Научная статья на тему 'ОБРАЗЫ АФРИКАНСКИХ МИГРАНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ КИТАЙСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ'

ОБРАЗЫ АФРИКАНСКИХ МИГРАНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ КИТАЙСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
70
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / АФРИКА / АФРИКАНСКИЕ МИГРАНТЫ / РАСИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / КИТАЙСКИЕ БЛОГЕРЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Андреев Николай Дмитриевич

Китайские социальные сети представляют для исследователя значительный по объему, но крайне мало изученный материал. На подобных площадках граждане КНР могут высказываться и высказываются относительно свободно, в том числе напрямую критикуя власть. В связи с этим мнения китайцев, нашедшие отражение в социальных сетях, довольно репрезентативны и содержат широкий спектр взглядов по тем или иным вопросам. В настоящей статье рассматривается отношение китайцев к африканским мигрантам в различных китайских социальных сетях. В зарубежной и отечественной исследовательской литературе данная проблематика освещается фрагментарно и поэтому нуждается в более обстоятельном изучении. Автором проведена значительная работа по поиску публикаций, связанных с этой темой. В качестве методологического инструмента использовался поиск по ключевым словам, а также по внешним ссылкам. Результаты исследования свидетельствуют о том, что подавляющее большинство китайцев, публикующих посты в социальных сетях и комментирующих их, настроены к африканским мигрантам крайне негативно, порой враждебно, а немногочисленные исключения лишь подтверждают это правило. Набор упреков в адрес мигрантов всегда примерно один и тот же: их обвиняют в отсутствии культуры, неуважении к китайским традициям, плохом отношении к женщинам, склонности к совершению преступлений, а также в том, что правительство тратит на них неоправданно большие средства. Высказываются опасения, что из-за мигрантов Китай может утратить свою культурную и национальную идентичность. В настоящем исследовании автор старался избегать тенденциозности или предвзятости, будучи одинаково далеким как от расистских взглядов отдельных китайских блогеров, так и от огульного обвинения всего китайского общества в расизме. В статье лишь констатируется тот факт, что подавляющее большинство публикаций в китайских социальных сетях, посвященных проблеме африканских мигрантов, содержит негативный настрой в отношении последних, хотя имеется устойчивое количество примеров противоположных взглядов и оценок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGES OF AFRICAN MIGRANTS IN CONTEMPORARY CHINESE SOCIAL NETWORKS

Chinese social networks provide vast information, which have not been enough studied. Chinese citizens can and do express themselves relatively freely in such networks and openly criticize the authorities. In this regard, the opinions of Chinese people in social media are quite representative and refl ect a wide range of views on various issues. Th is article examines Chinese attitudes towards African migrants in Chinese social networks. This issue is covered in part in the foreign and national literature and requires a more thorough study. The author has carried out a considerable amount of work to fi nd publications related to this topic. Keyword searches as well as external links were used as a methodological tool. Th e author concludes that the vast majority of Chinese posts and comments on African migrants are extremely negative, sometimes hostile toward them, and the few exceptions only confi rm this rule. They are almost always blamed for uncivilized manners, lack of respect for Chinese traditions, mistreatment of women, increased propensity to commit crimes, and for the fact that the government spends unjustifi ably large amounts of money on them. Th ere are fears that China may lose its cultural and national identity because of migrants. The author, alien both to the racist thoughts of individual Chinese bloggers and indiscriminately accusing Chinese society as a whole of racism, avoids bias or prejudice. Th e article merely states the fact that the overwhelming majority of Chinese social media postings on African migrants are negative, although there are a steady number of examples of opposing views and assessments.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗЫ АФРИКАНСКИХ МИГРАНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ КИТАЙСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2022. № 4

Н.Д. Андреев

ОБРАЗЫ АФРИКАНСКИХ МИГРАНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ КИТАЙСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

N.D. Andreev

IMAGES OF AFRICAN MIGRANTS IN CONTEMPORARY CHINESE SOCIAL NETWORKS

Аннотация. Китайские социальные сети представляют для исследователя значительный по объему, но крайне мало изученный материал. На подобных площадках граждане КНР могут высказываться и высказываются относительно свободно, в том числе напрямую критикуя власть. В связи с этим мнения китайцев, нашедшие отражение в социальных сетях, довольно репрезентативны и содержат широкий спектр взглядов по тем или иным вопросам. В настоящей статье рассматривается отношение китайцев к африканским мигрантам в различных китайских социальных сетях. В зарубежной и отечественной исследовательской литературе данная проблематика освещается фрагментарно и поэтому нуждается в более обстоятельном изучении. Автором проведена значительная работа по поиску публикаций, связанных с этой темой. В качестве методологического инструмента использовался поиск по ключевым словам, а также по внешним ссылкам. Результаты исследования свидетельствуют о том, что подавляющее большинство китайцев, публикующих посты в социальных сетях и комментирующих их, настроены к африканским мигрантам крайне негативно, порой враждебно, а немногочисленные исключения лишь подтверждают это правило. Набор упреков в адрес мигрантов всегда примерно один и тот же: их обвиняют в отсутствии культуры, неуважении к китайским традициям, плохом отношении к женщинам, склонности к совершению преступлений, а также в том, что правительство тратит на них неоправданно большие средства. Высказываются опасения, что из-за мигрантов Китай может утратить свою культурную и национальную идентичность. В настоящем исследовании автор старался избегать тенденциозности или предвзятости, будучи одинаково далеким как от расистских взглядов отдельных китайских блогеров, так и от огульного обвинения всего китайского общества в расизме. В статье лишь констатируется тот факт, что подавляющее большинство публикаций в китайских социальных сетях, посвященных

Андреев Николай Дмитриевич, младший научный сотрудник Центра глобальных и стратегических исследований Института Африки РАН

Andreev Nikolai Dmitrievich, Junior Research Fellow, Centre of Global and Strategic Studies, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences +7-967-295-76-46; nikolai.andreev1613@yandex.ru

проблеме африканских мигрантов, содержит негативный настрой в отношении последних, хотя имеется устойчивое количество примеров противоположных взглядов и оценок.

Ключевые слова: Китай, Африка, африканские мигранты, расизм, социальные сети, китайские блогеры.

Abstract. Chinese social networks provide vast information, which have not been enough studied. Chinese citizens can and do express themselves relatively freely in such networks and openly criticize the authorities. In this regard, the opinions of Chinese people in social media are quite representative and reflect a wide range of views on various issues. This article examines Chinese attitudes towards African migrants in Chinese social networks. This issue is covered in part in the foreign and national literature and requires a more thorough study. The author has carried out a considerable amount of work to find publications related to this topic. Keyword searches as well as external links were used as a methodological tool. The author concludes that the vast majority of Chinese posts and comments on African migrants are extremely negative, sometimes hostile toward them, and the few exceptions only confirm this rule. They are almost always blamed for uncivilized manners, lack of respect for Chinese traditions, mistreatment of women, increased propensity to commit crimes, and for the fact that the government spends unjustifiably large amounts of money on them. There are fears that China may lose its cultural and national identity because of migrants. The author, alien both to the racist thoughts of individual Chinese bloggers and indiscriminately accusing Chinese society as a whole of racism, avoids bias or prejudice. The article merely states the fact that the overwhelming majority of Chinese social media postings on African migrants are negative, although there are a steady number of examples of opposing views and assessments.

Keywords: China, Africa, African migrants, racism, social media, Chinese bloggers.

Сеть и расовая идентичность: подходы к проблеме

В XXI в. количество африканских мигрантов в ряде городов Китая неуклонно увеличивается. Их социальный состав довольно разнороден: это и бизнесмены, и наемные работники, и студенты. Поскольку китайское законодательство довольно строго регламентирует правила пребывания иностранцев на территории КНР, среди африканских мигрантов появляется также множество нарушителей «трех не» — т.е. лиц, нелегально въехавших на территорию Китая, незаконно там остающихся и незаконно трудоустроенных. И материалы СМИ, и информация социальных сетей, и исследования свидетельствуют, что в китайском обществе существуют предпосылки для возникновения ярко выраженного противостояния между африканскими мигрантами и местными жителями. В настоящей статье рассматриваются взаимоотношения между мигрантами

и китайцами на основании постов в социальных сетях последних лет. В российской историографии конкретно данная проблематика пока не нашла должного отражения. Близкая к ней тема положения африканских мигрантов и их восприятия в современном Китае анализируется только в исследованиях Т.Л. Дейч1. В зарубежных работах восприятие африканских переселенцев в китайских социальных сетях анализируется фрагментарно и чаще в более широком контексте отражения в информационном пространстве, и в том числе в медиасфере, вопросов межнациональных отношений в регионах современной КНР2. Лишь в последнее время мигрантам из Африки в китайских социальных сетях стали посвящать специальные работы3. Автор настоящей статьи также рассматривал данную проблему, но применительно не к социальным сетям Синета (китайского сегмента Интернета) в целом, а лишь к блогосфере4. Между тем отражение в социальных сетях Китая злободневных для страны проблем — роста числа африканских мигрантов и их адаптации — требует дальнейшего изучения.

Сетевой негативизм: образы и фобии

В китайских социальных сетях преобладает негативное отношение к африканцам вообще и африканским мигрантам в частности. Причем градус негатива различен. Например, довольно мягко вы-

1 Дейч Т.Л. Африканцы в Китае: проблемы миграции // Африканская миграция в контексте современных международных отношений. М., 2015. С. 108-121; Дейч Т.Л., Усов В.А. Азиатские африканцы: как им живется в Китае и Индии? // Азия и Африка сегодня. 2016. № 3. С. 33-40; Дейч Т.Л. Китай и африканская молодежь // Молодежь в политической и социокультурной жизни Африки. М., 2019. С. 253-259; Дейч Т.Л. Африканские мигранты в Китае в условиях коронавируса // Африка в глобальном миграционном потоке: история и современность: сборник тезисов и докладов научной конференции. Москва, 23 сентября 2020 г. М., 2020. С. 9-10.

flJ^-M // Й^ХШЩШЩЙ Vol. 19. N 1. February 2016. P. 78-83; Min

Zhou, Tao Xu, Shabnam Shenasi. Entrepreneurship and Interracial Dynamics: a Case Study of Self-Employed Africans and Chinese in Guangzhou, China // Ethnic and Racial Studies. 2016. Vol. 39. N 9. P. 1566-1586; Shanshan Lan. The Shifting Meanings of Race in China: A Case Study of the African Diaspora Communities in Guangzhou // City & Society. Vol. 28. Issue 3. December 2016. P. 298-318; Shanshan Lan. Reconstructing Blackness in Grassroots Interactions Between Chinese and Africans in Guangzhou // Anthropological Quarterly. Vol. 92. N 2. Spring 2019. P. 481-508.

3 Liu Tingting, DengZhuoyun. "They've Made Our Blood Ties Black": On the Burst of Online Racism Towards the African in China's Social Media // Critical Arts. 2020. Vol. 34. Issue 2. P. 104-107; Liu Tingting, Xu Mingliang, Chen Xu. Social Media, Gendered Anxiety and Disease-Related Misinformation: Discourses in Contemporary China's Online Anti-African Sentiments // Asian Journal of Communication. 2021. Vol. 31. Issue 6. P. 485-501.

4 Андреев Н.Д. Восприятие африканских мигрантов в китайских блогах на фоне пандемии коронавируса // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2021. № 2. С. 140-156.

сказывается автор Он родился в 1978 г. в Шанхае,

окончил медицинский институт Фуданьского университета и работает в управляющей организации общественного здравоохранения (во всяком случае, именно такую информацию он предоставляет о себе), на момент обращения у него 4,8 млн подписчиков. Он пишет: «Естественно, мы должны осудить нехорошее поведение китайцев в африканских странах <...>. Но чтобы мы из-за этого чувствовали себя в долгу перед этими государствами и поэтому спокойно терпели бесчинства африканцев в Китае — это логическая ошибка». На момент обращения у публикации 22 репоста, 52 лайка, 7 комментариев, среди которых выделяются такие: «Низкопоклонники перед иностранцами (^Щ^)», «Если уж Китай в долгу перед африканцами, то весь мир перед ними в долгу, если следовать их логике», «Так всегда и бывает: черное смешивают с белым». Другая публикация того же автора-миллионника6 содержит видео, демонстрирующее почти раздетого африканца в торговом центре. Охранник-китаец призывает его одеться, а тот отвечает: а разве это не одежда? Это видео посмотрели около 22 тыс. человек. Комментарий автора таков: «Африканцы в Китае бросают вызов нашим ценностям. Вопрос: это нормально?»

Опубликованная 3 ноября 2020 г. запись7 автора «^Ш_у» (Чэнду, Сычуань, 1996 г. р., блогер по тематике интернет-технологий, театральный критик) звучит уже более жестко. Он сообщает, что в г. Маомин нелегально работает («по-черному», ЖХ) африканский мигрант, он преподает английский язык в одном из детских садов, но виза у него просрочена уже более двух лет, и он, соответственно, незаконно зарабатывает 150 тыс. юаней. «И во время работы в Китае он сожительствовал со многими китаянками, живя в свое удовольствие!» — восклицает автор поста. Знающие мигранта граждане КНР, «не желающие спокойно взирать на всё это, донесли на него в органы общественной безопасности», однако африканец отказался признавать, что работает незаконно, он согласился лишь с тем, что нарушил законодательство о проживании в Китае. Полиция наложила на него штраф в размере 10 тыс. юаней и обязала покинуть КНР в установленный срок. Но блогера возмущает, что полицейские «даже не провели расследования и не наказали мигранта за неза-

5 URL: https://m.weibo.cn/detail/4569102746923754%20/t%20_blank (дата обращения: 27.11.2020).

6 URL: https://m.weibo.cn/detail/4578371210838061%20/t%20_blank (дата обращения: 27.11.2020).

7 URL: https://m.weibo.cn/status/4567304036424331?%20%5Ct%20_blank (дата обращения: 27.11.2020).

конную трудовую деятельность», что его статус как иностранного преподавателя совершенно не соответствовал квалификации — «неизвестно, какому количеству милых малышей он успел навредить!» Автор надеется, что органы общественной безопасности проведут в отношении мигранта тщательную проверку и он будет депортирован. Запись собрала 80 репостов, 170 лайков, 29 комментариев, среди которых можно выделить два. Первый: «Котел [полиции] — в государстве, сотрудники низового звена работают за свою миску риса, они не могут принимать серьезные меры против иностранцев». То есть те полицейские, которые непосредственно соприкасаются с мигрантами, опасаются конфликтных ситуаций во избежание проблем. Второй: власти раздавали визы без разбору, халатно боролись с «нарушениями политики "трех не"», образовательные структуры «разложены коррупцией», «вызывает вопросы» и внешняя политика. «Китай окончательно превратился в международную мусорную свалку!»

Еще жестче высказывается человек под ником ^Х», у которого более 88 тыс. подписчиков8. О себе он пишет, что родился в 1975 г., окончил Сианьский университет, работает в Шэнь-чжэне. Себя он называет блогером по вопросам образования, интернет-писателем и националистом, ориентированным только на китайскую культуру (ЖФ^и^ША). Его пост от 17 сентября 2020 г. предельно лаконичен: «Сколько сейчас в Китае черных альфонсов, живущих за счет китайских шалав (ШММ), старающихся угодить африканцам? Несть им числа! Особенно на северо-востоке Китая, где больше всего помоечных интернет-знаменитостей». К посту прикреплено видео из «Тик Тока», в котором запечатлены китаянка и африканец. На момент обращения эта публикация собрала 133 репоста, 970 лайков, 158 комментариев. В другом своем материале9, от 16 сентября 2020 г., комментируя видеозапись конфликта афроамериканца и китайской продавщицы, автор не без иронии пишет: «Бесстыдство, уродливое и подлое поведение этого американского чернокожего хорошо известны в Интернете. Практически каждый уважающий себя китаец, озабоченный сохранением своей нации, осудил его». И далее автор переходит с бытового на политический уровень и заявляет, что властям КНР «не терпится отдать кровь и пот китайцев», так сказать, «бедным братьям» из Африки, Латинской Америки и Азии и они не

8 URL: https://video.h5.weibo.en/1034:4550080494239767/4550081132891826%20 /t%20_blank (дата обращения: 04.12.2020).

9 URL: https://card.weibo.com/article/m/show/id/2309404549927694106852?_wb_ client_=1%20%5Ct%20_blank (дата обращения: 14.02.2021).

жалеют денег на африканских студентов. То есть блогера и его комментаторов раздражают не только деклассированные мигранты, но и обеспеченные студенты из стран Африки.

Симптоматичен пост10, в котором автор рассказывает историю, как в 2015 г. полиция Гуанчжоу разоблачила преступную группировку чернокожих, которые занимались «крышеванием» бизнеса и выбиванием долгов. Блогер утверждает, что эти африканские мафиози «часто зарубали жертв до смерти» (имеется в виду граждан КНР), они «уже начали издеваться над китайцами в Китае» и «совершенно обнаглели», возмущается он.

Интересен пост некоего Си Уи11, представляющегося ученым из Академии общественных наук КНР с 2,6 млн подписчиков. К посту он прикрепил видео, в котором рассказывается о деятельности некоммерческих организаций, помогающих африканским мигрантам адаптироваться в Гуанчжоу. В этом видео волонтеры, оказывающие такую социальную помощь в местах компактного проживания мигрантов, утверждают: «Международный мегаполис обязательно должен платить за такой свой статус. Все глобальные города — Нью-Йорк, Токио, Лондон — имеют иностранные диаспоры. Несмотря ни на что, африканская диаспора уже стала реальностью в Гуанчжоу, и эта реальность будет долго сказываться на жизни города». На самом деле, с раздражением замечает Си Уи, «изначально нелегальным иммигрантам было бы сложно перемещаться по нашей стране, и без помощи этих людей они не смогли бы здесь остаться».

Автор под ником И 166» язвительно комментирует

сегодняшнюю ситуацию в КНР12: «Когда это китайцы начали так интересоваться африканцами? Высокие стипендии [для студентов], три женщины сопровождают одного чернокожего, а девушки соперничают за право выйти замуж за старого выходца из Африки. Необъяснимо и слишком внезапно». Далее блогер иронизирует: «Оказывается, предки китайцев были чернокожими, и чернокожие помогали бороться с японскими чертями. Неслыханно. Теперь это хорошо задокументировано. Не стоит обольщаться на свой счет». В данном случае обыгрывается утверждение тех китайских блогеров, которые выступают против ксенофобии и защищают права африканских мигрантов. Пост сопровождает скриншот, где со ссылкой на

10 URL: https://m.weibo.cn/status/4566358464137516?%20%5Ct%20_blank (дата обращения: 04.12.2020).

11 URL: https://rn.weibo.cn/1442246695/4522732195671572%20/t%20_blank (дата обращения: 04.12.2020).

12 URL: https://m.weibo.cn/status/4578067086049614?%20%5Ct%20_blank (дата обращения: 04.12.2020).

археологические данные говорится о том, что на территории Китая предки современных людей жили уже миллионы лет назад, история китайской культуры насчитывает 10 тыс. лет, а китайской цивилизации 5 тыс. лет. Именно территории Китая и Африки являются местами, в которых впервые появился homo sapiens.

Еще одним примером негативного отношения к африканским мигрантам может стать пост блогера под ником, означающим «обвести вокруг пальца». На его аватаре — изображение с надписью: «Выгнать черных, сохранить наш Китай». В своем профиле он указывает, что является студентом13. По его словам, чернокожие не только заселяют Гуанчжоу, они укореняются и в других городах КНР. Тенденция очевидна: «охватить всю страну». «Сразу оговорюсь: я не расист, но я не люблю чернокожих», — пишет автор. Он призывает смотреть на этот вопрос «реалистично и рационально». Далее блогер делает стандартные утверждения: «чернокожие сейчас распространились практически по всему миру», по статистическим данным, «самый высокий уровень преступности среди всех рас» именно у африканцев. «В принципе, — продолжает автор, — можно сказать, что черные рождаются с преступными генами. Из примитивности африканских племен, отсталых и нецивилизованных обычаев и образа жизни проистекают их национальные природные пороки. Черные по своей природе ленивы и имеют слабое представление о браке. Они считают брак детской игрой, а женщину — игрушкой». По мнению блогера, в Китае потому скопилось так много мигрантов из Африки, что, прилетая в страну, большинство из них уничтожают свои паспорта и превращаются в «лиц без гражданства», которых проблематично депортировать. Этого-то они и добиваются, так как в КНР им гораздо комфортнее, чем у себя дома. Но защищенности от депортации им уже мало — они пытаются насаждать в Китае свои порядки. В качестве примера блогер вспоминает, как несколько лет назад в Гуанчжоу африканские мигранты агрессивно требовали создать для них в городе «автономный район». Выход, по его мнению, один — перенимать опыт у стран с жесткой миграционной политикой, например, у Южной Кореи и Японии: «Благодаря эффективным мерам, предпринятым в этих странах, им потребовался всего год, чтобы полностью очиститься от чернокожих». В то же время западный опыт работы с мигрантами доказал свою неэффективность: «Посмотрите на современную Европу. Африканизация и исламизация стали необра-

13 URL: https://zhuanlan.zhihu.com/p/261113479?utm_source=ZHShare TargetIDMore&utm_medium=social&utm_oi=1315838315195379712%20%5Ct%20_ blank (дата обращения: 17.10.2020).

тимыми тенденциями! Ситуация во Франции особенно серьезна, и у западных правительств нет действенных способов решения этой проблемы». Трудно сказать, искренне или нет, но блогер утверждает, что на фоне подобного европейского бессилия у КНР имеются реальные возможности, чтобы навести порядок с мигрантами. Власти не должны проявлять мягкость и бесхребетность. КНР — социалистическое государство, и это дает стране массу системных преимуществ. Способность правительства отдавать приказы и способность подчиненных ведомств их выполнять, «несомненно, во много раз сильнее, чем в так называемых демократических странах Запада». Свой пост блогер заканчивает словами: «Я не смею комментировать. Меня много раз подвергали цензуре и банам. Сейчас многие китайцы вдруг полюбили африканцев. Причина ясна».

Приведенная в конце поста оговорка наглядно демонстрирует определенное неписаное правило поведения китайцев в социальных сетях: высказывать свое резкое мнение можно, но только придавая ему определенный ореол беспристрастности — во избежание блокировки автор воздерживается именно от собственного комментария ситуации, остальной же текст, пусть и насыщенный негативными эмоциями, не выходит за четко ощущаемые, хотя и невидимые рамки. Однако, по-видимому, анонимный автор их все же перешагнул, и данный материал был удален.

Биологическое объяснение ксенофобии весьма популярно в социальных сетях Китая. Автор следующего материала (он умышленно расставляет ошибочные знаки препинания, что проясняет механизм контроля за нежелательными публикациями со стороны администрации соцсетей: их ищут по ключевым словосочетаниям, чего и стремится избежать автор)14 пишет, что американского биолога Джеймса Уотсона, «отца ДНК», на Западе осуждают за высказывания, считающиеся расистскими. В качестве примера блогер приводит слова ученого, что «у чернокожих не произошла эволюция, поэтому у Африки нет будущего». Автор поста считает, что положение дел с чернокожими в нынешнем Китае очень напоминает ситуацию с выходцами из Африки в Советском Союзе, который «давал чернокожим большие преференции и позволял вступать в брак на всей своей территории». В этом смысле «японские дьяволы» ведут себя в отношении африканцев гораздо грамотнее — «они, например, не впускают к себе чернокожих с IQ ниже 105 пунктов». Блогер убежден в том, что африканцы в принципе неспособны быть культурны-

14 URL: https://zhuanlan.zhihu.eom/p/148165504%20/t%20_blank (дата обращения: 30.12.2020).

ми — «их души полны жестокости, ненадежности, кровожадности и прочих отрицательных качеств». В подтверждение своих слов он приводит статистические данные о высоком проценте чернокожих среди преступников в США. Неприязненно высказываясь об африканцах, блогер допускает примитивные фактические ошибки типа: «Манделе взбрело в голову изгнать белых чиновников и заменить их черными. Ужасный результат в виде экономической рецессии можно увидеть сейчас в Зимбабве». (Нельсон Мандела был президентом ЮАР.) Под конец своего объемного поста автор переходит к прямой демонизации африканцев: «Можете представить себе, как вы выходите из самолета, а группа черных смотрит и ждет, чтобы ограбить вас, как стая зверей на африканских лугах, стерегущих свою добычу. Это тоже дискриминация?» В завершение автор делает дежурную оговорку: «Я написал это не для того, чтобы посеять рознь между людьми. Я просто перечислил несколько неудобных, но научно обоснованных фактов. Надеюсь, меня не заблокируют».

Негативную реакцию в Синете вызывают не только новости о неподобающем поведении африканских мигрантов. В начале 2021 г. семеро африканских студентов (из Уганды, Марокко, Экваториальной Гвинеи, Зимбабве, Сан-Томе и Принсипи, Ботсваны и Демократической Республики Конго), обучающихся в КНР, записали видеопоздравление15 с китайским Новым годом. Обращение исключительно благожелательно в отношении КНР. Вот, например, слова студентки из Сан-Томе и Принсипи: «Я дорожу возможностью учиться в Китае. Учителя и мои одноклассники позволили мне почувствовать тепло дома». Африканские студенты произносили добрые пожелания: «Желаю здоровья, мира и любви — каждый день!», «Позаботьтесь о своем здоровье и воплотите в жизнь свои мечты!», «Надеюсь, Новый год принесет нам еще много хорошего!» Несмотря на очевидную дружелюбность видеообращения, китайские комментарии к нему крайне агрессивны: «Канун Нового года, а вы хотите вызвать у нас омерзение?», «Китайское правительство — самое бесхребетное государственное учреждение! Оно, как раб, потеряв достоинство, стоит на коленях!», «Что еще, кроме СПИДа, наркотиков и [труднопереводимое оскорбление, относящееся к мужчинам-африканцам] приносят иностранные студенты?» Особенно выделяется пространный комментарий в духе «плана Калерги» о том, что «главные кукловоды» намерены «использовать планирование семьи,

15 ияь https://mp.weixin.qq.com/s?_iz=MzIwNTQ0OTYwNg%3D%3D&mid=2 247511294&1ах=1&т=бЬ£3Ь881баба7а79Ы0а476с5е21742а&8сепе=45%20%5а%20 wechat_redirect%20%5Ct%20_blank (дата обращения: 11.02.2021).

ЛГБТ, гедонизм», а также иные способы снижения «уровня рождаемости среди молодежи». Будут задействованы «беженцы, иностранные студенты и другие отговорки для массового переселения чернокожих и мусульман» на территории, где их никогда прежде не было, с помощью «промывания мозгов» добьются появления «новой смешанной расы», представителей которой будет «легко контролировать», так как они окажутся лишенными «национальной гордости». Это и есть цель «Меркель и других политиков» — «перезагрузить новый мир».

Один из блогеров предостерегает16 девушку-китаянку от брака с африканцем, говоря, что многие женщины, вышедшие за чернокожих, пожалели о своем решении. В качестве примера автор рассказывает такую историю. Несколько лет назад он увидел в Интернете сообщение, что студенты — китаянка и африканец — полюбили друг друга и поженились. При этом африканец сказал своей избраннице, что он чиновник во втором поколении и его семья очень богата. Когда же пара приехала в африканскую страну мужа, оказалось, что его слова не соответствуют действительности. Муж не работал, «просто слонялся целый день», его отец и двое старших братьев стали засматриваться на эту красивую девушку, причем ее супруга это совершенно не волновало, а затем он и вовсе бросил жену, у которой к тому времени уже был ребенок. И этот пример не единственный, многие девушки сожалеют, что вышли замуж за чернокожих. Блогер прямо говорит девушке, которой адресован его пост: «Вы должны быть готовы к тому, что Вас бросит черный муж, к насилию в семье или даже к смирению перед бедностью».

Настрой на нежелательность связей китаянок с мужчинами-африканцами отмечается исследователями, изучающими африканскую иммиграцию в КНР. Так, например, Лю Тинтин, Сю Минлян и Чэнь Сю подчеркивают, что государство «закрывает глаза на вопросы, которые считаются личными: свидания, романы и брак». Однако «пользователи "Вейбо" (китайская социальная сеть. — Н.А.), выступающие против чернокожих, демонстрируют свое недовольство такой "халатностью"», они недовольны тем, что «КПК не может контролировать романтические отношения африканцев и китаянок»17.

Когда кто-либо пытается в жесткой форме призвать к одинаковому отношению к недостойно себя ведущим представителям любых наций, комментаторы Синета начинают защищать китайцев. Так, в

16 URL: https://zhuanlan.zhihu.eom/p/176284515%20/t%20_blank (дата обращения: 12.02.2021).

17 Liu Tingting, Xu Mingliang, Chen Xu. Op. eit. P. 496.

одном полном обсценной лексики тексте18 говорится: «Как сказал один человек, раз китайцы оставляют за собой кучу детей смешанной расы в Африке, то африканцы также правильно делают, что поступают аналогичным образом в Китае». По словам этого блогера, к «отморозкам всех цветов кожи» следует относиться одинаково. Комментаторы же отказались осуждать неэтично ведущих себя людей вне зависимости от их расовой принадлежности и встали на защиту китайцев: «Будьте терпимы к нашим ханьским китайским соотечественникам, иначе наше родство по крови не имеет значения», «У меня только одна просьба: не привозите гангстеров в Китай, будь то мужчины или женщины», «Китайцы оставляют потомков смешанной расы черным, чтобы повысить их А линия черных, оставшаяся в Китае, — это ген, загрязняющий Китай. Все знают, что из себя представляют чернокожие!»

Позитивные оценки и их аргументация

Политика блокирования в китайских социальных сетях труднопредсказуема: какие-то посты сочувствующих африканцам китайцев удаляются, а другие — крайне националистические — оставляются. Так, например, была удалена пространная статья анонимного автора, представляющая для настоящей работы исключительный интерес, так как она является единственным развернутым материалом в поддержку африканских мигрантов. Она называется «К вопросу о дискриминации чернокожих со стороны некоторых китайцев»19.

Автор начинает с того, что называет китайскую социальную сеть «Чжиху» лучшей в Синете благодаря высокому уровню культуры ее пользователей. Однако он тут же утверждает, что не так давно обнаружил неприглядный факт: многие пользователи «Чжиху» являются расистами или же «относятся к чернокожим брезгливо». Причем не только к чернокожим — среди пишущих в «Чжиху» достаточно и таких личностей, «кому одинаково противны и черные, и белые». Автор называет таких пользователей «националистами», но «националистами» условными, поскольку они ратуют за «величие Китая», однако вместе с тем игнорируют присутствие в единой «китайской нации» других народов, в том числе белых, например, русских или таджиков. То есть, ненавидя кого-то, «националисты», по мнению автора, понятия не имеют, что такое китайская нация.

18 URL: https://rn.weibo.cn/status/4538094525615074%20/t%20_blank (дата обращения: 11.02.2021).

19 URL: https://zhuanlan.zhihu.com/p/148549553%20/t%20_blank (дата обращения: 24.12.2020).

«Как вас можно назвать в таком случае? Для таких даже названия не придумано», — эмоционально восклицает он.

Переходя к проблеме африканских мигрантов, автор заранее ждет в свой адрес поток «безмозглой и ксенофобский нецензурщины» от пользователей «Чжиху». Он признает, что существует проблема чернокожих мигрантов-преступников, и даже пытается объяснить их криминальное поведение: «Они в большинстве своем не имеют хорошего образования, незнакомы с традиционными китайскими нормами морали и не понимают китайскую правовую систему». Такие переселенцы, приехавшие, чтобы «обманывать, воровать и грабить», вызывают к себе справедливую неприязнь. Но автор решительно против экстраполяции подобного стереотипного образа на всех африканцев, против их априорной дискриминации. Он досадует, что вместо разбирательства конкретных правонарушений в китайском обществе преобладают огульные обвинения мигрантов в «расовой неполноценности».

Как показано выше, автор данного поста не сгущает краски. Действительно, в критике африканских мигрантов со стороны китайских пользователей социальных сетей если и не преобладают, то, во всяком случае, отчетливо присутствуют мотивы расовой неприязни. В противовес такому мнению выдвигаются аргументы об «общих корнях» чернокожих и китайцев, поскольку древнейшие люди появились именно в Африке, предлагается перестать мыслить по инерции, ассоциировать с Африкой исключительно «бедность» и «отсталость», поскольку этот континент — «плодородная земля, на которой чернокожие создали свои блестящие цивилизации», в том числе, например, нубийскую культуру или Аксумское царство. Автор прибегает и к политической аргументации. Он указывает на несовместимость национализма и одной из доктринальных основ современного китайского общества — «социализма с китайской спецификой», подчеркивает, что помощь африканским странам со стороны КНР приводит к положительным результатам — например, происходит укрепление авторитета Пекина среди стран третьего мира, что приближает утверждение в мире «сообщества единой судьбы человечества» (установка, провозглашенная Си Цзиньпи-ном в 2012 г. на XVIII съезде КПК). И вообще, «расовая неполноценность — фикция, сфабрикованная капиталистами, чтобы расколоть пролетариат». Высказывается и упрек бывшему на момент публикации этого поста президентом США Дональду Трампу, который потворствует росту национализма: «Разве так себя должен вести лидер единственной в мире сверхдержавы?» На фоне упоминания

Америки выстраиваются и удобные для приводимой аргументации аналогии, как в начале XX в. Запад видел в китайцах «варваров», «низшую расу», «желтых свиней». Поэтому недопустимо вести себя сегодня так же в отношении африканцев.

В заключение своего поста автор все же — видимо, в полемическом запале — высказывается в адрес чернокожих более резко, чем в начале: «...я не обеляю черных, я порицаю плохих чернокожих. Я также понимаю, что большинство чернокожих обладают негативными качествами, но слепая дискриминация не может решить никаких проблем. Есть два способа: либо уничтожить эту расу, либо улучшить ее качества и прийти к ним на помощь». А в размещенном через некоторое время дополнении к этому посту он еще раз подводит итог своей позиции: «Не считайте плохой всю расу из-за некоторых чернокожих — среди нас тоже есть плохие люди. Взаимная дискриминация абсолютно бессмысленна, а плохие чернокожие, естественно, должны быть устранены (в смысле депортированы. — Н.А.)».

Данный пост — в сущности, единственный неофициальный материал из социальных сетей, в котором человек, ни прямо, ни косвенно не связанный с административными органами, высказывается в защиту африканских мигрантов в Китае. В качестве еще одного примера положительного отношения (точнее, интереса) частного лица к африканской культуре можно привести подборку некоего стилиста, родившегося в конце 1980-х гг. и проживающего, по всей видимости, в Чэнду20. Он делает африканские прически китайцам и африканцам и выкладывает их фото. На момент обращения (4 декабря 2020 г.) у него было более миллиона подписчиков.

С полуофициальными источниками дело обстоит иначе. Например, любопытна публикация от 21 сентября 2020 г.21 о травнике из Мали, ставшем специалистом по китайской медицине. Другой пример — публикация автора, имеющего отметку «лучший автор», от 7 января 2021 г. У него 52 тыс. подписчиков, а у поста — более 393 тыс. лайков. Озаглавлена публикация: «Африканская девушка, вышедшая замуж в провинцию Хэнань, мила и привлекательна, и она стала примером того, как разрешить вопрос холостяков»22.

20 URL: https://m.weibo.cn/u/1743140002?jumpfrom=weibocom (дата обращения:

04.12.2020).

21 URL: https://mp.weixin.qq.com/s/x-QvfGvsSax3IGkIQfnBZg (дата обращения:

14.02.2021).

22 URL: https://mbd.baidu.com/newspage/data/landingshare?pageType=1&isBdbo xFrom=1&context=%7B%22nid%22%3A%22news_9310370597991805102%22%2C%22 sourceFrom%22%3A%22bjh%22%7D (дата обращения: 13.02.2021).

В ней речь идет о некоей Набулии из Уганды. «В настоящее время, — пишет автор, — она живет в уезде Мэнцзинь, в городе Лоян и является настоящей хэнаньской невесткой»: говорит на хэнаньском диалекте, постоянно улыбается, прекрасно занимается сельским хозяйством и домашними делами. Свекровь с невесткой находятся в добрых отношениях, и «все это действительно здорово». Ее муж Се Сяовэй на 15 лет старше ее. Приехав работать из Уганды, она стала «наилучшим приобретением» для Се Сяовэя. Сейчас у них двое здоровых, бойких сыновей, и они живут счастливо. Если бы не Набулия, Се Сяовэй мог так и остаться холостяком. Его жизнь была бы «неподвижна, как стоячая вода», а его мать грустила бы и беспокоилась. В больших сельских районах много холостяков, которые хотят создать свою семью и «почувствовать себя в роли мужа, отца и зятя». Поэтому, как утверждается в публикации, противники смешанных браков неправы уже хотя бы с этой точки зрения.

Китайские власти внимательно отслеживают, что о них говорят и думают по всему миру, в том числе в Африке. Поэтому в официальных новостных ресурсах, представленных в социальных сетях, можно найти публикации наподобие следующей. В ней, в частности, говорится: «В Интернете в последнее время начинают распространяться видеоролики о "ненадлежащем обращении с гражданами Нигерии в Гуанчжоу", а также различные злобные высказывания о том, что "Китай дискриминирует африканцев", вызывающие бурю негодования в общественном мнении африканских стран». В результате «некоторые официальные лица» этих государств «заметили данную тенденцию и начали активную разъяснительную работу».

В подтверждение можно привести следующую историю. Нами-бийка Сельма Камбала разместила в Интернете видео, где пожаловалась на выселение из отеля. Когда же посол Намибии в КНР Элиа Джордж Кайямо позвонил своей соотечественнице, чтобы узнать подробности случившегося, то выяснились детали этого инцидента, которые не дают оснований усматривать в нем проявление расовой дискриминации. Оказалось, что из отеля выселили не только Камбалу, но и всех иностранцев из-за коронавируса. Более того, Камбале предложили другой отель, а также проверили на коронавирус. На-мибийка еще пожаловалась на то, что, имея действующую визу, она не может отправиться на родину в связи с прекращением полетов из-за карантинных мер. Выслушав свою собеседницу, посол Кайямо указал Камбале на необходимость «исправить неверную информацию» из записанного ею видео и попутно заметил: «Вы рассказываете миру, что вас выгнала полиция, потому что вы черная. Теперь

люди в Намибии относятся к этому серьезно. Я думаю, вы, возможно, захотите исправить предыдущее видео, потому что слухи о том, что "Китай дискриминирует африканцев", ставят наших китайских друзей в очень плохое положение». Впоследствии эта история вышла на более высокий уровень, и посол Китая в Нигерии Чжоу Пинцзянь, а также министр иностранных дел Нигерии Джеффри Онеама на совместной пресс-конференции 14 апреля 2020 г. разъяснили, что местная китайская администрация потребовала закрыть соответствующие помещения после того, как обнаружила, что в ресторане был отмечен случай заболевания коронавирусом23. Таким образом, и китайские, и африканские официальные лица стараются всячески сглаживать острые углы.

Из проанализированных материалов китайских социальных сетей следует, что далеко не все китайское общество настроено к африканским мигрантам плохо. Другое дело, что те, кто относится к таким мигрантам действительно враждебно, более активны в Сине-те, чем и объясняется непропорциональное соотношение полярных суждений с явным преобладанием негативных мнений.

Заключение

На основании проведенного анализа можно сделать ряд выводов. Во-первых, вне зависимости от реального количества африканских мигрантов, находящихся в Китае, влияние их присутствия на умы граждан КНР колоссально. В китайском обществе постепенно формируются, без преувеличения, панические настроения, в том числе высказываются мнения о чуть ли не сознательном замещении китайцев мигрантами. Во-вторых, выражаемое в социальных сетях представление об африканских мигрантах являет собой классическое представление о «другом», о «чужаке». В абсолютно подавляющем большинстве случаев оценки африканских мигрантов имеют негативный характер, варьируясь от легкого недоумения по поводу поведения отдельных африканцев до оскорбительных расистских высказываний. В-третьих, со стороны официальных органов и отражающих официальную позицию блогеров наблюдается крайнее благодушие в отношении африканских мигрантов. Преобладающие враждебные настроения либо замалчиваются, либо мягко порицаются. В-четвертых, пользователи социальных сетей демонстрируют практически полное единодушие в описании причин, вызывающих их негативное отношение к мигрантам: это недостаточная, по их

23 URL: https://zhuanlan.zhihu.com/p/130923717 (дата обращения: 12.02.2021).

мнению, культурность, склонность к совершению преступлений и неподобающее отношение к женщинам. В-пятых, администрация китайских социальных сетей настороженно относится к любому упоминанию темы африканских мигрантов (единственно допустимый контекст — «дружба народов»). Комментарии на данную тему оперативно удаляются вне зависимости от того, в каком ключе автор высказывается по поводу переселенцев из Африки. Это во многом объясняется и тем, что усиливающееся экономическое проникновение Китая в целый ряд африканских государств однозначно приветствуется в них на официальном уровне, в то время как неблагожелательные или даже просто непрогнозируемые отзывы в китайских социальных сетях могут испортить там впечатление о КНР. Настоящее исследование позволяет более глубоко и осмысленно взглянуть на миграционные процессы в Китае, на восприятие участвующих в них африканцев и их взаимодействие с местным населением.

Список литературы

Андреев Н.Д. Восприятие африканских мигрантов в китайских блогах на фоне пандемии коронавируса // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2021. № 2. С. 140-156.

Дейч Т.Л. Африканцы в Китае: проблемы миграции // Африканская миграция в контексте современных международных отношений. М.: Институт Африки РАН, 2015. С. 108-121.

Дейч Т.Л. Африканские мигранты в Китае в условиях коронавируса // Африка в глобальном миграционном потоке: история и современность. Сборник тезисов и докладов научной конференции. Москва, 23 сентября 2020 г. М.: Институт Африки РАН, 2020. С. 9-10.

Дейч Т.Л. Китай и африканская молодежь // Молодежь в политической и социокультурной жизни Африки. М.: Институт Африки РАН, 2019. С. 253-259.

Дейч Т.Л., Усов В.А. Азиатские африканцы: как им живется в Китае и Индии? // Азия и Африка сегодня. 2016. № 3. С. 33-40.

Liu Tingting, DengZhuoyun. "They've Made Our Blood Ties Black": On the Burst of Online Racism Towards the African in China's Social Media // Critical Arts. 2020. Vol. 34. Issue 2. P. 104-107.

Liu Tingting, Xu Mingliang, Chen Xu. Social Media, Gendered Anxiety and Disease-Related Misinformation: Discourses in Contemporary China's Online Anti-African Sentiments // Asian Journal of Communication. 2021. Vol. 31. Issue 6. P. 485-501.

Min Zhou, Tao Xu, Shabnam Shenasi. Entrepreneurship and Interracial Dynamics: a Case Study of Self-Employed Africans and Chinese in Guangzhou, China // Ethnic and Racial Studies. 2016. Vol. 39. N 9. P. 1566-1586.

Shanshan Lan. Reconstructing Blackness in Grassroots Interactions Between Chinese and Africans in Guangzhou // Anthropological Quarterly. Vol. 92. N 2. Spring 2019. P. 481-508.

Shanshan Lan. The Shifting Meanings of Race in China: A Case Study of the African Diaspora Communities in Guangzhou // City & Society. Vol. 28. Issue 3. December 2016. P. 298-318.

^ ШМ [Dang Fangli]. Ш^^ЙЙ^ННШТУ^'ЭД [Quanqrn hua shtdai zhongguo difang meiti dui zai hud feizhou ren de meiti baodao ydnjiu. yiguangzhou baokan wei li] [A Study of the Coverage of the Life of Africans in China in the Local Chinese Media in the Era of Globalization Based on Guangzhou Newspapers] // Н^^Я^К^Ш [Xt'an wenlixueyuan xuebao (shehui kexue ban)] [Journal of Xi'an University (Social Sciences Edition)]. Vol. 19. N 1. February 2016. P. 78-83.

Поступила в редакцию 23 апреля 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.