Научная статья на тему 'Образовательный квест и как его создать'

Образовательный квест и как его создать Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ / EDUCATIONAL QUEST / ПУТЕШЕСТВИЕ / TRAVELLING / ГОРОД / CITY / ГРУППОВАЯ РАБОТА / GROUP WORK / ИГРОВЫЕ ФОРМЫ / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / GAME FORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магич Елена Александровна, Скулачёв Антон Алексеевич

В статье рассматривается образовательный квест как активная технология учебного путешествия. Даётся определение и общая характеристика технологии образовательного квеста, его место в системе образования, а также подробная инструкция по составлению образовательных квестов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to create an educational quest

In the article there is an educational quest as the active technology of learning travelling. There is the determination and general features of technology educational quest, its place within education and also the detailed instruction to make up educational quests.

Текст научной работы на тему «Образовательный квест и как его создать»

ШЖШ.......У.......П^ШТИКА

Образовательный квест и как его создать

Елена Александровна Магич,

учитель русского языка и литературы гимназии № 1514 г. Москвы Антон Алексеевич Скулачёв,

учитель литературы гимназии № 1514 г. Москвы, научный сотрудник Отдела музейной педагогики Государственного литературного музея, skulachev@gmail.com

• образовательный квест • путешествие, город • групповая работа • игровые формы • мотивация •

Общие принципы

Образовательный квест — форма внеклассной работы со школьниками, которая приобретает всё большую популярность: становится очевидным, что именно такой — активный и игровой — способ работы с городом мотивирует ребёнка на учебную деятельность, создаёт для него пространство не только получения знания, но и личностного развития. Зачем и как делать образовательный квест? В каких ситуациях и каким образом его лучше проводить? Какие ресурсы необходимы для проведения квеста и каких типичных ошибок стоит избегать? Попытаемся ответить на эти вопросы, опираясь на опыт проведения образовательных квестов педагогами гимназии № 1514 в 2010-2014 гг.1.

Но начнём с определений и нескольких общих соображений. Образовательный квест (далее — ОК) — это учебная игра-путешествие. Квест предполагает общую игровую ситуацию (сюжет), маршрутный лист с картой, нанесёнными на ней точками и заданиями для выполнения на точках. Школьники по группам проходят весь маршрут, выполняя задания, возможно, читая после выполнения заданий справочную информацию (которая даётся на тех же маршрутных листах). Все элементы ОК (в этом его отличие от сугубо развлекательных квестов, вроде

проектов «Бегущий город» и «Следопыт») подчинены общей учебной задаче.

В процессе прохождения квестов школьники узнают что-то новое о городском пространстве, выполняя разного рода задания, учатся работать с архитектурными памятниками, историческими документами, приобретают навыки групповой работы и самоорганизации (поэтому эта методика может оказаться очень полезной и для решения тех или иных воспитательных задач, стоящих перед учителем). Квест может быть подчинён соревновательной логике: несколько команд школьников соревнуются, кто быстрее пройдёт маршрут. Проведение квеста возможно как на минимальной площади (например, один этаж школы), так и в пространстве большого города (например, по территории районов Китай-города и Кулишков).

Но основополагающей характеристикой ОК является то, что это активная форма учебного путешествия. Целью активного путешествия (в отличие от пассивного туризма) является личностное освоение и осмысление пространства (культурного, географического, природного). Ученик — не

1 В разработке ОК, примеры которых мы приводим в нашей статье, принимали участие преподаватели гимназии № 1514 (В.В. Беляева, А.Г. Королёва, М.В. Левит, Е.А. Магич, А.А. Скулачёв) и выпускники гимназии Л. Белоновский и И. Сазонов.

пассивный потребитель новой информации, а активный её «добытчик». Приведём несколько примеров: в первом столбце таблицы приведены гипотетические фрагменты экскурсии или учительского рассказа об архитектурном объекте, во второй — задание ОК про этот же объект.

В конечном счёте его цель — в создании ситуации коммуникации ученика с пространством, а значит, в том, чтобы ученик познавал самого себя. Эту конечную цель путешествия (как в чужую страну, так и в центр собственного города) всегда надо иметь в виду, создавая ОК.

Этот храм представляет из себя крестово-ку-польную конструкцию; он как будто бы парит над землей. Зарисуйте купол храма

Один храм был построен в XII веке, а соседний с ним — в XVIII. Внимательно рассмотрите два храма и материалы, из которых они построены (подойдите поближе, чтобы рассмотреть!), и подумайте, обсудив с одноклассниками: какой из них построен раньше?

Разница очевидна: ОК вводит поисковую интригу, мотивирующую школьников, способствует тому, что пространство города становится для них не чем-то внешним, а своим местом: местом, про которое ученик что-то понял и почувствовал сам.

Что выступает мотивирующим моментом для школьников? Мотивирует относительная свобода жанра ОК по сравнению с привычными экскурсиями. Мотивирует возможность самостоятельно ориентироваться на местности, иногда даже подсказывая учителю, какой маршрут лучше выбрать. Мотивирует возможность работать в группах. Да и просто возможность приращения смысла:

• ОК, начатый словами о том, что мы поймём что-то важное про город, про себя (можно сформулировать какую-то культурологическую проблему в начале похода), очень может пройти на «ура». Например, ОК по центру Москвы можно начать со слов о том, что, увидев архитектурные особенности московских храмов, мы поймём истоки русской культуры, а следовательно, поймём очень важные моменты про себя, носителей этой культуры (эти формулировки нуждаются в конкретизации, но общая установка на ОК как форму самопознания очень важна, особенно для старших школьников).

Наконец, принципиально целеполагание активного образовательного путешествия.

Как готовить квест

Первым этапом подготовки ОК всегда будет формулировка основной идеи и цели. Нужно представлять себе главную идею всего ОК, которая может быть сформулирована как тезис, а может быть заложена в игровую интригу всего ОК. Например, мы хотим показать ученикам Китай-город как главный торговый район Москвы XVI-XVII вв., а поэтому школьники становятся купцами, которым нужно найти украденную редкую ткань. Для того, чтобы найти её, ученики отправляются в путешествие по Китай-городу, выполняют задания, в ходе которых узнают о купеческом быте, об архитектуре Москвы.

За основу игрового сюжета квеста можно брать литературное произведение (например, «Остров сокровищ» или «Гарри Пот-тер»), события известного фильма (например, «Иван Васильевич меняет профессию») или самую простую сюжетную завязку (например, «выйти из лабиринта»). Вот ещё несколько примеров из нашей практики того, как выстраивается ОК под центральную идею:

• ОК по Херсонесу. Ключевая идея: отсюда «есть пошла Русская земля» — мы переняли государственность у Византии, которая, в свою очередь, была наследницей античности. Идея эта усваивается детьми в следующих заданиях: рассматривая стены и улицы Херсонеса, монетный двор, театр, они понимают, что перед варварами открылась цивилизация. Ученики пытаются описать мир греков таким, каким его увидели славяне: совершенное устройство города с его многоколонными галереями, театром, монетным двором, рынком, канализацией, водопроводом; совершенство греческой триеры и дорической фаланги. На монетном дворе дети пытаются разобраться в греческих денежных единицах и купить, например, сандалии. Отсчитав

ШЖШ.......У.......МША

необходимую сумму за билет, они входят в театр, где сами же ставят отрывки из «Царя Эдипа» Софокла. Вместе с государственностью славяне унаследовали и христианство, и ученики могут попытаться представить, как выглядели византийские базилики на территории Херсонеса, померив верёвкой их длину. Завершающим заданием может стать сочинение миниатюры на месте баптистерия.

• ОКпо Киево-Печерской лавре. Идея: суть монашеской жизни составляют любовь и радость о Господе, молитва, послушание, труд. На территории Верхней лавры каждый пункт в маршрутном листе — это повод проиллюстрировать главное в монашестве. Так, говоря о послушании, можно предложить ученикам обойти корпуса, отметить их на карте, назвать послушания, существовавшие в монастыре, и даже попросить собрать рецепт для изготовления просфоры, как паззл. Подведя детей к Никольскому больничному корпусу, можно попросить их прочитать мемориальную доску, посвящённую преподобному Агапиту, спросить, почему она здесь находится, а потом рассказать, что святой являет нам пример деятельной любви, без которой невозможна монашеская жизнь.

Кроме формулировки главной идеи, важно отрефлексировать педагогическую цель

ОК. Например, воспитательной целью вполне может быть сплочение коллектива класса, и тогда в ОК будут преобладать задания, связанные с командными взаимодействиями, а финалом будет, например, объединение команд для того, чтобы по найденным всеми вместе подсказкам отгадать главное слово.

После описания идеи и цели важно составить примерный список той информации, которую школьники должны получить, выполняя задания ОК.

Следующий этап подготовки — собственно создание маршрутного листа. Его основу составляют задания (и тут нужно ориентироваться на уже имеющиеся у нас идею и цель, перечень фактографической информации, а также на общий сюжет ОК), но важно не забыть, что каждое задание выполняется в определённой точке (и нужно правильно точки и задания соотнести). Эти точки необходимо нанести на карту города

(или района), которая раздаётся всем школьникам вместе с заданиями. Карта может быть распечатанная (рис. 1) или нарисованная самостоятельно (рис. 2 — из квес-та издательства «Самокат» «Московское ралли»); цифрами на картах отмечаются номера заданий из маршрутного листа.

Рис. 2

Как же составляются задания маршрутного листа? Маршрутный лист по городу может быть посвящён его географии, истории, архитектуре, биографии известных людей, живших здесь. Отправившись в путе-

шествие по Переславлю-Залесскому, в первый день вы можете заниматься его историей, связанной, в первую очередь, с именами Юрия Долгорукого и Александра Невского, а во второй — обойти храмы, учась разбираться в том, как описать их архитектуру. На пути к Царскому Селу вы можете задержаться в Петербурге и изучить державинские места Северной столицы, чтобы потом в Лицее говорить о том, как на экзамене А.С. Пушкин читал «Воспоминания в Царском Селе» Державину.

Существует совершенно особый тип маршрутных листов, позволяющих сориентироваться на первый момент в пространстве города. Они не посвящены отдельной теме, не должны непременно вести путешественников к какой-то идее. Проходя по подобному маршруту, дети учатся быть внимательными к деталям, рассматривать то, что их окружает.

Для разных тем подходят разные типы заданий. Отвечая на вопрос по истории, дети часто работают с картой или другими иллюстрациями: отмечают торговые пути, границы государств, движение вражеских войск, рассматривают разрез древнерусского валового укрепления и предполагают, как его можно было взять. Удачным может оказаться задание по истории, цель которого — соотнесение текста исторического источника с тем, что школьник увидит в нужной точке маршрутного листа.

Вот примеры таких заданий:

• Храм был разорён интервентами, когда Смоленск после длительной осады был захвачен польским войском под предводительством короля Сигизмунда III. Покажите на карте территорию, откуда те пришли.

рите на здание Лицея. Как вы думаете, как император пришёл в Лицей на его открытие?

Задание, связанное с архитектурой, может выглядеть так: предложите ученикам сравнить церковь с её реконструкцией или же две церкви между собой, попросите их зарисовать здание или его фрагмент, сделать интересную фотографию. Возможен и обратный ход: сфотографируйте отдельные архитектурные элементы сами, и пусть дети попробуют определить, какой храм представлен на снимке (рис. 3а-б — храм Иоанна Богослова в Смоленске; рис. 3 в-г — Успенский собор в Смоленске; рис. 3д — храм архангела Михаила в Смоленске).

Описывать храм можно и по специальному плану, отвечая на следующие вопросы:

1) простой он или сложный (из многих ли геометрических фигур состоит);

2) тяжёлый или лёгкий (и за счёт чего создаётся такое впечатление);

3) строгий или вычурный (речь о декоре);

4) из чего сделан (дерево, камень, кирпич);

5) какой образ можно подобрать, чтобы охарактеризовать храм (храм-крепость, храм-город, храм-дворец).

Кроме того, можно попросить учеников найти архитектурное сооружение или скульптуру по словесному описанию: «Найдите между памятником Ланскому и Екатерининским дворцом памятник, который описывается в следующих строках:

...В тени густой угрюмых сосен Воздвигся памятник простой.

• Прочитайте рассказ о торжественном открытии Лицея: «На торжественном открытии Лицея 19 октября 1811 г. присутствовали Александр I, его семья, самые знатные и влиятельные люди России. В центре зала стоял покрытый красным сукном стол, и на нём лежала грамота об учреждении Лицея. По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором В.Ф. Малиновским, а по другую — профессора. За столом сидели почётные гости во главе с императором Александром I». Внимательно посмот-

Задание по архитектуре очень часто «выводит» школьника на новый для него искусствоведческий материал (знания об архитектурных стилях или названия архитектурных элементов), но при этом такие задания должны быть сформулированы максимально просто, чтобы от ясных зрительных наблюдений ученик переходил к ясному и интересному действию, а от него — к выводу. Вот так, например, может выглядеть задание, которое покажет школьнику особенности неоготического стиля:

1З9

Рис. 4 Рис. 5

1. Посмотрите на изображения двух церковных порталов эпохи Средневековья (рис. 4, 5).

Какое из изображений больше похоже на Готические ворота?

2. Найдите максимальное количество архитектурных деталей, объединяющих Готические ворота с похожим на них церковным порталом. Зарисуйте эти детали.

Особый тип заданий — сочинение фрагмента текста. Это может быть зарисовка, посвящённая тому, что ребёнок сейчас «видит, слышит и чувствует» (по модели отрывка из «Детства» Л.Н. Толстого: «Говор народа, топот лошадей и телег, весёлый свист перепелов, жужжание насекомых, которые неподвижными стаями вились в воздухе, запах полыни, соломы и лошадиного пота, тысячи различных цветов и теней, которые разливало палящее солнце по светло-жёлтому жнивью, синей дали леса и бело-лиловым облакам, белые паутины, которые носились в воздухе или ложились по жнивью, — всё это я видел, слышал и чувствовал»).

Или же стилизация. Так, например, усадьбы, расположенные рядом с Торжком, дают повод для разговора со старшеклассника-

ми о сентиментализме, после которого ученики пробуют создать свой сентиментальный фрагмент дневника или письма. Наконец, сочинить можно не только длинный текст, но и одну строчку, подобрав сравнение, эпитет или метафору, точно характеризующие атмосферу места (например, такое задание: «Подберите 3 эпитета для описания крепостной стены»).

Возможны и задания, требующие неожиданным образом применить знания и умения, полученные на других занятиях. Вот так, например, можно «привлечь» математику на ОК по Царскосельскому дворцово-парковому ансамблю: «Сколько потребуется времени сотруднику службы безопасности пройти все коридоры и осмотреть все комнаты Екатерининского дворца, если его скорость равна 6км/ч, на осмотр одной комнаты требуется 2,5 минуты, общая длина коридоров 325м и во дворце 35 комнат?»

Если маршрутный лист посвящён чьей-либо биографии, закончить его можно разыгрыванием сценок по группам. Это будет эмоциональной точкой вашего путешествия с детьми по городу.

Наконец, для любой темы подходят задания по модели «Найдите, посчитайте, прочитайте», в которых вы просите прочитать мемо-

ШЖШ.......У.......МША

риальную доску на доме, посчитать количество куполов храма, найти какую-то архитектурную или природную деталь (это всегда очень хорошо работает на запоминание школьниками терминов, эти детали обозначающих), нарисовать недостающую деталь, промерить шагами размер храма. Опять же, хорошо, когда эти задания ведут от простых действий к выводам и самостоятельным интерпретациям учеников. Вот несколько примеров таких заданий:

• Посчитайте и перечислите животных, изображённых в архитектурных деталях монастыря и в экспозиции музея.

• Найдите как можно большее количество скульптур в парке, нанесите их на карту. Попытайтесь расшифровать как можно большее количество скульптур: найти, кто на них изображён, и перевести латинские девизы.

• Какие подписи к изображённым предметам ты можешь прочитать на иконе «Богоматерь Гора Нерукосечная» (второй зал)? Как ты думаешь, что объединяет эти образы? Есть ли у них какое-то общее значение?

Все формулировки заданий должны быть простые и ясные, побуждать ученика остановиться и внимательнее взглянуть на тот или иной объект внешнего мира (или в самого себя в данный момент). Задания должны показывать что-то необычное, интересное, вести школьника от зрительных наблюдений к получаемым знаниям и идеям. Хорошо, когда задания встраиваются в единый сюжет, перекликаются между собой, а в финале все ответы складываются у школьников в понятную фигуру (это может быть некоторая законченная идея, а может быть и игровой финал: собранная карта, нарисованный цельный рисунок, найденный предмет).

необходимый человеческий ресурс: каждую группу школьников должен сопровождать взрослый, который отвечает за их безопасность, а также исправляет ошибки в случае, например, критического отклонения группы от маршрута (но ни в коем случае не выполняет за учеников задания!).

Кроме того, всегда надо учитывать погодные условия (и иметь с собой дождевики и резиновые сапоги, тёплую одежду и защиту от солнца — в зависимости от сезона). Частой ошибкой при создании ОК является неправильный расчёт времени, которое школьники потратят на выполнение заданий. Если становится понятно, что ОК занимает более двух с половиной часов, то лучше разделить его на несколько дней или сократить маршрут. □

Ресурсы и ошибки

При подготовке ОК важно учитывать наличие необходимых ресурсов. Помимо распечатанных на всех заданий и карт (карты не обязательно покупать: распечатанные чёрно-белым ксероксом на листах А3 карты оказываются вполне удобны), важно иметь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.