Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная информационная система / комплексы программ. / educational information system / software packages.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Череванченко Е.И., Черноморец А.А.

В статье проанализировано состояния российского рынка информационных систем. Выявлены и изучены информационные системы в образовании. Обоснована практическая ценность данных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Череванченко Е.И., Черноморец А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL INFORMATION SYSTEMS AS AN OBJECT OF ANALYSIS

The article analyzes the state of the Russian information systems market. Information systems in education have been identified and studied. The practical value of these systems is substantiated.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА»

УДК 007

Череванченко Е.И. аспирант

Научный руководитель: Черноморец А.А., к.т.н.

профессор доцент

кафедра прикладной информатики и информационных технологий

Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, Белгород

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАК

ОБЪЕКТ АНАЛИЗА

Аннотация. В статье проанализировано состояния российского рынка информационных систем. Выявлены и изучены информационные системы в образовании. Обоснована практическая ценность данных систем.

Ключевые слова: образовательная информационная система, комплексы программ.

Cherevyanchenko E.I. graduate student

Scientific supervisor: Chernomorets A.A., candidate of technical sciences

professor associate professor Russia, Belgorod

EDUCATIONAL INFORMATION SYSTEMS AS AN OBJECT OF

ANALYSIS

Abstract. The article analyzes the state of the Russian information systems market. Information systems in education have been identified and studied. The practical value of these systems is substantiated.

Key words: educational information system, software packages.

В настоящее время развиваются и внедряются в практику управления сложными системами информационные технологии, инженерия знаний, методы поиска и принятия решений. В результате создаются предпосылки для построения высокоэффективных систем обработки и использования знаний при решении широкого круга прикладных задач. Особую актуальность приобретают системы, предназначенные для поддержки принятия решений при управлении системами образовательного

назначения. Парадигма образования, модель постановки проблем и их решения, периодически меняется, но составной частью парадигмы всегда остается подготовка молодого поколения к продолжению образования в силу постоянной потребности общества в квалифицированных работниках умственного труда, в интеллигенции, обладающей большим запасом общих и специальных знаний, высоким уровнем культуры, развитой способностью к самостоятельному мышлению и творчеству. Применение информационных систем модифицирует организационную структуру образовательного учреждения. Улучшаются все функции участников образовательного процесса, совершенствует способы получения и анализа информации о состоянии управляемого объекта. Современные информационные системы образовательных учреждений - это комплекс различных программ для автоматизации основных процессов (делопроизводства, ведения личных дел преподавателей, сотрудников и обучаемых, составления расписания и т.д.). Главная цель и задача таких ИС - обеспечение необходимой интегративности и создание единого образовательного информационного пространства. Решение этой задачи начинается с обеспечения однозначности и полной эквивалентности, и интерпретации описания предметной области в информационном пространстве для разных операционных систем и приложений. При этом ИС не должна отклоняться от заданных требований на протяжении всего жизненного цикла системы.

Работу образовательных учреждений уже нельзя представить без информационных систем. Одним из важнейших элементов современной среды образования являются электронные образовательные ресурсы. К ним относятся: интернет-хранилища электронных образовательных ресурсов, ммультимедиа-ресурсы (электронные учебники, интерактивные издания), собственные электронные образовательные ресурсы, разработанные педагогами образовательного учреждения (презентации, обучающие видео, интерактивные тесты).

Рассмотрю ИТ в сфере среднего образования. Представленные на рынке программные продукты для образовательных учреждений представляют собой комплексы программ, включающих в себя автоматизированные информационно аналитические системы для руководителя, менеджеров по учебной и воспитательной работе, преподавателя (учителя), работников библиотеки, медицинского персонала, сотрудников бухгалтерии. При этом на рынке имеется достаточно большой спектр информационных систем, предназначенных как для среднего, так и для профессионального образования. Основными разработчиками данного класса программного обеспечения являются фирмы: «Аверс», «1С», «Кирилл и Мефодий» и др. Выделю основные функциональные возможности ряда отечественных программных и программно-аппаратных решений для сферы образования.

Фирма «Аверс» - системы информационного обеспечения управленческих решений в учреждениях образовательного комплекса, предлагает комплекс программ, который позволяет автоматизировать многие аспекты деятельности школьного учебного заведения: «Управле5ние образовательным учреждением», «Электронный классный журнал», «Расписание», «Библиотека», «Авеерс: электронный портфолио», «Атестат». Программа содержит блоки делопроизводства, планирования, успеваемости, аналитики, приказов, тарификации.

Система «Сетевая школа», или «Net Школа» это информационное пространство для современной школы, включающее в себя комплексное решение по автоматизации учебно-воспитательного процесса в целом, а не только отдельных его частей. Система осуществляет сбор и представление информации о сотрудниках, учениках и родителях. В ней содержатся учебные планы, классные журналы, школьное расписание, разнообразные отчеты и другая информация. Система поддерживает информационное взаимодействие всех участников образовательного процесса: учителей, учеников, родителей, администрации школы (обмен сообщениями, доска объявлений) — как в рамках локальной сети учебного заведения, так и через Интернет.

Комплекс «Школьный офис». Простой и удобный инструмент для автоматизации управления образовательным учреждением, разработанный в тесном сотрудничестве со специалистами школ и органов управления. Включает модули «Паспорт ОУ», «Кадры», «Контингент», «Тарификация», «Нормативные документы», «Администрирование», интегрирована с системой интернет-дневников. Позволяет вовлечь в работу директора заместителей по УВР, специалистов-делопроизводителей и секретарей, классных руководителей и иных специалистов.

«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» - это программный продукт, разработанный с учетом требований Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной среды на 2002-2006г. Сетевое решение предполагает трех уровневую систему доступа: ученику, учителю, администратору системы.

«1С:Образование» — это облачная система для организации учебного процесса в цифровой образовательной среде школы, колледжа и других образовательных организаций. Система позволяет организовать очное, дистанционное или смешанное обучение с использованием цифровых учебных материалов.

Наиболее распространенная система в Белгородской области -«Виртуальна школа». Данная система представляет собой комплексное решение автоматизации сферы образования, вместившее в себя функционал от подачи заявление в образовательные организации и просмотра успеваемости, до получения сводной отчетности и оценки качества образования на региональном уровне. Проект охватывает все уровни

образования: дошкольное, начальное, основное, среднее общее образование, профессиональное, дополнительное.

Компьютерные обучающие программы представляют собой программное обеспечение, которое играет особую роль в современном образовании, поскольку может использоваться для самообучения на удаленном компьютере через компьютерную сеть, т. е. при дистанционном и открытом образовании.

Использованные источники: 1. Челябинский институт развития образования. Информационные системы в образовании

//https://moodle.kstu.ru/pluginfile.php/256514/mod_resource/content/1/%D0%9 8%D0%BD%D 1%84%D0%BE%D1 %80%D0%BC%D0%B0%D 1%86%D0% B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8Bo/oD0o/oB5o/o20o/oD1o/o81o/oD0o/oB8 ,^1%81,Ж 1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%BE %D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%B D%D0%B8%D0%B8.pdf (22.01.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.