Научная статья на тему 'Образы фантастических существ аттической вазописи эпохи архаики'

Образы фантастических существ аттической вазописи эпохи архаики Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
461
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образы фантастических существ аттической вазописи эпохи архаики»

А. Е. Петракова

Образы фантастических существ аттической вазописи эпохи архаики

Древнегреческое искусство насыщено фантастическими образами, особенности и частота изображения которых, предпочтения в обращении к тем или иным персонажам и т. п. связаны со временем и местом создания произведения, его предназначением, материалом. Наиболее богатой, с точки зрения количества и разнообразия представленных фантастических существ, была эпоха архаики в Беотии, Восточной Греции, Аттике, а особенно - Коринфе, из искусства которого чернофигурная аттическая вазопись многое заимствовала.

Аттические расписные вазы дают множество примеров изображений фантастических созданий, связанных с мифологическими представлениями, зафиксированными в дошедших до нас памятниках письменности. В основе большинства фантастических образов - реальные животные и человеческие существа и их части, фантастичность заключается в особенностях комбинаций реальных элементов. Вариантов может быть несколько: 1) смешение частей нескольких животных существ, в результате чего образуются тератоморфные образы (грифоны, гиппа-лектрионы, Химера, гиппокампы, Пегас); 2) смешение животных и человеческих элементов, в результате чего образуются миксантропические образы (Сфинкс, сирены, кентавры, Минотавр); 3) увеличение по отношению к реальности количества или размеров элементов тел в одном персонаже (Кербер, Гидра, Герион, Аргус); 4) комбинирование первого или второго варианта с третьим (Горгона Медуза - с человеческим телом, крыльями и гипертрофированной головой, ртом, зубами, языком). Эти четыре варианта охватывают большинство имеющихся в аттической черно- и краснофигурной вазописи архаики изображений. Помимо того существуют образы реальных животных, но приобретших фантастические черты по причине малого знания о них, которые, в данном случае, в расчет не принимаются, будучи результатом ошибочных представлений, а не продуктом сознательного стремления к фантастическому. Также, существует множество изображений «фантастических», с точки зрения их бытования в мифах, животных (Немейский лев, кобылицы-людоеды Диомеда и т. п.), которые в мифологических описаниях могли отличаться особыми размерами, способностями (сверхъестественной силой, быстротой), фантастическими качествами (непробиваемая шкура Немейского льва, огнедышащие быки царя Эета, стимфалийские птицы с железными/медными перьями и т. п.), но в произведениях вазописи эти черты никак не визуализируются, фантастические животные изображаются так же, как их «ре-

96 © Петракова А. Е., 2007

альные» собратья в не мифологических сценах. «Змеи»/«драконы» из мифов об Аргонавтах, Кадме и других изображаются в виде змеи, отличающейся гигантскими размерами1, реже - двумя головами2.

Хотя древнегреческие мифы изобилуют упоминаниями фантастических существ, в аттической вазописи архаики изображается ограниченное количество персонажей (не встречаются гекатонхейры, Эхидна и др.). Миксантропические создания преобладают над тератоморфными, а подробно описанные в мифах преобладают над теми, сведения о внешнем облике которых скудны. Среди миксантропических господствуют горгоны, сфинксы, сирены, кентавры, силены и сатиры; реже встречаются Минотавр, крылатые антропоморфные существа обоих полов, змееногие создания. Среди тератоморфных распространены Пегас, Кербер, Гидра, Химера. К тератоморфным созданиям, происхождение и деятельность которых не связана с конкретным мифом, относятся гиппалектрион, грифоны-птицы, крылатые дельфины, птица-фаллос.

Многие фантастические образы в искусстве архаической Аттики заимствованы с Востока, но впоследствии трансформировались в соответствии с собственными мифологическими представлениями. Изначально эти существа могли являться охранительным или погребальным символом, элементом орнамента и существовать во множестве; греческие мифы повествуют об аналогичных созданиях, иногда - многочисленных (сирены), иногда - уникальных (Сфинкс). В аттической вазописи архаики подобные персонажи существуют и в контексте мифа, и в роли охранительного символа или орнаментального элемента, как это было в искусстве Востока и в коринфской вазописи, от которой, будучи опосредованными, эти образы переместились в аттическую чернофигурную вазопись.

Иконография наиболее популярных фантастических существ сохраняется (за исключением мелких деталей) на протяжении эпохи и является более или менее стандартной и соответствующей словесной традиции. Сфинксы изображаются с телом льва, крыльями (форма, размеры, цвет -в зависимости от меры фантазии художника), головой (головой и грудью) женщины; чаще - в профиль и сидя3, чем стоя4. Сфинкс в сцене с Эдипом встречается реже5, чем сфинксы, обрамляющие какую-то сцену6 или включенные в ряды животных. Горгоны имеют женское тело, большую голову (в фас), длинные волосы, иногда - бороду (смешение мужских и женских черт - еще один фантастический элемент), огромные глаза, приплюснутый нос, широко раскрытый рот с огромными зубами, высунутый язык, крылья (от двух до четырех7, разной формы), из волос могут торчать змеи. Изображения горгон встречаются в контексте мифа о Персее8, однако более распространенный вариант в эпоху архаики - бегущая горгона (горгон) 9 или горгонейон10. Сирены изображаются с телом птицы, головой (головой и грудью) женщины11, иногда - с женскими руками12.

Сирены предстают в рядах животных, в качестве элементов, обрамляющих композицию, реже - в истории Одиссея13. В изображении кентавра14 возможны два варианта: с передними ногами человеческими (т.е. тело человека, нередко - в одежде до пят, и приставленная к его талии задняя часть коня)15 или, более распространенный в краснофигурных вазах, - с телом коня и только верхней частью (от талии) человеческой16; характерны звериные уши и, часто, курносые носы. Кентавры появляются в сценах драк, охот, шествий, иногда - везущими колесницу героя17 или бога, из конкретных кентавров чаще всего встречаются Несс и Хирон. Силены и сатиры имеют уши животных (осла, козла), хвосты (лошадиные, козлиные), курносые носы, нередко - огромные фаллосы, ноги могут быть простыми человеческими18, человеческими с шерстью или лошадиными/козлиными с шерстью и копытами; иногда - все тело покрыто шер-стью19. Крылатый человеческий персонаж (не обязательно конкретный мифологический персонаж или бог), встречается в женском и мужском варианте, имеет два или четыре крыла, предстает в сценах преследований (гарпии, бореады и проч.), собраний богов, самостоятельно бегущим.

Минотавр имеет тело человека и голову быка, тело иногда покрыто шер-20 21 22 стью . Изображается с Тезеем или один, бегущий . Пан имеет тело

23

человека, голову козла с рогами , изредка - копыта на ногах; появляется в вазописи архаики редко. Змееногие (гиганты) измеерыбохвостые (Тритон, Нерей)_персонажи изображаются редко, имеют тело человека выше пояса. В краснофигурной вазописи гиганты нередко имеют человеческие ноги, но эмблемы на щитах в виде змеи. Нерей в борьбе с Гераклом изображается со змеиным или рыбьим хвостом может быть еще голова змеи или льва, высовывающаяся из тела24. Химера имеет тело льва, из шеи выходит голова (передняя часть с ногами) козла, хвост - в виде змеи. Изображается в сценах сражения с Беллерофонтом25 и отдельно26. Грифоны обладают телом льва, крыльями и головой (клювом) орла27. Изображаются сидящими в профиль в рядах животных или как обрамляющие элемен-ты28. Крылатые кони или пегасы появляются в рядах животных, как обрамляющие композицию элементы29, иногда - везут колесницу богов и героев; Пегас (как уникальное создание) изображается с Беллерофонтом. Кербер в вазописи предстает двухголовым30, хотя встречается трехголовый и одноголовый31 варианты; в виде змеи может быть хвост, змеи могут высовываться из головы или по всему телу. Пес Гериона также изображается двухголовым32. Гиппокампы изображаются с передней частью коня и хвостом рыбы или скорее морского змея33. Гидра имеет от двух до

34

двенадцати змеиных голов, прикрепленных к толстому змеиному хвосту (нередко - чешуйчатому); чаще всего голов девять35; изображается с Гераклом. Герион - существо из трех человеческих тел и голов, появляется в сражении с Гераклом, изображается редко36. Аргус (также редкий

персонаж) изображается как человек с двумя лицами37, иногда - очень большой, изредка - с глазами по всему телу38. Циклопы изображаются больших размеров, с одним глазом во лбу, присутствуют в вазописи редко (сцена ослепления Одиссеем).

Особыми вариантами чудовищ, встречающихся в вазописи, но не восходящих к дошедшим до нас мифам, являются грифон-птица, глаз-сирена и глаз-сфинкс, гиппалектрион, птица-фаллос. Грифон-птица имеет крылья и хвост как у обычных птиц в вазописи, а на голове - рога39; грифоны-птицы обрамляют композицию или изображаются в составе рядов животных. Глаз-сирена40 и сфинкс-сирена - более редкий персонаж, у которого во весь размер туловища нарисован глаз. Среди таких персонажей встречается также глаз-сирена с мужской бородатой головой41. Гиппалектрион или петух-лошадь имеет тело петуха и переднюю часть лошади, изображается отдельно или со всадником42 (образ петуха с передней частью животного встречается на тирренских амфорах, но из них только гиппалектрион получает распространение в дальнейшем). Птица-фаллос имеет тело и крылья птицы, шея и голова заменены фаллосом (на головке которого может быть нарисован глаз)43.

Фантастические существа присутствуют в вазописи также в качестве эмблем на щитах, элементов декора мебели, архитектурных сооружений, одежд (прекрасный пример - одежда Деметры, украшенная черными силуэтами крылатых дельфинов, сирен, человеческих существ44). Наиболее распространены Горгона или горгонейон, сфинкс, кентавр45, крылатый конь46, крылатый вепрь47, фантастическое соединение протом нескольких животных (коня, льва, грифона) и крыльев48 и проч. Также эти персонажи могут фигурировать в качестве «добавочного» элемента к мифологиче-

49

ской истории, в которой они по сюжету не участвовали (в этом случае они могут быть как смысловым, проясняющим происходящее, так и декоративным элементом).

Как показывает краткий обзор, разнообразие комбинаций образуется из ограниченного «набора» животных (конь, лев, орел, змея, петух, собака), каждое из которых связано с олицетворением определенных качеств и природных сил. То же касается и частей тела, количество которых увеличивается (глаза, голова) или которые добавляются другим персонажам (крылья). В ряде случаев животная характеристика или характеристика части тела призвана акцентировать определенное качество, так, например, крылья появляются и у тех персонажей, у которых по стандартной иконографии не должно быть, придавая им дополнительную характеристику - например, крылатая Афина50 или Ахилл51, крылья у коней Дио-меда52, у морского коня Посейдона53 и проч.

Помимо существ, изначально (с момента своего происхождения) и стабильно имеющих фантастический вид, элементы фантастического

присутствуют в эпизодах мифов, связанных с историями о превращениях. Так, за счет тех же описанных выше комбинаций элементов реальных существ появляются Актеон, в процессе превращения в оленя (с рожками или оленьей головой), превращающиеся в дельфинов тирренские морские разбойники (с человеческими ногами и дельфиньей верхней частью) и т.п. К фантастическим существам в состоянии трансформации (хотя и более длительном) можно отнести и спутников Одиссея, превращенных Киркой и изображаемых на вазах в виде миксантропических созданий. Чаще всего - это человек с головой кабана и свиным хвостом54, хотя есть варианты в виде человека с головой и передними ногами лошади, барана, собаки, льва55, или даже стоящего на задних лапах кабана, но с лицом человека56. Ахелой в сражении с Гераклом предстает в виде быка с человеческим телом/головой и рогами57, а также в виде змея с рыбьим хвостом, человеческой грудью и руками и рогом на голове58.

Во всех описанных выше вариантах в основе образов лежали реальные элементы, фантастичность же достигалась за счет причудливости их сочетаний. Наибольшая творческая фантазия проявлена при изображении плохо описанных в мифах существ: морского чудовища, от которого Геракл спас Гесиону59, чудовища, от которого Персей спас Андромеду60, Кето61, и проч. У подобных существ реальные животные составляющие определить сложно, а в изображении заметна робость, с которой художник создает образ без реальных прототипов в основе. Кроме того, существует некоторое количество неопределенных персонажей, как, например, персонаж, ведомый Гераклом (чья иконография несомненна), но не

отождествляемый ни с одним из известных чудовищ греческой мифоло-гии62.

В аттической краснофигурной вазописи, которая с последней трети VI в. до н.э. сосуществует, а в V в. до н.э. постепенно вытесняет чернофи-гурную технику росписи, в эпоху архаики еще встречаются сфинксы, крылатые лошади и грифоны, хотя, в основном, как обрамляющие некую центральную композицию элементы, или как второстепенные мотивы (эмблемы на щитах, элементы декора архитектурных сооружений). Гораздо реже встречаются гиппалектрион, крылатые дельфины, сирены. Сфинкс изображается чаще в контексте мифа об Эдипе. Сатиры и кентавры, как существа с явно преобладающим человеческим началом, ассоциирующиеся с воплощением определенных человеческих качеств и в целом благожелательно настроенные к людям, сохраняют свое значение в вазописи и частота их изображений даже увеличивается. Но в целом краснофигурную вазопись конца архаики характеризует ослабление внимания к фантастическим образам. Новое возрождение интереса к фантастике начнется к концу эпохи поздней классики, что будет обусловлено и ростом культурных контактов (в том числе - со странами Востока), и

расширением географии экспорта керамической продукции (например, появление изображений грифов и аримаспов на вазах для городов Северного Причерноморья).

1 Дракон, стерегущий золотое руно (Roma, Vatican Museums, ARFV, archaic, pl. 288).

2 Двуглавый змей, стерегущий дерево Гесперид (Berlin, Staatliche Museen 3261, ABFV, pl. 233).

3 New York, The Metropolitan Museum of Art 06.1021.161, ABFV, pl. 126.

4 Munich, Antikensammlungen 2243, ABFV, pl. 116.

5 Rome, Vatican Museums, ARFV, archaic, pl. 301.2.

6 Würzburg, Martin von Wagner Museum 168, ABFV, pl. 58; London, British Museum 1920.6-13.1, ARFV, archaic, pl. 102.

7 London, British Museum B 471, ABFV, pl. 80.

8 Paris, Louvre E 874, ABFV, pl. 11.

9 Munich, Antikensammlungen 2312, ARFV, archaic, pl. 153.

10 Munich, Antikensammlungen 8760, ABFV, pl. 69.

11 Boston, Museum of Fine Arts 98.916, ABFV, pl. 56.

12 Stockholm, Throne-Holst Collection, ABFV, pl. 286.

13 London, British Museum E 440, ARFV, archaic, pl. 184.1.

14 Это мужские персонажи, женские, как, например, кентавресса в картине Зевксиса, еще не фигурируют.

15 Baltimore, Walters Art Gallery 48.148, LIMC I, Achilleus 20; Paris, Louvre G 3, ARFV, archaic, pl. 56.

16 Karlsruhe, Badishes Landesmuseum 63.104, ARFV, archaic, pl. 39.2; London, British Museum 192.11-11.1, ARFV, archaic, pl. 72.

17 Athenes, Musée de l'Agora P 1257, LIMC IV, Herakles 1428.

18 Basel, Antikenmuseum Kä. 420, ABFV, pl. 89.

19 New York, The Metropolitan Museum of Art 26.49, ABFV, pl. 50.

20 London, British Museum B 148, ABFV, pl. 66.2.

21 Oxford, Ashmolean Museum 303, ARFV, archaic, pl. 118.

22 Athens, National Museum, Akr, 68, ARFV, archaic, pl. 70.

23 Boston, Museum of Fine Arts 10.185, ARFV, archaic, pl. 335.1.

24 Paris, Louvre CA 723, ABFV, pl. 16.2.

25 Paris, Louvre A 478, ABFV, pl. 39.

26 Rome, Villa Giulia Museum 50735, ABFV, pl. 152.

27 Berlin, Staatliche Museen 1961.7, ABFV, pl. 8.

28 Florence Museum 4209, ABFV, pl. 46.

29 London, British Museum B 425, ABFV, pl. 112 ; Bologna, Museo Civico 361, ARFV, archaic, pl. 62; Castle Ashby, ARFV, archaic, pl. 93.

30Paris, Louvre F 204, ABFV, pl. 162; Москва, ГИМ 70, ABFV, pl. 163; Boston, Museum of Fine Arts 01.8025, ARFV, archaic, pl. 16.

31 Zürich, Archäologische Sammlung der Universität 3844, LIMC V, Herakles 2576.

32 Munich, Antikensammlungen 2620, ARFV, archaic, pl. 26.2.

33 Paris, Louvre F 145, LIMC VI, Nereus 13.

34 Palermo, Museo Nazionale V 763, ARFV, archaic, pl. 198.

35 Paris, Louvre CA 598, ABFV, pl. 270.

36 Paris, Louvre F 53, ABFV, pl. 96.

37 London, British Museum B 164, ABFV, pl. 107; London, British Museum B 164, ABFV, pl. 107.

38 Hamburg, Museum fur Kunst und Gewerbe 1966, ARFV, archaic, pl. 165.

39 London, British Museum B 383, ABFV, pl. 45.1.

40 Boston, Museum of Fine Arts 10.651, ABFV, pl. 82.

41 London, British Museum B 215, ABFV, pl. 195. На этой чернофигурной амфоре такие персонажи обрамляют сцену сражения Пелея и Фетиды, тем самым усиливая меру фантастичности происходящего.

42 Paris, Louvre F 100, ABFV, pl. 150.

43 Paris, Petit Palais 307, ARFV, archaic, pl. 176; Berlin, Staatliche Museen 2095 (Эрос и культура кат. 150) и 1966.21 (кат. 151).

44 London, British Museum E 140, ARFV, archaic, pl. 309.

45 London, British Museum E 458, ARFV, archaic, pl. 172.2.

46 Leiden, Rijksmuseum xv.i.79, ABFV, pl. 301; Boston, Museum of Fine Arts 9519, ARFV, archaic, pl. 162.

47 Munich, Antikensammlungen 2620, ARFV, archaic, pl. 26.2.

48 Kings Point, Schimmel collection, ARFV, archaic, pl. 58.1; Basel, Antikenmuseum BS 456, ARFV, archaic, pl. 146.2.

49 Маленькая сирена с руками над колесницей Афины (Rome, Villa Giulia Museum 27250, ARFV, archaic, pl. 94).

50 Paris, Cabinet des Medales 260, ABFV, pl. 207.

51 London, British Museum B 240, LIMC I, Achilleus 901.

52 Syracuse Museum 14569, ABFV, pl. 257.

53 Oxford, Ashmolean Museum 247, ABFV, pl. 250.

54 Taranto Museum 9125, ABFV, pl. 231.

55 Boston, Museum of Fine Arts 1899.518, LIMC VI, Kirke 14.

56 Vulci, Antiquarium del Castello dell'Abbadra, LIMC VI, Kirke 19.

57 New York, The Metropolitan Museum of Art 59.64, LIMC I, Acheloos 214; Boston, Museum of Fine Arts 99.519, LIMC I, Acheloos 215.

58 London, British Museum E 437, ARFV, archaic, pl. 54.

59 Taranto Museum 52155, ABFV, pl. 179.

60 Berlin, Staatliche Museen F 1652, LIMC I, Andromeda I 1.

61 Amsterdam, Allard Pierson Museum 3702, LIMC VII, Ketos 27.

62 Boston, Museum of Fine Arts 98.924, LIMC V, Herakles 2834.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.