С.Ю. Майданова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЧАСТНЫХ ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИИ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ в.
Анализируется образовательная практика частных женских гимназий середины XIX - начала ХХ в. на предмет условий, факторов становления и развития их образовательных систем. Принимаются во внимание приоритетные направления развития женского образования дореволюционной России и особенности частных учебных заведений в исследуемый исторический период.
Актуализация гуманитарных подходов в педагогической сфере, в том числе и их применения в историкопедагогических исследованиях, своим закономерным следствием имеет обращение к историко-педагогическому наследию дореволюционной России в поисках возможных решений насущных проблем современного образования. Изучение частной школьной практики середины XIX - начала ХХ в. способствует выявлению преемственных связей прошлого, настоящего и будущего, что на новом историческом витке России представляется необходимым для адекватной модернизации отечественного образования.
Общественно-педагогическое движение в России 1860-х гг. на волне демократизации общественной жизни выдвинуло на первый план вопрос о женском образовании в свете повышения его общеобразовательного и научного уровня. Важно отметить, что большая часть дискуссий того времени была посвящена, в первую очередь, интеллектуальному и общекультурному развитию женщин, что выразилось в преимущественно образовательной проблематике. Вопросы воспитания женщин отходили на второй план, что, на наш взгляд, обусловлено именно спецификой государственной политики в области образования. Невысокий уровень интеллектуального и общекультурного образования, признаваемый достаточным для женщины как жены и матери в условиях социальной реальности России до середины XIX в. со стороны официальных кругов, спровоцировал общественный отклик именно в этом направлении [1. С. 116]. Воспитательная же проблематика женского образования ограничивалась, как правило, хорошими манерами, искренностью убеждений и жизненных проявлений [2. С. 15], что достигалось посредством учебного процесса (воспитывающего обучения) и собственно строя школьной жизнедеятельности, основанного на личностном влиянии окружающих взрослых, на межличностных отношениях [1. С. 126]. Различные источники свидетельствуют о том, что высокие нравственные качества наставников лучших частных женских гимназий исследуемого исторического периода, их личностные ценности, транслируемые в образовательное пространство образовательного учреждения, преломлялись в сознании воспитанников и формировали у питомцев ценностные ориентации гуманистической направленности.
Жизнедеятельность частных образовательных учреждений дореволюционной России подробно регламентировалась правительственными постановлениями начиная с XIX в., однако со второй половины этого столетия для женских гимназий были разработаны отдельные положения, что еще раз подчеркивает обособленность образования полов. Впрочем, основные пунк-
ты государственной политики в области образования отражали единую направленность: предписания касались в основном организации учебного процесса на уровне учебных планов, программ, учебных пособий, проведения аттестации воспитанников, правил поведения учащихся вне школы. Методические и внутриорга-низационные вопросы разрабатывались учредителями и педагогами учебных заведений самостоятельно. В этом аспекте необходимо отметить, что значительная часть частных образовательных учреждений, как мужских, так и женских, открывалась при содействии и непосредственном участии известных педагогов того времени, что определяло особое отношение властей к таким школам [1. С. 116]. Большая часть женских гимназий второй половины XIX - начала ХХ в. основывалась группами учителей и осуществляла свою деятельность на коллегиальных началах, где педагоги могли «работать согласно своим принципам» [3. С. 3].
Частные женские гимназии принимали учащихся один-два раза в год на условиях приходящих учениц, полупансионерок или пансионерок. До получения прав гимназий частные учебные заведения испытывали существенные затруднения с пополнением контингента воспитанников, что неблагоприятно сказывалось на материальных условиях существования школ. Важной особенностью частных женских гимназий начиная с 1880-х гг. было то, что они представляли собой своеобразные педагогические комплексы, объединявшие детский сад, начальную и среднюю школы либо «элементарную» и среднюю школы и педагогические классы, дававшие начальное профессиональное образование.
В основе жизнедеятельности лучших женских гимназий лежали четко сформулированные педагогические концепции. Педагогические усилия этих школ были направлены на удовлетворение высших запросов духа учащихся и выработку, насколько это возможно в условиях учебного заведения, миросозерцания у воспитанников. Учителя заботились о сохранении индивидуальности каждого ученика. Руководящим принципом преподавания являлось развитие интереса к знанию и самостоятельной практической деятельности [1. С. 126], что было осуществимо в условиях прикладного характера преподавания практически ценных знаний [4. С. 12-36]. Все это было возможно только при условии, если школа представляет собой живой организм, который развивается «правильно и постепенно, согласно с развитием общественной жизни и науки» [5. С. 17].
В соответствии с педагогическими концепциями женских гимназий целями образования провозглашались: «Возведение женщины, матери и воспитательницы на ту высоту умственного уровня, на котором позволительно и желательно видеть женщину во всяком обра-
зованном обществе» [1. С. 117, 124; 6. С. 3], т.е. постановка женского образования наравне с мужским, в объеме законченного среднего образования и подготовки девушек к высшим учебным заведениям; выработка навыков управления собой, чтобы с наименьшими усилиями достигать наибольших результатов; воспитание у учащихся желания и умения самостоятельно совершенствовать свое образование [2. С. 7]; гармоническое развитие умственных, нравственных и физических сил ребенка «для прочности и основательности развития личности учащегося» [5. С. 14].
Для достижения поставленных целей предлагались следующие задачи: разграничение ступеней общего образования через курс школьного обучения соответственно возрасту учащихся; для каждой ступени определялась своя цель для интеграции всех предметов и утверждения единства преподавания [4. С. 4; 5. С. 14-15]; правильное развитие и накопление физических сил детей; интеграция физического, эстетического, нравственного и умственного развития воспитанников; развитие в детях чувства уважения к выдающимся деятелям отечественной науки, культуры, общества; установление тесного и плодотворного сотрудничества с семьями учащихся.
Спектр средств решения поставленных задач в частных женских гимназиях отличался обширностью и своеобразием. В гимназии Могилянской преподавание каждого предмета начиналось с пропедевтического курса - ранее, чем изучался основной, систематический курс. В младших классах широко использовались беседы, помогающие детям в дальнейшем легко перейти к урочной системе преподавания. Особое внимание в преподавании уделялось установлению широких межпредметных связей. В гимназии Стоюниной практиковались ежемесячные собрания педагогов, отслеживалось преподавание пересекающихся предметов через взаимопосещения уроков учителями для установления межпредметных связей.
Что касается учебных программ, то часть женских гимназий ориентировалась на государственные программы, изданные Министерством народного просвещения, другие школы работали по авторским программам, разработанным педагогами и утвержденным правительством. Пересмотр и своевременная коррекция учебных программ осуществлялась предметными комиссиями [2. С. 8], которые появились в негосударственной школе значительно раньше, чем это было введено правительственными положениями. В частных женских гимназиях был значительно усилен образовательный компонент школьной жизнедеятельности: занятия по естествознанию вводились во всех классах, математические науки преподавались в объеме мужских гимназий, в изучении литературы и истории, в том числе и отечественной, акцентировались культурно-нравственный и культурно-исторические аспекты, интенсифицировалось обучение иностранным языкам -новым и древним и т.д. [1. С. 119, 125; 2. С. 8]. В младших классах практиковались подвижные игры с пением, Фребелевские занятия (гимназия Н.П. Хвостовой) [1. С. 127]. В старших классах в учебный план включались дополнительные предметы: элементарная психология, законоведение, история XIX в., биология и другие, а по желанию - хоровое пение, танцы, дополнительные иностранные языки, рисование. Широко
практиковались экскурсии, как учебные, так и общеобразовательные.
Большое внимание в частных женских гимназиях уделялось воспитанию у учащихся культуры чтения. В гимназии Могилянской была создана специальная библиотечная комиссия из родителей воспитанников, которая занималась вопросами комплектования библиотеки, подбором книг для чтения в каждом классе в соответствии с возрастом учеников и целями образования, из которых составлялись классные библиотеки. Для развития навыков сознательного чтения учащиеся вели специальные тетради, в которых они записывали отзывы о прочитанных книгах. В отдельных случаях разбор книг производился под руководством кураторов или преподавателей, для чего школой был выработан особый вопросный лист [3. С. 11]. В гимназии Л.Ф. Ржевской и ряде других для развития интереса к чтению использовались и литературные беседы под руководством педагогов [4. С. 7].
Дисциплина воспринималась не как внешняя выдержка, но как внутреннее качество личности, подчиняющее человека общим интересам не из страха наказания, а вследствие понимания необходимости такового «во имя справедливости и общей пользы» [1. С. 122; 4. С. 9; 5. С. 18]. Гуманистический подход педагогов этих учебных заведений выразился и в том, что ведущее значение при рассмотрении тех или иных личностных проявлений придавалось не форме, а сути. Трудовая деятельность, игры учащихся использовались как средства личностного развития, формирования в воспитанниках самостоятельности во всех видах их жизнедеятельности. Интересно, что в этом аспекте в педагогических концепциях частных школ [4. С. 6, 10; 5. С. 19] выстраивалась следующая цепочка взаимосвязей: от развития самостоятельности учащихся как средства воспитания воли в трудовой деятельности в стенах школы - к трудовой деятельности в течение всей жизни и к нравственному совершенствованию.
Практически во всех женских частных школах педагоги принципиально отказывались от каких бы то ни было наказаний. Они считали, что воспитывать должны не внешние меры, а нравственный авторитет воспитателей и товарищей. Класс воспринимался как маленькое сообщество, которое своим нравственным влиянием способно воспитать личность для общественной жизни. Влияние воспитательниц было направлено на класс в целом, а не на отдельных воспитанниц: «...через чувство сопричастности к обществу дети охотнее подчиняются руководству и влиянию воспитательницы» [4. С. 9]. Балловая система оценки знаний была заменена отзывами и характеристиками, вследствие того что цифры не отражают фактических успехов учащихся и могут вызвать негативные личностные проявления. Проверки знаний устраивались в ходе учебного процесса, без предварительной подготовки учеников. Они не носили характер экзаменов и не служили основанием для перевода из класса в класс. Решение о переводе ученика обосновывалось его усердием и учебными успехами по всем предметам в течение всего периода обучения (год, полгода и т.д.) и принималось на классном собрании с преподавателями, классным руководителем и заведующими.
Значительное внимание в частных женских гимназиях, как, впрочем, и в большей части негосударственных учебных заведений, уделялось гигиенической организации образовательного процесса. В целях этого в школах реализовывался ряд правил. Особое внимание уделялось соответствию школьной обстановки, мебели, освещения требованиям гигиены умственного труда [1. С. 125; 7. Д. 152. Л. 4, 4 об.]. Расписание составлялось на основе чередования предметов разной направленности, требующих приложения различных личностных сил; первая половина дня отводилась наиболее сложным дисциплинам, которые разделялись физическими упражнениями. Центр тяжести учебной деятельности падал на классные занятия; домашняя работа носила вспомогательный характер. Строго дозировался объем домашних заданий в зависимости от возраста учащихся и уровня их развития, возможностей ребенка и т.д. Перемены между уроками составляли 10-20 мин в зависимости от возраста ребенка (класса) и посвящались гимнастическим упражнениям, подвижным играм, активному отдыху. Физическое воспитание осуществлялось в различных формах: собственно уроки, спортивные праздники, игры на свежем воздухе во время большого перерыва и т.д. [1. С. 125]. В гимназии Стоюниной программой физического развития и ее реализацией занимался П.Ф. Лесгафт, согласно которой физическим упражнениям в сочетании с играми посвящалось по одному уроку ежедневно. За состоянием здоровья воспитанников в частных женских гимназиях следили врачи, проводившие обязательные осмотры дважды в год, осмотры в течение года для выявления возможных заболеваний и коррекции физической нагрузки учащихся.
Ведущее значение для оптимизации жизнедеятельности воспитанников в условиях образовательной системы школы имело классное наставничество (кураторство) [3. С. 10]. В функции классного руководителя входило отслеживание учебных успехов учащихся класса, внеклассного чтения, наблюдение за их поведением, выполнением домашних заданий, осуществление и поддержание взаимодействия с родителями и администрацией школы, заведование классной библиотекой, выдача книг детям и т.д.
Внеклассные собрания учащихся осуществлялись с целью сближения друг с другом и педагогами и осуществлялись в форме бесед, рефератов, чтений, ведения ученических журналов, игр. Для старших классов проводились литературно-музыкальные вечера как незаменимый
фактор духовного общения. Общегимназические праздники, часто сопровождавшиеся драматическими постановками, устраивались в честь памяти выдающихся деятелей и общественных событий [1. С. 120].
Большое значение придавалось сотрудничеству школы и семьи для эффективного достижения целей образования. В качестве форм такого сотрудничества в частных гимназиях можно выделить как традиционные родительские собрания, так и полноценную деятельность родительских комитетов. Но, в отличие от государственных учебных заведений, вне зависимости от выбранной формы взаимодействия школы и семьи особенностью родительских организаций частных женских гимназий являлось совместное обсуждение педагогических вопросов учителями, администрацией и родителями. Родительской организации гимназии М.Д. Могилянской, например, принадлежало право устройства классных и общих собраний совещательного характера, представление в Педагогический Совет трех лиц с правом решающего голоса. В эту организацию входили по два представителя от каждого класса. Сближению школы и семьи способствовали и публичные отчеты педагогов, в которых последние откровенно излагали свои взгляды и говорили о затруднениях, а также опросные листы для родителей для выявления особенностей воспитанников [3. С. 10-12; 5. С. 17].
Для частных женских образовательных учреждений весьма характерным явлением было социально-педагогическое наследование, заключавшееся в том, что в школах учились целыми семьями и династиями, многие выпускницы возвращались в родные школы в качестве преподавателей или открывали свои учебные заведения [1. С. 121; 2. С. 9].
В целом можно сделать заключение, что образовательные системы частных женских гимназий включали в себя полный набор компонентов: педагогическую концепцию, в которой были отражены основные приоритеты целевой ориентации и стратегии ее осуществления, субъектов образовательного процесса с учетом их функции, методы и средства образования, формы контроля образовательных достижений. В качестве отличительных особенностей этих образовательных систем можно отметить исключительно гуманистический подход к организации педагогического процесса, способ воплощения которого, несомненно, заслуживает особого внимания в условиях современной ситуации школьного образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. ХристофороваН.В. Российские гимназии XVIII-XX вв.: На материале г. Москвы. М.: Б.и., 2002. 192 с.
2. 25-летие Московской частной гимназии С.А. Арсеньевой. 1873-1898. М.: Т-во А.А. Левенсон, 1900. 58 с.
3. Петербургская женская гимназия М.Д. Могилянской. «Василеостровская новая школа» за первые пять лет ее существования. 1906-1911 гг.
СПб.: Труд, 1911. 28 с.
4. Московская женская гимназия Л.Ф. Ржевской. Очерк за 10 лет, с открытия в 1885 г. до преобразования в гимназию в 1895 г.: Объяснитель-
ные записки к программе учебных предметов. М.: Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1896. 36 с.
5. 25-летие женской гимназии М.Н. Стоюниной. 1881-1906 гг. СПб.: Тип. П.П. Сойкина, 1906. 96 с.
6. Историческая записка о 40-летии женской классической гимназии С.Н. Фишер (с 1 сент. 1872 г. по 1 сент. 1912 г.). По материалам, собран-
ным Г.Б. Фишером, составил И. Владимирский. М.: Изд-е о-ва бывш. воспитанниц гимназии С.Н. Фишер, т-во Печатня С.П. Яковлева, 1912. 154 с.
7. Петроградская женская гимназия Е.М. Геда: 1881-1918 // ЦГИА СПб. Ф. 348. Оп. 1. Д. 1-329.
Статья представлена научной редакцией «Исторические науки» 5 февраля 2007 г.