Научная статья на тему 'Образовательные программы по спортивному питанию'

Образовательные программы по спортивному питанию Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1007
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПОРТ / ПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Португалов Сергей Николаевич, Арансон М. В.

Рациональное питание необходимо во всех периодах спортивной деятельности. Однако в настоящее время знаний тренеров и спортсменов в данной области явно недостаточно. В статье описываются разработанные авторами образовательные программы по спортивному питанию. Приведена структура программы, основные темы, методы подачи материала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sports nutrition is essential component on all stages of training process. However, in modern state, knowledge level of coaches and athletes in this field is insufficient. This paper presents educational programs in sport nutrition developed by authors. Structure of the programme, its main topics and methods of learning are described.

Текст научной работы на тему «Образовательные программы по спортивному питанию»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО СПОРТИВНОМУ ПИТАНИЮ

С.Н. ПОРТУГАЛОВ, М.В. АРАНСОН,

ВНИИФК

Аннотация

Рациональное питание необходимо во всех периодах спортивной деятельности. Однако в настоящее время знаний тренеров и спортсменов в данной области явно недостаточно. В статье описываются разработанные авторами образовательные программы по спортивному питанию. Приведена структура программы, основные темы, методы

подачи материала.

Abstract

Sports nutrition is essential component on all stages of training process. However, in modern state, knowledge level of coaches and athletes in this field is insufficient. This paper presents educational programs in sport nutrition developed by authors. Structure of the programme, its main topics and methods of learning are described.

Ключевые слова: спорт, питание, обучение.

В настоящее время проблема питания спортсменов всех уровней спортивного мастерства является актуальной для российского спорта. Организация и содержание рационов питания спортсменов в местах подготовки далеки от современных требований медико-биологического обеспечения учебно-тренировочного и соревновательного процессов. Тем самым значительно снижается эффективность всего процесса подготовки высококвалифицированных спортсменов (С.А. Полиевский, 2005).

Причины существующего положения дел в этой области различны. Не касаясь экономического аспекта проблемы, среди других причин необходимо отметить следующие:

• Отсутствие врачей-диетологов в сфере физической культуры и спорта (даже на учебно-тренировочных базах, используемых для подготовки сборных команд России).

• Недостаточный объем основных сведений по физиологии, биохимии и гигиене питания в соответствующих вузовских программах подготовки специалистов спортивного профиля.

• Отсутствие базовых знаний и практических навыков по организации питания спортсменов у тренеров и преподавателей физической культуры.

• Практически полное отсутствие научно обоснованных учебно-методических и научно-методических изданий по вопросам питания спортсменов при обилии популярной литературы, содержащей серьезные ошибки и недобросовестную рекламу.

В результате спортсмен в течение всего годичного цикла вынужден потреблять неполноценное питание, которое не соответствует целям и задачам его подготовки по энергетической ценности рационов, набору продуктов, их суточной раскладке и частоте приема пищи и т.п. Отсутствует оптимизация калорийности и состава рациона под задачи конкретного этапа спортивной деятельности. Особенно выражен дефицит минорных компонентов пищи, таких, как витамины и микроэлементы. Зачастую при формировании рациона спортсмены ориентируются на приводимые в перевод-

ных изданиях нормы, не соответствующие климатогеографическим условиям России. Наблюдается избыточное потребление продуктов «быстрого питания».

В большинстве случаев недостатки в организации питания спортсмен и тренер пытаются самостоятельно возместить за счет применения специализированных продуктов повышенной биологической ценности (СППБЦ) и биологически активных добавок к пище (БАД). Однако, как правило, недостаток знаний и практических навыков для эффективного использования указанных средств приводит к ошибкам, следствием которых являются нерациональное сочетание различных пищевых веществ, нарушение функций различных органов, снижение работоспособности, ятрогенные заболевания. Восстановление после высоких нагрузок при нерациональном питании происходит не полностью, что также провоцирует развитие заболеваний и травматизм.

В последние годы отдельные учреждения государственных органов управления отраслью совместно с ВНИИФК предпринимают попытки решать эту актуальную проблему через систему повышения квалификации спортивных тренеров и специалистов в области спорта и физической культуры. Так, специалистами института разработана учебная программа по спортивному питанию для постоянно действующих курсов повышения квалификации кадров РШВСМ (М.В. Арансон, С.Н. Португалов, 2005). Работа по совершенствованию и модернизации данной программы послужила основой для создания варианта учебной программы по спортивному питанию для тренеров среднего звена системы профсоюзного спорта (С.Н. Португалов, Никитушкина, 2007). Для системы повышения квалификации тренеров высшего спортивного мастерства Мосспорта также представлена соответствующая учебная программа по спортивному питанию (С.Н. Португалов, 2008).

Ниже представлена учебная программа по спортивному питанию для тренеров среднего и высшего звена спортивного мастерства.

1аа)

Структура и содержание программы

Структура: лекционно-семинарские занятия.

Объем: 16 учебных (академических) часов, из них:

12 часов - лекционный курс, 4 часа - семинарские занятия (включая контрольное занятие).

Учебные материалы:

1. Программа

2. Материалы лекций

3. Контрольные вопросы.

Форма представления: печатные издания (раздаточный материал) и электронные носители (презентации, раздаточный материал).

Содержание:

Лекция 1. Классификация средств и методов, используемых в спортивном питании (2 часа)

Спортивное питание, функциональное питание, спортивная фармакология. Принципы применения в спорте специализированных спортивных продуктов (СППБЦ), биологически активных добавок к пище (БАДов), фармакологических препаратов. Уровни организации специализированного питания спортсменов: чистки организма (1 уровень), суточный рацион питания и водно-электролитный баланс (2 уровень), субстратные продукты спортивного питания (3 уровень), биологически активные добавки к пище (БАДы) и лекарственные препараты (4 уровень). Цель, задачи, сроки проведения чистки организма. Противопоказания. Печеночный болевой синдром у спортсменов, его диагностика, профилактика и коррекция. Гепатопротекторы и желчегонные средства. Средства и методы, применяемые для чистки организма спортсменов, критерии эффективности. Методика чистки печени и желчевыводящих путей. Углубленная чистка организма.

Лекция 2. Принципы и практика специализированного питания спортсменов (4 часа)

Базовые сведения о питании спортсменов

Основные принципы питания спортсмена: задачи, решаемые с помощью питания; ограниченность применимости концепций «рационального питания» к спортсменам. Пищевые вещества: белки, углеводы, жиры, витамины, микроэлементы. Водно-электролитный баланс. Краткая характеристика основных продуктов питания и их применимости в питании спортсмена. Принципы построения оптимального рациона в спорте. Исходные данные для построения рациона: нагрузки бытовые, спортивные; принципы учета нагрузок. Особые случаи: коррекция и поддержание массы и состава тела, «тайпер».

Организация индивидуального и группового питания

Особенности состава рационов на различных этапах годичного цикла подготовки: общеподготовительном, специально-подготовительном, предсоревнователь-ном, соревновательном. Расчет потребности в пищевых веществах в зависимости от вида спорта, периода подготовки, морфофункциональных особенностей спортсмена. Применение компьютерных программ анализа

рациона. Питание при переездах: организация питания, принципы подбора продуктов. Медицинский контроль адекватности питания: анализы и их расшифровка. Расстройства питания: пищевые отравления, аллергии, нарушения аппетита; борьба с ними. Специальные диеты: описание основных диет, их достоинства и недостатки, применимость в спортивном питании. Специализированные продукты спортивного питания, их роль в системе питания спортсменов.

Особенности питания в видах спорта

Силовые виды. Тяжелая атлетика и пауэрлифтинг: рацион питания, набор и сгонка веса. Культуризм: особенности питания по сравнению с другими видами. Скоростно-силовые виды: легкая атлетика - спринт, метания, прыжки; гребля. Единоборства. Особенности питания единоборцев. Рацион единоборца в зависимости от вида спорта и весовой категории. Особенности питания в видах с преимущественным проявлением выносливости. Циклические виды: основные принципы построения рационов стайера. Поддержка на длинных дистанциях. Легкая атлетика: энерготраты в видах легкой атлетики. Велоспорт. Лыжные гонки и биатлон: особенности питания лыжника. Примеры построения рационов, режим питания, раскладки продуктов, выбор блюд. Питание в художественных видах. Особенности питания в художественных видах спорта. Методы поддержания массы. Спортивные игры. Особенности питания в игровых видах спорта. Методика построения рациона и режим питания. Технические виды спорта: особенности питания.

Семинар. Рационы питания спортсменов (2 часа)

Лекция 3. Характеристика основных групп классификации спортивного питания (2 часа)

Классификация средств и методов спортивного питания и спортивной фармакологии. Субстратные СППБЦ (белки, углеводы, углеводно-протеиновые смеси, «гэйнеры» аминокислоты: незаменимые, разветвленные ВСАА, креатин, Ь-карнитин и др.). Сжигате-ли жира (критерии оценки эффективности). Адапто-гены растительного и животного происхождения. Антиоксиданты. Антигипоксанты. Иммуномодуляторы. Витамины и минералы, витаминно-минеральные комплексы (понятие «рекомендуемой суточной потребности» КБ А). Недопинговые анаболизирующие средства (экдистероны, изофлавоны: «правило треугольника»). Гепатопротекторы и желчегонные средства. Специальные группы (Средства ограниченного использования: кортикостероиды, контрацептивы; условия их применения в спортивной практике с учетом антидопингового контроля - ТиЕ).

Лекция 4. Ускорение восстановления и адаптации спортсменов с использованием фармакологических средств и БАДов (4 часа)

Методология применения БАДов и фармакологических препаратов для ускорения восстановления спортсменов в структуре мезо- и микроцикла подготовки. Общий и частные синдромы перенапряжения организма как основа выбора восстановительных

(шШ)

средств. Примеры восстановительных комплексов для коррекции восстановления ЦНС, ССС, печени, иммунной системы. Критерии оценки эффективности. Методология применения БАДов и фармакологических препаратов для ускорения адаптации к смене часовых поясов. Острый десинхроноз как основа выбора средств для ускорения адаптации организма спортсменов к смене часовых поясов. Коррекция суточных биологических ритмов. Коррекция процесса адаптации к специфическим климатическим условиям (жара, влажность, загазованность). Физиологические основы адаптации организма спортсменов в условиях высокогорной подготовки. Коррекция процесса среднегорной и высокогорной адаптации.

Семинар. Критерии качества и эффективности БАДов и фармакологических препаратов, используемых в специализированном спортивном питании. Контрольное занятие (2 часа)

Апробация настоящей программы осуществлена в период 2006-2008 гг. в рамках проведения следующих образовательных мероприятий:

1. Постоянно действующие курсы повышения квалификации РШВСМ для тренеров и специалистов в области спортивной тренировки (2006, 2007, 2008 гг.);

2. Учебные курсы для тренеров среднего звена системы профсозного спорта (2007 г.);

3. Курсы повышения квалификации тренеров высшего спортивного мастерства Москомспорта (2008 г.).

Литература

1.Арансон М.В, Португалов С.Н. Учебная программа по спортивному питанию для курсов повышения квалификации тренеров и спортивных врачей. - М., 2005.

2.Полиевский С.А. Основы индивидуального и коллективного питания спортсменов. - М.: ФиС, 2005. -384 с.

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.