Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ГЕНДЕРНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ГЕНДЕРНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
40
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ГРАМОТНОСТЬ / МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Солодовников Александр Юрьевич, Солодовников Дмитрий Александрович, Солодовникова Злата Александровна

В статье рассматривается сложившийся образовательный уровень сельского населения южных районов Тюменской области с учетом межпереписного периода 2002-2010 гг. В исследование включено сельское население муниципальных районов и городских округов. Дана оценка населения по образовательному уровню, полу, возрастным группам и муниципальным образованиям. Образовательный уровень ранжирован на профессиональный и общий. Показано изменение доли населения, приобщившегося к знаниям, неграмотного населения и не указавшего наличие образования. Отмечена тенденция повышения грамотности населения, прежде всего женского. Выделены лидирующие муниципальные образования и аутсайдеры по уровню образованности населения, в том числе по гендерному признаку. Охарактеризован профессиональный и школьный образовательный уровень по возрастным группам всего населения, раздельно - мужчин и женщин.In this article the educational level of rural population of southern part of Tyumen region in 2002-2010 is observed. In case of the research was included the rural population of the municipal districts and the city population. The presented characterization is by the education level, gender, age groups and municipal settlements. The education level is subdivided into professional and common. The part of population without any education is presented. The tendency of increase of education level, especialy in female population, is observed. The leading and outsider positions in education level, including the gender factor, are emphasized. It's prooved that the education level of rural population in city districts is higher than in municipal districts. The professional and school education level by gender is separately observed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Солодовников Александр Юрьевич, Солодовников Дмитрий Александрович, Солодовникова Злата Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ГЕНДЕРНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ»

УДК 314.93

Солодовников Александр Юрьевич, доктор географических наук, доцент, начальник научно-исследовательского отдела экологии Тюменского отделения

« СургутНИПИнефт ь» Солодовников Дмитрий Александрович, магистр экологии, школа иностранных языков «The Best», Россия, г. Тюмень Солодовникова Злата Александровна, студентка 5-го лечебного факультета ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Россия,

г. Тюмень

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ГЕНДЕРНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ

РАЗЛИЧИЯ

Аннотация: В статье рассматривается сложившийся образовательный уровень сельского населения южных районов Тюменской области с учетом межпереписного периода 2002-2010 гг. В исследование включено сельское население муниципальных районов и городских округов. Дана оценка населения по образовательному уровню, полу, возрастным группам и муниципальным образованиям. Образовательный уровень ранжирован на профессиональный и общий. Показано изменение доли населения, приобщившегося к знаниям, неграмотного населения и не указавшего наличие образования. Отмечена тенденция повышения грамотности населения, прежде всего женского. Выделены лидирующие муниципальные образования и аутсайдеры по уровню образованности населения, в том числе по гендерному признаку. Охарактеризован профессиональный и школьный образовательный уровень по возрастным группам всего населения, раздельно - мужчин и женщин.

Ключевые слова: Образовательный уровень, сельское население, муниципальные образования, грамотность, мужчины и женщины.

Annotation: In this article the educational level of rural population of southern part of Tyumen region in 2002-2010 is observed. In case of the research was included the rural population of the municipal districts and the city population. The presented characterization is by the education level, gender, age groups and municipal settlements. The education level is subdivided into professional and common. The part of population without any education is presented. The tendency of increase of education level, especialy in female population, is observed. The leading and outsider positions in education level, including the gender factor, are emphasized. It's prooved that the education level of rural population in city districts is higher than in municipal districts. The professional and school education level by gender is separately observed.

Key words: education level, rural population, municipal foundation districts, literacy, male and female population.

Образовательному уровню населения и его общей образованности на уровне государства всегда уделялось пристальное внимание. Особенно ярко это проявилось в ХХ в. в эпоху советского периода истории России. Достаточно вспомнить один из лозунгов В.И. Ленина, основателя советского государства, призывавшего населения ... «учиться, учиться и ещё раз учиться». Уже в 1930-е годы в русских областях неграмотность в стране была в основном ликвидирована. Во время Великой Отечественной войны на неоккупированных территориях учебный процесс, несмотря ни на какие сложности, продолжался. Впоследствии в освобождённых от врага территориях восстановление учебного процесса было одним из приоритетных для органов государственной власти. В правительстве СССР прекрасно понимали, что образование является тем инструментом, с помощью которого страна может добиться технического прогресса, повысить общий уровень благосостояния народа. Успехи были

налицо: ядерная энергетика, космос, авиация, военное производство и многое другое. Это то, чем до сих пор гордится наша страна.

Всё изменилось в 1990-е годы, когда вместе с СССР исчезла и советская система образования, которая многими воспринималась как в нашей стране, так и за рубежом, в качестве одной из лучших. Свидетельством тому является, с одной стороны, внедрение элементов советской системы образования в учебный процесс многих государств мира, с другой, поощрение миграции учёных из России. Поэтому для российского государства проблема утечка умов очень актуальна на протяжении нескольких десятилетий.

Но первые зачатки, корни образования многие будущие специалисты и учёные страны получили в сельских школах. Хотя именно сельские школы в постсоветский период пострадали больше всего. Из-за сокращения численности населения их признавали малокомплектными, обузой для бюджетов и поэтому под благовидным предлогом экономии бюджетных средств, закрывали. При этом многие управленцы прекрасно понимали, что если будет закрыта школа, то будущего у населённого пункта нет. На юге Тюменской области в постсоветский период уже ликвидировано несколько населённых пунктов, но ещё больше будет ликвидировано в недалёком будущем. К числу умирающих сёл и деревень можно с уверенностью отнести, имеющие статус центра сельского поселения, но не имеющих даже начальных школ. Таких поселенческих образований с каждым годом становится всё больше и больше.

Продолжающиеся в системе образования на протяжении последних 25 лет преобразования, направленные на повышения качества образования, его доступности всем слоям общества, проблему образованности населения не решили, хотя в статистической отчётности отмечается рост числа граждан, повысивших свой образовательный уровень. Изменение динамики этого процесса проследим на сельском населении юга Тюменской области по материалам Всероссийской переписей населения 2002 и 2010 гг.

Материалы и методы исследования

При изучении образовательного уровня сельского населения появляется целесообразность выбора объекта исследования, позволяющего с помощью статистических и иных методов оценить сложившийся образовательный уровень и возможность его использования в прогнозировании социально-экономического развития территории. Автор убеждён, что оценка образовательного уровня населения может быть достаточно корректно осуществлена посредством анализа материалов переписей населения.

Раскрывая вопрос о территориальной дифференциации процесса изменений в уровне образованности сельского населения муниципальных районов и городских округов, автор провёл ранжирование муниципальных образований по показателям, характеризующим общий уровень образования населения, в том числе по возрастным группам, а также с учётом гендерности населения. В качестве объекта исследования выбрано сельское население муниципальных районов и городских округов южной части Тюменской области.

Основными материалами, использованными в исследовании, являются сведения об образовательном уровне каждого населенного района и тех городских округов, где имеется сельское население по двум последним переписям населения, статистика о профессиональном и общем образовании и иные материалы, характеризующие сельское население.

Результаты исследования

Сельское население в южной части Тюменской области проживает в 21 муниципальном образовании и в 3-х городских округах - Голышмановский, Заводоуковский и г. Тобольск (рис. 1). Общая численность сельского населения муниципальных районов и городских округов на 01.01.2021 г. составила 497,5 тыс. чел, или 32,2 % всего населения [1].

В образовательном процессе участвует свыше 30 % сельского населения. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» [2] в системе образования установлены следующие образовательные уровни: основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное

профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование.

Рис. 1. Административно-территориальное устройство юга Тюменской области.

Источник: [3].

В сельской местности юга Тюменской области почти всё население грамотно. Только у 1,5 % граждан нет даже начального образования. Это почти 7 тыс. чел., из них 2,6 тыс. мужчин и 4,3 тыс. женщин. 47 % населения указали на наличие профессионального и 50 % общего образования. Профессиональным образованием овладели 43,8 % мужчин и 50 % женщин, общим - 54 % и 47,2 % соответственно. При этом женщины имеют более высокий образовательный уровень. Это относится, прежде всего, ко всем видам профессионального образования. Например, женщин, имеющих высшее образование, в 1,7 раза больше, чем мужчин. В то же время у мужчин более высок удельный вес лиц, получивших общее образование (на 20 %) (табл. 1).

По сравнению с переписью населения 2002 г. в 1,7 раза сократилось число, не имеющих начального общего образования, несколько увеличилось имеющих профессиональное, но снизилось с общим образованием (рис. 2).

Таблица 1. Образовательный уровень сельского населения, % (на дату переписи)

Образование Оба пола В том числе

мужчины женщины

2002 г. 2010 г. 2002 г. 2010 г. 2002 г. 2010 г.

Всё население, из него имеющие 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

профессиональное 43,6 47,1 43,9 43,8 43,3 50,0

высшее 6,21 10,2 4,9 7,8 7,2 12,4

из него послевузовское 0,3 0,2 0,3

неполное высшее 1,2 1,9 1,0 1,7 1,4 2,1

среднее (среднее специальное) 21,7 27,6 18,8 24,6 24,2 30,2

начальное 14,5 7,1 19,0 9,4 10,4 5,1

общее 53,6 50,4 54,2 54,0 53,1 47,2

среднее(полное) 13,3 18,0 14,3 20,4 12,3 15,8

основное(неполное среднее) 18,5 17,6 19,0 19,7 18,0 15,6

начальное 21,9 14,9 20,9 13,9 22,8 15,7

Не имеют начального образования 2,6 1,5 1,7 1,2 3,4 1,8

Не указавшие образование 0,2 1,0 0,2 1,0 0,2 1,0

Примечание: ... - незначительно.

Источник: по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. [4].

2002 г. 2010 г.

□ Профессиональное г Общее

0 Не имеющие начального образования ■ Не указавшие образование

Рис. 2. Образовательный уровень сельского населения Юга Тюменской области, %. Источник: по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. [4].

Среди муниципальных районов самая высокая доля населения с профессиональным образованием в Тюменском районе (55,8 %), с общим - в Сладковском (58,9), без образования - в Нижнетавдинском и Юргинском (по 4,1), самая низкая - в Упоровском (37,1), Тюменском (42,8), Армизонском и Исетском (по 2,1 %), соответственно. Выше образовательный уровень сельского населения только у сельского населения г. Тобольска. Доля населения с профессиональным образованием здесь составляет 68,4 %, а без образования - всего 1,2 %, что ниже, чем в большинстве муниципальных районов. По сравнению с переписью 2002 г. в 16 районах (76,2 %) и в обоих городских округах вырос удельный вес лиц получивших профессиональное образование, в 9 (42,9 %) - общее и в 20 (95,2 %) сократился не имеющих образование (табл. 2).

Таблица 2. Образовательный уровень населения муниципальных районов, %

(на дату переписи)

Муниципальные образования Всег о В том числе Всег о В том числе

профес-сиональ ное обще е без образо вания проч ее профес-сиональ ное об ще е без образов ания про чее

Районы

Абатский 100,0 38,7 57,9 3,3 0,1 100,0 40,1 57,4 1,7 0,8

Армизонский 100,0 46,8 50,7 2,3 0,1 100,0 46,5 52,0 1,2 0,3

Аромашевский 100,0 39,6 56,7 3,6 0,1 100,0 39,7 58,4 1,9

Бердюжский 100,0 40,2 56,9 2,8 0,1 100,0 41,0 57,7 1,3 0,0

Вагайский 100,0 38,5 58,2 3,2 0,1 100,0 40,2 52,4 2,1 5,3

Викуловский 100,0 37,9 58,7 3,4 100,0 43,4 54,6 2,0

Голышмановский 100,0 49,0 48,5 2,3 0,2 100,0 51,1 46,5 1,5 0,9

Исетский 100,0 42,4 54,7 2,4 0,5 100,0 45,1 52,1 1,2 1,6

Ишимский 100,0 39,1 58,3 2,4 0,2 100,0 41,1 56,7 2,2 -

Казанский 100,0 42,9 54,9 2,1 0,01 100,0 45,2 53,0 1,4 0,4

Нижнетавдинский 100,0 42,8 54,1 3,1 — 100,0 41,1 54,8 4,1 —

Омутинский 100,0 44,3 53,5 2,1 0,1 100,0 46,9 50,2 1,2 1,7

Сладковский 100,0 42,5 54,6 2,7 0,1 100,0 39,5 58,9 1,6

Сорокинский 100,0 46,0 51,4 2,5 0,1 100,0 46,4 52,1 1,5

Тобольский 100,0 40,7 57,1 2,1 0,1 100,0 45,0 53,5 1,5

Тюменский 100,0 48,8 49,7 1,3 0,2 100,0 55,8 42,8 0,9 0,5

Уватский 100,0 49,0 49,3 1,7 100,0 54,2 44,9 0,9

Упоровский 100,0 42,6 54,1 3,2 0,1 100,0 37,1 56,1 1,8 5,0

Юргинский 100,0 42,4 49,6 7,6 0,4 100,0 41,1 54,8 4,1

Ялуторовский 100,0 42,6 54,9 2,5 100,0 42,8 55,5 1,6 0,1

Ярковский 100,0 43,3 53,6 2,9 0,2 100,0 45,1 52,9 1,8

Городские округа

Заводоуковский 100,0 38,2 58,1 3,6 0,1 100,0 40,0 55,7 2,6 1,7

г. Тобольск 100,0 48,6 49,6 1,1 0,7 100,0 68,4 30,4 1,2 0,0

Примечание: - незначительно. Источник: по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. [4].

Среди мужчин самая высокая доля с профессиональным образованием в Тюменском районе (52,3 %), с общим - в Бердюжском (63,4), без образования -в Юргинском (4,9), самая низкая - в Упоровском (33,1), Тюменском (46,4), Юргинском (4,9%), соответственно. У женщин самая высокая доля с профессиональным образованием в Тюменском районе (58,9 %), с общим - в Сладковском (55,5), без образования - в Юргинском (3,4), самая низкая - в Аромашевском и Вагайском (по 42,3), Тюменском (39,7) и Тюменском (0,9 %) соответственно.

По сравнению с переписью 2002 г., доля мужчин с профессиональным образованием увеличилась только в 4 районах юга области (19 %), в то время как доля женщин в 18 районах (85,7 %). Иная ситуация сложилась с общим образованием. В 15 районах (71,4 %) увеличилась доля мужчин с общим образованием, а у женщин сократилась во всех районах. В 13 районах сократилась доля мужчин без образования и в 2 осталась на прежнем уровне, среди женщин соотношение 20 и 1. В городских округах ситуация несколько иная. В Заводоуковском городском округе сократилась доля мужчин с профессиональным образованиям и без образования, в городском округе г. Тобольск женщин с общим образованием и без образования (табл. 3-4).

Таблица 3. Образовательный уровень мужчин, % (на дату переписи)

Муниципальные образования Профессиональное Общее Без образования Прочее

2002 г. 2010 г. 2002 г. 2010 г. 2002 г. 2010 г. 2002 г. 2010 г.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Районы

Абатский 46,2 36,4 52,0 61,7 1,2 1,3 0,3 0,6

Армизонский 50,2 44,6 48,4 54,3 1,3 0,9 0,1 0,2

Аромашевский 41,4 36,7 56,5 62,2 2,0 1,1 0,1

Бердюжский 38,3 35,6 59,7 63,4 1,8 1,0 0,2 —

Вагайский 39,7 38,0 57,9 55,4 2,3 1,6 0,1 5,0

Викуловский 50,2 39,5 48,4 59,0 1,3 1,5

Голышмановский 50,1 51,1 47,6 47,1 1,4 1,5 0,9 0,3

Исетский 42,1 41,1 56,0 56,4 1,4 0,9 0,5 1,6

Ишимский 37,9 35,9 60,4 62,1 1,5 2,0 0,2

Казанский 41,7 40,7 57,1 57,7 1,1 1,1 0,1 0,5

Нижнетавдинский 44,7 39,8 53,5 58,2 1,8 1,0 — —

Омутинский 44,2 43,6 54,6 53,8 1,2 0,9 1,7

Сладковский 44,7 36,1 53,5 62,7 1,6 1,2 0,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сорокинский 48,3 45,6 49,8 53,4 1,7 1,0 0,2

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Тобольский 42,3 42,5 56,5 56,4 1,1 1,1 0,1

Тюменский 48,2 52,3 50,8 46,4 0,8 0,8 0,2 0,5

Уватский 49,1 51,2 49,8 48,2 1,1 0,6 —

Упоровский 44,2 33,1 53,5 60,4 2,2 1,6 0,1 4,9

Юргинский 48,3 36,1 49,8 59,0 1,7 4,9 1,7 4,9

Ялуторовский 43,5 39,4 55,0 59,1 1,5 1,4 0,1

Ярковский 45,8 42,7 52,2 56,1 1,2 3,9 0,2

Городские округа

Заводоуковский 38,6 37,3 59,0 59,6 2,2 1,3 0,2 1,8

г. Тобольск 49,6 72,1 48,6 26,9 0,9 1,0 0,9 0,0

Примечание: . - незначительно. Источник: по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. [4].

Таблица 4.Образовательный уровень женщин, % (на дату переписи)

Муниципальные образования Профессиональное Общее Без образования Прочее

2002 г. 2010 г. 2002 г. 2010 г. 2002 г. 2010 г. 2002 г. 2010 г.

Районы

Абатский 38,5 43,3 56,8 53,8 4,6 2,1 0,1 0,8

Армизонский 43,8 48,2 52,7 49,9 3,3 1,6 0,2 0,3

Аромашевский 38,0 42,3 57,0 55,2 5,0 2,5

Бердюжский 42,0 45,8 54,3 47,4 3,6 1,6 0,1 —

Вагайский 37,6 42,3 58,3 49,4 4,1 2,7 5,6

Викуловский 38,9 46,7 56,3 50,7 4,7 2,6

Голышмановский 40,5 51,9 51,7 45,6 7,4 1,6 0,4 0,9

Исетский 42,6 42,6 53,6 48,3 3,3 1,5 0,5 1,6

Ишимский 40,1 45,6 56,4 52,0 3,3 2,4 0,2

Казанский 49,3 45,8 48,7 47,4 1,6 1,6 0,4 —

Нижнетавдинский 41,1 46,5 54,6 50,5 4,3 1,9 — —

Омутинский 44,4 49,8 52,7 47,2 2,9 1,4 1,6

Сладковский 40,5 42,6 55,6 55,5 3,8 1,9 0,1 —

Сорокинский 43,7 47,1 52,8 51,1 3,3 1,8 0,2

Тобольский 39,2 47,5 57,6 50,6 3,1 1,9 0,1

Тюменский 50,8 58,9 47,4 39,7 1,6 0,9 0,2 0,5

Уватский 49,0 57,0 48,9 41,8 2,1 1,2

Упоровский 41,3 40,7 54,6 52,2 4,1 2,0 5,1

Юргинский 40,5 46,0 51,7 50,6 7,4 3,4 0,4

Ялуторовский 41,7 45,6 54,9 52,4 3,4 1,9 0,1

Ярковский 41,2 48,0 54,7 49,6 3,9 2,4 0,2

Городские округа

Заводоуковский 37,8 42,4 57,2 52,4 4,9 3,8 1,2 1,4

г. Тобольск 47,7 65,3 50,3 33,3 1,3 1,4 0,7 0,0

Примечание: ... - незначительно. Источник: по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. [4].

Наибольшая доля специалистов с профессиональным образованием, в том числе с послевузовским, наблюдается в возрасте 30-50 лет, с высшим - 40-49 и 60 лет и старше. Доля мужчин и женщин с послевузовским и высшим образованием максимальна в возрастной группе 40-49 лет. В возрасте 10-19 лет граждан, имеющих законченное и послевузовское образование, нет, что и закономерно в силу их возраста (табл. 5). Специалистов со средним специальным образованием 27,6 %, в том числе среди мужчин 24,6 %, женщин - 30,2 %, с начальным - 7,1, 9,4 и 5,1 %, соответственно (табл. 3). Доля и мужчин, и женщин с начальным профессиональным образованием и средним специальным образованием максимальная в возрастной группе 40-49 лет (табл. 6).

Таблица 5. Профессиональный образовательный уровень сельского населения по возрастным

группам, % (на дату переписи)

Образование Возрастные группы, лет

10-19 20-24 25-29 30-39 40-49 50-59 60 и старше

Всё население

послевузовское — 6,6 15,4 20,7 27,6 16,9 12,8

высшее — 7,6 11,1 11,7 28,3 17,6 23,7

неполное высшее 6,5 29,7 13,9 19,2 14,9 7,4 8,4

среднее специальное 1,9 8,8 9,5 24,9 30,6 14,3 10,0

начальное 3,1 9,4 9,8 21,0 31,2 15,2 10,3

Мужчины

послевузовское — 6,0 18,1 19,5 26,8 9,4 20,2

высшее — 7,9 11,1 17,9 27,9 18,8 16,4

неполное высшее 6,6 27,6 13,0 18,9 16,8 9,3 7,8

среднее специальное 2,1 9,1 9,4 25,1 30,9 14,4 9,0

начальное 2,7 8,3 9,4 21,0 32,5 16,2 9,9

Женщины

послевузовское — 7,1 12,9 21,8 28,2 17,6 12,4

высшее — 7,4 11,1 24,4 28,6 16,8 11,7

неполное высшее 6,4 31,1 14,5 19,4 13,7 2,7 12,2

среднее специальное 1,8 8,7 9,6 9,0 30,4 14,2 26,3

начальное 3,8 11,2 10,4 20,9 29,0 5,9 18,8

Источник: составлено по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. [4].

Наибольшая доля жителей со средним образованием отмечается в возрастной группе 40-49 лет, с основным и начальным - 10-19 лет. Среди

мужчин больше всего со средним образованием в возрасте 40-49 лет, основным и начальным - 10-19, среди женщин - средним и основным - 40-49 лет, начальным - 60 лет и старше.

Таблица 6. Школьный (общий) образовательный уровень сельского населения по возрастным

группам, % (на дату переписи)

Образование Возрастные группы, лет

10-19 20-24 25-29 30-39 40-49 50-59 60 и старше

Всё население

среднее(полное) 16,0 12,0 10,5 21,8 25,6 8,9 5,2

основное 32,2 8,6 7,4 8,5 13,2 11,0 19,1

Начальное 47,5 1,3 0,9 1,0 2,0 3,6 43,7

Мужчины

среднее(полное) 13,7 11,5 10,5 24,1 27,9 8,7 3,6

основное 34,0 10,3 8,5 10,0 14,5 10,3 12,4

начальное 54,2 2,1 1,4 1,4 2,7 4,1 35,5

Женщины

среднее(полное) 18,4 12,6 10,5 19,5 23,0 9,1 6,9

основное 30,6 7,0 6,4 6,9 11,9 11,6 25,6

начальное 41,9 0,7 0,4 0,6 1,4 3,2 51,8

Источник: по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. [3].

Заключение

В результате проведённого анализа материалов Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг., отражающих образовательный уровень сельского населения, было установлено, что подавляющая часть сельского населения юга Тюменской области грамотное. Только 1,5 % населения относит себя к не владеющему грамотностью. Грамотностью не обладают граждане разных возрастов, прежде всего переселенцы из Средней Азии, получившие статус гражданина РФ в постсоветский период. В то же время количество граждан, не имеющих начального образования, заметно сократилось (в 1,7 раза). При этом среди неграмотных женщин больше, чем мужчин почти в 1,7 раза. Вместе с тем отмечено 5-и кратное увеличение лиц, не указавших на наличие образования. Несмотря на то, что среди неграмотного населения женщин больше, чем мужчин, тем не менее женщины имеют более высокий образовательный уровень. Это относится к образовательному уровню и, прежде всего, к высшему

образованию. В овладении общим образованием мужчин больше, чем женщин. Пик образованности населения наблюдается в возрасте 30 лет и старше. Это характерно как для мужчин, так и для женщин.

Библиографический список:

1. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2021 г. Москва, Федеральная служба государственно статистики (Росстат). 2021. 570 с.

2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 -

ФЗ.

3. География Тюменской области: сельское население, поселения и населённые пункты: монография / А. Ю. Солодовников; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тюменский государственный университет. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2020. 1056 с.

4. Итоги Всероссийской переписи населения - 2010: стат. сб. в 10 ч. Ч. 4. Образовательный уровень населения в Тюменской области / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменский области. Тюмень, 2012. 353 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.