Научная статья на тему 'Образовательные возможности Facebook'

Образовательные возможности Facebook Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
957
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / FACEBOOK / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ОБРАЗОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ / EDUCATION / SOCIAL NETWORK / EDUCATION IN SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванько Александр Федорович, Ушенко Галина Владимировна

В статье анализируются возможности и ограничения реализации образовательного потенциала Facebook.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education in facebook

The article analyzes the possibilities and limitations of the implementation of the educational potential of Facebook.

Текст научной работы на тему «Образовательные возможности Facebook»

УДК 004.023

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ FACEBOOK

Иванько Александр Федорович

доцент кафедры информатики и информационных технологий, кандидат технических наук Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А alekfed@mail.ru

Ушенко Галина Владимировна

студентка института издательского дела и журналистики Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А ushenko.galina@yandex. ru

Аннотация. В статье анализируются возможности и ограничения реализации образовательного потенциала Facebook.

Ключевые слова: образование, Facebook, социальные сети, образование в социальных сетях.

Facebook — одна из крупнейших социальных сетей в мире. Она была основана 4 февраля 2004 года Марком Цукербергом и его соседями по комнате в общежитии Гарвардского университета — Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом.

Первоначально веб-сайт был назван Thefacebook и был доступен только для студентов Гарвардского университета, затем регистрацию открыли для других университетов Бостона, а затем и для студентов любых учебных учреждений США, имеющих электронный адрес в домене ^и. С 2006 года всем людям, достигшим 13 лет, было разрешено стать зарегистрированными пользователями сайта, хотя возрастной ценз мог быть и выше в зависимости от местных законов.

Функции, которые доступны на Facebook, достаточно разнообразны, хотя и мало отличаются от других подобных социальных сетей. Пользователь может создать профиль с фотографией и информацией о себе, приглашать друзей, обмениваться с ними сообщениями, изменять свой статус, оставлять сообщения на своей и чужой «стенах», загружать фотографии и видеозаписи, создавать группы (сообщества по интересам) и др.

В 2007 году Facebook предложил сторонним программистам создавать приложения (игры, средства обмена музыкой, фотографиями и т.д.) и зарабатывать на этом. Благодаря этой возможности посещаемость сайта повысилась.

Facebook предлагает множество функций, с помощью которых пользователи могут взаимодействовать между собой. Среди наиболее популярных — виртуальное подмигивание, фотоальбомы и «стена», на которой знакомые пользователя могут оставлять сообщения. Пользователь может контролировать уровень доступа к информации, опубликованной в его профиле, и определять, кто имеет доступ к той или иной части страницы.

На сегодняшний день, Facebook, все еще являясь одним из крупнейших сайтов для общения, давно перерос эту функцию. На основе социальной сети открываются платформы для поиска работы, сообщества для программистов, маркетологов и др., организовываются конференции и саммиты. В своем развитии не обошел Facebook и образование. Несмотря на широкие споры о том, что социальная сеть не только не может помочь образовательному процессу, но мешает ему, все больше и больше исследователей приходят к выводу о том, что социальные сети нашли свое применение и в этой нише.

Важным фактором в пользу использования Facebook для образовательных целей является то, что большинство учеников и преподавателей уже находятся в сети. Facebook принадлежит к пятерке наиболее посещаемых вебсайтов мира. На июль 2014 года аудитория Facebook составила 1,32 млрд пользователей — это те, кто заходил на сайт хотя бы раз в месяц или за указанный промежуток времени был зафиксирован с помощью кнопки Like и следящих cookie. Суточная активная аудитория в марте составила 720 млн человек — столько фиксируется следящей сетью Facebook ежедневно. А 24 августа 2015 года число посетителей социальной сети Facebook впервые составило один миллиард человек. Около 810 млн человек в месяц используют мобильное приложение Facebook. Каждый день в социальной сети пользователи оставляют 3,2 млрд «лайков» и комментариев и публикуют 300 млн фотографий.

Если мы возьмем отношения преподавателя и ученика, то «группы» в Facebook, кажутся вполне приемлемым способом обмена информацией между учителями и учениками. «Группы» являются своего рода ограниченными видами сотрудничества, встроенными в Facebook. «Группа» предоставляет пользователям возможности для обмена документами, организации и управления событиями, а также общее

пространство для коллективного обсуждения (лента новостей, показывающая сообщения каждого члена группы для всех членов группы). Для этого даже не нужно добавлять всех участников общения в друзья, тем самым допуская их к своей личной информации. В «группе», администратор (преподаватель) может загружать файлы для повторения и домашней работы. Когда учитель добавляет новый файл или сообщение, он может видеть, сколько членов группы видели его.

Facebook-группы доступны на мобильных устройствах, что позволяет учащимся быстро получить доступ к информации. Если ученики пропустили урок, набор домашних заданий с дополнительными ресурсами может быть быстро добавлен в группу. Кроме того, преподаватель и ученик, находясь в постоянном контакте, могут обсудить возникающие проблемы и задачи между собой, а также размещать ссылки на полезные для работы ресурсы.

Действительно, важно помнить, что Facebook, как и другие социальные сети, работают только на основе предпочтений пользователей, социальных норм и других признаков. Facebook работает автономно, беря за основу информацию, которую выкладывают люди, их связи, а так же запросы. Социальная сеть сотрудничает с другими веб-сайтами, которые размещают свою информацию непосредственно в Facebook через систему Open Graph. Система анализирует закономерности взаимодействия пользователей с друзьями, чтобы попытаться расставить приоритеты в подборке статей, которые кажутся более интересными или полезными для пользователя на основе его предыдущих действий. Некоторые исследователи утверждают, что уже сегодня Facebook стал центральным координационным центром по обмену информацией в Интернете, просто потому, что так много пользователей взаимодействуют с таким большим количеством фрагментированной информации через Facebook, а не через оригинальные веб-сайты.

В 2014 году колледж Веллингтон в Беркшире и Лондонское мореходное училище провели эксперимент с использованием Facebook в классе. Группа студентов использовала Facebook для создания интерактивной временной оси холодной войны. «Опыт был положительным во всем. Ученикам очень понравилось использовать Facebook в качестве платформы обучения, и конечный продукт показал, что это был отличный инструмент для преподавания и научных исследований,» — сказал Робин Макферсон, руководитель истории в колледже Веллингтона. — «Опыт был действительно ценным, и это отличный способ заставить учеников использовать социальные сети и СМИ интересным и полезным для них способом».

После успешного эксперимента Facebook выпустила руководство для преподавателей «Guide for Educators». Разработчики Facebook утверждают, что руководство может предложить практические советы о том, как социальные сети могут поддерживать традиционные занятия в классе, облегчить общение между педагогами, студентами и

родителями и повысить уровень компьютерной грамотности.

Кроме того, было запущено несколько групп для обсуждения проблем образования в социальных сетях. Например, в группе «Образование в Facebook» («Facebook in education») размещена информация о том, как педагоги могут наилучшим образом использовать Facebook. Здесь выкладывается информация о последних новшествах в сфере образования, а также статьи и новости о будущих или уже проведенных форумах, саммитах и конференциях, посвященных проблеме.

Подобных групп очень много. Страница для студентов «Университеты в Facebook» («Universities on Facebook») поможет вам узнать о новых технологиях и культурных традициях по всему миру. Группа «Startup education», сегодня уже превратившаяся в некоммерческую грантовую организацию, по своей деятельности напоминает бизнес-инкубатор МГУ.

На основе Facebook проводятся всевозможные акции, посвященные образованию в сети. Одной из них является акция «День цифрового обучения» («Digital Learning Day»). Это продолжающаяся кампания, которая посвящена тому, чтобы каждый ребенок получил наилучшее образование в системе современной мировой экономики и глобального общества.

День цифрового обучения поддерживает инновационное преподавание и обучение с помощью цифровых средств массовой информации и технологий, которые помогают студентам и обеспечивают их богатым личным опытом.

Таким образом, мы видим, что обучение в Facebook обусловлено коммуникационными возможностями сети. Facebook предоставляет «поддержку для взаимодействия между учащимися, стоящими перед общей проблемой, и преподавателями, которые могут эту проблему решить». Исходя из этого, сложно оспорить, что именно социальные сети являются лучше всего подготовленной для решения этой задачи платформой. Но также фактом является то, что цифровое образование полностью изменяет формат отношений между учителем и учеником: изменяется время и место обучения, изменяются рамки официального и неофициального общения. Все это вызывает еще много дискуссий в мире, однако то, что социальные сети уже становятся неотъемлемой частью образовательного процесса, отрицать нельзя.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Curtis S. Does Facebook really have a place in the classroom? [Электронный ресурс] // The Telegraph: сайт — URL: http://www.telegraph. co.uk/technology/facebook/10926105/Does-Facebook-really-have-a-place-in-the-classroom.html (дата обращения: 12.11.2015).

2. Warman M. Facebook Teachers' Guide launched [Электронный ресурс] // The Telegraph: сайт — URL: http ://www.telegraph.co .uk/technology/

facebook/10240432/Facebook-Teachers-Guide-launched.html (дата обращения: 12.11.2015).

3. Fordham I. Facebook guide for educators: A tool for teaching and learning. London, The Education Foundation, 2013.

4. National Digital Learning Day [Электронный ресурс — URL: https://www.facebook.com/ NationalDigitalLearningDay/timeline?ref=page_inte rnal (дата обращения: 12.11.2015).

5. Startup Education [Электронный ресурс] — URL: https://www.facebook.com/startupeducation/info/?ta b=page_info (дата обращения: 12.11.2015).

6. Facebook in Education [Электронный ресурс], — URL: https://www.facebook.com/education (дата обращения: 12.11.2015).

7. Universities on Facebook [Электронный ресурс], — URL: https://www.facebook.com/Universities/ timeline?ref=page_internal (дата обращения: 12.11.2015).

8. Allen M. An Education in Facebook // Digital culture and education. — 2012. — Т. 4. — №. 3. — С. 213-225.

9. Комолова Т.И. Применение интерактивных форм обучения при формировании адаптивных способностей обучающихся / Т.И.Комолова, Д.И.Попов, Е.Д.Попова // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2012. — № 4. — С. 65-71.

10. Попов Д.И. Нечеткая оверлейная модель учащегося в интеллектуальной обучающей системе / Д.И. Попов, О.Ю. Лазарева // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. — 2015. — № 213 (3). — С.141-148.

11. Попов Д.И. Подход к разработке базы правил для экспертной системы выбора адаптивной стратегии обучения / Д.И. Попов, Д.Г. Демидов // Автоматизация и управление в технических системах. — 2014. — № 1.2 (9). — С. 93-102.

EDUCATION IN FACEBOOK

Alexsandr Feverovich Ivanko

Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А

Galina Vladimirovna Ushenko

Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А

Annotation. The article analyzes the possibilities and limitations of the implementation of the educational potential of Facebook.

Keywords: education, Facebook, social network, education in social networks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.