Научная статья на тему 'Образовательные платформы как средство интенсификации профессиональной подготовки студентов колледжа'

Образовательные платформы как средство интенсификации профессиональной подготовки студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11233
963
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / E-LEARNING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INTENSIFICATION OF EDUCATION / AN EDUCATIONAL PLATFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тиунова Наталья Николаевна

В статье рассматриваются дидактические возможности применения сети Интернет в образовательном процессе колледжа на примере архитектурно-строительного отделения. Использование образовательных платформ в традиционном обучении студентов колледжа способствует повышению качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PLATFORM AS A TOOL OF COLLEGE STUDENTS'' PROFESSIONAL TRAINING INTENSIFICATION

This article discusses the use of didactic possibilities of Internet in the educational process of the college as a whole and for students of architectural and construction department in particular. The application of educational platforms in the traditional teaching of college students leads to improving the quality of education.

Текст научной работы на тему «Образовательные платформы как средство интенсификации профессиональной подготовки студентов колледжа»

ИННОВАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ INNOVATIONS AND TECHNOLOGIES OF MODERN EDUCATION

УДК/UDC 377.1

Н. Н. Тиунова N. Tiunova

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

EDUCATIONAL PLATFORM AS A TOOL OF COLLEGE STUDENTS' PROFESSIONAL TRAINING INTENSIFICATION

В статье рассматриваются дидактические возможности применения сети Интернет в образовательном процессе колледжа на примере архитектурно-строительного отделения. Использование образовательных платформ в традиционном обучении студентов колледжа способствует повышению качества образования.

This article discusses the use of didactic possibilities of Internet in the educational process of the college as a whole and for students of architectural and construction department in particular. The application of educational platforms in the traditional teaching of college students leads to improving the quality of education.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, интенсификация обучения, e-learning, образовательная платформа.

Keywords: information and communication technologies, intensification of education, e-learning, an educational platform.

Сегодня в мире проходит активное внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сферу образования. Это связано, главным образом, с интерактивными и когнитивными возможностями, которые предоставляет Интернет. Экономия временных,

финансовых, физических ресурсов субъекта в получении образования делает онлайн-обу-чение все более актуальным как для студентов, так и для преподавателей. Интернет также позволяет преодолеть пространственно-временные границы, усложняющие получение престижного, достойного образования в ведущих образовательных учреждениях (ОУ) страны и/или мира [5; 13].

Сокращение временных затрат на обучение и повышение качества образования являются ориентирами современности. Именно такими маркерами можно обозначить процесс интенсификации обучения. Интенсификация в образовании в широком смысле — процесс, целью которого является повышение эффективности обучения, усвоение большего объема информации за меньший или прежний интервал времени [8]. Современные ИКТ — один из способов повышения эффективности и качества образования в колледже без увеличения времени на аудиторные занятия.

Существует несколько организационно-управленческих форм внедрения ИКТ в процесс образования:

— дистанционное обучение;

— онлайн-обучение;

— электронное содействие обучению.

Дистанционное обучение предполагает изучение материала обучающимся в большей мере самостоятельно, по индивидуальному плану, в соответствии с личными возможностями и желанием студента. Обучение такого типа включает взаимодействие преподавателя и студента, в основном, посредством Интернета. В результате активного использования сети Интернет как в дистанционном, так и в он-лайн-образовании у большинства пользователей и образовательных организаций, презентующих образовательные курсы и программы, происходит слияние этих двух форм обучения. Отличие же онлайн-образования в том, что процесс обучения в большей степени предполагает интерактивное информационно-образовательное пространство при активном участии педагога как организатора и модератора онлайн-взаимодействия, процесс максимально похож на традиционное обучение, но аудиторные занятия проходят в виртуальной среде.

Часто применяется принципиально другое, нежели онлайн-образование, — содействие учебному процессу через Интернет, которое называют Ь-1вагп1пд (смешанное обучение) — объединение очного и виртуального сценариев обучения, классической формы передачи знаний и использование ИКТ.

В настоящее время все формы обучения, предполагающие получение образования посредством Интернета, обозначают одним термином в-\вагп'!пд (электронное обучение) — обучение с помощью Интернета и мультимедиа. Это привлекательный и современный тип образования, но все ли готовы полностью его принять? Анализируя положительные и отрицательные стороны интернет-обучения [6; 13], возникает вопрос: возможно ли использовать достоинства е-!еагп1пд, не теряя при этом плюсов традиционного образования? Как выгодно использовать е-!вагп1пд в традиционном образовательном процессе, тем самым развивая познавательный интерес учащихся и информируя их о новой,доступной форме обучения?

Сравнивая применение современных методов обучения-учения (в том числе и в-!вагп1пд) в нашей стране и за рубежом [5], можно сказать, что Россия делает первые шаги в данном направлении, в то время как в развитых странах сфера в-!вагп1пд формируется достаточно активно и получила название «образование будущего».

Сама идея е-!еагп1пд и виртуального взаимодействия университетов появилась за рубежом раньше, чем в России, что определило

различия в уровне понимания, внедрения, развития данной учебной сферы. Сегодня идея модернизации и компьютеризации образования, а также создание виртуального учебного пространства привлекают все больше внимания и в отечественной педагогической науке, поскольку данные тенденции игнорировать невозможно.

Изучая образовательные возможности всемирной паутины и обобщая передовой педагогический опыт, можно выделить следующие варианты интернет-обучения [5; 12]:

• образовательные платформы;

• виртуальные университеты;

• учебные материалы в свободном доступе.

Даже при достаточной информированности о возможностях интернет-обучения далеко не все студенты готовы перейти на него, а администрация и педагогический коллектив включить такой вид в образовательную программу.

В целях выяснения отношения современных студентов к реальной возможности он-лайн-обучения в Курганском государственном колледже было проведено анкетирование студентов архитектурно-строительного отделения. В опросе приняли участие 42 человека. Анкетные листы содержали вопросы о том, насколько часто и для каких целей студенты используют Интернет, какими устройствами для этого пользуются, находят ли удобной онлайн-связь с одногруппниками, преподавателями и администрацией колледжа. Также в анкете выявлялось отношение студентов к онлайн-лекциям, самостоятельному изучению некоторых теоретических курсов посредством современных ИКТ взамен аудиторным занятиям.

Интересно, что практически все студенты используют сеть Интернет, находят удобной онлайн-связь с участниками образовательного процесса и структурными подразделениями колледжа, но адекватно оценить возможности учебного процесса онлайн не могут. Только 30 % опрошенных выразили желание «посещать» большинство теоретических занятий посредством онлайн-связи. Причиной отказа от онлайн-конференций в основном было желание студентов пребывать в колледже, вживую общаться с одногруппниками, а также предположение о низком уровне усвоения учебного материала. 38 % респондентов выразили желание изучать все или некоторые теоретические курсы самостоятельно с предоставлением учебных кейсов, 11 % — не смогли представить такой тип обучения. Основной

причиной отказа студентов от e-leaгning является новизна данного способа обучения, а также предположение, что материал без объяснения преподавателя не будет восприниматься.

Чтобы предоставить студентам возможность осознанного выбора, необходимо постепенно знакомить их с доступными формами обучения — предоставить некоторые темы на самостоятельное изучение в Интернете, а результаты закреплять на аудиторных семинарских занятиях. Таким образом, появится возможность оценить результаты интернет-обучения, выявить и восполнить образовательные пробелы. Наиболее подходящим средством интернет-обучения для студентов являются образовательные платформы.

Новое понятие «образовательная платформа» уверенно вошло в жизнь исследователей, педагогов и студентов, однако конкретное определение этой категории нами так и не было найдено. Изучая интернет-проекты, мы пришли к следующему пониманию термина «образовательная платформа» — это ограниченный, личностно ориентированный интернет-ресурс или ограниченная интерактивная сеть подобных, полностью посвященный вопросам образования и развития, непременно содержащий учебные материалы и предоставляющий их пользователям на тех или иных условиях. Помимо платных образовательных курсов с документальным подтверждением результатов обучения существуют и возможности бесплатного интернет-образования. Образовательные программы предполагают несколько уровней подготовки, различных по длительности и качеству.

Создателями образовательных платформ выступают коммерческие организации, авторы — специалисты отдельных научных областей, группы лиц, университеты. Также образовательная платформа может быть социальным проектом, поддерживаемым государством. Безусловно, все эти факторы влияют на наполненность ресурса, графическую презентацию, дидактическую грамотность построения интернет-проекта, методику и качество учебных курсов.

Безусловно, коммерческие платформы оказываются более привлекательными в этой сфере, поскольку такие проекты требуют финансовых затрат и команды грамотных специалистов как в области сайтостроения, рекламы, так и в педагогике (дидактике). За созданные специалистами доступность и комфорт в системе e-leaгning необходимо платить, поэтому

большинство курсов на таких платформах платные. Однако далеко не все они дорогостоящие или однозначно должны оплачиваться. При более тщательном изучении таких платформ выявляются компромиссы: бесплатное (пробное) изучение какой-либо темы раздела, отдельных курсов из множества предлагаемых, отсутствие документа о получении образования при бесплатной форме обучения. Так, например, российский проект TeachPro.ru (ООО «Мультимедиа Технологии») размещает в свободном доступе конспекты некоторых курсов или предлагает бесплатно изучить (включая тестовый текущий и итоговый контроль) отдельные темы разделов для того, чтобы посетитель мог ознакомиться с методикой и формой подачи учебного материала [11 ]. Стоит также отметить, что наиболее крупные и известные образовательные платформы предоставляют дидактический материал в свободном доступе.

В целом образовательные платформы за рубежом — достаточно популярное и развитое явление. Это проявляется в вовлечении актуальных учебных программ с аналоговыми информационными ресурсами в образовательную практику университетов.

Широкую популярность приобрел проект Coursera, основанный в 2012 г профессорами информатики Стенфордского университета Andrew Ng и Daphne Koller. Платформа Coursera сегодня мировой проект, объединяющий около 24 стран, 108 образовательных учреждений, в том числе Санкт-Петербургский государственный университет, Московский физико-технический институт и Высшую школу экономики [2]. К плюсам проекта можно отнести определение интересующего направления для пользователя сразу после регистрации, на основании которого сайт осуществляет подбор наиболее полезных курсов. В целом грамотно оформленный сайт значительно облегчает навигацию на платформе. Знаковые обозначения, видеоокна, структурированная информация позволяют быстро найти необходимые данные. Что касается выбора курсов — перед использованием можно ознакомиться с информацией о плане, сроках и нагрузке обучения, наличии документа (сертификата) о прохождении курса, преподавательском составе, рекомендуемой подготовке, об условиях обучения (цена), задать интересующие вопросы.

К существенным недостаткам платформы Coursera для русскоязычных студентов можно отнести неполный перевод сайта на русский язык, а также малое количество полностью ру-

сифицированных курсов. Однако если частично английский интерфейс не является острой проблемой (можно воспользоваться браузер-ным переводчиком), то англоязычные видеокурсы теряют свою привлекательность, хотя на некоторых предлагаются русские субтитры или текстовый вариант видеоролика. Разумеется, если студент колледжа отлично владеет английским, то для него языковой барьер не будет существенной проблемой, но для регионов это редкий случай.

Курсов на платформе Coursera достаточно много, в том числе от самых разных университетов, но большинство все же являются англоязычными, что затрудняет их восприятие студентами колледжа, потому эта образовательная платформа подойдет при высоком познавательном интересе студента. Достаточное количество развивающих и общеобразовательных курсов помогут интенсифицировать процесс обучения как в колледже в целом, так и по отдельным дисциплинам: «Философия культуры», «Научитесь учиться: мощные умственные инструменты...», «Думаем снова: как рассуждать и спорить» и пр. [2].

KhanAcademy в отличие от Coursera не предполагает отслеживания обучения и контроля знаний. Это база коротких видеоуроков по самым разным темам. Существенным плюсом этой платформы является большое количество доступных русскоязычных «мини-курсов». Так, для специальности «архитектура» полезен будет раздел «История искусств», включающий свыше 300 последовательных коротких видео, а также профильные разделы по стилевым направлениям искусства, экономике и мировой истории [3].

Применительно к колледжу, где приоритет образования — практическая направленность, следует упомянуть о такой образовательной платформе, как Ted. Это сайт, где содержатся плейлисты, отдельные видеовыступления действующих специалистов в различных профессиональных областях. Они делятся идеями, размышлениями, а также результатами исследований. Кроме того, платформа предоставляет текстовые учебные материалы. Существенным недостатком является английский язык интерфейса и речи специалистов, однако на данной платформе к видео предлагаются субтитры на некоторых языках, в число которых входит и русский. Также, воспользовавшись браузерным переводчиком, можно быстро перевести страницу на необходимый язык. Несмотря на не всегда удачный и согла-

сованный перевод, это существенно облегчает восприятие англоязычных сайтов.

К российским образовательным проектам можно отнести следующие наиболее популярные сайты: Универсариум — открытая образовательная платформа, предполагающая создание общего межуниверситетского учебного пространства, предоставляет возможность бесплатного изучения курсов. Российский аналог более развитого американского проекта Coursera. Существенным плюсом Универсари-ума в отличие от Coursera для русскоязычных студентов является русский язык платформы, при этом основные достоинства американского аналога присутствуют и здесь. К недостаткам, в сравнении с американскими платформами, можно отнести не слишком большое количество обучающих курсов (всего 81 курс и несколько открытых лекций, ^ursera — около 1087 курсов), а также на многие курсы необходимо записываться заранее (занятия начинаются при наборе определенного количества желающих) или ждать заявленной даты начала обучения. Наиболее популярными темами курсов являются управление и культуроведе-ние (что можно применить в обучении студентов-архитекторов) [14].

Одной из популярных образовательных платформ в России является Uniweb — платформа e-learning, которая совместно с ведущими вузами разрабатывает образовательные онлайн-продукты. Однако данный проект будет наименее удачным в обучении студентов колледжа. Основная тематика этого проекта — менеджмент, финансы, маркетинг. Курсы этой платформы в основном платные либо в ознакомительных целях предлагают демодоступ, ориентирована платформа на руководителей, владельцев бизнеса, инвесторов, также нередким требованием к зачислению на курс является диплом о высшем образовании [1].

Интересным проектом среди российских образовательных платформ является Лектори-ум, который содержит архив видеолекций, он-лайн-курсы и конференции. Для студентов колледжа этот проект является ценным, поскольку здесь содержатся видео по специальным дисциплинам (дизайн, архитектура, история архитектуры, культурология), а также по общим (история, философия, экология и пр.) [9]. Также можно обратиться к отдельным развитым университетам страны, таким, например, как МГУ имени М. В. Ломоносова, который реализует проект «Университет без границ», где предлагает видеоархив университета с лекциями

преподавателей, а также некоторые открытые курсы по дисциплинам [10].

Выбор зарубежных образовательных платформ разнообразнее и качественно насыщеннее, нежели российских. Кроме того, курсы, которые предлагают западные глобальные ресурсы, как правило, бесплатны и составлены специалистами ведущих университетов. Однако образование в России развивает сферу интернет-обучения, активно используя при этом опыт иностранных коллег и сотрудничая с ними.

Образовательные платформы — одна из ниш в онлайн-образовании. Это большой диапазон самых разных проектов: от поддерживаемого государством, организованного наиболее крупными университетами отдельной страны до небольшого сайта, созданного педагогами и студентами в целях изучения одной дисциплины. Эти интернет-проекты позволяют создать виртуальное образовательное пространство учреждений и делают его доступным для всех интернет-пользователей. Внедрение в образовательную программу элементов е-1вагп1пд сделает процесс обучения более интересным, качественно насыщенным, у студентов появится возможность услышать/увидеть мнение по актуальным учебным вопросам не только отечественных, но и зарубежных преподавателей, действующих специалистов. Если в домашнее задание включать просмотр видео, прохождение онлайн-курсов, это повысит познавательный интерес студентов и обеспечит больший процент выполнения домашнего задания. Экономия часов аудиторных занятий также положительная сторона использования интернет-технологий, поскольку это время лучше потратить на обсуждение со студентами изученного дома материала, что восполнит потребность в общении обучающихся.

Элементы е-1еагтпд в традиционном учебном процессе познакомят студентов колледжа с электронной формой обучения, выявят основные затруднения при работе с интернет-ресурсами, а аудиторные занятия помогут исправить их. В дальнейшем студенты могут дистанционно с помощью современных ИКТ получить образование разных уровней в виртуальных университетах в удобное для себя время, будучи уже знакомы с такой формой обучения. К наиболее известным виртуальным университетам можно отнести МЭСИ (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики), который предлагает заочную форму обучения с применением е-1еагтпд и дистанционных технологий [15]. Национальный открытый

университет «ИНТУИТ» также предлагает различные курсы по профессиональной переподготовке, повышению квалификации, дополнительному и высшему образованию [7].

Интернет насыщен самыми разными порталами с учебной информацией. Огромные возможности открываются перед пользователями сети — это и платные/бесплатные онлайн-кур-сы, и возможность получить образование разных уровней через Интернет, учиться онлайн в ведущих университетах мира, пополнять и закреплять имеющиеся знания, участвовать в профессиональных олимпиадах, семинарах, конкурсах, обмениваться знаниями и опытом с коллегами. Интернет может удовлетворить большинство образовательных потребностей пользователя, зависит это лишь от желания, целей, личных способностей и качеств обучающегося, а также от его информированности об образовательных возможностях сети.

Как показывают результаты опроса, большинство современных студентов и абитуриентов либо не знают о многих реальных способах получения образования, либо даже не задумывались об этом. Это говорит о необходимости информировать в первую очередь студентов младших курсов о возможностях интернет-образования, чтобы они могли осознанно сделать выбор и даже в период обучения в колледже совершенствовать свои знания. На образовательных платформах по общеобразовательным и специальным дисциплинам возможно найти качественный и интересный материал, который интенсифицирует учебный процесс студента, сэкономит время аудиторных занятий, проинформирует обучающихся о новом способе учения.

Официальные образовательные платформы являются наиболее удачным источником дидактически оформленной информации для использования в дополнение к традиционному образованию. Задача преподавателя подобрать на таком проекте материал, соответствующий дисциплине и специальности учебной группы, и эффективно внедрить его в образовательный процесс. Множество проектов предоставляют ценный, оформленный с большим разнообразием материал (рекомендации, видео, онлайн-курсы, тесты и пр.), в свободном доступе. Необходимо использовать эти инструменты, чтобы разнообразить учебный процесс, вызвать интерес студентов и продемонстрировать им на практике широкие возможности самообразования. Поэтапное внедрение элементов е-1еагптд в учебный процесс является

первым шагом на пути к созданию виртуальной образовательной среды учебного заведения.

1. «Uniweb» онлайн-образование от ведущих вузов России. — URL: http://uniweb.ru/.

2. Coursera — образовательная платформа. — URL: https://ru.coursera.org/.

3. Khan Academy (Академия Хана) — некоммерческий образовательный проект. — URL: https://ru.khanacademy.org/.

4. TEDURL. — URL: https://www.ted.com/.

5. E-learning и дистанционное образование в России и за рубежом: проблемы и пути решения / M. Д. Голыше-ва, А. В. Диденко, M. В. Власова, Л. И Асадуллина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2O11.— № 4 (11). — C. 46-5O.

6. Достоинства и недостатки дистанционного обучения через Интернет // Бизнес-образование в России. — URL: http://curator.ru/e-learning/publications/doplus.html.

7. ИНТУИТ Национальный открытый университет. — URL: http://www.intuit.ru/.

8. Кривошеина Е. Ю. Технологии интенсификации процесса обучения. — М., 1999. — 45 с.

9. Лекториум. Просветительский проект. — URL: https:// www.lektorium.tv/.

10. «Университет без границ» Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. — URL: http:// distant.msu.ru/.

11. Образовательный портал TeachPro.ru. — URL: http:// teachpro.ru/.

12. Российские образовательные онлайн-платфор-мы / Центр образовательных разработок Московской школы управления Сколково. — URL: http:// school.skolkovo.ru/ru/about-school.

13. Сатунина А. Е. Электронное обучение: плюсы и минусы // Современные проблемы науки и образования. — 2006. — № 1 — С. 89-90. — URL: www.science-education.ru/9-103.

14. Универсариум — Открытая система электронного образования. — URL: http://universarium.org/.

1 5. ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)». — URL: http://www.mesi.ru/.

УДК/UDC 378.147 Н. В. Аксенова, А. В. Диденко

N. Aksenova, A. Didenko

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА

THE CHOICE OF EFFECTIVE METHODS AND APPROACHES FOR THE DESIGN OF AN ONLINE COURSE

В статье рассматриваются организационные методы и дидактические принципы, являющиеся ключевыми при разработке электронного курса как для разработчика, так и для преподавателя. Предложены пути оптимизации процесса разработки электронного курса.

This paper defines organizational means and didactic principles that are essential to the design of an online course for either a developer or a tutor. The most suitable methods to make the course more effective and productive for work are suggested.

Ключевые слова: электронное обучение, онлайн-курсы, Moodle, разработка, смешанное обучение, формат.

Keywords: e-learning, online courses, Moodle, design, blended learning, framework.

В этой статье внимание будет уделено проблемам разработки эффективного учебного курса с позиции выбора и реализации

организационных форм и дидактических принципов. Как уже говорилось ранее [1; 2; 6], со временем все университеты-разработчики онлайн-курсов окажутся в такой ситуации, когда их образовательные услуги будут конкурировать с огромным количеством подобных курсов. Уже сейчас 4 крупные образовательные платформы, появившиеся за последние 5 лет, предлагают электронное образование университетского уровня по целому ряду дисциплин на нескольких иностранных языках: FutureLearn, iversity, EdX, Coursera.

Таким образом, европейские и американские вузы начали и лидируют в соревновании, которое смогут выиграть те, кто обеспечит высокое качество обучения, признанное работодателями и оцененное участниками этих курсов. Оценка экономической эффективности такого рода курсов не является предметом рассмотрения данной статьи, здесь мы ограничимся анализом организационных, дидактиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.