Научная статья на тему 'Образовательный потенциал современной семьи'

Образовательный потенциал современной семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1435
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грибоедова Т. П.

Образовательный потенциал современной семьи Грибоедова Т.П. Эта статья посвящена влиянию кризиса современной семьи на выполнение ею своих базовых функций по развитию, воспитанию, обучению и социализации собственного ребенка. Изучая возможности общества в плане активизации позитивного образовательного потенциала семьи, необходимо знать, каковы составляющие его элементы, влияющие на способность семьи реализовать свои важнейшие функции. Автор рассматривает значение и структуру понятия «образовательное пространство семьи», предлагает показатели для его изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный потенциал современной семьи»

Т.П. Грибоевдова. Образовательный потенциал современной семьи

Т.П. Грибоедова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Институт развития образовательных систем РАО, г. Томск

Кризис современной семьи является сегодня проблемой, обсуждаемой на разных уровнях: от международного и государственного до муниципального и уровня отдельных образовательных учреждений. Он беспокоит и общественные организации (РОО «Право ребенка», рук. Б. Л. Альтшулер; Фонд «Право матери»; Общероссийский союз общественных объединений «Гражданское общество - детям России» и др., и педагогическое сообщество, и рядовых граждан.

Свое выражение кризис семьи чаще всего находит в финансовых проблемах семей с детьми, росте числа детей-сирот (в том числе - социальных) при общем беспрецедентном уменьшении количества детского населения в стране, снижении численности детей в семье и росте количества супружеских пар, не имеющих детей. Это стало общей проблемой не только российской семьи, кризисные тенденции в развитии института семьи фиксируют и европейские и американские исследователи. При этом существенно нарушаются и трансформируются базовые функции семьи, связанные с воспитанием, развитием и социализацией ребенка. (Воспитание ребенка в условиях социальных учреждений также необходимо рассматривать с позиции данных функций, поскольку они созданы как «заменители» семьи, следовательно, должны реализовать наиболее значимые из них).

Мы будем рассматривать семью как среду воспитания и развития ребенка (до 18 лет), имеющую свою систему ценностей, потребностно-мотиваци-онную основу, состав (структуру), определенные отношения, материальное (предметное) обеспечение.

Какой бы ни была семья (а сегодня по разным основаниям - количеству детей в семье, характеру ее отношений с обществом и готовности реализовать свои базовые функции, субъектам, участвующим в воспитании детей и т.д. - называются разные типы семей) - в ней так или иначе решается образовательная задача семьи.

Под образовательной задачей семьи мы понимаем создание условий для раскрытия и развития возможностей ребенка, формирования его мотивации к самопознанию, саморазвитию и самообразованию, способностей, направленных на становление его личности и индивидуальности.

Осуществление семьей своей образовательной функции как исследовательская проблема стала интенсивно разрабатываться еще в 60-90-х гг. XIX в.

благодаря трудам К.Д. Ушинского, М.И. Демкова, Д.Д. Семёнова, К.Н. Вентцеля и др. Например, М. И. Демков наиболее значимым в семейном воспитании считал процесс организации такой жизнедеятельности, которая бы в обязательном порядке учитывала особенности детей, включала их мотивы и интересы и была направлена на самовоспитание, самообразование и саморазвитие ребенка [1].

Л.Н. Толстой основным в семейной педагогике считал принцип самопроизвольного развития творческих сил и способностей детей в семье, закономерным результатом чего является их самореализация. К.Д. Ушинский также признавал необходимость и возможность развития природных сил и дарований ребенка в семье, подчеркивал изменчивость его личных черт и качеств под воздействием семьи.

Обобщая результаты теоретических и эмпирических исследований педагогов того времени, можно заметить, что семья понимается как важнейший источник формирования и реализации способностей детей, поскольку она способствует (или препятствует) развитию духовного мира, социальной активности и самореализации личности.

Сегодня вновь обостряется проблема исследования и актуализации способности и готовности самой семьи выполнять функции воспитания и социализации личности ребенка. Это связано, с одной стороны, с ростом понимания приоритетности роли, которую играет в этой деятельности семья, а с другой - с тем кризисным положением, в котором она оказалась.

Исходя из этого ключевым понятием данного исследования является образовательный потенциал современной семьи.

Наиболее часто в современных публикациях, в Интернет-сайтах встречается понятие образовательного, интеллектуально-образовательного, культурно-образовательного, научно-технического потенциала образовательного (ых) учреждения (ий) -чаще всего вузов; территории: города, республики, региона; компании.

Под образовательным потенциалом в данных материалах, как правило, понимается «комплекс характеристик, описывающих способность решать не только текущие, но и будущие задачи», «реализация своего предназначения, расширенный и (или) углубленный уровень решения поставленных задач, создание широкого спектра возможностей для субъектов» пространства, «совокупность материальных

Вестник ТГПУ. 2006. Выпуск 10 (61). Серия: ПЕДАГОГИКА

и нематериальных средств, необходимых для эффективной ... деятельности» и т.д. [2; 3, с. 6-7; 4].

Уделяется внимание структуре того или иного потенциала. Так, структура научно-образовательного потенциала складывается из следующих составляющих: кадровой, материально-вещественной, финансовой, инструментальной. Элементами системной структуры потенциала вуза, например, являются: 1) лидер, 2) специалисты, 3) методы достижения поставленной цели, 4) наличие опыта работы и уровень полученных результатов, 5) оснащенность оборудованием, 6) учебная база, 7) партнерские связи, 8) взаимодействие с заказчиком, 9) финансирование [5].

По аналогии можно говорить об образовательном потенциале семьи, поскольку у семьи существует данная функция, включающая в себя воспитание, развитие, создание условий для социализации ребенка, проживающего в данной семье. Следовательно, образовательный потенциал семьи - это совокупность условий, направленных на полноценное осуществление ее образовательной задачи (см. выше).

Компонентами образовательного потенциала семьи, по нашему предположению, являются: ценностный, субъектный, эмоционально-психологический, материальный, организационный (пространственно-временной).

Ценностный представляет собой перечень приоритетов семьи в жизни, деятельности, отношениях; в него включены смысловые акценты человеческих отношений, труда, познания, социальной активности, жизни в целом.

Субъектный - совокупность лиц в пространстве семьи, которые включаются в процесс воспитания, обучения, развития и социализации ребенка, а также их культурно-образовательный уровень и психо-лого-педагогическую компетентность (которые необходимо проанализировать отдельно).

Эмоционально-психологический связан со стилем отношений, характером лидерства в семье, ожиданий от ребенка и формой их выражения.

Материальный (предметный) - определяется наличием в жизненном пространстве семьи средств для становления и развития способностей, интере-

Компоненты и параметры образовательного потенциала семьи

Компонент Параметры

позитивные негативные

Ценностный Ценности духовно-нравственного, эстетического, интеллектуального, личностного развития, познания, социальной активности и индивидуально-полезной самостоятельной и ответственной деятельности Ценности материального обогащения, гедонизма, потребительства, пассивности, безответственности, бездеятельности

Субъектный Наличие в семье как минимум одного (как максимум - это все члены семьи) человека, заинтересованного в качественном развитии, обучении, воспитании ребенка; культурно-образовательный уровень большинства членов семьи определяется как положительный, т.е. их уровень образования и потребность в познании достаточно высоки; имеющиеся интуитивные представления или научные знания о психологии детства - отрочества позволяют членам семьи в основном адекватно понимать ребенка и взаимодействовать с ним Отсутствие в семье такого человека, и, наоборот, среди членов семьи есть такие, которые тормозят развитие ребенка, создают ему препятствия и трудности, которые он не способен преодолеть

Эмоциональ- но-психоло- гический Отношения доверия, уважения и поддержки; высокий уровень ожиданий от ребенка, уровень требований, соответствующий возможностям ребенка; признание права ребенка на ошибку Завышенный или заниженный уровень требований к ребенку, не соответствующий его возможностям; неуважение и недоверие

Материаль- ный Наличие в доме научно-популярной и энциклопедической литературы; видео- и аудионосителей познавательного содержания; познавательно-развивающих игр (компьютерных и(или) настольных) и т.п. Наличие в доме предметов, несущих разрушительный потенциал для детской души и личностного развития (не соответствующие возрасту и потребностям журналы, книги, фильмы, музыка, игры)

Организаци- онный Ориентация членов семьи на посещение культурноисторических центров страны, города; организация посещения ребенком объединений дополнительного образования; совместный просмотр фильмов, чтение книг, посещение музеев, концертов, библиотек; у членов семьи есть свои любимые полезные занятия; заинтересованное отношение к учебной деятельности школьника (информированность, помощь и поддержка) Ориентация членов семьи на посещение заведений и мероприятий, не несущих в себе развивающих, познавательных возможностей; занятия членов семьи - пустое, бесцельное, социально и индивидуально вредное времяпрепровождение

В.П. Дудьев. Взаимосвязь развития двигательной и речевой функциональных систем..

сов, потребностей ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Организационный или пространственно-временной компонент образовательного потенциала семьи представляет собой совокупность возможностей семьи по организации совместной развивающе-позна-вательной деятельности и общения как непосредственно в пространстве семьи, так и за ее пределами, наличие для этого необходимого времени и места.

Понятно, что, с точки зрения осуществления образовательной задачи, потенциал семьи может иметь как минимум три уровня: положительный, нулевой

и отрицательный, - в зависимости от того, каким будет потенциальный (или актуальный) результат данной деятельности.

Следовательно, каждый из компонентов может вносить свою «долю», с тем или иным знаком, в решение образовательной задачи семьи. Исходя из этого, важно рассмотреть, что будет в каждом компоненте нести заряд « положительного», а что - «отрицательного» потенциала (см. таблицу).

Данные параметры, на наш взгляд, могут служить основой для диагностического изучения образовательного потенциала современной семьи.

Литература

1. Кокоева А.Т. Формирование педагогической культуры родителей: Дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2003.

2. Добров Г.М., Тонкаль В.Е., Савельев А.А. и др. Научно-технический потенциал: структура, динамика, эффективность. Киев, 1987.

3. Кандаурова Т.Н. Научно-образовательный потенциал Российской провинции (к постановке проблемы) // Культура и интеллигенция России в переломные эпохи (XX век): Тез. докл. всерос. науч.-практ. конф. Омск, 1993.

4. Ахунжанова И.Н. Методологические подходы к статистической оценке образовательного потенциала региона (на примере Астраханской области). М., 2002.

5. Тасоол Л.Х. и др. Об одном методе оценки интеллектуально-образовательного потенциала Республики Тыва // Тр. V Междунар. Убсу-нурского симп. «Устойчивое развитие малых народов центральной Азии и степные экосистемы». Кызыл, 27 июля - 3 августа 1997. Т. 2. Кызыл; Москва, 1997.

В.П. Дудьев

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ЧЕЛОВЕКА В НОРМАЛЬНОМ И НАРУШЕННОМ ОНТОГЕНЕЗЕ

Барнаульский государственный педагогический университет

Понятием «онтогенез», определяющим индивидуальное развитие человека, охватывается ряд жизненных периодов, каждый из которых традиционно принято характеризовать психическими или личностными новообразованиями, особенностями развития психики и поведения, ведущими видами деятельности и т.д. Существует множество мнений относительно сущности онтогенеза и механизмов, определяющих его динамику.

Под поведением в широком смысле слова в отечественной классической психологии понимается «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью» [1, с. 276]. Применительно к человеку поведение трактуется как «имеющая природные предпосылки, но в своей основе социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаковосмысловыми системами деятельность», выступающая не только в известных ведущих ее видах, но и во всем многообразии ее проявлений в повседневной жизнедеятельности человека [там же]. Таким

образом, различные виды человеческой деятельности, как и поведение в целом, опосредуются одновременно внешней двигательной активностью (психомоторными актами) и языком (внешней или внутренней речью), которые, собственно говоря, и выступают в качестве условий и средств реализации той или иной деятельности.

Из деятельностного подхода как методологического принципа вытекает одно из разработанных в отечественной психологии общих представлений об онтогенетическом формировании сознания: «Структуры сознания индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению ребенком структур такой деятельности как общение со взрослым. . Структура совместной деятельности порождает структуру сознания, определяя соответственно. его основные свойства» и т.д. [1, с. 370].

Основываясь на приведенных дефинициях, можно предположить, что недостатки психомоторики и нарушения речи негативно скажутся на общей активности ребенка, на характере его общения и двигательного поведения, на возможности осуществле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.