Научная статья на тему 'Образовательные учреждения как объект управления'

Образовательные учреждения как объект управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1768
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / MANAGEMENT / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / NON-PROFI T ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губарева Л.И., Волобуева А.А., Сорокина Е.Н.

Среди всего многообразия некоммерческих организаций общеобразовательные учреждения отличаются наибольшим консерватизмом и замкнутостью, что значительно осложняет процесс совершенствования управления ими. Высшие учебные заведения, обеспечивающие идейное наполнение инновационных процессов, уже переориентировали свою деятельность на разработку теоретико-методического обеспечения управленческого воздействия и реализацию его результатов в практике управления. Общеобразовательные учреждения лишь сейчас приходят к пониманию преимуществ профессионального менеджмента, стремятся к совершенствованию структур управления и комплексному использованию в практике управления ими инструментария эффективного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губарева Л.И., Волобуева А.А., Сорокина Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A CONTROL OBJECT

Among the variety of non-profi t organizations, educational institutions have the highest conservatism and insularity, which signifi cantly complicates the process of governance. Higher education institutions, providing the content of the innovation processes, have already refocused its activities on the development of theoretical-methodological support of managerial impact and implementation of its results in practice management. Educational institutions are only now coming to realize the advantages of professional management are committed to improving governance structures and complex to use in practice management tools of effective management.

Текст научной работы на тему «Образовательные учреждения как объект управления»

УДК З5З.З

UDC З5З.З

Л.И. ГУБАРЕВА

кандидат педагогических наук, кафедра профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет E-mail: tatina0711@yandex.ru А.А. ВОЛОБУЕВА

студент 5 курса, Орловский государственный университет

E-mail: tatina0711@yandex.ru Е.Н. СОРОКИНА

магистр, Орловский государственный университет E-mail:tatina0711@yandex.ru

L.I. GUBAREVA

Сandidate of Pedagogics, Department of vocational education and business, Orel State University E-mail: tatina0711@yandex.ru A.A. VOLOBUYEVA Student of the 5th course, Orel State University E-mail: tatina0711@yandex.ru E.N. SOROKINA Master, Orel State University E-mail:tatina0711@yandex.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A CONTROL OBJECT

Среди всего многообразия некоммерческих организаций общеобразовательные учреждения отличаются наибольшим консерватизмом и замкнутостью, что значительно осложняет процесс совершенствования управления ими.

Высшие учебные заведения, обеспечивающие идейное наполнение инновационных процессов, уже переориентировали свою деятельность на разработку теоретико-методического обеспечения управленческого воздействия и реализацию его результатов в практике управления. Общеобразовательные учреждения лишь сейчас приходят к пониманию преимуществ профессионального менеджмента, стремятся к совершенствованию структур управления и комплексному использованию в практике управления ими инструментария эффективного менеджмента.

Ключевые слова: управление, образовательные учреждения, некоммерческие организации.

Among the variety of non-profit organizations, educational institutions have the highest conservatism and insularity, which significantly complicates the process of governance.

Higher education institutions, providing the content of the innovation processes, have already refocused its activities on the development of theoretical-methodological support of managerial impact and implementation of its results in practice management. Educational institutions are only now coming to realize the advantages of professional management are committed to improving governance structures and complex to use in practice management tools of effective management.

Keywords: management, educational institutions, non-profit organizations.

Разработка теоретических подходов к эффективному управлению общеобразовательными учреждениями является целесообразной и необходимой, так как наибольший удельный вес в структуре системы образования, отличающейся видовым разнообразием, имеют некоммерческие организации, относящиеся к системе общего образования. Роль и значение некоммерческих общеобразовательных учреждений объясняется не только их многочисленностью, но и кругом решаемых проблем, отличающихся особой важностью для государства [1, 2, 3].

Концепция управления некоммерческими общеобразовательными учреждениями представляет собой совокупность взглядов на проблему эффективного управления организациями системы общего образования.

В основе концепции лежит детерминированный автором подход к определению содержания управления общеобразовательными учреждениями, под которым

понимается целенаправленная деятельность, обеспечивающая конкурентоспособное функционирование и обязательное развитие общеобразовательного учреждения на основе анализа ситуации на рынке, собственного управленческого опыта и с учетом развития теории управления [2, 6].

К общим функциям в концепции относятся функции, традиционно включаемые в данную группу, такие как планирование, организация, мотивация, контроль, координация, анализ. Группа специфических функций была сформирована в соответствии с особенностями образовательных учреждений как объекта управления. В данную группу вошли функции системного анализа, це-леполагания, регулирования, поддержания стабильного функционирования, развития образовательного учреждения и инновационных процессов. В соответствии с концепцией основополагающими правилами для осуществления эффективного управления образователь-

© Л.И. Губарева, А. А. Волобуева, Е.Н. Сорокина © L.I. Gubareva, A.A. Volobuyeva, E.N. Sorokina

ными учреждениями являются принципы управления. Научное приращение автора заключается в выделении группы специфических принципов управления общеобразовательными учреждениями, а также в определении состава данной группы [2, 6].

Таким образом, концепция управления некоммерческими общеобразовательными учреждениями представляет собой подход к группировке, сочетанию и взаимообусловленности используемых в управлении образовательными учреждениями функций управления и функций управляющих, общих и специфических принципов управления в соответствии с теоретическими предпосылками к формированию основного содержания управления образовательными учреждениями.

В настоящее время некоммерческие образовательные учреждения подлежат общественной и государственной оценке.

Однако оцениваемыми параметрами при этом выступают различные аспекты образовательной деятельности. Как правило, образовательные учреждения оцениваются с позиций качества и доступности образования, соответствия лицензионным требованиям, уровня и содержания воспитательной работы. Получить комплексное представление об образовательных учреждениях как об объекте управления, используя разработанные государственными, областными и муниципальными органами управления образованием показатели, невозможно [2].

В этой связи нами была сформирована система показателей, позволяющих количественно охарактеризовать образовательные учреждения как объект управления [6].

Система показателей включает в себя три подсистемы, элементы которых характеризуют условия осуществления и ресурсное обеспечение процесса оказания образовательных услуг, непосредственно процесс оказания образовательных услуг и его развитие, а также результативность оказания образовательных услуг.

Оценивая содержательность данной системы, можно сделать вывод о том, что набор ее структурных составляющих является достаточным для объективного анализа и принятия обоснованных управленческих решений.

Система включает в себя элементы, представленные относительными показателями, выраженными в процентах, или средними значениями. Значения элементов, полученные в результате обработки данных по 57 общеобразовательным учреждениям, расположенным в ЦФО, визуализируются в трех вариантах: максимальное /среднее/ минимальное значение для исследуемых образовательных учреждений [1, 2, 5, 6].

Применение системы показателей в практике текущего управления некоммерческими общеобразовательными учреждениями позволяет повысить оперативность принятия управленческих решений, что в условиях конкурентной среды является тождественным эффективному управлению.

На практике организации, оказывающие образо-

вательные услуги, функционируют в схожих условиях, однако добиваются различных результатов. Дифференциация образовательных учреждений вызывает необходимость проведения их сравнительного анализа.

Основными этапами реализации подхода к сравнительной оценке некоммерческих общеобразовательных учреждений являются.

1. Определение критерия компарирования и формирование набора оцениваемых параметров.

2. В качестве критерия объективного оценивания и компарирования образовательных учреждений следует рассматривать эффективность управления. Учитывая тот факт, что образовательные учреждения являются некоммерческими организациями, рассчитать эффективность управления как соотношение достигнутого результата, выраженного в стоимостных показателях, и затрат на его получение, не представляется возможным, поэтому в работе предлагается оценивать эффективность менеджмента с позиции определения эффекта управления, складывающегося из двух составляющих: социально-экономической и социальной эффективности.

3. Расчет интегрального показателя результативности управления, определяющего уровень воздействия оцениваемых показателей (факторов) на состояние объекта управления.

4. Разработка шкалы, устанавливающей диапазон значений высокой, средней и низкой эффективности управления.

5. Ранжирование образовательных учреждений в зависимости от уровня эффективности управления.

6. Интерпретация полученных результатов.

Оценка эффективности управления образовательным учреждением является основанием для принятия управленческих решений двух типов: экзогенных и эндогенных [1, 2, 5, 6].

Экзогенные решения принимаются менеджерами государственных и муниципальных органов управления образованием по поводу распределения финансовых средств.

Образовательные учреждения, получившие высокое значение интегральной оценки эффективности управления и вошедшие в группу образовательных учреждений с высоким уровнем эффективности управления, могут претендовать на преимущественное финансирование из бюджетов различных уровней. Общеобразовательные учреждения, отличающиеся средним уровнем эффективности управления, целесообразно поощрять, осуществляя им адресные выплаты из средств областного и муниципального бюджетов. Финансирование образовательных учреждений с низким уровнем эффективности управления необходимо осуществлять лишь на уровне выполнения обязательных требований.

На эндогенном уровне результаты реализации данной методики являются основанием для принятия управленческих решений с различным горизонтом планирования. Высокий уровень эффективности

управления свидетельствует о совершенстве текущего управления и необходимости решения управленческих задач, обеспечивающих развитие образовательного учреждения в долгосрочной перспективе. Менеджеры образовательных учреждений, получивших интегральную оценку эффективности управления на среднем и низком уровне, должны сосредоточить свою деятельность на среднесрочном и текущем управлении.

Некоммерческие организации системы общего образования целесообразно рассматривать с административных, экономических, социокультурных и организационно-педагогических позиций. Так, в административном плане организации системы общего образования представляют собой структуры, необходимые для реализации таких функций, как планирование, распределение ресурсов, контроль за их использованием и т.д. [1, 2].

С экономических позиций общеобразовательные учреждения являются системами, в которых наиболее полно решаются задачи соответствия объекта и субъекта управления. В социокультурном плане на уровне образовательного учреждения, прежде всего, решаются задачи учета в образовании местных культурно-исторических особенностей и традиций, специфики общественных образовательных запросов, связи образования с другими сферами общественной жизни и, соответственно, задачи превращения образования в фактор социокультурного развития территории и страны [1, 4].

С организационно-педагогических позиций организации системы образования представляют собой единый целостный образовательный комплекс, который мобилизует, интегрирует в себе образовательный потенциал, его финансово-экономические, материально-технические, кадровые, научно-методические и прочие составляющие.

Отмеченные особенности определили основную цель моделирования управления организациями системы общего образования - согласование и развитие многоаспектных отношений, возникающих в образовательных учреждениях, представляющее собой закономерное, целесообразное, управляемое позитивное изменение организации и ее управляющей системы, приводящее к достижению качественно новых резуль-

татов образования, воспитания и развития личности и общества [1, 4].

Особенности семантического представления данной модели заключаются в выделение субъектов управления, объектов управления и управленческого взаимодействия. Последняя характеристика является доминантной, так как подчеркивает наличие прямой и обратной связи в организационных отношениях, возникающих в процессе управления образовательными учреждениями. Под управленческим взаимодействием в работе понимается систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного уровня в целях обеспечения эффективной деятельности образовательного учреждения [1, 4].

Управленческое взаимодействие осуществляется посредством информационного обмена между субъектом и объектом управления. От субъекта управления в образовательные учреждения поступают требования и запросы к организациям системы общего образования со стороны общества и государства, нормативно-правовая информация, распорядительные документы, численные границы контролируемых параметров, (информационные потоки 8183), внутренние установки и регламенты, сведения об организационном построении, плановые и другие документы, регламентирующие внутренний распорядок (информационный поток 84), а также нравственные установки и формализованные потребности получателей образовательных услуг (информационный поток 85). Общим в содержании информационных потоков, исходящих от объекта управления (0105), является то, что в них содержится информация о достигнутых благодаря эффективному управлению результатах [1, 4].

Позиционирование управления некоммерческими организациями системы общего образования как управленческое взаимодействие и целесообразная организация циркуляции информационных потоков позволяет формировать в образовательных учреждениях климат, благоприятствующий организационным изменениям, что является основание для прогнозирования повышения эффективности управления в организациях, осуществляющих управление в соответствии с моделью [6].

Библиографический список

1. Кузнецов В. Ф. Система высшего профессионального образования в муниципальном городе России. Монография. Москва, РАО, ИОСО. 2002.

2. Губарева Л.И. Кадровая логистика // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. ООО «Научное обозрение». 2012. №7. С.133-144.

3. Серебрякова Н.А. Концептуальные основы организации и осуществления управленческого консультирования для обеспечения эффективности менеджмента организации // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. ООО «Научное обозрение». 2013. №5. С.37-49.

4. Губарева Л.И. Характеристика основных интерактивных методов обучения // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. ООО «Научное обозрение». 2013. №1. С.133-144.

5. Петрухина Е.В. Инфраструктурная стратегия инновационного развития регионов // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. ООО «Научное обозрение». 2013. №1. С.58-65.

6. Губарева Л.И. Парадигма развития высшего профессионального образования в условиях малого города // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. ООО «Научное обозрение». 2012. №4. С.133-144.

References

1. Kuznetsov V.F. System of higher education in the municipal city of Russia. Monograph. Moscow, Russian joint stock company, IOSO. 2002.

2. Gubareva L.I. Personnel logistics//Theoretical and applied questions of economy and services sector. OOO «Nauchnoye obozreniye». 2012. № 7. Pp. 133-144.

3. Serebryakova N.A. Conceptual bases of the organization and implementation of administrative consultation for ensuring efficiency of management of the organization//Theoretical and applied questions of economy and a services sector. OOO «Nauchnoye obozreniye». 2013. № 5. Pp. 37-49.

4. Gubareva L.I. Characteristic of the main interactive methods of training//Theoretical and applied questions of economy and services sector. SLL «Nauchnoye obozreniye». 2013. № 1. Pp. 133-144.

5. Petrukhina E.V. Infrastructure strategy of innovative development of regions//Theoretical and applied questions of economy and services sector. SLL «Nauchnoye obozreniye». 2013. № 1. Pp. 58-65.

6. Gubareva L.I. Paradigm of development of higher education in the conditions of a town//Theoretical and applied questions of economy and a services sector. SLL «Nauchnoye obozreniye». 2012. № 4. Pp. 133-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.