Научная статья на тему 'Образовательные услуги в контексте структурно-функционального анализа'

Образовательные услуги в контексте структурно-функционального анализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яровая Наталья Сергеевна

В статье обобщаются различные научные подходы к выявлению структуры и содержания образовательной услуги как системообразующей категории современной мировой образовательной системы, предлагается авторский (многофункциональный) подход к структурированию содержания данного понятия, на основании которого дается авторская трактовка образовательной услуги и выявляются ее специфические черты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательные услуги в контексте структурно-функционального анализа»

Н. С. Яровая

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ В КОНТЕКСТЕ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА Аннотация

В статье обобщаются различные научные подходы к выявлению структуры и содержания образовательной услуги как системообразующей категории современной мировой образовательной системы, предлагается авторский (многофункциональный) подход к структурированию содержания данного понятия, на основании которого дается авторская трактовка образовательной услуги и выявляются ее специфические черты.

Annotation

It is summarized in the article the scientific approaches to discovering the educational services structure and content as a backbone category of the modern world education system, suggested the author’s ( multifunctional ) approach to the structuring the content of this definition on which basis is given the author’s interpretation of educational service and are investigated it’s specific features.

2009 № 1

Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»

Ключевые слова

Мировая образовательная система, образовательная услуга, общественное благо, образовательная программа.

Key words

World education system, educational service, educational program.

В рамках функционирования современной мировой экономики в международные трансакции вовлекаются различные субъекты национальных экономик, в том числе и традиционно создающие общественные блага. В частности, в свете общемировых тенденций развития, связанных с глобализацией мировой экономики, международной интеграцией, транснационализацией бизнеса, повышением роли социального фактора в инновационном развитии общества, актуализируется вопрос о превращении образовательных услуг (ОУ) в «торгуемые». По прогнозам ЮНЕСКО, к 2010 году общемировая численность иностранных студентов достигнет 3,7 млн. человек. При этом уже сложившееся мировое образовательное пространство требует своей идентификации с позиций единообразного восприятия сущности объектов, субъектов, а также способов, видов и форм международных трансакций с образовательными услугами, в совокупности формирующих мировую образовательную систему (МОС). Предметом исследования в данной статье является первый из вышеназванных элементов МОС. Для России этот аспект приобретает особую значимость в связи с переходом на международные стандарты в сфере высшего образования.

Системообразующей категорией современной МОС является «образовательная услуга» единой научной трактовки, которой в российской и зарубежной литературе нет.

Можно выделить ряд подходов, по-разному определяющих ОУ и ее роль в современном обществе.

С позиций экономической теории благ, то есть ориентации на удовлетворение потребностей индивида (индивидуальное благо) либо общества (общественное благо), общепризнано, что ОУ необходима и полезна не только производителю продукта и потребителю — собственнику этого продукта, но и другим людям, всему обществу. При таком подходе мы сталкиваемся с широко распространенным и укоренившимся в массовом сознании представлением об образовании как общественном благе, которое должно быть доступно каждому, кто хочет и способен обучаться. Не случайно право на образование сегодня входит в число основополагающих прав человека, сопредельных с правом на жизнь и труд, и постепенно приобретает статус глобального общественного блага посредством внедрения принципов доступности образования и равенства возможностей в его получении.

Одновременно ОУ является и индивидуальным благом, так как сама образовательная деятельность соответствующего учреждения ориентирована на конечного потребителя, в качестве которого выступает выпускник—специалист. Полученная им образовательная услуга в полном объеме становится его собственностью — «частным индивидуальным благом» чело-века-специалиста, который выставляет свои знания, способности, умения и (если он есть) талант на торги на рынке труда, сам назначает себе цену («цена продавца»), по которой он хотел бы быть проданным, но может и не быть куплен. Вуз имеет от этого лишь косвенную выгоду: чем дороже стоят на

рынке труда его выпускники, тем выше его престиж, тем выше может быть стоимость обучения.

Соответственно образовательная услуга предстает как смешанное благо, удовлетворяющее личные и общественные потребности [1, с. 12-13].

В то же время некоторые ученые определяют образовательную услугу как «квазиобщественное благо» [2], которое по своей природе и предназначению не относятся к общественным, но обеспечивает государству большие выгоды. Нередко часть образовательных услуг (например, начальное и среднее образование) относят к общественным, а другую часть (высшее, послевузовское, профессиональное) к квазиобще-ственным благам.

С позиций процессного подхода, в основе которого экономическая деятельность образовательного учреждения, удовлетворяющая спрос человека на обеспечение образовательных потребностей, образовательная услуга отождествляется с образовательной программой [3, с. 21-22].

С точки зрения результата образовательная услуга трактуется как:

- комплекс учебной и научной информации, передаваемой в виде суммы знаний и практических навыков для последующего применения

[4];

- результат учебной, управленческой и финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения, направленной на удовлетворение производственного спроса на подготовку рабочей силы, то есть как образовательный продукт[5];

- инновации, так как результатом оказания образовательных услуг могут быть знания, умения, навыки потребителя, приобретенные в принципиально новой сфере [6];

- «результат человеческого труда, хозяйственной деятельности, представленный в материально-вещественной

форме (материальный продукт), в духовной, информационной форме (интеллектуальный продукт) либо в виде выполненных работ и услуг» [7, с. 776]. Образовательный же процесс включает не только вышеперечисленные элементы, но и производство «человека образованного», «специалиста». Выпускники образовательных учреждений признаются объектом образовательной услуги [8, с. 543];

- интеллектуальный потенциал, передаваемый с помощью информационных источников человеческим ресурсам путем инновационных методов. Формируемый таким образом интеллектуальный продукт способствует достижению уровня компетентности личности, максимально приближенного к требованиям субъектов рынка труда, что позволяет повысить степень востребованности выпускника [9];

- полезный эффект от специфического вида деятельности в сфере образования, выражающийся в получении обучающимися определенного набора знаний, умений и навыков, что позволяет накапливать их интеллектуальный капитал [2, с. 12-13].

Проведенный обзор свидетельствует о необходимости иного, в авторском понимании, многофункционального подхода к выявлению содержания образовательной услуги как объекта складывающихся по поводу ее производства, распределения, обмена и потребления экономических отношений в национальном и мировом образовательном пространстве. При этом будем исходить из целевой установки образовательного процесса - формирования компетентности человека как специалиста, а также необходимости наполнения ОУ конкретными методическими, техническими действиями, ориентированными на формирование адаптивности выпускника к условиям и требованиям национального и мирового рынков труда. Такой подход позволяет структури-

ровать ОУ как единство трех элементов

- целевого содержания, обеспечивающего наполнения и подкрепления образовательного процесса (см. рис. 1).

В результате образовательную услугу можно определить как комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых институционализированными субъектами национального и мирового образовательного пространства возможностей для приобретения человеком знаний и умений (компетенций), совокупности обеспечивающих их методических приемов, технических средств и инструментов реализации интеллектуальной активности специалиста с целью удовлетворения образовательных по-

требностей человека, бизнеса, общества и государства.

Раскрытие содержания ОУ предполагает выделение не только ее критериальных характеристик, но и ее специфических свойств. Среди последних, традиционным для услуг в целом, выделяют: неосязаемость, неотделимость

(единовременность производства и потребления), непостоянство качества и недолговечность (невозможность хранения) [10], а также более высокую степень государственного протекционизма в сфере услуг, частичную государственную собственность; специфичность поставки услуг по каналам международной торговли и др. [11, с. 46].

З.Дополни

тельные

услуги

(подкреп-

ление)

Академическая

мобильность

Грантовое финансирование

Целевая подго-

Консультирование по вопросам составления индивидуальной карьеры

Имидж образовательного учреждения

Повышение квалификации

Помощь выпускникам в трудоустройстве

Содержание образовательной программы

Материальные

ресурсы

Компетенция

специалиста

Документ об образовании

Профессорско-преподавательский состав

Способы и формы обучения

І.Целевое

содержание

ОУ

2. Обеспечивающее наполнение ОУ

Рис. 1. Авторская схема содержания категории «образовательная услуга»

товка

Применительно к ОУ перечисленные свойства приобретают и определенную конкретизацию. Так, неосязаемость услуг означает, что, в отличие от материальных товаров, их нельзя увидеть, попробовать, потрогать, услышать или уловить их запах до того, как они будут приобретены. Например, абиту-

риент, поступающий в вуз, не имеет возможности точно узнать, какова будет отдача от полученных знаний в будущем до тех пор, пока не завершит свое обучение. Чтобы уменьшить неопределенность, при выборе высшего учебного заведения он анализирует внешние признаки или очевидность качества услуги

(«осязаемые доказательства»), которыми могут служить рейтинг вуза, его материально-техническая база, стоимость обучения и т. д.

Далее, ОУ неотделима от ее субъектов — обучающегося и преподавателя и оказывается, как правило, при их непосредственном личном общении. Это означает, что важным условием оказания услуги является личность преподавателя и качества самой образовательной организации. В то же время студент, являясь непосредственным участником процесса оказания ОУ, равно как и преподаватель, влияет на итоговый результат. Без проявления воли обучающегося невозможно обеспечить получение знаний, умений и навыков. В связи с этим достаточно сложно определить результат услуги.

Непостоянство качества означает, что оно подвергается значительным изменениям в зависимости от того, кто, когда, где и как ее предоставляет. Отсюда следует, что качество обучающих действий в значительной степени зависит от уровня образовательных программ, квалификации и компетентности преподавателей, качества обеспечивающих ресурсов и менеджмента. Например, любая замена преподавателя неизбежно влечет за собой изменение как процесса, так и результата оказания ОУ.

Невозможность хранения услуг в сфере образования несколько смягчена, так как существует возможность заранее частично подготовить и зафиксировать учебную информацию в виде учебников, методических указаний, обучающих программ и др.

С развитием информационных технологий увеличивается скорость устаревания знаний и появляется необходимость в проведении постоянного мониторинга образовательных программ на соответствие современным требованиям развития науки, техники и бизнеса. Одновременно возникает вопрос о

сохраняемости/несохраняемости полученной информации индивидуумом. Можно утверждать, что для ОУ характерна несохраняемость в виде «естественного для человека забывания полученной информации» [12, с. 28], однако подобный физиологический процесс варьируется в зависимости от способностей обучаемого.

Невозможность хранения услуг порождает некоторые сложности при существенных колебаниях спроса на предлагаемые услуги. Одной из стратегий поддержания оптимального соотношения между спросом и предложением, широко применяемых в зарубежных вузах, является расширение спроса в непопулярное время. Например, во время летних каникул начинают работу «летние школы», предлагающие дополнительные курсы, программы повышения квалификации, возможность ускоренного прохождения некоторых дисциплин, входящих в основной учебный план.

Кроме того, следует отметить, что в мирохозяйственной сфере ОУ являются фактором активизации международного научно-технического и производственно-инвестиционного сотрудничества, определяют потоки международной миграции рабочей силы, обеспечивают изменения качественных характеристик международной торговли.

Современные национальные доктрины образования исходят из первостепенной важности обеспечения доступности и равенства в получении образования, что определяет высокую степень, с одной стороны, протекционизма на национальных рынках ОУ, с другой

- стремления к унификации и стандартизации качественных параметров систем образования на международном уровне.

Помимо вышеперечисленного, ОУ обладают также свойством сезонности, которое характеризуется:

- относительной длительностью оказания услуги (например, Болонской декларацией вводится формула «3-5-8», отражающая минимально необходимые сроки подготовки специалистов на всех уровнях: обучение от 3 до 4 лет для получения степени бакалавра, 5 лет для получения степени магистра и 8 лет для получения «докторской» степени (РШ))[2, с. 5];

- отсроченностью выявления результативности и зависимостью результатов от условий будущей работы и жизни выпускника;

- необходимостью дальнейшего сопровождения услуг, что может заключаться в проведении для бывших выпускников вуза специальных семинаров, посвященных инновациям в сфере их профессиональной деятельности [3,

с. 28].

Автор разделяет позицию Курова В.С. [14, с. 55-56], который, исходя из регламента процесса реализации ОУ, выделяет еще ряд специфических характеристик, среди которых:

• оказание ОУ в процедурной форме и определенном порядке, устанавливаемом методологией и дидактическими принципами обучения;

• строгая адресная направленность, то есть ориентированность на совершенно определенный, достаточно ограниченный круг лиц, который определяется целями, задачами и условиями обучения, предусматривающими предварительный образовательный уровень обучающихся, их потребности в области образования, а также образовательные методики и технологии;

• групповой/индивидуальный характер оказания ОУ, если обучающие действия совершаются в отношении группы лиц или одного лица;

• наличие определенных требований к субъектам ОУ: образовательное учреждение должно иметь свидетельство о государственной регистрации, лицензию на ведение образовательной

деятельности, преподаватель - соответствующую квалификацию, обучающийся - определенную подготовку, способности, здоровье.

Таким образом, выделенные специфические свойства подтверждают справедливость авторской интерпретации ОУ как трехуровневой системы с целевыми, содержательными и дополнительными параметрическими характеристиками.

Библиографический список

1.Филиппова Д. Г. Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг в трансформируемой экономике России. / Автореф. дис. на соискание ученой степени к.э.н., 08.00.05 - Воронеж.: ВГУ, 2003. - 25 c.

2.Stiglitz J. Globalization and Its Discontents, ch.5 - N.Y., L.,2002.

3.Киселев И. Обновление учебных программ [Текст]: монография. - СПбГУ.: 1998. - 157 c.

4.Лукашенко М. Рынок образовательных услуг: десять лет спустя [Текст]/ М. Лукашенко. //Высшее образование в России. - 2003. - №1. - С. 40-52.

5.Крухмалева О.В. Современные тен-

денции в получении образовательных услуг [Текст]/А.В. Крухмалева. //Социологические исследования. -

2001. - №9. - C. 83-88.

6.Панкрухин А.П. Цена образования [Текст]/ А. Панкрухин. //Alma Mater. -1997. - №5. - C. 24-29.

7.Большой экономический словарь. -М.: Институт новой экономики, 1999. -1248 с.

8.Браверманн А. Маркетинг в российской экономике переходного периода. [Текст] - М.: Экономика, 1997. - 639 c.

9.Фомина С.Ю. Маркетинг образовательных услуг при подготовке востребованных специалистов в регионах России./ Автореф. дис. на соискание ученой степени к.э.н., 08.00.05. - Волгоград: ВГТУ, 2008. - 24 с.

10.Котлер Ф. Основы маркетинга. [Текст]: /Пер. с англ. - М.: Ростинтер,

1996. - 918 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11.Пузакова Е.П. Мировая экономика и

международные экономические отношения. [Текст]: учеб.пособ. для вузов. -Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. - 442

c.

12.Грязнова А.Г. Болонский процесс: основные вехи на пути к «Европе знаний». [Текст]/А.Г. Грязнова. //Вестник Финансовой академии. - 2004. - №1 (29). - С. 24-29.

13.Панкрухин А.П. Маркетинг образо-

вательных услуг: методология, теория и практика. [Текст] /А.П. Панкрухин. -М.: Интерпракс, 1995. - (он-лайн версия книги: http://www.koism.rags.ru,

http://www.marketologi.ru).

14.Куров В.С. Образование и гражданское право [Текст]: учебник для вузов -М., Готика, 2004. - 432 с.

Bibliographical list

1.Fillipova D.G. Interaction of work-force market and market of educational services in transforming economy of Russia / Autoref.of dissertation work for applying for of economic science degree., 08.00.05

- Voronezh.: VGU, 2003. - 25 p.

2.Стиглиж Дж. Отрицательные эффекты глобализации. - Нью-Йорк.: Л, 2002.

3.Kiselev I. Updating of educational programs [Text]: monography. - SPb.:1998. -157 p.

4.Lukashenko M. Market of educational services: ten years afterwards [Text]/ Lukashenko M. // Higher education in Russia.

- 2003. - № 1. - P. 40-52.

5.Kruxmaleva O.V. Modern tendencies in obtaing the educational services [Text]/ Kruxmaleva O.V.//Sociologic researches. -2001. -№ 9. - P. 83-88.

6.Pankruhin A. P. The price of education [Text]/ Pankruhin A. P. // Alma Mater. -

1997. -№ 5. - P. 24-29.

7.Big economic vocabulary. - М.: Institute

of New Economy, 1999. - 1248 p.

8.Bravermann A. Marketing in Russian transitive economy. [Text]. -M.: 1997. -639 p.

9.Fomina S.U. Marketing of educational services in preparing demanded specialists in Russian regions. Autoref.of dissertation work for applying for of economic science degree., 08.00.05 - Volgograd.: VGTU, 2008. - P. 24.

10.Kotler F.The basics of marketing. [Text]:/Translat.from english. M.:Rosinter, 1996. - 918 p.

11.Puzakova E.P. World economy and international relationships. [Text]. work book for universities. - Rostov-on-Don..: Feniks, 2004. - 442 p.

12.Griaznova A.G. Bolone process: the main stages on the way to “Europe of knowledge”. [Text]:/ Griaznova A.G.// Vestnik of Financial Academy - 2004. - -№ 1 (29) - P. 24-29.

13.Pankruhin A. P. Marketing of educa-

tional services: methodology, theory and practice. [Text]/ Pankruhin A. P. - M.: In-terpraks, 1995. - (book on-line version: htpp:// www.koism.rags.ru, htpp://

www.marketologi.ru).

14. Kurov V.C. Education and civil law. [Text]: work book for universities. -M.:2004. - 432 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.