Научная статья на тему 'Образовательные кластеры как механизм смены образовательных укладов'

Образовательные кластеры как механизм смены образовательных укладов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1916
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
cетевое взаимодействие / кластер / инновация / образование / образовательный уклад / общество знаний / устойчивое развитие / одаренность / человеческий капитал / третье место / вопросы этики. / networking / cluster / innovation / education / education / knowledge society / sustainable development / giftedness / human capital / third place / ethical issues.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Ирина Ильинична

образовательные кластеры сегодня популярная тема, но противоречивая, что связано с путаницей в употреблении слова «кластер» в экономике и образовании. Механизмы кластерного развития чрезвычайно привлекательны для сферы образования, однако без четкого понимания, как эти механизмы работают, как их можно задействовать для развития образования и что является продуктом деятельности кластера в этой сфере, чрезвычайно трудно унифицировать работу. Кластеры как механизм, основанный на максимальном использовании научных достижений и с обязательным обучением всех сотрудников организаций, в него входящих, должны играть гораздо большую роль в системе образования. В статье представлен опыт строительства новых систем образования, основанный на кластерной политике и сетевом взаимодействии с учетом использования «третьего места».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Clusters as a Mechanism for Changing Educational Patterns

Educational clusters is a popular but controversial topic, which is related to the confusion in the use of the word “cluster” in the economy and education. Cluster development mechanisms are major attraction for education. However, without a clear understanding of how these mechanisms work, how they can be used to develop education, and what is the product of the cluster’s activities in this area, it is extremely difficult to unify the work. The education system implies a wide interaction of educational institutions implementing different forms and levels of education. Clusters, as a mechanism based on the maximum use of scientific achievements and with mandatory training of all employees of its member organizations, should play a much greater role in the education system. The paper presents the experience of building new education systems based on the cluster policy and networking cooperation considering the use of “the third place”. It also addresses 10 steps of cluster development and their prospective. In the USA, an innovative regional ecosystem is being actively emerging, including innovation and education clusters. The author considers the possibilities of cluster development in Russia and concludes that due to the lack of elaboration of legislation, the creation of educational clusters is an exception rather than a development mechanism.

Текст научной работы на тему «Образовательные кластеры как механизм смены образовательных укладов»

Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _

УДК 373.2:371.3 DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10041

Комарова И.И.

Образовательные кластеры как механизм смены образовательных укладов

Комарова Ирина Ильинична*, Совет по изучению производительных сил ВАВТ Минэкономразвития России, Международная педагогическая академия дошкольного образования (Москва, Россия)

Образовательные кластеры сегодня популярная тема, но противоречивая, что связано с путаницей в употреблении слова «кластер» в экономике и образовании. Механизмы кластерного развития чрезвычайно привлекательны для сферы образования, однако без четкого понимания, как эти механизмы работают, как их можно задействовать для развития образования и что является продуктом деятельности кластера в этой сфере, чрезвычайно трудно унифицировать работу. Кластеры как механизм, основанный на максимальном использовании научных достижений и с обязательным обучением всех сотрудников организаций, в него входящих, должны играть гораздо большую роль в системе образования. В статье представлен опыт строительства новых систем образования, основанный на кластерной политике и сетевом взаимодействии с учетом использования «третьего места».

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, кластер, инновация, образование, образовательный уклад, общество знаний, устойчивое развитие, одаренность, человеческий капитал, третье место, вопросы этики.

Для цитирования: Комарова И.И. Образовательные кластеры как механизм смены образовательных укладов // Современное дошкольное образование. - 2019. - №2(92). - С. 16-29. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10041

Материалы статьи получены 25.12.2018.

Эпоха промышленной революции, давшая жизнь новой системе образования, установившейся в мире в XVIII-XX веках, ушла в прошлое. Рожденная новой экономикой, как бы мы ни называли ее, - «экономикой знаний», «зеленой экономикой», «четвертой технологической революцией», - система ведет к распространению новой философии образования, установлению нового образовательного уклада. Его признаки прописаны и приняты мировым сообществом благодаря трудам Кена Робинсона (Robinson, 2009; 2016), Джона Филдса (Filds, 2006), Питера Тэйлора (Taylor, 1997) и др.

Основными признаками нового образовательного уклада являются:

• динамично меняющаяся образовательная среда, формируемая научными открытиями и новой инфраструктурой, включающей новые кадры, новые программы, новые образовательные технологии, новые здания и сооружения и др.;

• общественная организация системы

* Контакты: irinakomarova@mail.ru

образования и науки, развивающаяся по каналам сетевых сообществ;

• новые образовательные циклы, включающие новые субъекты образования, начиная от рождения и на протяжении жизни, независимо от социального статуса с акцентом на одаренность и др.;

• новые виды знания, в том числе неявного, начинают влиять на экономику стран и систему образования;

• новое осознание информации;

• внимание к проблеме одаренности, картирование географии гениальности (Jenkins, 2012).

Терминология

Многие новые явления уже успели найти отражения в системах образовательных законодательств разных стран. Появление того или другого термина в законодательстве означает его закрепление и в языке, но терминология еще не устоялась и быстро меняется.

UDC 373.2:371.3 DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10041 Educational Clusters as a Mechanism for Changing Educational Patterns Irina I. Komarova, Research Council of the Russian Foreign Trade Academy under the Ministry for Economic Development and Trade of the Russian Federation, International Academy of Preschool Education, Moscow, Russia Educational clusters is a popular but controversial topic, which is related to the confusion in the use of the word "cluster" in the economy and education. Cluster development mechanisms are major attraction for education. However, without a clear understanding of how these mechanisms work, how they can be used to develop education, and what is the product of the cluster's activities in this area, it is extremely difficult to unify the work. The education system implies a wide interaction of educational institutions implementing different forms and levels of education. Clusters, as a mechanism based on the maximum use of scientific achievements and with mandatory training of all employees of its member organizations, should play a much greater role in the education system. The paper presents the experience of building new education systems based on the cluster policy and networking cooperation considering the use of "the third place". It also addresses 10 steps of cluster development and their prospective. In the USA, an innovative regional ecosystem is being actively emerging, including innovation and education clusters. The author considers the possibilities of cluster development in Russia and concludes that due to the lack of elaboration of legislation, the creation of educational clusters is an exception rather than a development mechanism. Keywords: networking, cluster, innovation, education, education, knowledge society, sustainable development, giftedness, human capital, third place, ethical issues. For citation: Komarova I.I. (2019). Educational clusters as a mechanism for changing educational patterns. Preschool Education Today. 2:13, 16-29 (in Russian). DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10041 Original manuscript received 25.12.2018.

В данной статье ключевыми будут слова «кластер», «инновация», «образование», «образовательный уклад», «общество знаний», «устойчивое развитие», «одаренность», «человеческий капитал». Все эти слова за последние десять лет существенно изменились. А если учесть, что они в разных странах понимаются по-разному, из-за чего возникают ошибки, часто на нормативно-правовом уровне, то требуется быть вдвойне внимательным к терминологии.

Инновация, нововведение - это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Инновация является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем (Чмыхало, 2013).

Образование - это совокупность систематизированных умений, навыков и знаний, приобретенных человеком в процессе обучения в специальных учреждениях или самостоятельного получения знаний. В зависимости

от характера и объема знаний, можно выделить начальное, общее и специальное (профессиональное), а также высшее образование. По содержанию различают естественнонаучное, гуманитарное и социальное образование (Чмыхало, 2013).

Образовательный уклад - совокупность элементов образования - тип образовательных технологий, тип содержания образования, тип образовательного результата, формы обучения, профессионализм учителя, процесс и уровень обновления знаний, тип образовательной среды, тип образовательной общности - которые задают ее уклад (Чмыхало, 2013).

Общество знания (общество знаний) - концепция современного этапа общественного развития, характеризующая переход к новой форме постиндустриального общества, где доминирующей ценностью, экономической и ресурсной, становится «знание» как таковое (ЮНЕСКО, 2005).

Сетевое сообщество это - группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Сетевое сообщество = простые действия

участников + обмен сообщениями + социальные сервисы (Сетевое сообщество, 2017).

Устойчивое развитие (англ. sustainable development) - это процесс экономических и социальных изменений, при котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений (Википедия, 2019).

Наконец, человеческий капитал - главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития. Это совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь - Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.

Перечисленные определения описывают изучаемую в статье совокупность сложных явлений, которые определили и в ближайшем будущем будут определять развитие системы образования.

Что такое «кластер»

Понятие «кластер» существует в различных областях знаний, хотя зародилось оно в сфере информационных технологий, где употребляется для обозначения:

• подмножества результатов поиска, связанных единством темы;

• единицы хранения данных на гибких и жестких дисках компьютеров;

• группы компьютеров, объединенных высокоскоростными каналами связи и представляющих с точки зрения пользователя единый аппаратный ресурс; также - группа серверов, объединенных логически, способных обрабатывать идентичные запросы и использующихся как единый ресурс.

В математике «кластер» означает класс родственных элементов статистической совокупности.

В астрономии существуют понятия:

• звездный кластер (звездное скопление) - группа звезд, связанных друг с другом силами гравитации;

• галактическим кластер - суперструктура, состоящая из нескольких галактик.

Градостроительный кластер - территориальное образование внутри мегаполиса, представляющее собой относительно автономную единицу и обеспечивающее своим жителям полный набор городских функций (жилую, административно-деловую, торгово-развлека-тельную, рекреационную).

В химии кластер - сложное объединение нескольких атомов или молекул, а в ядерной физике - коррелированная группа элементарных частиц.

Таким образом, понятие употребляется в различных сферах и везде означает группу чего-либо однородного.

Особенно часто понятие «кластер» употребляется применительно к социально-экономическому развитию.

В 1800-х годах английский экономист Альфред Маршалл исследовал промышленные районы Англии, в которых сосредоточились крупные центры ткачества, угледобычи и проч. Благодаря этим и другим наблюдениям Маршалл разработал структуру экономической агломерации. В своем исследовании он описал, как эта агломерация сформировала рынок навыков в регионе, позволила использовать дорогостоящее оборудование, необходимое для ее развития, способствовала общению внутри отрасли и позволила перспективным идеям легко развиваться и распространяться, увеличивая доход территории.

Теория агломерации Маршалла оказала существенное влияние на исследования регионального развития и послужила основой для многих современных теорий, включая кластерную теорию (Fuller, 2017).

В экономике впервые понятие «кластер» было введено Майклом Портером в 1990 г. в работе «Конкурентные преимущества стран» (Porter, 1990). Проведя анализ развития десяти индустриальных стран, Майкл Портер обнаружил, что появление кластеров является следствием развития экономики и неотъемлемой частью процесса индустриализации.

Майкл Портер дал следующую трактовку понятия «кластер» - это сконцентрированная по географическому признаку группа взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, финансовых организаций, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (Porter, 1990).

Впоследствии, с развитием кластеров и принятием многими странами политики кластерного развития, понятие трансформировалось и стало распространяться на многие другие сферы человеческой деятельности, где ранее оно не употреблялось или употреблялось совершенно в другом значении.

Рис. 1. Десять шагов к кластерным «небесам»

Это очень наглядное изображение сути кластера было представлено в презентации Ифора Ффокс Уильямса на конгрессе TCI в Колдинге (Дания).

Эволюция кластеров

«Как и в промышленности, в образовании есть все больше свидетельств того, что кластеризация нескольких региональных заинтересованных сторон вокруг совместной работы по ускорению инноваций в области образования создает огромную ценность для региона -и помогает наметить многообещающие практики на национальном уровне» (Fuller, 2015).

В момент своего появления кластеры специализировались в основном на производстве (строительные, металлургические, фармакологические и проч.) (Cluster policy in Europe, 2008). Не прошло и пяти лет, как число их резко возросло, причем за счет кластеров, ориентированных на производство так называемых «товаров народного потребления» (пищевые, туристические, медицинские и т.п.) (Комарова и др., 2015). В 2008 году начали преобладать кластеры, предоставляющие услуги - ЗОЖ, помощь людям с ОВЗ. В эту группу вошли и первые образовательные кластеры. Однако назывались они по-другому, так как термин «образовательный кластер» всегда вносил путаницу из-за идентичности понятий - под образовательным кластером традиционно в США понимался комплекс предметов, образующих некую дисциплину (Career Cluster).

Система образования предполагает широкое взаимодействие учебных заведений, реализующих различные формы и уровни образования. Это школы и колледжи, колледжи и вузы, школы и вузы и т.д. Наиболее распространенной моделью сотрудничества является образовательная модель «детский сад / школа - ссуз -вуз», реализуемая в формате стратегического партнерства, включающего партнерство школ с интегрированными с ними учреждениями дошкольного образования, различных вузов, потенциальных работодателей, федеральных и региональных органов государственной власти и местного самоуправления.

Очевидно, что механизмы кластерного развития чрезвычайно привлекательны для сферы образования, однако без четкого понимания, как эти механизмы работают, как их можно задействовать для развития образования и что является продуктом деятельности кластера в этой сфере, чрезвычайно трудно унифицировать работу.

В сентябре 2005 года, на основе рекомендаций международных организаций, занимающихся гуманитарными операциями, было принято решение, согласно которому кластерный подход следует применять на уровне стран (IASK, 2006). Если первоначально кластеры, входящие в состав инициативы IASK, включали логистику, телекоммуникации, жилье, здравоохранение, питание, водоснабжение и санитарию, то с этого момента образование было определено как сектор, который должен быть включен в кластерный подход на глобальном уровне (Anderson, Hodgkin, 2011).

Первые образовательные кластеры возникли снизу и были ответом на потребность муниципалитетов в управлении дошкольным образованием, которое «неожиданно» стало приоритетом образовательных политик многих стран мира после знаменитого исследования Дж. Хекмана (Carneiro, Cunha, and Heckman, 2003). Эти объединения получили название «Кластеры управления детским садом». Данное направление распространилось в основном в Австралии (Виктория) (Kindergarten Cluster), и в значительно меньшей степени в ЕС (Франция, Норвегия, Германия).

Кластеры управления детским садом

Для чего начали создавать кластеры управления детским садом:

• увеличение доли трехлеток, которые имеют доступ к высококачественным услугам начального образования и воспитания;

• рост числа четырехлетних детей, воспитывающихся по программам детского сада;

• повышение потенциала местных органов власти для обеспечения координации на местном уровне услуг раннего воспитания и образования;

• дальнейшая поддержка управления детским садом путем увеличения субсидий управления кластером;

• поощрение местного самоуправления и общественных детских садов;

• формирование сетей начального образования для более гибкого и эффективного использования инфраструктуры;

• развитие интегрированных детских центров;

• оказание помощи центрам по уходу за детьми, чтобы обеспечить программу детского сада;

• признание в законе принципа, что все викторианские дети должны иметь возможность участвовать в программе детского сада;

• реформа и укрепление системы обеспечения качества и регулирования для раннего образования и воспитания, в том числе обеспечения качества для детских садов;

• поддержка общего образования и профессиональной подготовки для специалистов раннего детства, а также обеспечение дополнительных инвестиций в профессиональное развитие и тренинги раннего детства (Department of Premier and Cabinet, 2007).

Принятие программы развития кластеров управления детским садом было ответом на вопросы, всплывшие в результате серии исследований, предпринятых Правительством Виктории (Австралия), посвященных:

• поставке услуг дошкольному воспитанию (Kirby, Harper, 2001);

• системе финансирования образования в детском саду;

• роли, обязанности, обязательства и нагрузки комитетов управления детскими садами;

• заработной плате, механизмам трудоустройства и структуре карьеры воспитателей детских садов и их помощников (Kirby, Harper, 2001).

Программная модель

Благодаря созданию профессиональных механизмов управления детскими садами, была оптимизирована работа всей системы (Department of Education). Управление кластером детского сада ставило цель:

• снизить административное давление на родительские комитеты;

• совершенствовать меры управления, профессиональное развитие, карьерный путь и безопасности выплат для сотрудников;

• повысить устойчивость и жизнеспособность детских садов;

• укреплять связи с поставщиками универсальных услуг на местном, муниципальном и региональном уровнях;

• поддерживать участие родителей;

• разместить разнообразия в местных сообществах.

Организационная модель

Кластер детского сада объединяет группу детских садов, которой руководит управляющая организация, несущая ответственность за работу персонала, управление и техническое обслуживание, организацию лицензирования и регулирующие функции.

В отличие от наших комплексов, которые являются неправильно скопированной идеей кластера управления детским садом, все организации, входящие в кластер, - финансово независимы и самостоятельны.

Их выгода заключается в том, что все ресурсы, которые одному детскому саду тяжело вложить в улучшение программ, инфраструктуры и проч., легче использовать сообща для повышения качества реализации программ. Одному детскому саду нелегко закупить автобус, а при малом числе детей - просто невозможно и ненужно. Тогда как автобус, закупленный на несколько детских садов, может быть более интенсивно использован. Тем более, что он будет находиться в ведении управляющей организации. То же касается и кадров, и обеспечения их профессионального роста.

Правительством были разработаны меры, обеспечивающие финансовые преимущества и субсидии для тех, кто решился объединиться в кластер.

Несмотря на то, что кластер объединяет детские сады, в него входят и так называемые стекхолдеры, то есть те люди, которые заинтересованы в деятельности кластера. Это менеджеры кластера, представители центрального органа образования, органы местного самоуправления, сотрудники детского сада и представители родительского комитета, а также:

• школы;

• вузы;

• научные центры, лаборатории, институты;

• профильные НКО;

благотворители; библиотеки; музеи; компании; родители; воспитатели.

Список может быть существенно расширен в зависимости от активности детских садов.

Фактически, создание кластеров управления детскими садами можно считать первым этапом развития образовательных кластеров. Очевидно, что кластеры как механизм, основанный на максимальном использовании научных достижений и с обязательным обучением всех сотрудников организаций, в него входящих, как основной признак существования кластера, должны играть гораздо большую роль в системе образования.

В силу специфики процессов в кластерном развитии, можно было бы ожидать, что следующий прорыв в этом направлении произойдет в Евросоюзе. Однако следующий шаг совершили американцы, изменив прогнозы на будущее1.

Инновационные кластеры образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предпосылками нового этапа развития образовательных кластеров стали:

• изменения, происходящие в инновационных системах мира;

• образовательные стратегии, принятые рядом государств для сохранения конкурентоспособности;

• дорожные карты развития систем образования;

• социальные изменения, происходящие в мире;

• успешность самих кластеров, которые, как известно, не пострадали от экономического кризиса 2008 года.

Проект «Инновационные кластеры образования» ^С^еге) зародился в США. Не последнюю роль в появлении проекта сыграли несколько факторов, хотя не все из них называются разработчиками модели в качестве первопричин:

• смещение задач образования в сторону одаренных, как ресурс для ускорения развития конкурентности страны;

1 Предполагалось, что к 2030-м годам китайские университеты станут ведущими в мире, однако те изменения, которые инициировал Департамент образования США, могут сохранить первенство американских университетов.

• развитие образовательных технологий, создание Управления образовательных технологий в Департаменте образования США и принятие системы законодательных актов об образовательных технологиях для всех уровней образования;

• исследования фонда МакКинзи о роли лидерства в инновациях (Barsh, Capozzi, Davidson, 2008);

• формирование экосистем инноваций практически во всех штатах США;

• осознание роли «третьего места» в развитии системы образования.

Работа по созданию инновационных кластеров образования (EdClusters) основывалась на экономических идеях агломерации и кластеризации (Education Innovation Clusters).

Несколько лет назад муниципалитеты в США начали реализовывать интересный проект - формирование региональных инновационных экосистем по всей стране в рамках созданного на базе Департамента образования «Управления образовательных технологий» (OET). Под образовательными технологиями при этом понимаются совсем иные механизмы, нежели в России. Они хорошо прописаны в рамках принятого в 2016 году закона «Об образовательных технологиях» (Reimagining the Role of Technology in Education, 2017).

Одним из механизмов реализации новой образовательной политики стали кластеры. Инновационные кластеры традиционно в США поддерживались Министерством торговли. Еще в 2011 году никто, в отличие от ЕС, не упоминал об образовательных кластерах, но уже в 2012 году состоялась конференции на эту тему в Филадельфии, а в 2013 году в Аризоне. Для более интенсивного сотрудничества в этом направлении Департамент образования США создал партнерство с Ассоциацией «Digital Promise» и рядом других в 2014 году. Так появились первые инновационные образовательные кластеры (EdClusters).

Создавая образовательные кластеры, Департамент образования США объяснял потребность в них следующим образом:

«США имеют возможность закрыть разрыв в достижениях, повысить конкурентоспособность на национальном уровне и стимулировать экономический рост.

Ускорение темпов инноваций требует нового подхода к исследованиям и разработкам и инфраструктуре, которая их поддерживает. Исследования, разработка продукта и принятие должны быть связаны между собой

инновационной экосистемой образования, где каждая часть процесса улучшает следующую» (Education Innovation Clusters).

Далее они отмечали: «Вместо взаимосвязанной экосистемы существует ряд несвязанных процессов, которые не поддерживают друг друга. Исследования в области академической науки не связаны с практической реализацией. Высокие затраты на разработку и ограниченное финансирование инвестиций препятствуют коммерциализации решений. Закрытость процессов сбора данных препятствует развертыванию новых инструментов и подходов. Отсутствие инфраструктуры и улучшений, основанных на данных, препятствует усвоению. Все это особенно расстраивает в то время, когда достижения в области технологий и цифровых средств массовой информации имеют потенциал для резкого изменения того, как мы подходим к обучению, оценке и использованию данных. Интеллектуальная интегрированная инновационная экосистема, которая связывает разных партнеров в процессе непрерывного и интеративного проектирования, может помочь устранить барьеры, замедляющие инновации» (Education Innovation Clusters).

Рис. 2. Образовательно-инновационная экосистема регионов США

Таким образом, был сделан первый важнейший шаг, который никак не совершит РФ - был разработан термин «инновационно-образовательный кластер». Под ним понимают сообщество, в котором объединены преподаватели, предприниматели, финансирующие организации, исследователи и другие заинтересованные стороны (семьи, местные органы власти, некоммерческие организации) для поддержки инновационной системы преподавания и обучения в регионе. работая вместе, эти партнеры образуют сеть, которая имеет уникальные возможности для проектирования, запуска, повторения и распространения прорывных методов обучения и инструментов (Education Innovation Clusters).

Вторым шагом стало формирование кластерной сети. Если в 2016 году кластерная сеть насчитывала 6 кластеров, то в 2017 году были представлены уже 50 и в нее входили такие известные организации, как:

• Шарлоттсвилль (Университет Вирджинии, лаборатория ReinventED);

• Северный Нью-Джерси (кластер Северного Игнита);

• Юго-Восточный Кентукки (образовательный кооператив долины Кентукки);

• Питтсбург (сеть обучения Ремейк);

• Мэдисон (WeThinkBig Inc.);

• Силиконовая долина (Фонд образования Силиконовой долины);

• Tucson (CommunityShare);

• Остин (Ed Tech Austin);

• Балтимор (Университетский инкубатор Тоусон);

• Род-Айленд (EduvateRI);

• Сан-Диего (Университет Сан-Диего);

• Исследовательский треугольник (Библиотека Чапел-Хилл UNC);

• Чикаго (LEAP Innovations);

• Бостон (LearnLaunch, консорциум MAPLE).

iL * л

и*

Vi'

T \

• ' 77* r

■ J .;

- V

Рис. 3. Так выглядит сеть инновационно-образовательных кластеров США

На протяжении 2016 года кластеры инноваций в области образования продолжали расти и увеличивать свое влияние. Одновременно особые усилия партнеров были направлены на развитие координации между государственными, частными и некоммерческими секторами.

По всей стране сформировались местные образовательные инновационные кластеры. Цель EdClusters заключалась во взращивании прорывных инструментов, технологии и практики обучения, внедрении этих инноваций в обучающие среды, основываясь на лучших доступных ресурсах. Объединив преподавателей, предпринимателей, исследователей, спон-

соров и другие заинтересованные стороны, EdClusters ускоряют темпы инноваций, которые поддерживают трансформационное обучение и образование.

Сети, кластерные сети и сетевое взаимодействие

Существительное «network» имеет в английском языке четыре значения:

1. Ткани или структуры волокнистых элементов, связанных друг с другом на регулярной основе.

2. Любая группа взаимосвязанных объектов или систем.

3. Списки людей, сохраняемые для развития деятельности.

4. Несколько компьютеров и других устройств, связанных вместе, для обмена информацией.

Приблизительно тот же перечень значений имеется и в русском языке. В то же время, с развитием компьютерных технологий, в русском языке слово «network» стало использоваться исключительно в значении компьютерных сетей.

Сегодня различают:

экономические сети; социальные сети; компьютерные сети; сетевые подсистемы; нейронные сети; искусственные нейронные сети; телевизионные сети и др.

В европейских документах сегодня сеть (Network) определяется как «группа фирм, использующих совокупные таланты и ресурсы для сотрудничества в совместных проектах развития. Дополняя друг друга, они специализируются в преодолении общих проблем, благодаря чему участникам удается достичь коллективной эффективности и завоевывать рынки за пределами своих индивидуальных достижений».

Есть несколько родовых свойств кластера, в том числе «сеть», «инновация» и «исследования и развитие» (R&D). Словосочетания «кластерная сеть», «инновационный кластер» равнозначно «маслу масленому». Тем не менее, эти выражения очень часто употребляются в кластерном сообществе. Но если мы говорим о кластерах, то уже подразумеваем наличие сети. Отсутствие сети означает, что кластера тоже нет, а сформированное сообщество является чем угодно, только не кластером.

Критические вопросы исследования мощных обучающих сетей

Почему для инновационного развития сеть играет такую роль? На это ответ нам дает исследование фонда МакКинзи (Barsh, Capozzi, Davidson, 2008), подтвержденное впоследствии исследованием Всемирного банка (Barsh, Capozzi, Davidson, 2008).

Во-первых, согласно исследованию, «более 70% руководителей высшего звена в опросе, который мы недавно проводили, говорят о том, что инновации станут, по крайней мере, одним из трех ведущих факторов роста для их компаний в ближайшие три-пять лет» (Barsh, Capozzi, Davidson, 2008).

Во-вторых, как показало исследование, «различия в индивидуальном творчестве и интеллекте имеют гораздо меньшее значение для инноваций, чем связи и сети».

Таким образом, столь важные в ближайшем будущем инновации достигаются правильной организацией сетей!

И далее: «Поскольку новые идеи, похоже, стимулируют новые идеи, сети создают цикл инноваций. Кроме того, эффективные сети позволяют людям с различными взглядами и способами решения проблем перекрестно оплодотворять идеи. Стремясь максимально использовать возможности инновационных сетей, лидеры могут, таким образом, получить большую отдачу от существующих ресурсов, не запуская крупномасштабную программу управления изменениями» (Barsh, Capozzi, Davidson, 2008).

«Формирование инновационных сетей - это искусство и наука. Любая сеть непредсказуема и, в конце концов, ее невозможно контролировать. однако, сосредоточение внимания на замене одного или двух неэффективных членов оказывает меньшее влияние, чем установление условий для энергичных сетей и использование преимуществ, с помощью которых они процветают» (Barsh, Capozzi, Davidson, 2008).

Поэтому проект формирования сети EdClusters опирается на возможности многосекторных сетей для поддержки инновационного обучения и обучения в регионах по всей стране.

Искусство построения инновационных сетей

Поскольку сети оказались одним из рычагов инновационного развития, возник вопрос о рациональном их строительстве. Были проработаны различные рекомендации,

согласно которым развитие сетевых сообществ осуществляется пошагово. С методикой выстраивания сетей можно ознакомиться на сайте Департамента образования США.

Рис. 4. Источник: Education Innovation Clusters: Accelerating the Pace of Innovation https://tech.ed.gov/innovationclusters /

Первые сетевые сообщества инновационно-образовательных кластеров вели общую исследовательскую программу, которой предстояло ответить на следующие вопросы:

• Описательные исследования. Как функционирует и подключается сеть?

• Как осуществляется реализация конкретной программы или изменений и взаимодействие внутри сети?

• Как сеть и ее инициативы влияют на результаты, о которых мы заботимся?

• Какую роль играют сети в расширении доступа к инновационным образовательным возможностям в сельских районах? Как их можно адаптировать для поддержки обучения в контексте городов / сельских районов?

• Как может местная образовательная сеть перейти от этапа «запуска» к стратегии хождения в регионе? Как сеть привлекает партнеров для определения приоритетов и расширения новых инициатив в области обучения?

• Как интернет-платформы влияют на соединения в региональной экосистеме? Какое влияние эти связи оказывают на партнеров, школы и учащихся?

• Какие показатели могут быть разработаны для оценки влияния персонализированной инициативы обучения, масштабируемой по сети с несколькими партнерами? Как сети собирают и анализируют данные для улучшения?

• Как региональные сети образования влияют на региональное экономическое развитие? Какую роль играет студенческое агентство в подключении и повышении жизненной силы сообщества? Как локальная сеть распределяет

ресурсы для максимизации охвата, социального капитала и производительности?

• Как мы можем разработать общий инструмент измерения для образовательных организаций во всем регионе для оценки более глубоких навыков обучения? Каковы способы объединения заинтересованных сторон вместе с данными об образовании, которые приведут к увеличению региональных инноваций и экономического развития?

• Кто является основными группами заинтересованных сторон в экосистеме городского образования? Как они взаимодействуют и какие ценности/приоритеты влияют на взаимодействие? Какую роль сыграла бы открытая сеть в развитии совместных инициатив и коллективных действий в области инновационного обучения?

Эти исследования позволили приступить к разработке роли сетей в продвижении межсекторальных партнерств, справедливых возможностей обучения и перспективных инноваций в регионе.

Что необходимо для построения и управления инновационной сетью?

Во-первых, и самое главное, это сильное взаимодействие с заинтересованными сторонами. Успешные кластеры - объединяющие множество сетей, уделяя особое внимание тем, которые не всегда включаются, - вокруг общего видения инновационного обучения в их сообществе.

Во-вторых, формирование поддерживающей инфраструктуры.

Различные модели управления - от некоммерческих организаций до консорциумов, финансируемых за счет добровольных ассоциаций, соответствуют потребностям и целям различных регионов. Успешные EdClusters также четко определяют кластерного управляющего - местного организатора EdCluster. Организация или лицо (лица), несущие основную ответственность за объединение, катали-зацию и координацию деятельности различных организаций в рамках кластера.

В-третьих,привлекательные коммуникации -как внутри сети, так и для привлечения новых партнеров. Сильные EdClusters используют разнообразный контент, предназначенный для охвата различных аудиторий.

Наконец, успешные EdClusters - те, которые имеют устойчивые финансовые и операционные модели, которые используют целый ряд активов, ресурсов и человеческого капитала. Некоторые кластеры существуют за счет под-

держки благотворительного фонда. Другие используют традиционные гранты или государственное финансирование, третьи умело работают с волонтерами.

Рис. 5. Источник: Fuller C. How Education Innovation Clusters Advance Equity. http:// digitalpromise.org/201 7/08/29/education-innovation-clusters-advance-equity/

В экосистемах EdCluster собираются преподаватели, исследователи, предприниматели, спонсоры и другие, чтобы развернуть перспективные инструменты и методы обучения для решения больших задач и масштабирования перспективных решений в сфере образования (Fuller, 2017).

Рис. 6. Источник: Education Innovation Clusters: Accelerating the Pace of Innovation. https://tech.ed.gov/innovationclusters/

Глубокое образовательное неравенство, которое сохраняется в обучении, возможностях и лидерстве, - еще одна тема, на которой заострено внимание образовательно-инновационных кластеров. Благодаря сотрудничеству EdClusters находят мощные возможности для привлечения всех заинтересованных сторон к достижению всех учащихся (Fuller, 2017).

Таким образом, мы видим, что в США активно формируется инновационная региональная экосистема, включающая инновационно-образовательные кластеры, объединенные в сеть при нормативной, ресурсной и методической поддержке Департамента образования США.

В кластеры входят три типа стекхолдеров: исследователи, представители бизнеса, представители системы образования. Получается схема формирования кластера.

Что заставляет эти экосистемы работать?

Девизом любого кластера может быть: «Вместе мы умнее, чем любой из нас», а принципом функционирования экосистемы, который оговаривается особо: «Если это несправедливо, значит - неинновационно» (Fuller, 2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Элементами активизации инновационной экосистемы становятся:

1. Этические нормы.

2. Мягкие горизонтальные связи.

3. Единство ресурсов образования.

4. Изъятия из инновационного процесса менеджеров среднего звена, играющих, согласно исследованиям, в этом процессе роль тормоза (Barsh, Capozzi, Davidson, 2008).

5. Наконец, так называемое «третье место», о котором следует сказать особо.

В образовательной системе РФ это понятие не используется, хотя для развития образования оно необыкновенно важно. Итак, третьим местом (или третьим пространством) называют социальное окружение, отделенное от двух обычных социальных условий - дома («первое место») и офиса («второе место»).

Примерами третьего места могут быть такие среды, как клубы, публичные библиотеки, парки, общественные центры, торговые центры, магазины, рынки, базы отдыха, бассейны, кинотеатры, церкви, школы, колледжи и университеты, клубы и организации и другие места (Jeffres et al., 2009). Третьи места важны для гражданского общества, демократии, гражданской активности и системы образования (Oldenburg,1997).

У третьего места есть несколько характеристик, которые, действуя совокупно, создают питательную среду инноваций:

• Место без обязательств, в отличие от первых двух мест: у обитателей третьих мест нет почти никакого обязательства быть там. Они не привязаны к области финансово, политически, юридически или иным образом и свободны приходить и уходить, как им заблагорассудится.

• Выравнивающее место: здесь не имеет значения статус человека.

• Коммуникативное место: разговор -основная деятельность.

• Доступное место: третьи места должны быть открытыми и доступными для тех, кто их занимает. Они также должны быть приспособлены, то есть они обеспечивают потребности своих жителей, и все жители чувствуют, что их потребности выполнены.

• Регулируемое место: в третьих местах есть несколько завсегдатаев, которые помогают придать пространству тон и характеристики этого района.

По мнению специалистов сообщества инновационно-образовательных кластеров, «третьи места», определяемые сотрудничеством и производительностью, а не властью и институциональной собственностью, направлены на расширение возможности образовательной организации, чтобы добиться того, что вряд ли произойдет в обычных рамках вашей организации. Они являются также идеальной лабораторией R & D для смарт-городов и креативных индустрий.

Наконец, еще одно новшество, которое касается уже непосредственно школьных уроков, родилось в системе управления образованием в США. Оно касается одаренных детей, которые из «ненужного» объекта, требующего слишком много внимания, превратились в очень важный элемент школьной жизни. Учитель формирует класс, делая ставку на его ядро, которое образуют одаренные. Согласно новой схеме, образовательное ядро класса составляют одаренные дети, которые вовлекают в образовательный процесс детей менее одаренных.

Какие шаги должны быть предприняты для создания кластера?

Департамент образования США стремится выявить районы, в которых коммерческие, академические и образовательные партнеры собрались вместе, чтобы сформировать на их основе инновационный кластер, сосредоточив внимание на конкретной проблеме. «Предприниматели, исследователи и новаторы хотят быть рядом друг с другом, они хотят питаться совместной творческой энергией, им нужен доступ к объединенному пулу талантов, они хотят строить отношения, поэтому если местное сообщество сможет посадить семена, если сможет создать климат для инноваций и построить критическую массу, тогда последуют частные инвестиции, после чего последует инновация» (Джон Фернандес, помощник

секретаря администрации экономического развития).

Хотя фокус кластеров будет варьироваться в зависимости от региона, некоторые области фокуса могут включать:

• адаптивное / персонализированное обучение;

• обучение STEM;

• игры и моделирование;

• обучение аналитике;

• переход на цифровую печать;

• интеграция / совместимость систем данных (Education Innovation Clusters).

Тради ционно же во всем кластерном мире принята единая схема создания кластера - 5 этапов, 12 шагов, - разработанная И.Фоукс-Уильямсом.

«Кластеры возникают благодаря естественным силам рынка; вмешательство в кластерное развитие является преднамеренным и, как таковое, требует первоначальных инициаторов. Они обеспечиваются часто из финансируемых правительством агентств, ответственных за повышение конкурентоспособности. Финансируемая организация может быть национальной, но может работать на местном, кластерном уровне» (Ffowcs-Williams, 2016).

10 шагов развития кластера

О ©OC©G©©Q©

Рис. 7. Десять шагов развития кластера

Шаг первый. Это кластер?

Для успешного создания кластерной инициативы требуется:

• Наличие первичных ростков опыта, связей или ресурсов;

• Одобрение правительства и мобилизация ресурсов.

Шаг второй. Анализ ситуации

Исследование состояния региональных условий развития:

• кадров;

• рынка товаров;

• рынка услуг;

• запросов населения и т.п.

Шаг третий. Выбор лидера

Важным шагом в создании кластерных инициатив является скорейшее формирование лидерской группы, специфичной для кластера.

Кластерный менеджер (посредник) играет ведущую роль в определении и создании этой группы, которая первоначально может быть очень неформальной, но со временем будет развиваться и формализоваться.

Шаг четвертый. Видение

Когда проведен первоначальный анализ и сформировано руководство, наступает четвертая фаза - создание картины будущего развития, видения для кластера.

Шаг пятый. Вехи

После того как были определены перспективы, заинтересованные стороны должны определить основные вехи.

Шаг шестой. Необходимые действия

• Когда вехи (или ступеньки) определены, создатели кластера переходят к более широкой, долгосрочной программе действий.

• Если до шестого шага был подготовительный период, после него начинается непосредственное построение кластера.

Шаг седьмой. Создание структуры

• Создание кластера завершится после его публичного запуска.

• Большинство инициатив кластера начинаются правительственным агентством, но со временем влияние правительственных структур ослабевает.

• Чтобы быть эффективным в долгосрочной перспективе, кластерный процесс нуждается в создании постоянно действующего органа управления кластером. Орган этот должен быть создан до того, как угас первичный энтузиазм. Новая организация должна быть создана и официально оформлена.

Шаг восьмой. Детализация

Шаг позволяет оценить деятельность по созданию кластера, детализировать ее, оценить успех процесса.

Шаг девятый. Будущая стратегия

Интеграция кластера с другими экономическими инициативами, создание жесткой связи между соответствующими кластерами на местном и национальном уровнях имеет важное значение.

Шаг десятый. Открытие кластера

Образовательные кластеры в России

Впервые в российском законодательстве термин «кластер» был введен в п. 10 ст. 2 Закона Алтайского края от 14 сентября 2006 г. №95-ЗС «Об инновационной деятельности в Алтайском крае», в значении «кластер - совокупность географически локализованных и взаимосвязанных организаций, являющаяся эффектив-

ной формой глубокой интеграции образования, науки и производства для реализации конкурентных преимуществ в целях социально-экономического развития региона и страны».

В Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (Письмо Минэкономразвития России от 26 декабря 2008 г. № 20615-АК/Д19), которые до сих пор не утверждены или одобрены каким-либо правовым актом, под кластером понимается сконцентрированная на определенной территории группа взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга хозяйствующих субъектов (предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг), научно-исследовательских и образовательных организаций, которые находятся в отношениях функциональной зависимости в процессе производства и реализации товаров и услуг в определенной сфере. Кластер выступает как организационная форма региональных научно-производственных систем, создаваемых на условиях партнерства образовательных учреждений, работодателей и органов исполнительной власти, совместного использования научного, образовательного, производственного, ресурсного, инфраструктурного потенциала, привлечения административных ресурсов в целях социально-экономического развития территорий.

В российском понятийном аппарате используется определение образовательного кластера, как совокупности географически локализованных взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и связанных партнерскими отношениями друг с другом, а также с предприятиями отрасли.

Однако видно, что это определение не отражает сути происходящих процессов и роли кластера в системе образования.

Фактически вся цепочка «кластер - сетевое сообщество - государственно-частное партнерство» на сегодняшний день в России трудно реализуемы из-за непроработанности законодательства. Их создание является скорее исключением, чем механизмом развития. ■

Информация об авторе

Комарова Ирина Ильинична, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Совета по изучению производительных сил ВАВТ Минэкономразвития России, академик МАНПО, проректор Международной педагогической академии

дошкольного образования (Москва, Россия), irinakomarova@mail.ru

Information about the author

Irina I. Komarova, PhD in History, Lead Researcher, Productive Forces Research Council of the Russian Foreign Trade Academy under the Ministry for Economic Development and Trade of the Russian Federation, International Academy of Preschool Education, Moscow, Russia, irinakomarova@mail.ru

Литература

1. К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО. - Париж: ЮНЕСКО, 2005. - С. 26-28: Краткий обзор. Режим доступа : http://www.ifap.ru/ library/book042.pdf

2. Комарова И.И., Коптева Е.Н., Кондаков А.В. Морские кластеры как инструмент управления «синей экономикой». // Современные производительные силы. - 2015. - №2. - С. 145-154.

3. Чмыхало Ю. Что такое образование. 12 марта 2013. Режим доступа: http://istlit.ru/13770-chto-takoe-obrazovanie.html

4. Что такое сетевое сообщество. 2017. Режим доступа: http://letopisi.org/index. php/Сетевое_сообщество.

5. Что такое устойчивое развитие. 2019. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Режим доступа: https://ru.wikipedia. org/wiki/Устойчивое_развитие.

6. Anderson A. Hodgkin M. (2011) The creation and development of the global IASC Education Cluster. Background paper prepared for the Education for All Global Monitoring Report.

7. Barsh J., Capozzi M., Davidson J. (2008) Leadership and innovation. McKinsey Quarterly. - Januar.

8. Career Cluster: Education and Training. Режим доступа: https://www.onetonline.org/find/career?c=5

9. Carneiro, P., F. Cunha, and J. J. Heckman (2003). Interpreting the Evidence of Family Influence on Child Development. In The Economics of Early Childhood Development: Lessons for Economic Policy, Minneapolis, Minnesota. The Federal Reserve Bank. Presented at "The Economics of Early Childhood Development: Lessons for Economic Policy Conference," Minneapolis Federal Reserve Bank, Minneapolis, MN. October 17.

10. Cluster policy in Europe (2008): A brief summary of cluster policies in 31 European countries. Europe Innova Cluster Mapping Project. Oxford Research AS. January.

11. Department of Education and Early Childhood Development. Review of Kindergarten Cluster Management. URL: http://www.education.vic.gov.au/ Documents/childhood/providers/edcare/govresponsekind erclustermgt.pdf

12. Filds J. (2006) Lifelong Learning and the New Educational Order. British Journal of Educational Technology. Volume 37, Issue 6, pages 987-988, November.

13. Ffowcs-Williams Ifor (2016) Cluster Development Handbook. Cluster Navigators Ltd. November 1, 2016. URL: https://www.clusternavigators. com/product/cluster-development-handbook

14. Fuller C. (2017) Critical Research Questions for Powerful Learning Networks. URL: http://digitalpromise. org/201 7/09/19/critical-research-questions-powerful-learning-networks/

15. Fuller C. (2015) Designing a Network of Education Innovation Clusters. URL: http://digitalpromise. org/201 5/03/06/designing-a-network-of-education-innovation-clusters/

16. Fuller C. Education Innovation Clusters: Moving Forward. URL: https://medium.com/0OfficeofEdTech/ education-innovation-clusters-moving-forward-aa6970fa7b8d

17. Fuller C. Education Innovation Clusters: Accelerating the Pace of Innovation. URL: https://tech. ed.gov/innovationclusters/

18. Fuller C. #EdClusters16 Post-Convening Summary. URL: https://www.edtechupdate. com/exercises/survey/

19. Fuller C. (2017) How Education Innovation Clusters Advance Equity. URL: http://digitalpromise. org/201 7/08/29/education-innovation-clusters-advance-equity/

20. Fuller C. Ramping Up Research on Education Innovation Clusters. URL: http://digitalpromise. org/2017/04/11/ramping-research-education-innovation-clusters/

21. JASC (2006) Guidance Note on Using the Cluster Approach to Strengthen Humanitarian Response (Geneva: IASC)

22. Jeffres, L. W., Bracken, C. C., Jian, G., & Casey, M. F. (2009). The impact of third places on community quality of life. Applied Research in Quality of Life, 4, 333345. doi:10.1007/s11482-009-9084-8

23. Jenkins S. (2012) America's 'genius cluster' in sports. URL: https://www.washingtonpost.com/sports/ olympics/americas-genius-cluster-in-sports/2012/06/29/ gJQAGL6tBW_story.html ?utm_term = .af35178baa5c

24. Heckman J., Masterov D. (2007) The Productivity Argument for Investing in Young Children.

25. Kindergarten Cluster Management. Policy Framework / Department of Education and Early Childhood Development (DEECD). URL: http://www.education.vic. gov.au/Documents/childhood/providers/comms/kindercl usterframeworkfaq.pdf

26. Kirby, P. & Harper, S. (2001). Review of the issues that impact on the delivery of preschool services to children and their families in Victoria, Community Care, Victorian Government DHS, Melbourne.

27. Oldenburg R. (1997) The Great Good Place: Cafes, Coffee Shops, Bookstores, Bars, Hair Salons, and Other Hangouts at the Heart of a Community.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Porter M. (1990) The Competitive Advantage of Nations. URL: http://www.economie.ens.fr/IMG/pdf/ porter_1990_-_the_competitive_advantage_of_nations. pdf

29. Reimagining the Role of Technology in Education (2017). National Education Technology Plan Update. URL: https://tech.ed.gov/files/2017/01/NETP17. pdf

30. Robinson K. (2016) Creative Schools: The Grassroots Revolution That's Transforming Education.

31. Robinson K. (2009) The Element: How Finding Your Passion Changes Everything.

32. Taylor, P. Open Learning and the New Educational Order: Some Questions about Access and Participation. International Journal of Lifelong Education, v16 n2 p121-31 Mar-Apr 1997

References

1. Anderson A. Hodgkin M. (2011) The creation and development of the global IASC Education Cluster. Background paper prepared for the Education for All Global Monitoring Report.

2. Barsh J., Capozzi M., Davidson J. (2008) Leadership and innovation. McKinsey Quarterly. - Januar.

3. Career Cluster: Education and Training. Режим доступа: https://www.onetonline.org/find/career?c = 5

4. Carneiro, P., F. Cunha, and J. J. Heckman (2003). Interpreting the Evidence of Family Influence on Child Development. In The Economics of Early Childhood Development: Lessons for Economic Policy, Minneapolis, Minnesota. The Federal Reserve Bank. Presented at "The Economics of Early Childhood Development: Lessons for Economic Policy Conference," Minneapolis Federal Reserve Bank, Minneapolis, MN. October 17.

5. Chmyhalo Yu. (2013) Chto takoe obrazovanie? [What is a education?]. URL: http://istlit.ru/13770-chto-ta-koe-obrazovanie.html

6. Chto takoe setevoe soobschestvo? (2017) [What is a network community?]. URL: http://letopisi.org/index. php/Setevoe_soobschestvo.

7. Chto takoe ustojchivoe razvitie? [ What is a sustainable development]. 2019. Wikipedia. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Ustojchivoe_razvitie.

8. Cluster policy in Europe (2008): A brief summary of cluster policies in 31 European countries. Europe Innova Cluster Mapping Project. Oxford Research AS. January.

9. Department of Education and Early Childhood Development. Review of Kindergarten Cluster Management. URL: http://www.education.vic.gov.au/Documents/child-hood/providers/edcare/govresponsekinderclustermgt.pdf

10. Ffowcs-Williams Ifor (2016) Cluster Development Handbook. Cluster Navigators Ltd.

November 1, 2016. URL: https://www.dustemavigators. com/product/cluster-development-handbook

11. Filds J. (2006) Lifelong Learning and the New Educational Order. British Journal of Educational Technology. Volume 37, Issue 6, pages 987-988, November.

12. FullerC.#EdClusters16Post-ConveningSummary. URL: https://www.edtechupdate.com/exercises/survey/

13. Fuller C. (2015) Designing a Network of Education Innovation Clusters. URL: http://digitalpromise. org/2015/03/06/designing-a-network-of-education-innova-tion-clusters/

14. Fuller C. (2017) Critical Research Questions for Powerful Learning Networks. URL: http://digitalpromise. org/2017/09/19/critical-research-questions-powerful-learn-ing-networks/

15. Fuller C. (2017) How Education Innovation Clusters Advance Equity. URL: http://digitalpromise. org/201 7/08/29/education-innovation-clusters-advance-equity/

16. Fuller C. Education Innovation Clusters: Accelerating the Pace of Innovation. URL: https://tech. ed. gov/i nnovationclusters/

17. Fuller C. Education Innovation Clusters: Moving Forward. URL: https://medium.com/0OfficeofEdTech/edu-cation-innovation-clusters-moving-forward-aa6970fa7b8d

18. Fuller C. Ramping Up Research on Education Innovation Clusters. URL: http://digitalpromise.org/2017/ 04/11/ramping-research-education-innovation-clusters/

19. Heckman J., Masterov D. (2007) The Productivity Argument for Investing in Young Children.

20. JASC (2006) Guidance Note on Using the Cluster Approach to Strengthen Humanitarian Response (Geneva: IASC)

21. Jeffres, L. W., Bracken, C. C., Jian, G., & Casey, M. F. (2009). The impact of third places on community quality of life. Applied Research in Quality of Life, 4, 333345. doi:10.1007/s11482-009-9084-8

22. Jenkins S. (2012) America's 'genius cluster' in sports. URL: https://www.washingtonpost.com/sports/ olympics/americas-genius-cluster-in-sports/2012/06/29/ gJQAG L6tBW_story. html ?utm_term = .af35178baa5c

23. K obschestvam znaniya: Vsemirnyj doklad YUNESKO [Towards knowledge societies: UNESCO world report]. Parizh: YUNESKO, 2005. 26-28: Kratkij obzor. URL : http://www.ifap.ru/library/book042.pdf

24. Kindergarten Cluster Management. Policy Framework / Department of Education and Early Childhood Development (DEECD). URL: http://www.education.vic. gov.au/Documents/childhood/providers/comms/kinderclu-sterframeworkfaq.pdf

25. Komarova I.I., Kopteva E.N., Kondakov A.V. (2015) Morskie klastery kak instrument upravleniya «sinej ekonomikoj» [Marine clusters as a tool of "blue economy" management]. Sovremennye Proizvoditel'nye Sily [Contemporary Productive Forces]. 2. 145-154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.