Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТЫ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / PROJECTS / METHODOLOGICAL TRAINING / FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбина Олеся Евгеньевна

Рассматриваются вопросы реализации проектов в методической подготовке будущих учителей начальных классов. Подчеркивается важность освоения студентами технологии создания проекта и работы над ним. Представлены результаты исследования (онлайн-опрос студентов и анализ программ дисциплин), которые позволили выделить в качестве наиболее часто реализуемых проектов учебные проекты. Обращено внимание на исследовательский проект как один из способов формирования методических знаний. Отмечается особая значимость образовательного проекта, который отличается самостоятельностью, инициативностью студентов, их совместной деятельностью. В качестве примера образовательного проекта рассматривается проект «Дневник чтения на лето», который был инициирован, разработан и апробирован студентами вместе с учениками начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбина Олеся Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROJECTS IN METHODOLOGICAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF ELEMENTARY CLASSES

The article discusses the implementation of projects in the methodological training of future primary school teachers. The author emphasizes the importance of students mastering the technology of creating a project and working on it. The results of the study (an online survey of students and analysis of discipline programs) are presented, which made it possible to distinguish the educational project as the most frequently implemented. When implemented in the learning process as a training assignment, the educational project acquires such attributes as external motivation for implementation, the task of the topic and problems, work according to the prepared plan. The author also draws attention to the research project as one of the ways to build methodological knowledge. A research project is characterized by such signs as reflexivity, work with a problem, work on research steps. The article actualizes the special significance of the educational project, the features of which are: independence, initiative of students, their joint activities. It is emphasized that both educational and research projects can become educational. As an example of an educational project, the project “Reading Diary for the Summer” is considered. This project was initiated, developed and tested by students together with primary school pupils.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

УДК 378

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-3-69-74

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

О. Е. Рыбина

Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул

Рассматриваются вопросы реализации проектов в методической подготовке будущих учителей начальных классов. Подчеркивается важность освоения студентами технологии создания проекта и работы над ним. Представлены результаты исследования (онлайн-опрос студентов и анализ программ дисциплин), которые позволили выделить в качестве наиболее часто реализуемых проектов учебные проекты. Обращено внимание на исследовательский проект как один из способов формирования методических знаний. Отмечается особая значимость образовательного проекта, который отличается самостоятельностью, инициативностью студентов, их совместной деятельностью. В качестве примера образовательного проекта рассматривается проект «Дневник чтения на лето», который был инициирован, разработан и апробирован студентами вместе с учениками начальной школы.

Ключевые слова: проекты, методическая подготовка, будущие учителя начальных классов.

Одним из результатов освоения основной образовательной программы начальной школы является сформированность у младшего школьника умения работать над проектами разных видов индивидуально и в составе группы. Включение проектов в программы начального образования как обязательной формы организации работы детей актуализирует овладение проектной технологией и будущих педагогов начальных классов. В этой связи встает вопрос о работе над проектами в аспекте методической подготовки студентов.

Методическая подготовка студентов традиционно происходит в рамках освоения методических курсов и направлена на получение знаний, умений и навыков профессиональной деятельности. Основным результатом методической подготовки, по мнению С. Е. Царевой, является готовность студентов осуществлять деятельность обучения учебным предметам младших школьников, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета и средствами процесса обучения [1]. В исследованиях Л. А. Никитиной отмечается, что значимым в данном процессе становится научить будущих педагогов осваивать разные технологии [2]. Иными словами, речь должна идти об активизации субъектов образования, которые овладевают технологией и присваивают ее в деятельности, формируя тем самым собственную позицию по отношению к ней [3]. Овладение технологией позволяет будущему учителю не только узнать ее содержание и процесс осуществления в начальной школе, но и реализовать в деятельности, попробовать способы вовлечения детей в работу. Как отмечает О. Н. Игна, тем самым происходит гибкий переход от координируемой квазипрофессиональной к самостоятельной профессиональной деятельности [4].

Таким образом, говоря о необходимости организации проектной деятельности в начальной школе, следует подчеркнуть значение овладения способом работы над проектами в рамках методической подготовки.

Исследователями отмечается, что работа над проектами для студентов приобретает новое, профессионально ориентированное направление: в рамках данной деятельности они

не только реализуют собственные идеи, но и овладевают технологией разработки оригинального проекта, накапливают опыт взаимодействия, развивают умения мотивировать других с учетом их интересов, творческих возможностей и т. д.; развивают свои профессиональные навыки и умения; учатся самовыражаться, саморазвиваться и самореализовываться [5-8]. Выделенные аспекты, на наш взгляд, позволяют говорить о реализации таких признаков проектов, как их практическая направленность, творческая и коммуникативная составляющие.

С целью определения понимания будущими учителями начальных классов содержания и роли проектов в методической подготовке был проведен онлайн-опрос, в котором приняли участие студенты 3-го курса, обучающиеся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (20 чел.). Данный опрос включал в себя вопросы закрытого типа с возможностью выбора одного варианта ответа. Результаты онлайн-опроса показали следующее:

- при ответе на вопрос «В каких проектах Вы участвовали?» 25 % студентов выбрали социальные проекты; 15 % не участвовали в проектах; остальные респонденты (60 %) выбрали вариант «учебные проекты (в рамках дисциплины)». Отсюда видно, что проектная деятельность воспринимается студентами как работа по определенной дисциплине либо на уровне внеучебной деятельности;

- 60 % студентов хотели бы поучаствовать в проекте, который позволит им приобрести практические знания и умения. Такая ориентация на практическую составляющую своей подготовки характерна для будущих учителей начальных классов. Однако вариант ответа о понимании смысла своей профессиональной деятельности выбрал только один человек. Это показывает желание студентов «получить», а не «открыть», «наработать» свои профессиональные умения;

- большинство студентов (80 %) представляют себе проект как задание преподавателя, которое надо выполнить группой и представить на занятии. Будущие учителя начальных классов не видят себя в роли инициаторов проекта, они готовы быть участниками, делать что-либо, но не действовать.

Таким образом, проведенный опрос показал, что при работе над проектом студенты ориентированы на выполнение определенного задания, следуют инструкции по его выполнению, воспринимают проект как часть обучения.

Проведенный анализ рабочих программ дисциплин, реализуемых по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» за последние пять лет в Алтайском государственном педагогическом университете, показал, что в качестве проектов будущим педагогам предлагаются следующие задания: подготовить проект урока или проект занятия, творческий проект по теме, проект-доклад по проблеме дисциплины; разработать занятие с включением проекта младших школьников. Выделенные проекты характеризуются такими признаками, как «задан-ность» (проект начинается с задания преподавателя, реализуется по логике, определенной преподавателем, представляется согласно указанным требованиям и заканчивается получением определенного количества баллов); «готовая структурность» (план реализации, структура, шаблон презентации разработаны преподавателем, студенту только нужно наполнить готовую форму содержанием); «несобственная проблемность» (тема и проблема проекта, чаще всего, уже определены преподавателем, если корректируются студентом, то частично); «внешняя мотивированность» (за выполнение проектного задания, как правило, определяются высокие баллы, поэтому у студента возникает внешний мотив получения хорошего результата).

Сопоставление результатов опроса студентов и анализа программ дисциплин позволяет сделать вывод, что в процессе методической подготовки будущие учителя знакомятся и выполняют преимущественно учебные проекты (как определенное учебное задание).

Вместе с тем только знания о проектах и «отработка» проектного задания не позволяют будущим педагогам полноценно использовать возможности проектной деятельности при работе с детьми в школе. Например, С. И. Поздеева отмечает, что это «требует от педагога не только хорошей общей и предметной эрудиции, но и умения передавать эти сведения детям, быть способным планировать и организовывать совместное проектирование и исследовательский поиск и, самое важное, уметь пробуждать в детях к этому вкус и интерес» [9, с. 65]. Отсюда обращают на себя внимание исследовательские проекты в методической подготовке будущих педагогов начальных классов. По мнению Л. А. Никитиной, исследовательские проекты «появляются как ответ на образовательные ситуации, требующие от студентов разрешения собственных затруднений в присвоении методического знания», а их выполнение позволяет «не только „увидеть" многоаспектность методической деятельности, но и „прожить" ее» [10, с. 15]. В рамках исследовательских проектов, таким образом, происходит выполнение ряда исследовательских шагов, позволяющих студентам «построить» методическое знание. Данные проекты имеют, на наш взгляд, более рефлексивный характер, а работа над ними «направляется» преподавателем, который помогает в процессе выделения проблемы, определения исследовательских шагов.

Между тем в рамках современного образования, основанного на гуманитарном подходе, на личностно значимой деятельности, возникает необходимость таких проектов, которые приобретают особую значимость для самого субъекта деятельности в достижении им образовательных результатов. Говоря о проектной деятельности в вузе, Г. Н. Прозументова и И. Ю. Малкова подчеркивают, что именно в рамках ее организации у студентов появляется возможность проявлять собственные инициативы, разворачивать личностное содержание деятельности; проявлять личностную вовлеченность в порождение проектных инициатив, замыслов проектной деятельности [11]. Таким образом, вовлечение будущих учителей начальных классов в проекты, в рамках которых они овладевают технологией их создания, проявляют собственную инициативу и самостоятельность, приобретают и реализуют свои знания и умения в совместной деятельности, позволяет говорить об образовательных проектах в методической подготовке. Отметим, что речь идет не о новом виде проектов, а о том, что и учебный, и исследовательский проекты могут стать образовательными, приобретая такие обозначенные выше признаки, как инициативность, самостоятельность, осознанность и совместность.

Одним из примеров образовательных проектов является совместный проект студентов Алтайского государственного педагогического университета и младших школьников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 125» г. Барнаула «Дневник чтения на лето». Последовательность возникновения, разработки и реализации данного проекта определялась переходом от выявления проблемы в процессе личного осмысления и коллективного обсуждения к реализации варианта решения выявленной проблемы, его корректировке и анализу результатов. Все диагностические материалы, которые были использованы в ходе проекта, разрабатывались, корректировались и были апробированы студентами.

Так, в процессе коллективной беседы в рамках дисциплины «Организация домашнего чтения в начальной школе» было выяснено, что одной из актуальных, на их взгляд, проблем в современной начальной школе является неорганизованность домашнего чтения. Занятость взрослых, их стремление после работы включить телевизор или планшет, а отсюда - отсутствие совместного семейного чтения и потеря интереса к чтению у детей подтвердились и в результате предварительного анкетирования первоклассников.

Для решения данной проблемы студенты предложили создать особые дневники чтения на лето, которые позволили бы заинтересовать первоклассников чтением, а также привлечь родителей к совместному чтению как особой форме проведения досуга.

Особенность данных дневников чтения заключается в их индивидуальном характере: в классе было проведено анкетирование с целью выявления интересов детей, а также беседа с учителем и заполнение шкалы интереса к чтению. По результатам данной работы студенты составили «портрет» каждого ребенка-читателя для создания «непохожего» на другие дневника чтения на лето.

Индивидуальный характер каждого дневника чтения на лето определил общий план работы студентов и особенности его реализации: необходимо было составить для каждого ребенка индивидуальный список книг, ориентируясь на личные интересы и специфику организации семейного досуга, а также разработать задания по данным книгам, в процессе выполнения которых ребенок мог бы более осознанно подойти к чтению, продолжить работу с книгой после чтения, привлечь к чтению родителей.

После итоговой проверки созданных дневников чтения на лето и коллективного обсуждения работы данный проектный продукт был представлен в школе. Самоанализ собственной и совместной деятельности, проведенный после передачи дневников чтения на лето в школу, позволил выявить основные проблемы и «точки заинтересованности» студентов в процессе реализации такого проекта. Так, большинство студентов отметили, что работа над проектом была интересной, но сложной: «приходилось много читать, чтобы выбрать книги для детей», «нужно было разработать какие-то задания, которые были бы интересны детям», «нужно было следить за тем, чтобы задания были доступны детям, и чтобы привлекали не только детей, но и взрослых», «казалось, все уже готово, но начинаем обсуждать, проверять, и нет - то здесь доработать, то здесь неинтересно». Реальная реализация проекта в школе определила более ответственное отношение будущих учителей к работе: «мы же делали дневники для реальных детей, они нас ждали», «когда мне хотелось перестать делать этот дневник, ну просто не выполнить работу, получить меньше баллов на зачете, я вспоминала, что мой дневник ждет маленький первоклассник; я думала, как это - все получат дневники, а мой не получит», «мне хотелось, чтобы мой дневник помог Сережке как-то больше подружиться с родителями, чтобы они читали по вечерам, а не играли в планшет».

По итогам летнего заполнения дневников чтения был проведен анализ и выделены такие проблемы, как сложность в нахождении книг, большой объем заданий, не всегда интересные задания для детей данного возраста. Все это позволило переработать дневники чтения и повторно реализовать данный проект для второклассников.

Из представленного описания работы будущих учителей начальных классов над проектом «Дневник чтения на лето» видно, что студентами было инициировано и осуществлено исследование проблемы организации домашнего чтения, самостоятельно разработан макет и подобрано содержание дневника чтения на основе анкетирования детей, проведена апробация дневников чтения с последующей корректировкой.

Таким образом, реализация в методической подготовке будущих учителей начальных классов образовательных проектов позволяет не просто научить их выполнять проектные задания, а овладевать технологией создания проекта, осознавать его значимость и результативность в своей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Царева С. Е. Методическая подготовка в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 12 (часть 1). С. 37-39.

2. Никитина Л. А. Организация совместной образовательной деятельности - предмет методической подготовки будущего учителя начальной школы в условиях инновационного развития образования // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2017. № 3 (32). С. 29-35.

3. Рыбина О. Е. Роль образовательных технологий в открытии смысла педагогической деятельности будущих педагогов начальной школы / Современные образовательные технологии в начальной школе: материалы заочной Всерос. науч.-практ. конф., г. Барнаул, 20 апреля 2017 г. / под ред. Л. А. Никитиной. Барнаул: АлтГПУ, 2017. С. 212-215.

4. Игна О. Н. Проектная технология в профессионально-методической подготовке учителя // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulliten). 2014. Вып. 10 (151). С. 207-211.

5. Ильясова И. С. Проектирование как способ интеграции учебной и практической деятельности студентов педагогического вуза // Педагогический имидж. 2018. № 1 (38). С. 83-90.

6. Иванова С. В., Пастухова Л. С. Возможности использования проектного метода в образовании и работе с молодежью на современном этапе // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 6. С. 29-49. DOI: 10.17853/19945639-2018-6-29-49

7. Русинова Н. П., Федотова Е. Л. Особенности реализации проектной технологии в условиях педагогического вуза // Педагогический имидж. 2018. № 3 (40). С. 141-147.

8. Гансуар К. Др., Неретина Е. А., Корокошко Ю. В. Опыт проектно-ориентированного обучения и организации командной работы студентов вуза // Интеграция образования. 2015. Т. 19, № 2. С. 22-30.

9. Поздеева С. И., Кузнецова Т. В. Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulliten). 2010. Вып. 2 (92). С. 65-69.

10. Никитина Л. А. Исследовательские проекты в методической подготовке будущего педагога // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulliten). 2011. Вып. 10 (112). С. 14-18.

11. Прозументова Г. Н., Малкова И. Ю. Проектирование в высшей школе: содержание образовательного результата // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulliten). 2007. Вып. 7 (70). С. 13-17.

Рыбина Олеся Евгеньевна, старший преподаватель, Алтайский государственный педагогический университет (ул. Молодежная, 55, Барнаул, Россия, 656031). E-mail: konvallaria@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 13.02.2020.

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-3-69-74

EDUCATIONAL PROJECTS IN METHODOLOGICAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF ELEMENTARY CLASSES

O. E. Rybina

Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation

The article discusses the implementation of projects in the methodological training of future primary school teachers. The author emphasizes the importance of students mastering the technology of creating a project and working on it. The results of the study (an online survey of students and analysis of discipline programs) are presented, which made it possible to distinguish the educational project as the most frequently implemented. When implemented in the learning process as a training assignment, the educational project acquires such attributes as external motivation for implementation, the task of the topic and problems, work according to the prepared plan. The author also draws attention to the research project as one of the ways to build methodological knowledge. A research project is characterized by such signs as reflexivity, work with a problem, work on research steps. The article actualizes the special significance of the educational project, the features of which are: independence, initiative of students, their joint activities. It is emphasized that both educational and research projects can become educational. As an example of an educational project, the project

"Reading Diary for the Summer" is considered. This project was initiated, developed and tested by students together with primary school pupils.

Keywords: projects, methodological training, future primary school teachers.

References

1. Tsareva S. E. Metodicheskaya podgotovka v sisteme professional'noy podgotovki uchitelya nachal'nykh klassov [Methodological training in the vocational training system for primary school teachers]. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya, 2016, no. 12, part 1, pp. 37-39 (in Russian).

2. Nikitina L. A. Organizatsiya sovmestnoy obrazovatel'noy deyatel'nosti - predmet metodicheskoy podgotovki budushchego uchitelya nachal'noy shkoly v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya obrazovaniya [Organization of joint educational activities - the subject of methodical training of future primary school teacher in the conditions of innovative development of education]. VestnikAltayskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -VestnikAitGPU, 2017, no. 3 (32), pp. 29-35 (in Russian).

3. Rybina O. E. Rol' obrazovatel'nykh tekhnologiy v otkrytii smysla pedagogicheskoy deyatel'nosti budushchikh pedagogov nachal'noy shkoly [The role of educational technologies in discovering the meaning of the pedagogical activity of future primary school teachers]. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v nachal'noy shkole: mate-rialy zaochnoy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, g. Barnaul, 20 aprelya 2017 g. Pod red. L. A. Nikitinoy [Modern educational technologies in elementary school: materials of correspondence Russian national scientific-practical conference, Barnaul, April 20, 2017. Ed. L.A. Nikitina]. Barnaul, AltGPU Publ., 2017, pp. 212-215 (in Russian).

4. Igna O. N. Proektnaya tekhnologiya v professional'no-metodicheskoy podgotovke uchitelya [Project technology in professional-methodical training of teachers]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPUBulletin, 2014, vol. 10 (151), pp. 207-211 (in Russian).

5. Il'yasova I. S. Proektirovaniye kak sposob integratsii uchebnoy i prakticheskoy deyatel'nosti studentov pedagogicheskogo vuza [Design as a way of integrating the educational and practical activities of students of a pedagogical university]. Pedagogicheskiy imidzh-PedagogicheskiyIMIDZH, 2018, no. 1 (38), pp. 83-90 (in Russian).

6. Ivanova S.V, Pastukhova L.S. Vozmozhnosti ispol'zovaniya proektnogo metoda v obrazovanii i rabote s molodezh'yu na sovremennom etape [Possibilities of using the project method in education and work with youth at the present stage]. Obrazovaniye i nauka - The Education and Science Journal, 2018, vol. 20, no. 6, pp. 29-49. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-6-29-49 (in Russian).

7. Rusinova N. P., Fedotova E. L. Osobennosti realizatsii proektnoy tekhnologii v usloviyakh pedagogicheskogo vuza [Features of the implementation of design technology in a pedagogical university]. Pedagogicheskiy imidzh -Pedagogicheskiy IMIDZH, 2018, no. 3 (40), pp. 141-147 (in Russian).

8. Ganseuer C. Dr., Neretina E. A., Korokoshko Yu. V. Opyt proyektno-oriyentirovannogo obucheniya i organizatsii komandnoy raboty studentov vuza [Experience of project-oriented learning and organization of teamwork among university students]. Integratsiya obrazovaniya - Integration of Education, 2015, vol. 19, no. 2, pp. 22-30 (in Russian).

9. Pozdeyeva S. I., Kuznetsova T. V Pozitsiya pedagoga v organizatsii proyektnoy deyatel'nosti mladshikh shkol'nikov [The position of a teacher in the project activity at elementary school]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2010, vol. 2 (92), pp. 65-69 (in Russian).

10. Nikitina L. A. Issledovatel'skiye proekty v metodicheskoy podgotovke budushchego pedagoga [Research projects in methodological training of the future educator]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, no. 10 (112), pp. 14-18 (in Russian).

11. Prozumentova G. N., Malkova I. Yu. Proyektirovaniye v vysshey shkole: soderzhaniye obrazovatel'nogo rezul'tata [Projecting in higher school: content of educational result]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2007, vol. 7 (70), pp. 13-17 (in Russian).

Rybina O. E., senior lecturer, Altai State Pedagogical University (ul. Molodezhnaya, 55, Barnaul, Russian Federation, 656031). E-mail: konvallaria@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.