Научная статья на тему 'Образовательный модуль «Использование интерактивной доски в образовательном и воспитательном процессе»'

Образовательный модуль «Использование интерактивной доски в образовательном и воспитательном процессе» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусинская Мария Альбертовна

В данной статье рассказывается об образовательном модуле «Использование интерактивной доски в образовательном и воспитательном процессе», его целях, задачах, содержании обучения и результатах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный модуль «Использование интерактивной доски в образовательном и воспитательном процессе»»

3.Пасха в творчестве великих композиторов.

4. Пасха в творчестве поэтов и писателей.

5. Пасха за границей.

Учителя МОУ «Староторъяльская СОШ» оформили проект «Мой дом - моя крепость». Группа состояла из трех педагогов, в которой каждый выполнял свой мини-проект:

¡.Устройство крестьянской избы.

2. Предметы быта и крестьянская утварь.

3. Мой дом - моя крепость.

В 2010 году состоялась презентация групповых проектов.

На площадке работали 2 тьютора. Слушатели отметили активную поддержку со стороны тьюто -ров, которые оказали реальную и методическую помощь педагогам в составлении проектов.

По завершению курсов педагоги высказали общее мнение о том, что они теперь стали ближе к детям в использовании информационных технологий, потому что научились применять в образовании сервисы Web 2.0.

Метод проектов стал более активно применяться учителями на уроках и во внеурочной деятельности.

Сообщество творческих учителей района, нацеленных на развитие личности обучающихся, увеличивается.

Образовательный модуль «Использование интерактивной доски

в образовательном и воспитательном процессе»

Мусинская Мария Альбертовна (mary_am79@mail.ru)

ГОУРМЭ «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» имени Иштриковой Т.В.», г. Йошкар-Ола

Аннотация

В данной статье рассказывается об образовательном модуле «Использование интерактивной доски в образовательном и воспитательном процессе», его целях, задачах, содержании обучения и результатах.

В настоящее время в школах появляется новое цифровое оборудование. Одним из последних современных цифровых устройств, использующихся в образовательном процессе, является электронная интерактивная доска. В совокупности с персональным компьютером она дает новые возможности об -разовательному процессу.

ГОУ РМЭ «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» им. Иштриковой Т.В.» является одним из первых учебных заведений в Республике Марий Эл, которые приобрели данное оборудование и начали активно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях. Гимназия имеет превосходное техническое оснащение интерактивными досками, входящими в состав мультимедийных комплексов, расположенных в каждом учебном классе. Благодаря этому гимназия стала ресурсным центром повышения ИКТ-компетентности участников образовательного процесса.

В 2008-2009 учебном году в рамках работы ресурсного центра ГОУ РМЭ «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» им. Иштриковой Т.В.» было проведено большое количество семинаров, на которых одним из обязательных разделов стали занятия со слушателями по работе с интерактивной доской. Накопленный опыт в обучении педагогов города и республики работе с интерактивной доской на семинарах был проанализирован и систематизирован, что позволило разработать образовательный модуль «Использование интерактивной доски в образовательном и воспитательном процессе». Автор модуля - Мусинская Мария Альбертовна, заместитель директора по информатизации. В настоящее время данный модуль является одним из самых востребованных курсов повышения квалификации педагогов Республики, предлагаемых ГОУ ДПО ПК(С) «Марийский институт образования».

Данный модуль, рассчитанный на 16 часов, раскрывает принципы работы интерактивной доски, знакомит слушателей с видами и формами использования интерактивной доски в урочное и внеурочное время, позволяет научиться работать с приложениями, создавать цифровые образовательные ресурсы программными средствами интерактивной доски.

278

ИТО Марий Эл -2010

Целью данного курса является формирование практических навыков использования интерактивной доски в урочное и внеурочное время. Задачи:

- познакомить с принципами работы с интерактивной доской;

- познакомить с многообразием видов и форм использования интерактивной доски в урочное и внеурочное время;

- организовать посещение открытых уроков и внеклассных мероприятий для иллюстрации методов использования интерактивной доски в урочное и внеурочное время;

- выработать практические навыки использования интерактивной доски в урочное и внеурочное время;

- обучить основным принципам и технологии создания авторских цифровых ресурсов средствами программного обеспечения интерактивной доски.

Целевая аудитория образовательного модуля весьма широка: от воспитателя до заместителя ди -ректора, слушателем может быть учитель любой предметной области.

Основными формами и методами обучения являются лекции и большое количество практических занятий. Средства обучения модуля формируют у учителей-выпускников владение новыми информационными и педагогическими технологиями.

Основными требованиями к слушателями являются: уверенная работа в файловой системе Windows XP и умение форматировать и редактировать текст.

Содержание модуля включает следующие разделы:

Знакомство с необходимым оборудованием, принципами его работы. Рассматриваются основные инструменты интерактивной доски, программы, которые можно использовать в образовательном процессе. Даются методические рекомендации по работе с приложениями (рекомендации разработаны по предметам). Демонстрируются ЦОР, созданные педагогами гимназии.

Проведение открытых уроков с применением интерактивной доски с учетом преподаваемой курсантами дисциплины.

Практические занятия:

групповые: каждый слушатель приобретает практический навык работы с изученными инструментами и приложениями интерактивной доски;

индивидуальные: подробно изучается программа Smart Notebook. Первой самостоятельной работой слушателя является цифровой образовательный ресурс по предмету, созданный по предложенному образцу в изучаемой программе.

Создание авторского цифрового образовательного ресурса в Smart Notebook. В качестве зачетной работы курсанту предлагается создать авторский цифровой ресурс с помощью изученных программ по преподаваемому предмету. Затем проводится защита работы перед коллегами.

Примерное распределение часов:

№ раздела Наименование разделов Всего часов

1 Интерактивная доска Smart Board: принципы работы, приложения, инструменты; методические рекомендации по предмету 3

2 Открытые уроки по предмету с использованием интерактивной доски 2

3 Работа с интерактивной доской 2

Работа в Smart Notebook 2

Создание цифрового образовательного ресурса средствами Smart Notebook 2

4 Создание авторского цифрового образовательного ресурса в Smart Notebook 2

Защита работы 3

ИТОГО: 16

Данные занятия получили высокую оценку слушателей, которые отметили насыщенность программы, большой объем теоретического материала, необходимость и значимость индивидуальных практических занятий по работе с интерактивной доской.

В рамках работы ресурсного центра в 2009-2010 учебном году было организовано и проведено 12 образовательных модулей и семинаров и 7 индивидуальных занятий, на которых были обучены работе с интерактивной доской 293 педагога из городов и районов Республики Марий Эл.

Говорить о результатах обучения педагогов республики на сегодняшний день преждевременно. Результаты же обучения учителей гимназии и последующее активное использование ими оборудования таковы: в настоящее время педагогами разработано большое количество цифровых образовательных ресурсов для интерактивной доски, которые собраны в коллекции ЦОР ГОУ РМЭ «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» им. Иштриковой Т.В.» и могут быть использованы любым учителем гимназии.

Учителя принимают активное участие в дистанционных фестивалях и конкурсах, посвященных данной области использования ИКТ, что также является своеобразным результатом обучения педагогов. Так, в 2009-2010 учебном году Михайлова О. В., учитель математики, Воробьева Е.В., учитель французского языка, Мусинская М.А., заместитель директора по информатизации, Петухова Т.Л., учитель начальных классов, приняли участие во всероссийском конкурсе «Новые педагогические практики с использованием нового оборудования» (применение интерактивных досок в образовательной деятельности). Работа Мусинской М.А., которая заняла третье место в данном конкурсе, еще раз подтвердила высокий уровень владения педагогами гимназии новыми информационными и педагогическими технологиями.

Впервые в данном учебном году ученики и учителя гимназии принимали участие в «III международном конкурсе цифрового искусства «DIGITAL SMART ART 2009», организованном компанией Polymedia, компанией SMART Technologies и Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. В данном конкурсе приняли участие как ученики, так и педагоги гимназии. Мусинская М.А. стала победителем в номинации «Лучшая работа учителя».

Таким образом, работа в данной области представляется нам наиболее перспективной, актуальной и необходимой для современного образования.

Формирование готовности педагога

к исследовательской деятельности средствами интеграции математики и информатики

Шалыгина Ирина Евгеньевна

ГОУВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация

Современный этап развития общества характеризуется невиданным ранее прогрессом науки, который не ограничивается ростом технического знания, а расширяет границы его технологического применения. Эти тенденции стоят в основе современной научно-технической революции, динамичное развитие которой ведет к быстрому устареванию знаний и потребности в их обновлении.

Кроме этого, в условиях развития рыночной экономики наблюдается повышение требований к гибкости, высокой степени мобильности человека, к его личностным и профессиональным качествам. Активность, готовность личности постоянно обновлять знания становятся важными качествами современного специалиста.

В государственном стандарте сказано, что специалист должен обладать следующими характеристиками: высокий уровень профессиональной образованности, высоко развитый интеллект, творческий потенциал, знание новейших методов и технологий в соответствующей сфере деятельности, стремление к самообразованию, навыки самостоятельной работы. Таким образом, новые социально-экономические условия требуют от специалистов не только профессиональных знаний, умений, навыков, но и умения и стремления совершенствовать свой исследовательский потенциал. Исследовательская деятельность - это особый вид деятельности. И, как всякая особая деятельность, она предъявляет специфические требования к качествам своего субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.