Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КВАНТУНСКОЙ ОБЛАСТИ ( КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ. )'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КВАНТУНСКОЙ ОБЛАСТИ ( КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНЬЧЖУРИЯ / ЛЯОДУНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белоглазова Светлана Борисовна

Статья посвящена не изученному аспекту формирования русского образовательного пространства в Маньчжурии: истории русских и русско-китайских школ в русской колонии в Квантунской области накануне и в период русско-японской войны. В основу исследования положены оригинальные материалы, выявленные автором в фондах ГАИО и ГАХК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE KWANTUNG REGION (THE END OF XIX - BEGINNING OF XX CENTURIES)

The article is devoted not studied aspect of the formation of the Russian educational space in Manchuria: the history of Russian and Russian-Chinese schools in the Russian colony in the Kwantung region before and during the RussoJapanese war. The basis of this research is based on original materials identified by the author in the collections of State Archives of Irkutsk and Khabarovsk regions.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КВАНТУНСКОЙ ОБЛАСТИ ( КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ. )»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КВАНТУНСКОЙ ОБЛАСТИ _(КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)

Белоглазова Светлана Борисовна

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ФГБУН Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, г. Владивосток

THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE KWANTUNG REGION (The END of XIX - BEGINNING of XX centuries) Beloglazova Svetlana Borisovna, candidate of historical Sciences, senior researcher, Institute of History, Archaeology and Ethnography of Peoples of the Far East FEB RAS, Vladivostok

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена не изученному аспекту формирования русского образовательного пространства в Маньчжурии: истории русских и русско-китайских школ в русской колонии в Квантунской области накануне и в период русско-японской войны. В основу исследования положены оригинальные материалы, выявленные автором в фондах ГАИО и ГАХК.

ABSTRACT

The article is devoted not studied aspect of the formation of the Russian educational space in Manchuria: the history of Russian and Russian-Chinese schools in the Russian colony in the Kwantung region before and during the Russo-Japanese war. The basis of this research is based on original materials identified by the author in the collections of State Archives of Irkutsk and Khabarovsk regions.

Ключевые слова: Маньчжурия, Ляодунский полуостров, Квантунская область, начальное образование, средняя школа, русско-китайские школы.

Keywords: Manchuria, Liaodong peninsula, Kwantong region, primary education, grammar-schools, Russian-Chinese schools.

В отечественной историографии история русских школ Харбина изучена достаточно полно, чего нельзя сказать о школах в русской колонии в Квантунской области на Ляодунском полуострове. Переход Ляодуна под юрисдикцию России был оформлен российско-китайской конвенцией 1898 г. Последующее строительство КВЖД, Харбина, Порт-Артура и Дальнего, которое сопровождалось массовым притоком русских поселенцев в Маньчжурию, детерминировало появление и распространение русской образовательной традиции на Северо-Востоке Китая. Согласно временному положению об управлении Кватунской областью, городами на Ляодунском полуострове признавались: Порт-Артур (Люйшоу), Бицзыво, Цзиньчжоу и Дальний (Далянь). По данным переписи, проведенной русской администрацией в 1898 г., в Квантунской области жили 250 тыс. чел., при этом русских граждан было только 24%.

Уже через полгода после подписания конвенции, в сентябре 1898 г., инициативная группа из офицеров 10-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, взяв за образец школу при Владивостокском крепостном пехотном полку, подготовила свой проект приготовительных школ в Порт-Артуре и Дальнем для русских детей младшего школьного возраста. Пока шёл сбор необходимых средств, русская администрация в Бицзыво открыла в июне 1899 г. четырёхклассную двухгодичную школу для обучения русскому языку китайцев, желавших служить в русских учреждениях. Таким образом,

русско-китайская школа в Бицзыво стала первой школой, открытой русской администрацией в Квантунской области. На содержание школы городская казна тратила 400 рублей в год, обучение для китайских детей было бесплатным [2].

Летом того же года из Военного министерства поступили средства на Приготовительную школу, намеченную к открытию в октябре 1899 г. в Порт-Артуре. На постройку здания министерство выделило 23000 руб. и 4800 руб. - на ежегодное содержание школы [3]. Порт-артурская Приготовительная школа для детей из офицерских семей была двухклассной, с пятилетним курсом обучения и принимала детей обоего пола. Мальчиков учили для поступления в кадетские корпуса, девочек — в гимназии. Штат сотрудников школы включал 11 чел., из них учителей 8 чел., кадровых военных 5 [7, с. 10-11].

Видимо, ближе к концу того же года, частично на собранные военными деньги, частично на средства городской казны, командующий Квантунской областью Д.И. Субботич открыл в Порт-Артуре Пушкинское городское двухклассное училище с пятилетним курсом обучения для русских детей обоего пола и всех сословий, а также русско-китайскую школу в статусе китайского отделения при данном училище. В Пушкинской школе работали 5 учителей, в т.ч. поручик Е.А. Калинин, преподававший гимнастику, бессменным руководителем школы являлась М.С. Савельева [7, с. 10].

Русско-китайской школой до начала ихэтуаньского восстания (1900 г.) руководил будущий известный востоковед Д.Г. Янчевецкий.

Приготовительную школу финансировало Военное министерство, русско-китайскую школу и Пушкинское училище — городские бюджеты. Бесплатное обучение способствовало популярности школ среди местного населения, особенно китайского.

В 1900 г. новый начальник Квантунской области Е.И. Алексеев открыл четырёхклассную русско-китайскую школу на 45 учеников в Цзиньчжоу, работу которой также финансировала городская казна [4]. Куратором школы являлся комиссар Гражданской части Цзиньчжоу полковник Громбчевский.

В этом же году Обществом Китайско-Восточной железной дороги была открыта русско-китайская школа со штатной численностью 17 чел. в городе Дальнем [6, с. 30]. Для детей из русских семей в Дальнем вначале работали «приготовительные классы» с трёхлетним курсом обучения, а с 1902 г. — церковь-школа с числом учащихся 70 чел. и четырьмя учителями [6, с. 31, 45]. Дети обоего пола учились бесплатно, по программе Министерства финансов. Руководили школой баронесса М.Н. Нолькен и священник К. Кондрацкий. Помимо основного курса преподавали церковное и светское пение, танцы, рукоделие для девочек, столярное и плотничье мастерство для мальчиков.

Число учащихся в Пушкинском училище с 40 человек в 1899 г. выросло до 86 в 1900 г., в русско-китайской школе с 30 до 100 чел.; в 1903 г. число русских учащихся достигло 120 чел. (61 мальчик и 59 девочек) [5, с. 2; 9, с. 672; 10, с. 16]. О популярности в этот период школы в Бицзыво среди местного китайского населения говорит постоянно растущий контингент учащихся. Когда в 1902 г. число учеников-китайцев в ней составило более 60 чел., претендентам стали отказывать из-за нехватки мест.

Формирование сети профессионального образования началось с открытия в 1899 г. при Пушкинском городском училище бесплатных вечерних языковых курсов: русского — для китайцев и китайского — для русских офицеров и учащихся. В 1901 г. в войсках были открыты 2 военно-фельдшерские школы. Первая, на 14 чел., в Восточно-Сибирском стрелковом артдивизионе, вторая, с 70 учениками, при полевом запасном госпитале [4]. Видимо, в этом же году в Цзиньчжоу стала работать школа садоводства и огородничества, в которой преподавали русский и китайский учителя.

Таким образом, за 4 года в Квантунской области усилиями русской администрации Квантунской области и Общества КВЖД была создана сеть начального общего и профессионального образования. Всего с 1899 по 1902 год для русских и китайских граждан открыли 11 учебных заведений, из них 5 профессиональных и 6 общеобразовательных.

В силу доминирующего положения военных, интеллигенция в Квантунской области была представлена в основном русскими офицерами, которые исполняли и самые разнообразные гражданские службы, в том числе и для решения кадровой проблемы в школах области. Офицеры составляли основной корпус преподавателей Приготовительной и фельдшерских школ, преподавали в Пушкинском училище, и в русско-китайских школах в Цзиньчжоу и Бицзыво.

В 1903 г. в связи с образованием Наместничества учебная часть Квантунской области подверглась преобразованиям. Руководство школами (за исключением русско-китайских) перешло из ведения гражданского управления области в ведение специального органа Министерства народного просвещения — дирекции народных училищ в Квантунской области. Увеличилось число начальных школ. Из состава Пушкинского городского училища были выделены 3 самостоятельные учебные заведения: мужское четырёхклассное городское училище, начальная женская школа и порт-артур-ская русско-китайская школа. [5, с. 2]

Начато создание сети средних учебных заведений. 2 июня 1903 г. император утвердил мнение госсовета об открытии в Порт-Артуре реального училища в составе основного и коммерческого отделений. Тогда же последовало решение о женской гимназии с полным циклом обучения. Заметим, что Харбин в этот период располагал одним средним учебным заведением с неполным циклом — женской гимназией М.С. Генерозо-вой.

Официальное открытие реального училища и женской гимназии в Порт-Артуре состоялось 26 октября, а занятия начались с 7 ноября 1903 г. [ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 86. К. 10. Л. 1, 3]. Оба учебных заведения находились в ведении Министерства народного просвещения. Руководил ими профессиональный педагог Н. Вознесенский, он же был и директором народных училищ Квантунской области.

Описание Порт-артуровской женской гимназии сохранилось в мемуарах её бывшей ученицы Г.А. Твер-довской. «На следующий день папа повез меня в гимназию. Между Тигровым хвостом (где мы жили) и Новым городом ходил катер через незамерзающую бухту, перевозя туда и обратно и служащих, и рабочих, и учащихся. Гимназия - длинное одноэтажное здание, разделенное на две половины (мужская и женская), находилась в нескольких кварталах от пристани, на свободной, чуть возвышенной площади. В ней мне всё нравилось: и внимательное и ласковое отношение учителей, и наш огромный светлый класс, в котором было всего 6-8 парт и столько же учениц, и широкие свободные коридоры» [8, с. 105]. Оба учебных заведения имели хорошую материальную базу, а реальное училище было «приспособлено для удовлетворения коммерческих целей» и работало по учебным планам коммерческих училищ в России [ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 86. К. 10. Л. 14]. Местная специфика проявлялась в преподавании расширенных курсов китайского и английского языков.

Из письма Н. Вознесенского Приамурскому генерал-губернатору П.Ф. Унтербергеру известно, что средние школы в Порт-Артуре были открыты не типичным для системы образования Российской империи способом, а «по особому настоянию генерала Куропаткина и адмирала Алексеева, на особые кредиты, не дожидаясь утверждения их Положений в установленном порядке» [ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 86. К. 10. Л. 12].

Всего накануне русско-японской войны в Квантун-ской области работали 15 учебных заведений, открытых русскими властями. В 1904 г. Общество КВЖД намеревалось открыть в городе Дальнем реальное училище и женскую гимназию, здания для которых уже были построены, но помешала русско-японская война.

Средние школы в Порт-Артуре функционировали 54 дня и закрылись с первыми бомбардировками города [ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 86. К. 10. Л. 1, 3]. Описание этих трагических событий также сохранились в воспоминаниях Г.А. Твердовской: «В гимназии тоже было неспокойно...Учащихся было меньше, чем всегда. На первом или втором уроке вдруг послышался свист и ужасный грохот; потом опять свист. Снаряды где-то разрывались, казалось совсем близко. В школе началась паника. Прибегали взволнованные взрослые, разбирали ребят; уходили и учителя, захватив с собой по нескольку ребят, живущих поблизости от них, и через полчаса гимназия опустела.» [8, с. 107].

Частично дальнейшую судьбу учебных заведений Квантуна удалось проследить в Забайкалье. Из письма Н. Вознесенского известно, что гимназия, реальное и городское училища были эвакуированы из Порт-Артура в Читу и «причислены в виде параллельных отделений к соответственным читинским училищам», в связи с чем, окружной инспектор училищ Приамурского края В.П. Маргаритов 11 сентября 1905 г. сообщил генерал-губернатору, что «артуровские училища устроены» [ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 86. К. 10. Л. 4, 11, 16].

7 октября 1905 г. командующий войсками Приамурского военного округа Р.А. Хрещатицкий телеграфировал министру народного просвещения о своём намерении перевести реальное училище в Верхнеудинск и назвать его по месту открытия - Верхнеудинским [ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 86. К. 10. Л. 5]. Свой выбор он объяснил тем, что власти города «давно хлопотали» об открытии среднего мужского учебного заведения, для которого они уже нашли и помещение, и деньги [ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 86. К. 10. Л. 11об].

В связи с ликвидацией дел Порт-Артура министерство народного просвещения приняло решение о закрытии с 1 января 1906 г. его учебных заведений и увольнении наличного состава преподавателей. В мае 1906 г. на запрос Маргаритова вице-директор министерства народного просвещения Белелюбский

сообщил ему, что взамен ликвидированных учебных заведений в июле текущего года намечается открытие мужского реального училища в Верхнеудинске и женской гимназии в Чите [ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 86. К. 10. Л. 1 ]. Женская гимназия, известная в дальнейшем как 2-я Читинская женская гимназия, была открыта 28 августа 1906 г.; по датировке открытия Верхнеудинского реального училища существуют расхождения. Вопрос о судьбе остальных русских и русско-китайских учебных заведений Квантунской области на этот период остаётся открытым и требует дальнейшего изучения.

Список литературы

1. ГАИО. Ф. 63 — Управление гражданскими учебными заведениями Восточной Сибири. Главный инспектор училищ Восточной Сибири. Оп. 1. Д. 86. К. 10.

2. ГАХК. НСБ. Приказ по Квантунскому полуострову и войскам на оном расположенным. № 236. Порт-Артур. 3 июля 1899 г.

3. ГАХК. НСБ. Приказ по Квантунскому полуострову и войскам на оном расположенным. № 328. Порт-Артур. 21 июля 1899 г.

4. ГАХК НСНБ. Приказ Главного Начальника Квантунской области. № 77. Порт-Артур. 9 ноября 1900 г.

5. Итоги за истекший год: гражданское управление // Новый край. Порт-Артур. 1904. № 2. С. 2.

6. Обзор Дальнинского градоначальства за 1902 год. Порт-Артур: тип. газ. «Новый край», 1903. 76 с.

7. Памятная книжка Квантунской области на 19021903 г. Порт-Артур: тип. Г.К. Югансон, 1902. 340 с.

8. Твердовская Г.А. «Маленькая сестричка» // Порт-Артур: воспоминания участников. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1955. С. 104-117.

9. Хвостов А. Русский Китай: наша первая колония на Дальнем Востоке // Вестн. Европы. № 10. 1902. С. 653-696.

10. Янчевецкий Д.Г. У стен недвижного Китая. М.: Эксмо, 2013. 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.