УДК 371.3
Кодиров Д.Т. доцент Джураев Ш. С. старший преподаватель Абдуллаев Х. О. старший преподаватель Дедаханов А. О.
ассистент Мадалиев Х.Б. ассистент
Наманганский инженерно-технологический институт
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ДИСТАНЦИОННОМ
ОБУЧЕНИИ
Аннотация: в работе обсуждаетсявопрос разработки учебно-методических рекомендаций для реализации индивидуальной образовательной программы старших школьников в условиях дистанционного обучения: по конструированию дистанционного курса для изучения учебных дисциплин на уровне среднего общего образования для реализации индивидуальной образовательной программы школьника.
Ключевые слова: педагогика, преподавания, компетентность, педагогические технологии, инновационная педагогика.
Kodirov D.T. associate professor Juraev Sh.S. senior lecturer Abdullaev H. O. senior lecturer Dedakhanov A.O.
assistant Madaliev Kh.B. assistant
Namangan Institute of Engineering and Technology EDUCATIONAL PROGRAMS IN DISTANCE LEARNING
Abstract: the paper discusses the issue of developing educational and methodological recommendations for the implementation of an individual educational program for older students in distance learning: on the design of a distance course for studying academic disciplines at the level of secondary
general education for the implementation of an individual educational program for a student.
Key words: pedagogy, teaching, competence, pedagogical technologies, innovative pedagogy.
По созданию среды дистанционного обучения по индивидуальной образовательной программе школьника; по проектированию индивидуальной образовательной программы и ее реализации в условиях дистанционного обучения.
В создании автоматизированной информационной системы тьюторского сопровождения школьников в среде дистанционного обучения. Разработка и апробации критериев и показателей результативности реализации индивидуальной образовательной программы старших школьников в условиях дистанционного обучения. Создания и реализации программы дополнительного профессионального образования педагогов по освоению профессиональных компетенций проектирования индивидуальной образовательной программы школьников в дистанционном обучении.
Образовательный потенциал дистанционного обучения, основанный на специфических дидактических принципах, организационно -педагогических механизмах и специальных средствах обучения, определяет его как самостоятельную и значимую форму организации образовательного процесса для современных старшеклассников, находящихся в нестандартных жизненных ситуациях или обстоятельствах. Данная форма позволяет максимально учитывать сочетание таких неоднородных социально-психологических черт современного школьника, как мобильность, активность, потребность в свободе выбора формы обучения и режима активности, с одной стороны; инфантильность, тревожность, потерянность в большом потоке информации, с другой стороны. Дистанционное обучение, несмотря на определенные риски организации обучения (отсутствие привычного прямого контакта с учителем и учебной группой детей, отсутствие невербальной, в том числе эмоциональной коммуникации, ограниченность участия в групповых дискуссиях), обеспечивает создание возможностей для получения качественного образования в соответствии с их образовательными запросами и возникшими жизненными обстоятельствами, возможностями, в том числе психофизиологическими, на основе современных информационных технологий.
Механизмом индивидуализации образовательного процесса выступает индивидуальная или персонифицированная образовательная программа школьника. Индивидуальная образовательная программа -программа учебной деятельности ученика по достижению образовательного стандарта, выстроенная на основе образовательных
интересов, индивидуальных возможностей и потребностей школьника; ее проектирование происходит при участии ученика и учителя, родителей обучающегося. Персонифицированная образовательная программа школьника - программа самоуправления учебным процессом, спроектированная на основе личностных смыслов обучения и максимально ориентированная на внутреннюю активность и самостоятельность обучающегося. В соответствии с основными принципами (гибкостью, модульностью, мобильностью и интерактивностью) дистанционное обучение позволяет реализовать индивидуальную или персонифицированную программу обучения школьника. Средством реализации образовательных программ является индивидуальный образовательный маршрут, определяющий последовательность действий обучающегося по освоению компонентов образовательной программы на фиксированном этапе обучения. Проектирование и реализация индивидуальных образовательных программ в среде дистанционного обучения обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий: а) нормативно-процессуальное обеспечивает выполнение разработанных педагогическим сообществом правил функционирования дистанционного учебного курса через систему локальных актов школы; б) конструктивно-технологическое определяет порядок проектирования образовательной программы для каждого ученика в соответствии с его индивидуально-типологическими особенностями (возраст, состояние здоровья), мотивацией к учению, предыдущим учебным опытом, ее реализацию и построение среды дистанционного обучения в зависимости от образовательных потребностей; в) коммуникативно-управленческое расширяет коммуникационное поле за счет двухуровневой образовательной коммуникации ученика с разными педагогами;
Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося включает следующие этапы: диагностический этап осуществляется административно-педагогическими работниками школы и выявляет «предназначенность», «предрасположенность», «предпочтения» ученика, определяет тип образовательной программы (ИОП, ПОП); содержательный - реализует перечень обязательных и дополнительных учебно-практических работ на основе выбора информационно-коммуникационных технологий, сопровождение или поддержку обучающегося, а также уровни коммуникации:
первый уровень - организация взаимодействия ученика с учителем, тьютором по решению учебных и жизненных проблем обучающегося;
второй уровень - организация взаимодействия ученика с координатором, тьютором и другими педагогическими работниками по самостоятельному продвижению в усвоении учебного содержания; контрольно-рефлексивный этап определяет формы текущей и
промежуточной аттестации, результативность выполнения образовательной программы.
Второй критерий - «сформированность качеств самоорганизации и самоуправления учебной деятельностью» - специфику дистанционного обучения как формы организации самостоятельной образовательной деятельности школьников, третий критерий - «решение личностных образовательных задач» - реализацию индивидуальных программ с учетом психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся. На учебную и личностную успешность школьника влияет методическая подготовка педагогических работников, нацеленная на формирование таких специальных профессиональных компетенций педагога дистанционного обучения, как знаниево -технологическая, когнитивно-коммуникативная, социально-педагогическая.
Полученные результаты могут быть использованы педагогами для учащихся, не имеющих возможность ежедневного посещения образовательного учреждения, или попавших в нестандартные жизненные ситуации, для реализации программ начального общего и основного общего образования.
Использованные источники:
1. Н.Ю. Шарибаев, М.Тургунов, Моделирование энергетического спектра плотности состояний в сильно легированных полупроводниках//Теория и практика современной науки-2018.- №12(42), с.513-516- URL: b06fdc_c0ddf026e8d94ebc81bbafaa887f2f5d.pdf
2. Холбаев Д.Ж., Шарибаев Э.Ю., Тулкинов М.Э. Анализ устойчивости энергетической системы в обучении предмета переходные процессы// Экономика и социум - 2020. -№5(72). с.340-344. - URL: b06fdc_40e220b251174430972a32292b7761 f4.pdf
3. B Kuchkarov, O Mamatkarimov, and A Abdulkhayev. «Influence of the ultrasonic irradiation on characteristic of the structures metal-glasssemiconductor». ICECAE 2020 IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science 614 (2020) 012027 Conference Series