Научная статья на тему 'Образовательный франчайзинг и дистанционное обучение на рынке образовательных услуг'

Образовательный франчайзинг и дистанционное обучение на рынке образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
834
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / EDUCATIONAL FRANCHISING / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечитайло Сергей Александрович

Рассматриваются образовательный франчайзинг и дистанционное обучение российских и зарубежных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL FRANCHISING AND DISTANCE LEARNING IN THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

The paper deals with educational franchising and distance learning at Russian and foreign higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Образовательный франчайзинг и дистанционное обучение на рынке образовательных услуг»

УДК 33 ББК Ч484(2)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

©2012 С. А. Нечитайло

Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королёва (национальный исследовательский университет)

Рассматриваются образовательный франчайзинг и дистанционное обучение российских и зарубежных вузов.

Образовательный франчайзинг, дистанционное обучение.

На сегодняшний день в зарубежных странах франчайзинг как способ ведения бизнеса глубоко внедрился и в сферу образования. Одна из лидирующих стран по количеству студентов, получающих высшее образование по системе франчайзинга, - Греция, известная большим количеством специальных договоров с вузами-франчайзерами Великобритании и США. В настоящее время в Англии образовательный франчайзинг стал наиболее бы-строразвивающейся сферой сотрудничества дальнейшего (под «дальнейшим» образованием здесь понимается специализированное образование в колледже - после школы и перед поступлением в университет) и высшего образования. Непосредственно бум образовательного франчайзинга в Великобритании пришёлся на конец ХХ века, когда количество вузов-франчайзи составляло 60%, а ежегодный прирост студентов, обучающихся по системе франчайзинга, составлял 250% [1]. Основной целью вузов-франчайзи было увеличение прибыли за счёт снижения накладных расходов. Вынужденные договором франчайзинга сохранять высокое качество обучения, вузы-франчайзи быстро заняли лидирующие позиции на рынке образовательных услуг.

Так же как в Великобритании, в США гарантия качества обучения обеспечивается вузом-франчайзером. Как объясняют представители Рочестер-колледжа, это связано с тем «.. .что они (университе-

ты Миннесоты) выдают дипломы и, следовательно, им приходится тщательно контролировать качество обучения» [2].

Прямое сотрудничество колледжей с системой высшего образования через принципы образовательного франчайзинга позволяет франчайзи расширить число предлагаемых курсов, обеспечить доступ к образованию для своих студентов и открыть новые возможности для своего преподавательского состава. Образовательный франчайзинг позволяет, в том числе и колледжам, наращивать источники доходов, используя тем самым новые потенциальные финансовые выгоды [3].

Образовательный франчайзинг оказывает влияние не только на форму и объём образовательных услуг, но и на географию их предоставления. Он обеспечивает доступность высшего образования в тех частях страны, где ранее оно было недоступно. Например, программа Восточной Англии обеспечивает густонаселённые сельские области Суффолка и Норфолка франчайзинговыми программами высшего образования, в то время как франчайзинг в Фернис-колледже дал возможность получить высшее образование студентам, живущим в малонаселённых местах [4]. Учитывая географические масштабы России, предоставление образовательных услуг в отдалённых и слабодоступных местностях актуально.

Средний объём продаж услуг только одного усреднённого образовательного

учреждения США, участвующего в образовательном франчайзинге, составляет 175 тысяч долларов в год. При этом доля всех образовательных учреждений составляет примерно 3,5% от общего числа предприятий, действующих в рамках системы франчайзинга.

В Германии образовательные продукты и услуги занимают четвёртое место в списке наиболее крупных сфер франчайзинга по числу участвующих во франчайзинге образовательных учреждений [5].

Образовательный франчайзинг в западных странах активно развивался отчасти благодаря дистанционному обучению. В мире существуют два основных подхода к развитию дистанционного обучения: европейский и североамериканский, которые опираются на две различные концепции организации дистанционного обучения. Первый подход в основном получил распространение в Великобритании, Испании, ФРГ, Нидерландах и других европейских странах. Второй подход имеет место в Канаде и США. Каждый из подходов обладает определённой спецификой, которая обусловлена культурными, образовательными и национальными традициями. Среди специалистов нет единой точки зрения относительно того, какому подходу принадлежит первенство в развитии систем дистанционного обучения. Так, автор одного из наиболее известных учебных пособий последнего десятилетия, посвящённого высшей школе стран Запада, Н.С. Лады-жец [6] считает, что приоритет в развитии дистанционного обучения как хронологически, так и по количеству функционирующих вузов принадлежит североамериканскому континенту. По её мнению, в странах Западной Европы инновационные технологии в стенах университетов появились с некоторым отставанием. Однако и в этих странах в последнее время дистанционное обучение представлено достаточно широко. Заметим, что вышеприведённая точка зрения разделяется далеко не всеми специалистами. Например, сами американцы достаточно самокритично

относятся к своему лидерству в этой области.

В Западной Европе дистанционное обучение развивается в основном открытыми университетами, которые повсеместно финансируются правительствами. Одним из первых учебных заведений такого типа был британский Открытый университет, созданный по инициативе правительства. Его открытие стало важнейшим событием в развитии высшей школы Великобритании. Процесс обучения в Открытом университете первоначально осуществлялся посредством почтовых отправлений учебной литературы, контрольных работ, теле- и радиопередач, телефонных консультаций. Принципиальное отличие от советской системы заочного обучения заключалось в том, что обучение было максимально приближено к месту проживания студентов, где они занимались самостоятельно с использованием специально разработанных пособий, что не требовало от них длительного отрыва от производственной деятельности. Помимо этого, руководство Открытого университета делало ставку на тьюторов, которые проживали недалеко от студентов и оказывали им помощь в специально организованных филиалах в процессе проведения консультаций, семинарских занятий, воскресных школ. В настоящее время британский Открытый университет является самым большим вузом в стране. Две трети студентов Открытого университета принадлежат к возрастной группе от 25 до 44 лет. Зачисление студентов осуществляется на безэкзаменационной основе с 18 лет. Британский Открытый университет имеет многочисленные филиалы не только на территории страны, но и за её пределами. В настоящее время 24 тысячи обучающихся живут за пределами страны. Стоимость обучения в нём на 40% дешевле, чем в классических университетах. Широко используются программы обучения с применением новых информационных технологий, включающих спутниковое телевидение и компьютерные сети.

Дистанционное обучение использу-

ется и в традиционных университетах Великобритании. В стране более 50 % программ на степень магистра в области управления проводится с использованием дистанционного обучения. Характерно, что лидерство в этой области держит школа бизнеса британского Открытого университета. Успешный опыт деятельности Открытого университета способствовал основанию университетов подобного типа в других европейских странах. Особенно интенсивно процесс создания сети этих вузов развернулся в Европе в 70-е годы.

В Испании на рубеже 70-80-х годов был открыт Национальный университет дистанционного образования (иКЕБ), который сегодня является самым большим вузом в стране. В его структуре насчитывается 58 учебных центров, расположенных на территории Испании, и 9 центров, находящихся за её пределами, включая Бонн, Париж, Лондон, Женеву и другие города.

Во Франции лидирующее положение в области дистанционного обучения принадлежит Национальному центру дистанционного обучения (НЦДО), который обеспечивает дистанционное обучение более чем 350 тысячам пользователей в 120 странах мира. С момента образования это учреждение прошло ряд этапов в своём развитии. В его состав входят 8 институтов, каждый из которых специализируется в определённой сфере деятельности

[7].

Открытое образование в Северной Америке развивается на несколько иных принципах, чем в Европе. В последние десятилетия ХХ века американская система высшего образования столкнулась с необходимостью пересмотра стратегии своего развития, что было вызвано снижением государственного финансирования. Сложилась парадоксальная ситуация: число желающих получить высшее образование с каждым годом возрастало, однако вузы уже были не в состоянии охватить всех желающих очной формой обучения, при этом государственное финан-

сирование высшей школы сокращалось. В этих условиях в рамках традиционной системы высшего образования неуклонно увеличивалось число вузов, ведущих подготовку с использованием дистанционных технологий обучения.

Анализ зарубежной литературы и информационных источников по проблеме показывает, что начало дистанционному обучению в США было положено в 60х годах ХХ века. Его появление американские авторы связывают с деятельностью инженерных колледжей, которые через телевидение начали транслировать учебные курсы для работников ближайших корпораций. Эти образовательные программы оказались настолько эффективными, что было принято решение перенести их трансляцию по каналам телевидения на другие города. Дальнейшему расширению контингента обучаемых в немалой степени способствовала открывшаяся возможность передачи телекурсов через спутниковое телевидение на всей территории США, затем на Европу, Австралию, Китай и другие страны. Успешность образовательных программ инженерных колледжей США привела в 1984 г. к образованию Национального технологического университета, который сфокусировал свою деятельность на предоставлении инженерного образования, используя технологии дистанционного обучения. Несколько позднее, в 1991 г., Национальный технологический университет был преобразован в консорциум, объединивший 40 университетских инженерных школ с общей штаб-квартирой. Национальный технологический университет фактически полностью финансируется за счет оплаты за обучение, которая вносится фирмами-работодателями. За последние 6 лет работы суммарный доход университета составил 13,5 млн. долларов. Планируется, что со временем этот университет будет предоставлять больше инженерных магистерских программ, чем любой другой американский вуз [8].

Учитывая опыт североамериканских и европейских развитых стран, некоторые

вузы России поняли, экономическую эффективность образовательного франчайзинга, особенно при применении его в совокупности с дистанционными методами обучения, за счёт снижения накладных расходов как абитуриентов и студентов, так и вузов-франчайзи. В стране имеется несколько десятков образовательных учреждений, реализующих дистанционные технологии обучения. В начале 90-х годов наибольшее распространение получили импортируемые образовательные франшизы. Ряд российских вузов в рамках образовательного франчайзинга предлагали программы английских, американских и французских образовательных организаций. Так, в 1993 году Международный институт менеджмента ЛИНК получил право на реализацию британских образовательных программ Открытого университета. Институт адаптировал к российским условиям технологию и программы дистанционного обучения, а также подготовил преподавателей, способных применять активные методы обучения. Затем была создана сеть из 80 учебных центров по всей России, благодаря чему по этим программам более 25000 специалистов смогли повысить свою квалификацию [9].

Наилучшим примером реализации адаптированных образовательных программ в регионы через систему франчайзинга в России может послужить деятельность Московского государственного университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) с использованием дистанционных образовательных технологий.

МЭСИ на основе отношений франчайзинга координирует деятельность более 200 региональных учебных центров, расположенных в 78 субъектах РФ, в которых обучается свыше 35000 студентов и слушателей. В целях эффективной организации образовательного процесса было подготовлено более 4500 тьюторов.

Особенностью деятельности МЭСИ является то, что, руководствуясь государственными образовательными стандартами, принципами непрерывного профес-

сионального образования и разработав модульные учебные планы, это учреждение проводит подготовку и обеспечивает получение образования по программам:

- высшего профессионального образования (подготовка бакалавров и специалистов);

- профессиональной подготовки и переподготовки;

- среднего профессионального образования;

- дополнительного профессионального образования (начальной профессиональной подготовки и лицейского класса).

Дистанционное обучение в МЭСИ проводится с использованием двух технологий: «кейс-технологии» и сетевой технологии.

При обучении по модели «кейс-технологии» обучающийся оформляет необходимые документы либо в МЭСИ-франчайзере, либо в ближайшем к его месту жительства учебном заведении-франчайзи. Процесс обучения включает в себя самостоятельное изучение под руководством тьютора и выполнение контрольных заданий в виде тестов по каждому разделу учебно-практического пособия. Продолжительность обучения по одному учебному курсу составляет 1-3 месяца в зависимости от количества учебных часов, предусмотренных учебным планом на изучение данного курса. Процесс обучения начинается вводным однодневным семинаром, проводимым на территории учебного заведения-франчайзи, по соответствующему учебному курсу. Очные консультации тьютора происходят с периодичностью 1-2 раза в неделю. В период самостоятельного изучения обучающийся может консультироваться с тьютором при помощи телефона, телефакса, электронной почты и других возможных средств связи. По окончании изучения каждого из разделов учебно-

практического пособия, рассчитанного, как правило, на одну неделю, учащийся должен самостоятельно выполнить тренировочные задания для самопроверки и

комплексное задание в виде теста. Процесс обучения заканчивается итоговым однодневным семинаром, проводимым учебным заведением-франчайзи. Экзамен проводится в традиционной для высшей школы (письменной и устной) форме с оформлением экзаменационного листа, подписываемого учащимся и тьютором.

Сетевая технология предполагает обучение с использованием сети Интернет. Желающий обучаться должен оформить представленные в электронном виде документы и отправить их в МЭСИ также по сети. После прохождения всех вступительных испытаний, других процедур и оплаты обучения слушатель получает пароль для санкционированного доступа к сетевой электронной библиотеке и закрепляется за определённым тьютором для индивидуальных консультаций, сдачи промежуточных тестов и экзамена. Процесс обучения включает в себя самостоятельное изучение учебно-методических материалов сетевой электронной библиотеки, выполнение контрольных заданий и консультации по электронной почте. По окончании изучения всех разделов курса учащийся допускается к экзамену. Обучающийся согласовывает с МЭСИ учебное заведение-франчайзи, где будут созданы условия для сдачи экзамена и идентификации личности сдающего экзамен.

Библиографический список

1. Bird, G. Study of HE/FE Collaboration (UK, Employment Department)/ G. Birg, G. Grawlex, and Sheibani // Franchising and Access to Higher Education. - 1993.

- P. 5.

2. Fulton O. The Shifting Mace - up of the Student Body // The Times Higher Education Supplement. - 1993. - 16 July. - p. 2.ims L. Franchising for Winder Access / L. Sims, M Woodrow. - ACES, University of North London. - 1992. - P. 19.

3. Бородина, Ж.Н. Франчайзинг в образовательной сфере [Текст]/ Ж.Н. Бородина // Вестник ТИСБИ. - 2004. - №4.

4. Sims, L. Franchising for Winder Access / L. Sims, M. Woodrow // ACES, University of North London. - 1992. - P. 19.

5. Мировая практика развития франчайзинга [Текст] // Оборудование. -2001. - №2. - С. 17.

6. Ладыжец, Н.С. Философия и практика университетского образования [Текст]: учеб. / Н.С. Ладыжец. - Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 1995. - 256 с.

7. Тавгень, И. А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перпективы. [Электронный ресурс]: научное изд. - 2-е изд., испр. и доп. /под ред. Ю.В.Позняка

— Электрон. текст. дан. (7945 Кб). — Мн.: Электронная книга БГУ, 2004. — Режим доступа: http://anubis.bsu.by/ publications/elresources /AppliedMathematics / tavgen.pdf. — Загл. с экрана.

8. Развитие дистанционного образования в мире [Текст] // Среднее профессиональное образование. - 1999. - № 12. - С. 41-43.

9. Международный институт ме-

неджмента ЛИНК. Московский филиал [Электронный ресурс]: История. - Режим доступа: http://www.link.msk.ru/o-

nas/history.htm.

EDUCATIONAL FRANCHISING AND DISTANCE LEARNING IN THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

© 2012 S. A. Nechitailo

Samara State Aerospace University named after academician S. P. Korolyov

(National Research University)

The paper deals with educational franchising and distance learning at Russian and foreign higher educational institutions.

Educational franchising, distance learning.

Информация об авторе

Нечитайло Сергей Александрович, заведующий лабораторией кафедры издательского дела и книгораспространения, Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П.Королёва (национальный исследовательский университет). E-mail: [email protected]. Область научных интересов: полиграфия и наружная реклама; франчайзинговые схемы ведения бизнеса, интеграция франчайзинга с высшим образованием.

Nechitailo Sergey Aleksandrovich, head of laboratory, the department of publishing and book distribution, Samara State Aerospace University named after academician S. P. Korolyov (National Research University). E-mail: [email protected]. Area of research: printing and outdoor advertising, franchising business schemes, integration of franchising with higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.