Modus vivendi
Образовательный вызов и модернизация Союзного государства
© Ахромеева Т. С., Малинецкий Г. Г., Сиренко С. Н. © Akhromeeva T., Malinetsky G., Sirenko S. Образовательный вызов и модернизация Союзного государства Educational challenge and modernization of the Union State
Аннотация. С междисциплинарных позиций рассмотрена эволюция образовательных систем России и Белоруссии в течение последних десятилетий. Проанализированы результаты международных сравнений, а также интернет-запросы, касающиеся науки и образования, в разных странах. Показано, что системы образования Союзного государства далеко не в полной мере соответствуют задачам новой индустриализации, которые решают наши страны. Исследованы причины этого, показаны пути улучшения ситуации.
Annotation. From an interdisciplinary perspective, we consider the evolution of the educational systems of Russia and Belarus over the past decades. We analyze the results of international comparisons, as well as Internet requests relating to science and education in different countries. The education systems of the Union State are far from being fully consistent with the tasks of new industrialization that our countries are solving. We examine in detail the causes of this and show how the situation can be significantly improved.
Ключевые слова. Гуманитарно-технологическая революция, образовательная стратегия, синергетика, мир России, проектирование будущего, математическое моделирование образовательных систем, отказ от ЕГЭ, возрождение РАН, интернет-мониторинг, цивилизационные задачи, образовательное обеспечение прорыва, инновационное развитие Союзного государства.
Key words. Humanitarian and technological revolution, educational strategy, synergetics, world of Russia, designing the future, mathematical modeling of educational systems, rejection of the Unified State Examination, revival of the Russian Academy of Sciences, Internet monitoring, civilizational tasks, educational support of the breakthrough, innovative development of the Union State.
Постановка проблемы
Педагогика Платона основана на мысли о том, что необходимо просветить город, чтобы просветить индивида... Если образование — это преобразование реальности в соответствии с некой высшей идеей, носителями которой мы являемся, и образование должно быть общественным.., отсюда вытекает, что педагогика является наукой о преобразовании общества. Когда-то мы называли это политикой, а теперь у нас есть политика, которая превратилась в социальную педагогику, следовательно, проблема Испании — это педагогическая проблема.
Х. Ортега-и-Гассет
Строки, вынесенные в эпиграф, перекликаются с известной притчей о Конфуции. По преданию, император спросил его, что нужно для про-
АХРОМЕЕВА Татьяна Сергеевна — научный сотрудник Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН (Москва), профессор, кандидат физико-математических наук. МАЛИНЕЦКИЙ Георгий Геннадьевич — заведующий отделом Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН (Москва), профессор, доктор физико-математических наук. СИРЕНКО Светлана Николаевна — доцент Белорусского государственного университета (г. Минск), кандидат педагогических наук.
Работа поддержана РФФИ (проекты 18-01-00619 и 18-511-00008) и БРФФИ (проект Г18Р-191).
цветания государства. Конфуций ответил: много хлеба, сильное войско и должное состояние умов. Император не был искусным правителем и через некоторое время вновь обратился к мудрецу с вопросом, чем можно пожертвовать, если не удастся сохранить все. Ответ был — войском. Если люди поддерживают тебя, то они смогут защитить страну, себя и тебя.
Спустя годы император опять обратился к Конфуцию с тем же вопросом. Тот ответил: «Пожертвуй хлебом, ведь никто не живет вечно. Но если затеять реформы, пожертвовать состоянием умов, тогда ты потеряешь все».
Именно сейчас, в момент кризиса глобализации, при переходе от индустриальной к постиндустриальной фазе развития, развернулась масштабная борьба в пространстве смыслов и ценностей, борьба за «состояние умов», за образ желаемого будущего. Мы имеем вечный сюжет в новых декорациях.
Выдающийся историк XX в. Арнольд Тойнби, исследуя судьбы ушедших и существующих цивилизаций, выделил характерную структуру, повторяющуюся в их развитии. Это цикл «Вызов — Ответ». Проблемы, с которыми сталкивается общество, требующие напряжения его сил, трансформаций, ставящие под угрозу само его существование, можно рассматривать как Вызов, с которым цивилизации сталкиваются в школе Истории. Предпринимаемые действия — Ответ. Если Ответ удачен, адекватен Вызову, то цивилизация идет дальше, в будущее. Если нет, то иногда ей дается шанс найти иной Ответ; но, как правило, она сходит с исторической арены и превращается из субъекта в объект.
Вызов, стоящий перед миром России, состоит в сохранении и развитии идентичности нашей цивилизации. Альтернативой оказывается колонизация Западом и отказ от субъектности.
Ответ на этот вызов в большой степени лежит в сфере образования. История показывает, что достаточно оборвать «времен связующую нить» — сделать так, чтобы сыновья не хотели быть похожими на отцов, подменить их смыслы и ценности, и огромные государства с многовековой историей рушатся в считаные десятилетия. С другой стороны, сильная, успешная система образования может преобразить общество, ускорить экономический рост, обеспечить технологическую и социальную модернизацию, изменить место страны в мире.
В свое время «железный канцлер» Отто Бисмарк, заложивший основы нынешней германской государственности, писал, что войны выигрывают приходской священник и школьный учитель. В еще большей мере это справедливо для современного мира. Развитие технологий подвело нас к той черте, когда локальные действия отдельного человека или небольшой группы людей, не входящих в структуры власти, могут приобретать глобальное значение.
В теории самоорганизации или синергетике был в 1970-х гг. открыт «эффект бабочки». В соответствии с ним динамика многих сложных, нелинейных, далеких от равновесия систем неустойчива. Одной из таких систем является атмосфера, поэтому взмах крыльев бабочки в нужное время в нужном месте может вызвать разрушительный ураган через две-три недели в сотнях километров от цветка, на котором сидела бабочка.
Мир с развитием СМИ, Интернета, социальных сетей становится все более рефлексивным, поэтому эффект бабочки проявляется в нем во все большей степени. Отдельный факт, эпизод, случай, многократно усиленные СМИ могут стать спусковым крючком для глобальных перемен. И вновь способность к осмыслению происходящего, осознанность, здравый смысл, навыки критического мышления и в конечном счете социальная стабильность оказываются связаны с системой образования.
В свое время Ортега-и-Гассет ставил проблему объединения школы, общества и культуры, создания «будущего из прошлого», чтобы вдохнуть в общество энергию и жизненные силы, преодолеть мещанскую ограниченность, направить сограждан к «интеллектуальному обновлению страны через труд и научную точность» [8; 11]. Он хотел преобразить Испанию, сделать ее полноправным членом семьи европейских государств. Ключ к решению этой проблемы он видел в просвещении общества, в совершенствовании системы образования. Философ опередил свое время — перемены, о которых он мечтал и ради которых работал, произошли через полвека после начала его деятельности. Однако вклад в это его и всей системы образования не стоит сбрасывать со счетов.
Наша ситуация в России в сравнении с той, которую хотел изменить Ортега-и-Гассет, значительно сложнее. Она достаточно жестко и конкретно очерчена в послании президента Федеральному Собранию: «Отставание — вот главная угроза и вот наш враг. И если не переломим ситуацию, оно будет неизбежно усиливаться...
В основе всего лежит сбережение народа России и благополучие наших граждан. Именно здесь нам нужно совершить решительный прорыв.
.Скорость технологических изменений нарастает стремительно... Тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперед. Тех, кто не сможет этого сделать, она — эта волна — просто захлестнет, утопит.
Изменения в мире носят цивилизационный характер. И масштаб этого вызова требует от нас такого же сильного ответа. Мы готовы дать такой ответ. Мы готовы к настоящему прорыву» [9].
В этом послании обозначены приоритеты развития России на ближайшие десятилетия:
— повышение качества жизни; сбережение народа;
— развитие и модернизация экономики, экономический рост;
— освоение и благоустройство территории России; развитие инфраструктуры страны;
— обеспечение национальной безопасности.
Решение поставленных в этом послании задач неразрывно связано с развитием системы образования. Однако пути достижения поставленных целей могут быть различны. Именно эти пути и являются предметом острых дискуссий в российском обществе, в педагогическом и научном сообществах России.
В качестве примера можно привести подход, опирающийся на теорию гуманитарно-технологической революции и теорию самоорганизации, ориентированный на прорыв и предлагающий конкретный план
действий в технологическом, образовательном и научном пространствах [3].
Принципиально иной подход предлагается в докладе «Двенадцать решений для нового образования» [1]. Этот проект был подготовлен сотрудниками Высшей школы экономики, в соответствии с разработками которой двадцать с лишним лет осуществлялось реформирование отечественного образования. За это время был пройден большой путь преобразований: гуманизация, гуманитаризация, информатизация, интернетизация, болонизация, егэизация. Судя по уровню подготовки выпускников и по международным рейтингам, эти реформы неуклонно ухудшали качество российского образования. Другой организацией, готовившей данный доклад, был Центр стратегических разработок, также представляющий либеральное крыло российской элиты.
Проекты, представленные в упомянутом проекте, не приведут к прорыву — быстрому существенному улучшению качества российского образования, приведению его в соответствие стратегическим задачам, которые сейчас решает Россия. Иной взгляд на состояние дел в образовательной сфере Союзного государства и ряд предложений, которые могли бы улучшить его, мы и представим в данных заметках.
Начальные данные
Мы живем, точно в сне неразгаданном, На одной из удобных планет... Много есть, чего вовсе не надо нам, А того, что нам хочется, нет.
И. Северянин
В математической физике, чтобы выделить решение, соответствующее не общему случаю, а данной конкретной задаче, надо задать начальные условия — исходное состояние, в котором находится рассматриваемый объект. Посмотрим с этой точки зрения на систему образования Союзного государства.
Следуя Конфуцию, естественно начать с состояния умов. Раньше для этого проводили масштабные, дорогие (а значит, достаточно редкие) социологические опросы. Интернет и анализ поисковиков открыли новую эру в социологии, предоставив обширную информацию о том, что интересует людей. Поисковые запросы отражают ценности, проблемы, желания и страхи людей. По обобщенным категориям таких запросов можно судить о направлении развития общества, о мегатрендах.
Наиболее популярными и развитыми поисковыми системами являются Google и — для русскоязычного сегмента — Yandex. Инструмент Google Trends предоставляет информацию о всплесках пользовательского интереса. Инструмент «Анализ» позволяет сопоставить уровень поисковой активности по отдельным темам для России и Белоруссии и сравнить его с показателями США, Японии, ряда других стран.
Google Trends выдает отнормированные на численность всех запросов в данной стране значения. Запросы ранжируются по 100-бальной
шкале. Иными словами, 100 баллов соответствуют стране с наибольшей долей популярности данного запроса, 50 — стране, в которой популярность этого запроса вдвое ниже, 0 баллов означает местоположение, по которому недостаточно данных о рассматриваемом запросе. Например, маленькой стране, где запросы со словом «банан» составляют 80% от всех запросов, будет присвоено в два раза больше баллов, чем большой, где только 40% всех запросов содержит это слово.
Мы рассматривали количество поисковых запросов с сентября 2017-го по октябрь 2018 г. Наиболее подробно, выделяя около 50 обобщенных категорий, анализировались запросы США. Среди таких категорий практически ежедневно присутствуют ученые, космические объекты, программирование, книги, университеты. Google Trends не выделяет такие категории в России и Белоруссии — запросов по этим темам в них сравнительно мало.
Состояние умов и видение будущего в большой степени отражают позиции образование, наука, новые технологии.
Интересно, что в 2017 г. наивысшую позицию среди игр (кроме видеоигр), вызвавших всплески интереса, занимала Lego. Lego — развивающий конструктор для детей и подростков, позволяющий создавать роботов и программировать их. Проводятся соревнования мирового уровня с использованием этого конструктора и роботов, созданных на его основе (Всемирная олимпиада роботов — WRO). Lego входит в топ-10 игр в США уже 14 лет. Образовательная робототехника, в том числе на основе Lego, является одним из наиболее эффективных средств развития интеллекта и инженерного мышления у детей и подростков [7].
Интересно сравнить уровень интереса к этой игре в России, Белоруссии, США и Китае. Максимальное число запросов (всплеск перед Новым годом) приходится именно на Белоруссию, а по общему числу запросов за 12 месяцев лидирует Россия. В то же время в Китае интерес к Lego невысок. Возможно, это объясняется тем, что этот конструктор достаточно дорог, или тем, что китайская промышленность освоила его более дешевый аналог.
Исходя из этих данных, можно заключить, что старшее поколение Белоруссии и России заботится о развивающих играх для своих детей и перспективах их инженерной подготовки. Это подтверждается и сильными позициями российской и белорусской образовательной робототехники в мире [7].
В категории «программирование» в числе трендов 2017 г. второе место занимал язык программирования Python. Он содержит большое количество библиотек для анализа данных, искусственных нейронных сетей и машинного обучения. Эти направления важны и востребованы в цифровую эпоху, поэтому данный запрос во многом отражает общий интерес к компьютерным технологиям. С большим (в десятки раз) отрывом от США, России и Белоруссии здесь лидирует Китай. Показатели первых трех стран сравнимы между собой, но в Белоруссии таких запросов вдвое меньше, чем в США. В лидирующую группу вслед за Китаем входят Южная Корея, Израиль и Сингапур — страны, активно осваивающие компьютерную реальность.
Одним из ключевых направлений современного технологического развития является работа с большими данными, которая организуется на основе науки о данных — Data Science (хорошего русского аналога у этого термина пока нет). В лидерах здесь вновь — Китай (100), Сингапур (93), Индия (62). Значительно отстают США (42), еще дальше находится Россия (7), а Белоруссия не попала в топ-65 по этому запросу. Такая картина вполне объяснима. Она связана с недооценкой роли программирования в СССР в течение многих десятилетий.
Насколько влияют приоритеты системы образования на общественное сознание? Интернет-запросы показывают, что влияют и очень сильно. В течение нескольких десятилетий декларировалось, что наша система образования должна выращивать не творцов, а квалифицированных потребителей. Судя по запросам, это удалось. Так, Россия входит в лидирующую группу в рейтинге поисковых запросов по теме IPhone. Эта группа такова: Саудовская Аравия (100), Объединенные Арабские Эмираты (98), Катар (92), Сингапур (88), Вьетнам (88), Россия (81), Кувейт (81) Гонконг (80). Белоруссия в этом рейтинге находится на 46-й позиции.
Полезно сравнить интернет-запросы США и России в месяц в абсолютном выражении, обращая внимание на то, что относится к науке и образованию. Лидерами являются погода (1/24,4 млн)1, карты (2/20,4 млн). Однако в топ-100 ключевых слов входят перевод (3/18,3) калькулятор (4/16,1), периодическая таблица (таблица Менделеева) (15/4,4), занимательная математика (20/3,95), словарь (21/3,93), биткойн (54/1,91), цена биткойна (55/1,61), оформление ссылок на литературу (76/1,54).
В России картина иная. По данным WordStar Yandex на 29.07.2018, для нее было найдено 33 ключевых слова с количеством показов в месяц более 10 млн. Приведем первые 12 позиций с численностью просмотров в миллионах: фильм (179), порно (162,2), погода (91), ВКонтакте (76,1), песни (67), видео (61,4), игры (58,8), футбол (55), Одноклассники (51,9), сериал (49,6), смотреть онлайн (49), секс (46,8).
Анализ лидирующих запросов России и Белоруссии показывает, что они в основном ориентируются на зрелища и очень далеки от науки, образования и технологий, прекрасно укладываясь в облик «квалифицированного потребителя».
Вызывает озабоченность чрезмерный интерес молодежи к рэп-бат-тлам2. Выяснилось, что 92,4% российской молодежи от 15 до 25 лет смотрят рэп-баттлы, а баттл Johny Boy vs Oxxxymiron в 2015 г. собрал 42 млн просмотров на YouTube. Если раньше основной информационный контент, интересовавший пользователей из России, был связан с эротикой и порнографией, то сейчас происходит дальнейший откат, отражающий деградацию интернет-аудитории.
Инструмент Google Trends показывает, что 10 самых популярных запросов в Белоруссии связаны с фильмами или развлекательными телепередачами.
1 Здесь и далее указано место в списке/число запросов в млн.
2 Маргинальная субкультура, в которой зрелище представляет собой обмен нецензурной бранью.
Подводя итог анализа интернет-пространства, можно обратить внимание на то, что число запросов в Белоруссии и России, касающихся анализа данных, машинного обучения, искусственного интеллекта, языков программирования — важнейших направлений технологического развития, более чем в 2 раза отстает от таковых в США, Германии, Японии и Китае. В то же время интерес к зрелищам и развлечениям у нас гораздо выше.
Позитивная тенденция связана с тем, что число запросов по развивающим игрушкам (в частности, Lego) в Белоруссии и России выше, чем в Америке, Китае и Японии. Это показывает, что в Союзном государстве достаточно много людей, готовых вкладывать усилия в образование своих детей и видящих их в будущем инженерами.
Тем не менее следует признать, что пока состояние умов не соответствует задачам научно-технического прорыва — глубоким социально-экономическим изменениям, к которым подводит новая эпоха. Это означает, что необходима большая работа, чтобы будущее, необходимость мобилизации сил общества, общее дело оказались в фокусе общественного сознания.
Вернемся к притче о Конфуции. Посмотрим на «хлеб». Ведь если войны выигрывает школьный учитель, то и экономический взлет страны (или ее кризис) во многом зависит от него. И здесь картина представляется неудовлетворительной, требующей быстрого и энергичного изменения.
Одна из наиболее тревожных тенденций связана с инновациями, определяющими перспективы развития экономики. Доля промышленных предприятий, внедряющих инновации, в России в 6 раз меньше, чем в Германии [4]. Поэтому существующее отставание консервируется; ведь в современном мире, как в сказке об Алисе в Стране чудес, чтобы оставаться на месте, надо очень быстро бежать. Беседы со школьниками и студентами Союзного государства показывают, что большинству из них про этот инновационный вызов «не рассказывали».
Нынешнее положение дел в России не дает оснований для самоуспокоенности. Российская экономика дает всего 1,8% глобального валового продукта (ГВП); российские активы составляют 0,5%, что недопустимо мало для страны, располагающей третью минеральных ресурсов планеты. По насыщенности деньгами и кредитами Россия занимает 60—70-е место в мире.
Страна находится на позиции сырьевого донора и поэтому сильно зависит от цен на сырье, курса доллара и евро. Зависимость России от импорта по оборудованию оценивается в 70—90%, по непродовольственным товарам — в 50—60%.
Советский Союз был индустриальной сверхдержавой, обеспечивавшей себя и многие другие страны мира продукцией станкостроения. В настоящее время в России в месяц производится 300 металлорежущих станков, что составляет 6—7% от их выбытия [2].
Сохранение такого положения — серьезная угроза и для Союзного государства, и для мира России в целом. Ключ к изменению этого положения, к решению многих других проблем — новая индустриализация мира России, ориентированная на следующий технологический уклад [3; 6].
Именно на задачи новой индустриализации, которая должна преобразить Россию, при нынешних начальных данных и должна была бы быть сориентирована система образования Союзного государства. Это не прагматичная конъюнктурная задача, а, напротив, масштабная, творческая проблема. Это Вызов, стоящий перед народом и элитами, Ответ на который определит наше будущее.
На заседании Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию 27 ноября 2018 г. В. Путин призвал сосредоточиться не на общих для всего мира проблемах, а на неотложных, насущных для нашей цивилизации задачах:
«Знания, технологии, компетенции, кадры — это основа для наших национальных проектов, для достижения наших стратегических целей. Речь о новом качестве жизни человека, о возможностях его самоорганизации, о конкурентоспособности нашего общества в целом, экономики, государства в мире будущего... Это вопрос нашего существования и, более того, выживания в полном смысле этого слова» [10].
Другими словами, развитие образования, науки и технологий должно обеспечить переход мира России от цивилизации Первой волны (основу которой составляют сырье и сельское хозяйство) к цивилизации Третьей волны — обществу знаний.
Образование как инструмент развития
Образование — то, что показывает умному и скрывает от глупого недостаточность их знаний.
А Бирс
Множество споров, ведущихся относительно системы образования в России и Белоруссии, связано с разным пониманием того, для чего образование нужно обществу. На наш взгляд, оно выполняет три важные функции:
— подготовка специалистов, способных поддерживать и развивать социально-технологическую и социально-экономическую систему страны;
— передача смыслов, ценностей, цивилизационного кода следующим поколениям;
— подготовка элиты, способной и готовой взять на себя ответственность за принимаемые в стране решения.
Обратимся к первой функции образования. В докладе [1] и ряде предшествующих документов, которые были подготовлены в ВШЭ, определяющим вектор развития системы образования и задающим вектор реформирования научной отрасли страны принят «бухгалтерский подход». Сравнивается уровень финансирования отечественной системы образования, сопоставляется с затратами стран-лидеров, затем делается вывод, что денег надо добавить, потом выделенная сумма «распиливается» по конкретным программам и проектам. Деньги тратятся. Положение дел не улучшается, а ухудшается. После этого цикл повторяется.
Радикальные реформы образования предусматривались еще в 1992 г. в законе «Об образовании». В 2001 г. президент В. Путин поставил задачу перейти от сложившейся в ходе реформ «экономики трубы» на инно-
вационный путь развития. Очевидно, система образования, в которой готовятся кадры и проводятся научные исследования, имеет к этому непосредственное отношение. Но перемен к лучшему не видно.
На недавнем заседании Совета по науке и образованию президент поднял этот вопрос. Действительно, было бы хорошо, если бы вкладываемые в образование средства позитивно отражались на производительности труда, экономическом росте или качестве жизни. Почему же этого не происходит? В упомянутом докладе ВШЭ и ЦСР речь идет о дополнительном вложении 4,6 трлн рублей в образование из бюджета и 8,3 трлн с учетом внебюджетных инвестиций. Но изменят ли эти деньги ситуацию к лучшему, или все произойдет так же, как при проведении предшествующих образовательных реформ в новой России?
В 1950-х гг. произошел переход от мира отдельных объектов к миру систем. Проблемы нашего образования, судя по всему, также являются системными. Другими словами, либо отдельные части построенной системы не согласованы между собой, не подходят друг к другу, либо одни части системы реформаторы пытаются использовать вместо других. В результате получается, как в известной детской книжке: «телефон Хоттабыча» — из чистого золота, но не работает.
В 1990-х гг. была предложена макромодель образования [5]. Она описывает три переменных, характеризующих состояние и развитие общества: объем производства (точнее, его часть, идущую на поддержание, возобновление и использование ресурсов) — X; объем доступных материальных ресурсов — Я; уровень развития науки и образования, т. е. объем интеллектуальных ресурсов (характеризующий человеческий капитал), — А. Предполагается, что эти величины нормированы на численность населения.
Их динамику (изменение со временем £) определяет отображение с запаздыванием:
х(г + 1) = р + рА)хя/(я + X;
Я(* + 1) = Я - ХИ/ (Я + X + Ь + Ъ(к(г - д/Ас)2;
А(г + 1) = ¿4(0 + /вХА/(А + еХ).
Обратим внимание на несколько ключевых параметров. Величина
— характеризует время запаздывания, составляющее около пяти лет. Это означает, что если завтра мы начнем учить студентов гораздо лучше (или хуже), то экономика «почувствует» это примерно через пять лет.
Это запаздывание открывает «окно возможностей» для реформаторов — результаты реформирования становятся видны не сразу, что позволяет несколько лет уверенно говорить о предстоящих успехах. Величина е характеризует объем финансирования этой сферы, а коэффициент Ь — восприимчивость экономики к инновациям.
С точки зрения макроэкономики система «наука+образование» выступает как единое целое. Ее роль в том, чтобы найти новые ресурсы для развития общества и вырастить людей, которые смогут их использовать. Так, в 1930-х гг. уран рассматривали как отличное сырье для производства зеленой краски. Но исследования, разработки, создание технологий, развертывание атомной отрасли, для которой пришлось срочно
готовить кадры, оправдало предвидение В. И. Вернадского, писавшего, что именно уран станет основной силой XX в.
Другой пример связан со сланцевыми газом и нефтью. Разработка технологий с этими углеводородами, которые считались «неперспективными», и создание соответствующих производственных мощностей серьезно повлияли на геоэкономику США и имели большие геополитические последствия.
Пусть Ь = 0, образование и наука финансируются, но экономика оказывается невосприимчива к разработкам, изобретениям, открытиям, инновациям. Страна «проживает» невосполнимые природные ресурсы (цивилизация Первой волны) и, когда они кончаются, переходит на возобновляемые ресурсы с резким снижением жизненного уровня и утратой исторических перспектив. Она переходит в разряд так называемых «конченых стран».
Другой вариант. Экономика восприимчива к инновациям, но финансирование образования и науки (параметр e) недостаточно. Тогда замыкается отрицательная обратная связь: недофинансирование интеллектуальной сферы -» неспособность создать собственные, экономически значимые технологии -> неэффективное использование невосполнимых ресурсов, приводящее к их ускоренному исчерпанию, -» стагнация или кризис экономики -> растущее недофинансирование интеллектуальной сферы.
Следует подчеркнуть, что последний эффект носит пороговый характер — существует критическое значение е, при превышении которого включаются механизмы развития. Если этот параметр ниже, то его небольшой рост, связанный с увеличением финансирования, сценарий деградации экономики и общества не меняет. Если параметры Ь и е достаточно велики, происходит выход на режим быстрого устойчивого роста.
В чем главная причина неудовлетворительного положения дел в образовании? Их три: кризис целеполагания, монополизация и отсутствие обратной связи.
Когда в новой России начинались образовательные реформы, предполагалось, что она войдет в Западный мир как государство, отечественные элиты станут частью западных, а страна — «энергетическим гарантом» развитых государств и сырьевым донором, что должно было позволить поднять уровень жизни. В этом случае хорошая система образования не нужна: творцов трудно готовить, а с подготовкой «квалифицированных потребителей» справится любая система, поэтому можно заявлять любые цели реформирования — от «разрушения советской школы» до «цифровизации», интернетизации, индивидуализации, обеспечения компетенций и компетентности. При этом важно почаще менять ориентиры, чтобы образовательное сообщество оставалось в недоумении.
Полноценная наука тоже не нужна — достаточно, чтобы она подбадривала преподавателей, как в большинстве стран третьего мира. Но история распорядилась иначе, проект глобализации и капитализм в целом оказались в кризисе. Цивилизационный вызов, брошенный России, сейчас требует новой индустриализации, первоклассного образования и полноценной науки. Но система подготовки потребителей уже отстроена, люди, справившиеся с этой задачей, уже расставлены на соответст-
вующие позиции. Большой корабль быстро не повернуть, даже если есть желание это сделать.
Джон Кеннеди говорил, что Советский Союз обогнал Америку в космосе за школьной партой, и начал масштабные реформы в образовании и науке США. Советская система образования занимала передовые позиции в мире.
Ныне все изменилось. Успехи среднего российского школьника достаточно объективно отражает Программа международной оценки учащихся (Program of International Student Assessment — PISA). Она проводится по инициативе Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) в 70 странах (к сожалению, до 2018 г. Белоруссия в них не участвовала). Оцениваются знания по математике, естественным наукам, владению родным языком 15-летних ребят. Результаты 2015— 2016 гг. таковы:
Таблица
Уровень знаний школьников (возраст 15 лет) по математике, естественным наукам и владению родным языком
Математика Естественные науки Родной язык
1. Сингапур 564 1. Сингапур 556 1. Сингапур 535
2. Гонконг, Китай 548 2. Япония 538 2. Канада 527
3. Макао, Китай 532 3. Эстония 536 3. Гонконг 527
4. Тайвань 542 4. Тайвань 532 4. Финляндия 526
5. Япония 532 5. Финляндия 531 5. Ирландия 521
6. Китай 531 6. Макао, Китай 529 6. Эстония 519
7. Корея 524 7. Канада 528 7. Южная Корея 517
8. Швейцария 521 8. Вьетнам 525 8. Япония 516
9. Эстония 520 9. Гонконг 523 9. Норвегия 513
10. Канада 516 10. Китай 518 10. Макао, Китай 509
25. Россия 494 25. США 496 23. Тайвань 497
26. Франция 493 24. США 497
27. Великобритания 492 32. Россия 487 25. Испания 496
33. Люксембург 483 26. Россия 495
39. США 470 34. Италия 481 27. Китай 494
В общем зачете среди «отличников» (более 500 баллов) находится Китай — 10-е место (514 баллов); среди «середняков» (450—500 баллов) Россия — 28-е (492) и США — 31-е (498) [12].
Эти результаты для России нельзя считать удовлетворительными.
В 2015 г. 28% российских 15-летних школьников не смогли удовлетворительно использовать свои знания ни в одной из трех областей (ниже 2-го уровня по шкале PISA). Высшего уровня по всем трем областям у нас достигает 1,7% школьников (в странах-лидерах этот показатель находится в интервале от 4,5% до 6,5%). В глобальном индексе конкуренции за таланты GTCI (The Global Talent Competitions Index) в 2017 г. наша страна заняла 56-е место.
Предложения
Неграмотный Карл Великий распространял образование как только мог. Наши политики с образованием в Оксфорде и Гарварде — уничтожают его как только могут.
Из лекции в Папском Григорианском университете
Высокий образовательный уровень и большая творческая активность, огромное значение, придаваемое обществом мечте, науке, знанию, были неотъемлемой чертой советской цивилизации. По этому пути стремятся идти ведущие страны мира, рассматривающие все это как важнейшее конкурентное преимущество в мире XXI в. Очевидно, по такому пути, развивая наши традиции, следовало бы двигаться и Союзному государству России и Белоруссии. Именно на это нацеливают стратегические решения, принятые в этой области президентами В. В. Путиным и А. Г. Лукашенко.
Практическая реализация этих предложений требует ряда конкретных мер.
1. Отказ от программы 5—100—20, направленной на то, чтобы пять российских вузов к 2020 г. вошли в первую сотню зарубежного рейтинга, а также от других подобных программ, призванных продемонстрировать видимое «благополучие». Следует «быть», а не «казаться», ориентироваться на удовлетворение своих потребностей, а не на похвалы мирового сообщества, одобрение западных государств, «международные стандарты», «академическую мобильность» и прочие цели, не имеющие ничего общего с национальными интересами.
2. Отказ от единого государственного экзамена (ЕГЭ), совмещающего выпускной экзамен средней школы и вступительный экзамен в вузы. ЕГЭ был предложен как инструмент борьбы с коррупцией, но этой проблемы он не решил, создав множество новых.
В России представляется разумным устроить экзамены на аттестат зрелости по большинству школьных предметов, где это разумно, в письменной или устной форме, в январе. Желающие пройти вступительные экзамены в вузы могут сдать их в июне в той форме, которую вузы сочтут приемлемой, учитывая профиль специалистов, которых они готовят.
3. Отказ от стратегии уравнивания школ и уменьшения их количества. В Москве проведена реформа по слиянию школ друг с другом и детскими садами. В результате этих преобразований вместо 3,5 тыс. школ их оказалось примерно 700, были ликвидированы гимназии, лицеи, большинство специализированных школ. Осталось меньше десятка физико-математических школ. Произошла унификация и снижение разнообразия. При слиянии сильных школ со слабыми с неизбежностью падает уровень образования.
Нынешний курс развития среднего образования должен быть изменен на противоположный. От уменьшения разнообразия надо двигаться к его увеличению, от снижения качества образования до среднеевропейского уровня к равнению на лучших, к прорыву в этой сфере.
4. Вся ответственность за прием должна быть возвращена ректорам вузов. При нынешней системе полностью снимается ответствен-
ность с ректоров, которые резонно замечают, что они не в состоянии обучить тех, кого им велели принять. Выход из нынешнего образовательного кризиса связан с тем, чтобы вернуть им эту ответственность, предоставить возможность набирать тех, из кого они смогут подготовить полноценных специалистов.
5. Расширение масштабов специалитета. В СССР существовала складывавшаяся десятилетиями система высшего образования, основой которого был пятилетний специалитет. Эта система отвечала потребностям страны и получила признание в мире как одна из лучших. В ходе «болони-зации» она была сломана, произошел переход на систему «бакалавр—магистр» (4+2). Это мотивировалось «академической мобильностью» и необходимостью «следовать международным стандартам». Результаты этого затянувшегося эксперимента оказались плачевными.
Следовательно, его следует признать неудачным, и там, где необходима подготовка полноценных специалистов, надо возвращаться к спе-циалитету. Возможно, по тому же пути следует идти и в других странах Евразийского союза.
6. Снижение обязательной учебной нагрузки на учителей и профессорско-преподавательский состав, дебюрократизация преподавательской деятельности. Сейчас профессора и преподаватели большинства учебных заведений России перегружены в сравнении с коллегами из других стран. При невысокой зарплате многих преподавателей они вынуждены подрабатывать во множестве мест или заниматься репетиторством.
Сложившаяся ситуация требует кардинального изменения. Сегодня в связи с развитием Интернета в Союзном государстве есть все возможности, чтобы оценивать результат работы всей системы образования, вузов и школ, эффект от экспериментов, проводившихся в образовательной системе, а не заниматься мелочным утомительным контролем процесса получения образования.
7. Главное для преподавателя — хорошо учить студентов, а не имитировать научную деятельность. Работа преподавателя и профессора важна, серьезна и ответственна. Именно ее уровень следует поднимать. Эту главную работу и надо оценивать в первую очередь.
8. Переориентация общественного сознания на проблемы развития технологий, образования и науки. Предлагается ввести «образовательный налог» на все федеральные медиа. Так, все телеканалы этого уровня должны не менее 13% эфирного времени в наиболее удобное время для основной части зрителей уделять образовательным, просветительским, научно-популярным передачам. Перед наукой, техникой, образованием стоит вызов, равного которому в истории не было, — чтобы избежать глубокого кризиса, который может привести к мировой войне или отбросить нашу цивилизацию на несколько веков назад, нам нужно за 10—15 лет создать и освоить новый набор жизнеобеспечивающих технологий. Без самой активной поддержки общества, без концентрации усилий на этих проблемах на такой вызов не ответить.
9. На смену эпохе анализа в обществе, технологиях и науке приходит время синтеза, и это требует самого активного развития и использования междисциплинарных и трансдисциплинарных подходов в образовании. Для
образования индустриальной эпохи был характерен технократический уклон. И до сих пор гуманитарные дисциплины во многих вузах Союзного государства воспринимаются как «бесплатное приложение» к инженерным и естественно-научным курсам, определяющим квалификацию специалиста. Мост между двумя культурами — естественно-научной и гуманитарной — даже не строится: второго, гуманитарного берега просто не видно.
Эту ситуацию необходимо как можно скорее изменить. Если образование невосприимчиво к инновациям и отторгает их, то тем самым закладывается и консервируется отставание в сфере производства, технологий, в медицине, в обеспечении безопасности. Читать нужно не те курсы, к которым привыкли, а те, которые помогут совершить прорыв, кардинально улучшить качество жизни. И озаботиться этим стоит на самых разных уровнях: от школ и вузов до парламентов и правительств. Нельзя упускать возможности, которые у нас пока есть.
10. Научное сообщество и академии наук должны играть намного более важную роль в образовательном пространстве Союзного государства, чем сейчас. Во многом сферы науки и образования принципиально отличаются. Наука добывает новое знание, определяет пути в будущее и связанные с ним цели, оценивает риски. Образование передает это знание и готовит людей, которые будут строить и жить в этом будущем. Петр I полагал, что сильной державе необходимо иметь триаду «Гимназия — Университет — Академия». На эту триаду следует ориентироваться и сейчас.
В то же время всем должно быть ясно: хорошего современного образования в стране без сильной науки быть не может. Следует как можно скорее вернуть Академии наук исследовательские институты и привлечь ее к выработке стратегии образования.
Литература
1. Двенадцать решений для нового образования : доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. М. : ЦСР : ВШЭ, 2018.
2. Заставить слона двигаться// Эксперт. 2018. № 23.
3. Иванов В. В., Малинецкий Г. Г. Россия: XXI век : Стратегия прорыва. Технологии. Образование. Наука. Изд. 2-е. М. : ЛЕНАНД, 2017.
4. Инновации — это не про нас // Русский репортер. 2018. 22.10—03.11.
5. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М. : Едиториал УРСС, 2003.
6. Малинецкий Г. Г. Чтоб сказку сделать былью... Высокие технологии — путь России в будущее. М. : ЛЕНАНД, 2019.
7. Малинецкий Г. Г., Сиренко С. Н. Робототехника и образование : Новый взгляд // Вестник Российской академии наук. 2017. Т. 87. № 12.
8. Ортега-и-Гассет Х. Бесхребетная Испания. М. : АСТ : Ермак, 2003.
9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 01.03.2018. — http:// kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 14.02.2019).
10. Путин В. Выступление на заседании Совета при Президенте по науке и образованию 27 ноября 2018 года. — http://kremlin.ru/events/president/news/59203 (дата обращения: 14.02.2019).
11. Пятьдесят крупнейших мыслителей об образовании : От Конфуция до Дион. М. : ИД ВШЭ, 2012.
12. PISA Worldwide Ranking — average score of math, science and reading // FactsMaps. — http://factsmaps. com/pisa-worldwide-ranking-average-score-of-math-science-reading/ (дата обращения: 14.02.2019). ♦