Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ХОЛДИНГ КАК СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ХОЛДИНГ КАК СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ХОЛДИНГ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ХОЛДИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горобец Даниил Валентинович

В данной работе предпринят анализ организационных структур образовательного холдинга, показывающий связь развития системы профессионального образования и организации труда в обществе. Определены преимущества и недостатки холдинга как адекватной современному рынку труда организации профессионального образования. Сформулированы цели создания образовательных холдингов. Показаны различия между образовательным холдингом и университетским комплексом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL HOLDING AS A MODERN MODEL FOR THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL SERVICES

In this paper, an analysis of the organizational structures of an educational holding is undertaken, showing the relationship between the development of the vocational education system and the organization of labor in society. The advantages and disadvantages of the holding as an organization of vocational education adequate to the modern labor market are determined. The objectives of creating educational holdings are formulated. The differences between an educational holding and a university complex are shown.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ХОЛДИНГ КАК СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ»

Итоги по проверке гипотезы

Нулевая гипотеза Критерий Ь 3нач0 Решение

Распределение Результаты Критерий U

решения задач морской авиации Манна-Уитни ,974 Нулевая

1 по дисциплине является для гипотеза

одинаковым для категории независимых принимается.

Группы. выйорок

Выводятся асимптотические значимости. Уровень значимости равен ,05

Рисунок 1. Результаты решения задач морской навигации

В заключение отметим, что распределения, полученные на констатирующем и контрольном экспериментах, однородные с позиции умения решать задачи, но неоднородные с позиции сформированности самостоятельности курсантов. Иными словами, обучающиеся на начальном и конечном этапе значимо различаются в развитии самостоятельности. В то время как динамика в сформированности умений решать задачи морской навигации есть, но является статистически не значимой. Думается, что небольшой сдвиг обусловлен тем, что решение задач морской навигации сложный процесс и требует длительного учебного времени. Работа по предлагаемым требованиям будет продолжена в следующем учебном периоде.

Выводы:

1. Задачи морской навигации делятся на репродуктивные, алгоритмические и творческо-поисковые и образуют систему. Девяносто процентов задач морской навигации - это графические построения на морских навигационных картах с документированием в навигационном журнале.

2. Задачные подход в развитии самостоятельности курсантов базируется на личностно-ориентированном, деятельностном и системном подходах.

3. Полнота, системность и открытость - основные принципы конструирования задачного материала по курсу «Морская навигация».

4. Анализ эмпирических данных эксперимента показал, что формирование компонентов самостоятельности с помощью системы практико-ориентированных задач морской навигации происходит быстрее, в то время как умения решать задачи остаются примерно на том же уровне.

Литература:

1. Головко, А.В. Сборник задач по морской навигации / А.В. Головко, Г.В. Худяков. - Севастополь: ЧВВМУ им. П.С. Нахимова, 2019. - 208 с.

2. Гордиенко, Т.П. Задачный подход в обучении будущих морских специалистов как составляющая профессиональной подготовки / Т.П. Гордиенко, А.В. Головко // Проблемы современного педагогического образования. -Ялта: РИО ГПА, 2022. - № 73 (2). - С. 67-69

3. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2006. - 192 ч.

4. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов. Профессиональное консультирование. Тест на определение степени самостоятельности. - Режим доступа: https://studfile.net/preview/2261284/page:51/ (дата обращения: 06.12.2022)

5. Седова, Н.А., Седов В.А. Использование технологий дополненной реальности в задачах навигации по северному морскому пути // V международный Балтийский морской форум / Составитель Кострикова Н.А., 2017. - С. 88-92

6. Худяков, Г.В. Кораблевождение: учебник / Г.В. Худяков, А.В. Головко, А.В. Больших. - Севастополь: ЧВВМУ им. П.С. Нахимова, 2018. - 730 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Горобец Даниил Валентинович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ХОЛДИНГ КАК СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация. В данной работе предпринят анализ организационных структур образовательного холдинга, показывающий связь развития системы профессионального образования и организации труда в обществе. Определены преимущества и недостатки холдинга как адекватной современному рынку труда организации профессионального образования. Сформулированы цели создания образовательных холдингов. Показаны различия между образовательным холдингом и университетским комплексом.

Ключевые слова: образовательный холдинг, интеграция образовательных организаций, университетский холдинг. Annotation. In this paper, an analysis of the organizational structures of an educational holding is undertaken, showing the relationship between the development of the vocational education system and the organization of labor in society. The advantages and disadvantages of the holding as an organization of vocational education adequate to the modern labor market are determined. The objectives of creating educational holdings are formulated. The differences between an educational holding and a university complex are shown.

Key words: educational holding, integration of educational organizations, university holding.

Введение. Система профессионального образования на протяжении всей истории своего развития закономерно реагировала на изменения в организации труда в человеческом сообществе и приводила содержание обучения и воспитания в соответствие с уровнем имеющихся знаний. По мере развития отраслей экономики, науки и культуры произошла трансформация представлений о необходимых результатах обучения определенным ремеслам, профессиям или специальностям, были открыты учебные заведения нового типа.

Так, в эпоху ручного труда, ученичество было типичной формой профессиональной подготовки. Оно включалось в процесс трудовой деятельности через последовательное овладение профессионально значимыми навыками. Возникновение цехового производства с регламентированной организацией, уставом и определенной обособленностью членов мастерской от горожан со временем привело к возникновению университетов, которые изначально были корпорациями и заботились об укреплении своего статуса. Строгие правила организации цехового производства воспроизводились в жестких университетских уставах. Становление естественных наук, рост промышленности, культуры, увеличение потребностей материального производства в 18 веке привело к созданию исследовательских университетов, направленных на формирование научных знаний. Развитие машиностроения, индустриализация производства стимулировали открытие отраслевых вузов, ориентированных на специализацию региона. В настоящее время происходит увеличение глобальных корпораций, международных холдингов (информационных, энергетических, фармацевтических и др.), влияющих на развитие общества, науки, техники, средств связи. Вполне ожидаемой реакцией системы профессиональной подготовки на происходящее становится создание образовательных холдингов [1, С. 59].

Изложение основного материала статьи. Процесс создания образовательного холдинга представляет собой интеграцию образовательных организаций с целью объединения ресурсов для достижения большей эффективности деятельности. Именно системная интеграция, в свою очередь, позволяет эффективно использовать материально-технические, кадровые и иные ресурсы. При создании образовательного холдинга интеграция организаций проводится внутри одного ведомства, когда реорганизуемые образовательные учреждения находятся в подчинении единого учредителя.

Вместе с тем интеграция образовательных учреждений в образовательный холдинг требует глубокого анализа целесообразности и перспектив развития такой организации, тщательного просчета возможных финансовых, кадровых, организационных рисков и, самое главное, - готовности работы руководящей и педагогической команды в инновационном режиме.

Сама идея создания холдингов появилась в бизнесе, где с конца XX в. он стал одной из ведущих организационно-правовых форм экономических структур и доказал свою эффективность. В бизнесе под холдинговым объединением понимают интегрированное образование, обеспечивающее целостность ресурсов для создания крупномасштабных производств, нацеленных на реализацию инновационных программ.

Соответственно, образовательным холдингом можно считать объединение, интегрирующее с целью создания общего образовательного пространства региона разноуровневые, расположенные вертикально и горизонтально образовательные и научные учреждения, производственные организации, социальные институты.

В условиях глобализации, процессы которой развиваются в современном мире по нарастающей, более целесообразно осуществлять деятельность в интегрированной структуре, нежели автономно.

В сравнении с неинтегрированными учреждениями профессионального образования холдинги обладают рядом преимуществ. Положительный результат объединения заключается в синергетическом эффекте системы, то есть преумножении возможностей всех членов холдинга. Имеющиеся у каждого из членов холдинга ресурсы используются более масштабно, обеспечивая более ощутимую отдачу и более высокие результаты, что, безусловно, способствует укреплению престижа объединения как на региональном, так и на внешних уровнях.

Исчезает параллелизм в подготовке специалистов: члены холдинга могут осуществлять согласованную образовательную политику покрытия кадровых потребностей хозяйственных отраслей региона и обеспечивать гибкое финансирование, обусловленное конъюнктурой рынка труда.

Вертикальная интеграция образовательных учреждений от дошкольной до послевузовской ступени обеспечивает более высокую конкурентоспособность выпускников. Горизонтальная интеграция в виде объединения образовательных, научных, производственных организаций способствует объединению науки и производства.

На сегодняшний день наиболее схожи со структурой образовательных холдингов университетские комплексы, однако данная форма организации профессионального образования имеет свою специфику. Университетский комплекс - это объединение образовательных, научных, производственных учреждений под началом университета, которое производится с целью укрепления роли ведущего образовательного заведения региона, повышения его значимости в социально-экономическом, технологическом, культурном развитии определенной территории [1, С. 15].

Как правило, комплекс состоит из подразделений самого университета, а также организаций и предприятий, для которых университет является либо соучредителем, либо партнером на договорной основе. На базе существующих университетских комплексов могут открываться новые структуры: консорциумы, союзы, ассоциации и т.д. То есть одна и та же организация может входить в состав нескольких объединений. Это чревато возникновением путаницы или даже хаоса в управлении учебной, научной, промышленной, культурной деятельностью этой организации. Образовательный холдинг, в отличие от университетского комплекса, не подразумевает упрочнение позиций одного из вузов, поскольку создается под эгидой не отдельного учреждения, а Министерства образования затем, чтобы обеспечить систему многоуровневой подготовки специалистов в соответствии с особенностями экономической и социальной ситуации региона.

Некоторые шаги по организации образовательных холдингов уже предпринимаются. Например, в 2009 году возник Консорциум вузов сервиса - добровольное равноправное объединение вузов для эффективного сотрудничества в сфере науки и образования. Члены консорциума участвуют в коллективной разработке образовательных проектов (так, среди прочего был предложен проект новой образовательной структуры - сетевого университета сервиса), реализации программ мобильности преподавателей и студентов, имеют общие электронные библиотечные фонды, создают совместные государственные аттестационные комиссии. Действуют консорциум томских вузов и НИИ, консорциум «Эффективное управление в сфере профессионального образования», консорциум «Университетские геопорталы», международный консорциум «Электронный университет» и др. [3, С. 26].

Члены консорциумов отмечают эффективность подобного взаимодействия, которая отражается на повышении конкурентоспособности вузов. Но консорциумы, в отличие от холдингов, - временные объединения независимых организаций, удобные в плане координации деятельности на протяжении недолгосрочного периода. Достигнув определенных договоренностей по ряду стратегических вопросов, члены консорциума стремятся занять лидирующее положение на рынке образовательных услуг. При этом в регионе сохраняются дублирование обучения специалистов в

разных учебных заведениях, избыток выпускников отдельных специальностей и направлений подготовки при дефиците в других областях.

Вместе с тем наметившаяся тенденция объединения самостоятельных вузов в добровольные организации свидетельствует о востребованности образовательного холдинга. Не исключено, что уже интегрировавшиеся структуры в дальнейшем будут прирастать новыми заведениями довузовского, послевузовского и дополнительного образования, чтобы удовлетворить кадровые потребности той или иной отрасли (отраслевой холдинг) и оказывать влияние на образовательную политику региона (региональный холдинг).

Т.Г. Навазова относит к сильным сторонам образовательного холдинга эффективное взаимодействие с государственными органами, развитие рациональных технологий взаимодействия внутри холдинга, создание благоприятного имиджа, использование современных технологий и методов обучения [4, С. 43].

Исходя из перечисленных преимуществ, можно вывести основные цели создания холдингов:

• обеспечение высокого качества профессионального образования;

• адаптация выпускников профессиональной школы к изменяющимся запросам общества и требованиям рынка труда;

• эффективное использование интеллектуальных, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов образовательных учреждений, научных организаций, промышленных предприятий, социальных институтов, входящих в холдинг;

• реализация крупных образовательных программ, инновационных, экономических, социальных и иных проектов федерального, регионального, отраслевого уровней;

• активизация научных исследований профессорско-преподавательского состава, аспирантов и докторантов учебных заведений, находящихся в составе холдинга.

Несомненно, образовательные холдинги, как и любые другие структуры, имеют и недостатки. Во-первых, внутри них минимизируется конкуренция, что снижает качество образовательных услуг. Во-вторых, сложность структуры, обусловленная горизонтальной и вертикальной интеграцией, может стать причиной бюрократизации управления. В-третьих, для разработки процедур нормативно-правового регулирования образовательных холдингов, которые пока не обеспечены должной документальной базой, требуется довольно длительное время. Преодоление названных недостатков возможно при наличии необходимой правовой основы и добросовестном осуществлении своей деятельности членами образовательного холдинга [6, С. 42].

Но в настоящее время ещё не разработана методология создания и функционирования образовательных холдингов. Отраслевым учреждениям профессионального образования требуются дополнительные согласования при объединении с учебными заведениями, относящимися к Министерству образования и науки. Разные источники финансирования членов холдинга, обусловленные принадлежностью к различным структурам и ведомствам, тоже могут стать препятствием интеграции для участия в совместных проектах.

Наряду с объективными существуют и субъективные трудности. В частности, руководители организаций, потенциальных членов холдинга, могут небезосновательно опасаться утраты самостоятельности в принятии управленческих и производственных решений внутри своей структуры. Также велика вероятность, что вынужденная адаптация к новым условиям работы будет встречена негативно педагогическими коллективами. Однако предполагаемые проблемы следует рассматривать в перспективе и учитывать при создании холдингов для своевременного и рационального их решения, устраивающего всех субъектов образования.

В неинтегрированном образовательном учреждении цели развития полностью определяются рынком труда и образовательных услуг. При изменении конъюнктуры рынка руководство учреждения реагирует введением новых специальностей, закрытием невостребованных направлений обучения, но делает это зачастую со значительным опозданием, так как не имеет необходимых условий для проведения исследований, чтобы действовать на опережение.

Как правило, в неинтегрированном учебном заведении все члены коллектива лично знакомы друг с другом. На общих заседаниях и собраниях сотрудники совместно принимают решения, определяющие развитие учреждения и влияющие на внутреннюю политику.

Цели работы образовательного учреждения, интегрированного в состав, например, университетского комплекса, определяются перспективным планом на несколько лет. При его составлении прогнозируются тенденции развития рынка труда и, следовательно, востребованность выпускников тех или иных специальностей.

Однако наплыв абитуриентов на отдельные направления подготовки и специальности нередко обусловливает открытие дополнительных мест для студентов, обучающихся на коммерческой основе. То есть образовательное учреждение в определенном смысле зависит от ситуации на рынке. В управлении и принятии решений члены коллектива принимают участие весьма опосредованно: при слушании и утверждении коллективного договора, обсуждении Устава и т.д. Взаимодействие коллег происходит преимущественно в границах микроколлективов - на кафедрах, секциях, в подразделениях.

Образовательный холдинг - совокупность разноуровневых учреждений, объединившихся для воздействия на образовательную политику региона. У холдинга, как у крупной структуры, имеется больше возможностей контролировать колебания рынка труда. Благодаря горизонтальной интеграции работодатели региона могут принимать консультативное участие в отборе абитуриентов. Результаты проводимого на предприятиях мониторинга позволяют определять дефицит или, напротив, избыточность специальностей, что ценно для администрации учебных заведений при составлении планов дальнейшего развития. Члены холдинга не ведут борьбу за абитуриентов, поскольку, соблюдая свои интересы, не допускают параллелизма подготовки.

В управлении объединения и взаимоотношениях внутри коллектива наблюдается жесткая иерархия. Принятие решений и управление - прерогатива руководителей высшего звена, в то время как участие руководителей среднего и низшего уровней (деканов, заведующих секциями и кафедрами) в этих процессах минимизировано.

Создание такой структуры, как холдинг, соответствует парадигме инновационного развития экономики, стремящейся получить наибольшую выгоду в условиях интеграции и глобализации.

Структура образовательного холдинга как организации инновационного типа аналогична тем, что есть в хозяйственной, научной, культурной сферах. С одной стороны, ему свойственна многоуровневость, отражающая происходящие в сфере профессионального образования процессы, а с другой стороны, обеспечивается их тесная связь и взаимообусловленность.

Любой обучающийся, становясь студентом холдинга, с приобретением квалификации по направлению, специальности или профилю подготовки, становится одновременно участником динамично развивающейся экономики. На собственном опыте он учится пользоваться преимуществами холдинговых объединений, равно как и нести личную ответственность за принимаемые решения, проецируя свой выбор и его последствия на функционирование всей конгломерации. Уровни и

формы профессионального образования, предлагаемые холдингом, реально востребованы экономикой, поскольку горизонтальная интеграция учебных заведений с научными, производственными организациями поддерживает актуальность образовательных программ. Это обстоятельство позволяет поддерживать высокое качество обучения. Многоуровневость и непрерывность образования за счет вертикальной интеграции учебных заведений позволяют реализовать принцип доступности образования: любой обучающийся сможет найти в холдинге «точку входа» в учебный процесс и удовлетворить свои образовательные запросы и потребности.

Формирование холдингов возможно на трех уровнях - региональном, отраслевом и федеральном. Первые способствуют экономическому и социальному развитию регионов за счет объединения вузов разного профиля, научных центров, промышленных организаций, социальных институтов и т. д. Отраслевые холдинги могут связывать образовательные, научные, производственные организации из разных регионов, ориентированные на одну или несколько смежных отраслей. Цель таких холдингов - развитие конкретной отрасли либо области производства. Они, по существу, являются сообществами профильных специалистов и студентов с определенной сферой профессиональных интересов. Их взаимодействие более плотное, нежели в неинтегрированных учебных заведениях. Использование коллективных, объединенных ресурсов позволяет с меньшими затратами добиваться поставленных целей, основанных на общих профессиональных задачах. Федеральные образовательные холдинги могут создаваться для реализации приоритетных государственных проектов и программ.

С точки зрения Т.Г. Навзаровой, наиболее эффективным способом интеграции образования, науки и производства являются региональные образовательные холдинги. Они к тому же менее сложны в организации и управлении. Именно этот тип холдинга в недалеком будущем может стать ведущей инновационной формой в профессиональном образовании [4, С. 32]. При этом создание региональных образовательных холдингов не разрушает единого образовательного пространства России, поскольку базируется на положениях Федерального государственного образовательного стандарта, единых требованиях к организации и содержанию образовательного процесса, применимых к любому учреждению профессионального образования, в какое бы объединение последнее не входило [6, С. 15].

Чтобы создание холдинга в регионе не стало формальным, нужны скоординированные усилия Министерства образования и науки, региональных органов власти, администрации и педагогического состава учебных заведений, руководителей промышленных организаций, социальных институтов. Мы уверены, что преимущества региональных образовательных холдингов предстоит оценить в ближайшем будущем.

Выводы. Объединение организаций с целью создания интегрированной крупной образовательной структуры, именуемой образовательный холдинг, обладает значительными преимуществами перед неинтегрированными образовательными учреждениями, поскольку:

• Формируется единое юридическое лицо, которое имеет полную свободу в перераспределении ресурсов (как материально-технических, так и кадровых) внутри организации в соответствии с программой развития, планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Оперативность принятия решений внутри единой организации существенно выше, чем в случае взаимодействия между отдельными учреждениями, которые являются самостоятельными юридическими лицами.

• Муниципальное задание формируется для организации в целом. Распределять его по адресам предоставления образовательных услуг может руководитель учреждения, а не учредитель. Это значительно повышает гибкость в решении вопросов выполнения муниципального задания.

• Объединение учреждений способствует повышению качества образования и позволяет легко транслировать накопленный опыт.

Таким образом, процесс создания образовательного холдинга представляет собой интеграцию образовательных организаций с целью объединения ресурсов для достижения большей эффективности деятельности. Именно системная интеграция, в свою очередь, позволяет эффективно использовать материально-технические, кадровые и иные ресурсы для достижения лучших результатов образовательной деятельности.

Литература:

1. Видякина, О.В. Оценка интеллектуальной собственности университетских комплексов / О.В. Видякина // Университетское управление. - 2008. - № 1. - С. 58-64

2. Гулидов, П.В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений / П.В. Гулидов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - Издательский дом МЦФР. - № 7, 2012.

3. Козлов, М.А. Как провести реорганизацию бюджетного учреждения / М.А. Козлов // Финансовый справочник бюджетной организации. - Издательский дом МЦФР. - № 5, 2010.

4. Навазова, Т.Г. Образовательный холдинг как инновационная организация системы непрерывного профессионального образования / Т.Г. Навазова // Человек и образование. - 2005. - № 2. - С. 20-24

5. Оценка последствий принятия решения о реорганизации, ликвидации образовательной организации. Справочник руководителя дошкольного учреждения. - Издательский дом МЦФР. - № 1, 2015.

6. Шимина, О.Л. Объединение школы и детского сада / О.Л. Шимина // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - Издательский дом МЦФР. - № 11, 2012.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Григорьев Дмитрий Викторович

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург)

МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ ПО ПРОГРАММЕ «СПОРТИВНЫЕ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - организации дистанционного обучения в системе вузовского образования. В этом аспекте анализируется дистанционная форма обучения магистрантов по программе «Спортивные и физкультурно-оздоровительные технологии». В настоящее время дистанционное обучение занимает все большее место в высшем учебном заведении. С учетом преимуществ и недостатков дистанционного формата обучения предлагается модель дистанционной формы обучения магистрантов при изучении одной из дисциплин спортивной подготовки обучающихся. Охарактеризованы различные структурные компоненты предлагаемой модели дистанционного обучения, возможности использования различных средств контроля за изучением материала. Особое внимание уделяется проблеме формирования практических умений и навыков при овладении спортивными технологиями при дистанционном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.