политически науки
Салаев Камаль ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ...
UDC 323 (479.22): 341
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЦИНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В ГРУЗИИ (на примере азербайджанцев и армян)
© 2019
Салаев Камаль, специалист отдела Грузиноведения Института Кавказоведения Национальная Академия Наук Азербайджана (AZ1143, Азербайджанская Республика, Баку, пр. Г. Джавида, 113, email: [email protected])
Аннотация. В данной статье анализируются проблемы образования азербайджанцев и армян в Грузии, а также выясняются причины возникновения проблем с изучением грузинского языка. Исследована проблема обучения грузинскому языку в азербайджанских школах, а также факты обучения грузинскому языку этнических армян, проживающих в Ахалкалаки и Самцхе-Джавахети. Изучено положение азербайджанских школ, открытых в регионах компактного проживания азербайджанцев в Грузии. Как известно, 23 сентября 2010 года министры образования Азербайджана и Грузии приняли участие в открытии двух школ в Дманиси и Гардабани, где компактно проживают азербайджанцы. Эти школы были восстановлены с помощью Фонда Гейдара Алиева. Также в статье изучалось финансирование правительством Грузии армянских школ в Грузии. В отчете омбудсмена Грузии по правам и свободам человека в 2017 году указано, почему азербайджанские учебники несовместимы с системой образования Грузии. Надо обратить внимание также на встречу с главой Армянской Апостольской Церкви в Грузии Вазген Мирзаханяном с бывшим президентом Армении Сержем Саргсяном в Тбилиси. Так, в ходе встречи, состоявшейся 26 декабря 2017 года, Вазген Мирзаханян затронул ряд вопросов, связанных с проблемами образования армян. Было проведено расследование факта открытия еще одной армянской школы в селе Кумурдо Ахалкалакского района (в Самцхе-Джавахетском регионе). Некоторые азербайджанские и армянские школы в Грузии восстановлены благодаря фонду США. Так, 7 февраля 2018 года 13 школ в Квемо-Картли планировалось восстановить американским фондом Millennium Challenge Corporation. Также были изучены статистические показатели существующих азербайджанских и армянских школ в Грузии. Согласно этим статистическим данным, 30 июня 2018 года в Грузии функционируют 140 армянских и 90 азербайджанских школ.
Ключевые слова: Азербайджан, Грузия, Армения, армяне, азербайджанцы, азербайджанские школы, армянские школы, проблема образования, грузинский язык, Фонд Гейдара Алиева
EDUCATIONAL PROBLEMS OF NATIONAL MINORITIES IN GEORGIA (on the example of Azerbaijanis and Armenians)
© 2019
Salaev Kamal, specialist of Georgian Studies Department Institute of Caucasus Studies National Academy of Sciences of Azerbaijan (AZ1143, Azerbaijan Republic, Baku, G. JavidAve, 113, email: [email protected])
Abstract. In this article analyzes the problems of education of Azerbaijanis and Armenians in Georgia, as well as identifies the causes of problems with the study of the Georgian language. The problem of teaching the Georgian language in Azerbaijani schools, as well as the facts of teaching the Georgian language to ethnic Armenians living in Akhalkalaki and Samtskhe-Javakheti, have been investigated. The situation of Azerbaijani schools opened in the regions densely populated by Azerbaijanis in Georgia have been studied. As you know, on September 23, 2010, the ministers of education of Azerbaijan and Georgia took part in the opening of two schools in Dmanisi and Gardabani, where Azerbaijanis live in a compact way. These schools were restored with the help of the Heydar Aliyev Foundation. The article also examined the financing by the government of Georgia of Armenian schools in Georgia. The report of the Georgian ombudsman for human rights and freedoms in 2017 states why Azerbaijani textbooks are incompatible with the education system of Georgia. It is necessary to pay attention also to a meeting with the head of the Armenian Apostolic Church in Georgia Vazgen Mirzakhanyan with the former president of Armenia Serzh Sargsyan in Tbilisi. So, during the meeting which took place on December 26, 2017 Vazgen Mirzakhanyan mentioned a number of questions the Armenians connected with problems of education. Investigation of the fact of opening of one more Armenian school in the village of Kumurdo of the Akhalkalaki district was made (in the Samtskhe-Dzhavakhetsky region). Some Azerbaijani and Armenian schools in Georgia have been restored by the US Foundation. So, on February 7, 2018, 13 schools in Kvemo-Kartli were planned to be restored by the American Foundation Millennium Challenge Corporation. The statistical indicators of existing Azerbaijani and Armenian schools in Georgia were also studied. According to these statistics, on June 30, 2018, there are 140 Armenian and 90 Azerbaijani schools in Georgia.
Keywords: Azerbaijan, Georgia, Armenia, Armenians, Azerbaijanis, Azerbaijani schools, Armenian schools, education problem, Georgian language, Heydar Aliyev Foundation
Цель статьи. Проблема образования в азербайджанских школах Грузии является одним из важных вопросов повестки дня. Поэтому основной целью статьи является прояснение проблем в сфере образования.
Анализ последних исследований и ключевых аспектов проблемы. Учитывая, что проблема образования многомерна, мы попытались изучить проблемы образования азербайджанцев и армян в Грузии. При изучении было выявлено, что грузинский язык в азербайджанских школах в Грузии изучается один академический час в неделю. С этой точки зрения отсутствие факультетов в грузинском высшем образовании в этом направлении, отсутствие потенциальных учителей в школах для обучения учащихся, несовместимость учебников, а также тот факт, что азербайджанских школ меньше по сравнению с армянскими школами, являются ключевыми аспектами проблемы.
Тот факт, что грузинский язык не преподается азербайджанцам на должном уровне в Грузии, является одним из основных факторов, препятствующих их ин-
теграции в грузинское общество. Одна из проблем, наблюдаемых в сфере образования, заключается в том, что большинство учителей в азербайджанских школах в Грузии с годами становятся все старше, и нет нового поколения молодых учителей, которые могли бы их заменить. Привезенные из Азербайджана учебники в Грузию не соответствуют потребностям системы образования Грузии и возникает необходимость публикации книг в местных издательствах.
Азербайджанский язык в азербайджанских школах Грузии преподается каждый день, а грузинский язык -один час в неделю. Эта является более или менее дискриминационным положением по отношению к этническим меньшинствам. А это противоречит духу Европейской хартии, подписанной Грузией [1].
Министры образования Грузии и Азербайджана посетили азербайджанские школы в Марнеульском районе 25 ноября 2009 года. Тогдашний министр образования Азербайджана Мисир Марданов сказал, что он доволен школами в Марнеульском районе Грузии. Он по-
Salaev Kamal political
EDUCATIONAL PROBLEMS ... sciences
сетил школу № 3 со своим грузинским коллегой Никой Гварамия. В этой школе министры вручили ученикам 18 золотых и серебряных медалей. Затем они посетили компьютерный класс. Мисир Марданов высказал такую мысль: «Я был в этой школе несколько лет назад и она оставила у меня плохие впечатления, но сегодняшние условия нельзя сравнить с условиями в прошлом». Он заявил, что здание школы было фактически создано заново. Бывший министр Марданов отметил, что несколько проектов в Марнеульском регионе будут реализованы совместно. Он также обсудил эти проекты с учителями местной школы. Гварамия отметил, что 565 000 лари (около 350 000 долларов США) были переданы школам в районе Марнеули для реабилитации школ в рамках общенациональной программы под названием «Якоб Гогебашвили». Мисир Марданов разъяснил этот вопрос так: «мы затронули все вопросы, представляющие взаимный интерес, и открыто говорили о проблемах азербайджанских школ в Грузии» [2]. Стороны подчеркнули, что договорились по всем вопросам и пришли к взаимопониманию.
Ситуация в армянских школах иная. 11 марта 2010 года правительство Грузии профинансировало 144 армянских школы, функционирующие в стране. Были привезены армянские учебники в Грузию, хотя на самом деле было запрещено привозить армянские учебники в Самцхе-Джавахети. Об этом на пресс-конференции в Ереване заявил бывший посол Грузии в Армении Григол Табатадзе. «Правительство Грузии финансирует 144 армянские школы в Грузии. Книги и учебники, утвержденные планом Министерства образования Грузии, переведены на армянский язык в Армении и отправлены в Грузию. Другие армянские учебники, не одобренные министерством обороны Грузии, не могут быть пропущены через армяно-грузинскую границу» [3], сказал Табатадзе. Он также отметил, что в 2010 году выпускники школ национальных меньшинств сдают тест по грузинскому языку. Посол добавил: «Правительство Грузии потратило 108 миллионов долларов на улучшение социально-экономического положения в Джавахети» - в Грузии были реализованы специальные программы, и был восстановлен ряд армянских школ, в том числе школа Ваана Терьяна [3].
Следует отметить, что Фонд Гейдара Алиева всегда предпринимал важные шаги для преодоления проблем в сфере образования. Примером этого является создание двух школ, открытых 23 сентября 2010 года в регионах, где компактно проживают азербайджанцы. Между тем министры образования Азербайджана и Грузии также приняли участие в открытии двух школ в Дманисском и Гардабанском районах Грузии. Эти школы были восстановлены непосредственно из Фонда Гейдара Алиева. Мисир Марданов и Дмитрий Шашкин поздравили учеников школы № 3 в Гардабани и школы № 2 в Дманиси (Квемо-Картлинский район) с началом нового учебного года. Шашкин поблагодарил своего коллегу за помощь в восстановлении азербайджанских школ и отметил особую роль Фонда Гейдара Алиева. Он сказал, что Фонд Гейдара Алиева много сделал для развития образовательной инфраструктуры в населенных азербайджанцами регионах Грузии и азербайджанской школы в Тбилиси, а учебные заведения были полностью отремонтированы. В свою очередь Марданов подчеркнул, что Азербайджан заботится о своих соотечественниках в Грузии и делает все возможное для повышения их уровня образования. Он отметил, что сотрудничество двух стран полезно для дальнейшего укрепления дружбы между двумя народами. Школы в Гарабани и Дманиси были полностью отремонтированы, установлены новые двери и окна, а также системы отопления. Эти школы были оснащены спортивным оборудованием, а также современным техническим оборудованием. Обе школы имеют свое собственное водохранилище [4].
Был запланирован ряд проектов по интеграции на-
ших соотечественников в грузинское общество. Одним из шагов, предпринятых в этом направлении, стало участие директоров 77 азербайджанских школ 12 апреля 2011 года в Кутаиси в семинаре по изучению грузинского языка, как государственного языка. На семинаре присутствовал заместитель министра образования и науки Кока Сепертеладзе. Он отметил, что этот семинар был важен для интеграции азербайджанцев в грузинское общество: «Министерство также осуществляет другие программы по интеграции азербайджанских соотечественников в единое грузинское общество, включая детей, когда они встречаются, чтобы познакомиться с языком и традициями жизни друг друга. Это еще больше сближает грузин и азербайджанцев »[5].
Наблюдается четкая разница в статистических показателях количества азербайджанских и армянских школ в Грузии. Итак, 15 октября 2015 года Министерство науки и образования Грузии представило статистику негрузинских школ в редакцию «Миутюн». Согласно этой статистике, в Грузии было 131 учебное заведение на армянском языке. «По данным Министерства образования и науки Грузии, с 20 мая 2015 года в Грузии действуют 310 негрузинских школ, а также секторы», - сообщили в редакции газеты «Миутюн». Цифры этой статистики стали поводом для размышлений. Число учащихся, обучающихся в армянских школах Грузии, составило 13912. Количество азербайджаноязычных школ в Грузии составило 120. Несмотря на небольшое количество азербайджанских школ, количество обучающихся там составило 25609 человек. Количество русскоязычных школ в Грузии было 61. Количество учеников в Грузии в 131 школах с армянским языком составляла 13835 учеников и столько же учились в русскоязычных школах. Статистика показывает, что в школах с армянским языком для обучения грузинского языка преподавали 431 грузинских учителей и 837 учителей на своем родном языке [6].
Согласно информации, предоставленной Министерством науки и образования Грузии от 11 августа 2017 года, жителям города Ахалкалаки, этническим армянам, проживающим в Самцхе-Джавахетии, преподавали грузинский язык. Тренинг проводился Школой государственного управления имени Зураба Джвании по инициативе Армянской Апостольской Церкви в Ахалкалаки (Самцхе-Джавахети). Заместитель министра науки и образования Грузии Лиа Киагури сказала, что школа Джвании подготовила 130 мобильных групп в Самцхе-Джавахетии. Эти группы были подготовлены для обучения грузинскому языку, где это необходимо, и для предоставления образовательных услуг заинтересованным лицам.
«Мы посетили одну из этих групп. Представители армянской общины впервые в Грузии выразили желание изучать грузинский язык. Это беспрецедентное событие», - сказал Киагури. На первом уроке грузинского языка, помимо Киагури, присутствовали заместитель министра мира и гражданского равенства Грузии Петре Канкава, директор государственной школы Джвания Кетеван Махарашвили и члены парламента Грузии. Участники отметили, что для того, чтобы в полной мере пользоваться услугами, предлагаемыми государственными органами страны, необходимо знать грузинский язык.
«Изучение грузинского языка становится все более популярным среди взрослого населения, представляющего этнические меньшинства. Они говорят, что хотят изучать государственный язык», - сказали в министерстве. 85% населения знают государственный язык в Ахалкалаки, и используют в повседневной жизни. Это мешало им интегрироваться в грузинское общество и быть полноправным гражданином страны. Эксперты были убеждены, что в результате новых курсов ситуация кардинально изменится. Так, по переписи населения Грузии 2014 года в общей численности проживало 168,1 Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 1(3)
политически науки
Салаев Камаль ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ...
тысячи армян [7].
Проблема с отсутствием в Грузии школьных учебников носит общий характер. Уполномоченный по правам и свободам человека в Грузии отметил, что учебники из Азербайджана и Армении не соответствуют стандартам системы образования страны. Уполномоченный уже заявлял об этом в отчете за 2017 год. В документе отмечалось: «В Армении недавно принята 12-летняя система образования. В Азербайджане до сих пор существует 11-летняя система образования. В Азербайджане нет учебников для 12 класса. Учебники, предоставляемые азербайджанским школам в Грузии, не соответствуют системе образования». Омбудсмен посоветовал Министерству образования и науки Грузии издать учебники на азербайджанском языке. За последние четыре года министерство образования Азербайджана отправило в Грузию 73805 учебников «Азербайджанский язык» и «Литература» [8].
26 декабря 2017 года Вазген Мирзаханян, глава Представительства Армянской Апостольской Церкви в Грузии, во время визита бывшего президента Армении Сержа Саргсяна в Тбилиси обсудил вопросы, касающиеся армянской общины, а также образования и культуры. По его словам, во многих армянских школах не хватает учителей, и учителям необходимо совершенствовать свои навыки. «У нас проблема с обеспечением многих школ учителями. Конечно, этот вопрос находится в юрисдикции Министерства образования Грузии. Однако очевидно, что армянская молодежь из Грузии бесплатно учится в Армении. В результате этого они вернутся сюда, чтобы преподавать в армянских школах, особенно в Самцхе-Джавахетском и Квемо-Картлинском районах», - сказал глава армянской церкви.
«В Грузии функционируют более 120 армянских школ, и они нуждаются в учителях, в Джавахети есть одна школа, где преподает один из выпусников этой школы не имеющий высшего образования», - сказал Вазген Мирзаханян, добавив, что для президента Армении важно активизировать культурные связи между Арменией и Грузией, добавив, что перевод современной армянской литературы на грузинский язык важен. Епископ, с бывшим президентом Сержем Саргсяном обсудили финансирование Джавахетии, где проживает армянские население. «Важно, чтобы местное население занималось чем-то другим, помимо сельского хозяйства и животноводства, чтобы социальная жизнь могла улучшиться, и люди не покидали своих родных деревень»,
- сказал епископ [9].
17 января 2018 года в Грузии была открыта еще одна армянская школа. По данным Министерства науки и образования Грузии, армянская школа, отвечающая современным стандартам на 450 учеников, была открыта в селе Кумурдо Ахалкалакского района (Самцхе-Джавахетском регионе). Новая школа была построена местным спонсором и оснащена современными технологиями. Школа имеет игровые площадки, школьный стадион, бассейн, а также стадион для волейбола и баскетбола. «Министерство науки и образования занимается вопросами интеграции и образования этнических меньшинств. В этом направлении реализуются многие проекты», - сказали в министерстве.
На церемонии открытия присутствовал бывший министр науки и образования Грузии Михаил Чехникели. По данным Министерства образования агентству новостей «Новости-Грузия», в Грузии функционируют 130 школ с армянским языком обучения. 55 из них расположены в Ахалкалаки. Как известно, Самцхе-Джавахети
- регион, где компактно живут армяне [10].
В последние годы количество азербайджанских учителей в Грузии сократилось, и нет молодых специалистов, которые могли бы занять их место. Поэтому проживающим в Грузии азербайджанцам трудно выучить родной язык. В школах, где преподавали азербайджанский язык, не хватало учителей. 18 января 2018 года азер-
байджанцы Грузии обратились к властям через Sputnik Азербайджан. Председатель Конгресса азербайджанцев в Грузии Гусейн Юсифов обратился к ответственным властям в Баку с призывом разработать специальную государственную программу, которая позволит нашим соотечественникам в Грузии учиться на родном языке. По официальным данным прошлого года, в Грузии проживает более 233 тысяч азербайджанцев. Большинство азербайджанцев живут в Квемо-Картли. Так, в Квемо-Картли проживает 177322 человека, 32354 в Кахетии и 15187 в Тбилиси.
По неофициальным данным, число азербайджанцев в Грузии составляет около полумиллиона. Масса такого большого населения имеет немало проблем. Важнейшей из этих проблем является система образования. Председатель Конгресса азербайджанцев в Грузии заявил, что проблема образования азербайджанцев на протяжении нескольких лет исходит из того, что они не знают языка страны. Но в настоящее время эта проблема все еще не решена.
«Первые 20 лет нашей независимости были переходным периодом, и система образования еще не отрегулирована. Не было конкретной программы по образованию национальных меньшинств», - сказал он. Поскольку азербайджанцы в Грузии тесно связаны со своим родным языком, грузинский язык остается вторым. Но сегодня большая часть населения заинтересована в знании государственного языка. Для решения проблемы была разработана программа, связанная с национальными меньшинствами 10 лет назад в Грузии. По этой программе выпускники средних школ теперь могут сдавать вступительные экзамены в грузинские вузы. «В первый год они изучают грузинский язык, а затем продолжают свое обучение на государственном языке. Я лично участвовал в подготовке этой программы. Благодаря этой программе 3000 азербайджанцев получили дипломы от грузинских университетов », - сказал он.
По словам Юсифова, в настоящее время самая большая проблема - преподавание родного языка. «Любое образование на азербайджанском языке не будет отменено. Однако нехватка учителей может привести к закрытию азербайджанских школ в будущем. Учителя, которые могут преподавать уроки на родном языке, стареют, и их количество с годами уменьшается. Но нет молодых специалистов, которые могли бы их заменить». Юсифов сказал, что в нескольких сельских школах уже не хватает учителей. По его словам, в грузинских вузах нет факультетов, которые готовили учителей азербайджанского языка для этих школ. [11].
Планируется восстановление школ на азербайджанском и армянском языках расположенных в Грузии, за счет средств фонда США 7 февраля 2018 года. Millenium Challenge Corporation, американский фонд, планирует капитальный ремонт 13 школ в Квемо-Картли, где азербайджанцы живут в компактной форме. Об этом было объявлено на тбилисской конференции. Директор Грузинского агентства по инфраструктурным проектам Картлос Кипиани сказал, что: «Реконструкция школ, как ожидается, будет завершена в мае. Многие школы в Квемо-Картли нуждаются в ремонте. Однако возможности фонда ограничены. Организация проводит реставрационные работы примерно в 90 школах Грузии». Кипиани отметил, что учебные заведения были отобраны в соответствии с определенными критериями относительно школ, нуждающихся в ремонте: «Правила отбора школ включают квоты для школ с азербайджанским и армянским языками обучения. Все школы будут отремонтированы за счет средств Фонда». Американский фонд Millenium Challenge Corporation выделил грант в размере 68 миллионов на реализацию проектов инфраструктуры образования в Грузии. Организация уже отремонтировала более 30 государственных школ в разных регионах [12].
Министр науки и образования Армении Араик
Salaev Kamal
EDUCATIONAL PROBLEMS ..
political sciences
Арутюнян планирует в ближайшее время встретиться со своим грузинским коллегой Михаилом Батиашвили. Об этом сообщили на Первом канале. По словам Арутюняна, на встрече будут обсуждаться вопросы развития армянского языка и истории в армянских школах, действующих в Грузии. «Проблемы связаны с изучением армянского языка и истории. У нас также есть проблема с описанием отдельных событий. Мы работаем в этом направлении. Министерство образования Грузии внимательно следит за этим. Мы решили некоторые вопросы с бывшим министром. Возможно, новый министр должен рассмотреть эти вопросы», - сказали в министерстве образования Армении [13].
По состоянию на 30 июня 2018 года в Грузии функционируют 140 армянских и 90 азербайджанских школ. Армения выделяет квоты для учителей из Грузии, а азербайджанцы не проходят обучение персонала. По словам Эльбруса Мамедова, главы грузинского Центра мониторинга прав человека, школы в будущем могут быть закрыты из-за нехватки персонала. Так, около 90 из 187 азербайджанских школ остались в Грузии. 140 армянских школ защитила армянская диаспора. Армянская диаспора очень активна в этом вопросе. Таким образом, квоты для учителей из Грузии были выделены в Армении. Здесь действуют более 30 армянских школ [14].
18 октября 2018 года государственный министр по вопросам мира и гражданства Грузии Кетеван Цихелаш-вили встретилась с учителями и учениками армянской государственной школы в Ахалкалаки. Говоря о программах на грузинском языке для этнических меньшинств, государственный министр отметил, что, помимо этих программ, государство также заботится о защите родного языка этнических меньшинств. Государственный министр сосредоточил внимание на роли двуязычных учителей и отметил, что они играют важную роль в изучении грузинского языка для представителей этнических меньшинств. Кетеван Цихелашвили отметила важность образовательной программы по грузинскому языку (1 + 4). После этого студенты могут практиковаться в упрощенном режиме в государственном секторе. Позже министр принял участие в курсе грузинского языка в восьмом классе, который проводил ассистент двуязычного учителя. Кетеван Цихелашвили рассказала о необходимости популяризации государственного языка среди студентов и отметил, что это позволит им в полной мере участвовать в общественной жизни страны [15].
Согласно статистическим данным, в первом классе государственных школ Грузии было зачислено 50 232 ученика, а в первом классе частных школ - 5 892 ученика. В то же время реставрационные работы были отложены в 5 частных и 4 государственных школах в начале 2018-2019 учебного года. С сентября 2017 года отремонтировано 152 школы. Будет построено 27 новых школ, из которых 23 будут введены в эксплуатацию в 2018-2019 годах [16].
Заключение. Сегодня реализуется ряд проектов государственного уровня для решения проблемы образования азербайджанцев в Грузии. Важно разработать программы обучения грузинскому языку (1+4) для решения проблемы нехватки учителей в школах, а также реконструкции школьной инфраструктуры. В связи с этим стоит отметить большую роль, которую сыграл Фонд Гейдара Алиева в обновлении и реконструкции школ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Проблемы Национальной Политики и Интеграции в Грузии// 24.01.2019 // http://www.e-reading.
2. Министры образования Грузии и Азербайджана посетили азербайджанскую школу в Марнеули// 25.11.2009 // https://www.apsny.ge
3. Грузинское правительство финансирует 144 армянские школы на территории Грузии//11.03.2010 // https://www.apsny.ge
4. В местах компактного проживания азербайджанцев открылись две школы// 23.09.2010 // https://www.apsny.ge
5. 77 директоров азербайджанских школ из мест компактного проживания изучают грузинский язык// 04.12.2011 // https://www. ap.sny.ge
6. Статистика армянских школ Грузии//15.10.2015 // http://jnews.ge/
7. Мобильные группы будут обучать армян Самцхе-Джавахети грузинскому языку//11.08.2017// https://sputnik-georgia.ru
8. Омбудсмен: "Предоставленные Азербайджаном учебники не соответствуют стандартам образовательной системы"// 23.07.2018 // https://www.apsny.ge
9. Президент Армении провел встречу в Тбилиси с епископом Вазгеном Мирзаханяном// 26.12.2017 // https://www.apsny.ge
10. В Самцхе-Джавахети открылась еще одна армянская школа// 17.01.2018 // https://sputnik-georgia.ru/
11. SOS от азербайджанцев Грузии: глава КАГ обратился к властям через Sputnik Азербайджан//18.01.2018 // https://az.sputniknews.ru
12. В Грузии азербайджаноязычные школы восстанавливаются за счет средств США// 07.02.2018 // https://www.apsny.ge
13. Министры образования обсудят проблемы армянских школ// 17.07.2018 // http://jnews.ge/?p=22510
14. Из 24 депутатов 20 не знали языка: кто виноват в бедах азербайджанцев Грузии// 30.06.2018 // https://az.sputniknews.ru
15. Цихелашвили встретилась с учителями и учениками армяноя-зычной школы Ахалкалаки//18.10.2018 // https://www.apsny.ge/
16. В школах Грузии начался новый учебный год// 17.09.2018 // https://www.apsny.ge
58
Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 1(3)