патриотического движения Сэмюэль Адамс, Джон Хэнкок, Джеймс Отис.

В этом же районе до сих пор можно увидеть старейшую из действующих церквей Бостона - Старую северную церковь. 18 апреля 1775 г., накануне начала войны, пономарь Роберт Ньюмен повесил на ее шпиле два фонаря - в знак того, что по реке Чарльз приближаются английские войска.

Поль Ривир тоже частенько заходил в «Зеленый дракон». В эти предвоенные годы он настолько глубоко ушел в политику, что забросил бизнес. Его за-

9 URL: https://collections.mfa.org/objects/39234 (дата обращения: 1.02.2023).

10 Hutchinson Th. The Correspondence / ed. J.W. Tyler and E. Dubrulle. Boston, 2014. Vol. 1. P. 291.

писные книжки отражают этот факт в выразительных цифрах: в 1762 г. доход Поля Ривира составлял 294 фунта, но в 1770 г. - только 11 фунтов11. Рейчел могла бы роптать, но она полностью разделяла политические убеждения мужа. В начале Войны за независимость она оказалась с детьми в оккупированном англичанами Бостоне. Поль Ривир обратился к английскому офицеру за пропуском для своей семьи. Рейчел эта ситуация несколько покоробила. Она писала мужу: «Не могу сказать, что мне приятно было услышать, что ты обращался к капитану Ирвину за пропуском. Я бы скорее оказала им пятьдесят любезностей, чем приняла от них хоть одну»12.

Много времени отнимали поездки с корреспонденцией. Важной частью антианглийского движения в колониях была сеть корреспондентских комитетов. Американские патриоты старались координировать протесты в разных колониях. Для этого требовались добровольные курьеры, которые могли бы перевозить пропагандистские материалы и сообщения в обход королевской почты. Поль Ривир был одним из них. Среди новостей, которые он вез, были весьма важные. Например, именно он привез в Филадельфию и Нью-Йорк новости о «бостонском чаепитии». Воспоминания современников рисуют его «на крупной серой лошади, везущего в Нью-Йорк и Филадельфию уверения в верности и твердости Бостона и просьбы о сострадании и поддержке» после закрытия бостонского порта в результате «Нестерпимых актов»13.

И конечно, была воспетая Лонгфелло «Полуночная скачка Поля Ривира». 18 апреля 1775 г. британские войска двигались на Конкорд с целью захватить склады с боеприпасами массачусетской милиции. Курьеры, включая, разумеется, Поля Ривира, отправились предупредить патриотов. Считается, что всего их было около сорока. Они выполнили свою миссию, но были захвачены англичанами в пригороде Конкорда. Ривира допросили. Внезапно раздался выстрел. Британский майор потребовал от Ривира объяснений по поводу стрельбы и по-

11 Triber J.E. A True Republican: The Life of Paul Revere. Amherst, Mass., 1998. P. 35, and footnote 43. Правда, нужно учесть, что именно в 1770 г. он купил дом.

12 Goss E.H. The Life of Colonel Paul Revere. Vol. 1. P. 264.

13 Ibid. P. 148.

лучил ответ, что это был сигнал «встревожить страну». В это время в Лексингтоне начали бить набат. Один из пленников объявил британским солдатам: «Колокол звонит! Город встревожен, и вы все покойники!» Солдаты посовещались и решили от греха подальше освободить заключенных и отправиться пре-

14

дупредить своих командиров .

С 1765 г. Поль Ривир использовал свои навыки среброкузнеца на новом поприще: он самостоятельно освоил крайне трудоемкую технику резцовой гравюры на меди. Линии рисунка проводили резцом по медной доске. Затем тампоном набивали в углубления краску. Наконец на доску накладывали влажный лист бумаги и прижимали его к доске специальным валиком. Так появлялась гравюра. Гравирование на меди требовало большой точности штриха, и в Северной Америке Поль Ривир оказался уникальным специалистом: кроме него, гравюры на меди не делал ни один американский мастер. Большая часть его работ носила коммерческий характер. Спрос на гравюры был, и Ривир брался за самые разные заказы, чтобы поправить дела.

— ----г- ,----------------

Приглашение на масонское собрание

14 Fischer D.H. Paul Revere's Ride. N.Y., 1994. P. 133-136, 142-148.

Например, он делал гравюры для сборников религиозных гимнов15. Сохранились также масонские сертификаты с аллегорическими сценами работы Поля Ривира; рекламные карточки, которые он делал для торговцев; маленькие кружки бумаги с именем мастера и изображением Времени, которые подклады-вали под крышку карманных часов; иллюстрации для журнала «Royal American Magazine», издававшегося в 1774-1775 гг. Не все гравюры Поля Ривира носили политический характер. Среди сохранившихся экземпляров есть и портрет популярной актрисы м-ль Клерон, и «история Лоретты» - сцена из «Нравоучительных рассказов» Мармонтеля (1764-1765)16. В числе прочего он создал дизайн для бумажных денег Массачусетса. Такие банкноты называли «тресковыми», потому что на них была изображена рыба - основной источник процветания штата. И он же был одним из ведущих пропагандистов своего времени. Его гравюры приобрели огромную популярность. Например, изображение «бостонской бойни» его работы можно было найти в любом фермерском доме Новой Англии, а впоследствии оно стало хрестоматийным.

Панорама 1765 года

15 Boston Gazette. Febr. 4, 1765.

16 В повести «Лоретта» рассказывается о дочери фермера, которую увез легкомысленный и богатый дворянин; предполагается, что это произведение могло повлиять на «Станционно-

На карикатурах Поля Ривира можно проследить не только особенности американской пропаганды XVIII в., но и меняющееся восприятие Британии и ее правительства в предреволюционной Америке.

Первую стадию конфликта отражает «Панорама 1765 года». Ривир заимствовал из английской карикатуристики узнаваемые стереотипные образы министров, подчеркивающие какую-либо черту персонажа. Таковы характерный тупей Норта, судейская мантия Мэнсфилда, шотландский килт Бьюта (в последнем случае - намек на национальность министра, а не детали его реального костюма). Стилистика карикатур совпадает, хотя сюжеты Ривира, конечно, приближены к американским реалиям и апеллируют к колониальному восприятию. Роль министров в сюжете карикатур всегда зловещая. Их образы всегда негативные, их действия представлены как направленные во вред Америке и всей Британской империи. Министры постоянно изображаются как сплоченная группа с единой волей.

Здесь их представляет лорд Бьют, премьер-министр в 1762-1763 гг., предположительно убедивший короля ввести гербовый сбор в колониях. Бьют представлен в виде дракона с шотландской шапочкой на голове. В лапах он держит Великую хартию вольностей, которую старается вырвать героический Бостон со шпагой в руке. Под ногами чудовища - тела мучеников свободы. На «древе свободы» справа висит чучело сборщика налогов. Над схваткой парит Минерва, отгоняющая гарпий от Бостона и других колоний. Характерна отсылка к архетипическому документу британского права, Великой хартии. По убеждению карикатуриста, Америка имеет на него не меньшие, если не большие, права, чем Англия, и должна смело противостоять попыткам отнять Великую хартию.

го смотрителя» А.С. Пушкина. См.: Шарыпкин Д.М. Пушкин и «Нравоучительные рассказы» Мармонтеля // Пушкин: Исследования и материалы. Л., 1978. Т. 8. С. 107-136.

Бостонская бойня

В 1770 г. Поль Ривир создал свой шедевр - гравюру, изображавшую события «Бостонской бойни». Заметно, насколько выросло его мастерство за прошедшие пять лет. Здесь нет перегруженности фигурами и переусложненной композиции, как в «Панораме 1765 года». Напротив, посыл предельно четкий, что и делает гравюру прекрасным образцом пропаганды. Действующие лица объединены в две группы, противостоящие друг другу. Слева - бостонцы, они подчеркнуто безоружны и не проявляют агрессии. Напротив, они предстают жертвами: на мостовую падают убитые, льется кровь. Стоит обратить внимание на лежащую фигуру на переднем плане. Это Криспус Аттукс, один из убитых во время «бойни». Он был афроамериканцем, поэтому на современных репродукциях этой гравюры ему часто зачерняют лицо. Но для Поля Ривира, очевидно, расовый вопрос в данном случае не имел никакого значения. Его задачей было показать бостонцев как монолитную общность.

Справа бостонцам противостоит не менее сплоченная группа - английские солдаты. Они не испытывают ни сомнений, ни колебаний. Они ведут огонь по мирным горожанам и даже по тем, кто пытается помочь раненым. Их под-

стрекает офицер с обнаженной шпагой. Над головой солдат красуется вывеска гильдии мясников - дополнительный символический штрих.

Большую часть этих деталей Ривир взял из пропагандистской статьи Сэмюэля Адамса, вышедшей по свежим следам событий. Адамс представлял случившееся как результат провокации со стороны солдат, коловших горожан штыками и затем, в ответ на несколько снежков, брошенных мальчишками, открывших огонь. Капитан Престон, командовавший отрядом, будто бы воскликнул: «К черту, стреляйте, каковы бы ни были последствия!» Далее следовало еще множество деталей того же рода, в том числе сообщение, что солдаты стреляли в людей, пытавшихся помочь раненым. «Степень жестокости, неведомая британским войскам, по меньшей мере с тех пор как дом Ганноверов контролирует их действия, - попытка стрелять или колоть штыками людей, которые пытались унести убитых и раненых!» - восклицал автор. И далее следовало традиционное впечатляющее клише: «Кровь наших сограждан текла по улицам,

17

как вода» .

Сохранившиеся материалы судебного процесса над капитаном Престоном и его солдатами позволяют судить о том, где Ривир и Адамс в данном случае отступили от истины. Реальная ситуация не была столь однозначной. Например, так и не удалось доказать, что капитан Престон действительно приказал открыть огонь. Не было также доказано, что солдаты сознательно стреляли на поражение (при низкой точности армейских мушкетов вполне возможны были случайные жертвы). Именно поэтому только двое солдат были признаны виновными, причем в непредумышленном убийстве. Не было однозначным и поведение бостонцев. Свидетели показали, что горожане не были совсем уж безоружны. У них были тяжелые трости и дубинки. И хотя в солдат летели всего лишь снежки и оскорбительные выкрики, все же в накаленной обстановке Бостона 1770 г. такая провокация легко обернулась трагедией18.

17 Boston Gazette. Mar. 12, 1770. В дальнейшем суд присяжных отверг большую часть этих обвинений как необоснованные.

18 См. подробнее: Филимонова М.А. «Бостонская бойня» и концепция власти в эпоху Просвещения // Ученые записки КГУ. 2021. №2(58). С. 55-60.

Все эти нюансы на гравюре Поля Ривира отсутствуют, но тем сильнее ее эмоциональный заряд, что немало способствовало ее превращению в один из визуальных символов Американской революции.

у / < г/-/'//// (^¿(//¿^

Некая кабинетная хунта

Следующий этап развития конфликта, связанный с «нестерпимыми актами», представлен на карикатуре «Некая кабинетная хунта» (1774). Первый из актов устанавливал блокаду бостонского порта, куда впредь допускались лишь корабли, снабжавшие английский гарнизон в городе или осуществлявшие каботажный подвоз продовольствия. Второй изменял хартию Массачусетса, заменял выборный Совет назначаемым и давал губернатору право назначения судей. Третий обеспечивал защиту королевских чиновников: согласно ему лица, преступившие закон в ходе подавления мятежей или обеспечения сбора налогов, направлялись для суда в Англию или любую английскую колонию по выбору губернатора. Четвертый предусматривал расквартирование британских войск в любых нежилых помещениях по выбору офицеров. На карикатуре лорд Норт, премьер-министр в 1770-1782 гг., протягивает королю Акт об уничтожении остатков свободы в Америке и уверяет: «Это успокоит мятежников». Рядом стоят верховный судья Мэнсфилд и Бьют. Британия в позе отчаяния, с фригийским колпаком. На спинке трона Георга - французские лилии как символ тира-

нии. Бьют обращается к нему, как к «доброму принцу Чарльзу», намекая на короля Карла I Стюарта, также ассоциировавшегося с тиранией. Характерный для ранней американской пропаганды наивный монархизм здесь отсутствует. Георг III и его министры изображены карикатуристом в роли злодеев, плетущих заговор против свободы Америки. Британия четко им противопоставлена. Она оплакивает безумие своих политиков. Здесь отражается колониальная менталь-ность накануне Войны за независимость: американцы все еще отождествляют себя с Британией, даже когда критикуют британское правительство.

Живописный вид на государство Великобритания за 1778 год

А вот уже карикатура периода Войны за независимость, «Живописный вид на государство Великобритания за 1778 год». Авторство карикатуры спорно; она английская по происхождению, а ее американская версия не подписана. Но ее убедительно приписывают Полю Ривиру, как единственному в то время граверу в Новой Англии. В отличие от более ранних карикатур, здесь нет позитивных образов Британии, ее институтов или конституционных документов. Америка (представленная в виде индейца) вместе со своими новыми союзниками (Нидерланды, Франция, Испания) отпиливает рог у тощей коровы - британской коммерции. Справа - британский лев, спящий или мертвый. Его попирает

маленькая собачка. Америка и Британия полностью противопоставлены друг другу.

Во время Войны за независимость Поль Ривир служил курьером для Мас-сачусетского провинциального конгресса, чеканил местную монету, отыскивал запасы пороха для ополченцев. В 1776 г. он был назначен майором массачусет-ской милиции (ополчения). Он служил в форте Кастл-Уильям, защищавшем бостонскую гавань. В 1779 г. он участвовал в экспедиции на Пенобскот-Бэй, чтобы выбить оттуда англичан. Но американские командиры не могли договориться об общей стратегии и тактике, и экспедиция потерпела полное поражение.

После войны Ривир открыл в Бостоне чугуннолитейное производство. Он также отливал церковные колокола, спрос на которые возрос в связи со вторым великим пробуждением. Некоторые из его колоколов функционируют и сегодня. Он также открыл производство медной обшивки, необходимой для защиты кораблей от древоточцев и обрастания ракушками.

В 1795 г., будучи гроссмейстером Масонского братства, он заложил краеугольный камень нового стэйтхауса в Бостоне и в том же году основал Масса-чусетскую благотворительную ассоциацию ремесленников, став ее первым президентом. Все это время Ривир не оставлял интереса к политике. Как мануфактурист, он горячо одобрил «гамильтоновскую систему» с ее протекционистскими тарифами и примкнул к партии федералистов. Он продолжал участвовать в обсуждении политических вопросов даже после выхода на покой и в 1814 г. распространил петицию, предлагающую правительству услуги бостонских ремесленников по защите Бостона во время англо-американской войны 1812-1815 гг. Он умер в своем доме 10 мая 1818 г.

Серебряные изделия работы Ривира, как и его гравюры, в настоящее время высоко ценятся и украшают собой музеи, в т.ч. Музей изящных искусств в Бостоне и музей Метрополитэн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.