Научная статья на тему 'Образовательный портал как основной ресурс повышения качества подготовки специалистов сферы сервиса'

Образовательный портал как основной ресурс повышения качества подготовки специалистов сферы сервиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВУХКОНТУРНАЯ МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА / СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОРТАЛОВ / ЕДИНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / TWO BRANCHES MODEL OF NETWORKING COOPERATION / A STRUCTURE OF EDUCATIVE PORTAL / COOPERATION OF EDUCATIVE PORTAL / THE SYSTEM OF EDUCATIVE PORTAL COOPERATION / COMMON EDUCATIVE INFORMATIVE SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифорова Н. Г.

В статье рассматриваются вопросы повышения качества подготовки специалистов сферы сервиса на основе развития единой образовательной информационной среды. Анализируется иерархическая система образовательных порталов и их структура. Особое внимание уделяется разработке двухконтурной модели сетевого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никифорова Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIVE PORTAL AS THE BASE OF TRAINING SERVICE SPECIALIST IMPROVEMENT

The article is considered ways of specialist quality training improvement, which is based on development of common educative IT environment. It’s analyzed the hierarchical system of educative portal and its structure. The article is placed high emphasis on two branches model of networking cooperation development.

Текст научной работы на тему «Образовательный портал как основной ресурс повышения качества подготовки специалистов сферы сервиса»

УДК 004.03.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ КАК ОСНОВНОЙ РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ СЕРВИСА

Н.Г.Никифорова1

Филиал ФГБОУВПО "Санкт-Петербургский государственный экономический

университет" в г.Тихвин, Ленинградской области, 187555, Ленинградская область, г. Тихвин, ул. Знаменская д. 9

В статье рассматриваются вопросы повышения качества подготовки специалистов сферы сервиса на основе развития единой образовательной информационной среды. Анализируется иерархическая система образовательных порталов и их структура. Особое внимание уделяется разработке двухконтурной модели сетевого взаимодействия.

Ключевые слова: двухконтурная модель сетевого взаимодействия, структура образовательного портала, система взаимодействия образовательных порталов, единая образовательная информационная среда.

THE EDUCATIVE PORTAL AS THE BASE OF TRAINING SERVICE SPECIALIST

IMPROVEMENT

N.G. Nikiforova

Branch of FGBOU "SaintPetersburg State Economical University"LeningradRegion,Tikhvin

187555, Znamenskaya st., 9.

The article is considered ways of specialist quality training improvement, which is based on development of common educative IT environment. It’s analyzed the hierarchical system of educative portal and its structure. The article is placed high emphasis on two branches model of networking cooperation development.

Keywords: two branches model of networking cooperation, a structure of educative portal, cooperation of educative portal, the system of educative portal cooperation, common educative informative sphere.

Экономическая и политическая стабильность любого государства определяется его способностью сохранять устойчивый темп развития в условиях динамично меняющегося окружения. Ускорение научно-технического прогресса предопределяет тенденции общественных преобразований и предъявляет высокие требования к качеству подготовки специалистов, а активное внедрение инновационных технологий на первый план выдвигает задачу постоянного повышения уровня их квалификации, особенно при подготовке специалистов сферы сервиса. Это обусловлено тем, что темпы развития техники и технологий весьма высоки, а период актуальности полученных знаний существенно сокращен.

В данных условиях широкое распространение получает идея непрерывного образования, в котором акцент делается на предоставление гибких образовательных услуг, совмещающих возможности образования и профессиональной переподготовки. Возрастающее влияние регионов на экономику страны, территориальная разобщенность образовательных учреждений и потребителей их услуг создают предпосылки для развития идеи дистанционного обучения. Глобализация и интеграция эко-

номических, политических и социальных процессов приводят к идее создания единой образовательной информационной среды (ЕОИС).

В этом случае качество и эффективность профессионального образования в регионе обеспечивается не отдельным учебным заведением, а их целостной сетью, которая объединяет как внутренние, так и внешние по отношению к системе образования ресурсы - образовательные порталы высших учебных заведений, официальные сайты министерств и ведомств, сайты работодателей, сайты профильных предприятий, сайты бизнес-партнеров. Таким образом, реализуется идея сетевого взаимодействия, которое на данный момент рассматривается как современная высокоэффективная инновационная технология, позволяющая образовательным учреждениям динамично развиваться в условиях модернизации Российского образования [6].

Анализируя взаимосвязь отдельных элементов единой образовательной информационной среды, необходимо различать два аспекта: структурирование порталов и структуру порталов. В первом случае речь идет о построении иерархической схемы взаимодействия порталов различного уровня, а во втором - о

составе сервисов и служб системы образовательных порталов.

В общем случае взаимодействие порталов в информационном пространстве может быть представлено в виде многомерного куба (гиперкуба) с произвольным числом горизонтальных и вертикальных слоев (см. рис.1) [2].

Вертикали куба являются порталами узкой тематической направленности, ориентированными на полный охват тематики предметной области (т.е. речь идет о вертикальных порталах). Они представляют разноплановую информацию конкретной предметной области и

между собой различаются степенью детализации этой информации. Объединяют различные по масштабу порталы: федерального, отраслевого, регионального, местного уровня, порталы отдельных образовательных учреждений, факультетов, отделов, кафедр, а также мини- и микро-порталы, персональные порталы и порталы-клоны и т.д.

Горизонтали куба обеспечивают доступ к одноуровневой информации о выбранной предметной области (речь идет о горизонтальных порталах).

Рисунок 1. Иерархическая структура единой образовательной информационной среды

Если говорить о внутренней структуре порталов, можно выделить административный, технический и информационный блок.

Технический блок включает:

- сервисы управления электронными образовательными ресурсами, предназначенные для поддержки жизненного цикла ЭОР;

- сервисы обмена данными, обеспечивающие взаимодействие между участниками сетевого взаимодействия;

- информационные сервисы, предназначенные для оповещения пользователей об изменениях и событиях в предметной области или в области интересов пользователя;

- коммуникационные сервисы, обеспечивающие функции обмена информацией и совместной работы пользователей и технического персонала портала, реализующие современные информационные технологии проведения опросов и голосований;

- персонификационные (идентификационные) сервисы, обеспечивающие функции, необходимые для идентификации, авторизации и аутентификации пользователей портала, а также адаптации визуального оформления и представления информации в соответствии с потребностями пользователя портала;

- навигационные сервисы, предназначенные для поиска или повышения эффективности поиска информации;

- статистические сервисы, реализующие функции сбора и анализа статистической информации, накапливаемой в процессе эксплуатации портала и электронных образовательных ресурсов;

- лингвистические сервисы, предназначенные для адаптации визуального оформления и информационного представления образова-

тельного контента к естественному языку пользователя;

- сервис аудита, обеспечивающий протоколирование (логирование) всех действий, осуществляющихся в рамках системы безопасности.

- Административный блок включает:

- программные средства обеспечения и управления образовательным процессом (конструктор учебных курсов, программы тестирования, программы анкетирования, электронный журнал, ссылки на готовые инструментальные средства для разработки авторских компьютерных курсов обучения, др.);

- службу аутентификации и авторизации доступа к информационному и функциональному содержимому портала (идентификация и определение подлинности индивидуальных и корпоративных пользователей, определение полномочий и реализация ограничений доступа);

- службу мониторинга и статистики (обращений к различным разделам портала);

- службу контроля и анализа нагрузки на аппаратно-программные ресурсы портала;

- виртуальные среды учебно-

практической деятельности, компьютерные демонстрации, универсальные обучающие среды, базы данных и архивы;

- средства проведения опросов, голосований и рейтингов.

- Информационный блок включает:

- официальную информацию (информацию об образовательном учреждении, контактную информацию, карту сайта, направлениях их научной и учебно-методической деятельности, статистику посещений, персоналии, доски почета, информацию рекламного характера);

- информацию о сотрудничестве с научными и образовательными учреждениями, профильными предприятиями (сведения о проводимых конференциях, семинарах, проектах, конкурсах, периодических изданиях научного и образовательного профиля о возможностях получения грантовой поддержки благотворительных организаций, участия в стажировках в стране и за рубежом, договорах с партнерами, информация о вакансиях);

- справочные материалы для абитуриентов (списки вузов и ссузов для поступления, правила приема в образовательные учреждения, условия обучения, методические материалы и др.);

- информацию для обучающихся (о новых российских и зарубежных учебных программах);

- характеристику используемых современных образовательных технологий (компьютерных, дистанционных, мультимедийных, опережающих) и методики их применения, в том числе интерактивные обучающие курсы, средства контроля знаний;

- ЭОР: учебные материалы (курсы лекций, учебные пособия, учебники) и учебнометодические материалы (сборники задач, тестов, методические пособия, слайд-шоу), систематизированные по тематическим блокам;

- каталог ссылок на внешние информационные ресурсы:

о ссылки на учебные и научные издания (журналы, монографии, сборники трудов, статьи, доклады, тезисы и т.д.);

о ссылки на электронные библиотеки (электронные каталоги, поиск по тематическим направлениям и авторам необходимых публикаций, авторефератов, монографий и др.);

о ссылки на интернет-ресурсы (аннотированные ссылки на базы данных, электронные библиотеки, виртуальные музеи, выставки, архивы, поисковые системы и т.п.).

Приведенная характеристика внутренней среды портала и иерархической системы взаимодействия порталов различного уровня позволяет наглядно представить структуру формируемой электронной образовательной среды, однако не позволяет охарактеризовать идею сетевого взаимодействия.

Характерными признаками сетевого взаимодействия, согласно теории

М.М.Чучкевича [7], являются: независимость членов сети, множественность лидеров, наличие объединяющей общеобразовательной цели, добровольность связей, множественность уровней взаимодействия. Несмотря на достаточно четко обозначенную идею, у различных исследователей наблюдаются существенные отличия в трактовке терминологии.

В ряде случаев сетевое взаимодействие в сфере образования понимается только как горизонтальное сотрудничество образовательных учреждений, реализуемое в форме семинаров, круглых столов, конференций, дискуссий, встреч по обмену опытом и т.д. Подобный подход морально устарел. На данный момент в литературе достаточно прочно закрепилась теория, согласно которой сеть социальных взаимодействий состоит из совокупности акторов и связей между ними.

Под актором понимается субъект, активно осуществляющий какую-либо из форм деятельности (например, образовательное учреждение, преподаватели, обучающиеся), под связями — коммуникационное взаимодей-

ствие между ними (обмен ресурсами, реализацию проектов, образовательную деятельность и т.д.). Акторы существуют в поле (пространстве) артефактов, посредством которых происходит установление связей. Артефактом является любое событие, например, элективный курс, конференция, семинар, выставка, конкурс, научноисследовательский проект, встреча, обмен информацией и т.д. Пространство сетевых артефактов представляет собой всю совокупность сетевых образовательных событий, структура которых согласована с учебными планами и соответствует логике обучения. Используемый тип связи - многие-ко-многим (один актор может быть связан с несколькими артефактами, один артефакт соединен с несколькими акторами). Такая сеть называется двумодальной, или двухуровневой (рис.2).

Рисунок 2. Двумодальная (двухуровневая) сеть

Данная модель использовалась в социологии, и при последующей адаптации для профильного обучения была модифицирована в трехмодальную [1]. Это объясняется тем, что статусы ключевых участников сети (обучающихся и преподавателей) существенно различаются. В итоге модель включает два пространства субъектов (рис.3).

Согласно существующей теории, связи актора-ученика с артефактами описывают его индивидуальный образовательный маршрут, связи групп акторов-учеников с артефактами демонстрируют совместную деятельность обучающихся, а плоскость акторов-педагогов представляет собой субъектов сети, обеспечивающих учебную деятельность в пространстве артефактов.

Анализ трехмодальной сети показывает, что при использовании данной теории в рамках сетевого взаимодействия из анализа исключат-ся административный и технический ресурс. Задача первого — обеспечить планирование учебной деятельности и контроль качества предоставляемых образовательных услуг. Задача второго — обеспечить распределение ресурсов между участниками образовательного процесса и создать среду коммуникационного взаимодействия между акторами.

Кроме того, модель сетевого взаимодействия предполагает построение открытой системы, следовательно, она должна отображать взаимодействие акторов с внешней средой. Под этим понимается получение нормативно-правовой документации, ресурсов, методов и моделей решения задач, выходных данных.

В результате мы переходим к двухконтурной модели, статусы ключевых участников в которой существенно отличаются от указанных ранее (рис.4) [4, 5].

Рисунок 3. Трехмодальная сеть: (Б - базовые предметы, П - профильные предметы, Э - элективные курсы, прочими условными обозначениями обозначены различные события в сети)

Рисунок 4. Двухконтурная модель сетевого взаимодействия

На приведенной схеме граница с внешним миром представлена внешним контуром, а связь отображается стрелками с соответствующими надписями. Подобная форма описания (нотация IDEF0) используется при выполнении декомпозиции сложных систем [3].

Каждая сторона блока имеет определенное назначение:

- левая предназначена для описания целевой аудитории;

- верхняя - для характеристики управленческих решений различного уровня, ограничивающих или предписывающих условия выполнения преобразований;

- правая - для описания результатов деятельности организации;

- нижняя - для механизмов, показывающих процесс осуществления преобразований.

Внутренний контур ограничивает функциональный блок, в котором происходит преобразование ресурсов в итоговый результат с использованием нормативно-правовых актов и разработанных на данный момент образовательных технологий.

В самом функциональном блоке по-новому распределяются статусы ключевых участников.

Регулирующую функцию берут на себя акторы-администраторы. Стрелки, направленные вниз и вверх от них, обозначают информационные потоки с прямой и обратной связью. Первые осуществляют управляющие воздействия: регламентируют учебную деятельность, определяют плановые показатели, критерии оценки качества предоставляемых услуг. Вторые обеспечивают получение статистической и отчетной информации, а также позволяют судить об эффективности принятых правленческих решений.

За методическое, методологическое, лингвистическое, математическое и аппаратнотехническое обеспечение сетевого взаимодействия отвечают акторы-техники. Воздействие указанных акторов затрагивает и уровень артефактов, и оба пространства субъектов, позволяя создавать уникальную образовательную среду, адаптированную к решению задач в динамично изменяющемся окружении.

Предложенная схема позволяет отобразить влияние административного и технического ресурса, а также в общем виде описать идео-

логию открытой системы, суть которой заложена в модели сетевого взаимодействия.

Следует также отметить, что изменение положения пространства субъектов и пространства артефактов с горизонтального на вертикальное открывает возможность перехода от доминирующего положения преподавателя к равноправному участию акторов-

преподавателей и акторов-обучающихся в образовательном процессе.

Если говорить в целом, предлагаемая двухконтурная модель сетевого взаимодействия позволяет переориентировать структуру образовательных порталов с иерархической на сетевую, с самодостаточной на взаимозависимую, от достижения заданного уровня к достижению максимально возможного. Вполне очевидно, что последнее условие и должно стать главным ориентиром при подготовке специалистов сферы сервиса.

Литература

1. Гам В.И., Филимонов А.А., Бугрова Н.С., Бузин Е.В. Организация сетевого профильного обучения. // Управление школой. - 2008. - №18. -С.40-47.

2. Информационные образовательные порталы. -[Электронный ресурс]. URL: - http://korюlan404. narod.ru/tipis/ 21.htm (дата обращения 11.02.2014).

3. Маклаков С. В. Моделирование бизнес-процессов с BPwin 4.0. - М.: «ДИАЛОГМИФИ», 2002. - 224 с.

4. Морозов А.Н., Никифорова Н.Г. О некоторых

вопросах использования дистанционного обучения в сервисном образовании. // Инновационные технологии развития сервисного образования: сборник материалов Международной научнопрактической конференции - СПБ.: Изд-во

СПбГУСЭ, 2013. - С.65-74.

5. Никифорова Н.Г. Двухконтурная модель сете-

вого взаимодействия. // Инновационные технологии развития сервисного образования: сборник

материалов Международной научно-практической конференции. - СПБ.: Изд-во СПбГУСЭ, 2013. -С.78-84.

6. Никифорова Н.Г. Использование ресурсов образовательных порталов с целью внедрения инновационных технологий. // Инновационные технологии в сервисе. - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012. -С.324-325.

7. Чучкевич М.М. Сетевые организации: Генезис, структура, управление: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08, 1999. - 137 с.

1Никифорова Наталья Григорьевна - кандидат технических наук, заведующая кафедрой «Технические и естественнонаучные дисциплины», филиал ФГБОУ ВПО СПбГЭУ в г.Тихвин, Ленинградской области, тел.: 8(813)67-52217, моб.: +7 921 752 41 53, e-mail: nikiforovang@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.