Научная статья на тему 'Образовательный процесс (порядок набора, переподготовка, результаты боевых артиллерийских стрельб, тактические учения и совершенствование учебно-материальной базы) в Рязанском Артиллерийском Училище с 1946-1958 гг.'

Образовательный процесс (порядок набора, переподготовка, результаты боевых артиллерийских стрельб, тактические учения и совершенствование учебно-материальной базы) в Рязанском Артиллерийском Училище с 1946-1958 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
артиллерия / Рязанское Артиллерийское Училище (РАУ) / подготовительные артиллерийские училища / переподготовка / боевые артиллерийские стрельбы / тактические учения с боевой стрельбой / учебно-материальная база / artillery / Ryazan Artillery School (RAU) / preparatory artillery schools / retraining / combat artillery firing / tactical live-fire exercises / educational and material base

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дьяков С.И., Горохов В.В., Ванягин В.Е.

Цель исследования. Провести анализ порядка набора, переподготовки, результатов боевых артиллерийских стрельб, тактических учений и совершенствование учебно-материальной базы. Актуальность темы определена проведением анализа порядка поступления, категории поступающих, динамики результатов боевых артиллерийских стрельб переменного и постоянного состава училища и совершенствованием учебно-материальной базы РАУ. Методы исследования: научный, системный, аналитический и сравнения. Ключевые выводы: на совершенствование образовательного процесса в училище и на повышение качества подготовки выпускников – офицеров-артиллеристов, всех специальностей влияли разные обстоятельства: порядок набора, развитие и совершенствование учебно-материальной базы, вооружения военной и специальной техники (ВВСТ) стоящих на вооружении артиллерийских подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дьяков С.И., Горохов В.В., Ванягин В.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational process (recruitment procedure, retraining, results of combat artillery firing, tactical exercises and improvement of educational material base) in the Ryazan Artillery School since 1946-1958

Purpose of the study. Conduct an analysis of the recruitment procedure, retraining, results of combat artillery firing, tactical exercises and improvement of the training and material base. The relevance of the topic was determined by analyzing the admission procedure, the category of applicants, the dynamics of the results of combat artillery firing of the variable and permanent composition of the school and the improvement of the educational and material base of the RAU. Research methods: scientific, systemic, analytical and comparison. Key conclusions: the improvement of the educational process at the school and the improvement of the quality of training of graduates artillery officers, of all specialties, was influenced by various circumstances: the recruitment procedure, the development and improvement of the educational and material base, the armament of military and special equipment (VVST) in service with artillery units.

Текст научной работы на тему «Образовательный процесс (порядок набора, переподготовка, результаты боевых артиллерийских стрельб, тактические учения и совершенствование учебно-материальной базы) в Рязанском Артиллерийском Училище с 1946-1958 гг.»

Дьяков С.И.

Кандидат педагогических наук, доцент. Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург.

Горохов В.В.

Кандидат исторических наук, доцент. Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург.

Ванягин В.Е.

Кандидат военных наук. Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург.

Образовательный процесс (порядок набора, переподготовка, результаты боевых артиллерийских стрельб, тактические учения и совершенствование учебно-материальной базы) в Рязанском Артиллерийском Училище с 1946-1958 гг.*

Введение

С окончанием Великой Отечественной войны сокращались наборы в военно-учебные заведения. Повышались требования к поступающим различных категории (военнослужащие, выпускники Суворовских военных училищ, Артиллерийских подготовительных училищ и гражданская молодежь). С появлением новых образцов ВВСТ повышались требования к подготовке специалистов. Вводились новые специальности подготовки, необходимые для более эффективного применения образцов ВВСТ в ходе их боевого применения. С этой целью увеличивалось количество полевых занятий, в том числе в условиях плохой видимости, изменялась и совершенствовалась учебно-материальная как полевая, так и классная в военно-учебных заведениях. Основная часть

В 1946 году требования для поступления в училище были по принципу добровольности для гражданской молодежи имеющих образование 10 классов, а для фронтовиков - 9 классов, по возрасту должны были быть не старше 23 лет. На момент 1 сентября в училище обучались курсанты: с образованием 10 классов - 263 чел., с образованием 9 классов - 189 чел. [1].

© Дьяков С.И., Горохов В.В., Ванягин В.Е., 2023.

Качественная характеристика переменного состава в 1947 г. повысилась (80% - имело образование 10 классов и 20% - 9 классов) [1, Л. 54]. В таблице 1 представлена количественно-качественная характеристика некоторых наборов курсантов.

Таблица 1. Количественно-качественная характеристика набора в РАУ (1946-1948 гг. и 1950 г, 1951 г.) [1, Л. 56, Л. 60 об., Л. 63 об.].

год Набор (количество чел.) Военнослужащие (уровень образования) СВУ (уровень образования) Артиллерийские подготовительные училища (уровень образования) гражданская молодежь (уровень образования)

1946 152 92 (10 кл.) 60 (10 кл.)

1947 155 1 и 2 МАПУ - 155 (10 кл.)

1948 154 96 (10 кл.) 58(10 кл.)

1950 232 4 (10 кл.) 19 (10 кл) 76 (10 кл.) 133

1951 209 8 (10 кл.) 155 (10 кл.) 46 (10 кл.)

В 1950 г. при училище был организован и проведен 3-месячный сбор (с 1 июля по 30 сентября) по переподготовке офицеров запаса (125 человек). Ход занятий и подготовка офицеров запаса подвергалась поверке со стороны вышестоящего командования [1, Л. 60].

В 1950/51 уч. г. училище по результатам боевой и политической подготовки заняло 3 место в системе артиллерийских ВУЗов. В 1951 г. в училище был организован и проведен 3-х месячный сбор с 1 июня по 30 августа 1951 г. по переподготовке офицеров запаса (99 чел.). Ход занятий и подготовка офицеров запаса подвергалась поверке со стороны представителя Главного Управления Боевой и Физической подготовки СА и Командующего Артиллерией СА.

Выводы комиссии: программа в целом усвоена вполне удовлетворительно, и задачи, поставленные командованием о переподготовке командиров взводов и батарей артиллерийской звуковой разведки, выполнены. Из числа 99 слушателей закончили программу ком. батареей звуковой разведки 27 человек, ком. взводов звуковой разведки 72 человека.

В 1952 г. были проведены сборы офицерского состава запаса [2]:

С 1 по 30 июля по специальности арттопографической службы;

С 1 июля по 30 августа по специальности артзвуковой разведки.

Сборами охвачено 202 офицера запаса. Программа подготовки офицерами запаса освоена хорошо, с общим баллом по всем предметам 4,29. Из числа 202 офицеров запаса успешно закончили сбор и аттестованы учили-

щем: командирами взводов топографической разведки - 45; командирами взводов звуковой разведки - 58; командирами батарей топографической разведки - 28; командирами батарей звуковой разведки - 47; начальниками топослужб полка - 21; командирами РАД - 1.

В период мая-августа при училище были проведены сборы офицерского состава запаса по специальности арттопографической службы. Сборами было охвачено 74 человека, из них закончили сбор успешно и аттестованы училищем: командирами батарей топографической разведки - 9; командирами взводов топографической разведки - 64. Программа подготовки офицерами запаса усвоена хорошо, с общим баллом по всем предметам - 4,00.

Командирская подготовка проводилась согласно требованиям приказа Военного Министра № 00275 и директивы Заместителя Командующего Артиллерией СА № 1236432с от 22 декабря 1952 г. Результаты смотри табл. 2.

Таблица 2. Оценки по командирской подготовке офицеров училища 1952 г. [3].

Предмет Средний балл

Оперативно-тактическая подготовка 4,44

Артиллерийско-стрелковая подготовка 4,21

Техническая подготовка 4,37

Стрелковая подготовка 3,63

В таблицах 3, 4 представлены результаты артиллерийских стрельб офицеров и курсантов в 1950 г., 1951 г.

Таблица 3. Результаты боевых артиллерийских стрельб офицеров и курсантов в 1950 г.

Категория Количество Из них выполнили

Отлично Хорошо Посредств Плохо

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

3 курс 199 167 83,9 30 15,1 2 1,0 - -

2 курс 98 68 69,4 18 18,4 8,2 - 2 2

Офицеры 33 17 51,5 11 33,3 5 15,2 - -

Основная масса офицеров и курсантов по своему профессиональному предназначению были подготовлены в указанные года на «Отлично».

В марте 1952 г. боевые артиллерийские стрельбы выполняло 192 курсанта (общая оценка «отлично»). В июне 1952 г. боевые артиллерийские

стрельбы выполняло 122 курсанта (общая оценка «отлично»). Результаты офицеров в 1952 г. (отл. - 20, хор. - 9, удов. - 3, неуд.- 3) [4, 5].

Таблица 4. Результаты артиллерийских стрельб офицеров и курсантов в 1951 году [3, Л. 63].

Категория Стреляло, чел. Из них выполнили (чел.)

Отлично Хорошо Посредственно Плохо

Офицеры 26 14 7 3 2

Курсанты 2 курса 193 137 29 20 7

В 1952 году проведенные зачетные боевые артиллерийские стрельбы постоянного и переменного состава характеризовались следующими результатами (см. табл. 4). Всего было проведено 315 стрельб. Курсанты 1 курса, выполняя 2 задачу согласно Курсу стрельб, показали следующие результаты (см. табл. 5).

Таблица 5. Оценки за боевую стрельбу офицеров РАУ на проверке в 1952 г. [5, Л. 69 об.].

№ п/п Оценка Офицеры Курсанты 1 курса Курсанты 2 курса

1 Отлично 26 261 200

2 Хорошо 13 40 62

3 Удовлетворительно 2 14 9

1953/54 уч. г. характеризовался коренными изменениями в боевой и политической подготовке училища в связи с обучением личного состава боевым действиям в условиях применения атомного оружия.

В 1954 г. курсантами и офицерами было проведено 267 боевых артиллерийских стрельб, из которых 30% было проведено в зимний период обучения, результаты выполнения стрельб (отл. - 169, хор. - 77, удов. - 21) [5, Л. 71 об.].

Личным составом училища в 1954 г. в пункте постоянной дислокации были построены: тир с дальностью стрельбы на 100 м., караульное помещение, КПП и магазин военторга, спецкласс для изучения личным составом атомного оружия; мастерские учебного отдела и КЭО; начато строительство крытого гаража и клуба, 5-тиэтажного дома для офицерского состава. В лагере был заново построен палаточный лагерь, клуб с библиотекой, здание медицинской части, 20 крытых классов, 9 винтполигонов, автодром, инженер-

ный городок с учетом ПАЗ, 3 комнаты политико-просветительной работы, реконструированы здание штаба училища и офицерской столовой [5, Л. 72].

В 1955 г. с офицерским составом была проведена командно-штабная игра, которая показала наличие прочных теоретических знаний и практических навыков у офицерского состава в сложных условиях современного боя [5, Л. 74]. Проведенные боевые зачетные стрельбы офицерского состава и курсантов-выпускников показали достаточный уровень артстрелковой подготовки в училище (смотри табл. 6). В 1955 г. приступили к строительству крытого винтполигона [5, Л. 74 об.].

Таблица 6. Результаты боевые зачетные стрельбы офицерского состава и курсантов-выпускников в 1955 году.

№ п/п Оценка Офицеры Выпускники

Процент Количество человек Процент

1. Отлично 69 80 50,3

2. Хорошо 28,5 56 35,2

3. Неудовлетворительно 2,5 23 14,5

В летний 1956 года период обучения в подготовке офицерского и курсантского состава исключительно большое внимание уделялось артилле-рийско-стрелковому мастерству будущих офицеров-артиллеристов. С этой целью были введены ежедневные летучки по решению артиллерийско-стрелковых задач, проведено ряд показных занятий по организации и проведению артиллерийско-стрелковых тренажей. Боевые артиллерийские стрельбы проводились на фоне батарейных и дивизионных тактических учений, что позволило создавать для стреляющих трудные условия современного боя. Кроме того, в летний период обучения большое внимание было обращено вопросу ночной подготовки курсантов и офицеров. С этой целью все батарейные тактические учения проводились ночью. Было проведено значительное количество показных занятия для офицерского состава ночью [5, Л. 75 об.].

С выходом приказа Главнокомандующего Сухопутными войсками № 030 от 16 мая 1956 г. большое внимание было уделено строевой подготовке курсантов и офицеров. Были введены регулярные занятия по строевой подготовке с офицерским составом и увеличено количество часов на строевую подготовку с курсантами. Проведены методические сборы офицерского состава по вопросу методики обучения курсантов по строевой подготовке. В 1956 г. курсанты 3-го курса впервые сдавали выпускные экзамены по строевой подготовке. Больше стало проводиться соревнований, увеличи-

лось количество спортсменов-разрядников [5, Л. 77].

В 1956 году в училище поступили новые образцы боевой техники, в том числе материальная часть артиллерии:122-мм пушка, 152-мм пушка-гаубица, 130-мм пушка, 152 мм-пушка, артиллерийские тягачи АТС и другие, которые офицерским и курсантским составом успешно осваивались. С офицерским составом была проведена командно-штабная игра и тактические учения с боевой стрельбой, которые показали наличие прочных теоретических знаний и практических навыков у офицерского состава в командовании артиллерийскими подразделениями в сложных условиях современного боя [5, Л. 77 об.].

Проведенные боевые зачетные артиллерийские стрельбы офицерского состава и курсантов-выпускников показали достаточный уровень артилле-рийско-стрелковой подготовки в училище. Присутствовавший на боевых артиллерийских стрельбах Маршал артиллерии тов. Чистяков дал высокую оценку подготовки курсантов по артиллерийско-стрелковой подготовке (результаты смотри табл. 7).

Таблица 7. Результаты боевые зачетные стрельбы офицерского состава и курсантов-выпускников в 1956 году [5, Л. 78].

№ Оценка Офицеры Курсанты

п/п Процент Количество человек Процент

1 Отлично 29,4 77 50,3

2 Хорошо 58,8 73 47,7

3 Удовлетворительно 8,8 3 2,0

4 Неудовлетворительно 3,0 - -

5 Общая оценка Хорошо Отлично

В марте-апреле в училище работала комиссия отдела кадров, в результате работы которой за слабую успеваемость и недисциплинированность 11 курсантов было отчислено из училища; кроме того, часть офицерского состава училища была направлена с повышением для работы в войсках, а часть уволена в запас по выслуге лет.

В январе 1956 года в училище произошел пожар. Сгорел крытый артиллерийский парк. Пожаром нанесен значительный ущерб государству.

Учебно-материальная база училища продолжала совершенствоваться как на зимних квартирах, так и в лагерях. В 1956 году закончено строительство крытого винтполигона. Построены площадки для проведения занятий по строевой подготовке в лагерях и на зимних квартирах [5, Л. 78 об.]. С 1-го июня по 30 июля 1956 года при училище были проведены сборы офи-

церов запаса, на которых прошла переподготовку большая группа офицеров запаса артиллерии.

В зимний период 1956/57 учебного года были проведены батарейные и дивизионные тактические учения, тактическое учение 1 дивизиона с боевой стрельбой, причем должности командиров отделений (орудий) и взводов выполняли курсанты 3 курса, которые со своими обязанностями справились хорошо. Зимние зачетные боевые артиллерийские стрельбы курсантов 2 и 3 курсов прошли более успешно, чем в предыдущем году и характеризовались следующими показателями (см. табл. 8).

Таблица 8. Результаты зимних зачетных боевых артиллерийских стрельб курсантов 2 и 3 курсов [5, Л. 79].

№ п/п Оценка Количество человек Процент Количество человек Процент

Второй курс Третий курс

1 Отлично 35 35,3 23 21,6

2 Хорошо 6 14,7 42 21,53

3 Удовлетворительно 23 21,6

4 Неудовлетворительно 16 15,3

5 Общая оценка Отлично Удовлетворительно

С 1 апреля в соответствии с директивой управления боевой подготовки артиллерии № 780966 от 28.3.57 г. курсанты выпускного курса профиля корпусной и армейской артиллерии (14, 24 и 34 уч. взвод) были переведены на новый профиль обучения: два взвода по программе артиллерийско-топо-графической службы (14 и 34 учебные взводы) и один взвод по программе артиллерийской звуковой разведки (24 учебный взвод). Несмотря на сокращенный срок обучения курсанты на выпускных экзаменах показали прочные знания и хорошие практические навыки, они мало отличались по своей подготовке от курсантов с трехгодичным сроком обучения [5, Л. 79 об.].

В феврале 1957 года училище впервые участвовало в окружных тактических учениях. На этих учениях личный состав 1 дивизиона показал высокую полевую выучку и получил хорошую оценку.

В летний период обучения в подготовке курсантов исключительно большое внимание уделялось полевой выучке, артиллерийско-стрелковой подготовке и огневой службе. С этой целью были введены ежедневные ар-тиллерийско-стрелковые тренажи, проведен ряд показных занятий по организации и проведению артиллерийско-стрелковых тренажей и занятий по огневой службе, увеличилось количество занятий в поле. По этому во-

просу в апреле 1957 г. на сборах начальников циклов в Ленинграде, начальником цикла стрельбы наземной артиллерии полковником Дьяченко был сделан доклад, который был одобрен участниками совещания.

В соответствии с требованиями Министра обороны и Командующего артиллерией к ночной подготовке войск в училище этому важному разделу боевой подготовки было уделено исключительно большое внимание. Было пересмотрено планирование; количество ночных занятий было увеличено до 50% от общего количества практических занятий. Батарейные и дивизионные тактические учения проводились, как правило, ночью [5, Л. 80].

Боевые артиллерийские стрельбы проводились на фоне батарейных и дивизионных тактических учений, причем более 1/3 всех стрельб было проведено ночью. При проведении показных артиллерийских стрельб курсантами были показаны новые виды стрельб, как например: стрельба шести орудийной батареей, стрельба с радиовзрывателем, стрельба с радиолокатором и т.д. В этом учебном году был полностью завершен переход на новую методику обучения по артстрелковой подготовке.

В июле месяце 1 дивизион под командованием подполковника Фетисова участвовал в тактических учениях с войсками Московского Военного округа, на котором офицеры и курсанты показали высокую полевую выучку, получили хорошую оценку и благодарность Командующего войсками Московского Военного округа. Также значительно больше внимания уделяется вопросам управления огнем дивизиона (группы) [5, Л. 80 об.].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенные боевые зачетные артиллерийские стрельбы офицерского состава и курсантов-выпускников показали возросший уровень артилле-рийско-стрелковой подготовки (смотри табл. 8) [5, Л. 81].

Таблица 8. Результаты боевые зачетные стрельбы офицерского состава и курсантов-выпускников в 1957 году.

№ п/п Оценка Офицеры Курсанты

Процент Количество человек Процент

1 Отлично 25 70 55,6

2 Хорошо 65 50 39,7

3 Удовлетворительно 10 6 4,7

4 Неудовлетворительно - - -

5 Общая оценка Хорошо Отлично

В истекшем учебном году улучшилась спортивно-массовая работа. Больше проводилось соревнований, увеличилось количество спортсменов-разрядников [5, Л. 81 об.].

Учебно-материальная база училища продолжала совершенствоваться как на зимних квартирах, так и в лагерях. В 1957 г. закончено строительство склада «НЗ» и начато строительство крытого артиллерийского парка; расширена асфальтированная площадка для проведения занятий по строевой подготовке, усовершенствованы винтовочные полигоны, улучшено оборудование ряда учебных классов [5, Л. 82].

В 1957 году в училище поступили новые образцы боевой техники и приборов, в том числе: радиолокационная станция СНАР-2, артиллерийские тягачи АТЛ, прибор ПЗК, ночной прицел АПН-2 и другие, которые офицерами и курсантами успешно осваивались.

В 1957 г. на Всеармейских артиллерийско-стрелковых состязаниях дивизион под командованием воспитанников училища командира дивизиона подполковника Симонова и командиров батарей капитанов Кляпина, Кандалова и Рубцова показал высокую полевую выучку и артиллерийско-стрелковую подготовку, заняв первое место среди артиллерийских подразделений артиллерии Советской Армии [5, Л. 82 об.].

В 1957/58 учебном году началась подготовка курсантов по специальности «Артиллерийской инструментальной разведки (АИР)» по широкому профилю «Артиллерийской разведки» по специальности «Производство топографической съемки и топографическое обеспечение войск» с присвоением квалификации «Техник-топограф», а также технической подготовки курсантов профиля «Армейской артиллерии» по специальности «Ремонт и эксплуатация артиллерийского вооружения» с присвоением квалификации «Техник-механик». Перед училищем встала задача пересмотра программ и всех планирующих документов, создания необходимой учебно-материальной базы [5, Л. 83].

Основное внимание в общей системе подготовки курсантов было обращено на привитие курсантам практических и методических навыков, вопросам тактической, артиллерийско-стрелковой, специальной и технической подготовки. В зимний период обучения был проведен целый ряд батарейных и дивизионных тактических учений, учений с боевыми артиллерийскими стрельбами, которые дали курсантам и офицерам практические навыки в командовании артиллерийскими подразделениями в сложных условиях, близких в боевой.

В соответствии с директивой Заместителя Главнокомандующего войсками № ОШ/5/268022 от 17.5.58 г. пять взводов (125 чел.) профиля «Армейской артиллерии» были отправлены 30 мая в Одесское артиллерийское училище (ОАУ) для переподготовки по радиолокационному профилю и один взвод (23 чел.) профиля «АЗР» в Коломенское артиллерийское училище для переподготовки по профилю «Артиллерийской метеорологической службы» [5, Л. 84].

В летнем периоде обучения проведены батарейные и дивизионные тактические учения с боевой стрельбой. Впервые проведены тактические учения разведывательного артиллерийского дивизиона, батареи звуковой разведки с засечкой реально стреляющих батарей с обратных направлений.

Курсанты 1-го курса выполнили зачетные боевые артиллерийские стрельбы прямой наводкой. Впервые были проведены показные и учебные стрельбы из 82-мм и 107-мм безоткатных орудий. Результаты зачетных боевых артиллерийских стрельб прямой наводкой 1 курса и с закрытых огневых позиции 2, 3 курсов характеризуются следующими данными смотри табл. 9.

Таблица 9. Результаты зачетных боевых артиллерийских стрельб прямой наводкой 1 курса и с закрытых огневых позиции 2, 3 курсов [5, Л. 84 об.].

№ п/п 1 курс 2 курс 3 курс

Оценка Количество % Количество % Количество %

человек человек человек

1 Отлично 55 74,3 55 74,3 56 56,0

2 Хорошо 7 9,4 7 9,4 27 27

3 Удов. 10 13,5 10 13,5 9 9,0

4 Неуд. 2 2,8 2 2,8 8 8,0

5 Общая оценка Отлично Отлично Отлично

В связи с изменением начала нового учебного года: с 1 сентября, вместо 15 декабря значительно сократилась продолжительность учебы курсантов 1 и 2 курсов и время на подготовку и проведения переводных экзаменов [5, Л. 85].

В связи с введением обязательного некомплекта курсантов в училище, за низкую успеваемость и воинскую дисциплину из училища было отчислено: 7 курсантов с 1 курса и 7 курсантов со 2 курса.

В связи с орг. мероприятиями в конце августа из Коломенского артиллерийского училища прибыло в училище на 2 курс - 26 чел. (профиля АМС), на 3 курс - 47 чел. (профиля арт. разведки) и 42 курсанта-выпускника, из которых 23 бывших воспитанников училища.

В короткий срок училище подготовило новый отряд молодых офицеров по специальности «Артиллерийской метеорологической службы». Кроме того, в этот период 32 офицера из различных частей успешно сдали экзамены экстерном за полный курс артиллерийского училища.

В Одесском артиллерийском училище (ОАУ) воспитанники училища в короткий срок освоили новую специальность и успешно сдали государственные выпускные экзамены (смотри таблицу 12) [5, Л. 86].

Курсанты 14 учебного взвода (командир взвода ст. л-т Уваров) окончили училище только по 1 и 2 разряду.

Таблица 10. Результаты экзаменов воспитанников училища в ОАУ.

№ п/п Разряд Количество человек Процент

1 Первый 33 25,2

2 Второй 74 59,6

3 Третий 18 14,2

В течение учебного года училище продолжало пополняться новой техникой. За год поступили артиллерийские тягачи (средний и легкий), радиолокационные станции (APCOM-2, РУС, ПАЧС), приборы (буссоль ПАБ-2А, азимутальные насадки для теодолитов и другие); всю поступавшую технику личный состав училище успешно осваивал.

В августе месяце в училище был введен новый 3-й профиль обучения -«Артиллерийской метеорологической службы». Учебно-материальная база в течение года продолжала совершенствоваться. К началу учебного года оборудованы новые классы и лаборатории: класс АМС, класс радиолокации, класс технического черчения, метеоплощадка и техническая лаборатория. Было закончено строительство склада «НЗ», водоема и нового крытого артиллерийского парка [6].

Заключение

После Великой Отечественной войны условия поступления по уровню школьного образования в РАУ установлены для поступающих были разные: для военнослужащих 9 классов, выпускников АПУ и гражданских лиц

- 10 классов.

После проведения в училище сборов с офицерами запаса комиссия отмечала высокий уровень подготовки обучаемых. Результаты боевых артиллерийских стрельб постоянно повышались, в основном общая оценка за переменный состав была - «отлично», а за постоянный состав офицеров

- «хорошо». В образовательный процесс внедрялось проведение командно-штабных военных игр с офицерами училища.

Боевые артиллерийские стрельбы проводились на фоне батарейных и дивизионных тактических учений, что позволило создавать для стреляющих трудные условия современного боя. Обязанности должностных лиц дивизиона выполняли офицеры и курсанты училища.

Кроме того, в летний период обучения большое внимание было обращено вопросу ночной подготовки курсантов и офицеров. С этой целью все батарейные тактические учения проводились ночью. Было проведено зна-

чительное количество показных занятия для офицерского состава ночью (с 1957 года 50% полевых занятий было проведено ночью, а боевые стрельбы - 30% от всех проведенных). Также вводятся артстрелковые тренировки у курсантов на постоянной основе. Проходили показные артиллерийские стрельбы применением радиовзврывателя, стрельба 6-ти орудийной батареей и т.п. Большое внимание с 1956 года начали уделять строевой подготовке не только курсантов, но и офицеров. С этого года ввели в выпускной экзамен эту дисциплину. Вводятся новые специальности: «Производство топографической съемки и топографическое обеспечение войск» с присвоением квалификации «Техник-топограф», а также технической подготовки курсантов профиля «Армейской артиллерии» по специальности «Ремонт и эксплуатация артиллерийского вооружения» с присвоением квалификации «Техник-механик». По указанию распоряжений и приказов старших начальников курсанты в течении этого периода прибыли из Коломенского артиллерийского училища и были также отправлены в Одесское артиллерийское училище для получения новых специальностей.

Совершенствовалась учебно-материальная база как в пункте постоянной дислокации, так и полевая, поступали новые образцы вооружения и военной техники (артиллерийские тягачи (средний и легкий), радиолокационные станции (радиолокационная станция CHAP-2, артиллерийские тягачи АТЛ, прибор ПЗК, ночной прицел АПН-2, APCOM-2, РУС, ПАЧС), приборы (буссоль ПАБ-2А, азимутальные насадки для теодолитов и другие); всю поступавшую технику личный состав училище успешно осваивал.

Все вышеизложенное было направлено на совершенствование образовательного процесса в училище и на повышение качества подготовки выпускников - офицеров-артиллеристов, всех специальностей.

Библиографический список:

[1] ЦАМО. Ф. 60185. Оп. 15504. Д. 1. Л. 48.

[2] Директива Командующего Войсками МВО №11497 от 15.03.1952 г.

[3] ЦАМО. Ф. 60185. Оп. 15504. Д. 1. Л. 69.

[4] Приказ училищу №062 от 15.07.1952 г.

[5] ЦАМО. Ф. 60185. Оп. 15504. Д. 1. Л. 65 об.

[6] Ларин Г.В. Рязанское артиллерийское училище. История в судьбах командиров и выпускников / Г.В.

Ларин. - Рязань: Рязанская областная типография, 2019. С. 62-92.

Reference

[1] TsAMO. F. 60185. Op. 15504. D. 1. L. 48.

[2] Directive of the Commander of the Moscow Military District No. 11497 dated March 15, 1952.

[3] TsAMO. F. 60185. Op. 15504. D. 1. L. 69.

[4] Order to the school No. 062 dated July 15, 1952

[5] TsAMO. F. 60185. Op. 15504. D. 1. L. 65 vol.

[6] Larin G.V. Ryazan Artillery School. History in the destinies of commanders and graduates / G.V. Larin. -

Ryazan: Ryazan Regional Printing House, 2019. P. 62-92.

Дьяков С.И.

Кандидат педагогических наук, доцент. Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург.

Горохов В.В.

Кандидат исторических наук, доцент. Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург.

Ванягин В.Е.

Кандидат военных наук. Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург.

Образовательный процесс (порядок набора, переподготовка, результаты боевых артиллерийских стрельб, тактические учения и совершенствование учебно-материальной базы) в Рязанском Артиллерийском Училище с 1946-1958 гг. Аннотация. Цель исследования. Провести анализ порядка набора, переподготовки, результатов боевых артиллерийских стрельб, тактических учений и совершенствование учебно-материальной базы. Актуальность темы определена проведением анализа порядка поступления, категории поступающих, динамики результатов боевых артиллерийских стрельб переменного и постоянного состава училища и совершенствованием учебно-материальной базы РАУ. Методы исследования: научный, системный, аналитический и сравнения. Ключевые выводы: на совершенствование образовательного процесса в училище и на повышение качества подготовки выпускников - офицеров-артиллеристов, всех специальностей влияли разные обстоятельства: порядок набора, развитие и совершенствование учебно-материальной базы, вооружения военной и специальной техники (ВВСТ) стоящих на вооружении артиллерийских подразделений.

Ключевые слова: артиллерия, Рязанское Артиллерийское Училище (РАУ), подготовительные артиллерийские училища, переподготовка, боевые артиллерийские стрельбы, тактические учения с боевой стрельбой, учебно-материальная база.

Dyakov S.I.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Mikhailovskaya Military Artillery Academy.

Gorokhov V.V.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Mikhailovskaya Military Artillery Academy.

Vanyagin V.E.

Candidate of Military Sciences, S t. Petersburg Military Institute of the Order of Zhukov of the National Guard of the Russian Federation.

Educational process (recruitment procedure, retraining, results of combat artillery firing, tactical exercises and improvement of educational material base) in the Ryazan Artillery School since 1946-1958 Abstract. Purpose of the study. Conduct an analysis of the recruitment procedure, retraining, results of combat artillery firing, tactical exercises and improvement of the training and material base. The relevance of the topic was determined by analyzing the admission procedure, the category of applicants, the dynamics of the results of combat artillery firing of the variable and permanent composition of the school and the improvement of the educational and material base of the RAU. Research methods: scientific, systemic, analytical and comparison. Key conclusions: the improvement of the educational process at the school and the improvement of the quality of training of graduates - artillery officers, of all specialties, was influenced by various circumstances: the recruitment procedure, the development and improvement of the educational and material base, the armament of military and special equipment (VVST) in service with artillery units.

Key words: artillery, Ryazan Artillery School (RAU), preparatory artillery schools, retraining, combat artillery firing, tactical live-fire exercises, educational and material base.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.