Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР – МЕХАНИЗМ ВЗАИМОСВЯЗИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ЧАСТНОГО БИЗНЕСА'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР – МЕХАНИЗМ ВЗАИМОСВЯЗИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ЧАСТНОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный кластер / качество образования / трудоустройство выпускников / наука / образовательные учреждения / инновация / коммерциализация. / educational cluster / quality of education / employment of graduates / science / educational institutions / innovation / commercialization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Умаров Т.О.

В статье научно обоснована важность формирования образовательного кластера, как действенного механизма взаимосвязи науки, образования и частного бизнеса. Приведены принципы, структурные составляющие и основные направления деятельности образовательных кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article scientifically substantiates the importance of forming an educational cluster as an effective mechanism for the relationship between science, education and private business. The principles, structural components and main directions of activity of educational clusters are given.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР – МЕХАНИЗМ ВЗАИМОСВЯЗИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ЧАСТНОГО БИЗНЕСА»

IV. MEHNAT VA BANDLIK MUNOSABATLARI, XIZMAT KO'RSATISH

VA SERVIS SOHASI

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР - МЕХАНИЗМ ВЗАИМОСВЯЗИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ЧАСТНОГО БИЗНЕСА

Умаров Т.О.

базовый докторант МУТКН "Шёлковый путь"

Аннотация: В статье научно обоснована важность формирования образовательного кластера, как действенного механизма взаимосвязи науки, образования и частного бизнеса. Приведены принципы, структурные составляющие и основные направления деятельности образовательных кластеров.

Ключевые слова: образовательный кластер, качество образования, трудоустройство выпускников, наука, образовательные учреждения, инновация, коммерциализация.

Abstract: The article scientifically substantiates the importance of forming an educational cluster as an effective mechanism for the relationship between science, education and private business. The principles, structural components and main directions of activity of educational clusters are given.

Key words: educational cluster, quality of education, employment of graduates, science, educational institutions, innovation, commercialization.

По мировым стандартам и подходам национальное богатство оценивается по трем составляющим: природный капитал, производственный капитал или активы и человеческий капитал. Роль основного ресурса в структуре национального богатства стран играют, по оценке Всемирного банка, человеческие ресурсы. Роль производственного капитала в мировой экономике на сегодняшний день составляют лишь от 15 до 30 %. По данным Всемирного банка и Программы развития ООН в структуре национального богатства мира в целом природные ресурсы составляют 20 %, накопленные материальные блага -16, а человеческий капитал - 64 %. Человеческий капитал практически во всех странах мира превышает половину накопленного национального богатства. Высокий удельный вес человеческого капитала свидетельствует об уровне развития стран и о неравномерном распределении природных элементов богатства. Важная роль во всех воспроизводственных процессах отводится качеству рабочей силы, человеческого капитала, развитию человеческих ресурсов, их производительной силы. Надо отметить, что до 40% валового национального продукта наиболее развитые страны получают за счет эффективной системы образования. Развитие инновационной деятельности в стране напрямую связано с состоянием фундаментальной и прикладной науки и коммерческой востребованностью научно-технических разработок.

Одна из приоритетных стратегических задач Нового Узбекистана -совершенствование системы образования до такого уровня, который позволил бы ускорить устойчивое развитие страны с учетом современности.

В Узбекистане в целях коренного пересмотра содержания подготовки кадров в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития страны, создания необходимых условий по подготовке специалистов с высшим образованием на уровне международных стандартов было принято постановление Президента Республики Узбекистан от 20 апреля 2017 года № ПП-2909 «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования».

Изменения в системе высшего образования за последние годы показали значительные положительные результаты. Если количество обучающихся в высших учебных заведениях в 2017 году составляло 297,7 тыс., то в 2023 году уже составило 1042,1 тыс. человек, что означает увеличение охватом высшим образованием в 4,3 раза. За этот период количество высших учебных заведений в Узбекистане увеличилось с 72 до 198, а количество негосударственных учебных заведений увеличилось с 7 до 95, что свидетельствует о возрастающей роли частных и зарубежных высших учебных заведений в этой сфере.1

Вместе с тем полностью не решен ряд актуальных вопросов своевременной подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям, для социально-экономического развития регионов республики с учетом потребностей отраслей и сфер экономики в необходимых специальностях, формирования содержания высшего образования в соответствии с программами перспективного развития и производственными, техническими и технологическими отношениями непосредственно на предприятиях, в учреждениях, трудоустройства в соответствии со специализацией и профессией.

Кроме того, не достаточно участие отраслей экономики в процессах формирования заказов на подготовку кадров в перспективе, разработке квалификационных требований к выпускникам, обеспечении качества подготовки специалистов, необходимых для отрасли. Работодателями не осуществляется системная работа по обеспечению соответствия программ высшего образования требованиям меняющегося рынка труда.

Имеются разрывы в системе взаимосвязи высшее образование - наука -производство, не обеспечена их интеграция. Научно-исследовательские институты не привлечены на должном уровне к процессу подготовки кадров в высшем образовании, научные исследования осуществляются без учета реальных потребностей отраслей экономики. Отсутствие системной подготовки квалифицированных научных и научно-педагогических кадров приводит к снижению научного потенциала высших образовательных учреждений.

В целях определения приоритетных направлений системного реформирования высшего образования в Республике Узбекистан, поднятия на качественно новый уровень процесса подготовки самостоятельно мыслящих

1 По данным Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан

высококвалифицированных кадров с современными знаниями и высокими духовно-нравственными качествами, модернизации высшего образования, развития социальной сферы и отраслей экономики на основе передовых образовательных технологий была утверждена Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года, в которой предусмотрено поэтапное внедрение концепции «Университет 3.0», предусматривающей тесную связь образования, науки, инноваций и деятельности по коммерциализации результатов научных исследований в высших образовательных учреждениях.

Действенным механизмом реализации данной концепции могут служить образовательные кластеры.

Впервые термин «кластер» ввел в научный обиход Майкл Портер. В его классическом определении «кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу».2

С позиции системного подхода кластер - это совокупность субъектов хозяйственной деятельности взаимосвязанных различных отраслей, объединенных в единую организационную структуру, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, совместно функционируют с

" 3

определенной целью.3

М. Портер показал, что конкурентоспособность компании во многом определяется конкурентоспособностью ее экономического окружения, которая, в свою очередь, зависит от базовых условий (общего ресурса) и конкуренции внутри кластера.

Образовательный кластер - это совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли; это система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке «наука - технологии - бизнес», основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки.

Именно инструменты, свойственные данному механизму служат эффективной реализации концепции «Университет-3.0».

Анализ работ в области исследований кластерных моделей в экономике, показывает, что её применяют в качестве основы интегрированного взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса. Основными принципами этого взаимодействия являются:

2 Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993.

3 Ларионова Н. А. Кластерный подход в управлении конкурентоспособностью региона // Экономический вестник Ростовского гос. ун-та. 2007. № 1.

- формирование единого инновационного, информационного, финансового, технологического и правового пространства;

- совершенствование производственных процессов и технологий на основе инноваций;

- формирование общей коммерческой стратегии и политики в сфере внешнеэкономической деятельности;

- взаимодействие с научными институтами и образовательными учреждениями и повышение профессионального уровня персонала компаний.

Образовательный кластер - это объединение различных образовательных учреждений, предприятий, научных организаций и других институтов, связанных между собой партнерскими отношениями и общими целями в сфере образования.

Целью создания образовательных кластеров является:

✓ повышение качества образования за счет обмена опытом, совместных разработок и использования современных технологий;

✓ развитие инноваций благодаря взаимодействию с научными организациями и предприятиями;

✓ подготовка кадров, соответствующих потребностям рынка труда;

✓ социализация обучающихся, и их адаптация к условиям реальной жизни.

В состав образовательного кластера могут входить:

✓ школы дошкольного, общего и профессионального образования;

✓ вузы и научно-исследовательские институты;

✓ предприятия и организации различных отраслей экономики;

✓ органы государственного управления и общественные организации.

Деятельность образовательного кластера может осуществляться по

следующим направлениям:

✓ совместная разработка образовательных программ: и учебно-методических материалов;

✓ реализация совместных научно-исследовательских проектов;

✓ проведение практикумов и стажировок для обучающихся;

✓ организация олимпиад и конкурсов;

✓ повышение квалификации педагогических работников.

Образовательный кластер предлагает многочисленные преимущества для

всех участников. Вот некоторые из основных:

1. Повышение качества образования. Объединение ресурсов и компетенций различных образовательных учреждений повышает качество программ обучения и предлагаемых услуг. Это создает более благоприятную среду для обучения и развития студентов.

2. Тесное сотрудничество и обмен опытом. Кластер способствует сотрудничеству между учреждениями, преподавателями и студентами. . Это позволяет обмениваться передовым опытом, идеями и ресурсами, что ведет к взаимному обогащению.

3. Повышение трудоустраиваемость выпускников. Тесные связи с работодателями и производственными предприятиями в рамках кластера помогают лучше понять их потребности. Это позволяет корректировать образовательные программы и повышать востребованность выпускников на рынке труда.

4. Международное сотрудничество. Кластеры часто выходят за пределы одного региона и способствуют международному сотрудничеству между образовательными учреждениями. Это открывает новые возможности для студентов и преподавателей.

Эффективное использование ресурсов. Кластерная модель позволяет более рационально использовать финансовые, материальные и человеческие ресурсы за счет их объединения. Это повышает доступность качественного образования.

Образовательные кластеры создаются на основе добровольного участия их членов. Управление деятельностью кластера осуществляется координирующим органом, которым может быть одно из образовательных учреждений или специально созданная структура.

Ожидается, что образовательные кластеры будут играть всё более важную роль в развитии системы образования в Узбекистане.

Ключевые механизмы взаимодействия в рамках образовательного кластера:

1. Совместные исследования и разработки.

Совместные проекты. Университеты и НИИ могут сотрудничать с компаниями в области исследований и разработок, решая актуальные задачи бизнеса и получая доступ к его ресурсам и опыту.

Обмен кадрами. Исследователи могут работать как в университетах, так и в компаниях, стимулируя обмен знаниями и идеями.

Совместные лаборатории. Создание совместных лабораторий позволяет объединять ресурсы и инфраструктуру для проведения исследований.

2. Подготовка кадров.

Практико-ориентированные образовательные программы. Разработка образовательных программ, соответствующих актуальным потребностям бизнеса, с включением стажировок и практик на предприятиях.

Повышение квалификации. Предложение программ повышения квалификации и переподготовки для сотрудников компаний.

Лекции и мастер-классы. Приглашение экспертов из бизнеса для чтения лекций и проведения мастер-классов для студентов.

3. Коммерциализация технологий.

Бизнес-инкубаторы. Создание бизнес-инкубаторов для поддержки студенческих стартапов и технологических предпринимателей.

Венчурные фонды. Создание венчурных фондов для инвестирования в перспективные разработки.

Трансфер технологий. Содействие в передаче технологий из университетов и НИИ в коммерческий сектор.

4. Совместная инфраструктура.

Создание научно-технологических парков. Создание научно-технологических парков, где размещаются университеты, НИИ, компании и другие участники кластера.

Использование общих лабораторий и оборудования. Совместное использование дорогостоящего оборудования и лабораторных помещений.

Доступ к информационным ресурсам. Обеспечение доступа к научным базам данных и другим информационным ресурсам.

5. Сетевое взаимодействие.

Проведение конференций и семинаров. Организация конференций, семинаров и других мероприятий для обмена опытом и налаживания связей между участниками кластера.

Создание отраслевых ассоциаций. Создание ассоциаций для координации деятельности и продвижения интересов участников кластера.

Развитие онлайн-платформ. Создание онлайн-платформ для взаимодействия и сотрудничества между участниками кластера.

Преимущества образовательного кластера в следующем:

- повышение качества образования, соответствие образовательных программ актуальным потребностям бизнеса;

- стимулирование инноваций, создание благоприятной среды для развития новых идей и технологий;

- развитие экономики, рост конкурентоспособности компаний и создание новых рабочих мест;

- укрепление связей между образованием, наукой и бизнесом, повышение эффективности взаимодействия между этими секторами.

Структура образовательного кластера может варьироваться в зависимости от его целей и задач, но обычно она включает в себя следующие организации:

✓ образовательные учреждения - школы, дошкольные учреждения, учреждения среднего профессионального образования, высшие учебные заведения;

✓ научно-исследовательские институты, ведущие исследования в области образования;

✓ методические центры, разрабатывающие и распространяющие новые образовательные технологии.

✓ центры повышения квалификации, обеспечивающие профессиональную подготовку и переподготовку педагогических кадров.

✓ органы управления образованием, осуществляющие координацию деятельности всех участников образовательного кластера.

✓ предприятия и организации, заинтересованные в развитии образования и кадрового потенциала.

В зависимости от специфики образовательного кластера в его структуру могут быть включены и другие организации, например:

✓ библиотеки, предоставляющие доступ к образовательным ресурсам;

✓ музеи, используемые в образовательных целях;

✓ культурные центры, реализующие программы дополнительного образования;

✓ спортивные учреждения, обеспечивающие физическое воспитание детей и молодежи.

Связи между организациями в образовательном кластере могут быть как формальными, так и неформальными. Формальные связи устанавливаются на основе договоров и соглашений. Неформальные связи основаны на взаимном интересе и сотрудничестве.

И так, образовательный кластер является эффективным инструментом развития образования, позволяющим объединить ресурсы и усилия различных организаций для достижения общих целей, это эффективный инструмент для модернизации экономики и повышения конкурентоспособности страны. Они позволяют объединить ресурсы и потенциал образования, науки и бизнеса для достижения общих целей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литературы

1. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993.

2. Ларионова Н. А. Кластерный подход в управлении конкурентоспособностью региона // Экономический вестник Ростовского гос. ун-та. 2007. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.