Научная статья на тему 'Образовательный аспект мультимедийного дизайна в детском информационно-развивающем центре'

Образовательный аспект мультимедийного дизайна в детском информационно-развивающем центре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мультимедийные технологии / мультимедиа / медиа дизайн / дошкольное образование / мультимедийный информационно-развивающий центр / проектная культура. / multimedia technologies / multimedia / media design / pre-school education / multi- media information and development center / project culture.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С. Н. Петрина, Е. А. Заева-Бурдонская

В статье рассматривается специфика применения мультимедийных технологий в системе дошкольного образования, преимущества и сложности, связанные с данным процессом. Рассматривается включение информационных технологий в систему образования любого уровня, в частности для использования в детском информационно-развивающем мультимедийном центре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL ASPECT OF MULTIMEDIA DESIGN IN THE CHILDREN'S INFORMATION AND DEVELOPMENT CENTER

The article is about specifics of the use of multimedia technologies in the system of preschool education and any advantages and difficulties associated with this process. The inclusion of information technologies in the education system of any level is considered, in particular for use in the children's information and multimedia center.

Текст научной работы на тему «Образовательный аспект мультимедийного дизайна в детском информационно-развивающем центре»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ДИЗАЙНА В ДЕТСКОМ ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ЦЕНТРЕ

С.Н. Петрина, магистрант

Е.А. Заева-Бурдонская, канд. искусствоведения, профессор

Московская государственная художественно-промышленная академия имени

С.Г.Строганова

(Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10425

Аннотация. В статье рассматривается специфика применения мультимедийных технологий в системе дошкольного образования, преимущества и сложности, связанные с данным процессом. Рассматривается включение информационных технологий в систему образования любого уровня, в частности для использования в детском информационно-развивающем мультимедийном центре.

Ключевые слова: мультимедийные технологии, мультимедиа, медиа дизайн, дошкольное образование, мультимедийный информационно-развивающий центр, проектная культура.

На сегодняшний день включение информационных технологий в современную систему образования детей дошкольного возраста является одной из наиболее устойчивых тенденций в мировом образовательном процессе. Мультимедийные технологии неотъемлемая часть современной жизни. С раннего возраста дети начинают пользоваться различными гаджетами, зачастую во вред себе, просматривая различный аудио- и видео- контент, тратя на это много свободного времени, но их потенциал гораздо шире и его необходимо использовать для всестороннего развития и обучения детской аудитории.

Мультимедиа - совокупность компьютерных технологий, которые используют несколько информационных сред одновременно: текст, графику, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты и высококачественное звуковое сопровождение [10]. Таким образом, мультимедийные технологии позволяют сделать обучение более эффективным, так как их применение помогает вовлечь в процесс восприятия и понимания информации большее количество чувственных анализаторов обучаемого.

Стремительно развивающиеся информационные и коммуникационные технологии требуют от современных образовательных школ внедрения новых методов

обучения, которые обеспечивают развитие коммуникации, творчества и профессиональных знаний, а также необходимость самообразования. Внедрение данныъ технологий в учебный процесс вступает в новый этап - внедрение новых мультимедийных учебных материалов. В настоящее время создан целый ряд разнообразных информационных ресурсов, которые существенно повысили качество учебной и научной деятельности [11].

В условиях развивающегося современного информационного общества появляется необходимость в более раннем овладении детьми компьютером, начиная с дошкольного периода. На данный момент в школах достаточно обширно и успешно ведут использование медиа технологий. Они значительно дополняют и обогащают процесс обучения, позволяя сделать его более мотивированным для учеников, и как следствие, эффективным. Современные информационные инструменты, которые доступными средствами помогают решить увлекательные творческие задачи и предоставляют невиданные ранее возможности обучения, повышая уровень познавательных возможностей и эффективного развития способностей дошкольников.

Использование новых технологий и различных приемов объяснения и закреп-

ления информации, которая может проходить в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей в процессе познания, что помогает активизировать их внимание и других информационных каналов. Такая подача информации содействует развитию всех психических процессов детей [3; С. 7]. Информационные технологии обеспечивают ориентированный личностный подход на ученика, который позволяет увеличить объём предлагаемого для изучения материала и делает возможным для каждого учащегося сделать свой выбор уровня сложности и темпа изучения и усвоения информации, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Внедрение мультимедийных технологий в современно образование нацелено на эффективное освоение детьми дошкольного возраста процессов, процедур и методов приобретения знаний, определённых ФГОС ДОО [9].

В настоящее время в образовательной мультимедийной среде используют и разделяют технологии на интерактивные и не интерактивные. Основными видами педагогической деятельности при применении данного вида технологий являются:

1. Метод линейного представления информации, который последовательно знакомит обучаемого с изучаемым материалом, используя возможности линейной навигации в рамках всего ресурса. Реализация этого элемента заключается в возможности расширения мультимедийной информации в одном инструменте обучения. Недостатком является отсутствие контроля над процессом отображения материала. Этот метод рекомендуется для детей, которые не обладают совсем или обладают очень ограниченными предварительными знаниями в изучаемой области и им требуется общее обзорное изложение изучаемого материала.

2. Метод нелинейного представления информации. Это метод организации в мультимедийных средствах обучения и использование структурированной навигационной системы между мультимедийными ресурсами на основе гиперссылок. При таком подходе используются активные методы преподавательской деятельности, ко-

торые позволяют ученику демонстрировать самостоятельность в выборе изучаемого материала. Преимущества этого подхода - четкая структура изложенного материала, возможность поиска информации, навигации в больших базах данных и организации информации в соответствии с семантическими критериями. Использование гипертекстовых материалов в обучении способствует восприятию и памяти с целью свободного выбора в исследовании при изучении материалов. Этот метод основан на нелинейном представлении информации и рекомендуется использовать, когда дети имеют некоторые начальные знания изучаемого предмета, достаточные для того, чтобы они могли задавать вопросы и самостоятельно ставить перед собой определённые задачи, или, когда они могут четко сформулировать свой вопрос.

С развитием интернета появился новый тип медиа средств, сфокусированный на ,^^^технологии, которые можно использовать для самостоятельной работы дошкольника. В ходе подобного обучения развиваются способности обучаемых к восприятию информации с экрана, переносить визуальный образ в вербальную систему, оценивать качество и осуществлять избирательность в потреблении информации [2].

Важным условием реализации и внедрения мультимедийных технологий в учебный процесс является наличие специализированных аудиторий, оснащённых мультимедийными проекторами, компьютером для преподавателя, экраном или мультимедийной доской, а также наличие доступной среды, в которой протекает учебный процесс (компьютерных классов, электронных библиотек, медиатеки, доступа в интернет и т.д.).

Мультимедийные материалы, разработанные организациями в этой профессиональной сфере, имеют широкий спектр тем: от школьных обучающих материалов до серьезных профессиональных исследовательских программ. Школьные библиотеки формируют медиатеки, в которых учащиеся могут пользоваться мультимедийными ресурсами не только в залах библиотеки, но и получают удалённый

доступ через сеть Интернет или могут заказывать материал по электронной почте. Такого рода продукты имеют ряд недостатков, например, ограниченное количество пользователей на диск, невозможность вносить изменения в уже готовый продукт и зависимость этих средств от аппаратного обеспечения и платформы.

Разработка собственных мультимедийных ресурсов, которые направлены на специфику каждой дисциплины или предметной области обучения, предполагает наличие высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий, что возможно не в каждой

школе. Однако, специальные оборудованные информационно-развивающие медиа центры могут привлечь таких специалистов.

Перечисленные информационные среды являются доминирующими в этом исследовании, но они не исчерпывают всех сенсорных каналов, которые могут быть использованы в экспозиционной среде для образовательного центра.

Исследование показало, что в круг проблем по данной теме входят несколько важных аспектов, влияющих на исход образования дошкольника средствами мультимедийных технологий (рис. 1).

Рисунок

В ходе исследования определился ряд проектных задач организации функциональной и предметно-пространственной мультимедийной среды для детей:

а) выявить формообразующие возможности мультимедийных систем и методологические особенности в дошкольном образовании мультимедийного проектирования;

б) внедрить в стандартное школьное образование игровую форму, обусловленную спецификой компьютерной виртуальной реальности;

в) включить в проектирование специализированных обучающих программ на базе мультимедийных технологий методику стандартного дошкольного образования;

г) выработать проектную концепцию детского обучающего центра, способствующую решению проблемы информированности подрастающего поколения о новейших возможностях современной инфраструктуры города;

д) разработать проектное предложение детского образовательного центра на ос-

нове современных, доступных средства полученные знания в различных областях мультимедийных технологий. образования для решения познавательных

Современные мультимедийные техно- и интересных творческих задач. Исследо-логии позволяют интегрировать содержа- вания в этой области, несомненно, помо-ния дошкольного образования и развития гут обогатить методы дошкольного обра-персональных личностных качеств дошко- зования, позволят сделать процесс обуче-льников, что позволит детям применять ния информативным и увлекательным.

Библиографический список

1. Ашмарин И.И Инновации в пространстве двух культур // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. М.: ИФРАН, 2008. - 249 с.

2. Бердяев Н.А. Человек и машина // Философия творчества, культуры и искусства: в 2-х тт. М.: Искусство; 1994. Т. 1. - С. 499-513.

3. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. -96 с.

4. Дворко Н.И. Режиссура мультимедиа: генезис, специфика, эстетические принципы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М.: 2004. - 47 с.

5. Крушанов А.А. Современный образ мира: признаки скрытой виртуализации // Вир-туалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. М.: Прогресс-Традиция, 2004. - С. 108-144.

6. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.: Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. - 464 с.

7. Максютова Г.Ю. Информационные технологии в иноязычном образовании успешного дошкольника // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II меж-дунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 60-62.

8. Носов Н.А. Виртуальные компьютерные технологии и культура // Высокие технологии и современная цивилизация. М.: Ин-т философии РАН, 1999. - С. 83-85.

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" вступил в силу с 1 января 2014 г.

10. Яцюк О.Г. Мультимедийные технологии в проектной культуре дизайна: гуманитарный аспект. Автореферат диссертации по искусствоведению. М.: 2009. -447 с.

11. Исаева, П. Т. Мультимедийные технологии в работе с гиперактивными детьми в средней школе. - М.: МГПУ, 2017. - С. 220.

12. Андреева, Л. Д. Использование мультимедийных презентаций на занятиях с детьми дошкольного возраста. - СПб.: Астерион, 2014. - С. 35

THE EDUCATIONAL ASPECT OF MULTIMEDIA DESIGN IN THE CHILDREN'S INFORMATION AND DEVELOPMENT CENTER

S.N. Petrina, graduate student

E.A. Zaeva-Burdonskaya, candidate art history, professor Stroganov Moscow state academy of art and industry (Russia, Moscow)

Abstract. The article is about specifics of the use of multimedia technologies in the system of preschool education and any advantages and difficulties associated with this process. The inclusion of information technologies in the education system of any level is considered, in particular for use in the children's information and multimedia center.

Keywords: multimedia technologies, multimedia, media design, pre-school education, multimedia information and development center, project culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.