Научная статья на тему 'Образовательные барьеры в обучении взрослых Канады'

Образовательные барьеры в обучении взрослых Канады Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ПРИЗНАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДЫДУЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL BARRIERS / ADULT EDUCATION / PRIOR LEARNING ASSESSMENT AND RECOGNITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Марина Викторовна, Юшков Никита Владимирович

В данной статье проводится анализ образовательных барьеров, преград, неблагоприятных факторов для получения образования взрослым населением Канады.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the given article educational barriers and negative factors facing adult learners in Canada are analyzed.

Текст научной работы на тему «Образовательные барьеры в обучении взрослых Канады»

формулировать проблему. В-третьих, проверка и последующий анализ студенческих работ дают значительный импульс мысли преподавателя. Последний сталкивается зачастую с новыми для себя проблемами, над которыми он раньше не задумывался. Пытаясь ответить как бы «от лица» ученых, мыслителей прошлого, преподаватель отнюдь не выступает истиной в последней инстанции. Он обращается к справочникам, научной литературе, собственным конспектам в поисках ответа. Таким образом, происходит диалог времен, поколений, жизненных позиций.

Иногда целесообразно отступить от жесткого деления учебных занятий на лекцию и семинар, чтобы сохранить живой интерес аудитории к обсуждаемым проблемам.

Таким образом, реализация требований ФГОС подразумевает целый ряд приемов и методов, направленных на формирование у студентов способности к саморефлексии, критичности мышления, осознания личной ответственности в ситуациях морального выбора и сочувствия как фундамента нравственности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Монтень М. О воспитании детей. Режим доступа: http://www.monten.ru/item/257.html (дата обращения - 28.03.2018.).

2. Платон. Лахет / Платон. Собр. соч.: В 4 т. - М.: Мысль, 1990. - Т.1. - 860 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. -720 с.

Борисова Марина Викторовна

кандидат педагогических наук АДИ ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет»

(г. Горловка, ДНР)

Юшков Никита Владимирович

студент

АДИ ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет»

(г. Горловка, ДНР)

УДК 374.7

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ В ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ

КАНАДЫ

EDUCATIONAL BARRIERS FACING ADULT LEARNERS IN

CANADA

В данной статье проводится анализ образовательных барьеров, преград, неблагоприятных факторов для получения образования взрослым населением Канады.

Ключевые слова: образовательные барьеры, образование взрослых, признание результатов предыдущего образования.

In the given article educational barriers and negative factors facing adult learners in Canada are analyzed.

Key words: educational barriers, adult education, prior learning assessment and recognition.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными или практическими задачами. Социально-экономические преобразования последних лет в Канаде обусловили стремительные инновационные процессы в образовании. Переориентация ценностей, которые воспринимаются системой образования как социальный заказ, актуализировала новые требования к личности, специалисту, гражданину. Взрослое население стало перед фактом необходимости получения новых профессий, переподготовки, адаптации к бурным изменениям, но очень часто этому мешают весомые барьеры, которые делают невозможным получение необходимого образования.

Формулирование целей статьи (постановка задач). Целью данной статьи является анализ образовательных барьеров, преград, неблагоприятных факторов для получения образования взрослым населением Канады.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных результатов. К образовательным барьерам канадские исследователи относят любые обстоятельства, которые мешают поступлению желающих в учебное заведение или успешному завершению обучающей программы, выделяя ситуационные, институционные, психологические, академические и педагогические барьеры.

Ситуационные барьеры возникают из-за обстоятельств, с которыми взрослые ученики сталкиваются в разных жизненных ситуациях. Среди ситуационных барьеров канадские исследователи выделяют следующие: многочисленные родственные и рабочие обязанности, которые конфликтуют с получением образования; финансовые проблемы; отсутствие адекватных и доступных услуг по уходу за детьми; отсутствие свободного времени; транспортные проблемы; расстояние, которое необходимо преодолеть студенту до образовательного учреждения; наличие у взрослого коммуникативных проблем, обусловленных нарушениями зрения или слуха; пребывание взрослого в плохом умственном или физическом состоянии, отсутствие жизненной энергии; отсутствие поддержки от мужа/жены, членов семьи или работодателей; отсутствие интереса к обучению [6, с. 13-14].

К неблагоприятным ситуационным барьерам Лиса Гивен относит еще наличие у взрослых собственных детей, но с оговоркой, что иногда именно дети содействуют академической успешности родителей, помогая им в поисках информации и знакомя с возможностями обучения через Интернет [4, с. 42]. Денч и Реган утверждают, что взрослые ученики, которые имеют проблемы с состоянием здоровья, значительно чаще сообщают о положительных результатах обучения и собственной удовлетворенности процессом обучения, чем студенты без особых нужд и физических недостатков [2].

Институционные (структурные) барьеры возникают в организациях, которые предоставляют образовательные услуги: учебные заведения и профессиональные учреждения, где происходит подготовка и переподготовка рабочих кадров. Такие образовательные препятствия вызваны несовершенной политикой провайдеров образования и правительства на федеральном и провинциальном уровнях.

Среди институционных барьеров рассматривают: отсутствие правительственной финансовой поддержки для взрослого ученика и образовательного заведения; высокая стоимость регистрации и учебных материалов; сложные и негибкие процедуры поступления в учебное заведение; отсутствие транспортных льгот (предоставления проездных билетов, разработка удобных маршрутов и расписания движения) и, как результат, высокие транспортные затраты, связанные с преодолением расстояния до учебного заведения и обратно; отсутствие адекватных и доступных услуг по уходу за детьми; негативное отношение к взрослым ученикам, студентам-заочникам и представителям маргинальных групп (индейцам, иммигрантам, беженцам, малообеспеченным, лицам с недостатками зрения и слуха) со стороны администрации и преподавательского состава учебного заведения; отсутствие доступа к электронному оборудованию и необходимой технической поддержки; неадекватные академические советы в выборе учебных курсов; отсутствие программы признания результатов предыдущего образования, иностранных дипломов и свидетельств об обучении в других образовательных заведениях или общественных организациях; отсутствие доступных курсов с гибким, удобным для студента расписанием; отсутствие согласованной и полезной информации относительно содержания учебных курсов; плохое, труднодоступное расположение учебного заведения и мест для парковки машин [6, с. 14-15].

Проблеме признания результатов предыдущей образованию отводится много внимания в канадской образовательной среде. С целью расширения доступа взрослого населения к формальным образовательным программам

учебные заведения Канады признают результаты предыдущего неформального образования, уменьшая требования при поступлении или начисляя студенту кредиты, которые не отменяют необходимость завершения определенного количества обязательных дисциплин, но сводят к минимуму общее количество новых кредитов, необходимых для успешного получения определенной специальности. Создание образовательного портфолио с результатами предыдущего образования совершенствует как взрослых учеников, так и общины, в которых они живут и работают.

Поттер и Фергюсон утверждают, что недостаточно усовершенствованная система признания дипломов других учебных заведений создает значительное препятствие в получении образования взрослыми учениками Канады и настаивают на установлении координации между разными образовательными учреждениями, разными уровнями образовательной системы, образовательными учреждениями и провайдерами профессиональной подготовки на рабочем месте и в обществе [6, с. 15].

Проблема высокой стоимости образовательных услуг в Канаде является одним из наиболее неблагоприятных факторов для получения образования взрослыми. Финансовый барьер усложняется при уменьшении правительственного финансирования послесереднего образования, наличии сложных процедур получения финансовой поддержки и обязательной оплаты за учебники, методические материалы, доступ к компьютерам и принтерам, пользование услугами лабораторий.

В отдельную категорию канадские исследователи выделяют институционные барьеры, которые приобретают решающее значение при поступлении в учебные заведения взрослых учеников разных групп: расизм и негативные стереотипы - неблагоприятные факторы для получения образования коренного населения Канады; недостаточное количество программ по изучению английского и французского языка становятся помехой при получении образования иммигрантами, беженцами и лицами, которым изучение второго официального языка необходимо для получения определенной должности или достижения более высокого культурного развития; недостаточное количество программ по ликвидации неграмотности беспокоит население с низким уровнем грамотности; плохой доступ к зданиям учебных заведений и неудобные места для парковки транспортных средств -взрослых с ограниченной мобильностью и лиц третьего возраста; недостаточное количество программ по признанию результатов неформального образования и иностранных образовательных сертификатов - иммигрантов и беженцев [6, с. 16].

Канадская педагогическая литература определяет еще один вид барьеров, которые ограничивают доступ при поступлении взрослого населения в учебные заведения - это психологические барьеры, которые возникают из-за внутренних субъективных факторов-препятствий учащихся.

Среди психологических барьеров выделяют: низкую самооценку, отсутствие уверенности взрослого в собственных силах, распространение стереотипных «слишком» и «недостаточно» мифов: слишком старый, занятый, утомленный, больной; не достаточно умный, богатый, заинтересованный, способный для продолжения обучения; общую озабоченность взрослого способностью успешно завершить обучение; отсутствие целей личного или карьерного развития и усовершенствования; ощущение принадлежности к «нетрадиционным» студентам, полной изолированности в образовательной среде; предыдущий негативный студенческий опыт; негативное отношение взрослого ученика к процессу обучения, которое рассматривается как чрезвычайное бремя, а не целесообразное капиталовложение; мифы о негативной связи между взрослением и способностью к обучению; такие мифы зарождаются, когда человек перестает быть полноценным участником образовательного процесса (18, 21 и 24 года) либо достигает пенсионного возраста и прекращает активно работать (55, 60, 65 лет) [6, с. 17].

Академические барьеры возникают, когда взрослые, имея для поступления необходимые квалификационные характеристики, не используют собственные знания, умения и навыки на протяжении многих лет, что вызывает их полураспад.

Поттер и Фергюсон к необходимым академическим навыкам относят: умение читать, писать, воспринимать информацию на слух и воспроизводить ее; умение считать; умение работать с компьютером; навыки поиска и нахождения необходимой информации; способность концентрировать внимание и четко запоминать факты; навыки критического мышления и рефлексии; умение писать тесты и сдавать экзамены [6, с. 18].

Взрослые, которые имеют развитые академические навыки, с легкостью находят необходимые для дальнейшего развития образовательные возможности, в то время как ученики с низким уровнем функциональной грамотности ощущают трудности в поиске соответствующих программ.

Развитие академических навыков в значительной мере зависит от индивидуального состояния физического и умственного здоровья того, кто учится. Кьюсак, Томпсон и Роджерс, изучая связь между обучением и состоянием здоровья человека, пришли к выводу, что программы, которые требуют развития умений целеположения, критического мышления,

применения творческих способностей, улучшают память, умение говорить публично и в целом содействуют укреплению умственного здоровья [1, с. 394]. Готтенсон акцентирует внимание на том, что академические навыки чтения, владения иностранными языками, визуального восприятия информации, социально-эмоционального приспособления, не усовершенствованные в детстве, часто остаются в зачаточном состоянии и в период взросления. Трудности в обучении не исчезают с окончанием школы, создавая новые проблемы, связанные с профессиональной занятостью, самооценкой, социальным взаимодействием и независимой самостоятельной жизнью [5, с. 3].

Теоретический анализ канадской педагогической литературы, посвященной образовательным барьерам взрослых студентов, позволил выделить еще одну группу педагогических барьеров, которые возникают при несовершенном владении преподавателями методическими техниками обучения взрослых.

К педагогическим барьерам относят: отсутствие понимания, как учатся взрослые; не способность преподавателей принимать во внимание интересы, предыдущий опыт и социальное положение взрослых студентов; отсутствие фокусирования на срочном использовании новых знаний и навыков взрослых в решении ежедневных проблем; отсутствие достаточного количества личных консультаций с инструктором при дистанционных и онлайн курсах; недостаточное понимание культуры учащихся [3, с. 7].

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Определив основные барьеры получения образования взрослым населением Канады, мы можем предусмотреть появление подобных препятствий на отечественной образовательной почве и попробовать от них избавиться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Cusack S.A. Mental fitness for life: Assessing the impact of an 8-week mental fitness program on healthy aging / S.A. Cusack, W.J.A. Thompson, M.E. Rogers // Educational Gerontology. -2003. - № 29 (5). - Р. 393-404.

2. Dench S. Learning in later life: motivation and impact [Электронный ресурс] / S. Dench, J. Regan : Dfee Resesarch Brief № 183. - Nottingham, UK: Department for Education and Employment Publications, 2000. - Режим доступа: http://www.employment-studies.co.uk/pubs/summary.php?id=rr183.

3. Galusha J.M. Barriers to Learning in Distance Education / J.M. Galusha // Interpersonal Computing and Technology. - 1998. - № 5 (3-4). - Р. 6-14.

4. Given L.M. The social construction of the «mature student» identity: Effects and implications for academic information behaviours : Doctor of Philosophy dissertation / Given Lisa M. - University of Western Ontario, London, ON, 2000. - 365 р.

5. Gotteson R.L. The Adult with Learning Disabilities: an Overview / R.L. Gotteson // Learning Disabilities: а Multidisciplinary Journal. - 1994. - № 5 (1). - Р. 1-14.

6. Mackeracher D. Barriers to Participation in Adult Learning / Mackeracher D., Suart T., Potter J. - Canadian Council on Learning, 2006. - 68 р.

Чечель Екатерина Олеговна

кандидат психологических наук ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 159.92

К ВОПРОСУ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

ON THE ISSUE OF ACTIVATING COGNITIVE ACTIVITY OF

STUDENTS

В статье затрагивается проблема познавательной активности студентов высшей щколы. Проанализированы подходы к ее пониманию в психологии и педагогике, обозначена роль познавательной активности в становлении профессиональной компетентности студентов, в возможности их саморазвития и самопознания.

Рассмотрены современные методы активного обучения, выступающие средством активизации познавательной активности студентов. Дана оценка возможности повышения познавательной активности и эффективности подготовки будущих специалистов через применение активных методов обучения. Продемонстрирован опыт применения некоторых методов активного обучения в аудиторной работе со студентами и их возможности в активизации познавательной активности обучающихся.

Ключевые слова: активные методы обучения, арт-методы, высшая школа, деловая игра, метод кейсов, познавательная активность, проблемная ситуация, учебная дискуссия.

In this article the problem of higher educational establishment students ' cognitive activity is touched. The author analyzes different approaches to the interpretation of this problem in psychology and pedagogics and determines the role of cognitive activity in formation of students ' professional competence, in their capability of self-development and self-actualization.

The author also treats the modern methods of teaching as means of students ' cognitive activity rise, reviews the possibility of students ' cognitive activity rise and future specialists ' preparing efficiency rise through using of active, demonstrates the experience of using some active methods in the teaching process and their capability for students ' cognitive activity rise.

Key words: active methods of teaching, art-methods, higher education, business game, case method, cognitive activity, problem situation, learning discussion.

Проблема познавательной активности студентов является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день в теории и практике высшего профессионального образования. Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью современного общества в специалистах, способных к проявлению инициативы, самостоятельности, стремления к деятельности на

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.