УДК 61:796]:378.961-3 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-S1-175-180
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ В ВОПРОСАХ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ
А.Л. Шумова, Т.И. Толстова, Н.И. Тарасенко, М.Н. Антонович, Е.А. Максимцева ФГБОУ ВО «РязГМУ Минздрава России», Рязань, Россия
Аннотация
Цель исследования: изучить осведомленность будущих специалистов первичной медико-санитарной помощи по вопросам медицинского сопровождения спортсменов и лиц, активно занимающихся физкультурой, для определения образовательных барьеров и стратегий их преодоления в части актуальных вопросов спортивной медицины.
Методы и организации исследования. В исследовании приняли участие 75 студентов медицинского университета. Опрос проводился онлайн с использованием нескольких блоков вопросов: по оценке осведомленности об особенностях работы с лицами, занимающимися физкультурой и спортом, по диагностике и оценке готовности к оказанию медицинской помощи при спортивных травмах, оценке личного отношения к физической активности и оценке своих знаний и определению вопросов для дальнейшего обучения. Результаты исследования и их обсуждение. Согласно результатам нашего исследования, образовательные стратегии в области спортивной медицины должны опираться на повышение осведомленности студентов по следующим вопросам: особенности тренировки при занятиях населения различными видами спорта; механизмы развития спортивных травм и подходы к их профилактике и медицинской реабилитации. Заключение. Междисциплинарный подход в подготовке специалистов по спортивной медицине объединяет усилия врачей разных специальностей, однако в обучении специалистов различного профиля спортивное образование не находит отражения. Признавая эту необходимость, программы обучения, как по лечебной физкультуре, так и по профилактической медицине и медицинской реабилитации должны развиваться в части освещения вопросов спортивной медицины в различных клинических аспектах. Ключевые слова: спортивная медицина, физическая активность, спорт, физическая грамотность.
EDUCATIONAL BARRIERS IN SPORTS MEDICINE ISSUES
A.L. Shumova, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2074-8713
T.I. Tolstova, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2799-5442
N.I. Tarasenko, e-mail: [email protected], ORCID: 0009-0004-6117-9785
M.N. Antonovich, e-mail: [email protected], ORCID: 0009-0006-5165-4524
E.A. Maksimtseva, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-3528-6398
Ryazan State Medical University, Ryazan, Russia
Abstract
Purpose of the research: to investigate the awareness of future primary health care specialists on medical support for athletes and persons actively engaged in physical activity to identify educational barriers and strategies for overcoming those regarding current issues of sports medicine.
Methods and organizations of the research. 75 medical university students participated in the study. The survey was conducted online using several sets of questions: assessing awareness of the specifics of working with individuals involved in physical activity and sport, diagnosing and assessing readiness to provide medical care for sports injuries, assessing personal attitudes towards physical activity and evaluating their knowledge, identifying questions for further education.
The research results and their discussion. According to the results of our study, educational strategies in the field of sports medicine should be based on increasing students' awareness on the following issues: peculiarities of training in different sports; mechanisms of development of sports injuries and approaches to their prevention and medical rehabilitation Conclusion. An interdisciplinary approach to the training of sports medicine specialists unites the efforts of physicians of different specialties; however, sports education is not reflected in the training of specialists of different profiles. Recognizing this necessity, training programs, both in therapeutic physical training and in preventive medicine and medical rehabilitation, should be developed in terms of coverage of sports medicine issues in various clinical aspects. Keywords: sports medicine, physical activity, sport, physical literacy.
ВВЕДЕНИЕ
В медицинском обслуживании лиц, занимающихся физкультурой и спортом, принимают участие медицинские работники различных клинических направлений, что предъявляет определенные требования к их профессиональной подготовке [2]. Изучение готовности медицинских работников общего профиля к работе в области спортивной медицины с лицами, занимающимися физкультурой и спортом, а также определение проблем и приоритетов в профессиональной подготовке является сложной, но актуальной задачей для базового и дополнительного медицинского образования [9, 12, 13, 14, 16, 17].
Растущий спрос на специалистов в области спортивной медицины требует повышения осведомленности студентов-медиков об основных подходах в медицинском сопровождении спортсменов и лиц, активно и систематически занимающихся разного рода физической активностью. Междисциплинарный подход в подготовке специалистов по спортивной медицине объединяет усилия врачей разных специальностей, однако в обучении специалистов различного профиля спортивное образование не находит отражения [9]. Признавая эту необходимость, программы обучения, как по лечебной физкультуре, так и по профилактической медицине и медицинской реабилитации, должны развиваться в части освещения вопросов спортивной медицины в различных клинических аспектах. И первый шаг начинается с анализа осведомленности студентов, понимания ими особенностей работы в области спортивной медицины, осознанной потребности в обучении. Данная информация позволит сформулировать вопросы, которые необходимо включить в учебную программу и которые найдут живой отклик у студентов [19]. А затем с расширением знаний возможен переход на обучение по практическим навыкам и решению стандартных задач в области спортивной медицины. Медицинское образование тесно переплетается с различными образовательными подходами, в том числе и с физической тренировкой. Включение технологий спортивной подготовки неоднократно обсуждалось среди специалистов по медицинскому образованию [4, 5, 7]. Признавалось, что подход, связанный с самоконтролем за своим физическим состоянием и управлением стрессом, необходим в практике медицинского
работника, может опираться на образовательные технологии подготовки спортсменов. Среди образовательных технологий активно применяются методы визуализации [11], мотивации и активного вовлечения в спортивную практику [5, 10, 13].
С другой стороны, знания и понимание медицинскими работниками особенностей воздействия физических упражнений, их профилактического, лечебного и реабилитационного потенциала лежат в основе программ медицинской профилактики и реабилитации [3, 4, 16]. Однако, что признается многими авторами, медицинские работники в очень ограниченных случаях дают рекомендации по двигательной активности и профилактике травм, связанных с активной физической тренировкой, что, несомненно, связано с недостатком знаний и их личной низкой физической активностью [1, 6, 10]. Данная проблема может быть связана с низким уровнем физической грамотности, формирование которой также актуально и для спортивной медицины [7, 8, 18, 20].
Цель данной работы — изучить осведомленность будущих специалистов первичной медико-санитарной помощи по вопросам медицинского сопровождения спортсменов и лиц, активно занимающихся физкультурой, для определения образовательных барьеров и стратегий их преодоления в части актуальных вопросов спортивной медицины.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 44 студента 4-го курса факультета СПО и бакалавриата и 31 студент 6-го курса лечебного факультета в возрасте от 18 до 23 лет, из них лиц мужского пола — 36,6%. Опрос проводился онлайн с использованием нескольких блоков вопросов: по оценке осведомленности об особенностях работы с лицами, занимающимися физкультурой и спортом, по диагностике и оценке готовности к оказанию медицинской помощи при спортивных травмах, оценке личного отношения к физической активности и оценке своих знаний и определению вопросов для дальнейшего обучения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Свои знания по вопросам влияния интенсивной физической тренировки на общее состоя-
ние здоровья и риск возникновения травм, связанных с физической тренировкой, студенты оценили поровну: 50% — знания достаточны и 50% — недостаточны и требуют дальнейшего расширения. При этом более половины опрошенных не видят различий между физической тренировкой для сохранения здоровья и спортом, 84% уверены в том, что занятия спортом укрепляют здоровье и содействуют профилактике заболеваний.
Понимание правильности выполнения физических упражнений и возможности профилактики повреждений в зависимости от вида спорта и режима тренировки подтвердили не более 23%. При этом более 90% уверены, что могут оценить влияние тренировки на здоровье и оказать необходимую медицинскую помощь. Признают необходимость понимания особенностей при проведении реабилитационных мероприятий более 80% студентов, при этом в рамках производственной практики принимали участие в составлении и реализации реабилитационных программ практически все, не обладая необходимыми знаниями. Анализ личного отношения студентов к физической активности показал, что большинство из них не считает необходимым регулярные занятия физкультурой и спортом (60%), считая это личным выбором каждого человека. Учитывая, что предоставление рекомендаций по физической активности входит в обязанности медицинских работников, сочетание отсутствия личной заинтересованности, признания недостаточности знаний и непонимания специфических повреждений у спортсменов и у лиц, занимающихся интенсивными физическими тренировками, ставит вопрос о необходимости дополнительной подготовки медицинских работников по вопросам спортивной медицины [17].
Около 60% студентов готовы получать дополнительную информацию, однако остается открытым вопрос о форме дополнительной подготовки: вносить изменения в программы или вводить дополнительный курс. Эти вопросы в настоящее время активно обсуждаются в профессиональном сообществе, и поиск барьеров и ресурсов в медицинском профессиональном образовании для совершенствования знаний в области спортивной медицины выходит на первый план.
Спортивная медицина предполагает меди-
цинское обслуживание спортсменов, которые являются незаурядными личностями и подвергаются интенсивным физическим и психологическим нагрузкам во время тренировок и соревнований. В подготовке врачей рекомендуется использовать технологии спортивной тренировки для формирования стрессовой устойчивости [7]. В свою очередь, медицинский работник имеет широкие профессиональные компетенции и может выступать в роли «медицинского опекуна», сопровождая спортсмена и физкультурника для сохранения здоровья при минимизации рисков. Выполнение интенсивных физических нагрузок предъявляет к спортсменам достаточно высокие требования как физического, так и психологического плана: они должны научиться справляться со стрессами и разочарованиями и при этом не снижать нагрузок и быть готовыми к очередным соревнованиям. Внешнее давление на спортсменов со стороны тренеров, товарищей по команде, болельщиков и средств массовой информации вынуждает их терпеть боль и травмы, скрывать недомогание вместо отказа от выступления на соревнованиях или снижения нагрузок в пред-соревновательный период, побуждает спортсменов поверить, что принятие физического риска — их единственный выбор. Это влечет за собой отказ от выполнения рекомендаций медицинских работников. Такая ситуация, безусловно, повышает значение факторов риска травматизации. Раннее медицинское просвещение лиц, активно занимающихся физкультурой, спортсменов и тренеров, а также программы скрининга и профилактики являются важными компонентами компетенции медицинских работников [5. 6, 8, 10]. Кроме того, влияние личных и ситуационных факторов может напрямую воздействовать на восприятие спортсменом своей травмы. Личные факторы включают характеристики особенностей травмы, собственное восприятие спортсменом своего состояния. Ситуационные факторы определяются видом спорта, объективной оценкой состояния здоровья и резервов, возможностями реабилитации спортсмена. Понимание этих факторов является основой для оказания профессиональной медицинской помощи спортсменам. Однако в медицинском обслуживании лиц, занимающихся физкультурой и спортом, принимают участие медицинские
работники различных клинических направлений, что предъявляет определенные требования к их профессиональной подготовке. Согласно результатам нашего исследования, образовательные стратегии в области спортивной медицины должны опираться на повышение осведомленности студентов по следующим вопросам: особенностям тренировки при занятиях населения различными видами спорта; механизмам развития спортивных травм и подходам к их профилактике и медицинской реабилитации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
От квалификации в области спортивной медицины и готовности к профилактической, реабилитационной, клинической работе в зависимости не только от вида спорта, состоя-
ЛИТЕРАТУРА
1. Зотова, Ф. Р. Мотивы и препятствия физической активности студентов университетов/ Ф. Р. Зотова, Г. Ф. Хами-дуллина, Е. В. Бубякина. А. Н. Карпов. Р. Г. Хуснутдинова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № S - С. 103-114. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11^-103-114
2. Клинические рекомендации по проведению этапных и текущих медицинских обследований, врачебно-пе-дагогических наблюдений у спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации в олимпийских видах спорта. Клинические рекомендации. Под ред. проф. В. В. Уйба // М. : ФМБА России, 2018. -79 с.
3. Никодимова, В. Р. Лечебная физическая культура для послеродового восстановления организма женщин / В. Р. Никодимова, А. А. Сергин, А. Ф. Мифтахов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № 1 -С. 142-148^01: 10.36028/2308-8826-2023-11-1-142148.
4. Прошляков, В. Д. Медведева О.В. Оценка мероприятий, направленных на профилактику заболеваний репродуктивной сферы мужчин, с позиции федерального проекта Укрепление общественного здоровья» // "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2021 г., № 2 С. 252-261 D0I 10.24412/2312-2935-2021-2-250-261
5. Прошляков В. Д., Пономарева Г. В., Кудряшов С. В. О лич-
ностном подходе в физическом воспитании студентов // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 2. С. 175-182. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-2-175-182
6. Прошляков В.Д.,Толстова Т.И.Формирование компетенций у студентов медицинского вуза при изучении дисциплины «Физическая культура и спорт»// Российский медико-биологический вестник им. акад. И.П. Павлова. 2015. №4. С. 121-125^01:10.23888/ PAVL0VJ20173501-506
7. Скиба, И. А. Совершенствование программно-содержательного обеспечения профессионально-прикладной физической подготовки студентов-медиков, об-
ния здоровья спортсмена, но и возможности сохранения и восстановления его резервов, эффективности оказания неотложной помощи зависит сохранение как спортивной формы, так и здоровья. Таким образом, изучение готовности медицинских работников общего профиля к работе в области спортивной медицины со спортсменами и лицами, занимающимися физкультурой и спортом, а также определение проблем и приоритетов в профессиональной подготовке является актуальной задачей для базового и дополнительного медицинского образования. Именно образование в части спортивной медицины необходимо работникам первичного звена и специалистам различного клинического профиля для оказания эффективной медицинской помощи и медицинского сопровождения спортсменов.
учающихся по специальности «Лечебное дело» / И.
A. Скиба, И. Е .Коновалов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, № 3. - С. 100-105. DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-3-100-105
8. Толстова Т.И., Шумова А.Л., Куликова О.А. Повышение эффективности деятельности врача по управлению поведением в стрессовых ситуациях // Образование. Наука. Научные кадры 2021. №1 С.218-220 DOI: 10.24411/2073-3305-2021-1-218-2204.
9. Толстова ТИ., Шумова АЛ., Прошляков ВД. Расширение задач физического воспитания студентов в контексте формирования физической грамотности и модели спортивного образования // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 3. С. 300-302. D0I:10.24411/2073-3305-2021-3-300-302.
10. Толстова Т.И., Шумова А.Л., Тарасенко Н.И. Спортивная медицина на перекрестке спорта и клинической практики / Материалы ежегодной научной конференции, посвященной 10-летию науки и технологий и 80-летию Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова / редкол.: Р.Е. Калинин, И.А. Сучков; ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России. - Рязань, 2023.С.10-12.
11. Урясьев О.М., Прошляков В.Д. Как обучить студентов медицинского вуза основам оздоровительной физической культуры [Электронный ресурс] / О.М. Урясьев,
B.Д. Прошляков // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018 т.6 №2 (21). Режим доступа: http://humjournaL.rzgmu.ru/ art&id=323 (10.03.2024).
12. Шумова А.Л., Тарасенко Н.И., Толстова Т.И., Рондалева Н.А. Визуализация знаний в обучении студентов медицинской профилактике // Образование. Наука. Научные кадры. 2023. № 1. С. 316-319. D0I:10.56539/2073 3305_2023_1_316.
13. Brennan FH Jr, Rao AL, Myers RA, et aL. Suggested CurricuLar Guidelines for Musculoskeletal and Sports Medicine in Family Medicine Residency Training. Curr Sports Med Rep. 2020 May;19(5):180-188. DOI:: 10.1249/ JSR.0000000000000713. PMID: 32358302.
14. CarLJ,Jaunig J, KurtzhaLs M, MüLLertzALO, et aL. Synthesising physical Literacy research for 'blank spots': A Systematic review of reviews. J Sports Sci. 2023 Jun;41(11):1056-1072. DOI:: 10.1080/02640414.2023.2259209.
15. Chow YC, Waterbrook AL, SuffoLetto HN, et aL. Recommended MuscuLoskeLetaL and Sports Medicine ModeL CurricuLum for Emergency Medicine Residency Training. Curr Sports Med Rep. 2021 Jan 1;20(1):31-46. DOI: 10.1249/JSR.0000000000000800.
16. CoLeman N, BeasLey M, Briskin S. et aL. MuscuLoskeLetaL and Sports Medicine CurricuLum GuideLines for Pediatric Residents. Curr Sports Med Rep. 2021 Apr 1;20(4):218-228. DOI: 10.1249/JSR.0000000000000830.
17. Garcia L, Pearce M, Abbas A, et aL. Non-occupationaL physicaL activity and risk of cardiovascuLar disease, cancer and mortaLity outcomes: a dose-response meta-anaLysis of Large prospective studies. Br J Sports Med. 2023 Aug;57(15):979-989. DOI: 10.1136/ bjsports-2022-105669.
REFERENCES
1. Zotova F.R., HamiduLLina G. F., Bubyakina E.V., Karpov A. N., Khusnutdinova R.G. Motives and obstacLes to physicaL activity of university students Science and sport: current trends., 2023, voL. 11, no. S. - pp. 103114. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-103-114.
2. CLinicaL recommendations on conducting stage-by-stage and ongoing medicaL examinations, medicaL and pedagogicaL observations of athLetes of sports nationaL teams of the Russian Federation in OLympic sports. CLinicaL Recommendations. Edited by Prof. V.V. Uyba // M.: FMBA of Russia, 2018. - 79 p.
3. Nikodimova V.R., Sergin A.A., Miftakhov A.F. Therapeutic physicaL cuLture for postpartum recovery of women's body. Science and sport: current trends., 2023, voL. 11, no.1, pp. 142-148 (in Russ.) DOI: 10.36028/23088826 2023-11-1-142-148.
4. ProshLyakov V.D., Medvedeva O.V. EvaLuation of measures aimed at prevention of reproductive system diseases of men from the position of the federaL project «PubLic heaLth promotion» // Scientific journaL "Current probLems of heaLth care and medicaL statistics" 2021 r., № 2, pp.252-261 DOI 10.24412/2312-29352021-2-250-261.
5. ProshLyakov V. D., Ponomareva G. V., Kudryashov S. V. About the personaL approach in physicaL education of students. PhysicaL Education and University Sport, 2022, voL. 1, iss. 2, pp. 175-182 (in Russian). https://doi. org/10.18500/2782-4594-2022-1-2-175-182.
6. ProshLyakov V. D., ToLstova T.I. Formation of competencies among medicaL university students when studying the discipLine "PhysicaL CuLture and Sports" // Russian MedicaL and BioLogicaL BuLLetin named after Academician I.P. PavLov. 2017. VoL. 25, No. 3. pp. 501506. D0I:10.23888/PAVL0VJ20173501-506.
7. Skiba I.A., KonovaLov I.E. Improvement of program and content of professionaL-appLied physicaL training of medicaL students studying in the speciaLty «GeneraL medicine»2022, voL. 10, no.3, pp. 100-105 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-3-100-105.
8. ToLstova T.I., Shumova A.L., KuLikova O.A.. Improving the effectiveness of physician's behavior manage-
18. LiddLe DG, Changstrom B, Senter C. et aL. Recommended MuscuLoskeLetaL and Sports Medicine CurricuLum for Internal Medicine Residency Training. Curr Sports Med Rep. 2021 Feb 1;20(2):113-123. DOI:: 10.1249/ JSR.0000000000000811. PMID: 33560036.
19. Martins J, Onofre M, DudLey D. EditoriaL: HeaLth and physicaL Literacy interventions in education, sport, and pubLic heaLth settings. Front Sports Act Living. 2024 Jan 8;5:1353743. doi: 10.3389/fspor.2023.1353743.
20. Sunaryo EYAB, Masfi A, Afiani N. et aL. StakehoLder Recommendations for Sports-Focused Undergraduate Nursing CurricuLum: A OuaLitative Study. Adv Med Educ Pract. 2024 Jan 3;15:1-13. D0I:10.2147/AMEP.S418529.
21. Wang FJ, Choi SM, Lu YC. The reLationship between physicaL Literacy and quaLity of Life among university students: The roLe of motivation as a mediator. J Exerc Sci Fit. 2024 Jan;22(1):31-38. doi: 10.1016/j. jesf.2023.10.002. Epub 2023 Nov 5. PMID: 38054164; PMCID: PMC10694319.
ment in stressfuL situations// Education. The science. Scientific personneL. 2021. No.1 pp. 218-220 doi 10.24411/2073-3305-2021-1-218-2204.
9. ToLstova T.I., Shumova A.L., ProshLyakov V.D. Expansion of the tasks of physicaL education of students in the context of the formation of physicaL Literacy and the modeL of sports education // Education. The science. Scientific personneL. 2021. No. 3. pp. 300-302. D0I:10.24411/2073-3305-2021-3-300-302.
10. ToLstova T.I., Shumova A.L., Tarasenko N.I. Sports medicine at the crossroads of sport and cLinicaL practice // Proceedings of the annuaL scientific conference dedicated to the Decade of Science and TechnoLogy and the 80th anniversary of the Ryazan State MedicaL University named after Academician I.P. PavLov / editors: R.E. KaLinin, I.A. Suchkov; FGBOU VO Ryazan State MedicaL University of the Ministry of HeaLth of Russia. - Ryazan, 2023. pp. 10-12.
11. Uryasev O.M., ProshLyakov V.D. How to teach medicaL university students the basics of heaLth-improving physicaL cuLture [ELectronic resource] / O.M.Uryasev, V.D. ProshLyakov // [PersonaLity in a changing worLd: heaLth, adaptation, deveLopment: network journaL] 2018 voL. 6. № 2 (21). Access mode: http://humjournaL. rzgmu.ru/art&id=323 (date of access: 10.03.2024).
12. Shumova A.L., Tarasenko N.I., ToLstova T.I., RondaLeva N.A. VisuaLization of knowLedge in teaching students medicaL prevention // Education. Science. Scientific personneL. 2023. № 1. pp. 316-319. https://doi.org/10. 56539/20733305_2023_1_316.
13. Brennan FH Jr, Rao AL, Myers RA, et aL. Suggested Cur-ricuLar GuideLines for MuscuLoskeLetaL and Sports Medicine in FamiLy Medicine Residency Training. Curr Sports Med Rep. 2020 May;19(5):180-188. DOI:: 10.1249/JSR.0000000000000713. PMID: 32358302.
14. CarL J, Jaunig J, KurtzhaLs M, MuLLertz ALO, et aL. Synthesising physicaL Literacy research for 'bLank spots': A Systematic review of reviews. J Sports Sci. 2023 Jun;41(11):1056-1072. DOI: 10.1080/02640414.2023.2259209.
15. Chow YC, Waterbrook AL, SuffoLetto HN, et aL. Recommended MuscuLoskeLetaL and Sports Medicine ModeL
Curriculum for Emergency Medicine Residency Training. Curr Sports Med Rep. 2021 Jan 1;20(1):31-46. DOI: 10.1249/JSR.0000000000000800.
16. Coleman N, Beasley M, Briskin S. et al. Musculoskeletal and Sports Medicine Curriculum Guidelines for Pediatric Residents. Curr Sports Med Rep. 2021 Apr 1;20(4):218-228. DOI:: 10.1249/ JSR.0000000000000830.
17. Garc ia L, Pearce M, Abbas A, et al. Non-occupational physical activity and risk of cardiovascular disease, cancer and mortality outcomes: a dose-response me-ta-analysis of large prospective studies. Br J Sports Med. 2023 Aug;57(15):979-989. DOI: 10.1136/bjs-ports-2022-105669.
18. Liddle DG, Changstrom B, Senter C. et al. Recommended Musculoskeletal and Sports Medicine Curriculum for Internal Medicine Residency Training. Curr Sports
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Med Rep. 2021 Feb 1;20(2):113-123. DOI: 10.1249/ JSR.0000000000000811. PMID: 33560036.
19. Martins J, Onofre M, Dudley D. Editorial: Health and physical literacy interventions in education, sport, and public health settings. Front Sports Act Living. 2024 Jan 8;5:1353743. doi: 10.3389/fspor.2023.1353743.
20. Sunaryo EYAB, Masfi A, Afiani N. et al. Stakeholder Recommendations for Sports-Focused Undergraduate Nursing Curriculum: A Qualitative Study. Adv Med Educ Pract. 2024 Jan 3;15:1-13. D0I:10.2147/AMEP. S418529.
21. Wang FJ, Choi SM, Lu YC. The relationship between physical literacy and quality of life among university students: The role of motivation as a mediator. J Exerc Sci Fit. 2024 Jan;22(1):31-38. doi: 10.1016/j. jesf.2023.10.002. Epub 2023 Nov 5. PMID: 38054164; PMCID: PMC10694319.
Шумова Александра Львовна (Shumova Alexandra Lvovna) - кандидат медицинских наук, старший преподаватель; «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, 390026 г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0003-2074-8713.
Толстова Татьяна Ивановна (Tolstova Tatiana Ivanovna) - кандидат медицинских наук, доцент; «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, 390026 г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0003-2799-5442.
Тарасенко Нина Ивановна (Tarasenko Nina Ivanovna) - ассистент; «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, 390026 г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9; e-mail: [email protected]; ORCID: 0009-0004-6117-9785.
Антонович Марина Николаевна (Antonovich Marina Nikolaevna) - кандидат медицинских наук, доцент; «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, 390026 г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9; e-mail: [email protected]; ORCID: 0009-0006-5165-4524.
Максимцева Елена Анатольевна (Maximtseva Elena Anatolievna) - кандидат медицинских наук, доцент; «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, 390026 г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0003-3528-6398.
Поступила в редакцию 20 марта 2024 г. Принята к публикации 05 апреля 2024 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Шумова, А.Л. Образовательные барьеры в вопросах спортивной медицины / А.Л. Шумова, Т.И. Толстова, Н.И. Тарасенко, М.Н. Антонович, Е.А. Максимцева // Наука и спорт: современные тенденции. - 2024. - Т. 12, № S1 - С. 175-180. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-S1-175-180
FOR CITATION
Shumova A.L., Tolstova T.I., Tarasenko N.I., Antonovich M.N., Maximtseva E.A. Educational barriers in sports medicine issues. Science and sport: current trends., 2024, vol. 12, no. S1. - pp. 175-180. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-S1-175-180