Научная статья на тему 'Образовательный потенциал учебно-практических пособий в профессиональной подготовке обучающихся в вузе или колледже'

Образовательный потенциал учебно-практических пособий в профессиональной подготовке обучающихся в вузе или колледже Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕЙТИНГИ УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ИНДИКАТОР ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ / ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рязанов Михаил Анатольевич

В статье рассмотрены методические аспекты оценки интеллектуального потенциала, задачами которой является создание единого, развитого научно-образовательного и духовно-нравственного пространства университета, города и страны, где они расположены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный потенциал учебно-практических пособий в профессиональной подготовке обучающихся в вузе или колледже»

УДК 378

Михаил Анатольевич Рязанов

(кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информатики Алтайского государственного университета, г. Барнаул)

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, рейтинги уровня инновационного развития, индикатор инновационной активности, факторы инновационной восприимчивости.

Важным фактором эффективности научно-технической и инновационной деятельности страны принято считать уровень технологического развития производства и степень восприимчивости, а именно востребованности обществом в целом и конкретными потребителями в частности продуктов и результатов, получаемых в сфере инновационной деятельности.

В современной теории и практике до сих пор не сформирован единый комплексный подход к восприимчивости и индикаторам эффективности нововведений, которые имеют место во всех сферах общества. Инновации же, составляя основу инновационного развития, выступают результатом совместной деятельности ведущих отраслей науки, крупных секторов НИОКР, системы высшего образования и инвестиционного комплекса. В свою очередь, все звенья, взаимодействующие в создании и распространении результатов инновационной деятельности, представляются как инновационный потенциал социально-экономического развития экономики и общества.

Индикаторами сопоставления национальных систем нововведений являются общая характеристика элементов системы:

- описание их взаимодействия;

- показатели, оценивающие возможности собственно национальных систем нововведений и обеспечивающие контроль их изменений.

Несмотря на то, что концепция находится в стадии становления, ее несомненное достоинство заключается в системном подходе к рассмотрению инновационных процессов, выявлении влияния разнородных элементов с различным уровнем интеграции в масштабах государства.

Основываясь на имеющих место представлениях об основных инновационных системах и необходимых условиях для экономического

роста инновационного типа, мы уточнили содержание категории «инновационная восприимчивость экономики», раскрыли основные принципы инновационной восприимчивости и выявили степень взаимообусловленности и взаимозависимости между составляющими ее элементами, исходя из системного подхода [1].

Построение рейтингов уровня инновационного развития государств позволяет определить комплекс параметров, позволяющих выявить уровень инновационного развития с использованием показателей, отслеживаемых государственной статистикой. Критерии уровня инновационного развития страны разделены на две группы: первая группа позволяет описать уровень инновационной восприимчивости, вторая - параметры инновационной активности (см. рис.).

К первой группе факторов отнесены составляющие инновационного потенциала и технико-технологической эффективности экономики страны: интеллектуальный капитал, научный потенциал, субъекты инфраструктуры, в том числе наличие бизнес-инкубаторов, инновационных центров, технопарков. Индикаторами инновационного развития являются фондообеспеченность, производительность труда, фондоотдача и экологичность производства в отраслях. Применяемые в науке и практике технологические индикаторы инно-вационности следует, по предложению автора, дополнить показателями тенденций энергоемкости и энергосбережения отраслей в связи с проблемами ограниченности ресурсов [2].

Индикаторами инновационной восприимчивости являются показатели уровня образования профессиональных кадров, выпуска специалистов с высшим образованием, бакалавров, магистров, топ-менеджеров для экономики.

Индикаторами инновационной активности являются: количество инновационных разработок, освоенных в производстве, затраты на НИОКР, на технологические инновации в расчете на 1 занятого в экономике; выпуск новой

продукции, не имеющей аналогов, в расчете на единицу экономически активного населения, и др. В связи с усложнением инновационных процессов требуется переход к интегральным агрегированным показателям [3].

Факторы рейтинга и индикаторы инновационного развития

Принимая во внимание множество способов обработки первичной информации и перехода от набора значений исходных показателей к агрегированным оценкам, целесообразно применение следующей методики. Сначала для каждого из введенных в анализ критериев инновационного развития определяется субъект-лидер, имеющий максимальное значение показателя, которое принимается за 100%.

Далее относительно лидера соответствующие параметры других регионов пересчитыва-ются в процентном отношении по приведенной ниже формуле 1:

100%

(1)

Хтах

где I - номер субъекта;

X. - значение параметра для ¿-го субъекта;

X - максимальное значение параметра

тах г г

субъекта-лидера;

Я. - процентное отношение значения параметра в I -том субъекте к субъекту-лидеру.

В результате применения формулы получаем ряды данных, приведенных к соответствующей базе (субъектам-лидерам) [4].

Далее проводятся математические преобразования, «сворачивающие» относительные

значения индикаторов в итоговые рейтинговые оценки, и формируется рейтинг инновационного развития. Если условно принять то, что в структуре индекса инновационной активности и инновационной восприимчивости страны факторы имеют равные весовые коэффициенты, соответственно рейтинговые оценки инновационной восприимчивости и инновационной активности страны будут определяться по формуле (2):

О = (П + Фо + ЭК + И)/4, (2) где О - рейтинговая оценка инновационной восприимчивости;

Пр - процентное отношение производительности труда в экономике к максимальному значению по совокупности;

Фо - процентное отношение фондоотдачи в экономике субъекта к максимальному значению по совокупности;

Эк - процентное отношение экологичности экономики к максимальному значению по совокупности;

Ио - процентное отношение инновационно активных организаций к общей их численности в стране к максимальному значению по совокупности.

С целью определения эффективности деятельности интегрированных формирований, в частности, образования, науки и производственных систем, целесообразно применение предложенного нами интегрального показателя инновационной активности страны (территории), рассчитываемого по формуле (3):

ИП =1р с ,, (3)

где ИП - интегральный показатель инновационной активности;

рi - вес отдельного >го показателя инновационной активности;

с - балл в зависимости от изменения от-

г

дельного /-го показателя инновационной активности.

В оценке интеллектуального потенциала как особой формы капитала имеет место одна серьезная проблема, которую пока не удается удовлетворительно решить. Дело в том, что у интеллектуального потенциала процесс износа и обесценивания протекает иначе, чем у материально-вещественных факторов. В первые годы функционирования интеллектуального капитала за счет физического взросления работника, а также за счет накопления им про-

изводственного опыта экономическая ценность запаса его знаний и способностей не уменьшается, как это происходит с физическим капиталом, а, напротив, возрастает. Наблюдается процесс повышения ценности интеллектуального капитала.

Каждое конкретное предприятие в силу специфики своей деятельности и индивидуальности организационного кадрового построения может самостоятельно определять свою систему показателей для расчета интеллектуального потенциала и определения стратегии развития.

В собственных интересах предприятию в целях его устойчивого развития, а иногда и в целях выживания необходимо уметь давать самооценку собственному потенциалу и, в первую очередь, интеллектуальному потенциалу, соизмерять его возможности с потребностями рынка.

Регулярная оценка интеллектуального потенциала проводится как в целях выявления ключевых способностей и возможностей отдельных работников, так и предприятия в целом, что способствует составлению комплексной картины интеллектуального потенциала коллектива работников в целом, так и отдельных индивидуальных достижений.

Большинством предприятий оценка интеллектуального потенциала проводится раз в год. Однако осуществление частой оценки способствует оперативному принятию кадровых решений по отдельным перспективным работникам (продвижение в должности, увеличение обязанностей, составление графиков переводов и назначений и т.п.). Спецификой умственных способностей людей является то, что практически невозможно выявить точно уровень интеллекта.

Основная задача использования интеллектуального потенциала заключается в создании творческой атмосферы и условий для свободной и продуктивной мыслительной деятельности. Усилия, потраченные на это, не будут бесполезными, так как каждый человек «рождает» в течение жизни хотя бы одну полезную идею, и необходимо только должным образом ее использовать.

Проведение оценки интеллектуального потенциала предприятия позволяет сформировать справедливую стоимость предприятия, что необходимо как для информационных по-

требностей внешних пользователей, так и для принятия рациональных управленческих решений, позволяющих повысить качество бизнес-процессов, эффективность финансово-хозяйственной деятельности и капитализировать прибыль.

Ключевое значение оценки интеллектуального потенциала имеет для предприятия, в составе активов которого доля материальных активов является незначительной, а основную часть дохода предприятия генерируется от использования и наращивания интеллектуальных активов. Как правило, собственники и управленческий персонал не имеют четкого представления не только о стоимости, но и о составе, структуре интеллектуальных активов своего предприятия. Квалифицированная оценка интеллектуального потенциала позволит определить состав и структуру всех указанных компонентов, входящих в его состав, провести их количественную оценку.

Методика экспертной оценки интеллектуального потенциала включает в себя:

- классические методы оценки, учета и измерения компонентов, входящих в состав интеллектуального потенциала;

- методы аналитических группировок, анализа финансово-хозяйственной деятельности;

- табличные и графические методы представления данных и результатов исследования и др.

Существует несколько методик оценки интеллектуального потенциала:

1) по мнению специалистов, оценка интеллектуального потенциала предприятия включает в себя несколько стадий [5]:

- аудит интеллектуального потенциала;

- оценка (измерение) интеллектуального потенциала и его компонентов;

- постановка управленческого учета интеллектуального потенциала, с последующим формированием отчетности по интеллектуальному потенциалу;

- управление знаниями;

2) интеллектуальный потенциал (ИП), который можно рассчитать с помощью формулы:

ИП = Кк х (Сис + Сма), (4)

где Кк - коэффициент качества кадрового капитала;

Сис - рыночная стоимость интеллектуальной собственности предприятия;

Сма - рыночная стоимость маркетинговых активов предприятия.

В свою очередь, коэффициент качества кадрового капитала определяется как:

Кк = [Сор - (См + Сн)] / (Сис + Сма), (5)

где Сор - рыночная стоимость акций организации;

См - стоимость материальных активов организации;

Сн - рыночная стоимость доли нематериальных активов, это имущественные права (право на пользование ресурсами, землей и другие).

Коэффициент оценки качества кадрового капитала может принимать значения больше и меньше единицы. Если коэффициент качества кадрового капитала больше единицы, то это значит, что кадровый потенциал надо повышать [6].

В целях стимулирования и наращивания интеллектуального потенциала необходимо осуществление непрерывной цепочки инновационного процесса, в которой каждый последующий инновационный процесс начинается задолго до наступления спада в предыдущем;

3) оценка интеллектуального потенциала вуза. Потенциал вуза характеризуется следующими показателями: квалификационным составом преподавательского и научного коллективов, количеством профессоров в относительных показателях, наличием признанных научных школ, количеством наличных учебных и обеспечивающих площадей, наличием и прогрессивностью учебного и научно-исследовательского оборудования, широтой учебных и научных связей внутри страны и в других государствах.

Огромная роль в формировании высокоинтеллектуальной нации принадлежит университетам.

Целью современного образования является не только подготовка высокопрофессионального и компетентного специалиста, но и воспитание высоконравственного, творческого и инициативного члена общества.

Таким образом, задача университетов - создание единого, развитого научно-образовательного и духовно-нравственного пространства университета, города и страны, где они расположены. Одной из самых актуальных задач в системе образования сегодня является проведение оценки интеллектуального капитала вузов, кафедр и научных подразделений.

Библиографический список

1. Аничкин, Е.С. Образование будущего создается сегодня / Е.С. Аничкин // Аккредитация в образовании. - 2013. - №8 (68). - С. 46-47.

2. Кряклина, Т.Ф. Актуальные проблемы модернизации российской системы образования / Кряклина Т.Ф. // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2013. - №3. - С. 73-75.

3. Строителева, Т.Г. Роль учебно-методических объединений в обеспечении уровневого экономического образования: анализ реформирования образования в контексте развития трудовых ресурсов / Т.Г. Строителева, Е.М. Жданова // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2012. - №1. - С. 106-109.

4. Шваков, Е.Е. Принципы и методы оценки ресурсного потенциала региона / Е.Е. Шваков // Стратегия развития региона: теория, методология, практика / Л.В. Ищук, М.А. Филиппова, М.Н. Тарасова, С.Т. Тодошева, О.Н. Третьякова, В.В. Тупикин, Р.Т. Тюх-тенева, Е.Е. Шваков, Л.М. Шодоева, Е.В. Ялбачева ; под общ. ред. Л.М. Шодоевой, Е.Е. Швакова. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2006. - С. 62-66.

5. Кряклина, Т.Ф. Проблемы и перспективы развития методической работы в вузе / Кряклина Т.Ф. // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2012. - №2. - С. 123-126.

6. Ищук, Л.В. Оценка потенциала развития региона / Л.В. Ищук, О.Н. Третьякова, Р.Т. Тюхтенева, Е.Е. Шваков, Л.М. Шодоева, Е.В. Ялбачева // Стратегия развития региона: теория, методология, практика / Л.В. Ищук, М.А. Филиппова, М.Н. Тарасова, С.Т. Тодошева, О.Н. Третьякова, В.В. Тупикин, Р.Т. Тюхтенева, Е.Е. Шваков, Л.М. Шодоева, Е.В. Ялбачева ; под общ. ред. Л.М. Шодоевой, Е.Е. Швакова. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2006. -С. 224-239.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.