ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
9
УДК 330 С.В. Борзое
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА
Рассматриваются методологические проблемы воспроизводства научно-педагогического потенциала на основе анализа кругооборота ресурсов, образовательных услуг и доходов в высшей школе с использованием модели движения промышленного капитала.
Ключевые слова: высшее образование, вуз, научно-педагогический потенциал, фактор производства, кругооборот, стадия, фаза, деньги, капитал, услуга, товар, добавочная стоимость.
В современный период становления и развития в России рыночных отношений, которые охватывают практически все сферы национальной экономики, особую остроту и актуальность приобретает проблема формирования и функционирования рынка образовательных услуг в целом и образовательных услуг высшей школы в частности.
Образовательные услуги, оказываемые вузами, приобретают особую значимость в условиях становления информационного общества, технологии которого не просто повышают производительность, а изменяют целый ряд фундаментальных экономических закономерностей, требуют новых управленческих принципов, нового характера коммуникационного взаимодействия. Вместе с тем информационные технологии настоятельно требуют изменений в системе образования и прежде всего его высшего уровня. Новые требования к вузовскому образованию обусловливают неизбежность его реформирования. Развитие информационных технологий, современные инновации вызывают необходимость значительных капиталовложений в материально-техническое обеспечение образовательного процесса высшей школы. Данные обстоятельства делают теоретически и практически значимыми поиски экономической модели развития как отдельного вуза, так и национальной системы высшего образования.
Формирование такой модели требует осмысления и органичного восприятия теоретических и методологических достижений не только современной мировой экономической науки, но и углубленного, многоаспектного изучения политэкономического наследия прошлого. В этом отношении интерес представляет анализ ресурсов, образовательных услуг и доходов высшей школы с позиции классической формулы кругооборота капитала.
Движение ресурсов в условиях рыночной экономики, их вовлечение и использование в производственном процессе товаров и услуг, их последующее возобновление для следующих актов производства описаны в классической формуле кругооборота капитала, предложенной еще К. Марксом. И хотя экономическое учение этого выдающегося мыслителя своей эпохи сегодня во многом критически опровергнуто и наукой, и практикой «социалистического строительства», но теория кругооборота капитала, движение его основной и оборотной частей, разработанная К. Марксом, лежит в основе современной теории фирмы.
Немецкий мыслитель воспринял идею С. Сисмонди о капитале как самовозрастающей стоимости, но капитализации стоимости он придал классовый характер. Капитал у Маркса предстает в качестве «мёртвого труда» (средства производства, капитальные блага. - С.Б.), «пожирающего» как вампир живой труд (рабочую силу). Известный экономист Й. Шумпетер на рубеже XIX - XX вв. определил капитал как сумму денег и других платежных средств, которые в любой момент могут быть представлены в распоряжение предпринимателя. В современной экономической теории термином «капитал» традиционно обозначаются факторы производства, затрачиваемые для получения товаров и услуг. Причем среди данных факторов различают капитальные блага (капитал как таковой), создаваемые самой экономической системой, и труд, землю, которые, как обычно считается, не создаются экономической системой [1. С. 64].
Движение капитала протекает на фирме. В неоклассической теории термин «фирма» обозначает институт, преобразующий ресурсы в продукцию [1. С. 185]. Поэтому любой вуз может быть рассмотрен в качестве такого института. Специфика его связана, прежде всего, с произведенным результатом - образовательной услугой.
В экономическом смысле под услугами понимаются «любые функции или операции», на которые имеется спрос и, следовательно, цена, устанавливаемая на соответствующем рынке. Иногда услуги определяются как нематериальные блага, одной из характерных черт которых является их потребление в месте производства. Они, как правило, не могут «передаваться другим лицам», что исключает арбитраж, то есть услуга не может быть приобретена, а затем перепродана по другой цене [1. С. 450].
Функционирование вуза как фирмы связано не только с определением оптимального объема образовательных услуг и оптимизации связанных с их оказанием издержек, но и с проблемами наилучшего распоряжения, имеющимися у вуза ресурсами, умением соизмерять долговременные и кратковременные затраты. Эти проблемы требуют анализа кругооборота капитала вуза.
Движение ресурсов в системе высшей школы, как и в сфере образования вообще, может быть описано классической формулой кругооборота промышленного капитала, включающей три стадии: Д -Т - ... П ... - Т' — Д'. При этом необходимо учитывать особенность, присущую сфере услуг как таковой,
- процессы производства услуги и ее потребления, как правило, совпадают во времени. Действительно, полезный эффект, доставляемый сферой образования, неотделим от самого процесса обучения. Причем последний и является тем самым процессом «производства», который присутствует в классической схеме кругооборота. И поскольку здесь в основном оплачивается и потребляется сам процесс производства, а не продукт, имеющий самостоятельное вещественное существование, формулу кругооборота ресурсов для сферы образования, можно было бы записать в виде: Д- Т- ... П ... — Д'
Однако в дальнейшем мы будем все же придерживаться классической формулы кругооборота, в которой используются все элементы (включая Т) Это обусловливается двумя причинами. Во-первых, специфичность услуги как товара не отменяет того принципиального факта, что в процессе производства (образовательном процессе) она возникает именно как новый «товар». Являясь результатом производственной деятельности, услуга по экономической сущности отличается от самого процесса производства, хотя «физически» потребление и производство этого товара трудно отделить друг от друга. Во-вторых, продуктом образовательного, а также научно-исследовательского процессов в вузе могут быть не только услуги, но и вполне материализованные товары: книги, учебные пособия, рефераты, компьютерные программы, опытные образцы высокотехнологичной продукции, научные исследования и разработки в различных формах (например, в виде патентов, лицензий, исследований в рамках хоздоговорных тем и др.), продаваемые предприятиям предпринимательского сектора и другим контрагентам. Поэтому вполне правомочно использовать форму Т' имея в виду не ее вещественность, а именно ее специфику в причинно-следственной связи с процессом производства.
Итак, процесс кругооборота ресурсов высшего учебного заведения реально распадается на три различных по существу стадии:
• Д - Т - стадия обращения, на которой происходит превращение первоначально авансированных денег в товар посредством покупки факторов производства, то есть всех необходимых ресурсов
- трудовых, информационных, материальных, природных;
• ... П... - производительное потребление купленных на первой стадии ресурсов посредством оказания образовательных услуг, а также создания научной продукции. В вузе в результате взаимодействия вышеназванных факторов производства создаются услуги и другая продукция. Причем их стоимость должна превышать затраты на производство;
• Т - Д ' - стадия обращения, где происходит продажа образовательных услуг и другой продукции вуза по цене, превышающей стоимость затраченных факторов производства.
Эти три стадии совсем не обязательно следуют во времени друг за другом в описанной выше последовательности. Так же как и оплата товаров покупателем может производиться частично или полностью авансом (до начала производства), оплата образовательных и научных услуг может происходить до начала их фактического оказания. Поэтому последовательность фаз в формуле кругооборота выражает их причинно-следственную связь, но не фактическую последовательность во времени.
Итак, рассмотрим кругооборот ресурсов, иначе кругооборот капитала применительно к сфере образования. Данный термин использовался Марксом постольку, поскольку без движения капитал «умирает», а движение ресурсов в условиях капиталистического производства в конечном счете имеет целью воспроизводство и увеличение авансированной стоимости.
Кругооборот капитала начинается с движения денежной формы. Первая стадия кругооборота Д - Т представляет собой превращение определенной суммы денег в соответствующую сумму това-
ров. Для покупателя, в данном случае высшего учебного заведения, осуществляется превращение денежных средств в товар (ресурсы). Для продавцов факторов производства, наоборот, происходит превращение их товаров в деньги. Личный фактор производства - это, прежде всего, высококвалифицированный научно-педагогический персонал.
Когда покупка факторов производства совершилась, покупатель (высшее учебное заведение) располагает не только трудовыми, материальными и прочими ресурсами, необходимыми для осуществления своей деятельности по оказанию образовательных услуг и созданию научной продукции. Вуз как покупатель фактически располагает большим количеством высококвалифицированного труда, чем это необходимо для возмещения стоимости приобретенных трудовых ресурсов. Следовательно, он располагает факторами производства продукции (образовательных и научных услуг), имеющими большую стоимость, чем стоимость, затраченная на их приобретение. Другими словами, вуз располагает факторами производства для товарной массы (в форме образовательных и научных услуг), которая должна содержать добавочную, дополнительную стоимость. К. Маркс называл её «прибавочной стоимостью», а неоклассическая теория - вмененными доходами.
Итак, стоимость, авансированная вузом в денежной форме на покупку факторов производства, находится теперь в такой натуральной форме, в которой она может реализоваться как стоимость, порождающая добавочную стоимость (в виде товаров - образовательных услуг и научной продукции), а значит, выступает как капитал. Этот капитал обладает способностью функционировать как созидающий стоимость, равную авансированной на его приобретение стоимости и добавочной стоимости [2. С. 34].
Поэтому превращение Д - Т как сумма всех актов покупки необходимых ресурсов (будучи, с одной стороны, актом общего товарного обращения, с другой стороны, как стадия в самостоятельном процессе кругооборота ресурсов или капитала вуза) выступает превращением капитальной стоимости из её денежной в производительную форму, говоря иначе, превращается в производительный капитал. Следовательно, в рассматриваемой фигуре кругооборота деньги являются для учебного заведения первым носителем капитальной стоимости, а потому денежный капитал является той формой, в которой первоначально авансируется капитал вуза.
Когда высшее учебное заведение только создается, деньги должны быть впервые превращены в производительный капитал. Причем до покупки трудовых ресурсов сначала должны быть закуплены или взяты в аренду вещественные факторы производства: здания, оборудование, информационное и программное обеспечение и т.д. Только после этого у вуза есть условия для найма рабочей силы. Так представляется дело с позиции вуза как работодателя.
Со стороны же научно-педагогических и всех прочих нанимаемых работников дело выглядит следующим образом. Производительное проявление их рабочей силы возможно лишь с момента продажи. Тогда их рабочая сила будет соединена с прочими факторами производства (учебными корпусами, аудиториями, лабораториями, компьютерным и другим оборудованием, научной и учебно-методической литературой, наглядными пособиями и т. д.). Таким образом, до продажи рабочая сила научно-педагогических работников существует отдельно от этих факторов, от предметных условий своего проявления. Но как только рабочая сила (вследствие её продажи) соединяется с вещественными факторами производства, она точно так же, как и последние, становится составной частью производительного капитала покупателя — вуза.
Именно данное отношение имеет преобладающий, массовый характер в условиях товарного хозяйства и служит в свою очередь предпосылкой для производства товаров и услуг в общественном масштабе. И раз такая продажа рабочей силы имеет место, значит, сохраняется зависимость существования работника от возможности получения работы по найму, а потому вся аргументация К. Маркса в этом аспекте сохраняет силу.
Итак, в акте Д - Рс владелец денег (вуз) и владелец рабочей силы (научно-педагогический работник) относятся друг к другу лишь как покупатель и продавец, как владелец денег и владелец товара. Следовательно, как два собственника они находятся в простом денежном отношении друг к другу. Тем не менее они находятся фактически в неодинаковом положении: покупатель с самого начала выступает одновременно и как владелец денег, и как владелец вещественных факторов производства, которые образуют предметные условия производительной затраты рабочей силы её собственником. К. Маркс называл это отчуждением рабочего от средств производства. В свою очередь продавец труда противостоит покупателю как чужая рабочая сила, которая должна перейти в распоряжение по-
следнего, быть включена в его капитал, чтобы он действительно мог проявить себя как производительный капитал [2. С. 37-38]. Это положение К. Маркса также сохраняет свою силу.
Следовательно, в тот момент, когда вуз и устраивающийся в него по найму научно-педагогический работник противостоят друг другу в акте купли-продажи Д - Рс (Рс - Д со стороны работника), отношение между ними по поводу собственности на вещественные факторы производства уже налицо. Рассматриваемый акт — это купля и продажа, то есть денежное отношение, но такая купля и продажа, где покупателем предполагается владелец вещественных факторов производства -вуз, а продавцом — наёмный научно-педагогический работник.
Сделаем еще одно замечание: Д - Рс является функцией денежного капитала. Деньги здесь являются формой существования капитала не только потому, что они выступают в качестве средства платежа за полезную услугу, предоставляемую рабочей силой, то есть не только в связи с выполнением ими функции средства платежа. Это отделение устраняется лишь путем продажи рабочей силы владельцу средств производства. В процессе производства такое отношение возникает лишь потому, что оно уже существует само по себе в акте обращения, в тех социально-экономических условиях, при которых противостоят друг другу продавец и покупатель рабочей силы. Данное экономическое отношение вытекает отнюдь не из природы денег. Напротив, лишь существование этого отношения и сожет превратить обычную функцию денег как средства платежа в функцию капитала.
Продажа научно-педагогическим работником вузу собственной рабочей силы (в форме продажи собственного труда или в форме заработной платы) представляет собой не отдельное явление, а общую предпосылку оказания образовательных услуг и производства научной продукции в масштабе общества. Это значит, что денежный капитал учебного заведения выполняет рассматриваемую здесь функцию Д - Сп и Д - Рс в сфере экономической системы. Это обстоятельство предполагает как раз общественные предпосылки в виде отделения средств производства от рабочей силы. В результате люди, не являющиеся собственниками средств производства, противостоят собственникам этих средств производства. Поэтому сущностью актов Д - Сп и Д - Рс является распределение. Следовательно, средства производства (вещественная часть производительного капитала), сконцентрированные в функционирующих высших учебных заведениях, уже должны противостоять наемному научно-педагогическому работнику как капитал прежде, чем акт купли-продажи Д - Р становится актом, характерным для сферы высшего образования в общественном масштабе.
Таким образом, формула для кругооборота денежного капитала: Д - Т.П. Т' - Д' является само собой разумеющейся формой кругооборота капитала в условиях развитого товарного хозяйства с системой отношений рыночного типа, так как она предполагает наличие отношений по продаже рабочей силы в общественном масштабе. Такое производство создает не только блага и услуги в качестве товаров, но и добавочную стоимость. Оно воспроизводит, притом в постоянно расширяющемся масштабе, отношения по продаже наемного труда и превращает в наёмных работников подавляющее большинство непосредственных производителей.
Началом кругооборота производительного капитала является акт покупки товара. Отсюда следует, что акт обращения необходимо дополнить противоположным метаморфозом продажей. Однако непосредственным результатом акта Д - Т (Сп + Рс) является перерыв обращения капитальной стоимости, авансированной в денежной форме. Вследствие превращения денежного капитала в производительный капитал капитальная стоимость приобрела такую натуральную форму, в которой она не может продолжать обращение и должна войти в потребление, а именно в производительное потребление. Потребление рабочей силы (труда) может быть реализовано лишь в производственном процессе. Купивший рабочую силу владелец вещественных факторов производства может использовать ее, обеспечивая ее взаимодействие с вещественными факторами производства для создания товаров, в нашем случае - образовательных услуг и научной продукции. Следовательно, результатом первой стадии обращения является вступление во вторую, производительную стадию капитала, на которой и происходит фукционирование механизма высшего учебного заведения - оказание услуг студентам по образовательным программам, а также научно-исследовательская деятельность.
Услуги высшего учебного заведения в области образования и научных разработок, будучи результатом его деятельности, представляют собой выходящую непосредственно из самого процесса производства функциональную форму существования уже возросшей капитальной стоимости (Т') и в этом качестве являются товарным капиталом. Капитал, находясь в товарной форме, должен прежде всего выполнять функцию товара (в предметной форме либо в форме услуги). А потому предметы,
как и услуги, из которых этот капитал состоит, создаются с самого начала для рынка, следовательно, должны быть проданы, превращены в деньги, то есть должны совершить движение Т - Д.
Функция Т' такая же, как и у всякого товарного продукта: превратиться в деньги, быть проданным, проделать фазу обращения Т - Д. Если возросший по стоимости капитал останется в форме товарного капитала, то есть услуги вуза не будут проданы, оплачены кем-либо (государством, предприятиями предпринимательского сектора, студентами, аспирантами и другими потребителями) процесс оказания услуг остановится. Сам товарный капитал не действует ни как созидатель продукта, ни как созидатель стоимости. В зависимости от различий в скорости, с которой капитал сбрасывает с себя товарную и принимает денежную форму, или быстроты продажи, своевременности получения платы за оказанные услуги, одна и та же капитальная стоимость будет в очень неодинаковой степени служить и в качестве созидателя продукта, и в качестве созидателя стоимости. Поэтому масштаб воспроизводства, то есть оказания новых услуг, в зависимости от этого обстоятельства будет расширяться или сокращаться. Таким образом, процесс обращения приводит в движение новые потенциальные возможности, обусловливающие степень действия капитала, его расширения и сокращения, независимые от величины его стоимости.
В данной связи своевременность получения платы за образовательные и иные услуги оказывает существенное влияние на функционирование вуза, как и любого другого предприятия, на его возможности вовремя оплачивать все необходимые расходы. Важными инструментами обеспечения своевременности оплаты услуг являются принцип предоплаты за образовательные услуги (взимаемая до начала обучения плата за семестр либо за учебный год), а также механизм штрафных санкций за просрочку оплаты услуг (в случае, если допускается та или иная рассрочка в оплате).
Товарная масса Т\ состоящая из образовательных услуг и научной продукции вуза, как носитель возросшего по величине капитала образовательного учреждения должна во всём своём объёме проделать метаморфоз Т' - Д'. В первой стадии, как мы видели, вуз получает факторы производства с собственно товарного рынка и с рынка труда; в третьей стадии он направляет товар в виде образовательных услуг и научной продукции обратно, но только уже на товарный рынок (рынок образовательных услуг). Если посредством своего товара (образовательной услуги) он извлекает на рынке большую стоимость, чем направил на него первоначально, то лишь потому, что направляет на него большую товарную стоимость, чем извлёк первоначально.
Рассмотрим теперь вопрос о том, насколько имманентно для образовательной сферы, в частности сферы высшего образования, создание такой дополнительной стоимости. Прежде по умолчанию мы допускали, что такое возрастание авансированной стоимости, органично присущее предпринимательскому сектору, действует и в сфере образования. Однако ввиду очевидной специфики образовательной сферы осветим данную проблему подробнее.
С одной стороны, ввиду социальной значимости отрасли образования очевидно, что государство должно поддерживать эту сферу, финансируя в той или иной мере образовательные учреждения. Вместе с тем, как уже оговаривалось ранее, полное или частичное финансирование за счет перераспределительных механизмов государственного бюджета не означает «бесплатности» образования, поскольку здесь просто задействуется механизм перераспределения доходов через бюджет. Поэтому бюджетное финансирование отрасли образования, как и любой другой сферы, означает не что иное, как покупку государством за установленную им цену услуг данной отрасли. Следовательно, в этом случае тоже имеет место реализация Т' - Д'.
Другое дело, что цена, по которой государство закупает соответствующие услуги, то есть объем финансирования может не быть напрямую связан с объемом, качеством, реальной востребованностью, а значит, стоимостью образовательных услуг. Такова особенность перераспределительного механизма в принципе. Следовательно, если государство заинтересовано в конкретном учебном заведении, в его нормальном функционировании, развитии его материально-технической базы, в обеспеченности его высококвалифицированными кадрами, оно должно обеспечивать ему не только простое, но и расширенное воспроизводство. Для достижения указанной цели финансирование должно не только покрывать затраты на факторы производства, но и предусматривать развитие, расширение образовательного процесса вуза.
С другой стороны, реальный объем финансирования из бюджета может не покрыть все затраты вуза. В такой ситуации последний может и должен искать дополнительные источники финансирования, в первую очередь, за счет предоставления платных образовательных услуг, реализации услуг
предпринимательскому сектору экономики, получения дохода от управления своими активами, привлечения спонсоров и т.д. Но в любом случае, из каких бы источников ни поступали денежные средства, они должны превышать затраты на покупку факторов производства - для обеспечения нормального функционирования и развития учебного заведения.
При таком подходе сфера образования ничем не отличается от любой другой отрасли коммерческого сектора экономики. Единственная особенность, на наш взгляд, состоит в потенциальной возможности получать в той или иной мере бюджетное финансирование. Это, однако, не меняет процесса по существу - с позиции обеспечения воспроизводства учебного заведения, которое должно получать из внешней среды (рынка услуг, финансового рынка, бюджетной сферы и др.) больше денег, чем первоначально авансировало на покупку факторов производства. Следовательно, стадия реализации в сфере образования также описывается формулой Т - Д. При этом реализуются и первоначально авансированная, и добавочная стоимость (кто бы ни выступал покупателем услуг данной сферы).
Здесь необходимо отметить два обстоятельства. Во-первых, заключительное обратное превращение капитальной стоимости, авансированной вузом, в её первоначальную денежную форму есть функция товарного капитала. Во-вторых, эта функция включает в себя первое превращение добавочной стоимости из её первоначальной товарной формы в денежную форму. Таким образом, в конце процесса кругооборота капитальная стоимость находится опять в той же форме, в которой вступила в него. Следовательно, в качестве денежного капитала она может открыть и совершить данный процесс снова.
Именно потому, что исходная и заключительная формы являются формами денежного капитала (Д), такой процесс кругооборота называется кругооборотом денежного капитала. В конце процесса оказывается изменившейся не форма, а только величина авансированной стоимости [2. С. 50, 51].
Мы так подробно проанализировали процесс кругооборота капитала потому, что именно на завершающей его стадии (Т - Д') осуществляется фактическая реализация услуг высшей школы, а также происходит аккумуляция финансовых ресурсов, необходимых для постоянного воспроизводства как образовательного, так и научно-исследовательского процесса в вузе. Именно привлечение ресурсов от продажи услуг обеспечивает финансирование учебного заведения, а значит, предшествует с точки зрения причинно-следственных зависимостей другим стадиям кругооборота - независимо от
того, из каких источников это привлечение ресурсов осуществляется.
* * *
1. Словарь современной экономической теории Макмиллана. М., 1997.
2. Маркс К. Капитал. Т. 2, кн. 2: Процесс обращения капитала. URL: http://www.esperanto.mv.ru/ Marksismo/Kapital2/
3. Розенберг Д.И. Комментарии к «Капиталу» К. Маркса. М.: Экономика, 1984.
Поступила в редакцию 22.06.11
S. V. Borzov
Higher school teaching in the context of classical model of capital movement
We consider the methodological reproduction problems of the scientific pedagogical potential on the basis of the rotation analysis of resources, educational services and incomings in the higher school by applying the model of capital movement.
Keywords: higher education, higher educational institution, scientific pedagogical potential, factor of production, rotation, stage, phase, money, capital, service, product, extra cost.
Борзов Сергей Васильевич,
кандидат экономических наук, доцент
ГОУ ВПО «Государственный университет управления»
109542, Россия, г. Москва, Рязанский просп., 99
E-mail: [email protected]
Borzov S.V., candidate of economics, associate professor State Institute of Management 109542, Moscow, Ryazansky pr., 99 E-mail: [email protected]