Научная статья на тему 'Образовательный кластер и его влияние на формирование качества культурного потенциала молодежи в полиэтническом регионе'

Образовательный кластер и его влияние на формирование качества культурного потенциала молодежи в полиэтническом регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОЛИЭТНИЧЕСКИЙ РЕГИОН / INTERETHNIC RELATIONS. MULTI-ETHNIC REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давлетшина Д. М.

В статье раскрываются особенности процесса актуализации культурного потенциала молодежи, которые являются показателем эффективности работы «профессионального» кластера и его влияния на формирование качества культурного потенциала личности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education cluster and its influence on the quality of the cultural potential of young people in a multi-ethnic region

In this article the features of the process of mainstreaming the cultural potential of young people and are an indicator of the effectiveness of a "professional" cluster and its influence on the formation of the quality of the cultural potential of the whole person.

Текст научной работы на тему «Образовательный кластер и его влияние на формирование качества культурного потенциала молодежи в полиэтническом регионе»

УДК 316. 33

Д.М. Давлетшина

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ

В статье раскрываются особенности процесса актуализации культурного потенциала молодежи, которые являются показателем эффективности работы «профессионального» кластера и его влияния на формирование качества культурного потенциала личности в целом.

Ключевые слова: межэтнические отношения, полиэтнический регион.

Davletchina D.M. Education cluster and its influence on the quality of the cultural potential of young people in a multi-ethnic region.

In this article the features of the process of mainstreaming the cultural potential of young people and are an indicator of the effectiveness of a "professional" cluster and its influence on the formation of the quality of the cultural potential of the whole person.

Keywords: interethnic relations. multi-ethnic region.

В целом существует ряд особенностей процесса актуализации культурного потенциала молодежи полиэтнического региона. Они разделены на внутренние (социально-психологические)

особенности молодежи как представителей особой социальной группы и внешние (социальные, экономические, правовые) факторы. Критерием эффективного функционирования

образовательного кластера региона является учет этих особенностей при организации учебновоспитательного процесса. Соответственно мы можем выделить конкретные индексы, отображающие эффективность работы образовательного кластера.

К первому блоку относятся индексы:

- конструктивность - направленность учащихся на созидательную творческую и социальную деятельность,

- инициативность участников - уровень самостоятельной организационной вовлеченности учащихся,

- адаптивность - умение экстраполировать полученные социальные навыки в образовательной системе в повседневную среду,

- психологическая защищенность - общее ощущение психологического комфорта в группе и вне ее, знание и применение элементарных методик социальной, правовой и физической защиты,

- коммуникативность - умение активно взаимодействовать с окружающими,

- толерантность - принятие разных жизненных стилей, поведенческих стратегий, этнического многообразия, соблюдение законов Конституции РФ, касающихся прав и свобод личности, а также осознание ответственности за соблюдение этих порядков окружающими людьми, готовность быть социально активным и оказывать конструктивное воздействие,

- заинтересованность в саморазвитии.

Ко второму - следующие индексы:

- доступность и качество образовательных услуг,

- наличие поддержки профессионального психолога, возможности для участия в групповых и индивидуальных сессиях,

- развитость институтов самоуправления и их реальное влияние на процессы,

- инновативность - уровень применения информационных технологий, креативных методик и практик в преподавании и воспитательной работе,

- включенность в международные образовательные процессы и соответствие международным стандартам при сохранении российской специфики,

- развитие и доступность

этнохудожественного образования,

- создание условий для получения этнического и поликультурного образования.

Второй особенностью управления качеством культурного потенциала молодежи в современных рыночных условиях является обязательное развитие ее профессиональной компетентности. Характеристики традиционных корпоративных мест трудоустройства все чаще не соответствуют качествам молодежной динамики. Интенции молодежи к активной коммуникации, применению инновационных идей, свободолюбию, особенно у работников творческих профессий, которых в постиндустриа-льную эпоху «обслуживания» становится все бо-льше, не находят воплощения в классических профессиональных практиках. С другой стороны, новые возможности эпохи определяют ее новые потребности. На смену ключевой фигуре индустриального периода -«инженер» (производитель, специалист технического труда) - приходит новый центральный образ профессионального рынка -«менеджер» (управленец, консультант, в конечном

счете, продавец), а вместе с ним те, кто способствует процессу продвижения

определенного товара или услуг и осуществляет продажи. Популяризация современного термина «продакшн» от английского production, обозначающего процесс производства символических картин мира, подразумевает распространение целого спектра новых видов профессий. Над созданием образа продаваемой продукции и формированием потребности в ней у потенциального покупателя работают специалисты медиа-индустрий, продюсерских центров, брендмейкеры, маркетологи, эксперты в разных областях искусства, IT-специалисты и многие другие. Вместе с этим появились целые институты в сфере творческих индустрий, например, институт кураторства в области выставочной и антикварной деятельности, продюсерства в шоу-бизнесе, PR-менеджерство в сфере рекламы и политтехнологий.

Безусловно, требования к качествам этих специалистов радикально изменяются. На смену рациональности, точности в работе, умению следовать инструкциям приходит интуиция, умение чувствовать конъюнктуру рынка, гибкость, динамичность, мобильность, умение быстро принимать решения в ситуации отсутствия полного объема информации.

Востребованность этих специальностей и специфические требования к ним, с одной стороны, а также стремление современных молодых людей применить свой творческий потенциал и информационно-технологическую компетентность, с другой, предопределяют необходимость выработки новой парадигмы в подготовке специалиста, в основе которой будет формирование профессионалов нового уровня. В основе этой парадигмы профессиональной подготовки специалиста должна быть направленность на развитие таких качеств как:

- мобильность и динамичность,

- конкурентноспособность,

- опережаемость, направление на

креативность,

- соответствие профессиональной реализации личностным свойствам и внутренним интенциям индивидуума,

- потребность в проявлении

самостоятельности и инициативности в работе.

Уровень развития этих качеств является показателем эффективности работы «профессионального» кластера и его влияния на формирование качества культурного потенциала личности в целом.

В том, насколько молодые специалисты реализуют данные качества, то есть раскрывают свой профессиональный потенциал, отражается

уровень соответствия работы современного кластера профессиональной подготовки требованиям времени.

Современный профессиональный кластер включает в себя и такие инновационные формы занятости, которые в полной мере отражают качества личности с развитым профессионально-компетент-ностным субпотенциалом. Социально-экономические факторы (глобальный экономический кризис, отсутствие четкого представления выпускников ВУЗов о возможностях трудоустройства, дефицит творческих профессий в традиционной сетке занятости или неадекватная оплата труда творческих работников в бюджетных организациях) приводит к тому, что все больше молодых людей готовы заниматься частным предпринимательством, сетевым маркетингом разных отраслей, электронной коммерцией и фрилансом (:&ее1агюе).

Под фрилансерами мы понимаем независимых профессионалов высокой квалификации, которые не состоят в штате организаций и не включены в традиционные трудовые отношения, а самостоятельно реализуют свои услуги на рынке различным клиентам, не являясь субподрядчиками единственного заказчика. Рост количества фрилансеров прямо пропорционален темпам мировой и российской дестабилизации в экономике. Исследования высшей школы экономики совместно с ресурсом freelance.ru охватывают более 15 000 работников на дому.

Почему мы останавливаемся на этом виде занятости более подробно? Самостоятельность, инициативность, креативность, склонность к новизне и поиску - то, что отличает фрилансеров от участников традиционного рынка труда. Это -молодые люди со сформированным культурным потенциалом, люди, чья субъективная удовлетворенность качеством жизни достигает высоких показателей.

По опросам социологов, в основном фрилансеры специализируются на разработке и поддержке веб-сайтов и программировании. Пятая часть (19%) - это представители творческих и художественных специальностей. Их профиль -это, прежде всего, дизайн, графика, аудио, видео-и фотосъемка. 16% людей с высшим образованием имеют гуманитарную специальность и специализируются на написании текстов. Наконец, представители экономических (15%) и социальных наук (6%), а также дипломированные управленцы (5%) чаще работают в сфере маркетинга, рекламы и консалтинга.

Наиважнейшем отличительным свойством

фрилансеров, резонирующим с идеями постмодернистского общества, является то, что главным мотивирующим аспектом их занятости является "интересная работа": её отметили 82% всех респондентов. Она сумела отодвинуть на второе место (78%) такой, казалось бы, незыблемый фактор как "хорошая оплата", который обладает первостепенной значимостью в современной России, где он важен почти для каждого - 96%. Фрилансеры гораздо сильнее стремятся к трудовым достижениям и инициативе: третье место в ряду трудовых ценностей занимает стремление к работе, "на которой можно чего-то достичь" (60%), а пятое -возможность проявлять инициативу (44%). Аналогичные показатели для россиян почти в 1,5-2 раза меньше. "Надежное место работы" стабильно входит в тройку трудовых приоритетов россиян, однако значимость этого фактора для фрилансеров в 2,5 раза меньше: всего 34% опрошенных считают это важным.

Главные достоинства фриланса связаны различными проявлениями свободы: прежде всего, это гибкий график (79%) и возможность работать дома (66%). Около половины всех респондентов выбирают фриланс потому, что он дает им возможность самим выбирать себе проекты по душе (54%), нести полную ответственность за ход выполнения работы (48%). Фриланс в данном случае выступает как мощная "кузница" предпринимательских кадров для людей, стремящихся реализовать свой инновационный потенциал, тем более, что основными представителями этой формы занятости являются люди до 30 лет .

Основываясь на этих и других данных мы можем констатировать, что показателями, отражающими развитие профессионального субпотенциала молодежи и региона, становится ряд внутренних и внешних показателей:

- самостоятельность и инициативность молодежи,

- профессиональная компетентность молодых людей,

- высокий ранг в оценке личностных свобод (возможность распоряжаться временем, выбирать партнеров и заказчиков, заниматься интересной работой и т.д.),

- наличие социального партнерства субъектов кадрового рынка, заинтересованных в выстраивании единой эффективной кадровой системы. Так, в Республике Татарстан уже сейчас

* Стребков Д.О., Шевчук В.А. Фрилансеры на российском рынке труда // Социс №2, 2010. С.45-46.

действует программа развития отраслевых кластеров (лесного, энергетического,

инфокоммуникационного, аграрного) с четко выстроенной кадровой ориентацией,

- наличие выстроенной плановой кадровой

политики: востребованность полного объема

выпускаемых специалистов рынком труда, расширение определенных профессиональных ниш соответственно показателям экономической целесообразности,

- доступность альтернативных видов занятости, таких как фриланс, электронная коммерция, частное предпринимательство, дающих возможность наращивать опыт коммерческой деятельности, совмещая ее с учебой и другой социальной активностью,

- конкурентноспособность на международном рынке труда.

Третьей особенностью управления качеством культурного потенциала молодежи в современных меняющихся социальных условиях является необходимость формирования творческого

субпотенциала личности, развития

правополушарного мышления, а также

организации работы творческого кластера в регионе.

Осуществляется ли эта работа в исследуемом регионе?

Необходимо отметить, что последнее десятилетие Татарстан ведет активную государственную политику в области развития международных отношений, а потому формирование позитивного международного имиджа республики стало одной из приоритетных задач. В связи с этим реализуются программы поддержки объектов природного и культурного наследия республики, развития творческого потенциала молодежи и профессионального искусства. Выстраивается инфраструктура, состоящая из общественных, коммерческих и государственных организаций, способствующая приобщению молодежи к различным образцам классического, современного, этнического искусства и предоставляющая возможности стать активным участником этого поля самореализации.

Среди глобальных международных проектов республики можно выделить молодежный форум 2007 года «Все различны, все равны», посвященный обсуждению актуальных вопросов современности: многообразия культур,

межрегионального и межкультурного диалога, прав человека, прав молодежи. Другим проектом становится «Универсиада - 2013», в связи с чем Казань уделяет приоритетное значение развитию

физкультуры и спорта среди молодежи.

На творческую социализацию молодежи оказывают воздействие как муниципальные организации и учреждения (музеи, театры, творческие союзы), концерты, выставки и

фестивали (культурные бренды Татарстана: фестивали балета, оперы, мусульманского кино, современной музыки), так и образовательные структуры. В Татарстане сложилась сеть учебных заведений, обеспечивающая непрерывное образование будущих специалистов культу-ры и искусства: детские школы искусств, специальные учебные заведения, Казанская государственная консерватория им. Жиганова, Казанский

государственный университет культуры и искусств, филиал Московского государственного академического художественного института имени В. Сурикова. Эта трехступенчатая система

образования дает хорошие результаты,

показателями которых являются многочисленные лауреаты всероссийских и международных конкурсов, активная международная гастрольная

деятельность театров и творческих коллективов. Одним из примеров высокого профессионального уровня является участие муниципального камерного балета «Пантера» в международном проекте 2009 -2010 гг. «Intra-dance» (в котором из 33 российских коллективов были отобраны 7 для постановки современного балета под руководством европейского постановщика, также прошедшего конкурсный отбор из 150 человек). К сожалению, многие талантливые исполнители переезжают в другие страны с более развитой творческой инфраструктурой, предоставляющие большие возможности для профессиональной реализации. Отток талантливых мастеров-исполнителей за рубеж является причиной недостатка высококвалифицированных преподавательских кадров.

Однако уже сейчас Татарстан ориентирован на переход к проективному планированию в сфере культуры. Руководство республики осознает острую необходимость привлечения, развития и объединения «креативного класса», который, по мнению социолога Флориды Р., меняет будущее. Так, в Татарстане ведется работа по обучению новых специалистов - менеджеров в области социально-культурной деятельности. Активно развиваются культурные индустрии как на уровне официальных, так и неофициальных (самодеятельных молодежных) практик. Производство качественного творческого продукта

- шаг в формировании духа нации. Приоритетной целью становится создание собирательного «героя»,

человека, преданного родной земле, своей нации, лучшим духовным традициям.

Такая тонкая структура, как культурная аура, создаваемая ежедневным трудом большого количества творческих личностей, способствует инновационному преображению повседневной жизни с помощью культурных технологий, в результате осуществления которых любые территории становятся культурными центрами -регионами с актуализированным культурным потенциалом.

Процесс его актуализации связан с решением нескольких задач:

- с его помощью происходит наращивание творческого потенциала молодежи (имеется в виду не столько через художественное образование, сколько через собственный опыт постижения художественного мастерства), что приводит к сублимации энергии. Молодежная агрессия и излишняя энергия трансформируются и реализуются в качестве арт-практик в том или ином виде искусства. На этом основано такое течение в психологии как арт-терапия или валеологическая эстетика в философии. Творческий процесс выступает в качестве эмоционального нейтрализатора - снимает напряжение и стрессы. Вовлеченность в творческий процесс является устойчивой альтернативой социально негативных явлений;

- выполнение разнообразных творческих задач развивает правое полушарие (отвечающее за пространственное мышление, целостную картину мира, мышление аналогиями, символику, синтез и ин-туицию), актуализируя такие внутренние возможности молодежи, которые соответствуют требованиям современного социума, склонного к энтропии. Именно развитие правополушарного мыш-ления практически нивелировано в рамках стандартных образовательных систем;

- популяризация творческого образования

среди детей и взрослых способствует распространению образцов мирового искусства, что воспитывает хороший художественный (музыкальный) вкус, формирует внутренний эстетический императив, являющийся камертоном при оценке качества объектов искусства, встречающихся в повседневной жизни. Это культурологическая «арт-прививка»,

ориентирующая молодежь на адекватное восприятие объектов массовой культуры;

- развитие творческих индустрий создает новый имидж города и региона - привлекательный для потоков туристов и финансовых инвестиций, подходящий для постоянной жизни людей, ценя-

щих качество жизни (заключающееся в комфортности, разнообразии и возможностях саморазвития), то есть для креативного класса.

Таким образом, индексами формирования творческого субпотенциала молодежи и региона являются следующие:

- обладание развитыми художественнъми навыками и интересом к определенному виду арт-практики,

- уровень арт-подготовки, достаточный для формирования внутренней «шкалы качества» произведений искусства и околокультурных объектов повседневной жизни,

- признание ценности и узнавание образцов мирового и регионального культурного и природного наследия,

- готовность к восприятию нестандартных образцов современного актуального искусства,

- инициативность и компетентность в организации общественных культурных акций и проектов.

Если говорить о параметрах эффективности развития творческого кластера региона, то сюда можно отнести индексы:

- самопрезентация - наличие достаточных

возможностей для творческой самореализации и самопрезентации, а также информированности молодых людей по их поводу (выставочные пространства, молодежные театры, альтернативные музыкальные студии и концертные площадки, открытые танцевальные пространства,

информационные ресурсы, молодежные СМК и т.д.);

- актуализация культуры и искусства -признание ценности и поддержка администрацией города и региона актуального современного искусства и предоставления площадки для экспериментальных молодежных художественных практик;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ивентинг (от англ. «event» - событие) -проведение интегративных общегородских мероприятий - культурных событий современного формата - способствующих объединению городского сообщества, использующих гражданские инициативы и идеи, провозглашающих единые человеческие ценности, организованные при поддержке общественных объединений, учебных заведений, творческих и художественных союзов;

- расширенная локализация - расширение аудитории культурных событий посредством широкого понимания культуры, проведения мероприятий под открытым небом, в общественном и непривычном для культуры пространстве;

- открытость - формирование индустрии инновационного здорового и развивающего городского досуга, способствующего развитию личности и города через творческие, социальные, научные акции и мероприятия.

В совокупности все четыре субпотеницала молодежи и региона, сформированные в соответствии с вышеприведенными индексами, образуют целостный культурный потенциал и определяют его качество. Пространство культуры региона, сформированное из творческих, интеллектуально-образо-вательных и

профессиональных кластеров, должно

способствовать актуализации и популяризации нового образа человека современной культуры. Именно этот человеческий ресурс и становится основой культурного потенциала региона.

Следовательно, при определении основ политики формирования культурного потенциала региона необходимо соблюдать принципы: приоритетность личностного начала,

интегративность социальных институтов в рамках решения общих задач,

интернационализация в искусстве и образовании, креативизация на уровне развития личностных способностей и городских творческих индустрий, применение кластерного подхода и индикативного управления.

Итак, подводя итоги, можно отметить, что существует специфика управления культурным потенциалом молодежи в полиэтническом регионе. Эта специфика проявляется в нескольких аспектах:

- Молодежь - особая социальная и возрастная группа, которая находится в активном процессе культурной социализации и формирования личностного культурного потенциала. Она выступает объектом воздействия системы социальных институтов - семьи, религии, образования, СМК и т.д. Центральным институтом, влияющим на формирование культурного потенциала молодежи, является институт образования. Необходимость комплексного воздействия на субпотенциалы молодых людей определяет потребность в его продуманной системной трансформации. Так, чтобы учреждения дошкольного, среднего, ВУЗовского и дополнительного образования работали в рамках единой гуманистической и инновационной парадигмы, и так, чтобы их деятельность была направлена на реализацию стратегии интернационализации образования.

- Молодежь полиэтнического региона -социальная группа, находящаяся в сложных условиях повседневного межкультурного

взаимодействия. Особое внимание

координирующего ее нравствен-но-духовное развитие кластера должно уделяться развитию экзистенциально-ценностного субпотенциала и, в частности, профилактике интолерантности, экстремизима и воспитанию патриотических чувств. В связи с этим, деятельность учреждений кластера (особенно образовательных и семейных) должна включать этнометодологический аспект и мероприятия стратегически выстроенной культурно-языковой политики. Как говорилось выше,, погружение в аутентичную этническую культуру является действенным механизмом формирования культурного потенциала молодежи, в частности, такого актуального ее качества как толерантность.

- Молодежь - в основном психологически

неустойчивая и эмоционально восприимчивая группа. Поэтому формирование ее культурного потенциала может быть эффективным в случае использования в работе образовательного кластера образцов мирового и этнического художественного творчества, а также

современных арт-терапевтических технологий. Современные художественные и

этнохудожественные практики способствуют не только формированию, но и реализации накопленного культурного потенциала молодежи, ее творческой самореализации, приобретению

этнической идентичности, снятию агрессии и сублимированию энергии, то есть развивают ее ценностный, творческий, образовательный

субпотенциалы.

- Для совершения мониторинга эффективности

работы кластера были выявлены индексы развития культурного потенциала молодежи региона,

принципиально отличающиеся от традиционных административных индексов. Их отличие от используемых в настоящее время качественных и количественных показателей заключается в ориентированности на личностные достижения молодых людей, развитие и актуализацию конкретных качеств их культурного потенциала, а не на уровень и темпы работы административных органов и учреждений социально-культурной сферы. Данные индексы от-ражают качество

отдельных субпотенциалов молодежи и наличие внешних возможностей для их ре-ализации. Используя индексы, можно выстраивать дальнейшие стратегии развития и реализации культурного потенциала молодежи и региона.

Литература

1. Стребков Д.О., Шевчук В.А. Фрилансеры на российском рынке труда //Социс. - №2, - 2010. - С.45-46.

2. Габрахманова Г.Ф. Мы - они (отношение к мигрантам в республике Татарсіан)//Социс, 2008. - №2 . - С.71.

3.Статистические показатели работы органов ЗАГС за 2009 год/URL:http://zags.tatar.ru/rus/file/pub/ pub_43630.pdf

4. Официальный сайт Ассамблеи народов Татарстана / П^: http://www.an-tat.ru/?id=963

5.Патриотизм и формирование морально-нравственных ценностей молодежи, формы профилактики экстремизма в молодежной среде: Материалы соц. исслед. / Мин-во по делам молодежи, спорту и туризму РТ, Респ. центр молод, инновац. и проф. Программ. Под ред. Бариева М.М. - Казань: РЦМИПП, 2010. - С. 40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.