Notes
1. Romanov A. K. Pravovaya sistema Anglii [Legal system of England]. Moscow. 2000; David R., Briley D. Osnovnye pravovye sistemy sovremennosti [The main legal systems of the present]. Moscow. 1999; James Ph. S. Introduction to English law. 12th ed. L., 1989; Eddey K. The English legal system. Fourth edition by K. Eddey. L., 1987.
2. Tatarinov V. A. Teoriya terminovedeniya: v 3 t. Teoriya termina: istoriya i sovremennoe sostoyanie [Theory of terminology: in 3 volumes. Theory of the term: history and current status]. Moscow. 1996; Refor-matksy A. A. [How to use this terminology. Principles and methods]. Moscow. 1968. P. 122; Gerd A. S. Termi-nologicheskoe znachenie i tipy terminologicheskikh znachenij [Terminological meaning and types of terminological values] / / Problematika opredelenij terminov v slovaryakh raznykh tipov - The issue of definitions of terms in the dictionaries of different types. Leningrad. 1975. P. 12; Kandelaki T. L., Saburova G. G. Voprosy modelirovaniya sistem znachenij uporyadochennykh terminologij [Questions of systems of modeling values of ranked terminologies]. Moscow. 1969. P. 26; Leychik V. M. Primenenie sistemnogo podkhoda dlya analiza ter-minosistem [Application of a systematic approach for analyzing of the terminology systems] / / Terminove-denie - Terminology. 1993, № 1.
3. Tatarinov V. A. Op. cit.; Reformatsky A. A. Op. cit.; Gerd A. S. Op. cit.; Leychik V. M. Op. cit.
4. Reformatsky A. A. Op. cit.
5. Gerd A. S. Op. cit.
6. Tatarinov V. A. Op. cit.
7. Kandelaki T. L., Saburova G. G. Op. cit.
8. James Ph. S. Op. cit .; Eddey K. Op. cit .; Bond M. F. Guide to the Records of Parliament. L., 1971. 14421969; Jowit W. A. The dictionary of English law. L., 1959; Russell F., Locke Ch. English law and language. N. Y. L., 1995; Walker D. M. The Oxford Companion to Law. Ox. : 1980; The Law Online. Courts in the UK. Available at: http://www. justis. com/support/faq-courts. aspx#family; http://www. judiciary. gov. uk/you-and-the-judiciary/going-to-court/going-to-court. htm - this website explains the roles and work of judicial officeholders in the civil, criminal and family courts, and in tribunals.
9. The Law Online. Courts in the UK. Available at: http://www. justis. com/support/faq-courts. aspx#family.
10. Romanov A. K. Op. cit.; David R., Briley D. Op. cit.; James Ph. S., Op. cit.; Eddey K. Op. cit.
11. Romanov A. K. Op. cit.; David R., Briley D. Op. cit.; James Ph. S. Op. cit.; Eddey K. Op. cit.; http://www. judiciary. gov. uk/you-and-the-judiciary/going-to-court/going-to-court. htm - this website explains the roles and work of judicial office-holders in the civil, criminal and family courts, and in tribunals.
УДК 821.111
Н. А. Шамардина
Образы духовенства в «Сценах клерикальной жизни» Джордж Элиот
Центральное место в цикле повестей «Сцены клерикальной жизни» Джордж Элиот занимают священнослужители. В статье последовательно рассматриваются образы духовенства - Амоса Барто-на («Невзгоды преподобного Амоса Бартона»), Мейнарда Джилфила («Любовная история мистера Джилфила») и Эдгара Триана («Исповедь Джанет»). Автор делает вывод о том, что писательница следует своей главной эстетической задаче - расширять область человеческого сочувствия. Элиот не сосредотачивает свое внимание на проблемах христианства, ее подход к изображению духовенства трудно назвать ортодоксальным. Читатели видят персонаж не только в его священническом облачении, но и как обычного человека: именно в сочетании «теологического» и «человеческого» аспектов состоит своеобразие изображения духовенства у Джордж Элиот.
The clergy have a central place in the Scenes of Clerical Life by George Eliot. The author of this article examines and analyses the images of the clergy - Amos Barton, Maynard Gilfil, Edgar Tryan. By analyzing the characters, the author of this article concludes about that George Eliot expresses her main aesthetic idea - to expand the area of sympathy. George Eliot does not concentrate one's attention on the problems of Christianity. Her approach to image of the clergy is not orthodox. The character is not only a clergyman, but also an ordinary man. The combination of theological and humane aspects is the originality of English writer.
© Шамардина Н. А., 2014
Ключевые слова: образы духовенства, провинциальная Англия, «Сцены из жизни духовенства», Джордж Элиот.
Keywords: image of clergy, provincial England, "Scenes of Clerical Life", George Eliot.
Среди социальных слоев в Англии духовенство всегда занимало центральное положение, поэтому нередко в литературе так или иначе освещалась тема религии. Изображение духовенства можно найти в творчестве таких авторов, как Генри Филдинг, Оливер Голдсмит, Джейн Остен, Шарлотта Бронте, Энтони Троллоп и др. В отличие от романов Филдинга и Ос-тен, где на главном фоне разрабатывается приключенческий или любовный сюжет и образы викариев хоть и присутствуют, но не несут никакой смысловой религиозной нагрузки, роман Голдсмита «Векфильдский священник» наиболее близок по духу произведениям Джордж Элиот. В нем пастор Примроз является олицетворением подлинной человечности, доброты, трудолюбия и бескорыстия. Он показан как благородный человек, имеющий твердые моральные принципы, хотя в то же время герой оказывается беспомощным при столкновении с обманом и злом.
Уже в первых произведениях Джордж Элиот - цикле повестей «Сцены клерикальной жизни» (1856) - центральное место занимают священнослужители. Главный герой повести «Невзгоды преподобного Амоса Бартона», действие которой развертывается в конце XVIII в., - бедный священник из Шеппертона, обладающий «скучными серыми глазами» и «вполне обычным голосом» [1]. Амос получил университетское образование, но при этом путает слова и имеет трудности с синтаксисом и пунктуацией. Персонаж ничем не выделяется среди других: «Мистер Бартон вовсе не был аскетом; он мог, отдыхая, немного посплетничать. <...> Но, в конце концов, преподобный Амос никогда не приближался к границам порока. Его недостатки были посредственными. Он не был в чем-либо талантливым, если только в том, чтобы быть в высшей степени заурядным, быть квинтэссенцией экстракта посредственности» [2].
Большинство жителей прихода не уважает Амоса Бартона. Священник не может отнести себя ни к нонконформистам, ни к приверженцам Англиканской церкви. Поддавшись новомодным веяниям, Амос смешивает евангелические доктрины с доктринами трактарианст-ва: «Он проповедовал доктрины Низкой церкви, но при этом считал Высокую церковь утверждением церковной силы» [3]. Пастор не может добиться признания у своих прихожан: его постоянные рассуждения о грехе и спасении вызывают только отторжение.
При этом Амос Бартон неутомим в своем призвании: утром он прочитывает по две проповеди, а потом ходит читать молитвы в так называемый «Колледж» — на большую каменную площадь, где собираются ткачи, в среде которых бытуют радикализм и диссидентство. Но излишний энтузиазм пастора в исполнении своих обязанностей приводит к трагедии: изнемогая под тяжестью непосильных бытовых забот, умирает его жена Милли, оставляя шестерых детей без материнской заботы. Только лишь горе сближает пастора с жителями Шеп-пертона, которые уже не отпускают шуточки в его адрес, а смотрят на него с сочувствием.
Начиная с первой повести, автор не идеализирует своих героев, описывает не только их достоинства, но и недостатки. В начале V главы писательница делает акцент на том, что избранный ею центральный персонаж вовсе не является героем в прямом смысле этого слова, она подчеркивает, что он был «ощутимо и безошибочно обыкновенен», большинство читателей могут назвать его «абсолютно неинтересным характером» [4]. Однако, по мнению Джордж Элиот, именно изображение заурядного, повседневного существования героев способно вызвать в читателях сочувствие.
С большим мастерством автор изображает и других представителей духовенства в повести. Замечательна в этом отношении глава VI, где происходит клерикальное собрание. Элиот описывает священников с юмором, упоминая, что «вопрос послания Иуды был не совсем прояснен, так как наступил обед, во время которого мистер Фэллоус взял инициативу в разговоре, рассуждая про свеклу и урожай в этом году» [5].
Несмотря на то что сюжет второй повести цикла «Любовная история мистера Джилфи-ла» мало связан с религиозной тематикой, повествование начинается именно с портрета пастора Мейнарда Джилфила, предшественника Амоса Бартона, и описания его духовных обязанностей. Читатели видят героя уже в возрасте, это достаточно симпатичный человек, у которого в карманах всегда припасены сливы и пряники для маленьких ребятишек. Викарий
«не блистал в исполнении своих духовных обязанностей <...> он старался выполнять их как можно более быстро» [6]. Каждое воскресенье он беспристрастно выбирает из своей стопки две короткие проповеди, одну читает в Шеппертоне, другую - в Нибли. После этого Джилфил отправляется обедать (а также курить трубку и шутить) к своим прихожанам, которые любят его и считают за честь пригласить к себе.
«Хорошая проповедь была сегодня утром» [7] - такое замечание можно встретить чаще всего среди прихожан, несмотря на то что они слышали ее в двадцатый раз. Проповеди Джилфила были «не очень-то доктринальными и тем более полемическими» [8]. Это были слова «против лжи, клеветы, гнева, лени, слова о честности, правде, милосердии - о тех вещах, которые лежат на поверхности жизни и имеют мало общего с глубоким духовным учением» [9], - замечает автор. Занятый мирскими интересами, не поддающийся методистским и трактарианским течениям, пастор имеет успех у своей консервативной паствы.
Исследователь Лиддел считает, что сентиментальная история любви с Катериной никак не характеризует Мейнарда Джилфила, что эти события «могли произойти с любым другим человеком, и никоим образом не могут формировать характер» [10]. Но стоит заметить, что именно в разговоре с Катериной, а не в исполнении своих ежедневных обязанностей, Джилфил проявляет свое духовное призвание. Только он способен увидеть душу героини, и только ему может открыться Катерина, признаваясь, что взяла кинжал для того, чтобы убить Энтони. Когда Тина говорит о том, что была полна злых мыслей, ненависти, дурных страстей, Джилфил не осуждает ее, а, наоборот успокаивает, говоря с ней на равных и приводя в пример себя: «Да, Тина, многие из нас могут быть благочестивыми, и в то же время грешными. Я тоже иногда склонен делать неправильные вещи, но мое тело сильнее вашего, поэтому я могу скрывать свои злые мысли и лучше им противостоять. Вы не знали, что вы делали» [11].
В отличие от Амоса Бартона, Мейнард Джилфил никогда не горел охотой исполнять свои священнические обязанности, однако он помогает Катерине и прихожанам прийти к Богу, причем делает это не с помощью проповедования каких-либо церковных доктрин, а с помощью простых и искренних слов о доброте, сострадании и любви.
«Исповедь Джанет» является наиболее интересной повестью в цикле. Новый пастор в церковной часовне Паддифордской общины Эдгар Триан не сомневается в своем призвании: он методист. Про него ходят слухи, что он «придерживается особенных убеждений и его проповеди привлекают диссидентов» [12].
Не случайно первая глава начинается со сцены в кофейне «Красный лев», где адвокат Демпстер организует коалицию против методистов в Паддифордской общине, продумывая план очередной «демонстрации». Адвокат и его товарищи превратно понимают слова методистов о спасении верой: «Он проповедует против добрых дел: говорит, что добрые дела не необходимы для спасения, - учение сектантское, анабаптистское. Скажите человеку, что он не спасется через свои дела, и вы тем откроете свободный доступ всякому беззаконию» [13].
Из слов миссис Петтифер читатели узнают, что Триан живет в маленькой квартирке, среди грязных лачужек, для того только, чтобы быть ближе к простым людям. Пастор не дает себе отдыха, читая по три проповеди в воскресенье, занимаясь вечерней школой во вторник, посещением коттеджей - в четверг, беседами с учащимися - и все это вместе с исполнением пасторских дел.
К счастью, Триан все же побеждает в борьбе с Демпстером, несмотря на все провокации последнего. Все больше людей проникаются идеями евангелизма, приходя послушать слова пастора о доброте, любви и долге.
Жена адвоката Джанет сначала поддерживает мужа, говоря про Триана следующее: «Он толкует людям о вере и милосердии таким образом, что люди начинают воображать, будто они лучше других, будто Бог их больше любит, чем весь человеческий род» [14]. Однако после трагедии, когда сильно выпивший Демпстер ночью выгоняет свою жену из дома и она находит приют у своей приятельницы, поклонницы нового пастора, именно Триан помогает Джанет обрести веру в Бога и в себя.
Из слов пастора мы узнаем, что почти всю свою жизнь он был светским человеком, занятым мирскими интересами. В студенчестве он соблазнил молодую девушку, которая была ниже его по положению. Однажды он узнает, что Люси, после долгих скитаний по злачным местам, погибает. Только сознание своего греха и беспомощности приводит Эдгара к Богу:
«Когда мы покоряемся Его воле, когда мы желаем единения с ним, желаем достигнуть духовной чистоты и благочестия, тогда как будто падает в глазах наших стена, отделявшая нас от Бога; мы начинаем питаться Его духом, который придает нам свежих сил» [15]. Так Триан становится священником, для того чтобы «при помощи Божией удержать от падения другие слабые, колеблющиеся души» [16].
Благодаря Триану Джанет не уступает соблазну и отказывается от алкоголя, к которому так часто прибегала раньше для утешения своего горя. Теперь «в холодную и мрачную темницу отчаяния, в которой заключена была Джэнет, отворилась дверь, и золотой утренний свет стал пропускать туда свои успокоительные лучи. Для нее заблестело теперь солнце на небе; она осознала существование божественной любви о ней пекущейся, сообщившей ей залог избавления, готовившей ей успокоение в ту именно минуту, когда она считала себя совершенно заброшенной» [17].
Однако пастор Триан слаб здоровьем и совсем не щадит себя, добираясь пешком на проповеди в отдаленные уголки Милби. Вскоре он погибает от чахотки. В финале романа Джордж Элиот называет Джанет Демпстер живым памятником Эдгару Триану, намного более ценным, чем надгробная плита.
Если о герое первой повести можно сказать, что он посредственен и ничем не примечателен, то пастор Триан, человек, принесший евангелизм в общину, уже кажется героической фигурой. Но и он является обыкновенным человеком, со своими недостатками: «Одной из слабых сторон его натуры была излишняя восприимчивость ко всякому резкому повороту во мнениях, робость перед нахмуренным лицом человека самого ограниченного, раздражительность за несправедливость таких людей, в которых нет необходимых элементов для того, чтобы судить о нем правильно, и, при всей чувствительности к упреку, значительная зависимость от симпатии» [18]. Оставаясь наедине с собой, Триан «проливает слезы, потому что жертва тяжела, потому что ему недостает сил и терпения говорить трудные речи и совершать трудные дела» [19].
Можно проследить некую эволюцию образов в изображении духовенства в «Сценах клерикальной жизни». Начиная с сомневающегося в своих религиозных убеждениях священника Амоса Бартона, автор приходит к созданию образа доброго, чуткого пастора Триа-на, который самоотверженно трудится на благо своей паствы. Линия духовенства будет продолжена в романе «Адам Бид», где методистка Дина Моррис является, пожалуй, самой положительной героиней во всем творчестве романистки.
Подход Элиот к изображению духовенства сложно назвать ортодоксальным. Критик Джордж Генри Льюис писал по поводу «Сцен» издателю Джону Блеквуду следующее: «Они будут состоять из рассказов и очерков, показывающих реальную жизнь нашего духовенства около четверти века назад, но только в его человеческом, а вовсе не в теологическом аспекте; это тема, которая еще не была затронута в нашей литературе; мы имели много религиозных, содержащих доктрины историй, но начиная с "Викария" Джейн Остен не было произведений, представляющих духовенство, как и другие социальные слои, с комизмом, и в то же время показывающих беды и горести священников» [20]. В своем повествовании Элиот не сосредотачивает внимание на проблемах сущности христианства, еще будучи верующей, она писала: «Религиозные романы ненавистнее мне, чем просто мирские. Орудия Христианской войны никогда бы не могли быть выточены в художественной мастерской» [21].
С самых первых своих произведений писательница следует своей главной эстетической задаче - расширять область человеческого сочувствия [22]. У ее персонажей «есть невысказанные печали и священные радости», а потому надо видеть свой пафос «даже в незначительности», не забывая о том, что такие персонажи «наделены теми же блестящими возможностями, что и любая человеческая натура» [23]. Развивая сюжет, автор не просто сообщает о действиях своих героев, но также «исследует их состояние души, чтобы их поступки были психологически обоснованы» [24]. Именно в сочетании «теологического» и «человеческого» аспектов и состоит заслуга Джордж Элиот: читатели видят персонажа не только в его священническом облачении, но и как обычного человека - в этом своеобразие английской романистки, ее отличие от других писателей, изображающих духовенство.
Примечания
1. Eliot G. Scenes of Clerical Life. L., 2007. P. 37.
2. Ibid. P. 40.
3. Ibid. P. 13.
4. Ibid. P. 80.
5. Ibid. P. 46.
6. Ibid. P. 71.
7. Ibid. P. 74.
8. Ibid. P. 75.
9. Ibid.
10. Liddel R. The Novels of George Eliot. L., 1977. P. 26.
11. Eliot G. Op. cit. P. 166.
12. Элиот Дж. Исповедь Джэнет. СПб.,1860. С. 18.
13. Там же. С. 7.
14. Там же. С. 84.
15. Там же. С. 116.
16. Там же.
17. Там же. С. 125.
18. Там же. С. 64.
19. Там же. С. 67.
20. Eliot G. The Letters: in 9 vol. L., 1955. Vol. II. P. 269.
21. Liddel R. Op. cit. P. 24.
22. George Eliot's Life as Related in her Letters and Journals / ed. by J. W. Cross. Edinburgh; L., 1887.
P. 231.
23. Eliot G. Op. cit. P. 81.
24. Noble Thomas A. George Eliot's Scenes of Clerical Life. New Haven, 1965. P. 41.
Notes
1. Eliot G. Scenes of Clerical Life. L., 2007. P. 37.
2. Ibid. P. 40.
3. Ibid. P. 13.
4. Ibid. P. 80.
5. Ibid. P. 46.
6. Ibid. P. 71.
7. Ibid. P. 74.
8. Ibid. P. 75.
9. Ibid.
10. Liddel R. The Novels of George Eliot. L., 1977. P. 26.
11. Eliot G. Op. cit. P. 166.
12. Elliot J. Ispoved' Dzhehnet [Confession of Janet]. St. Petersburg. 1860. P. 18.
13. Ibid. P. 7.
14. Ibid. P. 84.
15. Ibid. P. 116.
16. Ibid.
17. Ibid. P. 125.
18. Ibid. P. 64.
19. Ibid. P. 67.
20. Eliot G. The Letters: in 9 vol. L., 1955. Vol. II. P. 269.
21. Liddel R. Op. cit. P. 24.
22. George Eliot's Life as Related in her Letters and Journals / ed. by J. W. Cross. Edinburgh; L., 1887.
P. 231.
23. Eliot G. Op. cit. P. 81.
24. Noble Thomas A. George Eliot's Scenes of Clerical Life. New Haven. 1965. P. 41.