УДК 004:378 ББК 73+74.58 Д - 25
Девтерова Зурета Руслановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета информационных систем в экономике и юриспруденции Майкопского государственного технологического университета, т.: (8772) 571239.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОТКРЫТОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
(рецензирована)
В статье раскрыты принципы организации процесса дистанционного обучения, позволяющие создать специальную среду в любом географическом пункте и обусловленные дидактическими задачами высшей школы.
Ключевые слова: дистанционное обучение, Интернет, информационно - образовательная среда, информационные и телекоммуникационные технологии, электронное обучение.
Devterova Zureta Ruslanovna, Cand. of Pedagogics, senior lecturer of the chair offoreign languages, faculty of information systems in economics and law, of Maikop State Technological University, tel.: (8772)571239.
EDUCATIONAL TECHNOLOGIES OF OVERT REMOTE TEACHING
The author of the article sites principles of organization of remote teaching process, which allows to create special medium in any geographical part and conditioned with didactic aims of high school.
Keywords: remote teaching, Internet, information-educational medium, information and
telecommunication technologies, electronic teaching.
Дистанционное образование является интенсивно развивающейся сферой применения информационных и коммуникационных технологий. Это объясняется тем, что современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий предлагает реальную возможность практического воплощения в жизнь девиза ЮНЕСКО: «Образование для всех и на протяжении всей жизни», согласно которому любой человек, независимо от его возраста, места проживания, вида профессиональной деятельности, физических и физиологических возможностей должен иметь необходимые условия для непрерывного повышения своего профессионального и образовательного уровня.[1]
Сегодняшний уровень развития информационных и коммуникационных технологий закладывает реальный фундамент для создания глобальной системы дистанционного образования - одной из перспективных и эффективных систем подготовки специалистов. В «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования (ЕСДО) в России» под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационнообразовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. В Концепции отмечается, что ЕСДО не является антагонистичной по отношению к существующим очным и заочным системам обучения, так как она естественным образом интегрируется в эти системы, совершенствуя и развивая их, способствует развитию непрерывного образования населения. [2]
Предпосылкой возникновения и последующего развития дистанционного обучения стало расширение сферы использования Интернет-технологий во всех сферах жизни и деятельности, в том числе и в образовании. Изучение Интернет-технологий и программного обеспечения для работы в Интернете является обязательной частью любой вузовской (а иногда и школьной) программы. Со временем Интернет стал не только объектом изучения, но и превратился в среду, в которой можно вести полноценное обучение желающих.
Сейчас термин «дистанционное обучение» (distant learning) стал синонимом понятия «электронное обучение» (e-learning) или «онлайновое обучение» (online learning), означая, на самом деле, не только обучение через Интернет. Таким образом, дистанционное (или онлайновое) обучение - это такая методика, при которой преподаватель и студент, будучи разделены в пространстве и
времени, используют для всех видов учебной деятельности Интернет-технологии (для изучения материала, сдачи тестов, консультаций, общения в процессе всего обучения, а иногда и итогового контроля).
В качестве особенностей дистанционного обучения принято выделять следующие его черты:
Гибкость. Обучаемые по системе ДО, как правило, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров или лабораторных работ, а работают в удобном для себя режиме (по месту, времени и темпу занятий), что предоставляет определенные преимущества тем, кто не может или не хочет изменить привычный уклад жизни. Для включения в учебный процесс не существует кого-либо образовательного ценза: каждый может начинать свое образование с любого выбранного уровня, продолжать его столько, сколько это необходимо для индивидуального освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам. Возможно параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства.
Модульность. В основу учебных планов ДО положен модульный принцип, в соответствии с которым отдельные курсы создают целостное представление об определенных предметных областях, что позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям обучаемых.
Экономическая эффективность. Сравнительная оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится примерно на 50 % дешевле традиционных форм образования. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации учебного материала, ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования учебных площадей и технических средств. В то же время следует учитывать, что дистанционное обучение требует значительных начальных капиталовложений не только для создания технической базы, но и для подготовки электронных учебников, методических материалов, разработки тестов и контрольных заданий.
Новая роль преподавателя. На преподавателя возлагаются такие функции, как координирование учебного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и т.п. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональной подготовке. Как правило, асинхронное взаимодействие обучаемых и преподавателя в системе ДО предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Средствами асинхронного взаимодействия являются электронная почта и компьютерные сети.
Специализированный контроль качества обучения. В качестве форм контроля в ДО используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы и т.д. Следует особо подчеркнуть, что решение проблемы контроля качества ДО, его соответствия образовательным стандартам имеет принципиальное значение для успеха всей системы ДО и признания ее традиционными учебными заведениями. Поэтому для осуществления контроля в ДО должна быть создана единая система государственного тестирования.
Использование специализированных технологий и средств обучения. Технология ДО - это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. Обучающая технология строится на фундаменте определенного содержания, она должна соответствовать требованиям его представления. Предлагаемые к освоению знания аккумулируются в специальных курсах и модулях, предназначенных для ДО и основанных на действующих образовательных стандартах, а также в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и др.; одновременное обращение ко многим источникам учебной информации большого количества обучающихся; общение через сети друг с другом и с преподавателями.[3]
Перечисленные выше особенности, мы считаем наиболее важными для успешного конструирования системы дистанционного образования.
В заключение необходимо отметить, что дистанционное обучение позволяет использовать сложные информационные технологии, которые делают обучение более интересным и увлекательным. Это оказывает позитивное влияние на студента, повышающее его трудолюбие, творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения работать с компьютерной техникой.
Литература:
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 1998.
336 с.
2. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России -М.: Гос. ком. РФ по высш. образованию, 1995. 24 с.
3. Преподавание в сети Интернет: учеб. пособие / отв. ред. В.И. Солдаткин. М.: Высшая школа, 2003. 792 с.