ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Цветкова И. В. Образовательный статус работников научно-технической и промышленной сферы как фактор формирования социально-трудового потенциала // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 22. -ART 75348. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75348.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 75348
УДК 378.4
Цветкова Ирина Викторовна,
доктор философских наук, профессор кафедры истории и философии ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти [email protected]
Образовательный статус работников научно-технической и промышленной сферы как фактор формирования социально-трудового потенциала*
Аннотация. В статье рассматривается категория «социально-трудовой потенциал», которая получила развитие в социальных науках в последние три десятилетия. Автор обращает внимание на то, что в условиях структурных изменений общества подобная трактовка недостаточна, и предлагает анализировать социально-трудовой потенциал как динамическую характеристику, которая зависит от рынка труда, а также от показателей качества жизни. На основе результатов социологического исследования рассматривается значение образовательного статуса для формирования социально-трудового потенциала работников научно-технической и промышленной сферы.
Ключевые слова: социально-трудовой потенциал, образовательный статус, инженерно-технические работники, научно-техническая сфера, промышленность, трудовые ресурсы, структурные изменения, рынок труда.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Понятие «социально-трудовой потенциал» появилось в науке (экономической литературе) и средствах массовой информации в 70-е годы, а в научный оборот вошло в 80-е годы. Слово «потенциал» означает средство, закон, источники, которые могут быть использованы в экономике как «ресурсный потенциал». В нашей стране этот термин стал использоваться в контексте развития рыночной экономики. Социологический смысл данной категории раскрывается в аспекте рассмотрения трудовых ресурсов в условиях рынка, т. е. действия механизмов предложения и спроса на рабочую силу, а также конкуренции [1].
По общепринятой терминологии в научном и практическом обороте используется понятие «социально-трудовой потенциал» — предельная степень возможного участия трудящихся в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний и накопленного опыта. Таким образом, трудовой потенциал определяется как совокупность всех трудовых возможностей, как отдельного человека, так и различных групп работников и общества в целом. В отличие от трудовых ресурсов, определяющих количество и структуру труда, трудовой потенциал характеризует его качество и потенциальные возможности. При этом, как правило, оговаривается, что качественная характеристика трудового потенциала включает физическую, интеллектуальную и социальную составляющие [2].
В 90-х годах термин «социально-трудовой потенциал» стал использоваться в государственных и правительственных документах. Во всем мире пришли к призна-
* Работа выполнена в рамках НИР темплана Проект № 383: «Работники промышленной и научнотехнической сферы в условиях моногорода (на примере социологического анализа Тольятти)».
1
ISSN 2304-12QX
научно-методический электронный >курнал
Цветкова И. В. Образовательный статус работников научно-технической и промышленной сферы как фактор формирования социально-трудового потенциала // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 22. -ART 75348. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75348.htm. - ISSN 2304-120X.
нию решающей роли главной производительной силы человека. «Человеческий потенциал» получил признание как главный капитал рыночного хозяйства. Категорию «социально-трудовой потенциал» раскрывают на базе понятия «резервы» наращивания потенциала рабочей силы и повышения эффективности ее использования. Возможности улучшения образовательной и профессиональной структуры трудовых ресурсов выражаются в интеллектуально-волевом потенциале [3].
В экономической литературе потенциал (экономический, трудовой, природноресурсный и т. д.) рассматривают как обобщенную характеристику ресурсов, совокупность необходимой для их функционирования и развития.
Формирование трудового потенциала, с одной стороны, испытывает влияние модернизации экономики, связанное с ее структурной перестройкой. С другой стороны, понятие «трудовой потенциал» отображает трудовую мотивацию, профессиональные интересы, притязания индивидов. Концепция структурных изменений более точно позволяет определить изменения, относящиеся к самой системе (происходящие в ее рамках и трансформирующие ее как целое). Они либо случайно связаны друг с другом, либо следуют одно за другим на протяжении определенного времени. Таким образом, трудовой потенциал населения характеризует взаимодействия макросистем (процессов глобализации, модернизации экономики, демографических процессов), так и факторов микроуровня, включающих влияние коммуникативных, социально-культурных, этнических связей конкретных индивидов. Для теории социальных изменений принципиально важным является теоретический вопрос о связи микро- и макропроцессов, поскольку это позволяет исследовать структурные изменения, происходящие на различных уровнях [4].
Образование выступает одним из важных факторов формирования и реализации социально-трудового потенциала населения. На сегодняшний день, под натиском научной революции, «профессии рабочего» уходят на второй план, а их место занимает, прежде всего, наука и информация. Образование становится социальной ценностью и неотъемлемой частью жизнедеятельности любого россиянина, тем самым формируя принципы меритократии. В таких условиях возникает новый класс, который условно можно назвать «класс интеллектуалов» [5].
В современных российских условиях процессы модернизации экономики демонстрируют глубокие противоречия между необходимостью разработки и внедрения инноваций и реальными условиями их достижения. Эти противоречия выражаются, в частности в формировании и реализации трудового потенциала инженернотехнических работников в условиях моногорода. В советский период Тольятти характеризовался высоким уровнем трудового потенциала населения, который реализовывался на крупных промышленных предприятиях города, поэтому в городе был высок престиж инженерных профессий.
В постсоветский период для тольяттинский молодежи, как и по всей стране, более привлекательными стали профессии в сферах бизнеса, коммерции, юриспруденции, интерес к инженерным профессиям снизился. Несмотря на это, техническое образование в Тольятти на сегодняшний день является довольно востребованным [6].
В социокультурной сфере Тольятти за последние два десятилетия произошли существенные изменения. Они выражаются, в первую очередь, в стремительном развитии учреждений образования. Это проявляется в увеличении количества учебных заведений различного уровня и профиля, которые позволяют получить подготовку по ряду современных специальностей. Самарская область, и Тольятти, в том числе, является «полигоном» для социальных экспериментов в сфере образования, что позволяет ее рассматривать как приоритетное направление развития городской
2
ISSN 2304-120X
научно-методический электронный журнал
Цветкова И. В. Образовательный статус работников научно-технической и промышленной сферы как фактор формирования социально-трудового потенциала // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 22. -ART 75348. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75348.htm. - ISSN 2304-120X.
среды. Инновационный характер образовательной сферы Тольятти способствовал формированию за последние два десятилетия слоя гуманитарной интеллигенции. Следует отметить, что до последнего времени в Тольятти специалистов профильным гуманитарным образованием было очень мало, в силу того, что в городе реализовывались технократические проекты, и культурные запросы населения удовлетворялись за счет других городов. Появление слоя городской гуманитарной интеллигенции неоднозначно влияет на городскую среду. С одной стороны, это дает возможность молодежи получить гуманитарное образование в родном городе. С другой стороны, распространение гуманитарных знаний повышает уровень требований населения, в первую очередь, молодежи, к городской среде. Это связано, в первую очередь, с тем, что рабочих мест в социокультурной сфере города недостаточно, по причине того, что на предыдущих этапах она развивалась односторонне.
В феврале-марте 2014 года сотрудниками и студентами кафедры «Социология» Тольяттинского государственного университета был проведен опрос работников, занятых на промышленных предприятиях, в научно-исследовательских подразделениях, в учебных заведениях, которые занимаются подготовкой инженерных кадров, с целью изучения роли высшего образования в формировании и реализации социально-трудового потенциала.
Всего был опрошен 551 респондент в возрасте от 20 до 60 лет. Данные возрастные рамки были выбраны для того, чтобы изучить мнение людей, которые характеризуются наиболее высокими способностями к осуществлению трудовой деятельности. Анкетирование было проведено среди жителей Тольятти, которые в настоящее время имеют постоянную работу. Опрос проводился на основе квотной пропорциональной выборки. по месту жительства респондентов. Данная модель выборки позволяет корректно распространить данные в пределах ошибки репрезентативности ±5% для уровня значимости 0,05 в масштабах г. Тольятти. Данные обрабатывались при помощи программы SPSS -20.
Среди опрошенных 49% - мужчины и 51% - женщины. Распределения по полу в зависимости от типа предприятия выглядят следующим образом.
Согласно пропорциональной модели выборки по возрасту, респонденты были распределены по четырем возрастным группам: 20-30 лет, 31-40 лет, 41-50 лет и 51-60 лет примерно в равных соотношениях близких к 25%. При описании таблиц использовались укрупненные возрастные интервалы 20-40 лет и 41-60 лет.
По образовательному уровню респонденты распределились следующим образом. 6% участников опроса окончили среднюю школу. 14% респондентов имеют начальное профессиональное образование на уровне ПТУ, технического лицея. Треть опрошенных получила среднее профессиональное образование, т. е. окончили колледж, техникума. 48% респондентов получили высшее образование. Результаты опроса представителей старшей и младшей возрастных групп различаются незначительно. Среди молодежи немного больше участников опроса с высшим образованием, а среди респондентов старше 41 года немного больше респондентов со средним профессиональным образованием.
Квалифицированные рабочие примерно в два реза реже, чем среднем по массиву, отмечали, что получили высшее образование. Среди них в полтора раза больше тех, кто окончил технические лицеи или колледжи, в два раза больше тех, кто приступил к работе, окончив среднюю школу.
В зависимости от образовательного уровня респонденты были разделены примерно на две равные группы. В группу получивших высшее образование входят 48%
3
ISSN 2304-12QX
научно-методический электронный >курнал
Цветкова И. В. Образовательный статус работников научно-технической и промышленной сферы как фактор формирования социально-трудового потенциала // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 22. -ART 75348. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75348.htm. - ISSN 2304-120X.
опрошенных, вторая группа состоит из 52% участников опроса, которые не получили высшее образование.
По профессиональному составу респонденты представлены следующим образом. Согласно полученным данным, примерно половина опрошенных являются квалифицированными рабочими. Четвертая часть респондентов - инженернотехнические специалисты. Работники научно-технических подразделений предприятий, вузов составляют 7% от числа опрошенных. 6% участников опроса являются руководителями на промышленных предприятиях, на технической кафедре в вузе и т. д. Такова же доля неквалифицированных рабочих, вспомогательного персонала, работающего в технической сфере.
Среди участников опроса, получивших высшее образование, количество руководителей различных подразделений 12%, это в два раза больше, чем в среднем по массиву. Доля инженерно-технических специалистов достигает трети опрошенных, что превышает средние показатели на 11%.
Квалифицированных рабочих среди респондентов, окончивших вузы, напротив, в два раза меньше. В составе участников опроса, которые не получили высшее образование, 67% квалифицированных рабочих. Этот показатель на 21% превышает средние показатели по массиву. В этой группе в три раза меньше руководителей и на 10% меньше инженерно-технических работников.
Образовательный статус респондентов связан с типом предприятия, на котором они работают. Специфика условий моногорода проявляется в том, что значительная доля трудоспособного населения работает на градообразующем предприятии. Общественное сознание городского сообщества во многом определяется социальными установками работников АвтоВАЗа.
В зависимости специфики собственности предприятий, на которых работают респонденты, они представлены следующими социальными группами. Работниками АвтоВАЗа является 37% опрошенных, на других акционерных предприятиях работает 22% участников опроса. Трудятся в государственных (муниципальных учреждениях) - пятая часть опрошенных, работниками частных предприятий является 22% респондентов.
Среди участников опроса с высшим образованием работников АвтоВАЗа на 12% меньше, чем среди респондентов, не получивших высшее образование, но больше работников государственных (муниципальных предприятий). Работники АвтоВАЗа среди респондентов, не имеющих высшего образования, составляют почти половину опрошенных. В этой группе меньше работников государственных (муниципальных предприятий).
40% опрошенных при ответе на вопрос об отношении к профессии отметили, что им нравится их работа. Такова же доля респондентов, которые считают, что в их профессии больше положительных сторон, чем отрицательных. 13% участников опроса считают, что в их работе отрицательные моменты преобладают над положительными. 7% участников опроса не нравится их работа.
У респондентов моложе 40 лет, чаще, чем в среднем по массиву прослеживается умеренно негативное отношение к работе. Они чаще считают, что в работе отрицательные моменты преобладают над положительными. Представители старшего поколения, напротив, чаще отмечают, что им нравится их работа.
Участники опроса, получившие высшее образование, на 8% чаще, чем в среднем по массиву, выражают положительное отношение к профессии. Респонденты, которые не окончили вузы, на 7% чаще, чем другие выражают негативное отношение к своей профессии. Таким образом, образовательный статус респондентов мо-
4
ISSN 2304-120X
научно-методический электронный журнал
Цветкова И. В. Образовательный статус работников научно-технической и промышленной сферы как фактор формирования социально-трудового потенциала // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 22. -ART 75348. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75348.htm. - ISSN 2304-120X.
жет рассматриваться как фактор, способствующий эффективной реализации социально-трудового потенциала инженерно-технических работников.
При анализе ответа на вопрос: «Насколько Ваша работа соответствует образованию, которое Вы получили?» были получены следующие распределения.
Треть опрошенных представителей технической сферы работают по специальности, которой обучались в профессиональном учебном заведении. Этот вариант ответа респонденты старшей возрастной группы отмечали чаще, чем другие. Треть участников опроса ответила, что работает в смежной сфере. 31% опрошенных работает не по специальности. Этот вариант ответа участники опроса в возрасте моложе 40 лет отмечали чаще, чем другие.
Ответы рабочих на вопрос о соответствии работы полученному образованию существенно отличаются от средних показателей по массиву. Среди рабочих на 9% меньше тех, кто работает по специальности, соответственно, больше тех, кто работает не по специальности. На сегодняшний день на промышленных предприятиях Тольятти, также как и в стране в целом, с одной стороны, наблюдается дефицит квалифицированных кадров, а с другой стороны, существует их избыток. Избыток кадров, как правило, вызван неэффективной организацией производства, использованием устаревших технологий и оборудования.
Треть работников технической сферы в качестве привлекательных сторон профессии отмечают удовлетворение от труда в данной области. Этот вариант ответа респонденты в возрасте старше 40 лет отмечают чаще, чем молодежь.
Возможность реализовать свои способности отмечена в 27% анкет. Данный вариант ответа чаще встречается в анкетах респондентов моложе 40 лет.
27% опрошенных среди положительных аспектов работы в технической сфере отмечает возможность общения с людьми, а четвертая часть участников опроса считают важным для себя возможность работать с техникой. Интеллектуальный характер профессии отмечен в 21% анкет.
Участники опроса в возрасте моложе 40 лет выделяют этот вариант ответа чаще, чем другие. Рабочие считают оплату своего достойной реже, чем другие.
Примерно пятая часть опрошенных отмечает возможность принести пользу людям в качестве привлекательной стороны своей профессии. 17% участников опроса утверждают, что их привлекает творческий характер работы, возможность самостоятельных действий.
Возможность сделать карьеру в качестве привлекательного аспекта профессии в технической сфере отмечена в 15% анкет. Участники опроса моложе 40 лет отмечают эту позицию на 7% чаще, представители старшего поколения, напротив, реже.
14% участников опроса полагают, что в технической сфере легко устроиться на работу. Этот вариант ответа рабочие выделяли чаще, чем остальные. Затрудняются ответить на вопрос 14% опрошенных.
Респонденты, получившие высшее образование, на 14% чаще, чем другие отмечают интеллектуальный характер профессии. Они 9% чаще, чем другие подчеркивают среди привлекательных аспектов профессии возможность реализовать свои способности. Для участников опроса, окончивших вузы, также чаще, чем для других, важны: удовлетворение от труда, возможность сделать карьеру, приносить пользу людям, творческий характер труда, достойная оплата труда.
Работники технической сферы, которые не получили высшее образование, на 5% чаще, чем другие, затрудняются ответить на вопрос о привлекательных аспектах профессии. Они примерно на 10% реже выделяют интеллектуальный характер про-
5
ISSN 2304-12QX
научно-методический электронный >курнал
Цветкова И. В. Образовательный статус работников научно-технической и промышленной сферы как фактор формирования социально-трудового потенциала // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 22. -ART 75348. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75348.htm. - ISSN 2304-120X.
фессии, возможность сделать карьеру, реализовать свои способности. Остальные варианты ответов отмечены на среднем по массиву уровне.
Следует отметить, что представления участников опроса о привлекательных сторонах профессиональной деятельности существенно различаются в зависимости от образовательного статуса. Инженерно-технические работники, получившие высшее образование, чаще, чем другие, подчеркивают аспекты, связанные с творческой самореализацией. Это в свою очередь, свидетельствует о более эффективном использовании их социально-трудового потенциала, чем у респондентов, не окончивших вузы.
Удовлетворенность заработком и карьерным ростом, если оценивать их по пятибалльной шкале, по массиву составляет 2,9 балла, этот показатель находится в зависимости от сферы возрастных характеристик респондентов, от стажа работы. Участники опроса, которые получили высшее образование выражают уровень удовлетворенности заработной платой и карьерным ростом на уровне 3,2 балла, а респонденты, которые не получили высшее образование в 2,7 балла. Средний размер заработной платы по массиву 19,3 тыс. рублей. Средний размер заработной платы, респондентов с высоким образовательным статусом - 21,4 тыс. руб., а с низким -17,5 тыс. руб.
Участникам опроса был задан вопрос о том, что способствует, по их мнению, хорошему трудоустройству по профессии в технической сфере. Проблема эффективной занятости для инженерно-технических специалистов в Тольятти весьма актуальна. Это связано не столько с нехваткой рабочих мест, сколько с низкой оплатой труда, отсутствием перспектив для карьерного роста. Среди факторов, которые способствуют получению хорошей работы в технической сфере, две трети опрошенных отметили опыт работы по профессии. Данный вариант ответа участники опроса моложе 40 лет отмечали реже, а представители старшего поколения, напротив, чаще, чем в среднем по массиву
Стаж работы отмечен в качестве условия получения хорошей работы в двух пятых анкет. Представители старшего поколения выделяли этот вариант ответа чаще, чем другие, а молодежь, напротив, реже.
Треть участников опроса считает, что навыки работы с информационными технологиями, помогают найти хорошую работу. Это мнение участники опроса в возрасте до 40 лет разделяют чаще, чем другие.
Четверть опрошенных считает, что хорошие отзывы о результатах работы помогут их эффективному трудоустройству. Высокий образовательный статус в качестве фактора, способствующего хорошему трудоустройству, отмечен в пятой части анкет.
Знакомства, родственные связи важны для пятой части опрошенных. Представители старшего поколения выделяют данный вариант ответа реже, чем другие.
13% участников опроса считают, что положительные рекомендации с прежнего места работы, способствуют лучшему трудоустройству.
В 12% анкет отмечено знание иностранных языков как фактор трудоустройства на хорошую работу. Это мнение участники опроса моложе 40 лет разделяют чаще, чем остальные. Престиж учебного заведения, которое окончил претендент, отмечен примерно в 5% анкет. Переезд в другой город, регион в качестве фактора лучшего трудоустройства рассматривает 2% опрошенных.
Среди факторов, которые способствуют устройству на хорошую работу участники опроса, окончившие вузы, на 11% чаще выделяют высокий образовательный статус, на 8% чаще навыки работы с информационными технологиями, на 6:% чаще знание иностранных языков, а также опыт работы по профессии. Представители
6
ISSN 2304-120X
научно-методический электронный журнал
Цветкова И. В. Образовательный статус работников научно-технической и промышленной сферы как фактор формирования социально-трудового потенциала // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 22. -ART 75348. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75348.htm. - ISSN 2304-120X.
этой группы реже, чем другие выделяют стаж работы, в качества фактора, способствующего хорошему трудоустройству.
Работники промышленной сферы, не окончившие вузы, придерживаются противоположного мнения о факторах, способствующих получению хорошей работы. Они чаще придают значение стажу работы, но реже подчеркивают важность высокого образовательного статуса, опыта работы, навыков работы с информационными технологиями и знания иностранных языков [7].
Таким образом, представления о хорошей работе участников опроса позволяют сформировать «идеальную модель» качеств инженерно-технического работника, которая способствует профессиональному успеху. Участники опроса, которые не получили высшее образование, напротив, считают, что профессиональный успех зависит от стажа работы и опыта. Для технических специалистов с высшим образованием эта модель включает характеристики, связанные с освоением новых технологий и коммуникаций, инновационным развитием [8].
В зависимости от участия в инновационных мероприятиях респонденты были разделены на две группы на основании результатов ответа респондентов на вопрос: «Каково Ваше личное участие в разработке инноваций?». Респонденты могли выделить несколько вариантов ответа. В первую группу вошли участники инноваций. Среди них: 2% респондентов являются разработчиком научного проекта с инновационным эффектом; 2% участников опроса занимаются изобретательством, рационализацией, 8% опрошенных являются работниками структуры, которая внедряет инновации; 3% респондентов - это руководители предприятия, специалисты, на которых внедряются инновации, 2% - являются руководителями научного коллектива, на котором внедряются инновации. Во вторую группу вошли респонденты, которые выбрали вариант ответа: «Разработкой и внедрением инноваций не занимаюсь», она включает 78% опрошенных.
Третья часть среди респондентов с высшим образованием отметила, что принимает участие в разработке и внедрении инноваций. Этот показатель на 8% больше, чем в среднем по массиву. Участники опроса, которые не окончили вузы, напротив чаще выбирают отрицательный вариант ответа. Сегодня недостаточно иметь инженеров, которые имеют хорошую специализированную подготовку в каком-то конкретном направлении. Важно, чтобы современные специалисты хорошо понимали методы проектного управления, знали принципы бережливого производства, разбирались в управлении себестоимостью продукции на всех этапах жизненного цикла, были компетентны в вопросах сервиса и послепродажного обслуживания. Их должны отличать знания основ инновационной экономики и готовность заниматься современными прорывными технологиями [9].
Образовательный статус респондентов влияет на восприятие различных аспектов городской жизни. Отвечая на вопрос о том, как статус моногорода влияет на имидж Тольятти, 12% респондентов выбирают положительный вариант ответа, считая, что это позволяет обратить внимание на проблемы города со стороны органов областной и государственной власти.
23% участников опроса оценивают его более сдержанно «скорее, положительно», полагая, что это заставляет задуматься о перспективах города. 17% респондентов считают, что статус моногорода снижает его престиж, а 11% участников опроса придерживаются отрицательного мнения, полагая, что это формирует негативное отношение к городу. 10% респондентов относятся к статусу моногорода нейтрально, а 27% - затрудняются ответить на вопрос.
7
ISSN 2304-12QX
научно-методический электронный >курнал
Цветкова И. В. Образовательный статус работников научно-технической и промышленной сферы как фактор формирования социально-трудового потенциала // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 22. -ART 75348. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75348.htm. - ISSN 2304-120X.
Участники опроса старше 40 лет, чаще, чем другие считают, что статус моногорода, отрицательно влияет на его имидж. При этом они реже полагают, что статус моногорода не влияет на положение дел в Тольятти или затрудняются ответить на вопрос.
Участники опроса, получившие высшее образование, на 7% чаще, чем другие положительно относятся к статусу моногорода, видя в нем фактор, позволяющий получать помощь со стороны государства. Респонденты, не окончившие вузы, на 5% чаще, затрудняются выразить свое отношение к статусу моногорода. Среди них также меньше респондентов, которые положительно относятся к статусу моногорода.
В результате анализа анкетирования были получены результаты ответов на вопрос относительно перспектив развития Тольятти. Две трети участников опроса связывают развитие города с автомобилестроением. Этот вариант ответа чаще отмечали представители возрастной группы старше 40 лет.
Отвечая на вопрос о перспективах развития города, половина опрошенных среди приоритетных отраслей отмечают здравоохранение. Данный вариант ответа чаще встречается в анкетах респондентов моложе 40 лет.
Треть респондентов полагает, что нужно обратить внимание на образование в качестве важного ресурса для развития города. Квалифицированные рабочие отмечают ее реже, чем другие участники опроса..
Примерно треть респондентов признает важность сферы культуры для развития города. Транспортная сфера выступает приоритетом для четвертой части опрошенных, она реже отмечена в анкетах квалифицированных рабочих.
Четвертая часть респондентов уделяет внимание малому и среднему предпринимательству. Информационные технологии и химическая промышленность отмечены четвертью опрошенных. Примерно 10% участников опроса считают необходимым развивать туризм.
Участники опроса, которые получили высшее образование, среди приоритетных сфер развития Тольятти на 10% чаще, чем другие отмечали информационные технологии, они также чаще признают важность малого и среднего предпринимательства, образования, культуры. Однако они придают меньшее значение традиционной для Тольятти отрасли - автомобилестроению.
Респонденты, которые не окончили вузы, напротив, на 11% реже, чем другие выделяют малое и среднее предпринимательство, информационные технологии, культуру. Представители этой группы чаще подчеркивают роль автомобилестроению.
Анализ анкетирования показывает, что образовательный статус работников научно-технической и промышленной сферы оказывает существенное влияние на многие аспекты их профессиональной деятельности, что во многом определяет формирование социально-трудового потенциала данной профессиональной группы. Для работников промышленной и научно-технической сферы, получивших высшее образование, более характерно заинтересованное отношение к профессии, стремление в личностной самореализации. Это влияет на эффективность их участия в инновационных процессах. Как показывают результаты исследования, высшее образование формирует систему ценностей, определяющих отношение к перспективам развития моногорода. Работники промышленной и научно-технической сферы, окончившие вузы, соотносят его с контурами производственной сферы постиндустриального общества, ориентированными на повышение уровня и качества жизни.
8
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Цветкова И. В. Образовательный статус работников научно-технической и промышленной сферы как фактор формирования социально-трудового потенциала // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 22. -ART 75348. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75348.htm. - ISSN 2304-120X.
Ссылки на источники
1. Меньшикова О. И. Высшее образование как элемент формирования Социально-трудового потенциала // Экономика высшего образования. - 2006. - № 4. - С. 65-73.
2. Иноземцев В. Л. Наука личность и общество в постиндустриальной действительности // Российский химический журнал. - 1999. - № 6. - С. 110-122.
3. Тонышева Л. Л., Чейметова В. А. Социально-трудовой потенциал территории: выбор стратегии развития // Налоги. Инвестиции. Капитал. - 2004. - № 3-4. - С. 24-38.
4. Цветкова И. В. Категория «социально-трудовой» потенциал с позиции теории структурных изменений // Научное мнение. - 2011. - № 2. - С. 127-130.
5. Небренчин С. Безопасность России: в приоритете инженерно-технические кадры // Торговопромышленные ведомости. - 2014. - 25 июня. - URL: http://www.tpp-inform.ru/official/4715.html.
6. Арефьев А. Л., Арефьев М. А. Инженерно-техническое образование в России в цифрах // Высшее образование. - 2012. - № 3. - С. 122-131.
7. Макарова И. В., Хабибуллин Р. Г. Инновационное развитие российской экономики через модернизацию российского образования // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10-2. - С. 277-281.
8. Основные принципы национальной доктрины инженерного образования. - URL: http://aeer.cctpu.edu.ru/winn/ doctrine/doctrine_4.phtml.
9. Концепция кадрового обеспечения Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. - URL: http://www.minpromtorg. gov.ru/docs/other/54.
Irina Tsvetkova,
Doctor of the Philosophical Sciences, Professor of the pulpit History and philosophy, Togliyatti State University, Togliyatti [email protected]
Educational status of employees of scientific, technical and industrial sphere as a factor of social and labor potential
Abstract. The article considers the category of "social labour potential", which was developed in the social Sciences in the last three decades. The author draws attention to the fact that in terms of structural changes in society this interpretation is inadequate and proposes to analyze the socio-labour potential as a dynamic characteristic which depends on the labor market, and quality of life. Based on the results of sociological research discusses the importance of the educational status for the formation of socio-labour potential employees of scientific-technical and industrial spheres.
Key words: social and labour potential, educational status, engineering and technical personnel, scientific-technical sphere, industry, labor, structural changes in the labor market.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 02.04.15 Получена положительная рецензия 04.04.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 04.04.15 Опубликована 03.06.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Цветкова И. В., 2015
www.e-koncept.ru
9