Научная статья на тему 'Образовательный франчайзинг как форма продвижения вузовских инноваций на рынке образовательных услуг'

Образовательный франчайзинг как форма продвижения вузовских инноваций на рынке образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4460
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗ / ФРАНЧАЙЗИНГ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щукин Д.В.

В статье рассмотрено применение франчайзинга в системе образования, в практике деятельности вуза в сфере подготовки профессиональных кадров для рынка труда и продвижения собственных учебных программ на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL FRANCHISING AS A FORM OF ADVANCEMENT OF INNOVATIONS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

The article discusses the implementation of franchising in the education system and practice of the higher education institution activities in the sphere of professional personnel preparation for the labor market, as well as promotion of own training programs in the market of educational services.

Текст научной работы на тему «Образовательный франчайзинг как форма продвижения вузовских инноваций на рынке образовательных услуг»

УДК 378.1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ФОРМА ПРОДВИЖЕНИЯ ВУЗОВСКИХ ИННОВАЦИЙ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В статье рассмотрено применение франчайзинга в системе образования, в практике деятельности вуза в сфере подготовки профессиональных кадров для рынка труда и продвижения собственных учебных программ на рынке образовательных услуг.

Ключевые слова: образование, вуз, франчайзинг, технологии обучения, образовательная среда, дистанционное обучение, программа обучения.

Структурные изменения современности дают четко понять, что проведение реформ в системе национального образования - это текущая и безальтернативная необходимость сегодняшнего дня. Причинами являются не только объективные условия мирового развития, но и быстрое устаревание знаний, интенсивная информатизация общества, постоянное изменение содержания преподаваемых дисциплин, активное внедрение в образовательный процесс результатов научно-исследовательских работ и т. д.

Особый интерес в рамках решения вузом поставленных перед ним на сегодняшний день целей и задач (как образовательных, так и коммерческих) представляет рассмотрение вопроса расширения практики применения вузом такого инструмента бизнес-среды, как франчайзинг. В бизнес-практике франчайзинг как технология, метод, инструмент получил самое широкое распространение. Кроме того, для большинства предпринимателей во всем мире франчайзинг является не просто сетевой или сервисной товарораспределительной структурой, а рассматривается как философия современного бизнеса, прогрессивная динамичная система организации деловых отношений, позволяющая копировать не только формат, но и этику определенного вида деятельности. Все это только подтверждает практическую эффективность его применения и тиражирования.

Образовательный франчайзинг - это нормативно-правовой механизм взаимодействия партнеров (образовательных учреждений) в системе дистанционного обучения; совместная деятельность учебных заведений по формированию предложения, производству и продвижению образовательных и сопутствующих им услуг и продуктов на рынок [1, с. 162].

Сегодня франчайзинг вызывает у многих представителей системы российского образования особый интерес в свете развития и продвижения на рынке образовательных услуг в Российской Федерации. Однако пока он выступает новым для российской практики методом ведения бизнеса в вузовской среде, и данные попытки пока весьма осторожны и несистемны [2].

Д. В. Щукин D. V. Shchukin

EDUCATIONAL FRANCHISING AS A FORM OF ADVANCEMENT OF INNOVATIONS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

The article discusses the implementation of franchising in the education system and practice of the higher education institution activities in the sphere of professional personnel preparation for the labor market, as well as promotion of own training programs in the market of educational services.

Keywords: education, higher education institution, franchising, technologies of training, educational environment, distance learning, program of training.

Основными особенностями образовательного франчайзинга выступают, на наш взгляд, следующие:

- наличие элементов продукта в образовательной услуге как основной составляющей образовательной франшизы;

- наличие стандартов обслуживания (сертификация преподавателей, требования к оборудованию учебных помещений, оснащенности образовательного процесса);

- двойственная природа деятельности субъектов образовательного франчайзинга, предопределяющая двойственность образовательной франшизы (ориентация образовательных учреждений на требования и рынка труда, и рынка образовательных услуг).

Таким образом, франшизой в рассматриваемом контексте является комплекс исключительных прав по реализации образовательных услуг под фирменным наименованием, производственной маркой и товарным знаком франчайзера на определенных условиях.

В образовательную франшизу могут быть включены:

- принципы и организация учебного процесса по конкретным образовательным программам с системой контроля знаний, умений, навыков;

- учебно-методические комплексы;

- дистанционные видеокурсы и мультимедийные курсы;

- проектные методы, вебинарные технологии;

- системы профессиональной оценки и аттестации и т. п.

Структура взаимодействия участников франчайзинго-вой деятельности в образовательной среде представлена на рисунке.

Подчеркнем, что выставляемая на продажу образовательная программа обязательно должна гарантировать франчайзи (вузу или физическому лицу, арендующему франшизу) достижение им определенного социального эффекта (изменение образовательного или профессионального уровня).

Особое место в системе образовательной франчай-зинговой деятельности занимают финансовые вопросы.

Франчайзер — правообладатель(вуз)

Структура образовательного франчайзинга

Товарный знак, фирменный стиль

Так, за передачу прав на оказание услуги франчайзи вначале выплачивает так называемый паушальный платеж, а потом периодически выплачивает роялти - регулярные платежи в зависимости от объема услуг или получаемого дохода от использования передаваемого в образовательной франшизе продукта [1, с. 164].

Кроме того, следует отметить, что франчайзинг предполагает длительные и стабильные отношения партнеров, что позволяет обеспечить предсказуемость развития системы и дает возможность сформулировать длительные перспективные цели.

Образовательный франчайзинг широко используется зарубежными вузами в их повседневной практике:

- при создании филиалов и поддержке их в работе (через авторский надзор и методическую помощь);

- при организации совместных образовательных программ (в первую очередь магистерских);

- при создании центров тестирования и переподготовки;

- при тиражировании образовательных бизнес-моделей через разветвленную сеть дистанционного обучения [1].

Перспективным для российской практики высшего образования представляется адаптация уже существующих, апробированных зарубежных образовательных продуктов (дистанционных программ обучения) для франчайзинга и реализация собственных инновационных учебных программ в регионах России.

В рамках нашей темы обратим внимание на содержание понятия дистанционного обучения как технологии сегодняшнего дня.

Дистанционное обучение - это совокупность технологий:

1) обеспечивающих поставку учащимся основного обязательного объема требуемого образовательного материала и контента;

2) удаленного интерактивного взаимодействия учащихся и преподавателей в процессе обучения;

3) предоставления всем желающим самостоятельной возможности по освоению и получению образования в рамках конкретных образовательных программ, курсов, тренингов [3, с. 26].

Сегодня дистанционное образование осуществляется с преобладанием в учебном процессе различного рода удаленных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет.

Современными формами дистанционного обучения служат различного рода онлайн-симуляторы, игры-менеджеры, вебинары, проектные методы. Основными формами проектов могут выступать:

- презентационный проект;

- портфолио по конкретной проблеме с представлением решений;

- компьютерное моделирование и практический анализ результатов;

- построение и проведение форума по решению поставленной задачи;

- организация работы студенческих исследовательских групп;

- деловые и ролевые игры;

- психолого-педагогические и иные тренинги и т. д. [4, с. 122].

Применение и использование технологий дистанционного обучения в образовательной и инновационной среде высшей школы позволяет:

1) снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездки к месту учебы как учащихся, так и преподавателей);

2) проводить обучение большого количества человек;

Гуманитарные исследования • 2015 • № 3 (7)

133

3) повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д.;

4) создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения сотрудников).

Все эти компоненты крайне эффективно сочетаются с образовательным франчайзингом как методом ведения бизнеса в вузовской среде.

Итогом может выступать гармоничное взаимодействие франчайзинга в образовании с практикой применения различных методов дистанционного обучения (е-learning) через применение современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Таким образом, использование системы «франчайзинг плюс дистанционное обучение» (franchising + е-learning) выступает необходимостью в условиях современного инновационного пути развития российского образования. Применение данной системы предоставляет возможность создать такие условия, которые приведут к реализации каждым работником высшей школы своих возможностей. Данная система позволяет быстро и профессионально решать стоящие перед организациями высшей школы России задачи в области управления обучением и повышением квалификации собственного профессорско-преподавательского состава.

Применение технологии франчайзинга на рынке образовательных услуг оказывает прямое влияние и давление на степень конкуренции в образовательной среде конкретной территории. Это заставляет сам вуз активнее работать по следующим направлениям:

1) качество и доступность предоставления потребителю образовательных услуг различного уровня;

2) инновационность образовательных технологий и продуктов;

3) создание и продвижение собственных образовательных программ под конкретную и специфическую задачу рынка труда данной территории.

Франчайзинг обеспечивает доступ к различным уровням образования там, где оно было ранее недоступно для потребителей. Это приводит к построению новой образовательной среды, а через это - и к динамике развития данной территории. В перспективе он может стать одной из наиболее реалистичных и практичных форм продвижения вузовских инноваций на современном рынке образовательных услуг России.

1. Нечитайло С. А. Особенности функционирования системы франчайзинга в высшем образовании // Вестн. Самар. гос. аэрокосмич. ун-та им. акад. С. П. Королева. 2011. № 7. С. 162-166.

2. Российский франчайзинг : информ. портал о франчайзинге. URL: http://franshiza.ru/analitika/read/itogi (дата обращения: 18.05.2015).

3. Щукин Д. В. Дистанционное обучение (е-learning) как вид инновационных технологий преподавания в высшей школе // Инновационное обеспечение образовательного процесса в высшей школе : материалы межвуз. науч.-практ. конф. Елец : Елец. фил. НОУ ВПО «Российский новый университет», 2013. С. 26-38.

4. Щукин Д. В. Метод проектов: педагогическая технология в образовательной среде высшей школы // Вестн. Ом. гос. пед. ун-та. Гуманитарные исследования. 2015. № 2 (6). С. 120-124.

© Щукин Д. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.