Научная статья на тему 'Образовательные программы подготовки доктора философии по педагогике (PhD in Education) за рубежом'

Образовательные программы подготовки доктора философии по педагогике (PhD in Education) за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1066
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ДОКТОР ФИЛОСОФИИ ПО ПЕДАГОГИКЕ (PHD IN EDUCATION) / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КРЕДИТЫ / DOCTOR OF PHILOSOPHY (PHD) / THESIS FOR A DOCTOR'S DEGREE / ACADEMIC DEGREE / COURSES / CREDITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матушанский Григорий Ушерович, Сулейманова Алсу Расиховна

В данной статье проведён сравнительный анализ образовательных программ подготовки доктора философии по педагогике (PhD in Education) в зарубежных университетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROGRAMS OF PREPARATION OF PHILOSOPHY DOCTOR OF PEDAGIGIC ABROAD

The comparative analysis of educational programs on preparation of Doctor of Philosophy (PhD) of Education in foreign universities is made in this article.

Текст научной работы на тему «Образовательные программы подготовки доктора философии по педагогике (PhD in Education) за рубежом»

М.Г. Матушанский, А.Р. Сулейманова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ДОКТОРА ФИЛОСОФИИ ПО ПЕДАГОГИКЕ (PHD IN EDUCATION) ЗА РУБЕЖОМ

В данной статье проведен сравнительный анализ образовательных программ подготовки доктора философии по педагогике (PhD in Education) в зарубежных университетах.

Ключевые слова: образовательная программа, доктор философии по педагогике (PhD in Education), образовательные кредиты.

В соответствии с Болонской декларацией учёба в докторантуре представляет собой третью ступень образования, которая предполагает самый высокий уровень образования. Это образование ориентировано на получение современных научных знаний и, особенно, на собственный вклад обучаемого, который является результатом его научного исследования и самостоятельного творческого труда. Завершившие курс обучения в докторантуре получают академическое звание Doctor of Philosophy (PhD). Проведем сравнительный анализ образовательных программ подготовки доктора философии по педагогике (PhD in Education) в зарубежных университетах. В качестве примера рассмотрим подготовку докторов философии по педагогике (PhD in Education) в Братиславском техническом университете, Казахском национальном педагогическом университете им. Абая, Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева (Казахстан), Всемирном Информационно-распределённом университете (Швейцария), университете Уолдена (США) и Масонском университете Джорджии (США).

Технический университет в Братиславе на кафедре инженерной педагогики и психологии факультета производственных материалов и технологий осуществляет обучение в докторантуре по курсу «Дидактика технических дисциплин (инженерная педагогика)». Продолжительность обучения по очной форме составляет три года, по заочной - пять лет. По данному курсу «Дидактика технических дисциплин» могут обучаться выпускники технических факультетов (машиностроение, электроника, строительство, химия и продукты питания и др.). Эти лица должны иметь дополнительное педагогическое образование. Кроме того, необходимо знание как минимум одного иностранного языка (лучше всего английского) на уровне выпускника вуза. Для обучения в докторантуре претендент может быть допущен по результатам сданного комиссии экзамена. При этом соблюдается качественный принцип - результаты обучения по вузовскому кур-

1

су, знание иностранного языка, успешное участие в научной студенческой работе, публикации, мотивация и предпосылки для научной работы. Вступительный экзамен состоит из трёх частей: экзамен по иностранному языку; экзамен по специальности (знания и умения в педагогике, психологии, предметной дидактике, приобретённые в рамках дополнительного педагогического образования); собеседование по теме будущей диссертации [1].

Организация обучения в докторантуре основана на системе кредитов. Каждой части программы обучения отводится определенное число кредитов, которое получает обучаемый после её успешного завершения. Необходимое число кредитов для завершения курса обучения - 180, стандартная нагрузка на обучаемого на один учебный год - 60 кредитов, в семестр - 30 кредитов. Обучение в докторантуре состоит из отдельных предметов и делится на 2 части: учебно-образовательную и научную. Учебно-образовательная часть направлена на получение знаний, формирование умений и установок к новейшим познаниям соответствующего предметного курса, на усвоение методологии педагогического исследования. Содержание (а также средства) учебных предметов и дисциплин должны охватывать новейшие научные знания и тенденции развития. Обучаемые сдают экзамены по каждой отдельной учебной дисциплине. Содержание и формы организации этих экзаменов указаны в образовательной программе каждой дисциплины. Процесс обучения осуществляется в форме самостоятельного обучения, лекций, семинаров, работы с проектом и консультаций. [1].

Учебно-образовательная часть программы содержит следующие обязательные дисциплины: методологию педагогического исследования, психологию, инженерную педагогику, английский язык, дидактику технических дисциплин. Их изучение занимает весь первый год обучения и оценивается в сумме 60 кредитами. Она завершается диссертационным экзаменом, который является государственным.

Исследовательская работа может распределяться по индивидуальному плану. Научная часть охватывает исследования проблемы из области предмета и написания диссертации. Исследовательская работа оценивается по публикациям претендента на степень доктора, по активному участию в конференциях и признанию результатов научной работы (цитирование). Первые результаты должны быть представлены на 3-ем учебном семестре. Диссертация должна включать обзор уровня научных знаний и собственные новые научные результаты работы претендента на звание, которые значимы и в теории, и в практике. Диссертация состоит из аналитической части, в которой диссертант отражает свои знания современного уровня проблематики, т.е. круга проблем, которые необходимо решить. В другой части работы он предлагает новые эффективные способы решения по-

ставленной проблемы. Научная часть обучения в докторантуре и весь курс обучения завершается защитой диссертации, которая относится к государственным экзаменам. Кредиты для научной работы в докторантуре представлены в таблице 1 [1].

Таблица 1. Предоставление кредитов для научной работы в докторантуре Братиславского технического университета

Опубликованные материалы Кол-во кредитов

Категория

Научные публикации в периодических журналах на иностранных языках / издания на других языках 26/14

Научные работы в непериодических журналах на иностранных языках / издания на других языках 20/12

Научные работы в рецензируемых научных сборниках трудов на иностранных языках / издания на других языках 22/14

Доклады, опубликованные в сборниках конференций на иностранных языках, изданные / (переведенные) на других языках 16/8

Специальные (профессиональные) книги и сборники трудов, изданные на иностранных языках / вышедшие на других языках 12/6

Рукописи, учебные тексты, методические материалы 6

Главы в специальных книгах, изданные на иностранных языках / вышедшие на других языках 10/5

Главы в рукописях, учебных и методических текстах 5

Работы по специальности в периодических журналах и рецензируемых сборниках трудов, изданных на иностранных языках / вышедшие на других языках 16/8

Работы по специальности в непериодических журналах и не рецензированных сборниках трудов на иностранных языках / вышедшие на других языках 12/6

Работы по специальности, представленные в интернете на иностранных языках/ вышедшие на других языках 6/3

Обращения (к источникам)

Цитирование, рецензии в зарубежных публикациях, зарегистрированные под индексом цитаты / незарегистрированные под индексом цитаты 6/3

Цитирование, соответственно рецензирование в отечественных публикациях, зарегистрированные под индексом цитат / не зарегистрированные под индексом цитат 4/2

Презентация результатов

Активная личная презентация на международной конференции 8

Активная презентация на иностранном языке на конференции с иностранным участием 6

Активная презентация на отечественной конференции 4

Другое

Активное (личное) участие в организации научной конференции 4

Написание (разработка) отзыва на научную работу 2

Член коллектива, выигравшего грант на проведение исследования 2/семестр

Казахский национальный педагогический университет им. Абая с 2008 года готовит докторов философии (PhD) по направлению - педагогические науки (13.00.00). Образовательная программа подготовки доктора философии (PhD in Education) имеет научно-педагогическую направленность и предполагает фундаментальную образовательную, методологическую и исследовательскую подготовку и углубленное изучение дисциплин по соответствующим направлениям наук для системы высшего, послевузовского образования и научно-исследовательского сектора. По окончании образовательной программы выпускник докторантуры должен иметь фундаментальную научную и профессиональную подготовку, владеть современными информационными технологиями, включая методы получения, обработки и хранения научной информации, уметь формулировать и решать современные научные и практические проблемы, организовывать и вести научно-исследовательскую и экспериментально-исследовательскую деятельность по выбранному направлению, успешно осуществлять исследовательскую и управленческую деятельность. Учебный год в докторантуре состоит из академических периодов, в т.ч. научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы, периода промежуточной аттестации (итогового контроля), практик, итоговой аттестации и каникул. Академический период (период теоретического обучения) устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно в одной из трёх форм: семестр, триместр, квартал. Продолжительность промежуточной аттестации (итогового контроля) составляет не менее 2-х недель после каждого семестра (при семестровой организации учебного процесса). Практика докторантов проводится в соответствии с утверждённым академическим календарем в объёме, установленном соответствующим государственным общеобязательным стандартом образования по специальности [2].

Структура образовательной докторской программы содержит две равнозначные компоненты: образовательную и научную. Образовательная программа докторантуры формируется из различных видов работы, определяющих содержание образования, отражает их соотношение, измерение и учёт. Трудоёмкость учебной и научной работы определяется количеством освоенного материала и измеряется в кредитах. При этом в докторантуре действует накопительная кредитная система, учитывающая ранее освоенные кредиты на предыдущих уровнях образования. Дисциплина оценивается объёмом равным целому числу кредитов. Образовательная программа докторантуры содержит: теоретическое обучение, включающее базовые и профилирующие дисциплины; практику; научноисследовательскую или экспериментально-исследовательскую работу, включая выполнение докторской диссертации; промежуточную и итого-

вую аттестацию. Теоретическое обучение состоит из цикла базовых дисциплин и цикла профилирующих дисциплин. Цикл базовых дисциплин включает дисциплины обязательного компонента и компонента по выбору. Цикл профилирующих дисциплин состоит только из дисциплин компонента по выбору. Перечень дисциплин обязательного компонента определяется в соответствии со специальностью подготовки доктора. Соответствующие минимальные объёмы кредитов дисциплин обязательного компонента определяются государственными общеобязательными стандартами послевузовского образования специальностей докторантуры. Перечень дисциплин по выбору и соответствующие минимальные объемы кредитов устанавливаются организацией образования или науки самостоятельно в соответствии с запросами работодателей и потребностями рынка труда. Содержание образовательной программы докторантуры устанавливается в соответствии с таблицей 2. [2].

Таблица 2. Образовательная программа подготовки доктора философии по педагогике (PhD in Education) Казахского национального педагогического университета им. Абая

№ п/п Наименование дисциплины Объём в кредитах

1. Цикл базовых дисциплин (БД): 15

1.1. Обязательный компонент (ОК) 6

1.2. Компонент по выбору (КВ) 9

2. Цикл профилирующих дисциплин (ПД): 15

3. Педагогическая и профессиональная практика (ППП) Не мепее б

4. Промежуточная аттестация (ПА)

5. Научно-исследовательская/экспериментально-исследовательская работа докторанта (НИРД/ЭИРД) 16

5.1 Выполнение докторской диссертации 10

6. Итоговая аттестация (ИА) 4

6.1 Комплексный экзамен (КЭ) 1

6.2 Выполнение и защита докторской диссертации (ЗД) 3

ИТОГО Не мепее 60

*Примечание: Количество кредитов, выделяемых на практику, устанавливается вузом самостоятельно и не входит в общую трудоемкость.

Научная компонента образовательной программы формируется из научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы докторанта, научных публикаций и написания докторской диссертации. Основным критерием завершенности образовательного процесса в докторантуре является освоение докторантом не менее 60 кредитов. В случае досрочного освоения образовательной программы докторантуры и успешной защиты диссертации на соискание академической степени

«доктор философии» (PhD) соискателю присуждается искомая степень независимо от срока обучения. Для лиц, имеющих учёную степень кандидата наук, критерием завершенности образовательного процесса в докторантуре является освоение докторантом не менее 30 кредитов теоретического обучения. Докторант, имеющий учёную степень кандидата наук, официально признанную в Республике Казахстан, должен опубликовать основные научные результаты исследований не менее чем в двух научных изданиях дальнего зарубежья. Это служит основанием засчитывать научную компоненту образовательной программы докторантуры. Результаты научных исследований должны быть опубликованы в известных отечественных и зарубежных научных журналах и других научных изданиях, а также доложены на международных научных конференциях. При этом публикации должны охватывать основные положения, выносимые на защиту диссертации [2].

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева готовит докторов философии (PhD) на основе Государственного образовательного заказа по направлению подготовки педагогические науки (13.00.00). В докторантуру принимаются лица имеющие академическую степень магистра или учёную степень кандидата наук. Форма обучения - очная. Структура образовательной докторской программы (PhD) содержит две равнозначные компоненты: образовательную и научную. Требования к содержанию образовательной программы докторантуры представлены в таблице 3 [3].

Таблица З. Требования к содержанию образовательной программы докторантуры в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева

ГОСО РК 5.04.034-2008 Предложения

Теоретическое обучение, включающее базовые и профилирующие дисциплины Цикл базовых дисциплин - 15 кредитов 1 .Обязательный компонент - 6 кредитов 2.Компонент по выбору - 9 кредитов Цикл профильных дисциплин - 15 кредитов Практика (педагогическая и профессиональная) - не менее 10 кредитов НИР, включая выполнение докторской диссертации - 16 кредитов Итоговая аттестация, включая комплексный экзамен и защиту докторской диссертации - 4 кредита ИТОГО: 60 кредитов Английский язык - 2 кредита Информационные технологии - 2 кредита Научное планирование -2 кредита

Можно сказать, что программы по подготовке доктора философии по педагогике (PhD in Education) в Казахском национальном педагогиче-

ском университете им. Абая и Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева составлены по одному принципу.

По инициативе Короля Бельгии Альберта II, в соответствии с королевским декретом № 7 / CDLF / 14.352 / S от 19 сентября 1999 г., учреждена Европейская Академия Информатизации (AEI, Belgium), которая организует подготовку высших научных кадров (License № .06 / 42 от 23.01.2002) через сеть образовательных учреждений на базе Всемирного Информационно-Распределенного Университета (World Information Distributed University - WIDU, Switzerland). Всемирный Информационно -Распределенный Университет (WIDU) готовит и аттестует специалистов высшей квалификации. В Университете сформирован Высший Докторский Комитет по работе с соискателями и по присуждению учёных степеней и званий. Соискателями могут быть специалисты, уже обладающие степенями и званиями, а также специалисты без степени и звания, но имеющие международное признание. Присуждаемые степени и звания сопоставимы с теми, которые присуждаются ведущими университетами мира. Условия присуждения степени доктора философии в Университете максимально приближены к принятым в наиболее известных университетах США. Подготовка диссертации в Университете и получение международных ученых степеней позволяет нострифицировать документы в зарубежном университете [4].

Подготовка специалистов осуществляется в рамках Центров, составляющих органическую часть университетской структуры (например, в России - это Московский, Петербургский, Пермский университеты) Практически каждый Центр имеет специфический профессиональный профиль. Один из них ориентирован на подготовку практиков, другой - на подготовку теоретиков-исследователей, третий -преподавателей, хотя во всех центрах могут присутствовать все указанные направления. Центры могут иметь свои учебные программы и предъявлять собственные требования к диссертантам. В докторантуру принимаются лица, имеющие степень магистра или бакалавра, (не обязательно по той специальности, которую они определили для написания диссертации). Вступительных экзаменов не существует, однако есть определенные требования и в отдельных случаях может проводиться собеседование. Структура и конкретное содержание учебного процесса в докторантуре каждого Центра имеют свои особенности, однако есть общие черты, которые определяют обобщенную модель обучения в докторантуре. Срок обучения в докторантуре - от 2 до 5 лет, что определяется, прежде всего, разной подготовленностью соискателей, и это обуславливает неодинаковые сроки на подготовку диссертации [4].

Обучение в докторантуре можно разделить на три этапа. Первый -курсовая работа (Coursework), рассчитанная на 2-х годичную подготовку докторанта по основным дисциплинам, которые связаны с основной и дополнительной специализацией. Основная специализация определяет тему докторской диссертации, а дополнительная - расширяет и углубляет её. Второй этап - завершение учёбы и сдача так называемого квалификационного экзамена, открывающего путь к защите диссертации. Третий этап - написание и защита диссертации. За время учебы докторант обязан прослушать ряд курсов - обязательных и факультативных; принять участие в работе нескольких семинаров, где он сам выступает с докладом и принимает участие в обсуждении докладов коллег, что помогает ему показать глубину знаний, качество используемой аргументации и оригинальность мышления. Важное и значительное место в работе диссертанта занимают индивидуальные занятия, занятия под руководством преподавателя, проработка учебных материалов, пособий, книг, работа в библиотеке. За время учебы докторант должен набрать необходимое количество кредитов. Число кредитов определено учебным процессом университета и обычно колеблется в пределах 70-120 баллов. Если учесть, что средний семестровый курс при одном занятии в неделю оценивается обычно в 2-3 балла, а за успешно защищенную диссертацию начисляется около 25 баллов, то получается, что за время учебы в докторантуре необходимо посетить 15 лекционных курсов и семинаров с тем, чтобы научиться пользоваться полученными знаниями и развивать критические способности, необходимые в дальнейшем для работы в избранной сфере [4].

Для получения степени доктора философии по педагогике (PhD in Education) в университете Уолдена (США) требуется получить 122 кредита (общее количество), успешно завершить подготовительные курсы (6 кредитов), освоить учебные модули (Knowledge Area Modules) (86 кредитов), представить устную защиту диссертации (30 кредитов). Студенты, желающие обучаться по программе доктора философии по педагогике (PhD in Education), должны завершить подготовительные курсы успешно, таким образом, они автоматически зачисляются на докторскую программу. На данном курсе докторанты разрабатывают профессиональный план развития и план дальнейшего обучения. Научно-исследовательская работа докторанта проводится в online, где основным требованием является еженедельное участие в обсуждениях. Научно-исследовательская работа докторанта состоит из следующих курсов: «Теория исследования, проектирование и методы», «Количественные исследования», «Качественные исследования». На курсе «Теория исследования, проектирование и методы» студенты исследуют философию науки; важность теории в исследовании; процессы исследования; количественные, качественные методы

исследования; значение этических и социальных норм для проведения исследования. Курс «Количественные исследования» предоставляет студентам знания и навыки необходимые для проектирования количественных параметров исследования на докторском уровне. Здесь используется статистическое программное обеспечение. На курсе «Качественные исследования» студенты изучают качественные характеристики исследования; стратегии исследования; теоретические подходы к качественному исследованию; важность проверки качества; значение этических, юридических и социальных изменений для проведения качественного исследования. После окончания научно-исследовательской части программы, предоставляется проспект диссертации и осуществляется устная защита диссертации [5].

Для получения степени доктора философии по педагогике (PhD in Education) в Масонском университете Джорджии (США) необходимо получить 65 кредитов (без наличия степени Магистра), в некоторых случаях число кредитов может составлять 55. Также студенты могут получить 12 кредитов в другом университете при наличии разрешения. Обучение в общей сложности длится 5 лет. Первые три семестра со дня регистрации студенты должны пройти определенные курсы и успешно их завершить. Образовательная программа обучения содержит курсы психологии, педагогики, методологии и теории педагогического исследования, педагогической стажировки и подготовки диссертационной работы [6].

Проведённый сравнительный анализ образовательных программ подготовки доктора философии по педагогике (PhD in Education) позволяет сделать ряд обобщений:

1. Приём в докторантуру производят с разных академических уровней - бакалавра, специалиста, магистра и кандидата наук. При этом могут присутствовать вступительные испытания, среди которых основными являются экзамены по специальности и иностранному языку, публикации, собеседование по теме будущей диссертации.

2. Обучение может проходить в очной, заочной и дистанционной форме. Длительность обучения зависти от его формы, стартового академического уровня и составляет, как правило, от трёх до пяти лет.

3. Аттестационные требования содержат выполнение образовательной и исследовательской составляющих, подготовке и защиты докторской диссертации. Организация обучения в докторантуре основана на системе кредитов. В Европейской системе подготовки докторов PhD по педагогике стоимость обучения одного учебного года равна 60 кредитам.

4. Учебно-образовательная часть программ, как правило, имеет длительность одного (первого) года обучения и составляет 60 кредитов в Братиславском техническом университете, 30 кредитов в Казахском на-

циональном педагогическом университете им. Абая и Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева, 30-45 кредитов во Всемирном Информационно-распределённом университете, 92 кредита в университете Уолдена и 32 кредита в Масонском университете Джорджии. Для сравнения учебно-образовательная программа российской аспирантуры составляет 1080 часов или примерно 20 кредитов.

5. Научная компонента программ подготовки доктора философии по педагогике формируется из научно-исследовательской и опытно - экспериментальной работы докторанта, научных публикаций и написания докторской диссертации. Она в разных университетах оценивается разным количеством кредитов: в Братиславском техническом университете - 120 кредитов, в Казахском национальном педагогическом университете им. Абая - 33 кредита, в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева - 20 кредитов, во Всемирном Информационно-распределённом университете - 10-75 кредитов, в университете Уолдена - 30 кредитов и Масонском университете Джорджии - 15 кредитов. Научная компонента подготовки кандидата наук в российской аспирантуре пока не имеет кредитной стоимости.

6. Во всех рассмотренных выше университетах подготовка доктора философии по педагогике (PhD in Education) содержит различные варианты педагогической практики и стажировки. В Братиславском техническом университете эта часть образовательной программы называется педагогическая деятельность. Она составляет, как правило, 4 часа в неделю и охватывает кураторство (научное руководство) двух проектов бакалавров за учебный год в течение второго и третьего курсов. В рассматриваемых Казахстанских университетах это педагогическая и профессиональная практика, содержащая в Казахском национальном педагогическом университете 6 кредитов и в Евразийском национальном университете -10 кредитов. В университете штата Джорджия эта часть образовательной программы называется «интернатура в педагогике» и составляет 3 кредита. Для сравнения в российской аспирантуре присутствует педагогическая практика, содержащая 100 часов или примерно 2 кредита.

Таким образом, можно сделать вывод, что образовательная программа подготовки докторов философии по педагогике (PhD in Education) содержит учебно-образовательную и научную компоненты, а также педагогическую практику (стажировку). Длительность этих компонентов отличается друг от друга и зависит от географического расположения учебного заведения. Интеграция российской высшей школы в Болонский процесс приведёт к реорганизации деятельности отечественной аспирантуры. При этом нам следует ориентироваться на европейские высшие учебные заведения, которые в нашем обзоре представляет Братиславский техниче-

ский университет. Особый дополнительный интерес имеет решение проблемы доподготовки российских кандидатов наук на учёную степень доктора философии (PhD) в рамках требований европейской докторантуры.

Источники

1. Турек И., Хрмо Р. Обучение в докторантуре по специальности «Инженерная педагогика» в республике Словакия. // IGIP «Report», 2007, № Зб, С. 22-28.

2. URL: http//www.emu.kz/

3. URL: http//www.emu.kz/

4. URL: http//www.student.by.com/index-r.htm. e-mail: [email protected]

5. URL: http//www.guidetoonlineschools.com/online-schools/walden-university

6. e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.